Сезонные миграции копытных определяются культурой, а не генами

Массовые сезонные миграции гну

Рис. 1. Массовые сезонные миграции гну в восточной Африке считаются одним из самых впечатляющих зрелищ на планете. Фото с сайта bushtopscamps.com

Многие травоядные млекопитающие совершают регулярные миграции, следуя за сезонными «волнами» наиболее подходящей для них растительности. Гипотеза о том, что это поведение не прописано в генах, а передается путем социального обучения, очень популярна, но до сих пор она опиралась в основном на косвенные данные. Для ее проверки американские биологи проследили за пространственными перемещениями 456 толсторогов и лосей, на которых были надеты GPS-ошейники. Оказалось, что почти все животные, проживающие в своих исторических местах обитания, совершают сезонные миграции, маршруты которых точно подогнаны к особенностям пространственно-временного распределения наилучших пастбищ в данном районе. Напротив, животные, переселенные в новые для них места (в рамках мер по восстановлению исчезнувших популяций), поначалу не мигрируют вовсе. Миграционное поведение заново вырабатывается у них лишь спустя десятилетия, причем пути и сроки миграций с годами постепенно оптимизируются. Исследование показало, что миграционное поведение лосей и толсторогов определяется не «врожденным знанием», а социальным обучением и культурными традициями.

Регулярные миграции играют важную роль в жизни многих копытных, позволяя животным оптимизировать своё питание в течение года (рис. 1). Например, американские толстороги Ovis canadensis (см. Bighorn sheep) обычно проводят зиму на возвышенностях, где толщина снежного покрова минимальна, а весной быстро спускаются в низины, где раньше всего вырастает молодая трава. Затем в течение лета они постепенно поднимаются по склонам, следуя за «зеленой волной»: наиболее привлекательными для толсторогов, как и для многих других травоядных, являются участки, где травы уже много, но она еще не слишком старая и жесткая.

Для некоторых видов, например для лосей, показано, что миграционное поведение значительно повышает репродуктивный успех особей, то есть мигрирующие индивиды оставляют больше потомства, чем оседлые (C. M. Rolandsen et al., 2016. On fitness and partial migration in a large herbivore — migratory moose have higher reproductive performance than residents). Предполагается, что популяции, лишенные возможности нормально мигрировать в течение года, могут испытывать спады численности и даже оказаться на грани вымирания.

Но откуда животные знают, когда и куда мигрировать? Целый ряд фактов указывает на то, что миграционное поведение у млекопитающих и птиц определяется культурной традицией, то есть негенетической передачей знаний из поколения в поколение, в большей степени, чем генами (T. Mueller et al., 2013. Social learning of migratory performance). Например, показано, что бизоны, олени и лоси запоминают расположение хороших кормовых участков и могут приводить туда сородичей, а детеныши перенимают маршруты миграций у своих матерей. Подобные факты говорят о том, что миграционное поведение в принципе может быть основано на культурной традиции, но всё же это лишь косвенные подтверждения.

В поисках более строгих доказательств культурной преемственности миграционного поведения у копытных американские биологи провели масштабное исследование, в ходе которого при помощи GPS-ошейников отслеживались перемещения 267 толсторогов и 189 лосей из нескольких популяций, обитающих на северо-западе США (рис. 2).

Рис. 2. Места проживания изученных популяций толсторогов и лосей

Рис. 2. Места проживания изученных популяций толсторогов (оранжевые значки) и лосей (фиолетовые значки). Квадратами показаны «исторические» популяции, издавна существовавшие в данной местности, кружками — новые популяции, возникшие в результате либо искусственной интродукции (сплошные стрелки), либо естественного расселения животных (пунктирные стрелки). Рисунок из обсуждаемой статьи в Science

