В пещере на острове Сулавеси найдено древнейшее изображение сцены охоты

Изображение фантастических сцен охоты на стене пещеры Леанг Булу Сипонг 4 на острове Сулавеси

Рис. 1. Изображение фантастических сцен охоты на стене пещеры Леанг Булу Сипонг 4 на острове Сулавеси. Отмечены фигуры териантропов (человеко-животных, Ther 1–8), целебесских свиней (Pig 1–2), карликовых буйволов аноа (Anoa 1–3), отпечатки (трафареты) ладоней (Hand stencils). Также показано расположение датированных минеральных натёков (BSP4.2–BSP4.5) и их возраст в тысячах лет (ka). Вверху — общий вид, в середине — прорисовка (длина масштабного отрезка — 20 см), внизу — увеличенный фрагмент: группа териантропов с длинными копьями или веревками, атакующих аноа. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature

В пещере на острове Сулавеси найдены древние наскальные рисунки, изображающие териантропов (фантастических существ, сочетающих признаки людей и животных), охотящихся на местных целебесских свиней и мелких буйволов — аноа. Уран-ториевый изотопный анализ минеральных натеков, образовавшихся уже после создания рисунков, показал, что возраст изображений составляет как минимум 43,9 тысяч лет. Это делает их древнейшими из известных на сегодняшний день образцов фигуративного искусства Homo sapiens. Открытие показало, что уже в то время на Сулавеси жили люди, способные сочинять истории о вымышленных существах. Для сравнения, древнейший европейский териантроп — человеколев из германской пещеры Штадель — имеет возраст около 40 тысяч лет, а древнейшая сцена охоты из пещеры Ласко не старше 21 тысячи лет.

«Элементы» уже рассказывали о древней наскальной живописи островов Зондского архипелага, которую в последние годы активно изучают австралийские и индонезийские ученые во главе с Максимом Обером (Maxime Aubert). Прогресс в изучении этих рисунков связан прежде всего с новым методом датирования пещерных изображений, основанным на уран-ториевом изотопном анализе минеральных натеков, образовавшихся уже после создания рисунков (см.: Новые датировки состарили наскальную живопись Индонезии, «Элементы», 10.10.2014).

Как выяснилось, реалистичные изображения животных появились в Индонезии не позже, чем в Европе, или даже чуть раньше. Так, рисунок быка-бантенга) в пещере на острове Калимантан, созданный не менее 40 тысяч лет назад, старше всех надежно датированных произведений анималистов европейского палеолита (см.: На стене индонезийской пещеры обнаружено самое древнее изображение животного, «Элементы», 15.11.2018).

В статье, опубликованной 11 декабря в журнале Nature, Обер и его коллеги сообщили о новом замечательном открытии, сделанном в карстовой пещере Леанг Булу Сипонг 4 (Leang Bulu’ Sipong 4). Пещера находится в районе Пангкеп (Pangkajene and Islands Regency) в юго-западной части острова Сулавеси. Древнюю наскальную живопись в этом богатом пещерами районе обнаружили еще в 1950-х годах. На сегодняшний день здесь найдено не менее 242 пещер и гротов с наскальными рисунками, причем каждый год обнаруживаются новые.

Живописное панно в Леанг Булу Сипонг 4 нашли в декабре 2017 года. На участке стены длиной 4,5 м изображены узнаваемые представители местных копытных (две свиньи Sus celebensis и четыре карликовых буйвола аноа, Bubalus sp.), а также восемь «териантропов» — странных химер, сочетающих звериные и человеческие черты (рис. 1). Стена изрядно облупилась, так что рисунки сохранились лишь частично, но всё же можно разглядеть много важных деталей. В том числе — длинные предметы (то ли копья, то ли веревки), при помощи которых териантропы, по-видимому, атакуют зверей.

Рисунки животных и териантропов явно одновозрастные: они выполнены в одном стиле (характерном и для других древних образцов местной наскальной живописи), одним и тем же красным пигментом, и у них одинаковая степень выветрелости. На стене есть также изображения человеческих ладоней, но они, скорее всего, более поздние: они меньше пострадали от времени, выполнены пигментом другого оттенка, а одна из групп отпечатков располагается на облупившемся участке стены, где ранее, очевидно, находилась спина свиньи (Pig 1 на рис. 1). Древнейший датированный отпечаток ладони в данном районе имеет возраст 17,8 тысяч лет.

