Зарайский бизон

Зарайский бизон фото

На фото — так называемый зарайский бизон, уникальная статуэтка из бивня мамонта времен палеолита, найденная при раскопках в городе Зарайск, что находится всего в 145 км от Москвы.

На фото — так называемый зарайский бизон, уникальная статуэтка из бивня мамонта времен палеолита, найденная при раскопках в городе Зарайск, всего в 145 км от Москвы.

Зарайская стоянка древних людей была обнаружена после того, как в 1980 году хранитель городского музея Л. И. Максимова нашла кремневые орудия у северной стены кремля. Это положило начало археологическим раскопкам, продолжающимся до сих пор.

Согласно радиоуглеродному анализу, возраст стоянки составляет 17–22 тысячи лет и приходится на самый суровый период валдайского оледенения. Обитатели стоянки жили в приледниковой зоне, сочетавшей тундровую и степную растительность. В это время древние люди сосуществовали со степным зубром (Bison priscus), которого и изображает статуэтка.

Зарайский бизон был найден в 2001 году на дне ямы, примыкающей к очагам жилищно-хозяйственного комплекса стоянки. Его возраст — 22–23 тысячи лет. И это самое настоящее произведение древнего искусства — круглая скульптура, предназначенная для осмотра со всех сторон.

Вид со всех сторон

Вид статуэтки со всех сторон: 1 — справа, 2 — сверху, 3 — сзади, 4 — спереди, 5 — слева, 6 — снизу. Длина — 16,4 см, высота — 10,4 см, максимальная толщина (в средней части живота) — 3 см. Скорее всего фигурка изображает молодую самку (усматривается подобие вымени, рога не загибаются, как у молодых особей современных зубров и бизонов). Обратите также внимание на гравировку гривы, она выполнена в виде «косого креста», что сближает скульптуру с памятниками костенковско-авдеевской археологической культуры. Рисунок А. Е. Кравцова из книги Х. А. Амирханов и др., 2009. Исследования палеолита в Зарайске. 1999–2005

Статуэтка выглядит очень реалистично, чем заметно отличается от других находок (весьма немногочисленных) из Европы. Прежде всего, предельно точно переданы пропорции тела животного. Много внимания уделено ногам: каждая вырезана отдельно (у других статуэток каждая пара ног представляет собой единый выступ), тонко отделано место соединения с туловищем. Хорошо переданы и анатомические особенности ног: подчеркнуты резкие выступы пяточных костей и место сочленения локтевой и плечевой костей передней ноги.

Отличается статуэтка и мастерством исполнения: древний скульптор умело обращался с резцами, применял абразивную обработку и полировку. Тонкие приемы — гравировку и резьбу — мастер использовал для изображения шерсти (гривы, челки, шерсти в нижней части шеи), ушей, глаз, переносицы, ноздрей, рта, основания хвоста. Однако некоторые детали не были изображены — например, волосяной покров на туловище, а также раздвоенность копыт.

Сравнение с другими статуэтками бизонов

Стилистические особенности скульптурных изображений бизона памятников Восточной и Центральной Европы времен палеолита. 1 — Сунгирь (кость), 2 — пещера Фогельхерд (см. Vogelherd cave) (бивень мамонта), 3, 4 — Костенки (мергель, бивень мамонта), 5 — Косоуцы (мергель), 6 — Зарайск. Рисунок из книги Х. А. Амирханов и др., 2009. Исследования палеолита в Зарайске. 1999–2005

Интересно, что статуэтка имеет весьма специфические повреждения. Прежде всего это обломанные левые ноги, причем характер поверхности изломов говорит о том, что повреждения случились до того, как фигурку поместили в яму. Далее, в области груди с левой стороны расположены множественные углубления с рваными краями — очевидные следствия сильных ударов острым твердым предметом. Помимо этого, фигурка до помещения в яму была покрашена красной охрой в области груди справа (в яме она лежала на поверхности светлого непигментированного песка).

Вероятнее всего, статуэтка была изготовлена для ритуально-магических целей — чтобы обеспечить успех на охоте. Об этом говорит и выбор в качестве модели молодой самки — добыть ее легче, и мясо должно быть вкуснее — и высокая реалистичность изображения. И, конечно, намеренное нанесение повреждений также могло носить символический смысл: сначала зверю наносили удары, затем выступала кровь — красная охра на боку. После завершения ритуала фигурка была уложена в заранее приготовленную яму, причем не на дно, а на небольшое возвышение. Где ее и нашли археологи через тысячи лет.

Фото в музее

Сейчас статуэтка выставлена в отдельной витрине музея «Зарайский кремль», где ею может полюбоваться любой желающий. Фото с сайта strannik.forumbook.ru

Источник: Х. А. Амирханов, Н. Б. Ахметгалеева, А. П. Бужилова, Н. Д. Бурова, С. Ю. Лев, Е. Н. Мащенко. Исследования палеолита в Зарайске. 1999–2005 // М: Палеограф. 2009. 465 с.

Фото с сайта i-podmoskovie.ru.

Юлия Михневич


0
Написать комментарий


    Сюжет


    Искусство палеолита

    Искусство палеолита


    Последние новости


    Ребенок Cхул 1 и его родители
    Череп ребенка из пещеры Схул подтверждает раннюю гибридизацию сапиенсов и неандертальцев

    Цветки Stigmaphyllon paralias и их взаимодействие с маслособирающими пчелами
    Асинхронность цветения и активности опылителей влияет на направление отбора

    Новый вид игуанодонтов, Istiorachis macarthurae
    На острове Уайт найден игуанодонт со спинным парусом

    Сенильные бляшки бета-амилоида
    Дефицит лития играет важную роль в патогенезе болезни Альцгеймера

    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»