3.3.2. «Опыт элементарного анализа теории вероятностей»

Сама по себе идея случайного выбора, в том числе жеребьевки, азартной игры (т. е. игры, связанной с результатами каких-то случайных экспериментов), гадания, т. е. узнавания воли богов опять-таки с помощью случайных экспериментов и т. д. вовсе не является математической: это что-то вроде древнего психологического архетипа. Но подсчеты шансов осуществления тех или иных случайных событий в самых (казалось бы) простых случаях очень часто могут быть трудными, и тут уже требуется математика. Поэтому исторически получилось так, что не только о чисто математических задачах, но и о прикладных и философских вопросах теории вероятностей обычно рассуждают математики или физики (напомним, что в данной книге под «философией» понимается минимальная философия в смысле той пользы и удовольствия, которых в конкретных случаях можно ожидать от применения тех или иных научных методов).

В 1844 году октября 17 дня кандидат Чебышев отнес в типографию Августа Семена, что была на Кузнецком Мосту в доме Суровщикова, сочинение «Опыт элементарного анализа теории вероятностей». По-современному говоря, П. Л. Чебышев по окончании университета был рекомендован в аспирантуру, и сочинение это было его диссертацией (она тогда называлась магистерской). Эта диссертация имеет введение, с нашей точки зрения, в высшей степени философское. Из этого введения извлекается некоторая важная информация, которую удобнее изложить не прямо цитируя Чебышева, а переизлагая текст введения в другом порядке.

В те времена попечителем Московского учебного округа был граф С. Г. Строганов. Известно, что он был очень хорошим попечителем, и Чебышев, в частности, пишет, что сама задача его диссертации была поставлена Строгановым. Что же это за задача?

Тогда считалось, что теория вероятностей является (или призвана быть) опорой всем знаниям, основанным на наблюдениях и свидетельствах. Дело в том, что в конце 18-го — начале 19-го веков теория вероятностей сделала огромный скачок в своем развитии, причем основными деятелями этого скачка были такие первоклассные и авторитетные ученые, как Лаплас и Гаусс. Правда, в отношении знаний, основанных на свидетельствах (т. е. когда и каким свидетельствам можно доверять) сделано было не очень много. Речь шла о расчетах вероятностей того, что некое свидетельство верно, исходя из простых и довольно произвольных моделей для вероятности ошибки в отдельном акте сообщения информации. Например, если склонность отдельного свидетеля к правде (т. е. вероятность того, что он не лжет) равна 0,9, но, однако, утверждение доходит к нам по цепочке из 10 свидетелей, то вполне вероятно, что из 10 человек хотя бы один соврет, и цена свидетельства в конечном счете невысока. У Лапласа подобные расчеты имеют (не выраженную явно) импликацию, что евангельским чудесам доверять нельзя. Мы, собственно, уже обсуждали то обстоятельство, что религиозные тексты не следует понимать как фактографию реальных событий, а только как тексты для медитации. Если угодно, Лаплас внес вклад в установление этого понимания.

Но, что касается научных наблюдений и их обработки с помощью теории вероятностей, то тут речь шла о полном перевороте. Предлагался способ установить точность, с которой найдена из опыта та или иная физическая величина, не зная толком, что именно измерялось, ни каким методом, а оперируя лишь результатами отдельных измерений. (Ниже мы рассмотрим детально, что именно предлагалось: технология сводится к простой арифметике.) Таким образом, теория вероятностей, опираясь на научный авторитет Лапласа и Гаусса, бралась совершить настоящее чудо (в применении, конечно, к науке, т. е. к обработке экспериментальных результатов). Правда, забегая вперед, скажем, что в отношении фактографическом дело с этим чудом обстоит ровно так же, как с чудесами священного писания. В самом деле, если мы установили, с какой точностью мы определили ту или иную физическую константу, то ясно, что результаты последующих, более точных определений той же константы, не должны выходить за установленные пределы (разве лишь с некоторой малой вероятностью). Именно так думали и Лаплас, и Гаусс, и Чебышев. Но на самом деле обнаружилось, что такой выход за заранее установленные пределы происходит гораздо чаще, чем позволяет упомянутая малая вероятность. Мы в конце концов пришли к тому, что метод наименьших квадратов для обработки наблюдений (метод Лапласа и Гаусса) тоже дает не некоторую фактическую истину, а лишь исходный пункт для медитации на тему — всё ли хорошо с измерениями. Но это было отчетливо установлено лишь во второй половине нашего 20-го века, а полтораста лет назад, во времена С. Г. Строганова и П. Л. Чебышева обещание чуда принималось вполне всерьез.

