Под ледниками Антарктиды текут мощные реки

Рис. 1. Топография поверхности Антарктиды

Рис. 1. Топография поверхности Антарктиды. Шкала слева — высота над уровнем моря (в футах). Район исследования отмечен красным прямоугольником. Рисунок с сайта en.wikipedia.org

Подо льдами Антарктиды в районе моря Уэдделла ученые впервые обнаружили несколько крупных постоянно действующих каналов, по которым талая вода поступает в океан. Самый большой из них имеет длину более 460 км. Это полноценная речная система со своими притоками, которая по протяженности и объемам переносимой воды превосходит Темзу. В статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience, авторы обсуждают механизмы появления мощных подледных потоков, а также риски, связанные с их нарастающей активностью. Исследователи считают, что субгляциальные реки, подмывающие ледники, ускоряют их сползание в сторону океана. В районе, где проводились работы, большая часть континентального основания располагается ниже уровня моря, и, если покрывающие его ледники отделятся от континента, это, по мнению ученых, может привести к катастрофическим последствиям мирового масштаба — уровень океана разом поднимется на несколько метров.

В целом масса ледников Антарктиды постепенно уменьшается в связи с глобальным потеплением. Однако, этот процесс неравномерный в разных частях ледяного континента. Кое-где мощность ледового покрова даже нарастает. Регулярные спутниковые измерения показывают, какие районы теряют лед, а какие накапливают, и в каком количестве. Для того, чтобы найти ответ на вопрос о причинах изменений, ученые строят модели, основанные на результатах геофизических наблюдений.

Одним из важнейших факторов изменения толщины ледников является скорость их движения. Чем она меньше, тем больше снега (переходящего в лед) накапливается в верхней части ледника и тем меньше объемы таяния в нижней. Гляциологические исследования в Альпах и Гренландии показали, что скорость движения ледников во многом зависит от наличия воды в их основании. С одной стороны, вода служит своего рода смазкой, а с другой — сама подтачивает ледник снизу.

Однако субгляциальная (подледная) гидрологическая обстановка в Альпах или Гренландии и Антарктиде существенно различается. В первом случае подледные реки питаются за счет поверхностных источников. Образующаяся в летние месяцы талая вода просачивается вниз по трещинам. Со временем водопады вымывают в леднике огромные вертикальные шахты, похожие на колодцы, — ледниковые мельницы, или мулены (см. Moulin). По их размеру можно судить о том, какие объемы воды поступают с поверхности в основание ледника (рис. 2).

Рис. 2. Начальная стадия формирования ледового колодца

Рис. 2. Слева — начальная стадия формирования ледового колодца. Справа — огромный мулен на леднике Сноубёрд (Snowbird Glacier) в горах Аляски. Фото с сайта en.wikipedia.org

В Антарктиде даже в самое теплое время года на поверхности отсутствует талая вода и мулены не образуются. Долгое время ученые считали, что субгляциальные потоки, которые возникают в основании ледника за счет трения и естественного тепла Земли, незначительны по своим масштабам. Однако результаты исследования, которое провели гляциологи из Великобритании, Канады и Малайзии, показали, что базального таяния достаточно, чтобы подо льдом возникли огромные речные системы.

Открытие было сделано благодаря совместному использованию в рамках одной модели результатов спутниковых альтиметрических (проект НАСА IceBridge) и радиолокационных съемок района моря Уэдделла, к востоку от Антарктического полуострова, где проходит условный раздел между Восточным и Западным ледяными щитами Антарктиды.

В Восточной Антарктиде ледяной щит лежит на приподнятом скальном основании, тогда как в Западной Антарктиде нижняя граница ледника находится существенно глубже — до 2500 м ниже уровня моря (рис. 1). Поэтому особенно важно понимать состояние ледников этого региона, так как их обрушение грозит катастрофическими последствиями. Только ледники побережья моря Уэдделла, имеющие общую площадь 960 тысяч км2, в случае их сползания в океан могут, по подсчетам авторов, поднять уровень моря во всем мире на 4,3 м.

На скорость этого процесса сильно влияет подледная гидродинамика. Лед сам по себе способен течь со скоростью не более десяти-двадцати метров в год. Однако в районе моря Уэдделла некоторые ледники перемещаются ежегодно на сотни метров. Это значит, что льду помогают двигаться жидкие потоки в его основании.

Примерно двадцать лет назад ученые обнаружили в регионе подледные озера. Сначала думали, что они изолированы друг от друга. Позднее оказалось, что в основании ледового щита существуют целые гидрологические системы, а озера связаны между собой обширными «речными» сетями. Устье одной из таких рек обнаружили в море под шельфовым ледником Фильхнера. Теплая пресная вода, поступающая из субгляциальных каналов, не просто стекала в океан, а поднималась и скапливалась под плавучим ледником, продолжая подтачивать его снизу.

Стало ясно, что для корректного прогнозирования нужно рассматривать всю систему «ледяной щит — океан — подледная гидросистема» в комплексе. До этого же считали, что основное таяние происходит в краевой части шельфовых ледников, на границе с океанской водой, а роль подледных вод в Антарктиде незначительна. Теперь только в районе моря Уэдделла ученые обнаружили как минимум четыре крупных субгляциальных потока, действующих круглый год (рис. 3).

