Причиной краха Хеттской империи могла стать многолетняя засуха

Курган Мидаса в Гордионе

Рис. 1. Курган Мидаса в Гордионе — рукотворное сооружение VIII век до н. э. (см. Tumulus MM). Образцы древесины из расположенной внутри него погребальной камеры послужили материалом для обсуждаемого исследования. Фото с сайта news.cornell.edu

Сильная засуха, случившаяся в Малой Азии в 1198–1196 годах до нашей эры, сыграла ключевую роль в крахе Хеттской империи, а возможно, и других восточно-средиземноморских цивилизаций того времени. К такому выводу пришли американские ученые на основе изучения годичных колец и изотопного состава углерода бревен из кургана Мидаса в Гордионе в центральной Анатолии.

Более пяти столетий (с XVIII по XII век до н. э.) Хеттская империя была одной из величайших держав древнего мира. Хетты соперничали с египтянами и ассирийцами. На территории, охватывающей большую часть современных Турции, Сирии и Ливана, они развивали земледелие, проложили сложные ирригационные системы и торговые пути. Но в 1190-х годах до н. э. столица Хеттского царства Хатусса и другие города были заброшены, а империя пришла в упадок.

Примерно в это же время рухнули и другие великие цивилизации бронзового века на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье — микенские царства на полуострове Пелопоннес и на Крите, древний Угарит и другие города-государства Леванта и Малой Азии, катастрофические изменения произошли в Ассирии и Вавилоне.

Ученые до сих пор спорят о том, что же стало причиной «катастрофы бронзового века». В качестве возможных причин указывают землетрясения, изменения климата, неурожаи и голод, которые привели к социальной и политической нестабильности, или нашествие так называемых «народов моря», которые примерно в это время вторглись в Египет и Хеттское царство. Скорее всего причин было несколько. Процесс, в результате которого опустели древние города, произошло разрушение производственных и культурных традиций и даже исчезла письменность, исследователи представляют в виде линейной цепочки неблагоприятных событий, наложившихся друг на друга по принципу «идеального шторма».

В качестве главного фактора обычно упоминают многолетнюю засуху, повлекшую неурожаи и голод. Геологические данные, полученные в ходе исследований в пещере Сорек в Израиле, свидетельствуют о том, что в течение трех веков, вплоть до 1150 года до н. э. количество осадков сокращалось. Это было связано с общим похолоданием в регионе. Охлаждение поверхности Средиземного моря привело к снижению скорости испарения и уменьшению концентрации водяного пара в атмосфере.

Известно, что наиболее тяжелым был период между 1250 и 1150 годами до н. э. — письменные источники отмечают в это время повсеместный голод и постоянный рост цен на зерно. Но что стало последней каплей, заставившей жителей сняться и уйти с насиженных мест, и когда наступил этот критический момент, до сих пор было неясно. Археологические данные указывают на то, что к моменту прихода «людей моря» хеттская столица уже была пуста.

Чтобы ответить на этот вопрос, группа исследователей под руководством Стерта Мэннинга (Sturt Manning) и Джеда Спаркса (Jed P. Sparks) из Корнеллского университета изучила образцы древесины из кургана Мидаса (Tumulus MM) в Гордионе — места в центральной Анатолии, где в X–VII веках до н. э. располагалась столица Фригийского царства (рис. 1, 2).

Рис. 2. Хеттское царство в середине XIV века до н. э.

Рис. 2. Хеттское царство в середине XIV века до н. э. Столица — Хатусса — отмечена черным кружочком, город Гордион — красным. Рисунок с сайта ru.wikipedia.org

Погребальная камера кургана, в котором, по преданию, был похоронен Гордий, отец легендарного царя Мидаса, сложена из стволов можжевельника (Juniperus excelsa и Juniperus foetidissima). Результаты радиоуглеродного датирования показали, что годичные кольца древесины охватывают период от 1775 до 748 года до н. э. (рис. 3).