Ясно, что граф Строганов знал об этом чуде и стремился импортировать его в Россию. Надо сказать, что вероятностные работы Гаусса имеют чисто научный характер и формально касаются частных вопросов, а широко популяризировал новые достижения теории вероятностей исключительно Лаплас. Его «Аналитическая теория вероятностей» предваряется обширным введением «Философский очерк», которое написано блестящим и общепонятным стилем. Совершенно логично, что Строганов предложил аспиранту задачу — прочесть и понять Лапласа, включая его математику, и переизложить основные вещи попроще: чтобы и русский Иван, который окончил лишь только гимназию, мог все это понять. Приведем, наконец, точную цитату из диссертации Чебышева: «дать возможность поверить все эти заключения анализом строгим и простым, доступным для большей части учащихся, есть большой шаг в способе элементарного изложения теории вероятностей». Иными словами, русский Иван должен еще получить гарантию, что Лаплас его не надул.

Однако во всем этом правильном и разумном замысле темы диссертации, которую предложил С. Г. Строганов, есть одна глубокая трещина (о которой он знать не мог). Дело в том, что математику «Аналитической теории вероятностей» Лапласа понять невозможно.15 Лаплас очень странным (для нас) образом пользуется математическим анализом. Молодой аспирант Чебышев (ему примерно 23 года) попал в трудное положение: ничего понять у Лапласа нельзя, и ему остается лишь вывести основные результаты самостоятельно. В предисловии к диссертации он, конечно, лицемерит, скрываясь за интересами малообразованного Ивана. Но речь идет, однако, о доказательстве центральной предельной теоремы: что сумма независимых случайных величин имеет примерно нормальное распределение. Ничего не стоит вывести на чистую воду автора магистерской диссертации, если знать, что было потом. В дальнейшем П. Л. Чебышев неоднократно ставил вопрос о математическом доказательстве центральной предельной теоремы (стало уже общепризнанным, что у Лапласа такого доказательства нет). Его собственные результаты в этом направлении не вполне удачны; считается, что эту задачу решили ученики Чебышева А. М. Ляпунов и А. А. Марков (старший). Задача импорта в Россию результатов Лапласа, которую ставил С. Г. Строганов, обернулась совершенно неожиданно: после Лапласа (и Пуассона) к математической проблематике теории вероятностей на Западе был временно потерян интерес. Она разрабатывалась в России и таким образом пережила трудные времена.

В самой же магистерской диссертации Чебышева, в противоречие с приведенной выше цитатой, нет ничего «строгого» (в отношении центральной предельной теоремы). До какой степени там нет ничего и «простого», нетрудно понять, лишь стоит взглянуть на многие страницы этой диссертации: идет сплошной формульный текст. В свете «России в 1839 году» А. де Кюстина закономерно возникает вопрос — сколько именно раз водил почтенный Август Семен своих наборщиков пороть в полицию, пока они набрали все это формульное великолепие? И был ли полицейский участок тем самым, в котором сидел печальный соотечественник Кюстина, предаваясь медитациям на текст «Язык мой — враг мой»? Дело в том, что во время пребывания Кюстина в Москве некий француз был посажен в участок неизвестно за что, вероятно за допущенную языковую небрежность, неуместную в стране просвещенного абсолютизма. Рядом с комнатой, в которой сидел несчастный, с раннего утра до позднего вечера производились экзекуции. Кюстин помог, сколько было возможно, вызволить беднягу; тот был выслан из России и явился к Кюстину с благодарностью и рассказом, который тоже вошел в книгу.

В общем, когда Чебышев, щадя чувства малообразованного Ивана, выписывает вместо интеграла сумму, содержащую 1015 слагаемых, это мало помогает: гораздо легче узнать, что такое интеграл, чем разбираться в мерзкого вида формулах. Какую же математическую задачу на самом деле решил Чебышев?

Такая очень важная задача имеется. Чебышев получил центральную предельную теорему методом хотя и не вполне строгим, но совершенно отличным от метода Лапласа. Это означало, что практически несомненно то, что Лаплас по существу результата прав. Конечно, нелепо утверждать, что теперь Иван может проверить Лапласа: ни Лапласа, ни Чебышева он проверить не может. Но сам Чебышев Лапласа проверил, а лучше сказать — освоил эту математическую проблематику настолько, что был в состоянии инициировать то ее развитие на российской почве, о котором говорилось выше. Несколько легкомысленным был А. де Кюстин, когда утверждал, что русские способны лишь заимствовать: заимствование хоть в России, хоть в Японии, Индии или Китае непременно привносит какие-то оригинальные черты.

