Палеозойский наземный гигант Prototaxites — представитель неизвестной группы живых существ?

Рис. 1. Реконструкции прижизненного облика прототаксита Логана (Prototaxites loganii)

Рис. 1. Реконструкции прижизненного облика прототаксита Логана (Prototaxites loganii). A — древовидный лишайник (Retallack, Landing, 2014), B — хвойное дерево (Dawson, 1888), C — гигантский гриб (Hueber, 2001), D — ветвистое слоевище бурой водоросли (Schweitzer, 1983), E — высохший и свернувшийся мат из печеночника (Graham et al., 2010)

Наряду с огромными кембрийскими морскими радиодонтами и монструозными позднепалеозойскими летающими протострекозами, силурийско-девонские наземные «столбы» прототакситы стали знаковыми представителями палеозойского мира. Без упоминания необычного облика этих организмов — восьмиметровые гладкие столбы метрового обхвата — и идей, порой весьма спорных, об их принадлежности не обходится ни одна научно-популярная книга по истории земной жизни, особенно в жанре палеонтологического хоррора (см. ссылки внизу). За прошедшие 165 лет со времени их открытия палеонтологи сравнивали прототакситы и с деревьями, и с водорослями, и с грибами, и с печеночниками, и с лишайниками... Новое исследование большой группы палеонтологов, био- и геохимиков, проведенное на остатках прототаксита из знаменитой раннедевонской наземной биоты Райни (Шотландия) возрастом 407 млн лет, показало, что и деталями строения, и особенностями химического состава эти организмы отличаются от всего и всех, что обитало на Земле в раннедевонскую эпоху и живет в наши дни.

В переломный для всей науки 1859 год, когда увидело свет первое издание «Происхождения видов...» Чарлза Дарвина, последовательный противник эволюционной теории, палеоботаник Джон Уильям Доусон описал из нижнедевонских отложений канадской провинции Квебек необычные ископаемые остатки. Доусон назвал эти окаменелости Prototaxites, поскольку посчитал, что это древовидное хвойное растение, вероятно родственное и предшествовавшее тису (Taxus, рис. 1В).

Действительно, в окаменевших «стволах» — до 1,4 м в поперечнике и до 8,8 м высотой трудно было заподозрить что-то иное, кроме ископаемых деревьев. Однако 120 лет спустя, когда уже стало ясно, что столь высокие деревья выросли лишь к концу девонского периода, появилась идея о водорослевой природе протакситеса. Действительно, бурые водоросли, подобные ламинарии, могут вытягиваться на большую длину. А вдруг в те давние времена они смогли, пусть и ненадолго, освоить сушу, независимо от зеленых водорослей и их прямых потомков — сосудистых растений? Даже что-то вроде ствола на основе слоевища получилось (H.-J. Schweitzer, 1983. Die Unterdevonfloren des Rheinlandes; рис. 1D). Размножались же они спороподобными тельцами, которые в некоторых прототакситах тоже вроде просматриваются...

По счастью, эти окаменелости нескольких видов встречались довольно широко и в географическом (Северная Америка, Западная Европа и Южная Африка), и во временном (от верхнесилурийских до верхнедевонских слоев) диапазоне. А в некоторых местонахождениях, подобных шотландскому Райни (Rhynie), все ископаемые ткани заместились кремнеземом из горячих вулканических растворов и превратились в практически готовые научные препараты. Изучение тонких срезов протакситеса из таких отложений не выявило у него ни коры, ни сосудистых тканей. Зато обнаружились многочисленные тонкие переплетающиеся трубочки трех разных типов, размером и обликом очень напоминавшие грибные гифы (F. M. Hueber, 2001. Rotted wood-algal fungus: The history and life of Prototaxites Dawson 1859; рис. 1С). Гигантский гриб! — подумалось исследователям...

Да не бывает и не было таких огромных грибов, — возразили их оппоненты: слишком слабые ткани не выдержали бы собственного веса. (На самом деле хитин — весьма прочная структура, а не дают современным грибам дорастать до радующих глаз грибника размеров личинки вездесущих насекомых, съедающие всё «на корню».) Посему не стоял он вовсе и даже не лежал, а стелился в виде широкого «коврика» из порослей многолетнего печеночника, подобного современной маршанции. Когда же «коврик» подсыхал, ветер и вода скатывали его в рулончик, как современную маршанцию (L. E. Graham et al. 2010. Structural, physiological, and stable carbon isotopic evidence that the enigmatic Paleozoic fossil Prototaxites formed from rolled liverwort mats; рис. 1Е). Правда, из нынешнего печеночника рулончики получаются менее сантиметра в диаметре, к тому же закручиваются они спирально. Совсем не тот масштаб и отнюдь не концентрический рисунок слоистости...

Затем вроде бы обнаружили, что кроме ветвящихся нитевидных трубчатых клеток, напоминающих грибные гифы, в этих окаменелостях встречаются и микроскопические (менее 10 микронов в диаметре) шарики, подобные коккоидным водорослям. Вроде бы получился древовидный лишайник, на срезах «ствола» которого наблюдались своего рода годичные кольца — чередование слоев, сложенных преимущественно фико- или микобионтом, то есть грибным и водорослевым симбионтами (G. J. Retallack, E. Landing, 2014. Affinities and architecture of Devonian trunks of Prototaxites loganii; рис. 1А, 2).