Изображения териантропов сильно стилизованы и не очень хорошо сохранились, но комбинация человеческих и звериных признаков достаточно хорошо просматривается (рис. 2). Например, у териантропа 1 заметен хвост (этот териантроп нападает на свинью Pig 1 то ли с кривым копьем, то ли с веревкой в руке), у териантропа 4 — что-то вроде клюва, у териантропов 3, 6, 8 — удлиненные, явно не человеческие морды.

Рис. 2. Териантроп 1, нападающий на свинью Pig 1

Рис. 2. Териантроп 1, нападающий на свинью Pig 1 (два верхних изображения), и териантропы 3–8, атакующие аноа Anoa 3. Изображения из обсуждаемой статьи в Nature

Позы и взаимное расположение фигур свиней, аноа и териантропов свидетельствуют о том, что перед нами — не разрозненные портреты, а настоящие охотничьи сценки. Скорее всего, изображенные на стене пещеры териантропы — фантастические существа из мифов и сказок, а не настоящие охотники в масках или костюмах животных. На это указывают, в первую очередь, их маленькие размеры. Целебесская свинья, на которую нападает териантроп 1, имеет не более 60 см в холке, а аноа, атакуемый териантропами 3–8 — самый мелкий из буйволов, его рост не превышает метра. Териантропы малы по сравнению с этими животными: получается, что их рост — сантиметров 20–30. Возможно, это какие-то духи из шаманских верований, приносящие людям удачу на охоте, или другие фольклорные персонажи.

Возраст рисунков удалось определить при помощи уран-ториевого датирования (Uranium–thorium dating) четырех натёчных образований (см. Speleothem), сформировавшихся поверх изображений животных Pig 1, Anoa 2 и Anoa 3 (рис. 1). Самым древним оказался натёк на задней ноге свиньи Pig 1: он начал формироваться 44,41 ± 0,49 тысяч лет назад (рис. 3).

Рис. 3. Минеральный натёк

Рис. 3. Минеральный натёк (Coralloid speleothem), сформировавшийся поверх бедра свиньи Pig 1, и результаты уран-ториевого датирования. Виден фрагмент стены пещеры (Cave wall "canvas’) и слой пигмента, которым нарисована свинья (Pigment layer). Пунктирными линиями обозначены слои натёка, которые датировались по отдельности. Для каждого слоя указан возраст в тысячах лет (ka). Изображение из обсуждаемой статьи в Nature

Судя по полученным датировкам, рисунки были созданы не позднее, чем 43,9 тысяч лет назад. Это делает композицию из пещеры Леанг Булу Сипонг 4 рекордной сразу в нескольких отношениях: это и древнейшие известные рисунки животных, и древнейшие изображения териантропов, и древнейшие сценки, и вообще — древнейший образчик фигуративного искусства Homo sapiens (см. Figurative art).

Открытие показало, что около 44 тысяч лет назад на Сулавеси уже жили люди, способные сочинять истории и придумывать фантастических существ. По мнению некоторых исследователей, такая способность была необходимым условием становления человеческого языка и мышления в их современном виде (B. Boyd, 2018. The evolution of stories: from mimesis to language, from fact to fiction).

Для сравнения, древнейшая бесспорная охотничья сцена в европейской пещерной живописи (кстати, тоже фантастическая) — это композиция с раненым бизоном и птицеголовым человеком из пещеры Ласко (рис. 4, вверху). Но этот загадочный рисунок как минимум вдвое моложе изображений из Леанг Булу Сипонг 4: его возраст не превышает 21 000 лет (оценки варьируют от 14 до 21 тысяч лет). Древнейший европейский териантроп — знаменитый человеколев из пещеры Штадель в скальном массиве Холенштайн в Германии (рис. 4, внизу). Это вырезанная из бивня мамонта статуэтка человека с головой зверя из семейства кошачьих (предположительно — пещерного льва). Возраст статуэтки — около 40 тысяч лет, то есть она на несколько тысячелетий моложе рисунков из Леанг Булу Сипонг 4.

