Усложнение общества предшествует появлению веры в богов-морализаторов

Богиня Сешат

Рис. 1. Мифология Древнего Египта, похоже, древнейшая, про богов которой известно, что им небезразлично поведение людей. Подобные верования существали в Египте около 4800 лет назад. В честь богини Сешат («отвечавшей» за письмо, литературу, судьбу и счет) назван международный проект исторического банка данных Seshat, в котором собраны довольно полные данные по истории и культуре 400 с лишним древних обществ. Эта табличка с портретом богини Сешат датируется периодом XII династии (около 1900 года до н. э.), она была найдена при раскопках гробницы фараона Сенусерта I. Фото с сайта brooklynmuseum.org

Историки давно обсуждают возможную связь между усложнением общественного устройства и распространением религиозных верований, способствующих просоциальному поведению. Однако природа этой связи остается спорной. Анализ детальных исторических данных по 30 регионам показал, что радикальное усложнение общества обычно предшествует появлению веры в сверхъестественное наказание за аморальное поведение, а не наоборот. Как правило, такая вера появляется лишь после достижения обществом численности населения порядка миллиона человек. Стандартизованные религиозные ритуалы часто появляются задолго до веры в богов-морализаторов. Возможно, единые ритуалы являются более значимой предпосылкой усложнения общества, чем содержание религиозных верований: важно, как поклоняться, а не кому.

«Элементы» уже рассказывали о смелых попытках Петра Турчина и ряда других историков найти в развитии человеческих обществ строгие математические закономерности и достоверные причинно-следственные связи, что позволило бы сделать историю «настоящей наукой» (см. ссылки в конце новости).

С этой целью начиная с 2011 года международный коллектив исследователей работает над созданием глобального исторического банка данных Seshat: Global History Databank (проект назван в честь Сешат, древнеегипетской богини мудрости, письма и тому подобного).

За восемь лет эксперты собрали и унифицировали значительный объем данных по истории 414 обществ (политий), приуроченных к 30 регионам (рис. 2). В своем новом исследовании, результаты которого были опубликованы 20 марта в журнале Nature, создатели и сотрудники проекта Seshat использовали эти данные для проверки гипотезы о связи между усложнением общественного устройства и религиозными верованиями, способствующими просоциальному поведению.

Рис. 2. Распространение веры в моралистических богов в 30 изученных регионах

Рис. 2. Распространение веры в моралистических богов в 30 изученных регионах. Размер кружочка отражает социальную сложность (Social complexity) древнейшей политии c моралистическими богами (цветные кружки) или, для регионов, не имевших моралистических богов в доколониальный период, социальную сложность последней доколониальной политии (серые кружки). Числа отражают возраст первых свидетельств наличия моралистических богов (в тысячах лет назад). MHG — верховные боги, следящие за моралью (moralizing high gods); BSP — вера в сверхъестественное наказание за нарушение моральных норм, не связанное с верховными богами (broad supernatural punishment). Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature

Вера в сверхъестественные силы, наказывающие за неподобающее поведение по отношению к самим себе (непринесение жертв, нарушение табу, богохульство и т. п.), распространена в человеческих обществах, древних и современных, чрезвычайно широко. Существенно реже встречается вера в богов, наказывающих людей за дурное поведение по отношению к другим людям. Замечено, что вера в «моралистические» сверхъестественные силы характерна в основном для больших, сложных и достаточно развитых обществ. В небольших, отсталых, бесписьменных обществах такие верования встречаются очень редко.

Природа взаимосвязи между сложностью общественного устройства и верой в моралистических богов остается дискуссионной. Логично предположить, что вера в моралистических богов помогает обуздывать асоциальные порывы и решать «проблему безбилетника» (см. Free-rider problem) в больших обществах, где значительная доля взаимодействий происходит между людьми, не знакомыми друг с другом. С другой стороны, неясно, является ли распространение таких верований предпосылкой усложнения общества или, может быть, его следствием.

Попытки разобраться в этом до сих пор основывались на отрывочных данных по отдельным регионам и на весьма грубых оценках сложности обществ. Неудивительно, что результаты получались противоречивые. Одни исследователи приходили к выводу, что моралистические сверхъестественные силы — скорее предпосылка усложнения общества (J. Watts et al., 2015. Broad supernatural punishment but not moralizing high gods precede the evolution of political complexity in Austronesia), а другие — что это скорее следствие (N. Baumard et al., 2015. Increased affluence explains the emergence of ascetic wisdoms and moralizing religions).

Данные из базы Seshat позволили получить для каждого из 414 обществ количественную оценку социальной сложности (Social complexity), рассчитанную на основе полусотни отдельных показателей (таких как население политии, ее территория, число уровней в административных иерархиях, наличие профессиональных военных, жрецов, бюрократов, ирригационных систем, дорог, правительственных зданий, хозяйственных записей, календаря, литературы, денег и т. д.) Полученные оценки были сопоставлены с наличием или отсутствием веры в моралистических богов (рис. 2).

Вера в потусторонние силы, которые нужно ублажать при помощи ритуалов, была распространена во всех 30 регионах. При этом в 10 из них для доколониального периода нет свидетельств наличия веры в моралистические сверхъестественные силы (серые кружки на рис. 2). В остальных 20 регионах (цветные кружки на рис. 2) отмечено 15 разных религиозных систем, включающих либо верховных богов-морализаторов (таких как Бог авраамических религий), либо иные сверхъестественные сущности, небезразличные к моральному облику людей (такие как карма в буддизме). Впервые подобные верования отмечаются в Египте около 4800 лет назад (см. Маат), затем они спорадически появляются в разных точках Евразии (в Месопотамии 4200 лет назад, в Анатолии 3500 лет назад, в Китае 3000 лет назад), после чего начинается распространение «транснациональных» моралистических религий: сначала зороастризма и буддизма, а позднее христианства и ислама. При этом во многих регионах вера в моралистических богов существовала задолго до прихода туда этих религий: например, древние римляне верили, что боги наказывают клятвопреступников, почти за тысячу лет до официального принятия христианства.

Статистический анализ подтвердил тесную связь между сложностью общества и верой в моралистических богов. Социальная сложность оказалась надежным предиктором наличия такой веры, причем этот вывод остается статистически значимым после внесения поправок на географические и лингвистические взаимосвязи регионов.

Чтобы понять направленность возможных причинно-следственных связей между усложнением общества и верой в моралистических богов, авторы сравнили скорость роста социальной сложности до и после появления такой веры. Имеющиеся данные позволили провести такой анализ для 12 регионов (в остальных регионах либо не было моралистических богов, либо не хватило данных по социальной сложности для каких-то периодов).

