Люди жили на Тибетском нагорье уже 30–40 тысяч лет назад

Рис. 1. Местонахождение Нвия Деву находится на Тибетском нагорье

Рис. 1. Местонахождение Нвия Деву находится на Тибетском нагорье немного южнее озера Силинг-Цо. Карта из обсуждаемой статьи в Science

Тибетское нагорье — одно из самых суровых населенных мест на Земле. Вопрос о том, когда здесь впервые стали жить люди, остается открытым. Детальное изучение палеолитического местонахождения Нвия Деву, расположенного в северной части нагорья на высоте 4600 метров, показало, что верхнепалеолитические охотники-собиратели жили здесь уже 30–40 тысяч лет назад. На сегодняшний день это самая древняя надежно датированная высокогорная стоянка палеолитических людей. Отсутствие человеческих костей не позволяет точно установить видовую принадлежность древних тибетцев. Возможно, это были сапиенсы, получившие от скрещиваний с денисовцами гены, помогающие выживать в условиях высокогорья.

Палеолитическое местонахождение Нвия Деву (Nwya Devu, рис. 1), расположенное в северной части Тибетского нагорья на высоте 4600 метров, было найдено в 2013 году и с тех пор тщательно изучается китайскими археологами. Тысячи каменных орудий найдены здесь в трех последовательных слоях общей мощностью около 1,7 м. Эти слои, состоящие в основном из песка и гальки, сформировались благодаря водным потокам, по-видимому, довольно бурным, но эфемерным. Самый древний третий слой содержит раковины пресноводных моллюсков и в целом указывает на более теплый и влажный климат, чем слой 2, предположительно сформировавшийся в условиях очень холодного климата.

Каменные артефакты найдены во всех трех слоях: в первом, самом молодом — 3124 изделия, во втором — 223, в третьем — 336 (рис. 2). Никаких различий между орудиями из разных слоев исследователи не обнаружили. По их мнению, орудия составляют единый комплекс, исходно происходящий из слоя 3. Впоследствии этот слой подвергался эрозии и размывался паводками. В результате часть его материала смешалась с песком и галькой более поздних слоев 1 и 2.

Рис. 2. Каменные орудия с высокогорной палеолитической стоянки Нвия Деву

Рис. 2. Каменные орудия с высокогорной палеолитической стоянки Нвия Деву. А — скребки (scrapers), B — отщепы (flakes), C — нуклеусы — ядрища, от которых откалывались пластины (blade cores), D — пластины (blades). Орудия c, d, i, j, np, tv происходят из самого древнего слоя 3, возраст которого составляет 30–40 тысяч лет. Остальные орудия найдены в двух верхних, более молодых слоях, однако, скорее всего, исходно они происходят из слоя 3, откуда впоследствии были вымыты водными потоками. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Уровень развития каменных технологий древних тибетцев соответствует началу верхнего палеолита. Например, нуклеусы (рис. 2, С), от которых однонаправленными ударами откалывались многочисленные удлиненные пластины (рис. 2, D), указывают на прогрессивные методы обработки камня, характерные для верхнего палеолита. В среднем палеолите такого «массового производства» пластин, откалываемых от одного ядрища, приобретавшего при этом призматическую форму, еще не было (преобладала леваллуазская технология). В целом набор каменных артефактов из Нвия Деву больше всего напоминает находки, сделанные на стоянках начала верхнего палеолита в Сибири и Монголии, что указывает на возможную связь древних тибетцев с популяциями этих районов.

К сожалению, человеческих костей в Нвия Деву не нашли, равно как и костей каких-либо других позвоночных. Ни очагов, ни иных признаков жилья там тоже нет. Учитывая, что все орудия сделаны из черного сланца, добытого поблизости (в 800 м от места раскопок), авторы заключают, что здесь, скорее всего, находилась «мастерская под открытым небом», где древние тибетцы занимались изготовлением орудий.

