Физики обсуждают двухфотонный пик в контексте будущего линейного коллайдера

Загадки LHC. Двухфотонный всплеск при 750 ГэВ

Двухфотонный пик при массе 750 ГэВ — самая горячая тема в физике частиц в последние полгода. В 2015 году коллайдер подарил ученым большую надежду на долгожданное открытие Новой физики, и сейчас все с нетерпением ждут новых результатов LHC.

В ситуации, когда выводы могут кардинально поменяться через две недели, может показаться несколько преждевременным обсуждать научную программу по изучению двухфотонного пика на будущем линейном электрон-позитронном коллайдере — ведь если он и будет построен, то только через 10–15 лет. Но авторы появившейся на днях обзорной публикации Implications of the 750 GeV gamma-gamma Resonance as a Case Study for the International Linear Collider так не считают. Вне зависимости от того, подтвердится отклонение или нет, они предлагают рассмотреть двухфотонный пик как тестовый полигон для обкатки научной программы будущего коллайдера.

Дело в том, электрон-позитронный коллайдер сможет намного аккуратнее измерить то, что на LHC проступит лишь в общих чертах. Стратегия изучения должна быть детально разработана и должна опираться и на конструкционные особенности детекторов, и на результаты моделирования. Если раньше физики прорабатывали эти аспекты вслепую в рамках тех или иных тестовых предположений, то теперь LHC дал прекрасный тренировочный шанс — разработать всё в мельчайших деталях на примере обнаружившегося двухфотонного отклонения. Какие именно процессы будут самые интересные, на какие вопросы они будут отвечать, как разные процессы будут дополнять друг друга, на какую точность измерений следует рассчитывать — и всё это желательно изучить для самого широкого набора теоретически возможных интерпретаций.

В случае, если обнаруженный пик реален, конечной целью такого упражнения должен стать вывод, какой из рассматриваемых сейчас вариантов следующего крупнейшего ускорителя больше всего подходит для этой задачи.


23
Показать комментарии (23)
Свернуть комментарии (23)

  • gunn  | 26.07.2016 | 09:30 Ответить
    https://twitter.com/Resonaances/status/745404400148025344
    Ответить
    • LyCo > gunn | 26.07.2016 | 16:20 Ответить
      Это будет весьма ожидаемо - учитывая недавнее открытие грав. волн, лично у меня взгляд на так называемую новую физику уже совсем пессимистичный. Спасибо за ссылку.
      Ответить
    • Игорь Иванов > gunn | 26.07.2016 | 16:39 Ответить
      Вы, видимо, пропустили прошлую новость на эту тему: http://elementy.ru/novosti_nauki/432780/Poisk_dvukhfotonnogo_pika_v_novykh_dannykh_vedetsya_slepym_analizom
      Я уж не говорю о том, что с момента этого вброса набрано статистики в 4 раза больше.
      Ответить
      • gunn > Игорь Иванов | 29.07.2016 | 12:21 Ответить
        Friday, 29 July 2016
        "After the hangover
        The loss of the 750 GeV diphoton resonance is a big blow to the particle physics community. We are currently going through the 5 stages of grief..."
        http://resonaances.blogspot.ru/2016/07/after-hangover.html
        Ответить
  • mushkin  | 26.07.2016 | 10:35 Ответить
    Моё мнение такое, кто физикой занимается всей душой, тот понимает что никакого двухфотонного пика сейчас нет и быть не может. Ключ в оценке фона, а он допускает широкое толкование. Уже всерьёз задумались как они будут скоро объяснять рассасывание и пика в районе открытого "бозона Хиггса". Дело в том, что БАК создан не только инженерами и физиками, но и бюрократами. Поэтому еще на этапе проекта, поиска финансирования и подрядчиков в него заложены компромиссы и результаты. Вот в точности как с нашей реформой РАН. Там тоже нужна "эффективность" и результаты. Получите. Ну а физика подождёт.
    Ответить
  • VICTOR  | 26.07.2016 | 12:47 Ответить
    Коллайдер линейный - это кажется уменьшит потери на излучение. Но кажется 500 ГэВ не хватит, нужно ведь 750?
    Ага, хотят в будущем улучшить до 1 ТэВ. Это все же 1+1, то есть по 1 ТэВ у каждого электрона?
    И совсем странный вопрос. Собственно фотоны ловились с энергией, которая куда больше массы покоя ядра материала детектора. Там ядра совсем разваливаются при столкновениях? И как это влияет на работу детектора?
    Ответить
    • Fireman > VICTOR | 26.07.2016 | 13:39 Ответить
      1. излучения (синхротронного) не будет вовсе - там же по прямой летят частицы
      2. как я понимаю, на каждый пучок нужно будет по 325 ГэВ (т.е. 750/2 ГэВ), другой вопрос - какой длины будет такой ускоритель (вроде разговоры в свое время шли на 30км, но это для рождения Хиггса, а тут надо будет увеличивать до 50-100км)
      Ответить
      • akb > Fireman | 28.07.2016 | 15:39 Ответить
        А при линейном УСКОРЕНИИ (да еще каком! - в сравнении с постепенным наращиванием скорости по кольцу) разве частица не излучает?
        Ответить
        • tetrapack > akb | 28.07.2016 | 19:46 Ответить
          Нет, не излучает. Она "поглощает" энергию поля, ускоряясь, т.е, увеличивая свою энергию, если так "топорно" можно выразиться. СИ возникает, как раз при торможении частиц - это и есть часть энергетических потерь.
          Мне больше интересно, что будут делать с "нестолкнувшимися" частицами в детекторе, т.е, пролетевшими далее. Рекуперировать энергию?
          Ответить
          • akb > tetrapack | 28.07.2016 | 23:03 Ответить
            Я предлагаю утилизировать. За мишенью поставить емкость, куда складировать отходы ядерных реакторов и "дожигать" их там.
            Ответить
    • Игорь Иванов > VICTOR | 26.07.2016 | 22:42 Ответить
      Двухфотонный пик, если реален, придет не один-одинешенек, а с новыми заряженными частицами, которые могут быть и легче, и тяжелее. Главное, что открывается новый сектор теории, который может повлиять на свойства остальных частиц, например, хиггсовского бозона. Поэтому при 500 ГэВ задача коллайдера будет внимательно измерить свойства хиггса и другие параметры, чтоб через них увидеть отклонения (и они точно будут, если этот пик реален).