Рис. 2. Возможная симбиотическая коккоидная водоросль у прототаксита Логана (Prototaxites loganii)

Рис. 2. Возможная симбиотическая коккоидная водоросль у прототаксита Логана (Prototaxites loganii). Фотографию предоставил Грег Реталляк

Другие авторы «шариков» не увидели, но нашли у Prototaxites taiti плодовое тело (гимений]), образованное сумками (асками), несущими аскоспоры, и стерильными элементами (парафизами), и подстилаемое слоем переплетающихся гифов. По строению всё это вместе взятое очень напоминало аскомицет, или сумчатый гриб, из группы пецицевых, к которым, например, относятся современные сморчки (R. Honegger et al., 2018. Fertile Prototaxites taiti: a basal ascomycete with inoperculate, polysporous asci lacking croziers). Среди пецицевых есть и столбчатые формы, правда совсем невысокие — до 5 сантиметров ростом. Наоборот, Prototaxites logani мог бы принадлежать к агариковым базидиомицетам, вроде нынешних сыроежек или мухоморов, но опять же столбовидного облика. Осталось лишь убедиться, что все изученные авторами фрагменты принадлежали именно прототакситу, а не настоящим грибам, встречающимся в тех же отложениях. Увы, этого им сделать как следует не удалось...

И это далеко не полный перечень идей, призванных объяснить природу протакситеса и появившихся за 165 лет изучения этих окаменелостей.

Новая работа, опубликованная в журнале Science Advances и подготовленная 14 палеонтологами, биохимиками и геохимиками в основном с разных факультетов Эдинбургского университета, стала новой вехой в изучении этих загадочных ископаемых. Кроме оптической микроскопии высокого разрешения использовалась конфокальная лазерная микроскопия, что позволило убедиться в наличии трех видов трубочек, образующих ствол прототаксита (рис. 3).

Рис. 3. Тонкий срез (прозрачный шлиф) образца прототаксита Тейта (Prototaxites taiti), на котором видны многочисленные полые трубочки

Рис. 3. Тонкий срез (прозрачный шлиф) образца прототаксита Тейта (Prototaxites taiti), на котором видны многочисленные полые трубочки; нижнедевонский кремнистый сланец Райни, Шотландия. Фотография из обсуждаемой статьи в Science Advances (предоставлена Рори Александером). Длина масштабного отрезка 0,5 см

Самые тонкие из них (около 10 мкм диаметром) составляют основную массу этого органа. Они периодически ветвятся и пересекаются поперечными перегородками — септами с порой посередине и тем самым напоминают грибные гифы. Трубки второго и третьего типа пошире (20–40 мкм), с кольцевыми утолщениями стенок и совсем полые. Кроме трубок, ничего другого в стволе прототаксита нет — ни спор, ни коккоидных симбионтов. Дальше пришел черед инфракрасных анализаторов, которые не обнаружили различий в химическом составе разных трубчатых органов.

Значит, прототаксит не мог быть симбиотическим организмом, вроде лишайника. Всё-таки гриб? Однако, кроме самых тонких гифоподобных (и то не вполне) трубочек в его теле ничего грибного нет. Более того, должны бы были сохраниться какие-нибудь органические продукты распада хитина или гликопротеинов. Сравнивать химический состав окаменелости с химическим составом современных грибов практически бессмысленно. Однако в Райни, откуда происходил изучаемый образец, в избытке имеются ископаемые остатки сходным образом сохранившихся лишайников, грибов, оомицетов и раковинных амёб, а также хелицеровых (хотя бы достаточно крупных палеозойских хищников — тригонотарбов). Можно было сопоставить данные по химического составу ископаемых тканей у представителей всех этих групп, что и было сделано на тех же инфракрасных анализаторах (рис. 4).

Рис. 4. Канонический анализ соответствий молекулярного состава, выявленного методом инфракрасного анализа в образцах прототаксита (Prototaxites taiti) и других нижнедевонских ископаемых из кремнистого сланца Райни, Шотландия

Рис. 4. Канонический анализ соответствий молекулярного состава, выявленного методом инфракрасного анализа в образцах прототаксита (Prototaxites taiti) и других нижнедевонских ископаемых из кремнистого сланца Райни, Шотландия. Слева направо по часовой стрелке: колониальная цианобактерия и сосудистое растение (зеленый цвет), фрагмент прототаксита (бежевый), тригонотарб (синий), оомицет (сиреневый), раковинная амёба (оранжевый) и одноклеточные грибы (розовый). Рисунок из обсуждаемой статьи в Science Advances

Оказалось — точнее, не оказалось среди молекулярных остатков прототаксита ничего ни грибного, ни оомикотного и т. д. Ни на что он в своем палеобиохимическом выражении не похож и никаких молекулярных следов хоть чего-то хитинового в нем нет. А вот в остатках грибов, оомицетов, раковинных амёб и тригонотарбов из того же Райни следы распада полисахаридов, к которым принадлежит и хитин, сохранились. А значит, наряду с подобными ему силурийско-девонскими организмами, которые принято называть нематоморфами (от греч. нема — «нить»), прототаксит мог представлять совершенно иную форму жизни. Так авторы и заключили, подчеркнув, что прототаксит принадлежал к совершенно обособленной группе сложных наземных многоклеточных организмов (рис. 5).

Рис. 5. Художественная реконструкция прототаксита Тейта (Prototaxites taiti) среди раннедевонского ландшафта Райни, Шотландия

Рис. 5. Художественная реконструкция прототаксита Тейта (Prototaxites taiti) среди раннедевонского ландшафта Райни, Шотландия. Рисунок Мэтью Хампейджа из обсуждаемой статьи в Science Advances (предоставлен Рори Александером). Длина масштабного отрезка 3 м

Все нематофиты, так же как и прототаксит, исчезли уже концу девонского периода — видимо, стали слишком легкой добычей для первых насекомых и двупарноногих многоножек. Мельчайшие копролиты, набитые трубочками, как у прототаксита, — встречаются в девонских континентальных отложениях совсем нередко.