Рис. 3. Топография основания ледового щита в исследуемом районе

Рис. 3. a — топография основания ледового щита в исследуемом районе. Шкала справа — в метрах над уровнем моря. Голубым показана береговая линия ледников. Красным — условная граница между Восточным и Западным антарктическими ледяными щитами. bd — подледные каналы: b — под ледником Support Force (SFG), c — под ледниками Foundation (FIS) и Academy (AG), d — под ледниками Institute (IIS) и Mӧller (MIS). Также указаны их основные характеристики: левая шкала — русловой сток по данным моделирования (в м3/с); правая шкала — скорость таяния основания ледника (в м/год); eg — толщина водного слоя (в метрах). Красными точками показаны субгляциальные потоки. Черные линии — контуры подледных озер по результатам предыдущих исследований. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature Geoscience

По этим потокам переносятся огромные объемы пресной воды — до 24 м3/с, собираемой с дренажной системы на расстоянии до 100 км по обе стороны от основного русла. Самый большой поток, текущий под ледниками Foundation и Academy (FIS-AG), берет начало вблизи Южного полюса и заканчивается в 460 км ниже по течению в районе шельфового ледника Фильхнера. Средняя отметка его русла — 500 м ниже уровня моря, но основной объем воды он получает при прохождении через котловину Пенсакола-Поул, основание которой находится на 2,4 км ниже уровня моря.

Местоположение подледниковых каналов авторы определяли на основе данных радарной съемки по высокой отражательной способности, указывающей на присутствие воды. Все вычисления проводили с помощью модели гидрологических систем GlaDS (Glacier Drainage System), имитирующей водные потоки как в открытых полостях, так и в рассеянных областях инфильтрации. Эту же модель применяли ранее для оценки параметров подледных гидросистем Гренландии

Сравнив параметры подледного стока, скорости движения льда и темпы таяния основания, полученные в результате моделирования, ученые пришли к выводу, что для субгляциальных потоков района характерно высокое давление, достигающее 98% от давления перекрывающей толщи льда (рис. 4).

Рис. 4. Отношение давления воды в подледных потоках к давлению перекрывающей толщи льда

Рис. 4. Отношение давления воды в подледных потоках (Pw) к давлению перекрывающей толщи льда (Pi). Белыми точками отмечены русла потоков со стоком, превышающим 0,2 м3/с. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature Geoscience

Это коренное отличие антарктической подледной гидросистемы от субгляциальных потоков Гренландии. В Гренландии каналы, действующие только в летнее время, то разрастаются, то сокращаются, ежегодно меняя конфигурацию и приспосабливаясь к изменяющимся гидрологическим условиям. При этом они функционируют под существенно более низким давлением (до 40% от давления толщи льда). Забирая воду из высоконапорной зоны истока, они уменьшают количество базальной смазки и, скорее, ограничивают скорость движения льда.

В Антарктиде субгляциальные потоки действуют под высоким давлением на всем своем протяжении от истока до устья и не просто обеспечивают постоянную круглогодичную смазку, но и увлекают за собой вышележащий лед. В этом причина высокой скорости движения ледников в Западной части ледяного континента. В районе шельфового ледника Фильхнера она достигает 500–600 м/год (рис. 5).

Рис. 5. Различия между субгляциальными гидросистемами Гренландии и Антарктиды

Рис. 5. Различия между субгляциальными гидросистемами Гренландии (a) и Антарктиды (b). В Гренландии непротяженные (около 40 км) подледные потоки низкого давления, функционирующие только летом, питаются за счет поверхностных озер с талой водой, которая попадает в основание ледника по вертикальным шахтам — муленам. В Антарктиде же действуют протяженные (около 400 км) не связанные с поверхностью круглогодичные потоки высокого давления, формирующиеся за счет таяния воды в основании ледника. Внизу — шкала давления: от низкого (синий) до высокого (красный). Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature Geoscience

Исследователи предполагают, что по мере роста летних температур в Антарктиде на поверхности ледников со временем там тоже могут начать образовываться озера талой воды. После этого темпы таяния антарктических ледников могут резко вырасти за счет возникновения петли положительной обратной связи: большее количество воды у основания будет способствовать увеличению скорости движения льда. При этом там, где ледник соприкасается со скальным основанием, вырастут темпы таяния, связанного с трением, что, в свою очередь, увеличит общий дебит подледных потоков.

Авторы отмечают, что их выводы относительно связи между темпами таяния и скоростью движения ледников носят предварительный характер, так как модель не учитывает такие важные параметры, как физические свойства пород основания и его топографию, и надеются восполнить этот пробел на следующем этапе исследования.

Источник: C. F. Dow, N. Ross, H. Jeofry, K. Siu, M. J. Siegert. Antarctic basal environment shaped by high-pressure flow through a subglacial river system // Nature Geoscience. 2022. DOI: 10.1038/s41561-022-01059-1.

Владислав Стрекопытов


88
Показать комментарии (88)
Свернуть комментарии (88)

