Глава 3. Колодки мышления

3.1. Пересадка философской терминологии на славянскую почву

В своих попытках понять принципиально непостижимое, выразить словами принципиально невыразимое и совершить принципиально неосуществимое человеческое мышление следует некоторой общей форме, которая примерно одинакова во всех конкретных случаях — идет ли речь о религии, о науке, о технике или о сравнительно мелких бытовых проблемах. В результате появляется возможность каких-то действий, которые хотя и не решают проблему в полном объеме, но во многих случаях позволяют сделать что-нибудь хорошее или хотя бы лучшее, чем ничего (возможны, к сожалению, и такие варианты, когда делается нечто худшее, чем ничего). Например, люди с давних пор мечтали о создании вечного двигателя, что невозможно, но электромотор, включенный в настенную розетку, вполне способен усладить наше эстетическое чувство зрелищем практически вечного движения (в том смысле, что нам гораздо скорее надоест смотреть на эту картину, чем он остановится по какой-либо причине). В предыдущих главах мы суммировали достаточно фактического материала — от атомной энергетики в критической ситуации до православно-догматической теологии — чтобы можно было на примерах увидеть эту общую форму мышления, но возникает вопрос, какой же для нее выбрать термин.

Поскольку объявлено, что речь идет о чем-то совершенно общем, ясно, что предстоит ввести философское понятие. Философская терминология имеет свои корни, естественно, в древнегреческой философии, а тем самым и в древнегреческом языке, но поскольку первыми заимствовали древнегреческую философию римляне, то сильно влияние и латинского языка. Будем иметь в виду то простейшее следствие из вероятностной модели языка В. В. Налимова, что каждое слово имеет определенный спектр значений, которые встречаются с определенными вероятностями. В свете этой модели совершенно понятно, что при переводе с одного языка на другой — а также и при заимствовании иноязычных терминов — со спектрами их значений (а тем более с вероятностями отдельных значений) могут происходить самые причудливые вещи. Например, такие признанные специалисты, как Лосев и Тахо-Годи утверждают, что платоновский термин «идея» переводился на латинский язык словом «форма» (см. [42], стр. 318). А что означает слово «форма» в современном русском языке? Несколькими строчками выше мы говорили о «формах мышления» в смысле некоторого внешнего сходства определенных процедур в самых различных областях мышления. Внешнее сходство — это совсем не то, что «идея». Тождество смысла русских слов «идея» и «форма» можно увидеть лишь где-то на самом краю спектров их значений, например, в литейном производстве, когда литейная форма определяет, что за деталь получится в результате отливки, и в этом смысле является «материальным воплощением» идеи конструктора отливаемой детали.

В те времена, когда официальная философия интересовалась, казалось бы, одним марксизмом при почти полной потере интереса к другим направлениям философии и вообще культуры, где-то почти неприметно вызревали кадры философов нового поколения, а также других гуманитариев, в частности, переводчиков высшей квалификации. Так среди физиков вызрел С. С. Хоружий, который при первой возможности подарил нам замечательный комментированный перевод «Улисса». Попробуем вдохновиться мнением переводчиков недавнего издания «Размышлений» Марка Аврелия.

Марк Аврелий с большим чувством долга относился к исполняемой им должности римского императора и проводил последние годы своей жизни на северо-восточной границе империи, гоняясь за непокорными маркоманами и квадами, хотя это занятие было для него лично крайне омерзительным. На второй книге его «Размышлений» имеется помета: «писано в области квадов близ Грана» (левый приток Дуная). Третья книга «писана в Карнунте» (в нынешней Австрии). Впрочем, записи о том, где что писано, возможно, следует относить не к началам соответствующих книг, а к концам предыдущих — этого вопроса историческая наука точно не решила. Не добившись окончательной победы над непокорными варварами, император там же на севере империи и умер, то ли от чумы, то ли от язвы желудка. «Размышления» представляют собой попытки императора осмыслить свою жизнь и вообще все происходящее в терминах философии стоиков, духом которой император проникся с юности.