Рис. 4. Древнейшие териантропы и сцена охоты в европейском искусстве

Рис. 4. Древнейшие териантропы и сцена охоты в европейском искусстве. Вверху: сцена с раненым бизоном и птицеголовым человеком из пещеры Ласко (возраст 21–14 тысяч лет). Внизу слева — прорисовка птицеголового человека. Предмет, изображенный под ним, трактуется как копьеметалка с рукоятью в форме птички. Видны выпавшие из брюха бизона внутренности и пронзившее его копье. Эту сцену некоторые исследователи трактуют в духе мифологических представлений о смерти и загробной жизни, проводя параллели чуть ли не с мифом об Осирисе, посмертно зачавшем сокола-Гора. Внизу в центре и справа — человеколев из пещеры Штадель в Германии, статуэтка человека с головой пещерного льва, вырезанная из мамонтового бивня 40–39 тысяч лет назад. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature

Конечно, из этого вряд ли следует, что фигуративное искусство, умение сочинять истории, идеи о фантастических существах и прочие проявления высокой позднепалеолитической культуры впервые зародились на Сулавеси и оттуда распространились по Старому свету. Скорее можно предположить, что ближневосточные сапиенсы, получившие неандертальскую генетическую примесь 60–50 тысяч лет назад и вскоре после этого начавшие свое победное шествие по просторам Европы и Азии (см.: Данные археологии и генетики свидетельствуют о многократных попытках африканских сапиенсов заселить Евразию, «Элементы», 12.12.2017), уже имели все необходимые биологические и культурные предпосылки для такого развития, которое потом происходило параллельно в разных регионах — где-то чуть быстрее, где-то чуть медленнее.

Источник: Maxime Aubert, Rustan Lebe, Adhi Agus Oktaviana, Muhammad Tang, Basran Burhan, Hamrullah, Andi Jusdi, Abdullah, Budianto Hakim, Jian-xin Zhao, I. Made Geria, Priyatno Hadi Sulistyarto, Ratno Sardi & Adam Brumm. Earliest hunting scene in prehistoric art // Nature. Published online 11 December 2019. DOI: 10.1038/s41586-019-1806-y.

См. также:
1) Новые датировки состарили наскальную живопись Индонезии, «Элементы», 10.10.2014.
2) На стене индонезийской пещеры обнаружено самое древнее изображение животного, «Элементы», 15.11.2018.

Александр Марков


29
Показать комментарии (29)
Свернуть комментарии (29)

  • olegov  | 16.12.2019 | 09:40 Ответить
    А не могли ли первые сапинсы заселившие Сулавеси встретить последних "хоббитов" аналогично флоресским, может эти териантропы остатки легенд о той встрече.
    Ответить
    • Александр Марков > olegov | 16.12.2019 | 11:57 Ответить
      Не исключено. Какие-то люди до сапиенсов на Сулавеси жили, но от них пока найдены только орудия.
      Ответить
      • antiximik > Александр Марков | 18.12.2019 | 14:18 Ответить
        Какие-то люди до сапиенсов на Сулавеси жили
        Денисовцы?.. :)
        Ответить
  • VeNOO  | 16.12.2019 | 15:52 Ответить
    А я, глядя на это, первым делом подумал про собак. Вот и думаю, может не зря?
    Ответить
    • antiximik > VeNOO | 18.12.2019 | 14:19 Ответить
      А я, глядя на это, первым делом подумал про собак.
      #MeToo. :)
      Особливо номер 4 и 8.
      Ответить
  • Kostja  | 16.12.2019 | 22:18 Ответить
    Наверно мифы произошли от сказок для детей. Химеры маленькие чтобы было не страшно и можно было чувствовать себя большим :)