Рис. 3. Деревянная погребальная камера внутри кургана Мидаса

Рис. 3. Деревянная погребальная камера внутри кургана Мидаса. Фото с сайта news.cornell.edu

Из 23 имеющихся в наличии образцов ученые отобрали 18, относящиеся к XIII — началу XII века до н. э. Исследования современных популяций можжевельника в Анатолии и Центральной Азии показывают, что ширина годичных колец напрямую зависит от доступности влаги, особенно весной и в начале лета. Для калибровки метода авторы сравнили данные о ежегодном количестве осадков с шириной колец современных деревьев, произрастающих в районе метеорологической станции Полатлы, которая по своим климатическим условиям наиболее близка древнему Гордиону. Здесь выпадает менее 300 мм осадков в год. Это минимальное пороговое значение для вызревания пшеницы. При значении ниже 250 мм урожай обычно не вызревает, и год считают засушливым.

Во всей «хронологии Гордиона» таких годов только 80–85 из 701. За период между 1270 и 1135 годами до н. э. их шесть из 135, и только один эпизод длительной засухи, длившейся три года подряд — с 1198 по 1196 год до н. э. (рис. 4).

Рис. 4. Датированные годичные кольца одного из образцов древесины из кургана Мидаса

Рис. 4. Датированные годичные кольца одного из образцов древесины из кургана Мидаса. Фото с сайта news.cornell.edu

Исследователи отмечают, что общий сдвиг к более засушливым условиям происходил в регионе в течение 300 лет, предшествовавших «катастрофе бронзового века». Особенно явно он проявился с конца XIII до начала XII века до н. э. Толщина годичных колец в этот период стала ниже средней, что говорит о наступлении засушливых условий. Период 1198–1196 годов до н. э. отличался экстремальным дефицитом влаги. Три года подряд без урожая в условиях и без того засушливого климата, по мнению исследователей, было достаточно для того, чтобы сотни тысяч людей, включая огромную хеттскую армию, столкнулись с голодом. Но в 1196 году до н. э. засуха не закончилась, она продолжалась и дальше (рис. 5).

Рис. 5. Запись годичных колец с 1275 по 1125 год до н. э.

Рис. 5. Запись годичных колец с 1275 по 1125 год до н. э. По вертикали — индекс отклонения ширины от среднего значения за период с 1497 до 797 года до н. э. Крестиками отмечены засушливые годы. Светло-желтым — зона засухи; темно-желтым — зона экстремальной засухи. Вертикальная розовая полоса — экстремальная засуха 1198–1196 годов до н. э. Серая полоса — более широкий интервал засухи 1198–1187 годов до н. э. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature

Полученную по годичным кольцам информацию о сезонных количествах влаги авторы проверили с помощью альтернативного метода — по изотопному составу углерода из тех же бревен кургана Мидаса, а также из образцов, собранных в пещерах Софулар (см. Sofular Cave, северо-запад Анатолии) и Кокаин (Kocain Cave, юго-запад Анатолии).

Известно, что более высокие значения коэффициента δ13C обычно указывают на более сухие условия (δ13C определяется как отклонение изотопного отношения 13C/12C от сигнатуры стандартного образца PDB — белемнита мелового периода Belemnitella americana формации Peedee (см. Peedee Formation) в Южной Каролине). В засушливые периоды растения закрывают устьица, чтобы избежать потери воды и гидравлического повреждения тканей. Периоды ограниченной доступности воды фиксируются в целлюлозе древесины и, в сочетании с дендрохронологическим датированием могут использоваться в качестве палеоклиматического индикатора.

На диаграмме, построенной по результатам анализов, виден заметный градиент повышения δ13C с середины XIII до первой половины XII века до н. э. (рис. 6).