Как же переводить эти «Размышления» на русский язык и притом для такого читателя, который имеет мало понятия о стое? Процитируем [43], стр. 169.

«... в ... переводе используется философская терминология нового времени, а это ведет к латинизмам, которые при воссоздании греческих текстов страшнее, чем крестоносцы в Константинополе. В силу своего вызывающе западного обличия новая философская терминология еще и слишком академична, полна анахронистических ассоциаций и вообще чужда по стилю. Представляется, что лучше продолжить пересадку стоических понятий на славянскую почву...»

Да, действительно, все мы в России при наличии свободы выбора между западничеством и славянофильством выбираем славянофильство. Единственный способ создать серьезную западническую тенденцию состоит в том, чтобы объявить славянофильство государственной идеологией и насаждать его сверху.

Конечно, «пересадка стоических понятий на славянскую почву» иногда делает Марка Аврелия автором таких, например, шедевров, как «невывернутый лучше, чем вправленный» ([43], стр. 7). Из комментария к этому месту текста можно узнать, что речь идет не о хирургии телесных повреждений, а о проблемах разума. Оказывается, что стоики делили всех людей на «негодных» и «мудрецов». Разум мудреца прям, мудрец все всегда делает правильно, ну а разум негодного человека крив и подлежит исправлению. По прошествии времени выяснилось, что мудрецов, к сожалению, нету ни одного; в частности, никто из глав стоической школы за всю историю не считал себя мудрецом. Все оказались негодными, но чтобы более негодных отличать от менее негодных, пришлось ввести понятие «продвигающегося», т. е. не совсем уж никуда негодного.

Как же поступать. если речь идет не о пересадке на славянскую почву терминов древнегреческой философии, а о попытке введения некоторого относительно нового понятия? Во многих случаях используют греческое или латинское слово, придавая ему несколько другой спектр значений. Таков, например, термин «парадигма», удачно введенный в недавнее время («удачно» в том смысле, что он вошел во всеобщее употребление). Чрезвычайно часто используется также латинский термин «модель». Но в свете вышеизложенного отношения к латинским терминам, как к крестоносцам в Константинополе, не мешает также вспомнить, что гоплиты македонской фаланги царя Александра не меньше безобразничали во дворцах персидских царей, чем крестоносцы в Константинополе. Ясно, что выход один — славянофильство.

Правда, для того, кто пишет не на старославянском, а на современном русском языке, тут есть одна опасность. Желая возможно больше почтить славянство, можно ненароком попасть на угро-финский, а то и на татаро-монгольский корень (кто же их теперь разберет?). Но здесь нас выручит евразийство. Например, по мнению такого выдающегося историка, как Л. Н. Гумилев, татарского ига на Руси вообще не было, а было взаимно выгодное сотрудничество. Славяне — слабые и негодные воины — платили татарам не дань, а зарплату, в обмен на внешнюю военную защиту. Настоящим же врагом славян (как и татар) были генуэзские купцы, обосновавшиеся в Крыму.

Почему купцы? Тут у Л. Н. Гумилева имеется глубокая экономико-гигиеническая концепция истории. Дело в том, что в древнем Китае производился шелк, а шелковое белье обладает тем свойством, что в нем то ли вовсе не размножаются вши, то ли размножаются значительно меньше (до Л. Н. Гумилева этот фундаментальный факт не получал должной оценки в исторической науке, так как ее выдающимся деятелям не приходилось сидеть в тюрьмах и лагерях, и они не представляли себе, как важно это свойство шелкового белья). Поэтому западноевропейские феодалы (а в особенности — их жены) готовы были что угодно отдать за шелк. Считается, что предмет экспорта, пользующийся высоким международным спросом, способствует благоденствию страны-производителя, но, согласно Л. Н. Гумилеву, в данном случае это не так. Китайские власти, стремясь нажиться на экспорте, обрекали свой народ на голод, требуя производить шелк, а не хлеб. Если бы русские феодалы получили через генуэзских купцов доступ к шелковому белью, они вынуждены были бы расплачиваться за него мехами, а следовательно, требовали бы от своих крестьян, чтобы те добывали меха охотой вместо производства хлеба. Так русский и китайский народы взаимно обрекали бы друг друга на голодное существование, а купцы бы наживались на комиссионных. Кроме того, генуэзские купцы были, естественно, католиками и окончательно погубили бы Русь и православие, если бы крымские татары не грабили прилежно их фактории.

