Заключение

Итак, если каждый из нас в отдельности, как индивидуальная личность, вряд ли в чем-то превосходит среднего грека эпохи Сократа, то наше коллективное существование, наша техническая цивилизация в целом — лучше ли, чем цивилизация Древней Греции? Действительно, у нас есть немалые материальные преимущества. Если де Кюстин поспешил уехать из России ранней осенью, опасаясь суровости русской зимы (впрочем, может быть также и доноса от корреспондента Министерства народного просвещения Я. Толстого), то ведь в наших современных железобетонных жилищах царит вечное лето. (Кроме, разумеется, тех случаев, когда происходит авария теплотрассы.) Сократ у Ксенофонта рассуждает о том, как хорошо провести зиму в деревне, пользуясь теплыми ваннами и иными деревенскими преимуществами (явно названы лишь теплые ванны). А современный городской житель имеет возможность в любое время принять теплую ванну — теоретически всегда, а практически довольно часто, исключая лишь случаи какой-нибудь аварии или профилактического ремонта. Можно упомянуть и о том, что за сравнительно небольшое количество долларов легко в считанные часы перенестись из Москвы в Нью-Йорк (если, разумеется, из-за какой-нибудь технической неполадки этот полет не закончится плохо). В общем, техническое могущество, доступное не только государству, но и в какой-то мере каждому отдельному человеку, налицо.

Как же мы пользуемся этим могуществом? Большинство населения земного шара добровольно сосредоточилось в городах, ну а город — это всегда зона экологического бедствия. Речь идет не столько о загрязнении и отравлении среды обитания (к этому человечество, как самый выносливый биологический вид, в какой-то мере приспособилось). Но в городе попросту тесно жить. Население страдает от тесноты и высчитывает квадратные метры жилой площади, а речь-то идет не столько о площади квартиры, сколько о том, что человеку для нормальной жизни нужна на порядок большая площадь земли, чем можно иметь в городе. Ведь достойная свободного и разумного человека постановка вопроса о жилой площади следующая: если тебе мало места в том доме, в котором ты живешь, то построй себе своими руками другой дом, попросторнее. Но где же его построить — на голове у соседа что ли? Кстати, что касается России, то у нас места вообще-то много. Стоит только взглянуть на карту Московской области, как мы увидим, что подавляющая часть ее площади закрашена зеленым цветом. Это леса, в которых никто не живет. А современное городское население, которое каждый день ходит на работу, пользуется этими лесами не чаще, чем Сократ теплыми ваннами. Но не приходится рассчитывать на то, что городское население в ближайшем будущем рассредоточится: это по многим причинам технически невозможно. Вот и получается, что, сильно страдая от тесноты, население добровольно и в массовом порядке применяет жесткие средства ограничения рождаемости.

С другой стороны, в городе много хорошего. Ведь ни в глухой тайге, ни в деревне нельзя создать Объединенного института ядерных исследований или медицинского центра, в котором можно сделать операцию аорто-коронарного шунтирования, и даже университета или филармонии. И вот, сама возможность жизни для городского населения и для существования многих прекрасных достижений цивилизации ключевым образом зависит от поддержания научно-технического потенциала. Причем одного поддержания мало: например, если не будет существенного прогресса в области энергетики, то доступные энергоносители в обозримое время будут исчерпаны.

Энергетическая проблема, проблема промышленных (и бытовых) отходов и другие насущные проблемы цивилизации непосредственно связаны с проблемами экологии. Интересно поэтому на примерах из любой области посмотреть, каким научным потенциалом мы обладаем для решения неотложных проблем. В данной книге в качестве таких примеров выбраны математические модели экологии, но ситуация носит, как нам кажется, общий характер. Она заключается в том, что в любой науке, которая претендует на какие-то количественные выводы, исследование проблемы (по крайней мере, на начальном этапе, но нередко и на других этапах тоже) определяется своеобразным математическим мистицизмом. Правда, слова «мистико-математическое описание» ученый из другой области (биолог) склонен скорее употреблять в ругательном смысле (см. об этом 5-ю главу книги), но... в любом случае дело кончается тем неоспоримым аргументом, что другой, более совершенной науки нет. Например, во второй половине 19-го века, когда стремительными темпами создавались научно-технические основы нашей современной цивилизации, в массовом сознании интеллигенции торжествовал материализм. Но чем же занимались сами создатели этих основ и среди них знаменитый Генрих Герц? А они, как Фауст, «замирали, в лица духов глядя» (см. высказывание Г. Герца в 8-ой главе). Автономные системы главы 4-ой не случайно подаются нами в историко-религиозных терминах.