Рис. 6. Значения изотопного показателя δ13C

Рис. 6. Значения изотопного показателя δ13C для образцов из пещеры Кокаин (вверху), кургана Мидаса (в центре) и пещеры Софулар (внизу). Пунктирной стрелкой показан общий тренд к усилению засушливости в конце XIII — начале XII века до н. э. Верхний и нижний графики — в промилле; средний — отклонение относительно среднего значения для всей «хронологии Гордиона». Красно-коричневая полоса внизу — период, когда в письменных источниках упоминается голод и рост цен на зерно. Сиреневое поле (Е) — время правления последнего хеттского царя Суппилулиумы II. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature

Авторы отмечают, что они лишь установили факт временного совпадения сильной трехлетней засухи и падения крупнейших городов Хеттской империи, но не настаивают на том, что она была единственной причиной «катастрофы бронзового века». Цивилизации Восточного Средиземноморья изначально развивались в условиях засушливого климата и их система ведения хозяйства была адаптирована к нему. Как правило, возле каждого хеттского города находились водохранилища, рассчитанные на то, чтобы пережить один, максимум два тяжелых года. Но длительные климатические изменения могли вывести древние общества за пределы границ многовековой устойчивости. А массовая миграция населения и разрушение устоявшихся хозяйственных и торговых связей привели к полномасштабному кризису в регионе.

Источник: Sturt W. Manning, Cindy Kocik, Brita Lorentzen, Jed P. Sparks. Severe multi-year drought coincident with Hittite collapse around 1198–1196 BC // Nature. 2023. DOI: 10.1038/s41586-022-05693-y.

Владислав Стрекопытов


28
Показать комментарии (28)
Свернуть комментарии (28)

  • Юрий Фёдоров  | 21.02.2023 | 03:21 Ответить
    Это до чего же наука дошла, что можно с точностью до года события трехтысячелетней давности изучать!! Кольца и углерод прямо микроскопические детали, оказывается, выдают!
    Я, правда не совсем понял, как получилось, что уж и города опустели, а в похоронных курганах все же оказался можжевельник и самих времен исчезновения цивилизации и ещё почти на тысячу лет более поздних, но это мне сейчас кто-нибудь, наверняка тут легко объяснит...

    Но вот за державу обидно: почто у нас в российскоц истории такая муть и неразбериха, да в куда более близких временах?
    Ответить
    • velimudr > Юрий Фёдоров | 21.02.2023 | 07:19 Ответить
      Ну срубили на строительство кургана дерево, прожившее под тысячу лет. Вот у него кольца и покрывают данный период. Насколько я знаю, непрерывная дендрохронологическая шкала вообще на 10 - 12 тыс. лет выстроена.
      Кстати, этим же методом определено время основания нашей Старой Ладоги - 753 г.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > velimudr | 22.02.2023 | 07:40 Ответить
        12 000 лет с точностью до года мы можем идентифицировать с кольцами?? Как такое возможно?
        Ладно, могу еще чисто теоретически представить себе кучу деревьев, росших с "захлестами" - одно ещё росло, когда следующее проклюнулось, и так 12 тыщ лет...
        И как так повезло нам, что все эти деревья оказались в наших руках, и что в течение всего этого времени - 12 тысяч годовых колец! - не случилось запутывающих повторов климатических последовательностей?
        И эти деревья должны расти рядом, иначе климат не совпадёт и кольца будут непохожи.
        а как же места, где деревья не растут, или не росли когда-то?
        Может быть эти 12 тыщ лет - на очень каких-то ограниченных территориях? Недаром лишь один город Вы назвали который таким образом вычислен...
        Очень странно это все выглядит.
        Ответить
        • velimudr > Юрий Фёдоров | 22.02.2023 | 07:52 Ответить
          Ну, например, через всю Евразию простирается огромный лесной пояс, где деревьев было очень много и вероятность того, что где-нибудь стволы захоронятся с хорошей сохранностью достаточно высока. Дендродат очень много как раз для нашего северо-запада, где даже ереста сохраняется в читабельном виде в течение тысячелетия, молчу уж про брёвна. Многие климатические явления, да ъхоть те же крупные извержения вулканов, распространяются на всю планету и могут отражаться на всех деревьях, росших в то время. Но вообще, конечно, надо читать специалистов по этому поводу. Я просто хочу показать, что ничего особо невероятного в этом нет. Хоть и не без трудностей, конечно.
          Ответить
    • SZlobaFM > Юрий Фёдоров | 22.02.2023 | 09:26 Ответить
      Я, правда не совсем понял, как получилось, что уж и города опустели, а в похоронных курганах все же оказался можжевельник и самих времен исчезновения цивилизации и ещё почти на тысячу лет более поздних, но это мне сейчас кто-нибудь, наверняка тут легко объяснит...