Итак, уповая, с одной стороны, на славянофильство, а с другой стороны, на евразийство, мы предлагаем термин «колодка мышления» для обозначения некоторой общей процедуры, которая свойственна, по-видимому, любым вариантам человеческого мышления, к чему бы конкретно оно ни относилось. Спектр значений русского слова «колодка» включает в себя, во-первых, обувную колодку, с помощью которой делается обувь. В этом смысле «колодка» — примерно то же самое, что греческая «парадигма» или латинская «модель». Речь идет, конечно, об идеальной («мысленной» по-русски) модели какого-то явления, о котором мы в данный момент собираемся подумать.

Надлежит объяснить, почему не воспользоваться хотя бы и латинским, но все же общепринятым словом «модель», если речь идет о создании мысленной модели чего-то.13 Напомним другое значение из спектра значений слова «колодка» — это приспособление из двух шарнирно соединенных кусков бревна с вырезом между ними, которым оно может надеваться на руку, ногу или даже шею определенного лица, поведение которого подлежит коррекции.

«Колода» — это, вообще говоря, часть древесного ствола (как в выражении «пни и колоды» или колода, на которой рубят мясо). Поскольку нельзя же на шею надеть большое бревно, для целей коррекции употреблялись сравнительно небольшие куски бревна, откуда и уменьшительно-ласкательный суффикс «к». Теперь можно объяснить, чем же «колодка» лучше «модели».

Дело в том, что в отношении модели всегда возникает вопрос об ее адекватности тому явлению, которое мы собираемся моделировать, и вопрос этот обычно сложен. В отношении же адекватности колодки можно пойти по пути, который, несомненно, одобрил бы Сократ. Сократ сказал бы, что колодка, надеваемая, скажем, на шею, должна быть адекватна шее, но лишь в том смысле, чтобы не задушить совсем того, чье поведение нужно лишь скорригировать, а при этом нужно, конечно, чтобы ее нельзя было самостоятельно снять с шеи до получения искомого эффекта. Колодка, надеваемая на ногу, должна быть примерно в таком же смысле адекватна ноге. Никакой более тонкой адекватности от колодок и не требуется.

Если угодно кратко, колодка мышления — это модель, не обязательно формализованная, неадекватность которой осознана.

Итак, «колодка», с одной стороны, — это нечто направляющее и организующее. Напомним, что старый термин русского языка для латинского «корпуса» какого-либо прибора или инструмента — это как раз «колодка», например, колодка столярного рубанка. За колодку рубанок держат и направляют его движение, опираясь «подошвой колодки» о строгаемую поверхность. У современного электрического рубанка, конечно, имеется не колодка, а корпус. С другой стороны, колодка — ограничитель излишней свободы. Владельцы автомобилей хорошо знают, что такое «тормозные колодки».

Для того, чтобы сделать примерно ясным, какие мыслительные процессы предлагается описывать с помощью вводимого термина, напомним две уже рассмотренные во второй главе ситуации.