Источник: Corentin C. Loron, Laura M. Cooper, Sean McMahon, Seбn F. Jordan, Andrei V. Gromov, Matthew Humpage, Niall Rodgers, Laetitia Pichevin, Hendrik Vondracek, Ruaridh Alexander, Edwin Rodriguez Dzul, Alexander T. Brasier, Michael Krings, Alexander J. Hetherington. Prototaxites fossils are structurally and chemically distinct from extinct and extant fungi // Science Advances. 2026. V. 12 (4). DOI: 10.1126/sciadv.aec6277.

См. также:
1) Грибы, которым миллиард лет, «Элементы», 19.12.2008.
2) Сумма палеонтологии (рецензия Антона Нелихова на книгу Андрея Журавлева «Сотворение Земли»).
3) Палеохалтура: 100–500 ошибок доцента (рецензия Андрея Журавлева на книгу Станислава Дробышевского «Палеонтология антрополога. Том 1. Докембрий и палеозой»).

Андрей Журавлев


57
Показать комментарии (57)
Свернуть комментарии (57)

  • Андрей Быстрицкий  | 16.02.2026 | 12:32 Ответить
    Однако... Можно ли, опираясь на рис. 3, считать, что нематоморфы - это нечто "посередине" между растениями и грибами+животными? Или эти ГК настолько условны, что такой вывод чрезмерен?
    Ответить
    • andrey30 > Андрей Быстрицкий | 16.02.2026 | 13:00 Ответить
      Вероятно, единственное, что можно уверенно утверждать, что наблюдаем многоклеточного эукариота. Если имелись бы в аналогичных условиях захороненные образцы бурых водорослей, то можно было бы сравнить химическую подпись с ними, а так остались только перечисленные сосудистые растения, грибы, хелицеровые, амёбы и проч., с коими совпадений не обнаруживается.
      Ответить
  • Kostja  | 16.02.2026 | 13:07 Ответить
    Вопрос о том как оно жило. Может это только часть организма? В палеоботанике такое обычное дело.
    Ответить
  • bonacon  | 16.02.2026 | 20:08 Ответить
    Не так давно в Ленобласти обнаружили и очень нежно откопали среднедевонский пень. Копали специалисты. И сразу же объявили его нашим российским прототакситом https://vk.ru/wall-194065758_3181
    Хотя толком им еще не занимались и скорее всего это что-то древесное.
    Ответить
  • Сэм  | 16.02.2026 | 20:14 Ответить
    Многоклеточный неподвижный макроскопических размеров эукариот, возможно обладатель каких-то ложных тканей типа плектенхимы. Клеточные стенки скорее всего содержали какие-то лигниноподобные вещества (в статье почему-то об этом ни слова), налицо полное остутствие грибных сигнатур. Причем маркеров фотосинтеза нет никаких тоже - гетеротроф значит. А биосинтез лигниноподобных веществ может и без фотосинтеза протекать. Но прочность высоким "столбам" лигнин придавал как никто другой. Далее, если они росли вверх на метры, то для чего? Не фотосинтеза ради, но для размножения, то есть расселения - споры (если они были) дальше разносились, чтобы попасть на разрозненные участки с богатой гниющей органикой за километры от родительского "ствола". Расти под землей таким стволам возможности не было. Горизонтально стелиться по земле - смысл тогда "ствол" было городить. Но как на 8 метров в высоту транспортировать воду и растворы? Грибы, кстати, такими же здоровыми не растут не по причине того, что их съедают личинки, а тургорное давление в клетках просто не может загнать воду сколь либо высоко - гравитация мешает. Вне наличия растительных сосудов-транспирации ответа на этот вопрос нет. Возможно эти "стволы" - лишь часть жизненного цикла организмов, типа быстренько сейчас возведем лигниновый ствол, раскидаем споры за 2-3 дня, а там хоть трава не расти? Значит, где-то местами в богатой органикой палеопочве обитало что-то эукариотическое гифоподобное с лигниноподобными стенками, способное по грибоподобному способу сконструировать 8-метровые короткоживущие "плодовые тела".
    Ответить
    • Сэм > Сэм | 16.02.2026 | 20:32 Ответить
      С другой стороны, если организму не нужно было поднимать воду против гравитации, а достаточно было впитывать влагу всей поверхностью из насыщенного девонского воздуха для временного сохранения возможности к расселению спор или чего там — проблема 8-метровой высоты мгновенно исчезает. Вне влажного воздуха кто смог выжить в те времена? Все жили только в воде или там где было влажно. Кто бы ещё споры этого "слона" нашел...
      Ответить
    • af1461 > Сэм | 16.02.2026 | 20:45 Ответить
      Чтобы за 2-3 дня возвести такую дуру, где-то надо взять энергию и нужные для этого вещества. Они ведь были отнюдь не полыми. Вряд ли такая громадина могла вырастать сколько-нибудь быстро.
      Ответить
      • Сэм > af1461 | 17.02.2026 | 06:21 Ответить
        О скорости роста речи даже нет, 2-3 дня были в контексте периода распространения спор. Этого вполне достаточно. Но сам рост тоже мог быть быстрым, как у грибов после дождя. Благодаря запасам органики в подземном теле. Это не проблема.
        Ответить
        • KAAB > Сэм | 18.02.2026 | 08:04 Ответить
          (800/8)³ = 1000000. У древнего "фаллоса" объем в мильён раз больше получается. Какова скорость роста у гриба? За сколько часов (или минут?) он вырастает? Даже предполагая, что растут они оба одновременно во всем своём объеме, поперечник прототакситиса больше лишь в (800/8)² = 10000. То есть, скорость доставки питательных веществ наверх сократится относительно объема в 1000000/10000 = 100 раз. Умножаем время роста гриба на 100.
          Ответить
      • Artemo > af1461 | 17.02.2026 | 07:02 Ответить
        Зачем за два дня? Многолетние плодовые тела существуют. Трутовики, например.
        Ответить
        • Сэм > Artemo | 17.02.2026 | 07:32 Ответить
          Трутовик не 8-метровый вертикальный столб, у него нет проблем с удержанием воды в своем плодовом теле и в его увлажнении. Поэтому механические проблемы от воды на 8-метровой высоте, которые трутовику и не снились, тоже отпадают.
          Ответить
          • Artemo > Сэм | 20.02.2026 | 15:12 Ответить
            В увлажнении нет проблем: корневое давление на такую высоту поднимет воду, оно создаётся осмосом, а у грибов оно огромное.
            Ответить
            • Сэм > Artemo | 01.03.2026 | 13:18 Ответить
              Во-первых, у грибов нет корневого давления. Если бы оно было у грибов, то реально на 1-3 метра, у некоторых лиан и пальм до 5-7 м (а надо до 8,8 м, и не у лиан-пальм). Тургорное давление в клетках грибов ещё больше, но действет локально в пределах клетки и не дальше. И нужнО оно грибам для прорастания в очень плотных субстратах. У них нет механизма транспорта растворов на сколь либо значимую высоту.
              Ответить
  • praksitel  | 17.02.2026 | 01:03 Ответить
    А точно он был наземный? Из чего это следует?
    Ответить
    • Kostja > praksitel | 18.02.2026 | 05:02 Ответить
      Тоже идея. Что если он рос в болоте, а над водой торчала только верхушка.
      Ответить
      • Skaz > Kostja | 21.02.2026 | 04:30 Ответить
        Правильно мыслите, товарищ. Однако моя версия ещё круче)) Ищите в последних комментариях
        Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 17.02.2026 | 03:45 Ответить
    1.4.
    На 8.8.
    Ага.
    Это пара "копеек" стоймя на бампер и друг на друга...
    Стоят такие парочки и стоят. Без пустот и структуры. И всасывают влажный воздух. Нанотрубочками.
    ...