Мистика качественной теории дифференциальных уравнений сменяется в экологии 60-х годов нашего века мистикой электронных вычислительных машин. Та и другая укрепляются в общем мнении вопреки очевидным и хорошо известным фактам — в рамках принципа «верую потому, что нелепо». Ведь соображения о неизбежной неавтономности любых уравнений, описывающих реальные экосистемы, которые мы излагаем в главе 4-ой, всегда были совершенно очевидными. То же относится к соображениям о недостаточной точности описания динамики «в малом», которые приведены в главе 5. Но мистическая красота чарует. В одном случае это чисто математическая красота качественной теории дифференциальных уравнений, в другом — математика отходит несколько в тень, а на первый план выступает мистика сложного и совершенного электронного устройства. Кстати, в последнем случае мистика получает свое словесное оформление в виде так называемой «теории систем» или «системного анализа», но математический уровень этих теоретических построений невысок, и они стали объектом насмешек той части публики, которая воспитана на физико-математических образцах.

Вопрос об изучении статистических связей между динамикой численностей различных биологических видов вполне мог бы быть поставлен в 60-е годы. Например, он мог бы перекочевать из эконометрики, которая давно занималась подобными вещами. Но мистика еще не созрела. Потребовалось сначала осознать математические красоты детерминированного хаоса, чтобы модели со случайными вмешательствами стали систематически изучаться в экологии (предмет главы 6-ой, а в одном частном научном вопросе — главы 7-ой). Вероятно, у этих моделей есть шансы на скромное, но приличное будущее, так как в каких-то случаях их возможно с пользой применить для описания реальных процессов. Впрочем, наверное это будущее окажется достаточно скромным — не более блестящим, чем, скажем, сложившееся положение в эконометрике, которая в слишком многих случаях бессильна помочь в понимании реальных экономических процессов.

В общем, наука, от достижений которой так много зависит в делах государственных и даже общечеловеческих, творится благодаря любознательности отдельных лиц, как об этом свидетельствуют древние и современные высказывания от Р. Декарта до Л. А. Арцимовича. Декарт ведь говорил, что если бы нашелся ученый, от разработок которого явно зависело бы счастье человечества, то лучшее, что могло бы сделать общество, — это предоставить ему необходимые средства для производства экспериментов, а в остальном оставить в покое. Арцимович — один из руководителей мирного термоядерного проекта (не удавшегося — к большому сожалению для человечества) — сказал, что наука — это самый лучший и современный способ для удовлетворения любознательности отдельных лиц за счет государства.

Тем интереснее и важнее становятся работы по истории и философии науки. В настоящее время история и философия как бы вырываются за свыше предустановленные рамки — заниматься лишь изучением прошлого опыта. Конкретное содержание любой науки в настоящее время весьма сложно и противоречиво. К естественному авторскому стремлению преувеличить достигнутые результаты прибавляется много социальных факторов. Поэтому реальная оценка — что в самом деле достигнуто, а что нет — немыслима без специального исследования. Каким же может быть жанр подобного исследования? Очевидно, что лишь историко-философским.

Действительно, вспомним политический лозунг — «достижение наиболее полного удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей советских людей». Кто же, кроме историка и/или философа решится сказать, что некоторые потребности, допустим, надо удовлетворить, но зато другие — ограничить. Ведь основной вывод из данной книги состоит в том, что «постоянно растущие» удовлетворить нельзя за недостатком ресурсов и что наука эти ресурсы вряд ли изыщет. Ну а теперь это мнение, наряду с другими, должно поступить в общий великий котел, в котором варится будущее нашей цивилизации, и уж что-нибудь из этого варева, наверное, выйдет.