Первая ситуация: Чернобыль; в течение нескольких десятков секунд после переключения циркуляционных насосов на электропитание от выбега турбины развивается страшная авария, и наконец, персонал слышит мощный взрыв (или взрывы — никто толком не знает, сколько именно их было). Надо как-то понять происходящее. Создается колодка мышления: это (якобы) рванула гремучка в баке аварийной защиты, а сам реактор цел. Начинается отчаянная борьба за то, чтобы подать охлаждающую воду в реактор, в этой борьбе люди жертвуют своей жизнью. Та же версия возносится в Москву и возвращается в виде приказа обеспечить охлаждение реактора (Москва ведь понятия не имеет о том, что реально произошло). А воду подавать уже некуда: реактор разрушен и коммуникации оторваны взрывом.

Вторая ситуация: Л. Н. Толстой переживает духовный кризис и в поисках объяснения и выхода обращается к учебнику богословия. В учебнике предлагается такая колодка мышления: оттого людям так скверно жить, что Адам и Ева согрешили, а потом их грех стал передаваться от поколения к поколению в качестве первородного греха, от которого никуда не денешься. Такая колодка Толстому не нравится и с омерзением и художественными издевательствами над автором учебника отвергается. Постепенно кризис преодолевается, Толстому предстоит еще прожить около тридцати лет, в которые он создает много замечательных художественных произведений и свою собственную теологию, в чем-то главном сходную и с христианством, и с другими вероучениями, но значительно отличающуюся от официального православия — настолько, что Толстого пришлось отлучить от церкви с великим скандалом и соблазном.

Ближайшая наша цель состоит в том, чтобы показать, что колодки мышления создаются не только в критических ситуациях, но и при решении любых, самых обычных задач, которые могут возникнуть перед человеком.


13 Следует подчеркнуть, что речь идет не о введении нового понятия, а лишь о введении термина для того понятия, которое и ранее выделялось в литературе. Например, В. А. Шапошников в [80] вводит понятие «парадигмальной схемы» для характеристики некоторых ходов мысли П. А. Флоренского. Речь идет о том, чтобы охарактеризовать, что П. А. Флоренский понимал под применением математики к теологии, в частности, почему какую-то теорему математики он мог называть теологической. Один из примеров рассуждений Флоренского состоит в следующем.

Пусть речь идет о скорости духовного роста человека, который можно также назвать приближением к Богу, или «обожением». Как в математике не существует такой функции f(x), которая при x→∞ растет быстрее всех других функций, так и скорость «обожения» может быть для разных людей различной, и нет такой скорости, которую какой-то другой человек не мог бы превзойти.

Понятно, что для подобных математических «моделей» уместно применение другого названия, и в [80] предлагается термин «парадигмальная схема». Указывается также, что С. С. Хоружий в своем исследовании творчества Флоренского [79] ввел термины сходного содержания — «структурные парадигмы» и «порождающие модели».

По изложенным выше причинам мы предпочитаем термин «колодка мышления», но такое предпочтение — конечно, дело литературного вкуса. Единственное, что мы предлагаем нового (разумеется, нового лишь до известной степени) — это утверждение, что «колодки» встречаются как правило, а что-то лучшее, чем «колодка» — это лишь счастливое исключение. (Вернуться)


14
Показать комментарии (14)
Свернуть комментарии (14)

  • nikolay  | 29.07.2006 | 13:01 Ответить
    Хотелось бы обсудить с В.Н. Тутубалиным завтрашний день
    в планировании и обработке результатов экспериметов!!!

    Заранее благодарен

    Николай
    Ответить
  • BBR  | 10.01.2007 | 19:18 Ответить
    6.3 (http://elementy.ru/lib/430230/430262): "Возможности биологической экспериментальной техники выросли не столь существенно, в частности, подсчет численностей видов принципиально остается таким же, как и во времена Гаузе"