    Не, это ж такое только ИсИн может наворотить! И то, на рисунке разве. Потому что ему все пофигу.
    А в реале -...

    Знаю, что тута есть люди, кто может просто прикинуть вес этой, вежливо говоря, башни.
    И прочность - чтоб её сей вес из башни в Теремок (как он в конце сказки выглядит) не превращал. И тогда прикинуть материал, из которого она может быть.

    Так вот кажется интуитивно, что из поролона ещё можно модель сделать, а уже из губки не получится. Рассядется. Как та бочка, в которую кружку воды с десяти метров вливают на рисунке в школьном учебнике.

    Это при том будет совершенно неустойчивая чепуховина. Дунул ветер - повалил. Однородная ведь, что наверху, что у основания. Парусность же. И диаметр к высоте 1к 6.
    Повалил и покатил. Или поплыла.

    Посчитайте, пожалуйста, господа - какой материал сегодня может показать такое практиццки. Чтоб можно было мысленно хоть поставить и осознать. И интересно, что будет, если реально поставить и дождиком обрызгать с ветерком.
    Ответить
    • VladNSK > Юрий Фёдоров | 17.02.2026 | 20:48 Ответить
      1.4.
      На 8.8.
      ... и т.д.
      Почитайте про секвойю. Узнаете много нового.
      Ответить
      • KAAB > VladNSK | 18.02.2026 | 07:30 Ответить
        Только на днях про секвойю смотрел, кажется на GalaxyTV. Сказали, что такой высоты растения стали достигать только когда у них древесное волокно появилось (что-то в этом роде).
        Хотя, если сравнивать другие виды, существующие по сей день, то они до вымирания динозавров были в разы больше современных - хвощи, луковичные. Ну, практически, как современные не самые высокие деревья. Хотя у деревьев возможности для роста гораздо круче.
        Ответить
        • nal > KAAB | 18.02.2026 | 10:56 Ответить
          Крупные современные хвощи - Equisetum myriochaetum, Equisetum giganteum. 5-7 м.
          Гигантские древовидные хвощовые (Calamites, Paraalamites и др.) вымерли в конце перми. Пермь-триасовое вымирание пережили только хвощи рода Equisetum.
          Ответить
          • beard > nal | 18.02.2026 | 14:08 Ответить
            Эти хвощи - что гигантеум, что мириохетум - строго говоря, не торчат вертикально, а лежат на окружающих растениях.

            И стебли у них конкретно тонкие, хотя иногда и очень жёсткие, там первые сантиметры.

            Через заросли хрен продерёшься, мачете тупится моментально.
            Ответить
            • Юрий Фёдоров > beard | 19.02.2026 | 03:15 Ответить
              Вот-вот.
              У хвоща
              Структура имеется, то есть он прочнее, плюс диаметр меньше, да еще и лежит.