  • velimudr  | 10.11.2022 | 07:51 Ответить
    Для меня так и осталось загадкой, восточный или западный ледник исследовался. Сначала вроде говорится, что "к востоку", с уточнением, что там приподнято, но далее речь идёт о погруженном на больше 2 км, но оно же на западе...
    Неужели повышение средних температур атмосферы на какой-то несчастный градус влияет на речную систему, на глубине 2,5 км. ниже уровня моря? Да у подошвы ледника должны быть температуры, хоть яйца вари... Для меня вообще загадка, как там лёд остаётся стабильным. Ну и над ледником, насколько знаю, положительных температур не бывает в принципе. И опять же непонятно, как тот же градус, да хоть два, могут влиять на таяние...
    Сама по себе тема подлёдной речной системыбезумно интересна. Там, наверное, и организмы всякие интересные выносятся... Ну и может зря мы так тряслись над недопущением заражения оз. "Восток" чем-нибудь.
    Но вот акцент на "Кошка бросила котяток, это глобальное потепление виновато..." делает материал заказным со стороны определённых, отнюдь не научных, субъектов... А значит сомнения вдостоверности выводов повышаются...
    Ответить
    • Скеп-тик > velimudr | 10.11.2022 | 17:46 Ответить
      Всемирное потепление - пин-код, дающий доступ к деньгам. Если не наберёшь - денег не получишь. Хочешь исследовать шмелей или сексуальную активность папуасов в течении года - обязательно впиши: "глобальное потепление несёт катастрофическую угрозу данной ситуации".
      Ответить
      • гравицап > Скеп-тик | 10.11.2022 | 23:22 Ответить
        а вы, наверное, хотели бы, чтобы финансирование выделялось изобретателям вечных двигателей?
        это же "гораздо актуальнее" ))
        Ответить
        • Скеп-тик > гравицап | 11.11.2022 | 16:31 Ответить
          "Катастрофическое влияние глобального потепления на рабочий цикл вечного двигателя" - оплатят и опубликуют. Ибо надо.
          Ответить
          • гравицап > Скеп-тик | 11.11.2022 | 18:24 Ответить
            блажен кто верует ))
            Ответить
            • Скеп-тик > гравицап | 13.11.2022 | 21:35 Ответить
              "Практики Вуду в лечении КОВИД". Опубликовали в Nature. Ибо был приведён железобетонный аргумент научной дискуссии: Отказываете потому, что я негр?
              Ответить
              • nal > Скеп-тик | 14.11.2022 | 01:10 Ответить
                "Практики Вуду в лечении КОВИД". Опубликовали в Nature.
                Что-то не нашел я в Nature такой статьи :)

                Как по мне, сторонники потеплен-апокалипсиса и сторонники теории всемирного заговора ученых ради распила денег - братья.

                UPD
                Если вы про эту статью
                https://www.nature.com/articles/s41392-022-00994-0
                так DTI-Voodoo это не про культ Вуду
                https://www.researchgate.net/publication/351188472_DTI-Voodoo_machine_learning_over_interaction_networks_and_ontology-based_background_knowledge_predicts_drug-target_interactions
                Ответить
              • Kostja > Скеп-тик | 14.11.2022 | 07:02 Ответить
                Справедливости ради. Читал заметки типа негры в Африке считают что ковидлу можно лечить народной медициной, полынью, в том числе их власти пропагандировали настойку. Ну что с тупых диких нищих негров взять.

                Однако через год полтора, когда господа попилили миллиарды на вакцинах пришла уже "научная" новость что таки да, обнаружили в полыни вещество угнетающее вирус. Такая вот западная наука.
                Ответить
  • Rattus  | 10.11.2022 | 08:55 Ответить
    Спасибо за интересный материал. А вот слова о катастрофических последствиях, при всей широте этого понятия, вызывает в памяти старый анекдот о том, чем отличается беда и катастрофа.
    ПМСМ, возможные катастрофические последствия обсуждаемых яылений для населения всего мира даже в самом пессимистическом но реально возможном сценарии вряд ли превзойдут те, что происходят прямо сейчас по причинам вполне социального генеза.
    Т.е. плач климатических активистов о катастрофах ныне более напоминает плач по волосам при отрубаемой голове.
    Ответить
  • VAF  | 10.11.2022 | 10:12 Ответить
    Не понял, каким образом отрыв ледников, находящихся много ниже уровня моря приведет к увеличению его уровня, скорее наоборот.
    Исследователи предполагают, что по мере роста летних температур в Антарктиде на поверхности ледников со временем там тоже могут начать образовываться озера талой воды.
    Это ж мезозой вернётся! :)
    Ответить
  • olegov  | 10.11.2022 | 10:33 Ответить
    если покрывающие его ледники отделятся от континента, это, по мнению ученых, может привести к катастрофическим последствиям мирового масштаба — уровень океана разом поднимется на несколько метров.
    Не понятно. Т.е. был ледник который погружен в океан и лежит на дне моря. Допустим он оторвался и всплыл значит все место что он занимал минус погруженная часть займет вода, т.е. уровень воды упадет. Почему в статье про подъем?
    Ответить
    • geolog > olegov | 10.11.2022 | 10:39 Ответить
      моделирование
      Ответить
      • itchynail > geolog | 13.11.2022 | 21:36 Ответить
        👍
        Ответить
    • geolog > olegov | 10.11.2022 | 11:21 Ответить
      Особая роль ледников Западной Антарктиды отмечена в Глобальном криосферном отчете, опубликованном только что к климатическому саммиту СОР27 (глава 2): https://iccinet.org/statecryo2022/
      Ответить
      • Dr.V. > geolog | 11.11.2022 | 06:44 Ответить
        Спасибо за ссылку. Тоже не очень понимал, как, но все очень просто — льда гораздо больше, чем места в котловинах, которые может заполнить талая вода
        Ответить
    • Rattus > olegov | 10.11.2022 | 11:43 Ответить
      все место что он занимал минус погруженная часть
      Всё место что занимала погруженная часть минус объём растопленного всего ледника.
      т.е. уровень воды упадет.
      Если отношение надводной и подводных объёмов окажется меньше чем отношение плотностей воды и льда (1,09).
      Ответить
      • nal > Rattus | 10.11.2022 | 18:50 Ответить
        Учитывайте гляциоизостазию - подъем земли по мере уменьшения нагрузки от тающего ледника и после его полного исчезновения.
        PS
        Ой, речь-то про кусок ледника. Может, это явление и не существенно будет
        Ответить
        • Dr.V. > nal | 11.11.2022 | 06:45 Ответить
          Это процесс медленный. Ледниковый период вон когда закончился, а Скандинавия все еще поднимается.
          Ответить
          • NikeByNike > Dr.V. | 11.11.2022 | 18:10 Ответить
            Есть какие-то статьи по этому поводу?
            Под ледником была не одна скандинавия, а вообще весь север континента. Почему поднимается только она, а не, скажем, Питер?
            Ответить
            • Наукообраз > NikeByNike | 12.11.2022 | 17:54 Ответить
              Под ледником была не одна скандинавия, а вообще весь север континента. Почему поднимается только она, а не, скажем, Питер?
              Оледенение было не континентальным, а локальным. См. статью "Аргумент в вековом споре" Н. Шполянской в журнале "Знание -- сила" в № 4, 1992 года. Кстати, Скандинавия -- это имя собственное.
              Ответить
              • NikeByNike > Наукообраз | 12.11.2022 | 20:02 Ответить
                "Аргумент в вековом споре" Н. Шполянской
                Уж послали так послали. В открытом доступе нет, кроме полного названия про Западную Сибирь.
                Кстати, Скандинавия -- это имя собственное.
                Скандинавия это Швеция, Норвегия, Дания. В Финляндии, Питере и на Кольском полуострове ледника не было?
                Ответить
                • nal > NikeByNike | 13.11.2022 | 22:25 Ответить
                  Динамика ледника во время последнего оледенения (в конце даже анимация есть)
                  https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0277379115301141