    Вопрос: а почему бы не подсчитывать число особей программным путем? Взять каплю между стекол, сфотографировать с нужным разрешением и обработать изображение? Мне кажется что достаточно алгоритмов распознавания образов, которые можно адаптировать под эту задачу.
    Ответить
  • Александр Орлов  | 17.01.2007 | 11:30 Ответить
    О публикациях первого из авторов:
    http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=390
    http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=391
    Ответить
  • Igor_k  | 18.05.2007 | 00:47 Ответить
    Книга оставляет двойственное впечатление. С одной стороны,
    рассказанные истории весьма поучительны. С другой стороны,
    роль мистики в науке сильно преувеличена, а к выводам автора
    стоит относиться с разумной осторожностью. Все же ядерные реакторы
    работают куда надежнее, чем модели экосистем, и даже прогнозы
    погоды не всегда плохи. Проблемы в аксиоматической теории поля
    не останавливают развития физики высоких энергий.
    И метод наименьших квадратов здорово работает, если помнить
    известное правило: garbage in - garbage out.
    Конечно, мы не знаем,
    как происходят творческие прорывы при решении задачи, но
    вместо того чтобы называть их научной мистикой, можно их
    исследовать и учиться их достигать. Конечно, пока не умеем,
    но пробовать можно, есть общеизвестная литература, книги Пойа например.
    Так что, уважаемый читатель, бди !
    Ответить
    • NS > Igor_k | 31.05.2007 | 14:48 Ответить
      "Все же ядерные реакторы работают куда надежнее, чем модели экосистем"

      Мне кажется, вы сравниваете совершенно разные вещи. В процессе изучения многомерных (многофакторных/систем с многими степенями свободы) систем, которые можно выделить в общей картине мироздания, всегда происходит некоторый откат к простым моделям. Так наука переходит в технологию.

      С этой точки зрения, ядерные реакторы - это технологическая отрыжка науки, а экосистемы - ее объект изучения. И естественно, что искуственно упрощенная научная модель работает надежнее, чем реальная природная система, до понимания реальных закономерностей которой нам, как до Луны пешком.
      Ответить
      • Igor_k > NS | 31.05.2007 | 18:47 Ответить
        Согласен, технические системы куда проще биологических, потому
        и изучены лучше и работают надежнее. Но автор, как я понял,
        утверждает, что они изучены одинаково плохо? С этим я и не согласен.
        Я думаю, это автор так читателя подначивает.

        Непознанные (не описываемые опытом специалистов) области
        есть даже в такой модели, как шахматы.
        Доказательство - то, что компутер Каспарова
        обыгрывает. В компьютере некие части модели есть, а в разуме
        эксперта, чемпиона мира, их нет, и ситуация необратима. Вот
        вам и пределы человеческого разума. Но мы же не будем говорить,
        что шахматы изучены так же плохо, как экологические системы?
        Ответить
        • NS > Igor_k | 01.06.2007 | 14:20 Ответить
          Тут мы с вами коснулись очень интересной темы.

          Дело в том, что известный нам мир можно определить, как сумму внешних проявлений систем со сравнимыми уровнями сложности. Ну, и все нижележащие системы, конечно включены сюда же.

          Так вот, наука, хоть и не изучила досконально даже шахматы, но в принципе может это сделать. А вот системы, сложность которых превосходит наши возможности на порядки, мы не может ни изучить, ни даже представить. По одной простой причине - они не принадлежат нашему миру (не в метафизическом смысле, а в чисто практическом).

          С этой точки зрения ваше сравнение шахмат с экосистемами не совсем правомерно. Это все-таки системы разного качества. И различие между ними не сводится к количественным параметрам, так же как различие между живым и неживым мозгом не сводится только к биохимии или электрохимии.