Рис. 3. Динамика социальной сложности до и после появления веры в моралистических богов

Рис. 3. Динамика социальной сложности (Social complexity) до и после появления веры в моралистических богов. Социальная сложность нормирована таким образом, чтобы у самого сложного общества в изученной выборке этот показатель был равен единице, а у самого простого — нулю. Показаны средние значения по 12 регионам (сплошная линия) и 95-процентные доверительные интервалы. По горизонтальной оси — время в годах, причем за ноль принят момент появления первых свидетельств веры в моралистических богов. Широкая вертикальная серая полоса показывает время появления стандартизованных обрядов (доктринальных ритуалов), узкая полоса соответствует среднему времени существования первой политии с моралистической религией. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature

На рис. 3 показаны усредненные результаты, а на рис. 4 — те же результаты отдельно по 12 регионам. Оказалось, что в большинстве случаев (в 10 регионах из 12, а также в среднем по всей выборке) социальная сложность достоверно быстрее росла до появления веры в моралистических богов, чем после. Ни в одном из регионов после появления такой веры рост сложности не ускорился.

Рис. 4. Динамика социальной сложности в 12 регионах

Рис. 4. Динамика социальной сложности в 12 регионах. Вертикальными синими полосами показано время появления стандартизованных ритуалов, красными — моралистических богов. По горизонтальной оси — время от 10 000 года до н. э. до 2000 года н. э. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature

Этот вывод не зависит от того, следят ли за моралью верховные боги или иные сверхъестественные сущности. Он устойчиво воспроизводится при разных наборах показателей, используемых для оценки социальной сложности. Не влияют на него и имеющиеся разногласия в оценке времени появления моралистических верований (в базе данных Seshat фиксируются все подобные разногласия, что позволяет оценивать возможную степень их влияния на результаты).

В 10 регионах из 12 моралистические религии установились примерно в тот момент (плюс-минус 100 лет), когда общество достигло уровня сложности 0,6, что примерно соответствует государственному образованию с населением в миллион человек. Авторы подчеркивают, что письменность обычно появляется раньше: в 9 регионах из 12 известны письменные памятники, существенно (в среднем на 400 лет) более древние, чем первые свидетельства веры в моралистических богов. Таким образом, полученные результаты вряд ли можно объяснить тем, что в моралистических богов на самом деле начали верить раньше, но сведения об этом до нас не дошли из-за отсутствия письменности. Из обществ, так и не перешедших к вере в моралистических богов, только одно (недолговечная империя инков) перевалило за «пороговый» рубеж сложности 0,6.

Авторы заключают, что вера в моралистических богов, скорее всего, не является необходимой предпосылкой радикального усложнения общественного устройства. Возможно, такие религии возникают как культурная адаптация, повышающая стабильность усложнившегося общества. Это может быть особенно актуально для многонациональных империй, формирующихся в результате завоеваний. Как еще убедить разноязыкое население следовать общим правилам и подчиняться единой власти? Иногда установление моралистической религии может даже стать фактором, ограничивающим дальнейшую экспансию: в качестве примера авторы приводят историю императора Ашоки, принявшего буддизм и отказавшегося от дальнейших войн, тем самым положив конец расширению империи Маурьев.

Собранные авторами данные показывают, что организованная религия — пусть и не морализаторская — всё-таки может быть важной предпосылкой роста социальной сложности. Ключевую роль здесь, по-видимому, играет стандартизация верований и регулярно совершаемых ритуалов (что предполагает некую институционализированную иерархию культовых служителей). Появление регулярных стандартизованных ритуалов, как правило, происходит задолго (в среднем за 1100 лет) до появления моралистических богов. Правда, формальный статистический анализ не подтвердил гипотезу о том, что рост социальной сложности ускоряется после появления стандартных религиозных ритуалов. По мнению авторов, это может объясняться недостаточной полнотой и точностью сведений о столь давних временах. По мере дальнейшего накопления и уточнения исторических данных все эти вопросы должны постепенно проясниться.

Источник: Harvey Whitehouse, Pieter François, Patrick E. Savage, Thomas E. Currie, Kevin C. Feeney, Enrico Cioni, Rosalind Purcell, Robert M. Ross, Jennifer Larson, John Baines, Barend ter Haar, Alan Covey & Peter Turchin. Complex societies precede moralizing gods throughout world history // Nature. 2019. DOI: 10.1038/s41586-019-1043-4.

См. также:
1) Может ли история стать настоящей наукой?, «Элементы», 03.07.2008.
2) Статистика кладов исключает демографический взрыв в Древнем Риме в I веке н. э., «Элементы», 13.10.2009.
3) Теория «многоуровневого культурного отбора» позволяет рассчитать время и место появления империй, «Элементы», 25.09.2013.
4) Пётр Турчин, 2009. Долгосрочные колебания численности населения в исторических обществах.

Александр Марков


64
Показать комментарии (64)
Свернуть комментарии (64)