14
Показать комментарии (14)
Свернуть комментарии (14)

  • nikolay  | 29.07.2006 | 13:01 Ответить
    Хотелось бы обсудить с В.Н. Тутубалиным завтрашний день
    в планировании и обработке результатов экспериметов!!!

    Заранее благодарен

    Николай
    Ответить
  • BBR  | 10.01.2007 | 19:18 Ответить
    6.3 (http://elementy.ru/lib/430230/430262): "Возможности биологической экспериментальной техники выросли не столь существенно, в частности, подсчет численностей видов принципиально остается таким же, как и во времена Гаузе"

    Вопрос: а почему бы не подсчитывать число особей программным путем? Взять каплю между стекол, сфотографировать с нужным разрешением и обработать изображение? Мне кажется что достаточно алгоритмов распознавания образов, которые можно адаптировать под эту задачу.
    Ответить
  • Александр Орлов  | 17.01.2007 | 11:30 Ответить
    О публикациях первого из авторов:
    http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=390
    http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=391
    Ответить
  • Igor_k  | 18.05.2007 | 00:47 Ответить
    Книга оставляет двойственное впечатление. С одной стороны,
    рассказанные истории весьма поучительны. С другой стороны,
    роль мистики в науке сильно преувеличена, а к выводам автора
    стоит относиться с разумной осторожностью. Все же ядерные реакторы
    работают куда надежнее, чем модели экосистем, и даже прогнозы
    погоды не всегда плохи. Проблемы в аксиоматической теории поля
    не останавливают развития физики высоких энергий.
    И метод наименьших квадратов здорово работает, если помнить
    известное правило: garbage in - garbage out.
    Конечно, мы не знаем,
    как происходят творческие прорывы при решении задачи, но
    вместо того чтобы называть их научной мистикой, можно их
    исследовать и учиться их достигать. Конечно, пока не умеем,
    но пробовать можно, есть общеизвестная литература, книги Пойа например.
    Так что, уважаемый читатель, бди !
    Ответить
    • NS > Igor_k | 31.05.2007 | 14:48 Ответить
      "Все же ядерные реакторы работают куда надежнее, чем модели экосистем"

      Мне кажется, вы сравниваете совершенно разные вещи. В процессе изучения многомерных (многофакторных/систем с многими степенями свободы) систем, которые можно выделить в общей картине мироздания, всегда происходит некоторый откат к простым моделям. Так наука переходит в технологию.

      С этой точки зрения, ядерные реакторы - это технологическая отрыжка науки, а экосистемы - ее объект изучения. И естественно, что искуственно упрощенная научная модель работает надежнее, чем реальная природная система, до понимания реальных закономерностей которой нам, как до Луны пешком.
      Ответить
      • Igor_k > NS | 31.05.2007 | 18:47 Ответить
        Согласен, технические системы куда проще биологических, потому
        и изучены лучше и работают надежнее. Но автор, как я понял,
        утверждает, что они изучены одинаково плохо? С этим я и не согласен.
        Я думаю, это автор так читателя подначивает.

        Непознанные (не описываемые опытом специалистов) области
        есть даже в такой модели, как шахматы.
        Доказательство - то, что компутер Каспарова
        обыгрывает. В компьютере некие части модели есть, а в разуме
        эксперта, чемпиона мира, их нет, и ситуация необратима. Вот
        вам и пределы человеческого разума. Но мы же не будем говорить,
        что шахматы изучены так же плохо, как экологические системы?
        Ответить
        • NS > Igor_k | 01.06.2007 | 14:20 Ответить
          Тут мы с вами коснулись очень интересной темы.

          Дело в том, что известный нам мир можно определить, как сумму внешних проявлений систем со сравнимыми уровнями сложности. Ну, и все нижележащие системы, конечно включены сюда же.

          Так вот, наука, хоть и не изучила досконально даже шахматы, но в принципе может это сделать. А вот системы, сложность которых превосходит наши возможности на порядки, мы не может ни изучить, ни даже представить. По одной простой причине - они не принадлежат нашему миру (не в метафизическом смысле, а в чисто практическом).

          С этой точки зрения ваше сравнение шахмат с экосистемами не совсем правомерно. Это все-таки системы разного качества. И различие между ними не сводится к количественным параметрам, так же как различие между живым и неживым мозгом не сводится только к биохимии или электрохимии.