              А тут без структуры что-то однородное, да толстое офигенно. И при том стоит.
              Ответить
      • Юрий Фёдоров > VladNSK | 19.02.2026 | 03:22 Ответить
        Секвойя -это ж целый город! Там и ткани разные по функциям, структуре, физхарактеристикам, да корни в землю коршуном вцепились...

        А тут однородная масса столбом монструальной толщины и роста стоит.

        Вы бы еще Останкинскую башню для понимания и разъяснения этой гиперколбасы применили!) Вот аналог бы был! полезный))
        Ответить
  • Татьяна_Романовская  | 17.02.2026 | 09:21 Ответить
    А как вообще подкрепляются предположения о том, что это были именно вертикально стоящие столбы? Вроде это та модель, на которой остановились?
    Ответить
    • Юрий Фёдоров > Татьяна_Романовская | 19.02.2026 | 03:51 Ответить
      Вообще-то, конечно, логика как бы присутствует.

      1)Если б лежала эта штука, была бы в сечении не круглая - ведь структуры нету, по всему телу однородная, без экзо- и/или эндоскелетов... Даже не буханка хлеба - та все ж корку имеет. А и буханка при таких жутких габаритах лёжа сплюснулась бы.
      Круглая - значит не лежала.
      2) При таких колоссальных габаритах аналогом ножки Белого гриба быть не могла - трескалась бы под своим весом, я так думаю - ибо масса совершенно запредельная получается у такой махины. Относительно лёгкая торчалочка значит.
      3) штука древняя, простая, не развитая - не только структур в теле, но и органов крепежа к чему-либо нету: ни усиков виноградных, ни присоски, ни корней.

      Не лежит, не держится ни за что, круглая в сечении - значит стоит.
      При том -потрясающе - не конусом-пирамидой-горою, а колбасою-башней.

      Напрашивается, что это водоросль!
      Такой штуке в спокойной воде жить было бы проще всего, но такое разве бы проморгали ребята, изучающие окаменелости? Тут же нашли бы всяких водных жителей внутри или, на худой конец, снаружи.

      В земле? В песках пустыни... Чтоб вокруг была всегда опора по всему периметру и по всей длине.
      Но пески, все же, тяжеловато, чтоб почти 9 метров в них растительного чего-то сидело. Начинать расти с такой глубины - непонятно как туда для этого попасть. А врасти туда сверху - это тоже задача никем не решенная, кажется...

      Может этот вообще что-то вроде тех шаровых конкреций?
      Но у них как раз оч хорошая структура, слоями формировались...

      А может действительно, типа коралла что-то?
      И не окаменевало потом, а изначально каменное росло?)
      Ответить
      • KAAB > Юрий Фёдоров | 19.02.2026 | 11:17 Ответить
        Водоросли незачем иметь столбообразную форму, причем практически постоянного сечения. Хотя бывают какие-то трубчатые, но те длинные и гнутся-колышутся под водой.
        Ответить
        • Юрий Фёдоров > KAAB | 19.02.2026 | 12:12 Ответить
          А кто запрещал обсуждаемой колбасе колыхаться! Исполать ей - пусть хоть исколышется вся! Хоть Ламбаду пусть отплясывает.
          Лишь бы к моменту окаменевания гордо выпрямилась во весь рост!))
          Ответить
        • NikeByNike > KAAB | 23.02.2026 | 02:48 Ответить
          Водоросли это форма существования жизни, а не конкретный класс.
          Ответить
  • beard  | 17.02.2026 | 19:06 Ответить
    Из чего-то следует, что оно было вообще живым?
    И наземным?
    И на каком основании этот столб именно стоял вертикально?

    Кто-то считал механическую прочность этого столба?
    Чтобы он не развалился тупо под своим же весом?
    И из чего состоял сам столб?

    Про всякие тонкости вроде транспортных систем даже говорить нечего: если оно "росло" низом, за счёт условных "корней", то д.б. и эти самые "корни", и транспорт снизу наверх.
    А если верхней частью, то за счёт чего? И почему не разрушалась нижняя часть?

    Сильное ощущение, что непонятную штуку описали по принципу "ХудожнегТакВидит", и загадочности добавили.
    Ответить
    • VladNSK > beard | 18.02.2026 | 22:42 Ответить
      Кто-то считал механическую прочность этого столба?
      Вы прямо как Юра Федоров. Мы с Тамарой ходим парой (c)?

      Тот же совет: почитайте про секвойю. Она в разы толще и выше этого как вы сказали "столба", и ничего, стоит себе.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > VladNSK | 19.02.2026 | 03:56 Ответить
        Уважаемый ВладНСК! ))
        Добавлю к Вашему совету ещё один, поддержу Вашу шутку:

        Эмпайр-стейт ещё толще!
        Счас же бросайте всë и садитесь читать про него))
        Ответить
      • beard > VladNSK | 23.02.2026 | 00:44 Ответить
        почитайте про секвойю
        Обязательно, спасибо.

        А вот ещё в огороде бузина бывает - про неё тоже почитать порекомендуете, да?

        Тогда вам сделка (это сейчас модно): я вам прочитаю, а вы мне объясните таинственную связь Неведомой Фигни из заглавного материала с обоими ентими двумями объектами.

        Договорились?

