Новости науки > Елена Наймарк

Неандертальцы заботились о детях меньше, чем сапиенсы

Неандертальские малыши рождались ширококостными и коренастыми

Неандертальские малыши рождались ширококостными и коренастыми (A. Nava et al., 2020. Early life of Neanderthals), но здоровье у них, как выясняется, было хуже, чем у более субтильных детей сапиенсов. Фото с сайта ancient-origins.net

Антропологи представили новое исследование, в котором сравнили уровень физиологического стресса у детей сапиенсов и неандертальцев. Данная работа интересна во многих отношениях: и широтой использованного материала, и методикой анализа, и глубокими выводами, которые прежде трудно было заподозрить. Один из признаков физиологического стресса детского возраста — это дефекты зубной эмали. Ученые изучили все находки зубов из всех стоянок сапиенсов и неандертальцев Европы, датированные палеолитом. По результатам статистического анализа получилось, что неандертальские мамы заботились о малышах, пока кормили их молоком, а когда грудное вскармливание заканчивалось, то малышам доставалось меньше родительского внимания. В результате их здоровье ухудшалось. В отличие от неандертальцев, мамы сапиенсов продолжали заботиться о своих малышах и после окончания грудного вскармливания, поэтому уровень стресса при переходе на взрослую пищу у детей сапиенсов был не столь силен, и дети росли более здоровыми. Ученые видят в этом одну из возможных причин успеха нашего вида.

Журнал Scientifc Reports знакомит читателей с новым исследованием, посвященным неандертальцам и сапиенсам. На этот раз ученые сравнивали уровень детского физиологического стресса (голод, холод, болезни и т. п.) у этих двух видов. Как оценить этот показатель? Антропологи давно используют специальную методику, основанную на исследовании зубной эмали (см. Состав зубной эмали австралопитеков говорит о пищевом стрессе первых лет их жизни, «Элементы», 25.09.2019). Если во время взросления, а именно во время формирования коренных зубов, ребенок испытывает тот или иной стресс, то процесс отложения эмали идет с нарушениями. В результате на зубах появляются специфические дефекты — так называемая гипоплазия эмали. Она может проявляться в виде пятен утонченной эмали (пятнистая гипоплазия) или в виде линий, параллельных краю зуба (ленточная или линейная гипоплазия). В целом данные о детском стрессе у неандертальцев и сапиенсов весьма разнородны, некоторые считают, что он был одинаковым у обоих видов, другие склоняются к более высокому стрессу у неандертальцев.

Пятеро антропологов под руководством Сирин Эль-Заатари (Sireen El Zaatari) из университета Тюбингена провели весьма обстоятельную работу, решив выяснить причину этих несостыковок. Они предположили, что если взять побольше материала (а лучше весь, какой имеется) по обоим видам из одного временного интервала и применить единообразную методику, то картина влияния физиологического стресса прояснится.

Для выполнения этой задачи они воспользовались музейной коллекцией точных слепков зубов неандертальцев и сапиенсов со всех стоянок Европы, относящихся к среднему и верхнему палеолиту. На слепках дефекты эмали видны четко, поэтому сами зубы исследователям не понадобились. В сумме в коллекции было 867 хорошо сохранившихся зубов от 176 индивидов из 56 стоянок. Определение видовое принадлежности дало 423 неандертальских зуба и 424 — сапиентных.

Доля зубов с гипопластическими дефектами

Доля зубов с гипопластическими дефектами по каждому отдельному типу зубов. График из обсуждаемой статьи в Scientific Reports

Вот что показали обычные расчеты. В среднем уровень гипопластических дефектов у неандертальцев и сапиенсов совпадает с прежними оценками — около 40% зубов у обоих видов имеют этот дефект. Хотя ученые и отмечают некоторые отличия — повышение доли гипоплазии на премолярах у неандертальцев и на резцах у сапиенсов, — но все же они не находят в этих различиях ничего занимательного. Действительно, и общий уровень гипоплазии, и его проявление на каждом зубе широко варьируют от популяции к популяции.