      конечно легко,

      "Сильная засуха, случившаяся в Малой Азии в 1198–1196 годах до нашей эры, сыграла ключевую роль в крахе Хеттской империи"

      тогда как изучали

      " Курган Мидаса в Гордионе — рукотворное сооружение VIII век до н. э. (см. Tumulus MM)."

      т.е. курган другой цивилизации, построенный позже, в относительно том же месте, из деревьев переживших ту засуху что погубила Хеттов.
      Ответить
    • radion > Юрий Фёдоров | 22.02.2023 | 13:32 Ответить
      Дендрохронологии очень помогло "событие Мияке", когда на годичных кольцах, которым более тысячи лет, были обнаружены радиоизотопные метки. Очень редко на Землю обрушивается мощнейший поток радиации, из-за него в атмосфере появляются радиоизотопы, которые потом где-то откладываются. События Мияке привязали к данным наблюдений и из этого выстроили шкалу на тысячи лет назад.
      Ответить
  • kbob  | 21.02.2023 | 10:41 Ответить
    Не Верю, что "10 лет без урожая" могут погубить империю. Существовала же торговля и возможность пограбить соседей, возможно они начали какие-то перестроечные реформы, историкам нужно глубже копать!
    Ответить
    • shut_ka > kbob | 21.02.2023 | 11:36 Ответить
      Не вы один))))
      *Авторы отмечают, что они лишь установили факт временного совпадения сильной трехлетней засухи и падения крупнейших городов Хеттской империи, но не настаивают на том, что она была единственной причиной «катастрофы бронзового века»*
      Ответить
      • kbob > shut_ka | 21.02.2023 | 13:10 Ответить
        Датировка Троянской войны является спорной, однако большинство исследователей относят её к рубежу XIII—XII вв. до н. э. Спорным остаётся вопрос о «народах моря» — стали ли они причиной Троянской войны или, наоборот, их движение было вызвано результатами Троянской войны. Американские астрономы, анализируя события «Одиссеи», пришли к выводу, что Одиссей вернулся на Итаку в 1178 г. до н. э., в связи с чем можно предположить, что война началась в 1198 г. до н. э.
        По оценкам историков Троя пала в 1185 году до н. э. , но некоторые считают годом падения Трои - 1180.

        С голоду Троя пала?
        Ответить
    • Skaz > kbob | 29.07.2025 | 02:25 Ответить
      "Существовала же торговля и возможность пограбить соседей"