          А что они изучены одинаково плохо - с этим и я не согласен. Не верю, что авторы настолько примитивны :)
          Ответить
    • lav > Igor_k | 17.06.2008 | 19:16 Ответить
      Профессор Тутубалин давно известен оригинальнымим высказываниями. Еще в своем учебнике матстатистики лет 30 назад он писал, что эта самая статистика занимается вещами сугубо идеальными, не имеющими никакого отношения к грубому материальному миру, обработке экспериментальных данных и т.п. Мне кажется, это такое интеллектуальное кокетство. Сам-то он прекрасно знает, что если бы никакого применения матстатистики к практике не было, то ни ему, не другим статистикам зарплату никто бы платить не стал... Хотя всякое бывает. Поминаемого тут Налимова к старости-то эвон как заколбасило, когда он в какю-то секту вступил..
      Ответить
  • alexpo  | 12.04.2008 | 13:38 Ответить
    Цитата: "...теология, и атомная энергетика, и экология (и прочие науки)...".
    Я просто в восторге от приравнивания теологии и атомной энергетики. Грош-цена такой философии.
    Правда, мне очень интересно было бы что-нибудь услышать о математизации теологии, или о математическом моделировании в ней :).
    Математизация технических наук не меньше чем теоретических. Просто при создании технических трудов математика сводится к простым инструкциям (формулам), понятным исполнителям, не имеющих научной и теоретической подготовки. Но если окунуться в историю вопроса... Например, инструкцию по построению атомного реактора можно написать вообще не касаясь ядерной физики.
    Ответить
    • lav > alexpo | 17.06.2008 | 23:29 Ответить
      Да, как говориться, глубокая философия на мелких местах. Прежде чем разводить философию, неплохо бы авторам подучить историю. Например, на Льва Толстого с его рассказом "Как в городе Париже починили дом" наехали совершенно зря. Это реальный факт, связанный с ремонтом Дома инвалидов в Париже. Толстой информацию почерпнул из газетной заметки и пересказал для детей. А тут сразу "нелепо по технической сути"... бла-бла-бла
      Ответить
  • saabmount  | 28.10.2011 | 23:54 Ответить
    "Авторы книги исследуют это убеждение примерно так же, как Сократ исследовал мудрость своих сограждан, и со сходными результатами"

    Напомним читателям, что результатом многолетних изысканий Сократа (по-видимому и Тутубалина) стала пропозиция: "Я знаю, что я ничего не знаю".

