3.3 Колодка случайности

3.3.1. Критичность как черта российской ментальности

От бытовых проблем интересно перейти к каким-то фундаментальным для современной науки взглядам. С этой целью мы выбрали понятие случайности, изучаемой методами теории вероятностей, как потому, что это полезно при обсуждении конкретных экологических моделей, так и потому, что эта проблема вообще весьма существенна в очень многих вопросах.

Мы подаем проблему случайности через ее восприятие в России. Вообще, учение о колодках мышления предназначено для внутрироссийского употребления не только потому, что это — «учение» (в отличие от «теории»), но и потому, что это — учение критическое, Например, вполне возможны изречения типа «Научная теория — это колодка» или «Ученый — это колодник», в которых можно заметить известное сходство с лозунгами Дж. Оруэлла «Свобода — это рабство», «Война — это мир». Но учение о колодках не является антинаучным по своей направленности, так как вообще было бы смешно включать каждый вечер электрический свет и при этом чувствовать себя идейным противником науки. Наше убеждение состоит в том, что любую критику наука умеет обратить себе на пользу. А направленность Дж. Оруэлла, несомненно, антитоталитарная, антикоммунистическая. Российская традиция достаточно терпима к любой критике, чтобы не перепутать конструктивную критику с глобальным отрицанием. Мы всегда помним, что если та или иная научная концепция в чем-то нехороша, то, с другой стороны, никакой другой, лучшей науки нет (если бы она существовала, то была бы и общепринятой). Опыт последних лет, когда общение с Западом стало достаточно широким и свободным, показывает, что приемлемое в России может оказаться слишком критическим на Западе.14

Вопрос о том, какова на самом деле критичность, свойственная российской ментальности, и какой она представляется для наблюдателя с Запада, не мешает развить подробнее. Для этого существует замечательный источник — «Россия в 1839 году» маркиза А. де Кюстина [40], лишь недавно полностью выпущенный в русском переводе. Мы опять имеем дело с первоклассным продуктом переводческого труда. Собственно говоря, дело не в самом переводе. Русский язык со времен Петра I испытывал сильное влияние французского, что привело к известной конвергенции смысла многих слов, т. е. к сходству или полному совпадению спектров их значений. Поэтому с французского языка вообще переводить не трудно. Дело в замечательных комментариях, которыми снабжен перевод книги А. де Кюстина. Эти комментарии задают широкую панораму разных фактических обстоятельств, связанных с эпохой, с личностью автора книги, с мнениями современников и литературной борьбой, развернувшейся после выхода книги в свет — настолько, что можно не только лучше понять взгляды А. де Кюстина, но частично заглянуть в подсознательные основы этих взглядов.

В России А. де Кюстин испытывал чувство глубочайшего омерзения. Началось это с момента нелепого допроса, когда чиновник никак не мог понять, что вот едет в Россию иностранец неизвестно зачем, а заявляет, что путешествует ради собственного удовольствия. Но главное было впереди: когда утомленный дорогой и таможенной процедурой путешественник добрался, наконец, до гостиницы и прилег отдохнуть на диван, на него ... напали полчища клопов. Естественно, что заснуть в таких обстоятельствах удалось лишь на три минуты: за сравнительно приличным видом гостиницы скрывалась неспособность русского народа извести паразитов (и так было во всех гостиницах и даже в императорском дворце, за исключением лишь одного пансиона в Москве, который содержала англичанка). Вообще вопрос о клопах в изложении Кюстина выглядит не вполне ясным: автор пишет, что клопов удалось победить, поставив ножки его собственной кровати в сосуды с водой, а наши современные учебники паразитологии указывают, что в таком случае клопы ползут на потолок и падают на спящего сверху. Может быть, в 1839 году клопы еще не умели этого делать?

Вторая черта российской реальности, вызвавшая омерзение А. де Кюстина, это частые и бесчеловечные побои, которым подвергался русский народ. В те времена (сообщает Кюстин) при встрече русские долго и церемонно приветствовали друг друга. Однако каждого русского бьют не менее часто, чем приветствуют. Речь в данном случае идет не о драках людей, равных по положению (Кюстин с крайним удивлением, которое и мы теперь разделяем, пишет, что пьяные в России плачут и обнимаются, но никогда не дерутся), а о побоях со стороны полиции и вообще начальства. Автор не просто проявляет человеческое сочувствие к жертвам побоев, но как бы прилагает их к себе лично: странно, но он испытывал страх, как бы самому не быть высеченным розгами и сосланным на вечные времена в Сибирь. Ведь на российских просторах его никто никогда не найдет и не выручит.