  • Максим  | 26.03.2019 | 07:08 Ответить
    "Приурочить" значит согласовать по времени :).
    Ответить
  • gbrs  | 26.03.2019 | 10:17 Ответить
    Хочется придумать причину по которой сведения о морализаторских богах попадают к нам позже, чем сведения об усложнении общественной структуры. Но не придумывается :).
    Может вторых намного больше, чем первых?
    Ответить
  • protopop  | 26.03.2019 | 10:24 Ответить
    Спасибо, Александр Владимирович! Лично я тоже полагаю, что морализаторские боги - не предпосылка, а следствие, причём побочное. И меня мало удивляет, что рост моральности общества замедляется при появлении таких богов. Думаю, что эти кривые имели бы точно такой же вид, если б никаких богов в этот момент не появилось, ибо, как я уже сказал - это побочное следствие.
    В своём последнем интервью https://youtu.be/1SjvwKZaA_8 я уделил этому значительное место.
    Ответить
  • OSAO  | 26.03.2019 | 11:57 Ответить
    Увидев заголовок, я с удивлением подумал - а кто-то думает иначе? Материальное предшествует идеальному просто потому, что идеальное формируется этим самым материальным. Человек сначала рождается, а потом тренирует в себе разум. Культура есть способ адаптации к усложнению. Сначала соседи проламывают друг другу черепа, а потом выжившие формируют "не убий".
    Культура, рожденная обществом, возвращается в него как обратная связь, как целый пучок воздействий, способствуя усложнению общества. Понятно, что ОС в системе, какой бы сильной эта ОС ни была, не может возникнуть раньше самой системы.
    Ответить
    • Olexa > OSAO | 27.05.2019 | 20:14 Ответить
      Хотите сказать, что носители религиозньіх мировоззрений не думают, иначе думали бьі не иначе, и не бьіли бьі носителями религиозньіх мировоззрений? :) Однако, сами-то они думают, что думают. :)
      Ответить
  • Teodor77  | 26.03.2019 | 12:29 Ответить
    Маурья прекратил экспансию потому, что принял буддизм? Смешно или лицемерно. Он заполнил своей империей весь Индостан и попытался закрепить статус-кво с помощью единой религии.
    То, что материя первична ещё не забыли, а вот то, что религия в первую очередь инструмент манипуляции обществом уже не проходит. Заблаговели.
    Ответить
  • leonid_ge  | 26.03.2019 | 19:19 Ответить
    Интересно было бы узнать, почему основные религии перестали эволюционировать где-то 1500 лет назад.
    До этого появлялись новые боги, забывались старые.
    Может, из-за того, что религии стали "записанные", а не устные?
    Ответить
    • tha > leonid_ge | 26.03.2019 | 22:22 Ответить
      Об этом было сказано около 1400 лет назад. Мухаммад был последним пророком: "После меня нет пророков". До этого же Аллах (Бог) отправлял пророков людям в большом количестве: Ной, Авраам, Моисей, Иисус и др.
      "Пророки - единокровные братья: матери у них разные, а религия одна". Это тоже слова пророка Мухаммада. Отсюда некоторое разнообразие законов, но не религий. Если хотите, эволюция. Но законов, а не религий, так как религия одна. А новые религии возникали вследствие искажения исходной, той, что от пророков.
      Да и насчёт записи, вы в чём-то правы. Ведь все писания предыдущих пророков подверглись забвению или искажению. В неизменном виде сохранилось лишь писание Мухаммада - Коран. Как раз 1400 лет назад.
      Ответить
      • leonid_ge > tha | 26.03.2019 | 23:48 Ответить
        Вы излагаете с религиозной точки зрения.
        Как насчет научной?
        Каждый идеологический деятель заявляет себя последней инстанцией -
        Магомет не исключение.
        (Пророков после него, кстати, была тьма - у каждой идеологии свои пророки).
        Что имеете в виду под "религия - одна"? Это как?
        Не знаю, почему говорите именно об исламе - одна из многих религий. Да, три из религий имеют общий источник, но кроме них ведь существуют еще и другие.
        По-видимому, дело тут в том, что с распространением науки и технологий, необходимость эволюции религий постепенно отпадает.
        Ответить
        • VeNOO > leonid_ge | 27.03.2019 | 07:11 Ответить
          Плюс нужно еще не забывать, что доминирование немногих культов накладывает отпечаток и на новые секты. В древности люди за очень редкими исключениями признавали, что есть куча богов - вон здесь у нас одному поклоняются, а там другому. Как от дома далеко так даже и не ясно, может здесь уде старый бог не работает, другой нужен. Итп. А в системе, когда человек с детства растет в обстановке единственно верной религии, секты чаще всего преподносят себя как более правильное понимание этой религии, а не как совершенно новый культ
          Ответить
        • VeNOO > leonid_ge | 27.03.2019 | 07:20 Ответить
          >По-видимому, дело тут в том, что с распространением науки и технологий, необходимость эволюции религий постепенно отпадает.

          Я вот так смотрел на отношения религии и людей, когда был юн и наивен. Потом я жестоко убедился в том, что человечество работает совершенно иначе.
          Ответить
        • Olexa > leonid_ge | 27.05.2019 | 21:36 Ответить
          Способность жертвы к рациональному поведению, и рациональному мышлению, ограничена. Она может пытаться убеждать в интересах вируса, может пытаться убивать в интересах вируса, может погибнуть в интересах вируса.
          Ответить
    • VeNOO > leonid_ge | 27.03.2019 | 07:05 Ответить
      Ну так до этого культы как организации были локальные, чаще всего уровня города-государства, и им приходилось волей-неволей сосуществовать. А потом произошел их выход на уровень имперский, и несколько культов получили гигантскую власть и возможность гнобить всех несогласных.

      Но даже при этом эволюция не остановилась. в
      Внутри этих крупных религий все время выдумывались новые положения (под маскировкой того, что они были с самого начала) и продолжались почкования на тему всяких филиокве и правильности того или иного хадиса, которые чаще всего были связаны с политическими разбиениями. А уж что с христианством западным во время реформации произошло...

      Сейчас у нас в среднем по миру религии и государства расцепились и некоторые секты начали набирать неплохие ресурсы. Может через 500 лет некоторые из вызывающих улыбку деятелей сейчас будут почитаться как великие пророки. Среди протестантских церквей есть уже примеры в таком духе (нет, я не скажу, о каких именно я говорю).
      Ответить
    • эцих_с_гвоздями > leonid_ge | 27.03.2019 | 09:17 Ответить
      Это вам по юности лет так кажется. Мне конечно не полторы тыщщи лет, а чуть поменьше, но я вот прекрасно помню т.н. белое братство и ее марию деви христос, аум сенрикё с асахарой, бога кузю и всякие неоязыческие культы, включая НННН (над нами никого нет) быстро и безжалостно раздавленные инквизицией из РПЦ и ФСБ. Это все были они - эмбрионы новых религий.
      Ответить
    • leonid_ge > leonid_ge | 27.03.2019 | 11:50 Ответить
      Пожалуй, дело в том, что религии стали записанные. Пока они были устные, при каждом "копировании" (т.е. передаче из уст в уста-уши) происходили мутации. Таким образом шла эволюция. Когда религии записали, для мутаций места осталось.

      В этом и разрушительная сила и страшная опасность записанных религий (по крайней мере трех авраамических). Имеется одна книга, наполненная вирусными идеями и «мудрыми истинами» тысячелетней давности и очень сильно распространенная среди населения по всему глобусу. Это как бомба замедленного действия или вирус. Когда он запускается, эпидемия может принять ужасающие масштабы. Яркий пример — с таким трудом ликвидированное так называемое государство, в котором самая востребованная профессия была заплечных дел мастер.

      Другим идеологиям, таким как коммунизм или нацизм, не удалось надолго внедрить свою единственную книгу в широкое население. Майн кампф хоть и наделал бед, но его скоро запретили, Капитал — сложен и непонятен для народа.

      А тут книга имеется практически в каждом доме и идеология этой книги сильно противоречит нормам и законам современного общества, зато очень доступна для понимания.

      Вот и болеет общество периодически этим вирусом и будет болеть, пока РНК его не исчезнет (а возможно ли это вообще?).
      Ответить
      • Olexa > leonid_ge | 27.05.2019 | 21:54 Ответить
        Ну, оспу человечеству ликвидировать удалось. Правда, благодаря тотальному осознанию необходимости ее ликвидации, и тотальной же иммунизации. С религиями пока до этого, к сожалению, весьма далеко.