                  Оценки толщины ледника (см. Figure. 4)
                  https://www.researchgate.net/publication/325802957_The_glacial_isostatic_adjustment_signal_at_present_day_in_northern_Europe_and_the_British_Isles_estimated_from_geodetic_observations_and_geophysical_models
                  Ответить
                  • NikeByNike > nal | 13.11.2022 | 22:48 Ответить
                    Спасибо!
                    Ответить
      • olegov > Rattus | 11.11.2022 | 11:08 Ответить
        минус объём растопленного всего ледника.
        в статье про одномоментное поднятие, а таять он будет годами
        Если отношение надводной и подводных объёмов окажется меньше
        ну мы рассматриваем вариант оторвался, т.е. у него есть всплывающая сила, если он оторвался и не всплыл уровень воды никак не изменится, а если всплыл то точно свободное место будет занято водой и уровень понизится. Единственный вариант подъема это с одиночным айсбергом который имел надводную часть больше подводной, оторвался, отполз на глубину и перевернулся вверх ногами. Тогда да погруженная часть будет больше чем в изначальном варианте и вслед за понижением уровня будет повышение, но это одиночный айсберг и погоды он не даст. Ледник так не сможет перевернуться, он будет сползать дальше на глубину медленно достигая новой точки равновесия повышая медленно уровень, пока не оторвется и не всплывет тут уровень опять упадет. И все это будет медленно и нудно. Так что пока я не вижу причин поднятия одномоментного.
        Ответить
        • Наукообраз > olegov | 12.11.2022 | 18:12 Ответить
          был ледник который погружен в океан и лежит на дне моря. Допустим он оторвался и всплыл
          Эти алармисты прогуливали уроки физики, когда проходили закон Архимеда.
          Ледник лежит на дне океана потому, что масса его надводной части гораздо больше массы вытесняемой им воды. А потому, даже оторвавшись (если вообще можно представить себе "отрыв" льда толщиной в 4 с лишним км), так и останется лежать на дне.
          В виде айсбергов откалывается лишь "береговая" часть ледяного щита Антарктиды, имеющая толщину "всего" в сотни метров.
          Ответить
    • гравицап > olegov | 11.11.2022 | 00:04 Ответить
      "ускоряют их сползание в сторону океана." - если бы ледник был целиком уже под водой, то сползать бы не мог, потому что лед легче воды.
      "большая часть континентального основания располагается ниже уровня моря" - ниже уровня моря лежит основание, а не целиком весь ледник.
      "если покрывающие его ледники отделятся от континента" - т.е. отделятся от суши, а не от дна.
      из написанного не выходит, что ледник целиком погружен в океан и лежит на дне моря. если такое вообще возможно.

      я так понял написанное, что только основание ледника погружено в океан и, если он сползет в океан, то это резко поднимет уровень океана.
      Ответить
      • geolog > гравицап | 11.11.2022 | 13:34 Ответить
        Термин "континентальное основание" не имеет отношения к леднику вообще. Это скальное основание пород, на котором может находиться что угодно - вода, лед, почва, аллювиальные наносы, несцементированные осадочные отложения и т.д.
        Ответить
        • гравицап > geolog | 11.11.2022 | 13:46 Ответить
          я так и подумал. но перестраховался ) поскольку не геолог и не гляциолог.
          значит подразумевается, что основание ледника находится вообще выше уровня моря, на поверхности континента, т.е. суши?
          Ответить
          • geolog > гравицап | 11.11.2022 | 14:44 Ответить
            https://iccinet.org/statecryo2022/
            Посмотрите рис. 2-5 на стр. 10. Там очень хорошо показано, как лежит ледник в Западной Антарктиде.
            Ответить
            • гравицап > geolog | 11.11.2022 | 18:34 Ответить
              я не специалист по картинкам))
              если "сползает" - значит вниз. если вниз, значит замещает объем воды в океане. логика проста, как...
              Ответить
  • Kostja  | 10.11.2022 | 11:44 Ответить
    Карта классная на рис. 1.
    Антарктида выглядит древней и разрозненной. Хотя пишут что когда льды растают континент насколько-то всплывет избавившись от груза. Наверно землетрясений будет больше чем обычно.