Главная идея исследования состояла в том, чтобы сравнить поведение особей из «исторических» популяций, существовавших уже во времена появления в этих краях первых европейцев, с поведением животных, недавно переселенных в новые для них районы в рамках мероприятий по восстановлению биоразнообразия. В первом случае животные обитают в районе, где жило много поколений их предков; во втором они попадают в незнакомую местность, где все их прежние знания о том, куда и в какое время года следует мигрировать, оказываются бесполезными. Среди «новых» популяций были как совсем новые, так и созданные несколько лет или десятилетий назад. В одних случаях животных переселяли в места, где популяция данного вида когда-то существовала, но потом вымерла (численность толсторогов, некогда массового вида, резко сократилась к началу XX века из-за неконтролируемой охоты и инфекций, подхваченных дикими овцами от домашних). В других случаях животных завозили (или они сами переселялись) в районы, где их раньше не было. Таким образом, в поле зрения исследователей попало много разных ситуаций, более или менее благоприятных для формирования и сохранения культурных традиций.

Статистическая обработка собранных данных по перемещениям особей позволила подразделить их на «мигрирующих» и «немигрирующих». Мигрирующими считались особи, регулярно переходящие из одних мест в другие вслед за сменой времен года (хаотические перемещения, не привязанные к определенному сезону, миграциями не считались). Кроме того, данные по положению каждой особи в каждый момент времени были сопоставлены со спутниковыми данными по состоянию растительности. Это позволило количественно оценить степень оптимальности перемещений животного с точки зрения поиска наилучших кормовых участков.

Оказалось, что в «исторических» популяциях регулярные сезонные миграции характерны почти для всех особей, а маршруты миграций близки к оптимальным. Напротив, особи, переселенные в незнакомую местность, поначалу не мигрируют вовсе. Из этого правила есть исключения, но они наблюдаются только в тех случаях, если в районе, куда переселили данное животное, уже живут представители его вида, переселенные сюда ранее (рис. 3). Иными словами, если в новом месте уже есть «знающие» сородичи, успевшие освоиться и разведать, где вкуснее трава летом и где легче пережить зиму, то некоторым (далеко не всем!) новичкам удается быстро перенять эти знания и сразу же начать мигрировать более или менее оптимальным образом. Если же популяция целиком состоит из новичков, то в первые годы никаких сезонных миграций не наблюдается, особи перемещаются хаотично и неоптимально.

Рис. 3. Миграционное поведение толсторогов в семи популяциях

Рис. 3. Миграционное поведение толсторогов в семи популяциях, три из которых являются «новыми» (показаны желтым цветом), а остальные четыре — «историческими» (показаны зеленым цветом). Верхний график показывает долю особей, совершающих регулярные сезонные миграции. Видно, что в «исторических» популяциях так ведут себя почти все, а в «новых» — почти никто. Звездочками помечены две «новые» популяции, которые на самом деле были созданы за 30 лет до начала наблюдений за недавно переселенными особями (Devils Canyon и Laramie Range). В этих популяциях новички с GPS-ошейниками сразу оказались в компании более опытных сородичей, чей опыт некоторым новичкам, по-видимому, удалось быстро перенять. Нижний график показывает степень оптимальности пространственных перемещений (Surfing Knowledge), рассчитанную путем сопоставления данных о местоположении животных со спутниковыми данными о состоянии растительности. Черные точки соответствуют отдельным особям. Видно, что в «исторических» популяциях дикие овцы перемещаются в среднем более выгодным для себя образом, чем в «новых». Рисунок из обсуждаемой статьи в Science

Сравнив между собой популяции, созданные в разное время (от 0 до 110 лет назад), исследователи обнаружили, что доля мигрирующих особей и степень оптимальности их перемещений с годами постепенно растут. Процесс этот, по-видимому, медленный и может растянуться на десятилетия (хотя для точных оценок данных пока недостаточно, см. рис. 4).