Рис. 3. Раскоп в Нвия Деву и датировки

Рис. 3. Раскоп в Нвия Деву и датировки, полученные методом оптически стимулируемого люминесцентного датирования (OSL) вмещающей породы и радиоуглеродного датирования раковин пресноводных моллюсков, выполненного при помощи ускорительной масс-спектрометрии (AMS). Пробы для оптического датирования (OSL sample) были взяты вдоль трех вертикальных линий, отмеченных на схеме как Sequence 1–3. Датированные раковины (AMS 14C sample) происходят из слоев 1 и 3. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Возраст отложений определяли методом оптически стимулируемого люминесцентного датирования, который показывает, как давно крупица кварца или полевого шпата в последний раз находилась на свету (см. Luminescence dating). Кроме того, радиоуглеродным методом удалось определить возраст двух раковин пресноводных улиток Gyraulus из слоев 1 и 3.

Оба метода дали сходные результаты, которые к тому же хорошо согласуются с характеристиками слоев 1–3, указывающими на условия, в которых они формировались. Получилось, что слой 1 образовался от 13 до 4 тысяч лет назад, то есть в основном в голоцене. Возраст второго слоя — 18–25 тысяч лет. Таким образом, этот слой сформировался во время последнего ледникового максимума, когда на Тибетском нагорье было еще холоднее, чем сейчас. Наконец, третий слой, из которого, по мнению авторов, происходят все каменные орудия, имеет возраст 40–30 тысяч лет. В это время условия жизни на плато были такими же или чуть лучше, чем в наши дни.

Таким образом, получается, что уже 40–30 тысяч лет назад посреди Тибетского нагорья, на высоте четырех с половиной километров над уровнем моря, жили некие люди, обладавшие весьма передовыми по тем временам верхнепалеолитическими каменными технологиями. Способность выжить в условиях сухого холодного климата и недостатка кислорода, на высокогорном плато, где мало растительности и продуктивность экосистем невысока, говорит о высокой приспособляемости азиатских охотников-собирателей начала верхнего палеолита.

Что это были за люди? Скорее всего, конечно, это были сапиенсы, возможно даже прямые предки современных тибетцев. Прежде, чем поселиться на Тибетском нагорье, они могли получить от денисовцев генетическую примесь, способствующую выживанию в условиях высокогорья (см.: Тибетцы унаследовали от денисовских людей ген, спасающий от гипоксии, «Элементы», 10.07.2014). Но нельзя полностью исключить и другую интригующую возможность. Что если это были денисовцы? Ведь они, возможно, были адаптированы к гипоксии и могли жить в горах. Вероятность того, что денисовцы перед вымиранием успели освоить верхнепалеолитические технологии, представляется низкой, но всё же не нулевой. В конце концов, верхнепалеолитические изделия, наряду со среднепалеолитическими, были обнаружены в Денисовой пещере в одном слое с фалангой пальца денисовского человека (см.: Человек из Денисовой пещеры оказался не сапиенсом и не неандертальцем, «Элементы», 27.03.2010). Впрочем, скорее всего, это результат позднейшего перемешивания слоев. Так что лучше пока остановиться на более правдоподобной версии о том, что первые тибетцы были сапиенсами, и подождать новых открытий китайских археологов.

Источник: X. L. Zhang, B. B. Ha, S. J. Wang, Z. J. Chen, J. Y. Ge, H. Long, W. He, W. Da, X. M. Nian, M. J. Yi, X. Y. Zhou, P. Q. Zhang, Y. S. Jin, O. Bar-Yosef, J. W. Olsen, X. Gao. The earliest human occupation of the high-altitude Tibetan Plateau 40 thousand to 30 thousand years ago // Science. 2018. V. 362. P. 1049–1051. DOI: 10.1126/science.aat8824.

См. также:
Тибетцы унаследовали от денисовских людей ген, спасающий от гипоксии, «Элементы», 10.07.2014.