        А то есть сильное ощущение, что вы не то, что мимо целитесь, а вообще в другую сторону смотрите.
        Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 19.02.2026 | 09:46 Ответить
    Набрасываю версии:
    1)
    Эта колбаса освоила эволюционно холодный термояд (а что такого, собсна? Это ж Эволюция - все Великие слепые и глухие часовщик+авиаконструктор+биохимик+проч. и проч. в одном флаконе). Гелий же добывала путём принудительного распада, ну... алюминия. Хорошо, азота. Автоматически, ввиду участия в реакции самых лёгких газов , ткани ее приобрели лёгкость необычайную.
    Потом-то колбасень сия с лёгкостью тою же достигала таких дирижаблевых размеров.
    ))
    Ответить
    • KAAB > Юрий Фёдоров | 19.02.2026 | 11:28 Ответить
      Есть идея лучше - эта "колбаса" непрерывно испускала реактивные струи со своих боков вниз под углом 30-45° от вертикальной оси. )
      Как бешенный огурец. ))
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > KAAB | 19.02.2026 | 11:44 Ответить
        Продолжаю накидывать версии:
        Версия вторая
        2)
        Современный интеллигентный человек если спросят - истово подтвердит, что верит в способность пространства расширяться.
        При этом,
        - с одной стороны материю в пространстве можно перемещать без трения об оное
        - с другой стороны пространство, расширяясь, с лёгкостью тащит с собой материю, да какую кучу! - сонмы галактик.
        То есть пространство может и крепко взаимодействовать (склейка), и может вовсе не взаимодействавать с материей (отрыв) .
        Теперь представим, что в те стародавние времена катастрофически и спонтанно произошло скачкообразное сужение пространства с "отрывом" , после чего включилась "склейка" и продолжилось расширение пространства.
        А мы сегодня видим последствие этого катаклизма: стрекозы и грибы как из Незнайкиного "Солнечного города"))

        На самом деле и стрекозы и грибы были нормальные, но скачок в размерах пространства создал иллюзию скачка размеров материальных объектов.

        (А чë? Разве хуже кажущегося, но недогоняемое светом движения звёзд быстрее света?)
        ))
        Ответить
        • KAAB > Юрий Фёдоров | 19.02.2026 | 12:05 Ответить
          Когда-то, давным-давно, "когда деревья были большими"© (и у меня еще не было идеи, как могла бы изменяться гравитация без изменения массы планеты), была у меня фантастическая нигде не упоминавшаяся (ни, насколько помню, мной, ни кем-либо другим) гипотеза, что окаменелости со временем растут, как кристаллы медного купороса на уроках химии :). И, получается, что чем древнее они, тем крупнее. Или это могло происходить в каких-то особенных породах. Но версия разбивалась о факт, что окаменелости находятся в породе, которую надо было бы расталкивать, а это значит, что вокруг них должны были бы оставаться пустоты, прежде заполненные остатками, когда они были мельче.
          Чем Вам не расширение ископаемых окаменелостей без расширения пространства?! ;)
          Ответить
        • VladNSK > Юрий Фёдоров | 20.02.2026 | 00:25 Ответить
          И тут Остапа понесло (с).

          Зря стараетесь. Ещё никому на этом сайте не удавалось неразвитость ума скомпенсировать обильностью словесного поноса.
          Ответить
          • beard > VladNSK | 23.02.2026 | 00:48 Ответить
            Ещё никому на этом сайте не удавалось неразвитость ума скомпенсировать обильностью словесного поноса.
            Ну, вот вы ж пытаетесь.
            Ответить
      • Юрий Фёдоров > KAAB | 19.02.2026 | 11:49 Ответить
        Вашей версии противоречит гомогенность тела колбасы: испускание согласованно направленных струй оставило бы в окаменелости некие внутренние органы с толстыми трубками)
        Ответить
        • KAAB > Юрий Фёдоров | 19.02.2026 | 11:55 Ответить
          Сдаюсь.)
          Кроме более низкой гравитации придумать, не затрагивая внутреннего устройства "колбасы", ничего лучше не смогу ;)
          Не поможет даже антигравитационный движок )
          Ответить
          • Юрий Фёдоров > KAAB | 19.02.2026 | 11:59 Ответить
            Не согласен:
            Расширение пространства объясняет ВСË!
            ))

            При том именно потому, заметьте, что оно - расширение - строго научно. В отличие от антигравдвижка и изменения гравитации!

            )))
            Ответить
            • KAAB > Юрий Фёдоров | 19.02.2026 | 12:13 Ответить
              Так это же Вы придумали, а не я! )) А я говорил про себя.

              А у гипотезы изменившейся гравитации Земли следствий гораздо больше, чем просто пропорциональное изменение размеров растений и животных. Там, и возможный всемирный потоп в результате выпадения(в результате охлаждения и конденсации) в виде обильных осадков паровой оболочки ("небесная твердь"), которая, теоретически, могла существовать раньше, при более горячем климате и окружать Землю, и реально имевшие место быть глобальные наводнения и усиленная эрозия почв, и глобальное значительное увеличение сейсмической, тектонической и вулканической активности, реально имевшее место быть, и появление (широкое распространение) цветковых растений на суше, опыляемых, изначально, ветром и костистых рыб с более крепким скелетом, в океанах и т.д. и т.п.
              Ну и вымереть в результате (значительного) увеличения гравитации должны были не все, а, в первую очередь, гиганты и теплолюбивые виды. Остальные могли выжить, постепенно уменьшившись в размерах до более-менее комфортных для существования и выживания, как крокодилы, амфибии, змеи, ящерицы и черепахи и/или перейдя в водную среду обитания, как это сделали китообразные и/или трансформировавшись в другие виды, например, в птиц.
              Ответить
              • Юрий Фёдоров > KAAB | 19.02.2026 | 12:46 Ответить
                Отлично!
                Заменяем антинаучное изменение гравитации на сугубо научное расширение пространства и - вуаля!
                Теперь у нас с Вами есть сильная научная версия происшедшего. Предлагаю соавторство.
                Название для аномального скачка скорости расширения пространства, подтвержденного окаменелостями, будет красивым - например
                "Скачок Кааба-Фëдорова"
                Ответить
              • Skaz > KAAB | 21.02.2026 | 04:26 Ответить
                "и появление (широкое распространение) цветковых растений на суше, опыляемых, изначально, ветром и костистых рыб с более крепким скелетом, в океанах"