    RIP, академик Тутубалин...
    Ответить
  • Лайма2001  | 05.03.2013 | 18:37 Ответить
    Читая эту книгу, вернулась назад в 75-95 годы, когда с друзьями (физики, математики, биологи с университетским образованием, прекрасными способностями и широким кругозором) ходили в байдарочные, велосипедные и прочие походы, а вечерами у костра занимались трепом на околонаучные темы. Все это и представлено в данной книге. Тема обсуждения не важна сама по себе. Главное- привлечь внимание, описать парадоксальную ситуацию, иногда просто поделиться прочитанным, не отказав себе в удовольствии позлословить. Интересно, что из такого трепа выводы делались, причем также в духе выводов, сделанных в конце глав этой книги. выводы получаются в общем-то достаточно общие и тривиальные. А за возвращение в молодость - спасибо!
    Ответить
  • guryan  | 20.10.2014 | 11:48 Ответить
    Строго говоря, математика вовсе не является наукой, а всего лишь кратким и довольно примитивным языком, которым описать даже простую окружность можно только очень приблизительно.
    А почти религиозный, благоговейный трепет научного сообщества, перед математическими символами, оказал науке медвежью услугу, превратив её в некое подобие астрологии и хиромантии, со своими шаманами, прорицателями и толкователями.
    Стремление вывести из манипуляций абстрактными математическими символами и формулами некие физические истины, привело к изобретению понятий, не совместимых с законами природы. Математикой, как кратким языком, можно описать какое-либо явление, но объяснить его она не в состоянии и создаёт только иллюзию понимания.
    В отличии от математики, в природе не существует ничего отрицательного или мнимого, поэтому в ней нет и не может быть никакой антиматерии. Положительный и отрицательный заряды – это просто противоположные свойства материи, аналогичные, например, прозрачности и непрозрачности веществ.
    И при объединении материальных объектов с противоположными свойствами, эти свойства просто объединяются, либо компенсируя, либо усиливая друг друга. В противном случае, любые взаимодействия веществ с противоположными свойствами приводили бы к полной аннигиляции, как их фи-зическому исчезновению, что противоречит второму началу термодинамики.
    В природе нет ни интегралов, ни квадратных корней, ни синусов. Потому что все это – даже не какие-то физические величины, а всего лишь отношения этих величин. И уже лет через сто потомки будут покатываться со смеху над такими "научными" перлами, как бозоны Хиггса, черные дыры, ручки Уиллера, коты Шредингера, гравитационные коллапсы и прочие порождения примитивного сознания.
    Как сказал однажды Эйнштейн, математика – это единственный способ провести самого себя за нос. И сам же по уши в это вляпался… Гравитационный коллапс и аккреция, как поднятие самого себя за волосы. Большой взрыв, как творение материи из ничего.
    Молекулярно-кинетическая теория и теория струн, как образчики вечного двигателя и множество других абсурдных и бессмысленных гипотез, выведенных из математических преобразований, мало чем отличающихся от библейских сказок и сочинений фантастов, со временем навсегда исчезнут из науки.
    Ведь неудивительно, что теория большого взрыва, как божественное творение материи из ничего, с большой охотой была признана религиозными мракобесами Ватикана.
    Нельзя отрицать того, что математически можно посчитать насколько увеличится длина железной линейки при миллионе градусов, но обсуждать при этом её свойства могут разве что умалишённые, потому что ни при такой температуре она просто не существует.
    Однако, несмотря на это, псевдоучёные на полном серьёзе описывают, например, черные дыры, как будто уже пощупали их собственными руками, говорят об аккреции, как падении материи самой на себя, как будто видели это где-то воочию.
    Описания различных парадоксов, необъяснимых эффектов и явлений, якобы существующих в природе лавиной льётся с экранов большинства телеканалов и уже превратилось в доходный бизнес на невежестве обывателей и так не сильно обременённых способностью к мышлению. И самое страшное, что даже в среде учёных невежество уже достигло такой сте-пени, что многие из них верят в бога, а некоторые даже и не скрывают этого.
    Более того, в некоторых учебных заведениях уже дела-ются поползновения учредить кафедры богословия. И я не удивлюсь, что в скором времени дойдёт очередь и до возрож-дения святейшей инквизиции. Учёные и сами уже давно пре-вратились в толкователей результатов математических преоб-разований, подобно астрологам, предсказывающим людские судьбы по рисунку расположения звёзд на небе, совершенно не понимая, что эти явления несопоставимы и подчинены со-вершенно разным законам.
    Умение фантастически наукообразно трактовать ре-зультаты манипуляций математическими формулами, считает-ся признаком неординарного ума и нестандартного мышле-ния, недоступного простому смертному. Создав себе божка по имени "математика", учёные уже несколько столетий водят себя за нос, даже не подозревая этого.
    Зная, что дважды два – четыре и нагромождая друг на друга массу многоэтажных формул, легко написать вполне научную статью о каком-либо физическом явлении, даже не понимая его физического смысла и, тем не менее, создав в гла-зах обывателя иллюзию высокой научности.
    И эту иллюзию легко подкрепить простой проверкой математических выкладок обратным действием – разделив че-тыре на два. Потому что любые математические доказатель-ства представляют собой тавтологии, укладывающиеся в про-стую формулу: "дважды два равно четырём, потому что четы-ре, делённое на два, равно двум". И вот на подобных тавтоло-гиях выстроены практически все, так называемые научные теории.
    Публикуясь в своих рецензируемых научных изданиях, куда закрыт доступ свежей мысли и бесконечно подсчитывая, кто кого перецитирует, научное сообщество превратилась в секту посредственностей, состоящую в основном из людей, умеющих лишь виртуозно манипулировать цифрами, особо
    Ответить
  • Keller  | 07.01.2025 | 20:39 Ответить
    del
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»