    А еще может быть рисовал сумасшедший. В книжке Рамачандрана "Рождение разума" я прочел что при определенных серьезных расстройствах люди могут реалистично рисовать без обучения. Умственно отсталые дети до успешного лечения, либо взрослые у которых мозг деградирует. Это вполне могло быть началом живописи.
    Ответить
    • Александр Марков > Kostja | 17.12.2019 | 00:06 Ответить
      Сравнение палеолитической живописи с рисунками аутистов и т.п. - да, есть такая мысль. Но в данном случае вряд ли. Уж очень по стилю похожи все эти свинюшки и бычки во множестве пещер Калимантана и Сулавеси.
      Ответить
      • Kostja > Александр Марков | 17.12.2019 | 14:38 Ответить
        Моя мысль откуда рисование пошло - обычный человек не умеет рисовать, а если он еще и в среде живет где изображений вообще нет, и средств удобных для рисования нет, то маловероятно что научится, просто не будет знать что такое возможно или нужно, да и у него получатся каракули если попробует. Плюс еще у древних сапиенсов мог быть разум все же попроще, из-за среды и/или генов, с меньшим интересом к художествам. В таком случае мне кажется люди с расстройствами могли совершать культурные прорывы начав неплохо рисовать чисто по физиологическим причинам, почти что как дельфины которые могут насвистывать другим отсканеные эхолокатором образы, а другие люди уже учились копировать. Потом какой-то стиль сложился из каких-то ростков изобразительного исскуства не умерших вместе с создателями, стало модно рисовать.
        Ответить
        • Teodor7 > Kostja | 19.12.2019 | 16:49 Ответить
          Ещё вариант происхождения рисования. Отпечатки на камне пола пещеры после разделывания туш животных. После того, как их употребили разглядывание и манипулирование следами мне представляется очень естественным. Кушать хочется, а тут такое ... Отсюда же и реалистичные пропорции. Да и преимущественно красные цвета. Казалось бы углем проще.
          Ответить
    • Aab > Kostja | 18.12.2019 | 14:50 Ответить
      Сказки произошли от мифов, и это не секрет.
      Ответить
      • Kostja > Aab | 18.12.2019 | 22:42 Ответить
        Обычно простое появляется раньше сложного.
        Ответить
        • Anastasiia__ > Kostja | 19.12.2019 | 02:32 Ответить
          А сложное не менее часто упрощается со временем. Сказки (фольклорные, а не литературные) имеют обрядово-мифологические корни, но не наоборот - почитайте, например, В. Проппа.
          Ответить
          • Kostja > Anastasiia__ | 19.12.2019 | 10:17 Ответить
            А корни откуда появились? Для сказок нужны дети которые всегда есть.
            Ответить
            • Anastasiia__ > Kostja | 19.12.2019 | 11:59 Ответить
              Я не совсем понимаю, зачем вы спорите, не ознакомившись с профессиональной литературой. Это как если бы я стала утверждать, что универсального закона тяготения нет, потому что в жизни его не особо заметно, а потому физики неправы, а вот моя "смелая" теория верна. Уже проделана огромная, кропотливая работа по изучению фольклорных сказок, которая явно показывает их происхождение от древних обрядов и мифов. Почитайте все-таки Проппа для начала.
              Ответить
              • Kostja > Anastasiia__ | 20.12.2019 | 05:35 Ответить
                Не стану читать, боюсь на голову обрушится целый пласт. Предполагаю что ответ на вопрос откуда мифы не получу.
                Ответить
              • Teodor7 > Anastasiia__ | 20.12.2019 | 12:25 Ответить
                Вы немножко путаете мифологические сказки и вообще сказки. От этого и мисандестуд.
                Мифы, а из них далее мифологические сказки, возникли от религиозно - познавательных потребностей. А сказки вообще - от потребности в развлечении.
                Ответить
                • Anastasiia_V > Teodor7 | 20.12.2019 | 15:59 Ответить
                  Так я как раз ничего не путаю - мы говорили именно о мифологических сказках, а основным камнем преткновения был вопрос "миф вышел из сказки или наоборот", и в любом случае - миф был первым, а сказка - хоть мифологическая, хоть литературная, была позже. Вот что-то такое.
                  Ответить
    • Dik > Kostja | 19.12.2019 | 19:08 Ответить
      Разница между рисованием людей обычных и с расстройствами (если мы с вами на одном и том же исходном исследовании базируемся) была в том, что аутисты и некоторые дети не способны абстрагироваться, заменять видимый образ упрощённым символом. То есть, рисунки их очень реалистичны именно ввиду неумения изобразить птичку просто галочкой, а в галочке распознать птицу.