    Динозавры конечно не оживут, но все же это не правильно что целый континент заморожен.
    Ответить
  • WIG  | 10.11.2022 | 19:47 Ответить
    Как может лёд раздавить породы коры, плотность льда 0.9, воды 1, породы 2.5 - 3 г/см3 и даже повлиять на мантию Земли. Необоснованные безграмотные фантазии людей, которые не знают геологии и физики, но пытаются прогнозировать процессы со многими связями, большинство которых неизвестны, поэтому не понятны. Таяние ледников приведёт не только к подъёму уровня океана, но и увеличению его площади. Значит, будет увеличиваться объём испарившейся воды, которая в виде осадков будет выпадать на поверхность материков, поднимая уровень подземных вод. Питание рек на 95-97% идёт за счёт разгрузки подземных вод, поэтому такой процесс задержит скорость подъёма уровня океана и со временем установится равновесие. Температура подземных вод мало меняется и не зависит от температуры на поверхности земной коры. Все реки, озёра, моря и океаны на всех планетах, сформировавшихся в гравитационном поле, возникли за счёт разгрузки подземных вод, которые могут быть пресными или солёными.
    Ответить
    • nal > WIG | 10.11.2022 | 23:45 Ответить
      Как может лёд раздавить породы коры, плотность льда 0.9, воды 1, породы 2.5 - 3 г/см3 и даже повлиять на мантию Земли.
      Плотность не имеет значения, давит масса :)
      Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 11.11.2022 | 10:30 Ответить
    Ох ты!
    Правильно ли я понял, что на рис.1 и рис.3 - "топография основания ледового щита" - это даже не поверхность земли, а нижняя поверхность льда, то есть, поверхность земли+поверхность подледной воды?
    И правильно ли по этой же карте я понял, что материк Антарктида - вовсе не материк, а кучка разрозненных кусков суши, и только толстое единое одеяло изо льда, лежащее на них (кусочках) и между ними, придаёт ей (Антарктиде) целостность? Ведь белый цвет - это, условно говоря, вода. Ну, т.е. ниже уровня моря...
    Если так, то кажется странным, что это все называется одним материком.
    Ну, то есть это, если один материк, то не "земляной", а именно ледовый материк, получается. Буквально. Во чудеса! Выходит, в школе я этот факт как-то проморгал. А очень интересно!
    Ответить
    • geolog > Юрий Фёдоров | 11.11.2022 | 12:01 Ответить
      Нет, везде показана абсолютная отметка основания, то есть, вашими словами — «поверхность земли».
      Ответить
    • geolog > Юрий Фёдоров | 11.11.2022 | 12:02 Ответить
      Материк – понятие географическое. В этом смысле Антарктида — ледяной материк (то есть устойчивое словосочетание «ледяной континент» не очень корректно). В геологии есть понятие континент — крупный блок континентальной земной коры. В этом смысле Антарктида — полноценный континент, независимо от того, какая его часть находится ниже современного уровня Мирового океана.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > geolog | 13.11.2022 | 05:09 Ответить
        Спасибо. Буду знать.
        Гренландия с этой точки зрения мелковата для материка, верно я понимаю? Но в целом она - тоже кусок континентальной коры? Или... неконтинентальной? Какая ещё кора бывает? Что-то я, кажется, запутываться начал)
        Ответить
    • -claim- > Юрий Фёдоров | 11.11.2022 | 19:16 Ответить
      Есть основания полагать, что после таяния ледового щита кора в области Антарктиды поднялась бы (вертикальные движения происходили в Скандинавии из-за оледенения). Поэтому вполне себе материк, "притопленный" весом льда. Эксперимент не поставишь, это теоретическая и вероятная интерпретация.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > -claim- | 13.11.2022 | 05:05 Ответить
        Да! Настолько теоретическая, что не учитывает уровень моря, который повысится в случае таяния льда ой-ёй как: если даже кусочек льда поднимает на 4 метра, то, буде растоплено все, и 44 набежит. И тогда, чтоб материк объединился, земле придется вспрыгнуть на... ох как на много! Что-то я сомневаюсь, что Скандинавия такие возможности Земли демонстрирует.
        Сотни метров ввысь! Это же горообразование!)
        Ответить
        • nal > Юрий Фёдоров | 13.11.2022 | 10:45 Ответить
          Сотни метров ввысь!
          Вообще-то так и есть, после отступления ледника земля поднялась на сотни м, (порядка 200, если не ошибаюсь) и даже 1000.
          Ответить
          • Юрий Фёдоров > nal | 17.11.2022 | 04:03 Ответить
            Тысяча?!! Это же... позвольте, это же километр!
            И все потому, что лёд лежал?
            А если камни? Они же при такой же толщине много тяжелее! Значит, если мы вдруг вздумаем срезать и увести за тридевять земель километра три какого-нибудь горного массива - тибет там, или что ещё - земля "всплывет" практически на такую же высоту, полностью компенсируя только что удалённый горный массив???
            Как-то не очень логично звучит. Не находите?
            Ответить
            • nal > Юрий Фёдоров | 17.11.2022 | 09:02 Ответить
              Километр - много, относительно вашего ощущения, что такое много.
              Всплывёт не на три км, но всплывёт.
              Ответить
            • нoвый учacтник > Юрий Фёдоров | 17.11.2022 | 12:07 Ответить
              земля будет "всплывать", а параллельно будет действовать процесс горообразования, который этот памир нарастил. От этого гора будет расти еще быстрей и всплытие быстрее закончится. По-моему, так.