Этот страх представляется совершенно нелепым: ведь во времена просвещенного абсолютизма Николая I худшее, что могло ожидать иностранцев, — это высылка из России. Чего же мог бояться А. де Кюстин, не совершивший никакого преступления?

Тут надо обратиться к комментариям. А. де Кюстин был известным в Европе писателем. Россия всегда оглядывалась на европейское общественное мнение; в данном случае настолько, что император лично принимал А. де Кюстина и поначалу даже очаровал его. Но у себя на родине Кюстин считался человеком опозоренным. Дело в том, что после ранней смерти его жены сексуальная ориентация А. де Кюстина эволюционировала к гомосексуализму. Комментаторы точно называют дату, когда Кюстин назначил свидание молодому солдату, но вместо этого попал в засаду: товарищи солдата избили и ограбили его, а история получила широкую огласку. До поездки в Россию А. де Кюстин жил в Испании. Юноша, с которым он состоял в связи и жил в одном доме, устроил большое безобразие. Он разорвал связь с Кюстином и бежал из Испании, похитив испанскую принцессу, а за границей женился на ней. И все эти обстоятельства прохлопали русские шпионы и среди них Я. Толстой, официально числившийся «корреспондентом» министерства народного просвещения. Фактически они занялись Кюстином лишь после выхода в свет его книги. Но в принципе информация от них могла поступить в любую минуту еще во время пребывания Кюстина в России, и, конечно, император не был бы обрадован, узнав, какого он гостя принимал. Разумеется, и в этом случае реально не могло быть ничего, кроме высылки, но субъективные опасения А. де Кюстина становятся теперь более понятными.

И вот Кюстин, в душе которого происходит борьба между отвагой и страхом, всё-таки совершает путешествие по России (хотя значительно сокращает предполагавшийся сначала срок из-за ужаса перед русской зимой) и по-своему оценивает свойства русской ментальности. Хваленое русское гостеприимство оказывается лишь способом заманить иностранца в Россию и дать ему расслабиться, чтобы в этот момент завязать с ним спор на любую тему (например, что лучше: конституционная монархия или абсолютизм). Этот спор ведется с особым злобным остроумием, перед которым путешественник в известной степени пасует в том смысле, что не может полностью отразить нападки. Тогда русские счастливы, потому что им удалось в какой-то мере компенсировать чувство своей неполноценности в сравнении с Западом. Вообще русская нация не способна создать ничего оригинального, но зато гениальна в смысле заимствований у других народов. В доказательство приводится ложноклассическая архитектура Петербурга, нелепая в условиях русского климата.

Для целей данной книги основной интерес представляет культурно-психологический портрет русской нации, созданный Кюстином: неспособность создать ничего оригинального, особая склонность (и способность) к заимствованиям (в сфере культуры и технологии) и при этом чрезвычайно остроумная язвительность по отношению к тому, что заимствуется. Но не лишним представляется заметить, что политические выводы Кюстина оказались вещью весьма серьезной по своим последствиям. Кратко остановимся на них, хотя политика вовсе не является предметом данной книги.

Основной вывод Кюстина в политическом смысле — тоталитарная Россия представляет большую военную опасность для Европы. «Россия в 1839 году» представляет собой чрезвычайно успешный наезд четвертой власти на три другие, воплотившиеся в одном лице императора Николая I. Когда в 1853 году встал вопрос о военном вмешательстве Англии и Франции в русско-турецкую войну, то общественному мнению этих стран нужно было, конечно, объяснить, почему такие жертвы необходимы. Несомненно, книга Кюстина сыграла здесь большую роль. Ее, разумеется, опровергали и по прямому заказу русского правительства, и из патриотических чувств бесплатно. Фактические опровержения отражены в комментариях к книге и во многих случаях ошибки или предвзятость Кюстина бесспорны. Но ведь общественному мнению маловажны фактические опровержения.

Если принять на веру тот исторический слух, что император Николай I покончил самоубийством, чтобы развязать руки наследнику для мирных переговоров в видах неминуемого поражения в Крымской войне, то можно сказать, что книга Кюстина в значительной мере предопределила самоубийство императора. Конечно, чтобы литературное произведение могло иметь подобные последствия, нужно стечение роковых условий: в данном случае крайне неосторожная война с Турцией.

В то же самое время, когда маркиз де Кюстин ездил по России и готовил к печати свою книгу, в Московском университете учился студент Пафнутий Чебышев, который немало потрудился для того, чтобы Россия произвела очередное культурно-научное заимствование с Запада: в данном случае речь идет о теории вероятностей. Рассмотрим в деталях процесс этого заимствования.