          А что они изучены одинаково плохо - с этим и я не согласен. Не верю, что авторы настолько примитивны :)
          Ответить
    • lav > Igor_k | 17.06.2008 | 19:16 Ответить
      Профессор Тутубалин давно известен оригинальнымим высказываниями. Еще в своем учебнике матстатистики лет 30 назад он писал, что эта самая статистика занимается вещами сугубо идеальными, не имеющими никакого отношения к грубому материальному миру, обработке экспериментальных данных и т.п. Мне кажется, это такое интеллектуальное кокетство. Сам-то он прекрасно знает, что если бы никакого применения матстатистики к практике не было, то ни ему, не другим статистикам зарплату никто бы платить не стал... Хотя всякое бывает. Поминаемого тут Налимова к старости-то эвон как заколбасило, когда он в какю-то секту вступил..
      Ответить
  • alexpo  | 12.04.2008 | 13:38 Ответить
    Цитата: "...теология, и атомная энергетика, и экология (и прочие науки)...".
    Я просто в восторге от приравнивания теологии и атомной энергетики. Грош-цена такой философии.
    Правда, мне очень интересно было бы что-нибудь услышать о математизации теологии, или о математическом моделировании в ней :).
    Математизация технических наук не меньше чем теоретических. Просто при создании технических трудов математика сводится к простым инструкциям (формулам), понятным исполнителям, не имеющих научной и теоретической подготовки. Но если окунуться в историю вопроса... Например, инструкцию по построению атомного реактора можно написать вообще не касаясь ядерной физики.
    Ответить
    • lav > alexpo | 17.06.2008 | 23:29 Ответить
      Да, как говориться, глубокая философия на мелких местах. Прежде чем разводить философию, неплохо бы авторам подучить историю. Например, на Льва Толстого с его рассказом "Как в городе Париже починили дом" наехали совершенно зря. Это реальный факт, связанный с ремонтом Дома инвалидов в Париже. Толстой информацию почерпнул из газетной заметки и пересказал для детей. А тут сразу "нелепо по технической сути"... бла-бла-бла
      Ответить
  • saabmount  | 28.10.2011 | 23:54 Ответить
    "Авторы книги исследуют это убеждение примерно так же, как Сократ исследовал мудрость своих сограждан, и со сходными результатами"

    Напомним читателям, что результатом многолетних изысканий Сократа (по-видимому и Тутубалина) стала пропозиция: "Я знаю, что я ничего не знаю".