              1 км это одна шестая от одной десятой процента радиуса Земли, не особо внушительно
              Ответить
  • -claim-  | 11.11.2022 | 19:12 Ответить
    "огромные объемы пресной воды — до 24 м3/с"

    Река Дэлавер: 14.000 м3/с
    Волга: 8.000 м3/с

    Определите шкалу огромности...
    Ответить
  • zaharov-a-v  | 13.11.2022 | 23:31 Ответить
    Вообще-то уже давно известно такое явление как пульсирующие ледники. Относится к ледникам в горах, однако там есть твердая (может я ошибаюсь) научная база, объясняющая наличие внутри ледников и в их основании воды в жидком состоянии. Утверждение о том что раньше никто не догадывался о таянии льда у основания, где на кору давит вся масса льда, звучит дико...
    Ответить
  • PavelS  | 15.11.2022 | 01:23 Ответить
    Размышляя о мировой политике пришёл к выводу что ничто не имеет значения, кроме климата. Люди, которые пролезли в страны с идеальным климатом боятся больше всего что климат будет неидеальным. Они воем воют что любая перемена - это конец света. Но если потеплеет, то в России будет гораздо лучше. Никакие войны, санкции и прочие беды не сравнятся с одной простой зимой. Будут конечно и издержки потепления, но локально пользы будет неизмеримо больше. Между тем все научные статьи, за редкими исключениями - пугалки что потепление это зло и что мы все помрём.
    Ответить
    • olegov > PavelS | 15.11.2022 | 11:26 Ответить
      о том и речь, воем воют только те кто заказывает статьи алармистские и у кого климат прекрасный. Т.е. США (климатические зоны 5-10) основная часть населения в зонах 6-9 и Европа (климатические зоны 5-9) основная часть населения в зонах 6-8. Берем центр России зона 4, берем сибирь зоны 2-3. Какого черта мы должны слушать вопли алармистов из США, не нравится потепление пусть едут на плато плуторанна оленей пасти.
      Ответить
      • PavelS > olegov | 17.11.2022 | 05:22 Ответить
        Кстати самый холодный город-миллионник - столица Монголии. Надо бы узнать, как им удаётся строить эффективную экономику в таком климате. Наверное так же как и нам - никак.
        Ответить
      • гравицап > olegov | 17.11.2022 | 10:15 Ответить
        в швеции, откуда Г.Тунберг, прекрасный климат? )
        Ответить
        • olegov > гравицап | 18.11.2022 | 11:57 Ответить
          да, 97% населения Швеции живет в зоне 5-7,
          Москва, Тула, Орел - зона 4
          Ответить
        • PavelS > гравицап | 18.11.2022 | 23:35 Ответить
          Так сами поищите. Г.Тунберг из Стокгольма. Согласно вики, средняя температура января и февраля -1 градус. В Москве примерно также в ноябре и марте. Т.е. что у них зима, то нам осень и весна. Так что климат несоизмеримо лучше.
          Ответить
          • гравицап > PavelS | 19.11.2022 | 18:00 Ответить
            стокгольм - самый юг швеции ))
            ещё и прибрежный город расположившийся на 14 островах. не самый удачный вариант для сравнения с москвой.
            Ответить
            • PavelS > гравицап | 19.11.2022 | 22:01 Ответить
              Вы сами писали "откуда Г.Тунберг", а потом недовольны что я обсуждаю Стокгольм. Хотите сравнивать средний климат по стране - давайте. В РФ это Красноярск. В Швеции климат хуже? Про удачные сравнения, так суть в том что их нет. В таком гадюшнике как у нас никто не живёт - кроме монголов, разве что.
              Ответить
              • гравицап > PavelS | 19.11.2022 | 23:18 Ответить
                я говорил про страну, т.е. швецию. и в контексте того, что большинство стран европы речь о которых шла во фразах
                воем воют только те кто заказывает статьи алармистские и у кого климат прекрасный
                и
                Люди, которые пролезли в страны с идеальным климатом боятся больше всего что климат будет неидеальным.
                живут в гораздо более благоприятных климатических условиях, нежели Г.Тунберг.
                Ответить
                • PavelS > гравицап | 20.11.2022 | 03:37 Ответить
                  Г.Т. живёт в практически идеальных условиях. Мягкая зима, ровный климат без жары.
                  Ответить
                  • гравицап > PavelS | 21.11.2022 | 13:02 Ответить
                    и всё о чем вы мечтаете это, чтобы в результате потепления климат в москве стал, как в стокгольме?)
                    или, может быть, чтобы европейцам от потепления стало худо? ))
                    Ответить
                    • нoвый учacтник > гравицап | 21.11.2022 | 16:01 Ответить
                      кому есть дело до этих европейцев? Если их не устроит новый климат - пусть переезжают
                      Ответить
                      • гравицап > нoвый учacтник | 23.11.2022 | 10:04 Ответить
                        в москву? )
                        Ответить
                      • PavelS > нoвый учacтник | 26.11.2022 | 10:48 Ответить
                        Нет, не переезжают, а пусть европейцы научатся беречь холод, сделают новостройки с метром стен из пенопласта, централизованным кондиционированием, огромной квартплатой и т.д. Выкрутятся. Нет, у меня нет цели им напакостить, но это не наши проблемы, если мы можем терроформировать свою страну.
                        Ответить
                    • olegov > гравицап | 22.11.2022 | 18:06 Ответить
                      Нет, как в Сочи
                      Ответить
                      • гравицап > olegov | 23.11.2022 | 10:01 Ответить
                        тогда москве таки придется стать резиновой )
                        Ответить
    • гравицап > PavelS | 17.11.2022 | 10:23 Ответить
      тем, кто любит тепло, никто не мешает переехать на юг, в т.ч. в пределах россии. климатических зон на любой вкус.
      зачем же везде климат менять, загаживая природу и воздух? мазохизм? ))
      Ответить
      • napa3um > гравицап | 18.11.2022 | 04:14 Ответить
        В такие статьи нужно сразу банер с солнечными панелями и ветряками вставлять, чтобы не надо было долго думать над смыслом написанного :).
        Ответить
        • гравицап > napa3um | 19.11.2022 | 18:41 Ответить
          это вместо красной тряпки для быка? )
          Ответить
      • olegov > гравицап | 18.11.2022 | 12:04 Ответить
        "Юг" России с зонами 6-8 как в большей части европы, это примерно 1-2% территории России, вы там народ в стеллажи укладывать собрались?