И тем не менее, Лаплас (вместе с Гауссом и другими менее знаменитыми авторами) надул-таки Ивана, а также Жана, Джона и Иоганна (дело тут не в национальности) в части создания опоры для знаний, основанных на наблюдениях. Это не было надувательством в математике, но скорее в области здравого смысла. Посмотрим, как это случилось.


15 В недавнее время больших успехов в прочтении «Аналитической теории вероятностей» добился известный специалист в теории вероятностей А. Д. Соловьев. По-видимому, его следует считать исторически первым читателем Лапласа. (Вернуться)


14
Показать комментарии (14)
Свернуть комментарии (14)

  • nikolay  | 29.07.2006 | 13:01 Ответить
    Хотелось бы обсудить с В.Н. Тутубалиным завтрашний день
    в планировании и обработке результатов экспериметов!!!

    Заранее благодарен

    Николай
    Ответить
  • BBR  | 10.01.2007 | 19:18 Ответить
    6.3 (http://elementy.ru/lib/430230/430262): "Возможности биологической экспериментальной техники выросли не столь существенно, в частности, подсчет численностей видов принципиально остается таким же, как и во времена Гаузе"

    Вопрос: а почему бы не подсчитывать число особей программным путем? Взять каплю между стекол, сфотографировать с нужным разрешением и обработать изображение? Мне кажется что достаточно алгоритмов распознавания образов, которые можно адаптировать под эту задачу.
    Ответить
  • Александр Орлов  | 17.01.2007 | 11:30 Ответить
    О публикациях первого из авторов:
    http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=390
    http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=391
    Ответить
  • Igor_k  | 18.05.2007 | 00:47 Ответить
    Книга оставляет двойственное впечатление. С одной стороны,
    рассказанные истории весьма поучительны. С другой стороны,
    роль мистики в науке сильно преувеличена, а к выводам автора
    стоит относиться с разумной осторожностью. Все же ядерные реакторы
    работают куда надежнее, чем модели экосистем, и даже прогнозы
    погоды не всегда плохи. Проблемы в аксиоматической теории поля
    не останавливают развития физики высоких энергий.
    И метод наименьших квадратов здорово работает, если помнить
    известное правило: garbage in - garbage out.
    Конечно, мы не знаем,
    как происходят творческие прорывы при решении задачи, но
    вместо того чтобы называть их научной мистикой, можно их
    исследовать и учиться их достигать. Конечно, пока не умеем,
    но пробовать можно, есть общеизвестная литература, книги Пойа например.
    Так что, уважаемый читатель, бди !
    Ответить
    • NS > Igor_k | 31.05.2007 | 14:48 Ответить
      "Все же ядерные реакторы работают куда надежнее, чем модели экосистем"

      Мне кажется, вы сравниваете совершенно разные вещи. В процессе изучения многомерных (многофакторных/систем с многими степенями свободы) систем, которые можно выделить в общей картине мироздания, всегда происходит некоторый откат к простым моделям. Так наука переходит в технологию.

      С этой точки зрения, ядерные реакторы - это технологическая отрыжка науки, а экосистемы - ее объект изучения. И естественно, что искуственно упрощенная научная модель работает надежнее, чем реальная природная система, до понимания реальных закономерностей которой нам, как до Луны пешком.
      Ответить
      • Igor_k > NS | 31.05.2007 | 18:47 Ответить
        Согласен, технические системы куда проще биологических, потому
        и изучены лучше и работают надежнее. Но автор, как я понял,
        утверждает, что они изучены одинаково плохо? С этим я и не согласен.
        Я думаю, это автор так читателя подначивает.

        Непознанные (не описываемые опытом специалистов) области
        есть даже в такой модели, как шахматы.
        Доказательство - то, что компутер Каспарова
        обыгрывает. В компьютере некие части модели есть, а в разуме
        эксперта, чемпиона мира, их нет, и ситуация необратима. Вот
        вам и пределы человеческого разума. Но мы же не будем говорить,
        что шахматы изучены так же плохо, как экологические системы?
        Ответить
        • NS > Igor_k | 01.06.2007 | 14:20 Ответить
          Тут мы с вами коснулись очень интересной темы.