Но общий уровень гипоплазии не слишком информативен. Но если у одного индивида на нескольких зубах проявилась линейная гипоплазия, то это будет надежным свидетельством пережитого стресса. Действительно, в неблагополучные периоды в организме нарушается белковый обмен, и из-за этого сбивается постоянно идущий процесс отложения эмали. В результате на всех зубах, которые в данный момент формируются, появляется полоса, маркирующая этот неблагоприятный период. По положению полосы на зубах и по набору пораженных зубов (постоянные зубы формируются не одновременно) можно прикинуть возраст индивида во время стресса. Так что такая информация должна оказаться более точным показателем, чем общая доля пораженных зубов. Поэтому была составлена новая выборка: из всей коллекции ученые оставили только черепа с несколькими зубами, и из них отобрали те, на которых регистрировалась линейная гипоплазия сразу на нескольких зубах.

Естественно, определенную трудность представляет соотнесение типов зубов с возрастом их формирования у неандертальцев. Если с возрастом у сапиенсов все понятно, то у неандертальцев интервалы формирования соответствующих зубов могут быть сдвинуты. В данном исследовании оказалось полезнее использовать не индивидуальный возраст, а стадии развития, соответствующие степени развития эмали на всех зубах. Каждая стадия — это набор соотношений развития эмали на всех зубах. Скажем, вторая стадия соответствует возрасту, когда сформирована только треть эмали на резцах и первых молярах, третья — когда на две трети эмаль развита на резцах и первых молярах и на одну треть на клыках и т. д. Всего выделяют одиннадцать стадий, где первая — это молочные зубы. В принципе эти стадии маркируют физиологические процессы растущего организма: отнятие от груди, переход на твердую пищу и т. д. Авторы составили таблицу этих стадий для сапиенсов и неандертальцев, и затем определили, какова доля линейных дефектов на каждой стадии. Таким образом, они показали, когда дети того и другого вида испытывали наибольший физиологический стресс.

Возрастная динамика показателей физиологического стресса

Возрастная динамика показателей физиологического стресса у сапиенсов и неандертальцев. Вместо индивидуального возраста по горизонтальной оси отложены стадии развития, отражающих этапы формирования постоянных зубов. График из обсуждаемой статьи в Scientific Reports

Молочный зуб неандертальского ребенка

Молочный зуб неандертальского ребенка, жившего 40–70 тысяч лет назад. С помощью химического анализа колец нарастания этого зуба удалось выяснить, что неандертальских малышей мамы начинали прикармливать примерно в полугодовалом возрасте, а грудное вскармливание продолжалось примерно столько же, сколько и у сапиенсов. Фото с сайта aktuelles.uni-frankfurt.de

Сапиенсы ожидаемо показали наибольший стресс на стадиях 3–4; затем уровень стресса у них резко снижается. Данная стадия соответствует возрасту от полутора до 3-4 лет, когда ребенка отнимают от груди. И в современных обществах период отнятия от груди примерно тот же, и точно также, как и для древних людей, для ребенка он переживается нелегко. Неандертальские мамы переставали кормить грудью своих детей примерно тогда же, когда и сапиенсы, поэтому уровень стресса на стадиях 2 и 3 повышен. Но после, на следующих стадиях, уровень стресса не снижается, как у сапиенсов, а продолжает расти. Максимальные значения оказываются в полтора раза выше, чем у сапиенсов. И только на 6–7 стадии, когда зубы уже фактически готовы к полноценному использованию, уровень стресса у неандертальских детей снижается.

Из этого следует, рассудили ученые, что после критического периода перехода с молока на твердую пищу, мамы сапиенсов продолжали кормить и заботиться о своих малышах. Своей заботой они сглаживали негативные последствия перестройки детского организма. Неандерталки, по-видимому, не проявляли столь ревностной заботы, поэтому детскому организму приходилось справляться с новыми проблемами самостоятельно. Это отражалось на здоровье маленьких неандертальцев. Оно, видимо, было более проблемным, чем у детей-сапиенсов. Авторы предполагают, что продолжительный период материнской заботы мог отчасти обеспечить эволюционный успех нашего вида.