        Чего вам непонятно? в европе в 100% стран 99% население живет в зоне 6-8, даже в исландии, швеции и норвегии. В России 98% это зоны 1-5.
        Ответить
        • PavelS > olegov | 18.11.2022 | 23:22 Ответить
          Именно так. В столице Новегии ноябрь равно как март - тёплый месяц, а в Москве - уже сугробы.
          Ответить
        • гравицап > olegov | 19.11.2022 | 18:34 Ответить
          прям таки все хотят жить на юге? какой черт дернул их север собой заселять? мазохизм? ))
          Ответить
          • PavelS > гравицап | 19.11.2022 | 21:42 Ответить
            Война загнала. См. каммент ниже.
            Ответить
            • nal > PavelS | 20.11.2022 | 12:32 Ответить
              Наличие свободного пространства и ресурсов (от съестных, до минеральных). То, что вас пугают морозы и хотите мнимой халявы, не значит, что они пугают и привлекают всех.
              Ответить
      • PavelS > гравицап | 18.11.2022 | 23:20 Ответить
        Мешает переехать. Переезд - это всё сломать и строить заново. При переезде в первую очередь ломаются социальные связи, а это дороже чем любые вещи, в т.ч. недвижимость. Также все тёплые места уже заселены. Сейчас стало модно ехать на Украину, но есть некоторые негативные моменты такого решения.
        Ответить
        • гравицап > PavelS | 19.11.2022 | 18:36 Ответить
          а зачем было строиться на севере? надо было сперва поехать на юг )

          вариант в болгарию не рассматриваете? дешево и сердито и все по-русски понимают.)
          Ответить
          • nal > гравицап | 19.11.2022 | 19:01 Ответить
            Болгария... Все молчат про Азию, Африку, Ближний Восток, центральную и Южную Америку. Поди европейские расиcты тут собрались :)
            Ответить
            • гравицап > nal | 19.11.2022 | 19:04 Ответить
              между прочим, да, многие россияне теперь живут в юговосточной азии и в турции.
              но некоторые хотят райские условия здесь и сейчас.)
              если очень хочется, то можно круглый год жить в раю: летом в северном полушарии, а зимой в южном. поди не на телеге переезжать.
              сколько народу в австралию подались - значит могут себе позволить.
              а сколько в канаду, где далеко не райский климат. наверно мазохисты)
              Ответить
              • nal > гравицап | 19.11.2022 | 19:30 Ответить
                Мне моя морозная снежная зима вполне нравится. Круглогодичная жара, солнцепек и паразиты или осенне-зимняя сырость - не Рай. )
                Ответить
                • PavelS > nal | 19.11.2022 | 21:45 Ответить
                  Так у них и жары нет. В Джакарте, Индонезии - пик темературы ниже чем пик в Москве. Это у нас то жара, то холод, но больше холод. Потому нам надо терроформировать этот ад.
                  И я уважаю ваше мнение, но басня "виноград зелен" известна. Люди массово летают в Дубай отдыхать, а не на Плато Путорана.
                  Ответить
                  • nal > PavelS | 20.11.2022 | 00:20 Ответить
                    Не разделяю ваших убеждений.
                    Ответить
                    • PavelS > nal | 20.11.2022 | 03:35 Ответить
                      Чтобы чьи-то убеждения не разделять, их надо бы хотя бы понять. В чём неразделение убеждений? Что на Путорана не очень летают, а на Мальдивы, Каналы и Дубай - массово? Или в чём ещё?
                      Ответить
          • PavelS > гравицап | 19.11.2022 | 21:39 Ответить
            Строились на юге. Но всё разрушили завоеватели. Во Вторую Мировую, тех кто не сбежал вовремя с Украины фашисты массово пожгли. Никто ж в своём уме на Урал жить не поедет, но когда уехали, семьи, работа, друзья - сложно уехать назад. Так и выросли миллионники на Урале. И до этого век за веком то же самое. Турки жгли, потом поляки оттяпали территории Украины и Белорусии (собственно до этого была единая Русь), потом Пётр Первый пытался пробиться на юг, Азов, но Прутский Мир перечеркнул все планы... А сейчас уже и возвращаться некуда, мои предки с Украины, это чужая страна куда меня не очень пустят иначе как на танке.
            ... За границей не очень рады приезжим, к примеру при получении работы. Это не наша земля. Жизнь в раю - это не само-цель, а средство. Цель - это жить на природе в лёгкости и покое, что не надо непрерывно работать, думать как заплатить за отопление, дорогую квартплату и т.д. Жизнь в раю дешёвая, потому что дешевле отопление, строительство, еда, эффективней транспорт и всё остальное. Именно в этом и есть смысл рая, что там почти бесплатно то, на что у нас уходит уйма жизненных сил. Там даже бомжи живут в некотором комфорте. Ездить туда-сюда - это отнюдь не лёгкая жизнь.
            Ответить
            • гравицап > PavelS | 19.11.2022 | 23:03 Ответить
              как то не вяжется - "все теплые места уже заселены" и "всё разрушили завоеватели", если говорить о юге рф.)