        Кстати, осуществлялись ли ислледования изменений в мировоззрении беженцев из мест текущего обострения, внутренне перемещенных лиц, и других пострадавших, оставшихся на местах? (Пострадавших со всех сторон.)
        Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 26.03.2019 | 19:51 Ответить
    Мораль - мне это кажется очевидным - просто неотъемлемая часть социума.
    Они (социум и мораль) друг без друга не бывают и быть не могут.
    Если индивидуумы собрались в кучку и живут вместе, значит у них есть правила взаимных уступок и ответственности друг перед другом. Иначе они просто вместе не будут жить и не смогут ни охотиться, ни защищаться, ни питаться лучше, чем одиночка. Да еще и мешать друг друг другу будут - отбирать друг у друга ресурсы. Разбредутся каждый подальше друг от друга, чтоб другие не мешали.
    Иначе говоря -собравшиеся в кучу не будут иметь никаких преимуществ перед одиночками и незачем им тогда группироваться.

    А вот когда и как мораль начинают формулировать, говорить и записывать люди и боги - тема скорее управленческих структур, их возникновения и возникновения обслуживающих их наук.
    И появление этих записей и словесных формул демонстрирует по-моему скорее слабость управленческих структур.
    Чем сложность социума или количество его членов))
    Ответить
  • tha  | 26.03.2019 | 22:40 Ответить
    Исследование вилами по воде писано. Всё догадки, никаких фактов. А факты говорят, что религия была у человека всегда, и мораль. Но обе сильно изменялись во времени и пространстве.
    И, конечно же, Маркову трудно признать, что религия - это то, что делает различие между человеком и животным. У животных не может быть религии в принципе. А у человека может.
    Безрелигиозные люди - исключение, подтверждающее правило. Их было абсолютное меньшинство во все эпохи. Ведь мы не считаем число хромосом человека по людям с синдромом Дауна. Они всегда составляли исключение.
    Ответить
    • leonid_ge > tha | 26.03.2019 | 23:53 Ответить
      "А факты говорят, что религия была у человека всегда"

      Поясните. Под человеком имеете в виду homo sapiens или неандертальца тоже, а может, весь род homo? У homo erectus была религия? У homo habilis?

      У австралопитеков? Вот у шимпанзе вроде религии нет (хотя может, я чего не знаю...)
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > leonid_ge | 27.03.2019 | 02:40 Ответить
        Кстати, об обезьяньей религии
        Кажется именно здесь не так давно была статья про какие-то конкретные деревья, к которым обезьяны ходят и как будто без смысла бросают в них камни. И обнаружившие эти деревья исследователи прямо зачатками религии эти деревья и предлагали объяснять.
        Ответить
        • leonid_ge > Юрий Фёдоров | 27.03.2019 | 03:01 Ответить
          То что у животных может быть религия - вопрос спорный. Ну а уж мораль-то у очень многих животных есть. Альтруизм разный, выращивание потомства. Пчелы там всякие - у них мораль покрепче, чем у людей будет - каждая жизнь отдаст за улей.
          Ответить
          • Юрий Фёдоров > leonid_ge | 27.03.2019 | 16:06 Ответить
            вот-вот! Что я и говорю - есть социум, значит есть мораль. И наоборот, ибо без социума, даже малюсенького, мораль вовсе отсутствует. т.к. ни к чему не может пригодиться-примениться.

            Другое дело - когда и почему эту мораль носители её записывать начинают или даже просто вслух проговаривать. И наименее логично предположить. что дело в скорости развития дальнейшего... С чего вообще эта связь была озвучена даже гипотетически? С не меньшим толком можно было поискать связь возникновения письменной морали и морализующих богов с климатическими факторами.

            А то и с урожайностью основной какой-нить пищевой с/х культуры...
            Ответить
    • protopop > tha | 27.03.2019 | 05:50 Ответить
      У животных не может быть религии в принципе
      Может. Легко. У одомашненных собак есть. Их Бог - человек-хозяин. Не у всех животных она замечена, но так чтобы "в принципе" - это неверно. Сильно большого интеллекта для религии не нужно - достаточно иерархического инстинкта, а он есть у очень многих животных.
      Ответить
    • эцих_с_гвоздями > tha | 27.03.2019 | 09:23 Ответить
      "У животных не может быть религии в принципе. "

      Почему не может?
      Ответить
      • kbob > эцих_с_гвоздями | 27.03.2019 | 11:35 Ответить
        Человек как существо обладающее, превосходящим все другие виды интеллектом, безусловно получил в свое распоряжение такие мощные силы природы, что уровень социального насилия, не сдерживаемый искусственными механизмами регуляции привел бы к очень быстрому уничтожению социума.
        Причем как только человек получает в свое распоряжение новые разрушительные знания вопрос сохранения социума встает с потрясающим постоянством. Достаточно вспомнить хотя бы прогнозы завершения 3-й мировой войны, где победителей уже не будет.
        Животным же не требуются искусственными моральные императивы, поскольку для предотвращения от самоистребления им достаточно лишь инстинктов.
        В этом плане религия является противовесом интеллекту уменьшая его разрушительное воздействие на социум.
        К сожалению если в научном подходе изначально заложен потенциал
        само-развития и накопления знания, то религия являясь догматическим учением крайне редко подвергается реформации и является по сути тормозом усложнения общественного устройства.
        Мне кажется, что идеальным вариантом было бы если естественно-научное и техническое знание непосредственно включилось в процесс социального целеполагания, созидания нравственных ориентиров, ценностей и норм.
        Ответить
        • leonid_ge > kbob | 27.03.2019 | 12:00 Ответить
          kbob, несчастье науки в том, что она очень усложнилась и стала недоступна для масс. Ну нельзя квантовую механику или генетику выразить какой-нибудь емкой фразой вроде: "от каждого по способностям, каждому по труду" или "получил по одной морде, подставь другую". А посему науке очень непросто "включиться в процесс социального целеполагания" и "созидания нравственных ориентиров, ценностей и норм".
          Ответить
          • kbob > leonid_ge | 27.03.2019 | 12:38 Ответить
            Наука всегда была недоступна для ширнармас - пять постулатов Эвклида были также непонятны для древнегреческого раба, как и квантовая механика для наемного рабочего 21-го века.
            Желание простолюдина получить "на выходе" простой демагогический лозунг, типа "От каждого по способностям, каждому по труду. Землю крестьянам..." не привело к созданию справедливого государства для всех .
            Так же как и заповедь "не убий" была сразу же, дополнена конкретизирующими разъяснениями: кого, когда, за что и самое удивительное не привела к немедленному запрету смертной казни и прекращению любых военных конфликтов - ХОТЯ ПРЯМО ДЕКЛАРИРОВАЛА ЭТО!.
            Непростота включения науки проистекает совсем из других особенностей научного подхода - наука в отличии от религии не может бездоказательно декларировать утверждения.
            Ответить
            • leonid_ge > kbob | 27.03.2019 | 12:51 Ответить
              Насчет постулатов Евклида - извините.
              "Точка есть то, что не имеет частей".
              "Линия — длина без ширины".
              Неужели раб не может это понять?

              А вот принцип эквивалентности массы и энергии или как происходит синтез белков в клетке - это 95% населения не поймут.