          Дело в том, что известный нам мир можно определить, как сумму внешних проявлений систем со сравнимыми уровнями сложности. Ну, и все нижележащие системы, конечно включены сюда же.

          Так вот, наука, хоть и не изучила досконально даже шахматы, но в принципе может это сделать. А вот системы, сложность которых превосходит наши возможности на порядки, мы не может ни изучить, ни даже представить. По одной простой причине - они не принадлежат нашему миру (не в метафизическом смысле, а в чисто практическом).

          С этой точки зрения ваше сравнение шахмат с экосистемами не совсем правомерно. Это все-таки системы разного качества. И различие между ними не сводится к количественным параметрам, так же как различие между живым и неживым мозгом не сводится только к биохимии или электрохимии.

          А что они изучены одинаково плохо - с этим и я не согласен. Не верю, что авторы настолько примитивны :)
          Ответить
    • lav > Igor_k | 17.06.2008 | 19:16 Ответить
      Профессор Тутубалин давно известен оригинальнымим высказываниями. Еще в своем учебнике матстатистики лет 30 назад он писал, что эта самая статистика занимается вещами сугубо идеальными, не имеющими никакого отношения к грубому материальному миру, обработке экспериментальных данных и т.п. Мне кажется, это такое интеллектуальное кокетство. Сам-то он прекрасно знает, что если бы никакого применения матстатистики к практике не было, то ни ему, не другим статистикам зарплату никто бы платить не стал... Хотя всякое бывает. Поминаемого тут Налимова к старости-то эвон как заколбасило, когда он в какю-то секту вступил..
      Ответить
  • alexpo  | 12.04.2008 | 13:38 Ответить
    Цитата: "...теология, и атомная энергетика, и экология (и прочие науки)...".
    Я просто в восторге от приравнивания теологии и атомной энергетики. Грош-цена такой философии.
    Правда, мне очень интересно было бы что-нибудь услышать о математизации теологии, или о математическом моделировании в ней :).
    Математизация технических наук не меньше чем теоретических. Просто при создании технических трудов математика сводится к простым инструкциям (формулам), понятным исполнителям, не имеющих научной и теоретической подготовки. Но если окунуться в историю вопроса... Например, инструкцию по построению атомного реактора можно написать вообще не касаясь ядерной физики.
    Ответить
    • lav > alexpo | 17.06.2008 | 23:29 Ответить
      Да, как говориться, глубокая философия на мелких местах. Прежде чем разводить философию, неплохо бы авторам подучить историю. Например, на Льва Толстого с его рассказом "Как в городе Париже починили дом" наехали совершенно зря. Это реальный факт, связанный с ремонтом Дома инвалидов в Париже. Толстой информацию почерпнул из газетной заметки и пересказал для детей. А тут сразу "нелепо по технической сути"... бла-бла-бла
      Ответить
  • saabmount  | 28.10.2011 | 23:54 Ответить
    "Авторы книги исследуют это убеждение примерно так же, как Сократ исследовал мудрость своих сограждан, и со сходными результатами"

    Напомним читателям, что результатом многолетних изысканий Сократа (по-видимому и Тутубалина) стала пропозиция: "Я знаю, что я ничего не знаю".