      Нет, 1 ТэВ — это обычно суммарная энергия.

      Фотоны высоких энергий, влетая в детектор, сталкиваются не с ядрами, а с электронами. Они порождают электрон-позитронные пары, те — испускают фотоны, и так далее. Возникает и разрастается электромагнитный ливень, который развивается на десятках сантиметрах толщи и полностью поглощается электромагнитным калориметром (почитайте странички про устройство детекторов и технику регистрации частиц). Это все потом в сцинтилляторе превращается во вспышку света, которую ловит ФЭУ и оцифровывает сигнал. Но отклику ФЭУ и калибровочными кривым можно сосчитать энергию исходного фотона.
      Ответить
      • Fireman > Игорь Иванов | 02.08.2016 | 22:37 Ответить
        "Двухфотонный пик, если реален, придет не один-одинешенек, а с новыми заряженными частицами, которые могут быть и легче, и тяжелее."

        Игорь, а почему должны появиться заряженные частицы? Ведь пик вроде как указывает на существование только некоей нейтральной или все гораздо сложнее?
        Ответить
  • Fireman  | 26.07.2016 | 13:42 Ответить
    Игорь, такой вопросик - лептонные (электронные и надеюсь дожить до мюонных) столкновения гораздо более чистые. А на что это влияет? Понятно, что меньше шума, легче вычленять нужные события и соответственно быстрее набирается нужная статистика, но этим же не ограничены? Становится возможным какие-то характеристики дополнительно мерить или просто (опять же из-за более низкого шума) повышается точность измерения (например протонные столкновения дают 1% в измерению массы и точнее уже не получиться никак, а электронные - 0.01%)?
    Ответить
    • VICTOR > Fireman | 26.07.2016 | 17:03 Ответить
      А объяснения в том, что протоны состоят из тысяч частиц, а электроны - элементарны, не подойдет? А там уж на энергии 750 ГэВ узнаем, может что-то сделает электрон не элементарным.
      Хотя не помешало бы разогнать электрон-позитронные коллайдеры до возможности рождения бозона Хигса.
      Ответить
      • ovz > VICTOR | 26.07.2016 | 17:18 Ответить
        Вроде вокруг электрона тоже образуются виртуальные частицы (партоны)? Или я ошибаюсь?
        Другое дело, что вокруг не образуется виртуальных кварков и глюонов, т.к. отстутствует сильное взаимодействие.
        Ответить
        • VICTOR > ovz | 26.07.2016 | 17:52 Ответить
          Партоны - это не обязательно виртуальные частицы, есть и по 3 более реальных кварка. Тут это общее название кварков и глюонов, которые при таких энергиях уже сталкиваются как отдельные частицы.
          Эксперименты по взаимодействию с виртуальными фотонами на БАКе тоже проходили. То есть скажем тут разгон до gamma~6.925*10^6 и при этом виртуальный фотон должен получать в системе центра масс 2 протонов вполне реальную энергию.
          Ответить
          • ovz > VICTOR | 26.07.2016 | 19:59 Ответить
            Не знаю, насколько корректно я применил термин "партоны" к сталкивающимся на больших энергиях элекронам, но думаю по аналогии виртуальные: лептоны; W/Z бозоны; фотоны могут так же сталкиваться как отдельные частицы.
            Ответить
            • VICTOR > ovz | 26.07.2016 | 20:31 Ответить