              Для того чтобы у религий и идеологий не было их "вирусной" силы - нужно запретить или, по крайней мере, издать закон об обязательном редактировании доступных массам "священных текстов". Это, кстати, легко сделать. Так же как в России при любом упоминании Игила (запрещенная группировка на территории России), так и для изданий Библии, Корана и Торы можно принять закон об обязательном изъятии мест, пропагандирующих ненависть и насилие. Или вместо изъятия должен быть обширный комментарий, разъясняющий, что этот кусок "священного текста" противоречит нормам и законам цивилизованного общества.

              А пока что Коран, Тора, Библия - книги, не подчиняющиеся никакому современному закону. Скажем, в современных изданиях книг, проповедующих насилие, это указывается на обложке по закону, ставится клеймо 18+. Религиозные книги не должны быть исключением.
              Ответить
              • kbob > leonid_ge | 27.03.2019 | 14:07 Ответить
                Вы путаете "зазубрить" и "вирусную силу" с настоящим пониманием предмета.
                Если поросить раба принести хоть один предмет окружающего мира "не имеющий ширины" или "не имеющий частей", то
                во-втором случае он принесет скорее всего камень, а в первом случае ничего и придет к заключению, что линий в окружающем его мире нет.
                Аргументированно возразить что линия и точка являются абстрактными понятиями и их нельзя принести раб будет не в состоянии поскольку в его лексиконе отсутствует слово "абстрактный".
                Так же и для понимания "как происходит синтез белков в клетке" нужно знать еще несколько десятков дополнительный понятий и концепций, изучение который не входит с программу средней школы и гуманитарных ВУЗ-ов, поэтому 95% населения не имеют соответствующего образования "чтобы понять" и было бы затратно учить их этому, ну разве только за их же деньги.

                По-моему некоторые из ваших высказываний оскорбляют чувства верующих?
                Ответить
                • leonid_ge > kbob | 27.03.2019 | 14:29 Ответить
                  "По-моему некоторые из ваших высказываний оскорбляют чувства верующих?"

                  Вот это да! Попрошу подтвердить ваше обвинение конкретным фактом (цитатой).

                  А о чувствах неверующих кто-нибудь заботится?
                  Вот меня, например, тут оскорбило высказывание:

                  "Безрелигиозные люди - исключение, подтверждающее правило. Их было абсолютное меньшинство во все эпохи."

                  Доказательств не приведено, посему это голословное утверждение, оскорбляющее чувства неверующих.
                  Ответить
                • эцих_с_гвоздями > kbob | 28.03.2019 | 00:31 Ответить
                  Может потому, что некоторые верующие на самом деле не верующие, а униженные и оскорбленные?
                  Ну, знаете, ползают такие, ищут, чем бы пооскорбляться? День без униженья прожит имя зря. Верующие в мазоха.

                  Но вы ведь не из таких, нет?
                  Ответить
                • Olexa > kbob | 27.05.2019 | 22:01 Ответить
                  Тем не менее, школе XXI века таки удается давать немножко бОльшее понимание, чем школе времен Евклида, не так ли? Значит, что-то таки возможно, если прилагать усилия?

                  Другое дело, что человечество накопило намного больше знаний об устройстве мира, чем нужно отдельному человеку для достижения репродуктивного успеха. А не востребованные знания прививать трудновато. Тут еще нужно стараться давать понимание необходимости тех или иных знаний (по крайней мере, для того, чтобы не вляпываться в примитивные разводы).
                  Ответить
        • эцих_с_гвоздями > kbob | 28.03.2019 | 00:25 Ответить
          А при чем тут интеллект, я же про религию спрашиваю, а не про интеллект?

          Не, креационист какой-то квелый пошел. Вот, помню поймал я раз стайку свидетелей иеговы. Хотите, спрашиваю, поговорить за вашего б-га? Что там началось!
          А эти...
          Ответить
        • Olexa > kbob | 27.05.2019 | 22:27 Ответить
          Интеллект сам же и есть противовесом открываемым им возможностям, благодаря тому, что дает возможность осознавать возможные последствия.
          Т. н. "моральность" — всего лишь рациональность, при должном уровне интеллекта.
          Ответить
      • Михаил 33 > эцих_с_гвоздями | 27.03.2019 | 15:47
        Комментарий скрыт
        • Dik > Михаил 33 | 27.03.2019 | 22:58 Ответить
          Насколько я помню, возраст 4-6 лет в развитии мозга отмечается периодом апоптоза, уменьшающего толщину коры, активно нарастающей в 3-4 года. С одной стороны, этот этап даёт развитие логики, выключая неэффективные нейронные связи, с другой стороны, влечёт за собой физическое разрушение многих фрагментов памяти.
          PS Я помню себя (включая мысли, ещё не оформленные в слова) месяцев эдак с 8, а моя мать - только примерно с 8 лет, но и развитие мышления у нас очень сильно отличалось. Моя гипотеза по поводу вышеизложенного: чем раньше вы освоите логическое мышление как алгоритм, тем более ранние воспоминания имеют шанс сохраниться, поскольку структура коры изначально содержит меньше бессмысленных связей.
          Ответить
          • эцих_с_гвоздями > Dik | 28.03.2019 | 00:27 Ответить
            Вы еще с холодильником поговорите, ога.
            Ответить
        • эцих_с_гвоздями > Михаил 33 | 28.03.2019 | 00:27 Ответить
          О, привет, диарейный! Из дурдома сбежал? И сразу под мой пост лег?
          Нуну
          Ответить
          • Михаил 33 > эцих_с_гвоздями | 28.03.2019 | 01:08 Ответить
            Все естественно - не трожь - не ...... :)
            Ответить
            • эцих_с_гвоздями > Михаил 33 | 30.03.2019 | 00:56 Ответить
              Простыню свою бредовую удалили -за это хвалю. А в будущем постарайтесь чтобы вас под моими постами не лежало.
              Заранее спасибо.
              Ответить
              • Михаил 33 > эцих_с_гвоздями | 30.03.2019 | 16:45 Ответить
                1. Взрывные эмоции и уплощение эмоционального реагирования ассоциируются длительным повышенным уровнем дофамина.
                2. ВЕРУ В ЗАГРОБНУЮ ЖИЗНЬ возможно передать только словами и при определенном развитии речи.
                Вспомним статью А. Маркова:
                - "Чтобы стать людьми, обезьянам не хватает рабочей памяти"
                http://elementy.ru/news?newsid=430954.
                Исследователь Рид проанализировал данные по двум знаменитым обезьянам, овладевшим речью (шимпанзе Ним и бонобо Канзи). Они научились общаться с людьми при помощи специально разработанной для них системы знаков-слов. До конца своих дней обе обезьяны остались приверженцами односложных высказываний. Канзи использовал фразы из двух слов примерно в 10 раз реже, чем одиночные слова, из трех — в единичных случаях. Дети, напротив, уже в возрасте двух лет используют фразы из двух слов чаще, чем односложные высказывания. Ним и Канзи так и не достигли этого уровня.
                У людей умственное развитие начинается раньше, идет быстрее и заканчивается позже, чем у обезьян. В целом, интеллектуальное развитие человека и шимпанзе остается более или менее сравнимым примерно до трехлетнего возраста. После этого развитие шимпанзе резко затормаживается, и люди начинают их стремительно опережать. Для шимпанзе всё заканчивается в возрасте около четырех лет при уровне ST-WMC = 2 или, самое большее, 3. Люди же продолжают развиваться по прежней «траектории», достигая уровня ST-WMC ≈ 7 примерно к 12 годам.