Александр Марков


27
Показать комментарии (27)
Свернуть комментарии (27)

  • ВК  | 10.12.2018 | 10:05 Ответить
    Интересно, а найдены ли какие либо остатки животных. Флора и фауна была такой же как и сейчас или все таки были отличия?
    Ответить
    • Александр Марков > ВК | 10.12.2018 | 11:16 Ответить
      Нет, никаких костей. Песок и галька. Из фауны только несколько раковин пресновдных улиток.
      Ответить
  • Чалдон_в_пимах  | 10.12.2018 | 10:08 Ответить
    "Вероятность того, что денисовцы перед вымиранием успели освоить верхнепалеолитические технологии, представляется низкой, но всё же не нулевой".

    -- Это намёк на то, что ни неандертальцев, ни денисовцев не следует относить к сапиенсам, что только кроманьонцы могли разрабатывать передовые технологии, а прочие неполноценные могли их в лучшем случае усваивать?
    Ответить
    • Александр Гор > Чалдон_в_пимах | 10.12.2018 | 11:10 Ответить
      У вас паранойя. Вопрос относить ли неандертальцев и денисовцев к сапиенсам в науке не то, что не обсуждается, он не стоит вовсе. Это раз. А во-вторых – вы не владеете семантикой терминов. Понятие "освоить" тождественно понятию "разработать" в контексте обсуждаемой статьи. А как раз "освоить" и "усвоить" имеют разное значение.
      Ответить
    • Teodor77 > Чалдон_в_пимах | 12.12.2018 | 09:35 Ответить
      "Набор технических приёмов, применявшихся денисовцами более 45 тысяч лет назад, у людей современного вида типичен для гораздо более поздней эпохи — бронзового века"
      Так что, наоборот, денисовцы были более продвинуты по отношению к кроманьонцам.
      Ответить
    • radion > Чалдон_в_пимах | 12.12.2018 | 16:17 Ответить
      В денисовскую швейную иглу тоже верить не захотели. В европейское ткачество от неандертальцев почему-то верят.
      Ответить
  • ВК  | 10.12.2018 | 12:48 Ответить
    Спасибо. Насколько я знаю по Тибетскому нагорью вообще очень мало палеонтологических материалов плейстоценового периода. Хотя как я читал именно Тибетское нагорье, по одной из версий является прародиной шерстистого носорога и возможно некоторых других представителей мамонтовой фауны
    Ответить
  • OSAO  | 10.12.2018 | 14:13 Ответить
    Какова же общая картина, если подытожить? В Тибете, на высоте более 4 км, вблизи озера, в течение, возможно, 36 тысяч(!) лет непрерывно жили люди, изготавливавшие каменные орудия неизменной сложности.
    Если это так, то:
    1)питания там было неизменно достаточно, что не требовало усложнения инструментария; вероятно, они использовали продукты озерной пищевой цепи.
    2)численность их должна быть достаточной для того, чтобы не произошло инбредного вырождения.
    Ну, китайцы теперь в эту тему вцепились, не отступятся... Будем ждать новых открытий.
    Ответить
    • Александр Гор > OSAO | 10.12.2018 | 14:21 Ответить
      получается нижняя граница численности популяции примерно известна. А интересно, есть методы для определения верхней границы?
      Ответить
      • OSAO > Александр Гор | 10.12.2018 | 14:32 Ответить
        В статье все сказано.
        "Возраст отложений определяли методом оптически стимулируемого люминесцентного датирования... Кроме того, радиоуглеродным методом... Оба метода дали сходные результаты...Получилось, что слой 1 образовался от 13 до 4 тысяч лет назад".
        Ответить
        • Александр Гор > OSAO | 10.12.2018 | 14:35 Ответить
          я же не о датировках, а предполагаемых размерах популяции...
          Ответить
          • OSAO > Александр Гор | 10.12.2018 | 15:02 Ответить
            Извините, не понял с первого раза...)))
            Смутно помнится, что применительно к проблеме самовоспроизводства малых народов Севера мне где-то встречалось это число - 800 человек. Мол, если численность больше, то народ способен самосохраняться, а меньше - нет.
            Ответить
    • Александр Марков > OSAO | 10.12.2018 | 16:09 Ответить
      Нет, авторы считают, что все орудия происходят реально из третьего слоя (40-30 т.л.н.). А во второй и первый слои они попали потом, из-за размывания паводками нижнего слоя, как-то так.
      Ответить
      • OSAO > Александр Марков | 10.12.2018 | 18:24 Ответить
        А-а... То-то у меня когнитивный диссонанс...Ведь 4 т.л.н., это 2 т.л. до н.э, то есть, начало бронзового века в Европе. А тут - еле обработанные куски камня. Уж не снежный ли человек их обрабатывал?
        Остается вопрос к авторам по поводу "черного сланца", из которого получали орудия. Сланец, в принципе, это плитный материал, идущий на кровлю, и никаких острых отщепов от такого камня получить нельзя. Может, это обсидиан был?
        Ответить
        • aosypov > OSAO | 17.12.2018 | 13:08 Ответить
          Сланец, конечно, мягче железа, но, по моему опыту, на разделку чего-нибудь вполне годится. Думаю, даже по суставам расчленить тушу сойдет, а вот с толстым мослом, скорее всего, уже не справится.