      Дальше выжимка из курса истории искусства. Предположительно развитие абстрактного мышления, культурной преемственности и изобразительного искусства шло параллельно, и поэтому можно отследить парадоксальный (на первый взгляд) вектор развития пещерной живописи: чем старше рисунки, тем они «лучше», реалистичнее, а чем свежее - тем «примитивнее», упрощённее, вплоть до полного символизма.
      Ответить
      • Kostja > Dik | 20.12.2019 | 05:43 Ответить
        Там было написано что способность к рисованию появляется если связь между участками мозга реализующими разные стадии обработки информации не сформирована правильно либо разрушена болезнью, или следующая зона не работает.
        Ответить
  • itchynail  | 17.12.2019 | 02:19 Ответить
    Существование таких химер отрицается превентивно?
    Ответить
    • TotalKek > itchynail | 17.12.2019 | 16:46 Ответить
      Объективно. Египтяне тоже любили разные маски.
      Ответить
      • itchynail > TotalKek | 18.12.2019 | 14:34 Ответить
        Как египтяне с масками делают объективной невозможность существования химер 40тыс лет назад??
        Ответить
        • Anastasiia__ > itchynail | 18.12.2019 | 16:21 Ответить
          Думаю, вам пытаются тут намекнуть, что ваша теория - ну, выразимся мягко, не выдерживает никакой критики. Вы же не утверждаете всерьез, что предположительное существование химер можно базировать на рисунках древних людей с мифологическим мышлением?
          Ответить
          • itchynail > Anastasiia__ | 18.12.2019 | 17:23 Ответить
            Ну вы же постулируете существование мифологического мышления, полностью оторванного от "реальности". То есть люди видят химер. Вы не видите. Вы свою реальность считаете настоящей. А их реальность мифической. А с чего?
            Ответить
            • Anastasiia__ > itchynail | 18.12.2019 | 18:16 Ответить
              Не мифической, а мифологической - разница очень существенна. Вы знаете, что такое средневековые бестиарии? Если нет, посмотрите, как в них изображался и описывался обычный слон, бобер или лисица - будете крайне удивлены, гарантирую.
              Значит ли это, что в средневековой Европе и Азии водились мутанты, похожие на обычных животных (и чудесным образом не оставившие никакого следа)? Нет, это значит, что такими этих животных видели люди, таким было культурное измерение того времени. И становится понятно, что незачем выдвигать фантастически-абсурдные теории (ничем не подтвержденные), реальность и так достаточно интересна.
              Но что-то мне подсказывает, что вы просто обычный троль - и даже не мутант-химера.
              Ответить
              • itchynail > Anastasiia__ | 19.12.2019 | 12:13 Ответить
                Бестиарии вполне реалистичны.
                Ответить
  • 410iya  | 28.12.2019 | 09:32 Ответить
    А я вот задаюсь вопросом - как так случилось, что разум появился только у одного вида из всего многообразия фауны? По-идее, мутации, сделавшие примата человеком, должны были возникать (и закрепляться, если они такие выживальческие) у других видов тоже. А поди ж ты, начать жить умом получилось только у посредственных обезьянок. Да как получилось! Кучка в 500 переобезьян, выйдя с родного континента, не только выжила в чуждой (по крайней мере по климату) и, несомненно, насыщенной опасностями окружающей среде, но и активно размножилась и стрескала мегахищников на всей Евразии!
    Ответить
  • hronos  | 28.12.2019 | 23:37 Ответить
    «… способные сочинять истории и придумывать фантастических существ.» и сегодня умеют – дети. Возможно мало изменились (один из страхов – современные медиа, РС и проч. уничтожают обучение детей фантазиям, основе любви к чтению, например). В те времена для них весь мир был живым и разумным – деревья, камни, реки и т.д. Жили мало, т.е. детское восприятие могло сохраняться по их жизни до конца…
    Ответить
  • xDDGx  | 16.01.2020 | 08:44 Ответить
    Териантропы малы по сравнению с этими животными: получается, что их рост — сантиметров 20–30. Возможно, это какие-то духи из шаманских верований,
    А мож, детишки? А рисунки — наглядное пособие для обучения или демонстрации охоты для самых маленьких (кого ещё слишком рано брать с собой на настоящее действо).
    Ответить
Написать комментарий

Сюжет


Искусство палеолита

Искусство палеолита


Последние новости


Зебры
Зачем зебрам полоски?

Молодые завацефалы бодаются
В Монголии найден древнейший и самый полный скелет пахицефалозавра

Аккреционный диск
Форму аккреционного диска вокруг черной дыры можно определить по поляризации его рентгеновского излучения

Молодой птеродактиль
Молодые птеродактили часто погибали во время шторма

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»