Рис. 4. Связь миграционной активности, оптимальности пространственных перемещений и времени существования популяции

Рис. 4. Связь миграционной активности (% Migratory), оптимальности пространственных перемещений (Surfing Knowledge) и времени существования популяции (Time Since Translocation). Каждый кружок соответствует наблюдениям за одной популяцией в течение одного года. Оранжевые кружки — толстороги, фиолетовые — лоси. Размер кружка отражает статистическую достоверность (обратную дисперсию). За дату возникновения «исторических» популяций условно принят момент прихода европейцев в соответствующие районы (примерно 200 лет назад). Графики показывают, что миграционная активность и степень оптимальности перемещений с годами растут, но медленно. Рисунок из обсуждаемой статьи в Science

Авторы также проанализировали пространственно-временное распределение растительности в местах обитания изученных популяций, но не нашли никакой связи между особенностями этого распределения и миграционным поведением животных. Иными словами, миграционную активность и оптимальность миграций лосей и толсторогов нельзя предсказать, зная, какие миграционные маршруты были бы для них идеальными в данной местности и насколько эти маршруты выгоднее хаотических блужданий. Однако миграционное поведение можно предсказать, пусть и приблизительно, если знать, как давно существует здесь популяция копытных. Как правило, чем старше популяция, тем оптимальнее миграционное поведение — вне зависимости от местной фитогеографии.

Таким образом, полученные результаты согласуются с гипотезой о культурном наследовании миграционного поведения копытных и не подтверждают идею о его врожденности. Попав в новую местность, животные оказываются полностью дезориентированными. Поначалу они перемещаются хаотично, лишь случайно попадая на хорошие кормовые участки в правильное время — если только не встретят информированных аборигенов, у которых некоторым новичкам удается перенять опыт. Если же популяция целиком состоит из новичков, то могут пройти годы и даже десятилетия, прежде чем животные выработают оптимальные маршруты сезонных миграций, которые затем будут устойчиво передаваться из поколения в поколение благодаря социальному обучению.

Пока это один из немногих убедительно подтвержденных примеров негенетической передачи по-настоящему важной для выживания информации в популяциях диких млекопитающих. Со временем, надо полагать, таких примеров будет становиться всё больше.

Источник: Brett R. Jesmer, Jerod A. Merkle, Jacob R. Goheen, Ellen O. Aikens, Jeffrey L. Beck, Alyson B. Courtemanch, Mark A. Hurley, Douglas E. McWhirter, Hollie M. Miyasaki, Kevin L. Monteith, Matthew. J. Kauffman. Is ungulate migration culturally transmitted? Evidence of social learning from translocated animals // Science. 2018. V. 361. P. 1023–1025. DOI: 10.1126/science.aat0985.

См. также про социальное обучение и передачу культурной информации у животных:
1) Ж. И. Резникова. Социальное обучение у животных // Природа. 2009. №5. С. 3–12.
2) Черепахи учатся на чужом опыте, «Элементы», 21.10.2010.
3) Дикие девочки-шимпанзе играют в куклы, «Элементы», 28.12.2010.
4) Шимпанзе учатся друг у друга, «Элементы», 15.10.2014.
5) Культурные традиции у птиц основаны на социальном обучении и конформизме, «Элементы», 08.12.2014.
6) У шимпанзе есть специальные деревья, в которые принято кидаться камнями, «Элементы», 09.03.2016.
7) Матери-шимпанзе делятся удочками с детенышами, чтобы помочь им научиться ловить термитов, «Элементы», 17.10.2016.
8) Шмели перенимают новые знания от товарищей, «Элементы», 31.10.2016.
9) Перенимая опыт у товарищей, шмели подходят к делу с умом, «Элементы», 27.02.2017
10) Конформизм на страже традиции: песни болотной зонотрихии могут не меняться столетиями, «Элементы», 25.07.2018.