                На начальном этапе речевого развития исходная фраза жестко связана с конкретной ситуацией. Позднее, с 3 лет (иногда с 2,5 лет) речь ребенка только начнет развиваться в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации. Таким образом, события первых 3 лет жизни становятся «внесистемной» информацией, к которой затруднено обращение. Остаются только отдельные самостоятельные островки наиболее ярких и отрывочных впечатлений, связанные с людьми ближайшего окружения, в определенных условиях и обстоятельствах конкретной ситуации - "амнезия детства".
                Ответить
                • эцих_с_гвоздями > Михаил 33 | 02.04.2019 | 21:56 Ответить
                  Опять прослабило? Ох бядааа
                  Ответить
    • fomalhaut22rus > tha | 27.03.2019 | 10:46 Ответить
      На мой взгляд, "безрелигиозных" людей не существует. Атеизм - это тоже вера, но только вера в отсутствие богов и каких бы то ни было сверхъестественных сил. Отделение человека от животных имеет смысл лишь в возвышении человека над всем остальным, по факту, человек остается животным во всех смыслах. На мой взгляд, опять же, проводить эту линию разделения между человеком и животным по признаку возможности наличия религии некорректно. Также некорректно сравнивать "безрелигиозных" людей (атеистов) с генетическими мутациями. Религия появляется лишь в процессе воспитания человека и не является чем-то жизненно необходимым, чего уж точно не скажешь о генах и т.п.
      Ответить
      • leonid_ge > fomalhaut22rus | 27.03.2019 | 12:09 Ответить
        "Атеизм - это тоже вера, но только вера в отсутствие богов и каких бы то ни было сверхъестественных сил".

        [При наличии отсутствия...]

        "Вера в отсутствие" того, что нельзя зарегистрировать или доказать - это вообще что такое? Нет уж, атеимз - не вера. Атеизм - это трезвый и по-возможности объективный взгляд на вещи. Ребенок верит, что под кроватью волк, а в Лапландии - Дед мороз. Взрослый верит, что на небе Иисус. Религия - детство человечества, атеизм - его взрослость. Да, приходится взрослеть, что поделаешь?

        {"Возвышение человека над всем остальным". 19-ый век.}
        Ответить
        • fomalhaut22rus > leonid_ge | 29.03.2019 | 11:48 Ответить
          ""Вера в отсутствие" того, что нельзя зарегистрировать или доказать... "

          Я лишь хочу сказать, что, строго говоря, на сегодняшний день наука не располагает "инструментами", с помощью которых можно однозначно доказать отсутствие или наличие бога. Наука работает только в рамках разработанных ею моделей. Что находится за их пределами - загадка. К тому же, совершенно не обязательно, чтобы отдельно взятая модель на 100% верно описывала реальность. При появлении новых данных модели дополняются, корректируются или даже сменяются совершенно новыми. Поэтому, на мой взгляд, можно сравнивать веру в бога (который недоказуем) с верой в его отсутствие (что тоже недоказуемо).
          Ответить
          • leonid_ge > fomalhaut22rus | 29.03.2019 | 14:19 Ответить
            Это смешно. Наука никогда не будет располагать средствами для доказательства отсутствия бога. По определению религиозных людей бог - это то, про что нельзя доказать, что оно не существует. Таким образом ничего доказывать не надо: доказательство в определении.

            А наука здесь вообще не при чем. Бог - продукт человеческой фантазии, а наука не занимается доказательством или опровержением продуктов фантазии. Она занимается явлениями, которые можно зарегистрировать.

            Почему бы науке не заняться опровержением существования драконов? Или ведьм? Или деда Мороза? Или зелёненький человечков?

            Вы реально считаете, что нужно сравнивать веру в ведьм с верой в отсутствие ведьм?
            Ответить
      • protopop > fomalhaut22rus | 27.03.2019 | 15:23 Ответить
        ==Атеизм - это тоже вера==
        Верю ли я, что завтра взойдёт солнце? Верю. Можно ли это верование уподобить вере в Бога? В каком-то смысле да, ведь завтрашнего солнца ещё нет, оно только БУДЕТ. Но на чём зиждется моя вера в завтрашнее солнце? Во-первых, на колоссальной статистике. Я наблюдал восход солнца десятки тысяч раз, и у меня очень мало сомнений в том, что оно взойдёт в n0 001-й. Кроме того, я кое-что знаю о законах Кеплера и Ньютона.
        На чём зиждется вера в загробную жизнь? Исключительно на авторитете (бездоказательном, как правило) лиц, об этом говорящих. Больше ни на чём.
        Вот вам всё отличие между верой в Бога и атеизмом.
        Ответить
        • Teodor77 > protopop | 28.03.2019 | 09:17 Ответить
          "десятки тысяч раз" - это много раз по 30 лет без единого пропуска восхода. И в дождь, и в снег.
          Вера в загробную жизнь зиждется на обмане - "потерпи, пока я тебя обворовываю, в загробной жизни оттянешься на арфе".
          В этом существенное отличие между атавизмом и атеизмом.
          Ответить
          • protopop > Teodor77 | 28.03.2019 | 09:48 Ответить
            ==И в дождь, и в снег==
            День-то всё равно наступает. Мало сомнений в том, что этот свет даёт взошедшее солнце. Т.е. предсказание всегда подтверждалось.

            ==зиждется на обмане==
            Она сопровождается обманом, да, но сам обманываемый верит в это исключительно на доверии к авторитету.
            Ответить
            • leonid_ge > protopop | 29.03.2019 | 14:39 Ответить
              Да не у всех же народов вера в счастливую загробную жизнь-то (если страдал)! Вон у греков после смерти сидишь в тартаре и никакой там тебе жизни. А если в догробной жизни страдал - самдурак.
              Ответить
        • ellie-nn > protopop | 12.09.2020 | 17:27 Ответить
          Сразу извинюсь, что слегка изменю парадигму, угол зрения на рассматриваемый (поставленный) вопрос. Но на мой взгляд, вопрос религии/атеизма не в научной истине верного ответа есть Бог или нет.