14 Один из авторов вспоминает рецензию, которая была получена на статью по клинической физиологии, написанную вместе со специалистом в данной области и направленную в один из ведущих американских журналов. В статье статистическими данными обосновывалась гипотеза, состоящая в том, что гемоглобин в крови больных, находящихся в тяжелом состоянии, проявляет иные свойства, чем можно наблюдать в опытах in vitro. Рецензент написал, что предположение о том, что свойства in vivo не таковы, как свойства in vitro, «подрывает основы клинической физиологии». Понятно, что подобное обвинение в «подрыве основ науки» совершенно невозможно сейчас в России, так как напоминало бы по стилю сессию ВАСХНИЛ 1948 года. Кроме того, нет занятия более безнадежного, чем подрыв основ какой-либо науки: всегда дело кончалось тем, что любую критику наука умела обратить себе на пользу, если дело даже и начиналось с каких-то персональных конфликтов. (Вернуться)


14
Показать комментарии (14)
Свернуть комментарии (14)

  • nikolay  | 29.07.2006 | 13:01 Ответить
    Хотелось бы обсудить с В.Н. Тутубалиным завтрашний день
    в планировании и обработке результатов экспериметов!!!

    Заранее благодарен

    Николай
    Ответить
  • BBR  | 10.01.2007 | 19:18 Ответить
    6.3 (http://elementy.ru/lib/430230/430262): "Возможности биологической экспериментальной техники выросли не столь существенно, в частности, подсчет численностей видов принципиально остается таким же, как и во времена Гаузе"

    Вопрос: а почему бы не подсчитывать число особей программным путем? Взять каплю между стекол, сфотографировать с нужным разрешением и обработать изображение? Мне кажется что достаточно алгоритмов распознавания образов, которые можно адаптировать под эту задачу.
    Ответить
  • Александр Орлов  | 17.01.2007 | 11:30 Ответить
    О публикациях первого из авторов:
    http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=390
    http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=391
    Ответить
  • Igor_k  | 18.05.2007 | 00:47 Ответить
    Книга оставляет двойственное впечатление. С одной стороны,
    рассказанные истории весьма поучительны. С другой стороны,
    роль мистики в науке сильно преувеличена, а к выводам автора
    стоит относиться с разумной осторожностью. Все же ядерные реакторы
    работают куда надежнее, чем модели экосистем, и даже прогнозы
    погоды не всегда плохи. Проблемы в аксиоматической теории поля
    не останавливают развития физики высоких энергий.
    И метод наименьших квадратов здорово работает, если помнить
    известное правило: garbage in - garbage out.
    Конечно, мы не знаем,
    как происходят творческие прорывы при решении задачи, но
    вместо того чтобы называть их научной мистикой, можно их
    исследовать и учиться их достигать. Конечно, пока не умеем,
    но пробовать можно, есть общеизвестная литература, книги Пойа например.
    Так что, уважаемый читатель, бди !
    Ответить
    • NS > Igor_k | 31.05.2007 | 14:48 Ответить
      "Все же ядерные реакторы работают куда надежнее, чем модели экосистем"

      Мне кажется, вы сравниваете совершенно разные вещи. В процессе изучения многомерных (многофакторных/систем с многими степенями свободы) систем, которые можно выделить в общей картине мироздания, всегда происходит некоторый откат к простым моделям. Так наука переходит в технологию.

      С этой точки зрения, ядерные реакторы - это технологическая отрыжка науки, а экосистемы - ее объект изучения. И естественно, что искуственно упрощенная научная модель работает надежнее, чем реальная природная система, до понимания реальных закономерностей которой нам, как до Луны пешком.
      Ответить
      • Igor_k > NS | 31.05.2007 | 18:47 Ответить
        Согласен, технические системы куда проще биологических, потому
        и изучены лучше и работают надежнее. Но автор, как я понял,
        утверждает, что они изучены одинаково плохо? С этим я и не согласен.
        Я думаю, это автор так читателя подначивает.

        Непознанные (не описываемые опытом специалистов) области
        есть даже в такой модели, как шахматы.
        Доказательство - то, что компутер Каспарова
        обыгрывает. В компьютере некие части модели есть, а в разуме
        эксперта, чемпиона мира, их нет, и ситуация необратима. Вот
        вам и пределы человеческого разума. Но мы же не будем говорить,
        что шахматы изучены так же плохо, как экологические системы?
        Ответить
        • NS > Igor_k | 01.06.2007 | 14:20 Ответить
          Тут мы с вами коснулись очень интересной темы.