Источник: Laura Sophia Limmer, Matteo Santon, Kate McGrath, Katerina Harvati & Sireen El Zaatari. Differences in childhood stress between Neanderthals and early modern humans as reflected by dental enamel growth disruptions // Scientific Reports. 2024. DOI: 10.1038/s41598-024-61321-x.

Елена Наймарк


42
Показать комментарии (42)
Свернуть комментарии (42)

  • erwins  | 03.06.2024 | 17:56 Ответить
    Различие в диете?
    Есть разница в металлах, о18/о16
    К/на?

    Охотой женщины/неандертальки занимались?

    Эффект бабушек?
    Ответить
    • Artemo > erwins | 06.06.2024 | 04:33 Ответить
      Различие в диете?
      Кажется об этом (и различиях с сапиенсами той эпохи) достоверно неизвестно.
      Охотой женщины/неандертальки занимались?
      Кажется об этом (и различиях с сапиенсами той эпохи) достоверно неизвестно.
      Эффект бабушек?
      И об этом тоже
      Ответить
      • Наукообраз > Artemo | 06.06.2024 | 23:29 Ответить
        Главный дефект в этом исследовании в использовании "расистской" терминологии: наших предков почему-то называют не кроманьонцами, а сапиенсами, хотя неандертальцы были такими же сапиенсами, как и кроманьонцы. Чем формируется у исследователей и читателей их научной работы предвзятое представление, что неандерталки были не столь заботливы (читай -- умны) как кроманьонки.
        Что является предвзятым представлением, недопустимым в научном исследовании...
        Ответить
        • Чалдон_в_пимах > Наукообраз | 12.06.2024 | 02:23 Ответить
          Вопрос, почему Марков и Дробышевский вместо термина "кроманьонец" упорно пишут "сапиенс", они игнорируют столь же упорно.
          Ответить
        • itchynail > Наукообраз | 12.06.2024 | 16:25 Ответить
          это следствие присущего вымирающему белому женскому полу интерсекционального империализма. Довольно много исследований посвящено этому феномену. Авторка женщина, вероятно со светлой кожей, не может быть объективной в суждениях. Что она вообще может знать о жизни и унижении неадертальцев, подверженных геноциду самками кроманьонцев?
          Ответить
  • antiximik  | 03.06.2024 | 18:47 Ответить
    Неандертальские мамы переставали кормить грудью своих детей примерно тогда же, когда и сапиенсы, поэтому уровень стресса на стадиях 2 и 3 повышен.
    Это (про остановку кормления) ниоткуда не следует!!

    Пффф. Задержка в развитии. Т.е. неандертальская стадия dev3-5 эквивалентна сапиенсной dev2-3. (NB! "Шкала" тут сапиенсная! Что там с неандертальской "шкалой" не известно. По крайней мере, исходя из изложенных материалов...)
    Ответить
    • nal > antiximik | 03.06.2024 | 20:22 Ответить
      "В данном исследовании оказалось полезнее использовать не индивидуальный возраст, а стадии развития, соответствующие степени развития эмали на всех зубах."
      Шкала отражает степень развития эмали зубов, она для зубов сапиенсов и неандертальцев одинакова.
      Ответить
  • Kostja  | 03.06.2024 | 19:14 Ответить
    А вдруг неандертальчата стресс успешнее переживали.
    Ответить
  • Фомальчуган  | 03.06.2024 | 20:28 Ответить
    Неандерталки отнимали детей от груди и оправляли их в пионерлагерь в Монако.
    А там, как водится, зубную пасту употребляли не по назначению...
    Ответить
  • Artemo  | 04.06.2024 | 09:32 Ответить
    Может, неандертальцы в детстве росли/взрослели быстрее, и реакция на стресс у них была сильнее вследствие этого, а уход был примерно одинаковым. Гипотез можно предположить больше одной
    Ответить
  • Михаил 33  | 05.06.2024 | 12:35 Ответить
    мамы сапиенсов продолжали кормить и заботиться о своих малышах. Своей заботой они сглаживали негативные последствия перестройки детского организма. Неандерталки, по-видимому, не проявляли столь ревностной заботы, поэтому детскому организму приходилось справляться с новыми проблемами самостоятельно.
    А почему. Обычно это связано с РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРЫ , а значит, и в первую очередь, с уровнем развития РЕЧИ.
    Ответить
    • Михаил 33 > Михаил 33 | 05.06.2024 | 13:25 Ответить
      Взаимодействие и некоторая конфронтация кроманьонцев с неандертальцами способствовали развитию речи - взаимосвязи «основных факторов, учитываемых при принятии решений», с языковыми подсистемами, которые отражают необходимость и возможность обсуждения в коллективе, как вариантов принимаемых решений, так и их реализаций.