          Есть один фантастический рассказ про "дьявологику", где пришелец-космонавт с помощью определённой методики (в основном, парадоксов Зеннона) сводит с ума население целой планеты. Есть народная притча о сороконожке, задумавшейся с какой ноги ходить. Вопрос о вере в разумное начало Всего из той же серии. У нас психика так устроена, нравится нам это или нет. Может быть атеист и прав, но жить ему труднее. В этом был бы смысл, если бы его взгляды имели отношение к решению каких-то практических задач, но небесные вопросы "там", а дела - здесь. И верующий и атеист (с неатрофированной совестью) исходя из логики рационального будут поступать одинаково, но с разным состоянием души. Какое из них более гармонично?
          Ответить
      • Sonnenschein > fomalhaut22rus | 06.07.2019 | 15:06 Ответить
        А на мой взгляд (позвольте вмешаться в этот неустаревающий спор), атеизм - это нисколько не вера.

        Вера во что-то предполагает помимо прочего эмоциональное подкрепление. Если Вы верите в бога, то помимо прочего у Вас есть чувство его присутствия. И это отличает Вас, как верующего, от атеиста, у которого по определению нет чувства (чувства отсутствия - в его случае). Он эмоционально индефирентен по отношению к этому гипотетическому объекту, как и к любому объекту, о существовании которого ему ничего не известно.

        Но. У атеиста есть эмоции в этом вопросе и сильные, но они направлены не в отношении бога (верующим, со стороны, как правило, кажется, что атеисты "перечат" богу), а в отношении самих верующих. По той не хитрой причине, что никто из нас в силу своей человеческой природы не может игнорировать мнения других людей, тем более, если таковых находится множество, и тем более, если они оказывают реальное давление на социум.

        В противном случае, можно изобрести множество вер-неверий на основании того, что у кого-то есть даже единичные случаи веры в кого-то или во что-то. Заметьте, что такой, куда более правдоподобный (обеими сторонами не отвергаемый) вопрос о существовании/отсутствии инопланетян не вызывает таких яростных дискуссий ввиду его слабого влияния на насущный социальный ход.
        Ответить
  • kbob  | 27.03.2019 | 05:38 Ответить
    У Акопа Назаретяна в его труде "Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории" http://www.truemoral.ru/naz_ogl.html изложена похожая точка зрения, хотя есть и отличия.

    (С усложнением общества возрастающая) угроза и перспектива конфликтов составляла предпосылку для образования макрогрупповых культур вокруг фигуры героя, воителя и заступника и на базе актуализованного образа общего врага, придававшего сообществу мускулатуру конфигурации. По большому счету социально востребованными оказывались только те религиозные и квазирелигиозные учения, которые предпосылали призыву к сплочению единомышленников требование отсечения инакомыслящих. Ленинская формула:«Прежде, чем объединиться, нам надо размежеваться» — римейк исконной логики конфессиональных построений. Тезису Павла «Несть эллина ни иудея» предшествовали недвусмысленные угрозы Иисуса: «Кто не со Мной, тот против Меня»; «Не мир пришел Я принести, но меч» (Матф., 12: 30; 10: 34). Столь же отчетливо контроверза выражена в Коране: «А когда вы встретите тех,которые не уверовали, то — удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы» (Сура 47, 4), и. т. д.

    Таким образом в самой основе "моралистических" религий уже была заложена их внешняя конфликтность по отношению к друг другу, что и обусловило впоследствие замедление темпов усложнения общества.

    От себя добавлю, что процесс усложнения общества и ограниченность ареала обитания человека территорией Земли привел в 20-м веке к образованию сначала на короткий срок 3-х полярного мира (нацизм-коммунизм-капитализм), затем 2-х полярного мира, а в итоге и однополярного, когда уже становится
    невозможным структурировать общество основываясь на противостоянии внешнему врагу из-за отсутствия адекватного воплощения последнего.
    В ближайшем будущем как указывает Назаретян основной идеей консолидации общества будет идея толерантности к представителям различный социальных, культурных, религиозных и других меньшинств.
    Ответить
    • leonid_ge > kbob | 27.03.2019 | 12:16 Ответить
      "В ближайшем будущем как указывает Назаретян основной идеей консолидации общества будет идея толерантности к представителям различный социальных, культурных, религиозных и других меньшинств".

      Не знаю, заметил ли Назаретян, что представители религиозных меньшинств (а также большинств) не сильно отличаются толерантностью и даже в нашем просвещенном 21-ом веке рубят головы, как капусту, представителям других социальных и религиозных меньшинств.

      В трех религиях прочно заложена идея абсолютной нетолерантости к чужим.

      Трудно поверить, что пока существуют религии, произойдет консолидация общества на основе толерантности.

      В 21-ом веке 3-полярность - капитализм-нацизм-коммунизм сменилась привычной 3-полярностью христианство-ислам-иудаизм.
      Ответить
  • Михаил 33  | 27.03.2019 | 16:05 Ответить
    Усложнение общества предшествует появлению веры в богов-морализаторов
    Объективно:
    Появление МИССИЙ-БОГОВ связано = ПОЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВЕДУЩИХ РЕЛИГИЙ МИРА, ОТВЕЧАЮЩИХ НА ВОПРОС О МИССИИ ЧЕЛОВЕКА.

    Миссии человека (цель жизни, представление об устройстве мира и своем месте в нем)

    Цель жизни человека и объективная оценка окружающей среды являются основами произведений Л. Н. Толстого. Не отходят от этой темы Ф. М. Достоевский, А.П. Чехов. Самоактуализатором был и Б. Пастернак утверждавший: «Не жизни мне хотелось слаще, а я лишь вырваться хотел из чащи полуслов и полудел». (Избранное, 1965г)

    Творчество А. Рублева и Леонардо Да Винчи, художников разных времен и народов связывают:

    потребность в самоактуализации, самовыражении, реализации своего творческого потенциала, причем реализация своего потенциала – необходимое орудие осуществления своей цели жизни на базе все более объективной оценки окружающей среды и результатов своей деятельности.
    Ответить
    • Михаил 33 > Михаил 33 | 27.03.2019 | 23:52 Ответить
      Вопросы и ответы по существу:
      1. Когда впервые развитие речи позволило передать мысль о религии?
      Исследования речи, как процесса передачи мысли позволяют узнать, когда
      в соответствии с особенностями формирования информационной системы распределенных сетей нейронов (РСН) мозга, функций субъективного мира человека (СМЧ), это стало возможным.
      Поэтому можно утверждать, что первобытные художники расписавшие пещеру Шове (на сегодняшний день это - самая ранняя на Земле живопись - около 32 тыс. лет), впервые могли рассуждать об общественных ценностях и религии. Подробнее
      http://www.zooton.net/ind1201.html

      https://www.academia.edu/27052453/Сознание._Мир_и_разум._Самоорганизация_Процесс_самоорганизации
      Ответить
  • IL3333  | 28.03.2019 | 11:30 Ответить
    Интересно, можно обобщить это до того, что люди при увеличении сложности управления своим социумом ослабляют контроль за некоторыми событиями, и начинают верить, что контроль осуществится сверх-разумом.
    Ответить
  • Михаил 33  | 28.03.2019 | 13:33 Ответить
    “Знание языка животных поможет землянам понять язык инопланетян” — если вы думаете, что это фраза из нового голливудского фильма про пришельцев, то ошибаетесь. Более 10 лет группа ученых из Калифорнийского исследовательского института SETI ведет напряженную работу, цель которой — научиться понимать животных, обитающих на нашей планете. Исследователи уверены, что язык зверей — это ключ к установлению связи с инопланетянами. “МК” решил узнать о необычном исследовании поподробней.
    http://www.zooton.net/ind002.html