                Между появлением костистых рыб и появлением цветковых растений - разница в 81 миллион лет. По вашему, было несколько скачков увеличения гравитации? 😏
                А в юрском периоде гравитация, наверное, наоборот понизилась, да? Иначе как динозавры смогли стать гигантами? 🤔
                А самый первый скачок гравитации был, наверняка, в конце эдиакара! Тяжко стало ползать полутора-метровым дикинсониям, вот и вымерли, бедолаги 😭 А позже, в кембрии, гравитация понизилась и возникли метровые аномалокарисы - гроза кембрийских морей! Никак иначе эти "качели" объяснить нельзя, только изменениями гравитации! 😂
                Ответить
                • KAAB > Skaz | 22.02.2026 | 04:23 Ответить
                  У меня четверть века назад были другие сведения - что костистые рыбы и цветковые растения широко распространились именно после вымирания динозавров. Дата их первого появления непринципиальна. Может быть источник был недостоверный или данные обновились? В любом случае, увеличение гравитации, очевидно, должно было бы сыграть им на руку.
                  Что касается периодичности изменения гравитации, то это от меня(нас) никак не зависит. Я лишь предлагаю гипотезу изменения гравитации при изменении орбиты Земли, чему есть прямое подтверждение (зафиксированное неким Анатолием Черняевым (см. его ролики на ютьюб) для предметов из различных материалов в процессе движения Земли от афелия к перигелию и обратно). Главную роль, как я считаю, в этом играет гравитация Солнца на орбите Земли, т.е. степень её влияния на собственную гравитацию планеты. Какова могла быть точная причина изменения орбиты Земли в период вымирания динозавров я утверждать не берусь. Хотя, если нужна его цикличность, то существует, например, цикл вхождения Солнечной системы в спиральные галактические рукава - области повышенной плотности вещества - и выхода из них. Тогда на гравитацию, и Земли, и Солнца может влиять изменение внешнего по отношению к ним обоим гравитационного поля Галактики.
                  Хотя процесс увеличения гравитации должен был быть достаточно быстротечным - в течение жизни одной особи.
                  Но не все изменения размеров животных и растений были вызваны изменениями гравитации Земли. Вот гигантские динозавры точно не вписываются в современную гравитацию.
                  Ответить
        • KAAB > Юрий Фёдоров | 19.02.2026 | 12:42 Ответить
          Оказывается, сдаваться было рано. )
          Рис. 3. Тонкий срез (прозрачный шлиф) образца прототаксита Тейта (Prototaxites taiti), на котором видны многочисленные полые трубочки
          Зато обнаружились многочисленные тонкие переплетающиеся трубочки трех разных типов
          Значит трубочки всё-таки были ;)
          Ответить
          • Юрий Фёдоров > KAAB | 19.02.2026 | 12:54 Ответить
            Трубочки были, да, я их учитывал, когда писал отзыв на Вашу версию:
            Чтобы они по-сумасшедшеогурцовски работали, они должны быть систематтчески направлены и иметь существенный диаметр (иначе как выпускать достойную струю?) - этого в окаменелостях не найдено.

            А моя версия с водородом и гелием как раз на трубочках зиждилась: они были наполнены этими легкими газами, и именно оттого вся колбаса получалась легкой.

            Вообще вся эта штука мне видится как валенок, эээ
            ... наизнанку.
            Антиваленок:
            Внутренность валенка, распрямленная, набитая спутанными не волосками, а трубочками трех размерностей.
            Вот я их и решил газом заполнить.
            Ответить
  • erwins  | 19.02.2026 | 11:41 Ответить
    Они большими группами росли?
    Ответить
  • Скеп-тик  | 19.02.2026 | 17:01 Ответить
    Интересно, есть ли закономерности в минерализации этих ископаемых? Вдруг они - изначально были минеральными, отложения жизнедеятельности амёб?
    Вот есть кочка влажного песка, на поверхность которой налипают споры, которыми питаются амёбы. И минеральная пыль, которые амёбы отторгают в определённом направлении. Пару миллионов лет эволюции - и самые ушлые начинают строить столбы, чтобы там, наверху, перехватывать больше спор и пыли.
    Причём в столбе жизнь кипит тольков первом миллиметре поверхности, уползая из глубин в буквальном смысле.
    Ответить
    • Skaz > Скеп-тик | 21.02.2026 | 04:09 Ответить
      В статье указано, что в молекулярных остатках прототаксита не оказалось ничего общего с остатками раковинных амёб. С другой стороны - возможно при жизни у них что-то общее всё же было. Ваша версия, пожалуй, самая интересная, что я увидел здесь в комментариях. Мою версию всё таки тоже гляньте ))
      Ответить
  • Skaz  | 21.02.2026 | 04:07 Ответить
    Я конечно здесь никто, как мне недавно сообщили 😏 Но всё же выскажу и свою версию.
    В статье сказано - "ископаемые ткани заместились кремнеземом из горячих вулканических растворов". Подобные растворы это идеальная среда для автотрофов-хемосинтетиков. Возможно, прототаксит - это своеобразный строматолит, продукт жизнедеятельности многолетней/многовековой колонии автотрофных прокариот.
    Изначально колония формировалась в пористом грунте, сквозь который просачивался вулканический раствор. По мере роста колонии, растущий строматолит медленно раздвигал грунт в стороны, более-менее равномерно, в результате получалась цилиндрическая структура.
    Трубочки на срезах прототаксита - это "слепки" нитевидных прокариот, составляющих колонию. Возможно, разные трубочки - от разных видов прокариот, живущих в симбиозе. А возможно, это разные морфы одного вида.
    Нитевидные прокариоты существуют и сейчас, тоже хемосинтетики, кстати))
    https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Thiomargarita_magnifica
    Ответить
    • nal > Skaz | 21.02.2026 | 10:36 Ответить
      Ответы на ваши теории никто не даст. Комментаторы - анонимы и авторы заметок разной компетенции.