      Так военные искусства и технологии приводили к расширению контактов, как между коллективами, так и внутри коллективов. Именно здесь широко проявляются факторы, способствовавшие развитию речи у человека.

      Объективно.

      Разведка, контакты с иноплеменниками, подготовка, обсуждение и реализация военных действий максимально способствовали возникновению и развитию речи, причем эти действия в полном объеме становятся возможны, только отвлекаясь от текущей ситуации. Таким образом, существенная особенность формирования четвертого уровня восприятия субъективного мира человека (СМЧ) - впервые появляется принципиальная возможность реализации военных действий.

      Главной особенностью обработки вербальной информации соответствующей четвертому уровню восприятия СМЧ является то, что речь индивидуума начинает развиваться в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации. При этом речь принимает особое значение – получение и обмен новой информацией. В результате обмена новой информацией, речь отражает не только то, что уже известно индивидууму из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, что вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. Теперь для индивидуума, новые совокупности подсистем нейронов позволяют реализовать все более объективную оценку окружающей среды и результатов его деятельности на основе информационной системы распределенных сетей нейронов РСН и подсистем СМЧ. Эти системы представляют специфически человеческие образования, являющимися трансформированными единицами общественного опыта (человечества.
      https://www.academia.edu/27052453/Сознание._Мир_и_разум._Самоорганизация_Процесс_самоорганизации
      Ответить
      • Наукообраз > Михаил 33 | 06.06.2024 | 22:38 Ответить
        Бред сивой кобылы (уж простите за такую тонкость, резкость выражения). Язык появлялся и постепенно формировался в детских коллективах по мере усложнения игровой деятельности. Взрослые люди не способны ни создать, ни овладеть, ни развить речевые навыки.
        Потому, кстати, теория единого праязыка -- тоже чушь собачья.
        Ответить
        • Михаил 33 > Наукообраз | 11.06.2024 | 17:26 Ответить
          Основное направление развития нашего разума связано с формированием речевых навыков - употреблением у трехлетних детей предложений из более чем 3 слов. Далее этот процесс продолжает развиваться по прежней «траектории», достигая уровня около семи слов примерно к 12 годам и наконец, семи идей или концепций, с которыми «исполнительный компонент» рабочей памяти может работать одновременно у взрослых людей (подробнее). Подробнее смотрите ранее указанную статью
          Речь и мысль. Информационная система распределенных сетей нейронов мозга.
          https://elementy.ru/novosti_nauki/430954/Chtoby_stat_lyudmi_obezyanam_ne_khvataet_rabochey_pamyati
          Ответить
      • kbob > Михаил 33 | 08.06.2024 | 17:49 Ответить
        Так военные искусства и технологии приводили к расширению контактов, как между коллективами, так и внутри коллективов. Именно здесь широко проявляются факторы, способствовавшие развитию речи у человека.
        Только в в большинстве языков слов относящихся к военному искусству не так уж и много: так точно, никак нет и cлушаю-с вашблагородь, остальные слова описывают: что поесть, где выпить и с кем переспать.
        Ответить
        • Михаил 33 > kbob | 08.06.2024 | 23:46 Ответить
          А ведь речь идет о СТИМУЛАХ РАЗВИТИЯ ТЕХ ВРЕМЕН, не четких, кратких КОМАНД и бытия СОВРЕМЕННОСТИ.
          Ответить
          • Михаил 33 > Михаил 33 | 09.06.2024 | 16:30 Ответить
            По сути, эта статья дополнительный факт объясняющий почему именно кроманьонцы вышли победителями. Культура кроманьонцев = забота о детях связана с памятью, мыслями и речью их выражающей.
            Ответить
        • Наукообраз > kbob | 10.06.2024 | 01:14 Ответить
          Бородатый анекдот середины 70-х годов:
          На военной кафедре ГГУ им. Лобачевского курсантам с радиофизического факультета майор рассказывает про устройство атома.
          -- В центре атома находится ядро, а вокруг электроны крутятся.
          Голос с задних рядов аудитории:
          -- Товарищ майор, а что между ними?
          -- Между чем и чем?
          -- Ну, между ядром и электронами?
          -- Как что?! Воздух.
          Ответить
    • Artemo > Михаил 33 | 06.06.2024 | 04:31 Ответить
      Культура есть даже у многих животных. Для этого надо обучение, а речь не обязательна. Боюсь, об уровне речи это никак не говорит
      Ответить
      • Михаил 33 > Artemo | 06.06.2024 | 13:50 Ответить
        Новейшие исследования уже позволяют, используя системный мультидисциплинарный подход и современные концепции самоорганизации, ответить на ключевые вопросы о фундаментальных принципах высших функций головного мозга, наконец, КОГДА ПОЯВИЛАСЬ РЕЧЬ у людей и сложилась КУЛЬТУРА КАК СТРУКТУРНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ.