    RIP, академик Тутубалин...
    Ответить
  • Лайма2001  | 05.03.2013 | 18:37 Ответить
    Читая эту книгу, вернулась назад в 75-95 годы, когда с друзьями (физики, математики, биологи с университетским образованием, прекрасными способностями и широким кругозором) ходили в байдарочные, велосипедные и прочие походы, а вечерами у костра занимались трепом на околонаучные темы. Все это и представлено в данной книге. Тема обсуждения не важна сама по себе. Главное- привлечь внимание, описать парадоксальную ситуацию, иногда просто поделиться прочитанным, не отказав себе в удовольствии позлословить. Интересно, что из такого трепа выводы делались, причем также в духе выводов, сделанных в конце глав этой книги. выводы получаются в общем-то достаточно общие и тривиальные. А за возвращение в молодость - спасибо!
    Ответить
  • guryan  | 20.10.2014 | 11:48 Ответить
    Строго говоря, математика вовсе не является наукой, а всего лишь кратким и довольно примитивным языком, которым описать даже простую окружность можно только очень приблизительно.
    А почти религиозный, благоговейный трепет научного сообщества, перед математическими символами, оказал науке медвежью услугу, превратив её в некое подобие астрологии и хиромантии, со своими шаманами, прорицателями и толкователями.
    Стремление вывести из манипуляций абстрактными математическими символами и формулами некие физические истины, привело к изобретению понятий, не совместимых с законами природы. Математикой, как кратким языком, можно описать какое-либо явление, но объяснить его она не в состоянии и создаёт только иллюзию понимания.
    В отличии от математики, в природе не существует ничего отрицательного или мнимого, поэтому в ней нет и не может быть никакой антиматерии. Положительный и отрицательный заряды – это просто противоположные свойства материи, аналогичные, например, прозрачности и непрозрачности веществ.
    И при объединении материальных объектов с противоположными свойствами, эти свойства просто объединяются, либо компенсируя, либо усиливая друг друга. В противном случае, любые взаимодействия веществ с противоположными свойствами приводили бы к полной аннигиляции, как их фи-зическому исчезновению, что противоречит второму началу термодинамики.
    В природе нет ни интегралов, ни квадратных корней, ни синусов. Потому что все это – даже не какие-то физические величины, а всего лишь отношения этих величин. И уже лет через сто потомки будут покатываться со смеху над такими "научными" перлами, как бозоны Хиггса, черные дыры, ручки Уиллера, коты Шредингера, гравитационные коллапсы и прочие порождения примитивного сознания.
    Как сказал однажды Эйнштейн, математика – это единственный способ провести самого себя за нос. И сам же по уши в это вляпался… Гравитационный коллапс и аккреция, как поднятие самого себя за волосы. Большой взрыв, как творение материи из ничего.
    Молекулярно-кинетическая теория и теория струн, как образчики вечного двигателя и множество других абсурдных и бессмысленных гипотез, выведенных из математических преобразований, мало чем отличающихся от библейских сказок и сочинений фантастов, со временем навсегда исчезнут из науки.
    Ведь неудивительно, что теория большого взрыва, как божественное творение материи из ничего, с большой охотой была признана религиозными мракобесами Ватикана.
    Нельзя отрицать того, что математически можно посчитать насколько увеличится длина железной линейки при миллионе градусов, но обсуждать при этом её свойства могут разве что умалишённые, потому что ни при такой температуре она просто не существует.
    Однако, несмотря на это, псевдоучёные на полном серьёзе описывают, например, черные дыры, как будто уже пощупали их собственными руками, говорят об аккреции, как падении материи самой на себя, как будто видели это где-то воочию.
    Описания различных парадоксов, необъяснимых эффектов и явлений, якобы существующих в природе лавиной льётся с экранов большинства телеканалов и уже превратилось в доходный бизнес на невежестве обывателей и так не сильно обременённых способностью к мышлению. И самое страшное, что даже в среде учёных невежество уже достигло такой сте-пени, что многие из них верят в бога, а некоторые даже и не скрывают этого.
    Более того, в некоторых учебных заведениях уже дела-ются поползновения учредить кафедры богословия. И я не удивлюсь, что в скором времени дойдёт очередь и до возрож-дения святейшей инквизиции. Учёные и сами уже давно пре-вратились в толкователей результатов математических преоб-разований, подобно астрологам, предсказывающим людские судьбы по рисунку расположения звёзд на небе, совершенно не понимая, что эти явления несопоставимы и подчинены со-вершенно разным законам.
    Умение фантастически наукообразно трактовать ре-зультаты манипуляций математическими формулами, считает-ся признаком неординарного ума и нестандартного мышле-ния, недоступного простому смертному. Создав себе божка по имени "математика", учёные уже несколько столетий водят себя за нос, даже не подозревая этого.
    Зная, что дважды два – четыре и нагромождая друг на друга массу многоэтажных формул, легко написать вполне научную статью о каком-либо физическом явлении, даже не понимая его физического смысла и, тем не менее, создав в гла-зах обывателя иллюзию высокой научности.
    И эту иллюзию легко подкрепить простой проверкой математических выкладок обратным действием – разделив че-тыре на два. Потому что любые математические доказатель-ства представляют собой тавтологии, укладывающиеся в про-стую формулу: "дважды два равно четырём, потому что четы-ре, делённое на два, равно двум". И вот на подобных тавтоло-гиях выстроены практически все, так называемые научные теории.
    Публикуясь в своих рецензируемых научных изданиях, куда закрыт доступ свежей мысли и бесконечно подсчитывая, кто кого перецитирует, научное сообщество превратилась в секту посредственностей, состоящую в основном из людей, умеющих лишь виртуозно манипулировать цифрами, особо
    Ответить
  • Keller  | 07.01.2025 | 20:39 Ответить
    del
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»