          Дело в том, что известный нам мир можно определить, как сумму внешних проявлений систем со сравнимыми уровнями сложности. Ну, и все нижележащие системы, конечно включены сюда же.

          Так вот, наука, хоть и не изучила досконально даже шахматы, но в принципе может это сделать. А вот системы, сложность которых превосходит наши возможности на порядки, мы не может ни изучить, ни даже представить. По одной простой причине - они не принадлежат нашему миру (не в метафизическом смысле, а в чисто практическом).

          С этой точки зрения ваше сравнение шахмат с экосистемами не совсем правомерно. Это все-таки системы разного качества. И различие между ними не сводится к количественным параметрам, так же как различие между живым и неживым мозгом не сводится только к биохимии или электрохимии.

          А что они изучены одинаково плохо - с этим и я не согласен. Не верю, что авторы настолько примитивны :)
          Ответить
    • lav > Igor_k | 17.06.2008 | 19:16 Ответить
      Профессор Тутубалин давно известен оригинальнымим высказываниями. Еще в своем учебнике матстатистики лет 30 назад он писал, что эта самая статистика занимается вещами сугубо идеальными, не имеющими никакого отношения к грубому материальному миру, обработке экспериментальных данных и т.п. Мне кажется, это такое интеллектуальное кокетство. Сам-то он прекрасно знает, что если бы никакого применения матстатистики к практике не было, то ни ему, не другим статистикам зарплату никто бы платить не стал... Хотя всякое бывает. Поминаемого тут Налимова к старости-то эвон как заколбасило, когда он в какю-то секту вступил..
      Ответить
  • alexpo  | 12.04.2008 | 13:38 Ответить
    Цитата: "...теология, и атомная энергетика, и экология (и прочие науки)...".
    Я просто в восторге от приравнивания теологии и атомной энергетики. Грош-цена такой философии.
    Правда, мне очень интересно было бы что-нибудь услышать о математизации теологии, или о математическом моделировании в ней :).
    Математизация технических наук не меньше чем теоретических. Просто при создании технических трудов математика сводится к простым инструкциям (формулам), понятным исполнителям, не имеющих научной и теоретической подготовки. Но если окунуться в историю вопроса... Например, инструкцию по построению атомного реактора можно написать вообще не касаясь ядерной физики.
    Ответить
    • lav > alexpo | 17.06.2008 | 23:29 Ответить
      Да, как говориться, глубокая философия на мелких местах. Прежде чем разводить философию, неплохо бы авторам подучить историю. Например, на Льва Толстого с его рассказом "Как в городе Париже починили дом" наехали совершенно зря. Это реальный факт, связанный с ремонтом Дома инвалидов в Париже. Толстой информацию почерпнул из газетной заметки и пересказал для детей. А тут сразу "нелепо по технической сути"... бла-бла-бла
      Ответить
  • saabmount  | 28.10.2011 | 23:54 Ответить
    "Авторы книги исследуют это убеждение примерно так же, как Сократ исследовал мудрость своих сограждан, и со сходными результатами"

    Напомним читателям, что результатом многолетних изысканий Сократа (по-видимому и Тутубалина) стала пропозиция: "Я знаю, что я ничего не знаю".