      Наводящие вопросы.
      - Они по всему миру обнаруживаются в отложениях водоемов гидротермальных источников и замещены кремнеземом?
      - В изученных окаменевших остатках сохранилось органическое вещество прототакситеса, был изучен его хим. состав. Из того же местонахождения изучен хим. состав остатков цианобактерий (одни из главных жителей микробиальных построек фотической зоны) и прочих. О чем говорит график на Рис. 4?
      - Как характер ветвления, слияния и изменение диаметра трубок прототакситесов соотносится с особенностями нитей бактерий?
      - Сообщалось ли об обнаружении в тканях прототакситесов посторонних минеральные включения (алеврит, песок) ? Они присутствуют в микробиалных постройках и должны присутствовать в каком-то количестве в прототакситесах, если это микробиальные постройки или скрученные ковры печеоночников.

      Внимательнее читайте заметку, прочитайте статью и дополнительные материалы к ней (Supplement materials) - ссылка в конце заметки, она в свободном доступе. Прочитайте другие статьи прошлых лет (многие в свободном доступе).
      Ответить
      • Skaz > nal | 21.02.2026 | 17:48 Ответить
        Спасибо за развернутый ответ. Ваши замечания вполне справедливы. На счёт посторонних включений я и сам имею серьезные сомнения. А по поводу цианобактерий все таки не соглашусь. Цианобактерии это фотосинтетики, в толще грунта им делать нечего. А остатки хемосинтезирующих организмов, по логике вещей, должны иметь иной химсостав, отличный от остатков фотосинтетиков. Тем более, что эти организмы могли быть не бактериями, а археями. Не даром я аккуратно обозначил их как прокариоты.
        Ответить
        • nal > Skaz | 21.02.2026 | 19:26 Ответить
          Микробиальные маты имеют сложную структуру и население.
          1) Верхний богатый кислородом слой - цианобактерии, водоросли, аэробные гетеротрофы. Здесь происходит фотосинтез с выделением кислорода, Этот слой самый прочный за счет плотного переплетения нитей цианобактерий и выделяемых ими полисахаридов (похоже на мармелад).
          2) Пурпурные серобактерии и другие бескислородные фототрофы. Здесь происходит фотосинтез без выделения кислорода, с использованием сероводорода или железа.
          3) Анаэробный сульфидный слой, часто черный из-за сульфидов железа.
          Здесь сульфатредуцирующие бактерии и археи разлагают органику, произведенную в верхних слоях, выделяют сероводород.
          4) В самом нижнем слое метаногенные бактерии перерабатывают продукты верхних слоев.

          И не забывайте, что протототакситесы - обитатели не водных глубин, а наземные, возвышающиеся над почвой на несколько метров столбовидные организмы...
          Ответить
          • beard > nal | 23.02.2026 | 00:50 Ответить
            возвышающиеся над почвой на несколько метров столбовидные организмы.
            Так из чего вообще следует, что это организмы?
            И что они возвышались, и что над землёй?
            Ответить
            • nal > beard | 23.02.2026 | 09:03 Ответить
              Известны находки захороненных вертикально.
              Обстановки осадконакопления изучает и реконструирует геология, литология, седиментология.
              Прототакситесы повсеместно встречаются с наземной флорой, а в этом местонахожденнии в техже гидротермальных лужах, наземные растения сохранились в прижизненном положении.
              А чем остатки живых организмов отличаются от минеральных и осадочных образований, сами разберетесь.
              Внимательней читайте обзор, а если хотите знать больше, читайте оригинал и статьи из списка литературы в ней. Многое в свободном доступе.
              Ответить
  • Andrey 1234567  | 27.02.2026 | 17:34 Ответить
    О чем тут спор вообще идет?
    Это же ракеты инопланетян, ясно как божий день.
    Ответить
Написать комментарий

Последние новости


Рис. 1. Первые наземные растения, изменившие ландшафт Земли в позднем ордовике
Стремительное распространение растений по суше вызвало одно из самых суровых оледенений

На голове нового вида спинозавров красовался саблевидный костный выступ
«Венценосный» спинозавр из Сахары свидетельствует о поэтапной эволюции спинозаврид

Топографическая карта обратной стороны Луны. Белым пунктиром отмечен контур бассейна Южный полюс — Эйткен (SPA basin), звездочкой — место посадки спускаемого аппарата «Чанъэ-6»
Результаты анализа образцов «Чанъэ-6» опровергают гипотезу о поздней тяжелой бомбардировке Луны

Лизис амилоидной бляшки
Рак против Альцгеймера: белок цистатин C активирует растворение амилоидных бляшек

Элементы

© 2005–2026 «Элементы»