    С позиции изучения процессов самоорганизации сознания:

    Одной из движущих сил возникновения и формирования Homo sapiens является его военная деятельность. Поэтому свободные взаимодействия с ним были преждевременны. Оставалось только изучение «под колпаком».

    В настоящее время под воздействием изменений внешней среды формируется человек разумный и оптимальный, с которым будут возможны определенные контакты.
    Ответить
  • Михаил 33  | 29.03.2019 | 12:44 Ответить
    HOMO SAPIENS, что дальше?
    Требования к человеку разумному и оптимальному предъявляет окружающая среда.
    Человек может реализовать опыт всего общества, опыт поколений. Получается, что индивидуальный опыт человека включает специфические элементы, являющиеся трансформированными единицами общественного опыта, знаниями, которые усвоены им в процессе индивидуального развития.

    Обычно в качестве критерия эволюционных преобразований мозга рассматривается развитие его коры. При этом параллельно с модификацией первичных областей происходит бурное развитие «специфически человеческих» областей коры мозга; при этом относительные размеры первичных областей уменьшаются. За счет этого развития происходит относительное увеличение в коре нейронов, принадлежащим к системам нового индивидуального поведения, которое у человека представлено использованием трансформированных единиц общественного опыта.

    Сложившаяся ситуация – угрожающая экологическая катастрофа вынуждает при мотивации и принятии решений разделять два основных компонента:
    - удобное решение, для личных целей или лиц своего круга;
    - оптимальное решение, для сохранения и поддержания в оптимальном состоянии окружающей среды (без ущерба экологическим системам).
    И так состояние окружающей среды уже сейчас формирует нового человека – человека разумного и оптимального. В субъективном мире человека разумного и оптимального должна быть структурирована информация о сохранении и оптимизации экологических систем; а главное - КАК ЛЮДЯМ СТАТЬ ГАРМОНИЧНЫМИ СО ВСЕЙ ПРИРОДОЙ .
    Ответить
    • kbob > Михаил 33 | 29.03.2019 | 14:00 Ответить
      Дальше будут роботы - https://www.youtube.com/watch?v=L7kHqoDAxfI
      Сначала они заменят грузчиков, потом "эффективных" менеджеров, а потом самых эффективных.
      Ответить
      • Михаил 33 > kbob | 29.03.2019 | 14:35 Ответить
        Возможно, ученые - системщики посредством своих роботов потеснят ученых - узких специалистов в научных журналах :)
        Ответить
  • badgy  | 31.03.2019 | 01:23 Ответить
    Государство и религия - это две параллельные социальные технологии совместного существования большого количества людей. Первая основана на насилии, вторая на развитии просоциальных чувств (и торможению проиндивидуальных). Понятно, что они будут коррелировать в какой-то степени друг с другом, но это не прямая зависимость.
    Ответить
  • IndianaJones  | 17.05.2019 | 23:05 Ответить
    У древнеееврейского племени естественно не было гос-ва. Их численность была гораздо ниже миллиона, социальное устройство было весьма просто. Но Бог морализатор был всегда! Проповедниками морали были патриархи и пророки. Записана мораль была Моисеем. Это первое.
    Второе. "Стандартизованные религиозные ритуалы часто появляются задолго до веры в богов-морализаторов". Вопрос к г.Маркову: что Вы подразумеваете под словом "стандартизованные"?
    Третье. "Возможно, единые ритуалы являются более значимой предпосылкой усложнения общества, чем содержание религиозных верований: важно, как поклоняться, а не кому". Как раз с точностью до наоборот. Единые ритуалы не наделяют важностью "как". Это лишь унификация, приводящая не к усложнению общества, а к упрощению, ибо единым управлять легче, чем множественным.
    Четвертое. Самое главное. Усложнение человеческого общества приводит не к возникновению "богов-морализаторов", а к их исчезновению!
    Ответить
  • Olexa  | 27.05.2019 | 22:33 Ответить
    А что так синтоизм в исследовании обделили вниманием? Из-за того, что моральные принципы в нем не подкрепляются карающими богами или сущностями? А общество-то, в котором он был государственной религией, весьма развитое было.
    Ответить
  • Фарит  | 01.08.2024 | 20:42 Ответить
    Здравствуйте.
    На самом деле, правильнее было бы, связать появление религий с исчезновением, а точнее, уничтожением предшествующих нам цивилизаций.
    Мною обосновано, что предшествующие нам цивилизации, были уничтожены бандитами с группировки созвездия Орион. Есть мой ролик на Ютубе про орионцев, которых я обозначил, как люди-ГИП...
    Известно, что после обозначенного выше преступления, орионцы, обозначенные в истории, как белые боги, фактически обманом называли себя богами и вводили поклонение к себе и как вывод - создали религии.
    На этом фоне исторических событий, умалчивающихся историками, всплывает корреляция направленности нашей цивилизации по пути войн и несправедливости, с модой на религии, в которые постепенно заменяется жертвоприношения людей, на животных и просто дары в виде плодов и иного уважения... что можно оценить, как период появления богов-морализаторов.
    Однако, псевдобоги, которыми представлялись орионцы, создавали религии для управления людьми, не только через религиозную мораль, но и через энергетические каналы внедрения, ЭКВ, о которых мало кто слышал и еще меньше тех, кто может присутствие ЭКВ в энергетике человека, диагностировать ладонями рук. На эту тему у меня тоже есть ролик на Ютубе.
    Спасибо.
    Ответить
Написать комментарий

Сюжет


Культура древних цивилизаций

Культура древних цивилизаций


Последние новости


Новый вид мегарапторов Joaquinraptor casali
Патагонский мегараптор с крокодильей лапой в зубах может многое рассказать об эволюции своей клады

Зебры
Зачем зебрам полоски?

Молодые завацефалы бодаются
В Монголии найден древнейший и самый полный скелет пахицефалозавра

Аккреционный диск
Форму аккреционного диска вокруг черной дыры можно определить по поляризации его рентгеновского излучения

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»