        А ПОЧЕМУ❓⁉⁉‼ ВСЕ В СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ, а они определяются наукой и образованием. Нищета в познании и образовании, при нулевых представлениях о субъективном мире человека. ПОЭТОМУ проблематично ‼ СОЗИДАНИЕ через сотрудничество на основе здравого смысла и развитой требовательности каждого к себе". Этот вариант годится для всех времен и народов, в том числе в соседних галактиках и иных Мирозданиях.
        Ответить
        • Наукообраз > Михаил 33 | 07.06.2024 | 02:29 Ответить
          Мудрствуете вы много от лукавого! А лингвистика наблюдает постоянный процесс упрощения языков. Древние украинские, белорусские и русские крестьяне говорили куда более цветисто, чем мы! Наши предки пользовались языком, обладавшем многими грамматическими средствами, которые давно утрачены в современном русском языке. Те же явления имели и имеют место во всех языках мира...
          Ответить
          • Михаил 33 > Наукообраз | 10.06.2024 | 14:15 Ответить
            Сейчас лингвистов на свое место ставит искусственный интеллект.
            Ответить
            • Наукообраз > Михаил 33 | 11.06.2024 | 01:03 Ответить
              Неужто он нашел это место?..
              Ответить
              • Михаил 33 > Наукообраз | 11.06.2024 | 14:59 Ответить
                Все в процессе развития
                Ответить
      • Михаил 33 > Artemo | 06.06.2024 | 13:53 Ответить
        Будущее человеческой культуры затрагивает интересы каждого. Пожалуйста посмотрите шире и Вы увидите, коммерцию от науки и юмор положения обывателей. Пиарщики и психотехнологи широко используют понятие о субъективном мире = 7 уровней восприятия. А психологи, подыгрывая даже не знают, что это такое.
        Ответить
        • Михаил 33 > Михаил 33 | 06.06.2024 | 14:28 Ответить
          Мы почти не замечаем как эффективно используют современные оригинальные исследования о мозге психотехнологи, пиар и т. п., естественно, без широкой огласки. Издательство Приор » выпустило учебное пособие для журналистов, специалистов «паблик рилейшнз» и тех, кто профессионально работает с информацией. Во введении авторы указывают: «Многие из представленных нами технологий использовались в разведке и психотерапии и тщательно оберегались от распространения. Но времена меняются. Бизнесмены, политики, специалисты по связям с общественностью интенсивно обучаются психотехнологиям и не без успеха используют их".