          Копать им тоже вполне, и шкуры шкрябать - в общем, почти всю стандартную работу на стойбище.
          Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 11.12.2018 | 05:14 Ответить
    А зачем немногочисленному народцу тысячи ножей?
    Вообще как могла возникнуть такая залежь оружия (или это кухонная снедь?)
    Не страно ли такое огромное количество невостребованных ножиков?
    Ответить
    • anthropomorphous > Юрий Фёдоров | 11.12.2018 | 08:34 Ответить
      Ну, может у них развлечение такое было, камнем по камню стучать. А ножики приятный довесок.
      Ответить
    • OSAO > Юрий Фёдоров | 11.12.2018 | 09:35 Ответить
      Каменное лезвие остро только поначалу, потом тупится и его нельзя заточить. А если там в самом деле ножи из сланца, то они вообще чуть ли не одноразовые...Так что археологи нашли кучи б/у "кухонного" инвентаря. Кстати, снедь - это пища.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > OSAO | 11.12.2018 | 11:35 Ответить
        Спасибо за снедь. Я, конечно, имел в виду утварь, но, вспоминается, был голоден и оговорился по, как полагается, Фрейду)

        Но остальись и другие вопросы.
        То есть как предполагается, что
        1) местные несколько сот жителей из поколения в поколение активнейшим образом использовали одноразовые ножи в быту, а затем несли затупившиеся на кудыкину гору и там складировали?
        Или что
        2) потребность в ножах (из-за их одноразовости) была столь велика, что производились они на той горе (хоть и в 800 м от места добычи сырья) с колоссальным запасом в предвидении резких скачков в потреблении, но ожидаемого спроса не случилось и тысячи ножей остались на складе производственного цеха?
        Или
        3) что производство тех ножей было так плохо поставлено (или ОТК так хорош), что большая часть продукции шла в брак и дальнейшее производство веками шло прямо на растущей куче этого брака (или рядом впритык где-то), и именно этот брак нам и удалось найти?
        Или
        4) И т.д. - все о том же: как возникла куча...

        Кстати про 800 метров. Нельзя ли было эти 800 метров с добытым сырьем пройти вниз по горе? Чтоб не пришлось использовать спец высокогорные гены при производстве ножиков?
        Что там за ландшафт, это реально гора или плато на высоте?
        Ответить
        • OSAO > Юрий Фёдоров | 11.12.2018 | 12:24 Ответить
          Многие подсказки содержатся прямо в статье.
          "Эти слои, состоящие в основном из песка и гальки, сформировались благодаря водным потокам, по-видимому, довольно бурным...
          ...орудия составляют единый комплекс, исходно происходящий из слоя 3. Впоследствии этот слой подвергался эрозии и размывался паводками...
          ...исходно они происходят из слоя 3, откуда впоследствии были вымыты водными потоками..."
          Так что, вероятнее всего, разбросаны эти ножички были везде, а потом собраны в одну кучу некими водоворотами. Может, рельеф там такой...
          Китайцы будут работать в этой долине, пока всю ее не перекопают. Ну, и пещеру, конечно, будут искать. Если найдут, то тут-то все и разъяснится...
          Ответить
          • Юрий Фёдоров > OSAO | 12.12.2018 | 03:42 Ответить
            Тысячи каменных ножей
            бурными, но эфемерными потоками
            со всех и всяких дальних рубежей
            в кучу
            на горе собранные?