    RIP, академик Тутубалин...
    Ответить
  • Лайма2001  | 05.03.2013 | 18:37 Ответить
    Читая эту книгу, вернулась назад в 75-95 годы, когда с друзьями (физики, математики, биологи с университетским образованием, прекрасными способностями и широким кругозором) ходили в байдарочные, велосипедные и прочие походы, а вечерами у костра занимались трепом на околонаучные темы. Все это и представлено в данной книге. Тема обсуждения не важна сама по себе. Главное- привлечь внимание, описать парадоксальную ситуацию, иногда просто поделиться прочитанным, не отказав себе в удовольствии позлословить. Интересно, что из такого трепа выводы делались, причем также в духе выводов, сделанных в конце глав этой книги. выводы получаются в общем-то достаточно общие и тривиальные. А за возвращение в молодость - спасибо!
    Ответить
  • guryan  | 20.10.2014 | 11:48 Ответить
    Строго говоря, математика вовсе не является наукой, а всего лишь кратким и довольно примитивным языком, которым описать даже простую окружность можно только очень приблизительно.
    А почти религиозный, благоговейный трепет научного сообщества, перед математическими символами, оказал науке медвежью услугу, превратив её в некое подобие астрологии и хиромантии, со своими шаманами, прорицателями и толкователями.
    Стремление вывести из манипуляций абстрактными математическими символами и формулами некие физические истины, привело к изобретению понятий, не совместимых с законами природы. Математикой, как кратким языком, можно описать какое-либо явление, но объяснить его она не в состоянии и создаёт только иллюзию понимания.
    В отличии от математики, в природе не существует ничего отрицательного или мнимого, поэтому в ней нет и не может быть никакой антиматерии. Положительный и отрицательный заряды – это просто противоположные свойства материи, аналогичные, например, прозрачности и непрозрачности веществ.
    И при объединении материальных объектов с противоположными свойствами, эти свойства просто объединяются, либо компенсируя, либо усиливая друг друга. В противном случае, любые взаимодействия веществ с противоположными свойствами приводили бы к полной аннигиляции, как их фи-зическому исчезновению, что противоречит второму началу термодинамики.
    В природе нет ни интегралов, ни квадратных корней, ни синусов. Потому что все это – даже не какие-то физические величины, а всего лишь отношения этих величин. И уже лет через сто потомки будут покатываться со смеху над такими "научными" перлами, как бозоны Хиггса, черные дыры, ручки Уиллера, коты Шредингера, гравитационные коллапсы и прочие порождения примитивного сознания.
    Как сказал однажды Эйнштейн, математика – это единственный способ провести самого себя за нос. И сам же по уши в это вляпался… Гравитационный коллапс и аккреция, как поднятие самого себя за волосы. Большой взрыв, как творение материи из ничего.
    Молекулярно-кинетическая теория и теория струн, как образчики вечного двигателя и множество других абсурдных и бессмысленных гипотез, выведенных из математических преобразований, мало чем отличающихся от библейских сказок и сочинений фантастов, со временем навсегда исчезнут из науки.
    Ведь неудивительно, что теория большого взрыва, как божественное творение материи из ничего, с большой охотой была признана религиозными мракобесами Ватикана.
    Нельзя отрицать того, что математически можно посчитать насколько увеличится длина железной линейки при миллионе градусов, но обсуждать при этом её свойства могут разве что умалишённые, потому что ни при такой температуре она просто не существует.
    Однако, несмотря на это, псевдоучёные на полном серьёзе описывают, например, черные дыры, как будто уже пощупали их собственными руками, говорят об аккреции, как падении материи самой на себя, как будто видели это где-то воочию.
    Описания различных парадоксов, необъяснимых эффектов и явлений, якобы существующих в природе лавиной льётся с экранов большинства телеканалов и уже превратилось в доходный бизнес на невежестве обывателей и так не сильно обременённых способностью к мышлению. И самое страшное, что даже в среде учёных невежество уже достигло такой сте-пени, что многие из них верят в бога, а некоторые даже и не скрывают этого.
    Более того, в некоторых учебных заведениях уже дела-ются поползновения учредить кафедры богословия. И я не удивлюсь, что в скором времени дойдёт очередь и до возрож-дения святейшей инквизиции. Учёные и сами уже давно пре-вратились в толкователей результатов математических преоб-разований, подобно астрологам, предсказывающим людские судьбы по рисунку расположения звёзд на небе, совершенно не понимая, что эти явления несопоставимы и подчинены со-вершенно разным законам.
    Умение фантастически наукообразно трактовать ре-зультаты манипуляций математическими формулами, считает-ся признаком неординарного ума и нестандартного мышле-ния, недоступного простому смертному. Создав себе божка по имени "математика", учёные уже несколько столетий водят себя за нос, даже не подозревая этого.
    Зная, что дважды два – четыре и нагромождая друг на друга массу многоэтажных формул, легко написать вполне научную статью о каком-либо физическом явлении, даже не понимая его физического смысла и, тем не менее, создав в гла-зах обывателя иллюзию высокой научности.
    И эту иллюзию легко подкрепить простой проверкой математических выкладок обратным действием – разделив че-тыре на два. Потому что любые математические доказатель-ства представляют собой тавтологии, укладывающиеся в про-стую формулу: "дважды два равно четырём, потому что четы-ре, делённое на два, равно двум". И вот на подобных тавтоло-гиях выстроены практически все, так называемые научные теории.
    Публикуясь в своих рецензируемых научных изданиях, куда закрыт доступ свежей мысли и бесконечно подсчитывая, кто кого перецитирует, научное сообщество превратилась в секту посредственностей, состоящую в основном из людей, умеющих лишь виртуозно манипулировать цифрами, особо
    Ответить
  • Keller  | 07.01.2025 | 20:39 Ответить
    del
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»