          В первой части этой книги приведена информация о уровнях восприятия окружающего мира, соответствующих модели субъективного мира человека (СМЧ). Принцип постепенного повышения уровня восприятия. Модель субъективного мира человека замечательно работает и в определении стратегии убеждающей коммуникации. Здесь действует принцип постепенного повышения уровня общения. Вы, вероятно, замечали, что в разговоре с незнакомыми людьми мы беседуем на уровне окружения и поведения: что вокруг нас и что кто делает. Углубляя знакомство, мы интересуемся способностями человека, его профессиональной принадлежностью, умениями, ресурсами, планами. Достигнув определенной степени доверия, выясняем, во что человек верит, что считает важным. И только в редчайших случаях мы затрагиваем самопредставление собеседника и его миропонимание. Примерно так же разворачивается и процесс беседы коммуникатора как с отдельной личностью, так и с аудиторией.

          Перескакивание через уровни восприятия СМЧ , как правило, негативно воспринимается беседующими, тут же начинает срабатывать психологическая защита. Вы, конечно, можете с первых минут знакомства спросить, во что ваш собеседник верит и каково его предназначение, но будьте готовы к тому, что человек закроется.

          Стоит учитывать и то обстоятельство, что верхние уровни восприятия СМЧ выстраивают все нижние уровни. Доверие на уровне убеждений автоматически обеспечивает ваше взаимодействие на уровнях способностей, поведения и окружения. Конфликт на этом уровне также сказывается на всех ступеньках восприятия.

          И слова авторов учебно-практического пособия, приведенные во введении: «Вы можете не осваивать приемы речевого воздействия, но отдавайте себе отчет в том, что ваш милый собеседник ими владеет и старается ненавязчиво привести вас к нужным ему выводам. Вовремя распознанная манипуляция лишается своей силы» окажутся связанными с практикой.

          Модель субъективного мира человека – структура, представленная накопленными в эволюции и в процессе общественного и индивидуального опыта человека семью подмножеством систем, в которых представлены и обособлены категории субъективной оценки индивидом среды и собственного поведения. Что позволило реализовать обработку информации из внешней среды одновременно (параллельно) по семи подмножествам систем,
          Подробнее:
          https://www.academia.edu/27052479/Основные_концепции_сознания._Психофизиология
          Ответить
          • Наукообраз > Михаил 33 | 11.06.2024 | 01:07 Ответить
            Что позволило реализовать обработку информации из внешней среды одновременно (параллельно) по семи подмножествам систем,
            А почему только семь?.. "Маловато будет!"
            Ответить
            • Михаил 33 > Наукообраз | 11.06.2024 | 14:34 Ответить
              Ключевое значение имеет объем кратковременной памяти, измеряемый количеством идей или понятий, с которыми «исполнительный компонент» рабочей памяти может работать одновременно. Эту важнейшую характеристику рабочей памяти называют short-term working memory capacity (ST-WMC). Многочисленные эксперименты показали, что у человека ST-WMC = 7. Большинство животных не может обдумывать комплексно, как часть единой логической операции, более одной, максимум двух понятий (ST-WMC = 2), (подробнее).