Александр Марков


98
Показать комментарии (98)
Свернуть комментарии (98)

  • bonacon  | 10.09.2018 | 14:19 Ответить
    Эта "по-настоящему важная" информация станет действительно важной, когда будет учитываться при проектировании автомагистралей, разрезающих ареалы обитания на куски.
    Ответить
    • Olexa > bonacon | 10.09.2018 | 19:59 Ответить
      Маршруты миграции животных при строительстве дорог учитывают, на путях миграции строят биопереходы (экодуки).
      Ответить
      • Александр Гор > Olexa | 11.09.2018 | 11:10 Ответить
        Небольшая сноска - только в цивилизованных странах )
        Ответить
        • Olexa > Александр Гор | 11.09.2018 | 19:09 Ответить
          Ну, надземных в Украине навскидку могу назвать парочку, на трассе Киев — Одесса (правда, они и агропереходы по совместительству, для сельхозтехники хозяйств, земли которых прорезала строившаяся дорога). А поздемных в виде небольших тоннелей в насыпях вообще полно, в том числе и на железных дорогах. В РФ такое тоже должно быть. Насколько я понимаю, это давно было частью требований при строительстве дорог.

          Но тут такое дело, что для того, чтобы требовались биопереходы, сначала нужны дороги, существенно ограничивающие перемещение животных. То есть, автомагистрали, или то, что раньше называлось "дорога для автомобилей", у которых отбойники идут по всей протяжённости дороги.
          Ответить
  • Olexa  | 10.09.2018 | 19:56 Ответить
    Александр, но ведь само миграционное поведение "в генах" таки прописано. Не прописаны конкретные маршруты, которые животные узнаЮт либо хаотично исследуя местность, пока не уловят сезонные градиенты уровня ресурсов, либо присоединяются к сородичам, и узнаЮт эти градиенты быстрее. И за целенаправленным обучением одного животного другим, насколько я понимаю, их никто не ловил.
    Ответить
    • Teodor77 > Olexa | 11.09.2018 | 08:05 Ответить
      Не слишком ли сложное фенотипическое проявление генотипа? Какая последовательность генов может отвечать за "миграционность"? Генетика превратилась в хайп биологии. Эта статья как раз и о том, что не всё генетика.
      Ответить
      • Olexa > Teodor77 | 12.09.2018 | 00:26 Ответить
        Вот потому-то я и осторожно написал "в генах" в кавычках, поскольку перемещение за максимумом ресурсов, вроде бы, вполне естественно, и могло бы и не требовать специального закладывания в генах.

        С другой стороны, есть виды представители которых очень территориальны, территорию свою охраняют, и даже метят, имея для этого заточенные под меченье железы. Конечно, можно предположить, что каждый индивид такого вида учится этому поведению у родителей или конкурентов, но отбрасывать возможность генетической обусловленности склонности к этому поведению, наверное, было бы слишком смело.
        Ответить
    • OSAO > Olexa | 11.09.2018 | 13:51 Ответить
      Стада копытных подобны стаям птиц - мигрируют обе группы. Из статьи получается, что птицы тоже мигрируют "культурно". Хорошо. Но как подросший кукушонок в одиночку, по ночам, мелкими перелетами попадает в Африку? Да, обратно он полетит вместе со стаей, и второй африканский вояж тоже будет коллективным, но какая "культура" и от кого усваивается им в первый раз?
      Ответить
    • leonid_ge > Olexa | 11.09.2018 | 15:15 Ответить
      Ген дальних странствий, надо полагать, есть у копытных, а поскольку он есть и у человека, и у рыб, и у птиц, то мы его получили от далекого общего предка.
      Ответить
      • OSAO > leonid_ge | 11.09.2018 | 17:38 Ответить
        Ген дальних странствий - это термин, скорее, литературный.
        "Из дальних странствий возвратясь,
        Какой-то дворянин..."
        В статье же речь идет о "сезонно-миграционных" генах, и что-то я не уверен, что таковые есть/были у обезьян... И вообще, огромное число видов никуда сезонно не мигрируют.
        Ответить
        • Dik > OSAO | 11.09.2018 | 19:32 Ответить
          Ген «дальних» странствий, вероятно, ничем от «ближних» не отличается. Например, для всех родственников бабочек-монархов свойственны небольшие локальные миграции, но «те самые» монархи генетически от них отличаются лишь в одном: у них более мощные мышцы крыльев, что позволяет просто физически дальше улетать и достигать новых популяций кормового растения, до которых иначе бы не добрались. На «промежуточных базах» выводится новое поколение и летит дальше вместо родителей. То есть, это не одна и та же бабочка летит через всю Мексику и США, а само направление миграций фиксировано: в одних условиях на юг, в других на север. (В фильме от Национального географического общества очень наглядно это было показано).
          Ответить
          • leonid_ge > Dik | 12.09.2018 | 19:51 Ответить
            Вот то-то и оно, что очень многие относятся к ДНК, как к книге Судеб. Дескать "в генах прописано", куда, когда и как должен мигрировать вид животных. А на самом деле в генах просто "прописано", какой, при каких обстоятельствах и в какой клетке белок синтезировать, и это косвенно может повлиять (через длинную цепочку событий) на силу крыльев и на миграцию. Но точно так же на миграцию может повлиять и негенетический фактор: изменение средней температуры воздуха или увеличение количества хищников.