              Если энергия будет от 200 ГэВ, то может где-то и будут возникать виртуальные W/Z-бозоны. Так что коллайдера на 500 ГэВ наверное должно хватить. Может будут рождаться 2-3 Z-бозона за одно столкновение.
              P.S. Я действительно забыл изучить, как проявляют себя эти бозоны при слабом взаимодействии частиц с куда меньшими энергиями. Являются они возбуждением "слабого поля", как бозоны Хигса?
              Вот из Вика нашел:
              "сечение взаимодействия с нуклоном нейтрино с энергией 100 ГэВ на шесть порядков больше, чем у нейтрино с энергией около 1 МэВ."
              Ответить
            • Игорь Иванов > ovz | 26.07.2016 | 22:56 Ответить
              Да, виртуальные фотоны, конечно, сопровождают электрон, только обычно они называются «эквивалентные фотоны» или «квазиреальные фотоны». Есть метод расчета электрон-адронных столкновений, напоминающий как раз метод партонных плотностей: вы сначала считаете, сколько эквавалентных фотонов с нужной кинематикой летит рядом с электронов, а потом сворачиваете его с сечением фотон-адрон столкновения. Он называется метод эквивалентных фотонов или метод Вайцзекера-Вильямса.

              Вот тут https://www.youtube.com/playlist?list=PLPFUq1zn8x377bzxFgMHISEcGFNcL_CkE
              Валерий Георгиевич Сербо, один из людей, разработавших такие вычисления, читает свой авторский курс лекций по двухфотонной физике.

              Эквивалентные W и Z-бозоны тоже, в принципе, есть, только их плотность очень маленькая. Но при очень высоких энергиях столкновений формализм можно применять и к ним.
              Ответить
              • ovz > Игорь Иванов | 29.07.2016 | 15:54 Ответить
                Игорь. Теперь вопрос, хватит ли энергии ILC что бы эквивалентные частицы проявились, или все таки сталкивающиеся электроны будут вести себя как точечные частицы?
                Ответить
    • Игорь Иванов > Fireman | 26.07.2016 | 22:50 Ответить
      Ну, вы многое перечислили, это верно. Еще резко уменьшаются неопределенности начального состояния. Вам не надо мучаться с партонными плотностями, оценивать их погрешности. Вам не надо интегрировать жесткий процесс по партонным плотностям, то бишь, вам не надо делать свертку — вы сразу видите процесс в исходной кинематике. Как следствие, кинематика разлетающихся частиц не настолько сильно прижата к осям, как в протонных. Так что больше частиц вылетает сильно поперек и хорошо регистрируется.

      Затем, нет огромного фона от адронов. Каждый адрон, родившийся в жестком e+e- столкновении, полезен. Поэтому те процессы, которые раньше тонули в фоне (скажем рождение хиггса и его распад в b-анти-b), сейчас хорошо измеряем.

      Есть также сильное улучшение точности в тех величинах, которые можно измерять и на LHC, и на ILC. С тем же хиггсом, константы связи с частицами на LHC измеряются с точностью в десяток процентов сейчас, в несколько процентов в будущем, а на ILC будет доли процента.
      Ответить
      • gunn > Игорь Иванов | 30.07.2016 | 13:04 Ответить
        https://pbs.twimg.com/media/Coll7U7WIAAMQ-W.jpg:large
        Ответить
        • editor > gunn | 30.07.2016 | 17:55 Ответить
          Вы забанены на один месяц.
          Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»