              Основное направление развития нашего разума связано с формированием речевых навыков - употреблением у трехлетних детей предложений из более чем 3 слов. Далее этот процесс продолжает развиваться по прежней «траектории», достигая уровня около семи слов примерно к 12 годам и наконец, семи идей или концепций, с которыми «исполнительный компонент» рабочей памяти может работать одновременно у взрослых людей (подробнее). Подробнее смотрите ранее указанную мной статью
              Речь и мысль. Информационная система распределенных сетей нейронов мозга
              Ответить
  • demosua_  | 05.06.2024 | 15:23 Ответить
    Да, о ЗАБОТЕ О ДЕТЯХ эти исследования ну никак не говорят!
    Ответить
  • erwins  | 06.06.2024 | 18:47 Ответить
    А сравнение с обезьянами есть?
    Ответить
  • bonacon  | 07.06.2024 | 08:49 Ответить
    Выводы, сделанные в статье, никак не вытекают из результатов исследования. Да, пищевой стресс у неандертальцев был выше. Но почему это не объясняется различиями в физиологии или ещё какими-то более объективными факторами, чем абстрактная «материнская забота»?
    Ответить
    • erwins > bonacon | 07.06.2024 | 11:21 Ответить
      Вывод. Неандертальцы были педофилами и вымерли.
      Откуда вывод? Из исследования зубов )
      Ответить
  • Михаил 33  | 07.06.2024 | 11:12 Ответить
    ЛИКБЕЗ. На сайте Юрия Павлова zooton.net = Человек. Новейшие системные исследования. Смотрите статьи:
    Речь и мысль. Информационная система распределенных сетей нейронов мозга

    Даты появления звуковой человеческой речи. Уточнение

    Возникновение и развитие речи. Психолингвистика. Системный подход

    Кроманьонец

    Неандерталец
    Ответить
    • Наукообраз > Михаил 33 | 11.06.2024 | 01:12 Ответить
      Смотрите статьи:
      Вы так настойчиво проталкиваете сей труд, что так и хочется послать вас -- в полном соответствии с вашим описанием:
      Перескакивание через уровни восприятия СМЧ , как правило, негативно воспринимается беседующими
      Ответить
      • Михаил 33 > Наукообраз | 11.06.2024 | 14:47 Ответить
        Повторение = мать ученья.
        Ключевое значение имеет объем кратковременной памяти, измеряемый количеством идей или понятий, с которыми «исполнительный компонент» рабочей памяти может работать одновременно. Эту важнейшую характеристику рабочей памяти называют short-term working memory capacity (ST-WMC).
        Основное направление развития нашего разума связано с формированием речевых навыков - употреблением у трехлетних детей предложений из более чем 3 слов. Далее этот процесс продолжает развиваться по прежней «траектории», достигая уровня около семи слов примерно к 12 годам и наконец, семи идей или концепций, с которыми «исполнительный компонент» рабочей памяти может работать одновременно у взрослых людей (подробнее). Подробнее смотрите ранее указанную мной статью
        Речь и мысль. Информационная система распределенных сетей нейронов мозга

        В целом смотрите
        https://www.academia.edu/27052453/Сознание._Мир_и_разум._Самоорганизация_Процесс_самоорганизации
        Ответить
      • Михаил 33 > Наукообраз | 11.06.2024 | 15:26 Ответить
        Два принципа соответствия основных этапов развития речи

        Для ключевых событий культурной эволюции человечества последовательность естественных процессов формирования информационной системы распределенных сетей нейронов мозга, как для человечества, так и для индивида, будет аналогичной. Отсюда будут справедливы два принципа соответствия основных этапов развития речи:

        1. Принцип соответствия основных этапов развития речи

        Последовательность основных этапов естественного развития речи ребенка, которая проявляется до этапа развития речи в связи с изучением родного языка в школе, соответствует хронологической последовательности этапов формирования и развития первых языков человечества.

        2. Принцип соответствия уровней восприятия СМЧ и новых потребностей с очередным этапом развития речи

        В соответствии с общими системными процессами, как для человечества, так и для индивида, очередной уровень восприятия СМЧ и новые потребности взаимосвязаны с очередным этапом формирования и развития речи (информационной системой РСН). Поэтому этапные ключевые события в культурной эволюции человечества, в его «духовном развитии», связанные с речью, должны соответствовать последовательности формирования и развития общественного и индивидуального опыта индивида, то есть последовательности пирамидального расположения:

        - уровней восприятия на модели субъективного мира человека;

        - потребностей по А. Маслоу;

        - потребностей по Ю. Павлову.