            То есть чисто гидродинамика хитроломанного черного сланца сыграла фокус? Этот вариант я планировал не ранее чем во втором десятке версий предложить. Из-за слабой своей креативности...
            Ответить
            • OSAO > Юрий Фёдоров | 12.12.2018 | 13:14 Ответить
              Вы посмотрите на карту. Это место расположено в низине возле реки, соединяющей два высокогорных озера. Половодье там должно быть бурное...
              Ответить
        • Александр Марков > Юрий Фёдоров | 13.12.2018 | 00:26 Ответить
          Это, скорее всего, действительно брак. Довольно типичная история - такие "мастерские". Бывает, находят гигантское количество орудий в одном месте, и все без признаков использования.
          Ответить
          • Юрий Фёдоров > Александр Марков | 14.12.2018 | 10:28 Ответить
            О, уважаемый Александр Марков, ответьте, пожалуйста еще на несколько вопросов!

            1) А есть ли абсолютно уверенный способ определить, брак перед нами или пригодный качественный нож?

            2) Судя по Вашим словам, нетрудно понять, работал ли нож или он "свежеотломан". Все тысячи ножей не использованы -это всегда, когда найдено "гигантское к-во в одном месте"? Или иной раз вперемежку лежат ножи с разной степенью износа?

            3) были ли попытки произвести сегодня такие ножи? Не только ведь мне, наверное, интересно за какое время можно создать тысячу ножей? Скорость их производства одним умельцем какова.

            И еще:
            4) нет ли чего-то общего у мест, где обнаруживаются тысячи ножей? Общего, несмотря на удаленность друг от друга этих "куч" - с точки зрения геологии и прочей объективной реальности. Может быть, там всегда не бывает ничьих костей? И, быть может, всегда там речки протекали в прошлом? Бурные , но эфемерные...

            В общем, нет ли аргументов в пользу неизвестного доселе природного явления, а не цеха по производству - вон чего бывает ведь: где-то шары каменные, где-то ползущие по ровной поверхности одинокие камни, а то толпы камней, текущие рекой, а то будто выложенные шестиугольной каменной брусчаткой дорога - и все эти чудеса без участия человека происходили. Сказали бы мне про эти чудеса чисто на словах - не поверил во все это бы,
            а если б привели, показали, но не рассказали убедительной версии естественного происхождения - стал бы искать чей-то хитрый мистифицирующий фокус...

            Не тот же ли случай и здесь?
            Ответить
            • Александр Марков > Юрий Фёдоров | 15.12.2018 | 14:04 Ответить
              Такое лучше с профессиональными археологами обсуждать. Такими как А.П.Деревянко и его коллеги, например.
              К сожалению или к счастью, у меня нет возможности вступать в пространные дискуссии в интернете. Поэтому я очень редко отвечаю здесь на вопросы, а если отвечаю, то только когда вопрос один и можно ответить коротко (хотя и это не гарантия :)
              Ответить
  • эцих_с_гвоздями  | 11.12.2018 | 09:55 Ответить
    Обнаружен доисторический цех по производству каменых орудий. Теперь ищут столовую, но больше всего ученых интересует медпункт и ленинская комната.
    Ответить
  • aardvark  | 12.12.2018 | 05:02 Ответить
    Нвия-Деву!
    Ответить
Написать комментарий

Сюжет


Неандертальцы, сапиенсы, денисовцы

Неандертальцы, сапиенсы, денисовцы


Последние новости


Зебры
Зачем зебрам полоски?

Молодые завацефалы бодаются
В Монголии найден древнейший и самый полный скелет пахицефалозавра

Аккреционный диск
Форму аккреционного диска вокруг черной дыры можно определить по поляризации его рентгеновского излучения

Молодой птеродактиль
Молодые птеродактили часто погибали во время шторма

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»