      Многолетние засухи не бывают узко-локальными, а накрывают обширные регионы. Так что у соседей тоже наверняка были неурожаи, на пропитание им возможно хватало, а вот на продажу уже ничего не было.
      Чтобы успешно грабить соседей нужна сытая армия, ведь у соседей тоже армия есть. Но даже если голодная армия чудом победит полу-голодную, то добыча будет весьма скудной. Ибо см. выше - у соседей тоже неурожаи, тоже впроголодь живут
      Ответить
  • OSAO  | 21.02.2023 | 13:14 Ответить
    ...исследователи представляют в виде линейной цепочки неблагоприятных событий, наложившихся друг на друга по принципу «идеального шторма». В качестве главного фактора обычно упоминают многолетнюю засуху, повлекшую неурожаи и голод...
    @
    Цепочка разноплановых событий по определению не может быть линейной. Похоже, авторы никогда не видели сетевого графика... Сам заголовок статьи придуман по принципу: набегай, торопись, покупай живопись, где главное - прокричать первым.
    Другое дело - сетевой подход к пониманию исторических событий. Параллельно развивающиеся процессы могут так совпасть, что возникнет своего рода резонанс, разрушающий всю структуру.
    Л.Гумилев загадочно объяснял свою теорию пассионарности через космические факторы. А по сути, он рисовал график резонанса исторических процессов, приводящих структуру к возвышению. "Хеттская" же засуха запустила резонанс, приведший к краху.
    Ответить
    • shut_ka > OSAO | 22.02.2023 | 11:36 Ответить
      Т.е. главный аргумент против сделанных выводов - их несоответствие "теории пассионарности" Гумилева?.....
      Это же псевдонаучная теория, какое отношение она имеет к рассматриваемой теме: проведённому исследованию и сделанным выводам?
      Ответить
      • OSAO > shut_ka | 22.02.2023 | 12:41 Ответить
        Какое ещё несоответствие Гумилеву? Его я подтянул сюда как отрицательный пример.
        Авторы толкуют о "линейной цепочке неблагоприятных событий, наложившихся друг на друга", не понимая, как и Гумилев, что описывают явление резонанса. Ещё и цепочка событий у них линейная, в духе товарища Сталина, тогда как история есть сетевая совокупность процессов и событий.
        Ответить
        • shut_ka > OSAO | 22.02.2023 | 13:43 Ответить
          Из вашего сообщение не следует, что теория Гумилева ложна, в вашем контексте это выглядит как "обоснование"... Тогда отбросим теории Гумилева))))
          В статье авторов вообще не упоминается никакой "линейности" - говорится о многофакторности....
          а сформулированная переводчиком фраза: " в виде линейной цепочки неблагоприятных событий, наложившихся друг на друга по принципу «идеального шторма»" подразумевает сумму факторов.
          Вы правильно говорите о "совокупности событий" - именно об этом и была речь в статье....
          Ответить
          • OSAO > shut_ka | 22.02.2023 | 22:16 Ответить
            Я не стал бы употреблять слово "ложна" в отношении теории Гумилева. Это как бы оскорбляет память о человеке с большой судьбой. Другое дело - недостаточно обоснована. Конечно, есть грех, он неоправданно присунул "космологические факторы", будучи не в силах замкнуть кольцо рассуждений.
            Когда рота солдат, систематически идя в ногу, подходит к мосту, следует команда "сбить шаг". И правильно - могущий возникнуть резонанс грозит обрушить конструкцию. Но историей никто не командует, и могучий хеттский мост обвалился "просто" от систематической засухи. От исторического резонанса. Жаль, что Гумилев не успел осознать этого...
            Ответить
            • kbob > OSAO | 23.02.2023 | 04:29 Ответить
              Когда рота солдат, систематически идя в ногу, подходит к мосту, следует команда "сбить шаг". И правильно - могущий возникнуть резонанс грозит обрушить конструкцию.
              В северном полушарии время сбора урожая пшеницы уже несколько тысячелетий находится в резонансе с наступлением осени и ничё! Никакие конструкции не обрушаются!
              Ответить
              • OSAO > kbob | 23.02.2023 | 09:38 Ответить
                время ... находится в резонансе
                @
                Хэх! Дружище, время не может обрушиться потому, что ему некуда обрушаться. Ну, разве что вам на голову...
                Ответить
                • kbob > OSAO | 23.02.2023 | 10:54 Ответить
                  время ... находится в резонансе
                  время сбора урожая пшеницы! Вижу вам нечего ответить, кроме как не замечать некоторые написанные мной слова ))))
                  Ответить
                  • dark > kbob | 24.02.2023 | 05:17 Ответить
                    Коллега стушевался, увидев простой вопрос:
                    В северном полушарии время сбора урожая пшеницы уже несколько тысячелетий находится в резонансе с наступлением осени и ничё! Никакие конструкции не обрушаются!
                    Резонанс имел далеко идущие, катастрофические последствия, связанные с экспоненциальным ростом численности населения. Среда обитания за несколько тысячелетий изменилась кардинально. А причиной возникновения резонанса стало изобретение календаря.
                    Без календаря, ребетня и взрослые пропадают зря:
                    https://www.youtube.com/watch?v=goFIxxWru78
                    Ответить
                    • kbob > dark | 24.02.2023 | 09:47 Ответить
                      вы правы!
                      Ответить
    • radion > OSAO | 22.02.2023 | 13:57 Ответить
      Слово резонанс из физики, здесь не подходит. Правильнее написать "синергия". Где-то была засуха, где-то руда для бронзы кончилась и произошла битва при реке Толлензе. Наверное, не обошлось и без набега каких-то кочевников и древнего переселения народов Евразии.
      Ответить
      • OSAO > radion | 22.02.2023 | 14:11 Ответить
        Именно резонанс и подходит лучше всего потому, что это понятие подразумевает возможность пробоя, слома, краха системы, в отличие от размытой синергии. Жаль, что никто не объяснил этого Гумилеву. Видимо, гуманитарное окружение само не знало, а более широкая гулаговская обстановка просто не способствовала...
        Ответить
        • radion > OSAO | 22.02.2023 | 14:30 Ответить
          Ничего такого резонанс не подразумевает. Это всего лишь совпадение частоты при высокой добротности системы. В часах ничего не ломается от почти идеального резонанса. Не стоит употреблять слова с неясным вам значением.
          Ответить
          • VladNSK > radion | 25.02.2023 | 12:13 Ответить
            Поддерживаю!