    RIP, академик Тутубалин...
    Ответить
  • Лайма2001  | 05.03.2013 | 18:37 Ответить
    Читая эту книгу, вернулась назад в 75-95 годы, когда с друзьями (физики, математики, биологи с университетским образованием, прекрасными способностями и широким кругозором) ходили в байдарочные, велосипедные и прочие походы, а вечерами у костра занимались трепом на околонаучные темы. Все это и представлено в данной книге. Тема обсуждения не важна сама по себе. Главное- привлечь внимание, описать парадоксальную ситуацию, иногда просто поделиться прочитанным, не отказав себе в удовольствии позлословить. Интересно, что из такого трепа выводы делались, причем также в духе выводов, сделанных в конце глав этой книги. выводы получаются в общем-то достаточно общие и тривиальные. А за возвращение в молодость - спасибо!
    Ответить
  • guryan  | 20.10.2014 | 11:48 Ответить
    Строго говоря, математика вовсе не является наукой, а всего лишь кратким и довольно примитивным языком, которым описать даже простую окружность можно только очень приблизительно.
    А почти религиозный, благоговейный трепет научного сообщества, перед математическими символами, оказал науке медвежью услугу, превратив её в некое подобие астрологии и хиромантии, со своими шаманами, прорицателями и толкователями.
    Стремление вывести из манипуляций абстрактными математическими символами и формулами некие физические истины, привело к изобретению понятий, не совместимых с законами природы. Математикой, как кратким языком, можно описать какое-либо явление, но объяснить его она не в состоянии и создаёт только иллюзию понимания.
    В отличии от математики, в природе не существует ничего отрицательного или мнимого, поэтому в ней нет и не может быть никакой антиматерии. Положительный и отрицательный заряды – это просто противоположные свойства материи, аналогичные, например, прозрачности и непрозрачности веществ.
    И при объединении материальных объектов с противоположными свойствами, эти свойства просто объединяются, либо компенсируя, либо усиливая друг друга. В противном случае, любые взаимодействия веществ с противоположными свойствами приводили бы к полной аннигиляции, как их фи-зическому исчезновению, что противоречит второму началу термодинамики.
    В природе нет ни интегралов, ни квадратных корней, ни синусов. Потому что все это – даже не какие-то физические величины, а всего лишь отношения этих величин. И уже лет через сто потомки будут покатываться со смеху над такими "научными" перлами, как бозоны Хиггса, черные дыры, ручки Уиллера, коты Шредингера, гравитационные коллапсы и прочие порождения примитивного сознания.
    Как сказал однажды Эйнштейн, математика – это единственный способ провести самого себя за нос. И сам же по уши в это вляпался… Гравитационный коллапс и аккреция, как поднятие самого себя за волосы. Большой взрыв, как творение материи из ничего.
    Молекулярно-кинетическая теория и теория струн, как образчики вечного двигателя и множество других абсурдных и бессмысленных гипотез, выведенных из математических преобразований, мало чем отличающихся от библейских сказок и сочинений фантастов, со временем навсегда исчезнут из науки.
    Ведь неудивительно, что теория большого взрыва, как божественное творение материи из ничего, с большой охотой была признана религиозными мракобесами Ватикана.
    Нельзя отрицать того, что математически можно посчитать насколько увеличится длина железной линейки при миллионе градусов, но обсуждать при этом её свойства могут разве что умалишённые, потому что ни при такой температуре она просто не существует.
    Однако, несмотря на это, псевдоучёные на полном серьёзе описывают, например, черные дыры, как будто уже пощупали их собственными руками, говорят об аккреции, как падении материи самой на себя, как будто видели это где-то воочию.
    Описания различных парадоксов, необъяснимых эффектов и явлений, якобы существующих в природе лавиной льётся с экранов большинства телеканалов и уже превратилось в доходный бизнес на невежестве обывателей и так не сильно обременённых способностью к мышлению. И самое страшное, что даже в среде учёных невежество уже достигло такой сте-пени, что многие из них верят в бога, а некоторые даже и не скрывают этого.
    Более того, в некоторых учебных заведениях уже дела-ются поползновения учредить кафедры богословия. И я не удивлюсь, что в скором времени дойдёт очередь и до возрож-дения святейшей инквизиции. Учёные и сами уже давно пре-вратились в толкователей результатов математических преоб-разований, подобно астрологам, предсказывающим людские судьбы по рисунку расположения звёзд на небе, совершенно не понимая, что эти явления несопоставимы и подчинены со-вершенно разным законам.
    Умение фантастически наукообразно трактовать ре-зультаты манипуляций математическими формулами, считает-ся признаком неординарного ума и нестандартного мышле-ния, недоступного простому смертному. Создав себе божка по имени "математика", учёные уже несколько столетий водят себя за нос, даже не подозревая этого.
    Зная, что дважды два – четыре и нагромождая друг на друга массу многоэтажных формул, легко написать вполне научную статью о каком-либо физическом явлении, даже не понимая его физического смысла и, тем не менее, создав в гла-зах обывателя иллюзию высокой научности.
    И эту иллюзию легко подкрепить простой проверкой математических выкладок обратным действием – разделив че-тыре на два. Потому что любые математические доказатель-ства представляют собой тавтологии, укладывающиеся в про-стую формулу: "дважды два равно четырём, потому что четы-ре, делённое на два, равно двум". И вот на подобных тавтоло-гиях выстроены практически все, так называемые научные теории.
    Публикуясь в своих рецензируемых научных изданиях, куда закрыт доступ свежей мысли и бесконечно подсчитывая, кто кого перецитирует, научное сообщество превратилась в секту посредственностей, состоящую в основном из людей, умеющих лишь виртуозно манипулировать цифрами, особо
    Ответить
  • Keller  | 07.01.2025 | 20:39 Ответить
    del
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»