        Теперь в основу оценки развития речи, для конкретных ключевых событий в культурной эволюции человечества (появление каменных и костяных инструментов для изготовления красок ), можно использовать принцип соответствия общей последовательности формирования и развития как общественного, так и индивидуального опыта. Так, определив уровень пирамидального расположения, который представлен в общей последовательности формирования и развития общественного опыта, можно выявить соответствующий ему очередной этап формирования и развития информационной системы РСН, обработки лингвистической информации индивида – соответствующий конкретному этапу развития речи ребенка.
        Ответить
        • Наукообраз > Михаил 33 | 13.06.2024 | 05:41 Ответить
          "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает".
          (Никола Буало-Депрео)
          «Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут».
          (М. А. Булгаков)

          Правилу следуй упорно:
          Чтобы словам было тесно,
          Мыслям — просторно.
          (Это шутка Н. А. Некрасова, а не руководство к действию)
          Ответить
  • dmitryv  | 09.06.2024 | 01:33 Ответить
    что понятно, так это то, что в графиках есть какая-то правда. а их интерпретация - это художественный вымысел
    Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 09.06.2024 | 11:03 Ответить
    Непонятно мне - я один вижу тут нестыковку?
    Если
    1) речь идёт о стрессах в малолетнем возрасте, то
    2) как материалом для такого исследования могут быть
    3) коренные зубы?

    И одновременно звучит утверждение, что были у этих детей молочные зубы.

    Если для исследования были взяты черепа, содержащие по нескольку зубов одновременно - значит исследовались коренные зубы. А как же тогда можно говорить о следах стресса, который дети переживали в период жизни, когда коренных зубов у них ещё нет, когда растут исключительно молочные??

    Что я неправильно понимаю?
    Ответить
  • Михаил 33  | 09.06.2024 | 14:17 Ответить
    Забота связана с культурой. А культура с мыслями и речью их выражающей.

    Имеется яркая статистика, которая подтверждает факт преобладающего посещения русскоязычного сайта Юрия Павлова zooton.net жителями Кремневой долины США. Этот сайт стал также основой для развития искусственного интеллекта.
    Ответить
    • Наукообраз > Михаил 33 | 12.06.2024 | 14:13 Ответить
      Имеется яркая статистика, которая подтверждает факт преобладающего посещения русскоязычного сайта Юрия Павлова zooton.net жителями Кремневой долины США
      Это не факт, а голословное утверждение. Да еще и с характерной русской грамматической ошибкой.
      Ответить
      • Михаил 33 > Наукообраз | 12.06.2024 | 17:43 Ответить
        Новейшие исследования – необходимые звенья, которые позволили, используя системный мультидисциплинарный подход, конкретно изучать и исследовать процессы возникновения и развития человеческой речи, а именно процессы формирования информационной системы распределенных сетей нейронов мозга. Т.е. могут быть уточнены и скорректированы известные теоретические проблемы возникновения и развития речи.
        Например, в соответствии с особенностями формирования информационной системы распределенных сетей нейронов (РСН) мозга и функций субъективного мира человека (СМЧ) пятого уровня

        мы можем утверждать, что речь первобытных художников расписавших пещеру
        Шове (на сегодняшний день это одна из самых ранних на Земле живопись - около 32 тыс. лет), соответствует стадии развития речи ребенка, которая начинается с 3,5 лет и продолжается до 4,5 лет.
        Ответить
Написать комментарий

Сюжет


Неандертальцы, сапиенсы, денисовцы

Неандертальцы, сапиенсы, денисовцы


Новости: Елена Наймарк


Рыбы-собачки
Заразительная зевота у шимпанзе и рыб: всё не так, как кажется

Калифорнийский палочник Timema cristinae
В изолированных популяциях палочников Timema cristinae схожая окраска формировалась по-своему

Ископаемые из местонахождения Кимильтей
Эволюция в теплой луже: найдены древнейшие предки наземных членистоногих

Многоклеточная колония пекарских дрожжей
Полногеномная дупликация дает немедленный адаптационный выигрыш

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»