            В заголовке статьи употреблено "многолетняя засуха". И это гораздо точнее и понятнее, чем резонанс или синергия.
            Ответить
    • Влад > OSAO | 08.03.2023 | 22:59 Ответить
      Л.Гумилев загадочно объяснял свою теорию пассионарности через космические факторы.
      Это же псевдонаучная теория, какое отношение она имеет к рассматриваемой теме
      Вот, блин, у меня складывается ощущение, что половина народу, который рассуждает о Гумилёве какого-то другого Гумилёва читал, своего собственного, или может быть только отдельные поздние статьи, написанные в период жизни, когда он отчаялся справится со сложностью стоящей перед ним задачи. На сколько я помню с самых первых его работ по этногенезу есть простая мысль: Мы не можем объяснить географию пассионарного толчка из имеющихся у нас гипотез, так что за неимением лучшего давайте предположим, что что-то из космоса прилетело, возможно потомки разберутся как оно на самом деле объясняется и предложат теорию получше.

      Но вместо того чтобы понять о чём он говорил и начать искать ответы там, где в его времена искать было невозможно, всё сразу хватаются за эти несчастные космические лучи, и сводят бытовую критику к ним.
      Это я сейчас, конечно, не о тех учёных, которые серьёзно отнеслись с к критике и реально вложили усилия в то, чтобы уточнить датировки и расположения событий, которые Гумилёв относил к пассионарным взрывам, тем наоборот честь и хвала.

      Сейчас можно, например, поискать корни происходящего в меметике, например, которая сейчас выходит на уровень эксперементов, а во времена написания основных работ Гумилёва была в зачаточном состоянии. Многие аспекты его описаний очень похожи. Можно ещё много на что посмотреть. Эта теория же на столько живуча не потому что слово красивое, или там льстит самолюбию президента академии наук, а потому что почти все люди невооружённым взглядом видят явления, для которых он придумал обобщающее слово, и даже если и не смог подвести под него чёткую объясняющую базу тем не менее границы и признаки явления описал достаточно скрупулёзно.
      Ответить
  • itchynail  | 21.02.2023 | 20:10 Ответить
    за пять столетий лет империи одна двулетняя засуха погубила ее? За это время засух и потопов были десятки. Народы моря описаны и у Платона.
    Ответить
  • Kostja  | 22.02.2023 | 23:48 Ответить
    Люди разгневали богов, это первое что в голову приходит.
    Ответить
  • alekseylevin  | 28.02.2023 | 22:42 Ответить
    Интересно, есть ли какая-нибудь связь между описанным в статье крахом агрикультуры восточно-средиземноморского региона и библейским мифом об Иосифе Прекрасном, предсказавшем по сну фараона наступление семи тучных и семи тощих лет? Ах, как это описал Томас Манн!
    Ответить
Написать комментарий

Последние новости


Молодые завацефалы бодаются
В Монголии найден древнейший и самый полный скелет пахицефалозавра

Аккреционный диск
Форму аккреционного диска вокруг черной дыры можно определить по поляризации его рентгеновского излучения

Молодой птеродактиль
Молодые птеродактили часто погибали во время шторма

Карта языковых семей мира
Палеогенетики установили прародину уральских и енисейских языков



Элементы

© 2005–2025 «Элементы»