              большинство народов, депортированных в советское время с кавказа, преспокойно вернулись в родные края.

              сомневаюсь, что в европе жить дешевле, чем в рф.
              Ответить
              • nal > гравицап | 20.11.2022 | 00:45 Ответить
                PavelS напомнил мне Леню Голубкова с МММ. Правильно говорил его брат Иван из Воркуты :)
                https://www.youtube.com/watch?v=ZNewE-9-1xc
                Ответить
              • PavelS > гравицап | 20.11.2022 | 03:33 Ответить
                1) "Всё разрушили завоеватели" - речь про юг СССР. Это Украина в первую очередь. Мой отец с Украины.
                1.2) Даже если после Войны население Украины и уменьшилось очень значительно, а постройки и вовсе были разрушены - то территория осталась заселённой и возвращенцев из РФии там не очень ждут.
                2) Вы сильно обобщаете про "народы". Кто-то вернулся, но миллионники на Урале как были, так и остались. Уместно говорить не про народы, а про людей. Уйма людей не вернулась. Скорее, даже большинство народа не вернулось.
                2.1) Говоря о "народах" - вот какой я народ? Русский, украинец? Да я сам не знаю, и это не важно.
                Ответить
                • гравицап > PavelS | 21.11.2022 | 13:29 Ответить
                  как насчет крыма? там тоже вас не ждут? )
                  Ответить
                  • PavelS > гравицап | 26.11.2022 | 10:52 Ответить
                    Меня вообще нигде не ждут. Разве что в Сибири гектар предлагают. А в Крыму - особенно не ждут. В таких проблемных местах как Крым и Абхазия можно купить дом (именно дом, а не квартиру), а далее выяснится что оккупант и его отнимут.
                    Ответить
        • гравицап > PavelS | 20.11.2022 | 00:04 Ответить
          почти все бывшие мои одноклассники сразу после школы разъехались кто куда и нашли свое место под солнцем нисколько не заморачиваясь о социальных связях.
          Ответить
          • PavelS > гравицап | 20.11.2022 | 03:46 Ответить
            А что " нисколько не заморачиваясь о социальных связях" - это они сами вам сказали? Я думаю что уехали, и это всё что можно точно сказать. И эту информацию можно воспринимать двояко, например, как довод что были вынуждены бежать с насиженного родного места, бросив родителей и друзей. Судя по всему, это значит что проблема таки есть, если вынуждены были уезжать.
            Ответить
            • гравицап > PavelS | 21.11.2022 | 13:08 Ответить
              вот именно, если что-то не устраивает здесь, то всегда можно переехать в другое место, особенно если там живут родственники.
              вы сами это признали - одну проблему (климатическую) можно решить при помощи другой (бытовой, социальной), избавиться разом от обеих, просто сменив место жительства.
              но решать социальную (разорванные связи с украиной) за счет климатической (потепление) - по-моему это неразумно.
              Ответить
              • PavelS > гравицап | 26.11.2022 | 10:54 Ответить
                но решать социальную (разорванные связи с украиной) за счет климатической (потепление) - по-моему это неразумно.
                Причем Украина я вообще не понял. Я за терроформирование планеты, а не за Украину. Например, начать выброс метана в атмосферу без сжигания. Метан - эффективно терроформирующий арктику газ. У нас перепроизводство метана, излишки сжигаем. Если не жечь, а выбрасывать в атмосферу не сжигая - будет тепло.

                Про "особенно родственники" тоже не понял. Родственники 50 лет назад были, у отца. У меня никого. Я русский, никому не нужный.
                Ответить
  • olegov  | 15.11.2022 | 15:51 Ответить
    Однако поскольку сокращение площади льдов в реальности происходит быстрее, чем предсказывали все модели, некоторые авторы полагают, что полного освобождения Арктики от льда на поверхности океана можно ожидать уже к 2030 году.
    Вот очередная алармистская статья от 2012 года, еще 7 лет подождем как арктика ото льда полностью освободится.
    Ответить
Написать комментарий

Последние новости


Сравнение процессов, происходящих в современных живых клетках с их возможными предшественниками или примитивными аналогами, описанными в обсуждаемой статье
Обнаружен реалистичный способ присоединения аминокислот к РНК без помощи ферментов и рибозимов

Гигантская вечерница (Nyctalus lasiopterus)
Гигантская вечерница съела зарянку прямо в небе

Самец паука-скакунчика Habronattus americanus
Любовь к красному стимулирует межвидовое спаривание у пауков-скакунчиков

Бактерия рода Geobacter
Археи и бактерии могут объединяться в живую электрическую сеть



Элементы

© 2005–2025 «Элементы»