            А такая вещь как "сезонно-миграционные гены", упомянутая OSAO, это нечто еще более странное, чем порожденный фантазией литераторов "ген дальних странствий".
            Ответить
  • GKV  | 11.09.2018 | 06:44 Ответить
    Спасибо
    Ответить
  • Вячеслав Рогожин  | 11.09.2018 | 09:36 Ответить
    Культура, как признак стадного поведения
    Ответить
    • OSAO > Вячеслав Рогожин | 11.09.2018 | 17:39 Ответить
      Стадное поведение, как следствие культуры...
      Ответить
      • Teodor77 > OSAO | 12.09.2018 | 08:32 Ответить
        Культура не может появиться у одиночки. Из одиночки вырастает Маугли. Вы говорите "стадное", я говорю "общественное".
        И, более того, я скажу "синенергетичное". То есть когда сумма больше составляющих частей. Суммирование генерирует нечто добавочное.
        Ответить
        • Kyu > Teodor77 | 12.09.2018 | 09:48
          Комментарий скрыт
          • Teodor77 > Kyu | 12.09.2018 | 10:23 Ответить
            Для существования разума необходимо достаточное количество особей. Разум рождается в коммуникации. Мысли человека на 99,9 % - чужие, заимствованные у социума. Родить свою мысль - это редкость.
            Муравейник ведёт себя разумно при достаточно примитивном разуме (?) отдельных муравьев.
            Ответить
            • Kyu > Teodor77 | 12.09.2018 | 10:49
              Комментарий скрыт
              • leonid_ge > Kyu | 12.09.2018 | 11:08 Ответить
                Поскольку однозначного определения разума не существует, дискутировать на этут тему можно бесконечно. Каждый понимает под разумом что-то свое.
                Ответить
                • Kyu > leonid_ge | 12.09.2018 | 11:46
                  Комментарий скрыт
                  • leonid_ge > Kyu | 12.09.2018 | 11:51 Ответить
                    Тогда это будет не дискуссия, а перемежающиеся монологи (как в пьесах Чехова).
                    Ответить
                  • Teodor77 > Kyu | 12.09.2018 | 12:39 Ответить
                    Если Вас затрудняет определить математику и философию, то и говорить не о чем. Вы погружены в бездну солипсизма и агностицизма.
                    Ответить
                    • Kyu > Teodor77 | 13.09.2018 | 07:34
                      Комментарий скрыт
                      • Teodor77 > Kyu | 13.09.2018 | 11:43 Ответить
                        Ваше "для разума достаточно одной особи" и "невозможно определить однозначно" указывают на Ваш радикальный солипсизм на грани разумного.
                        А при словах "широкие непроходимые болота" я вспоминаю белорусских партизан, которые уверенно противостояли педантам и мистикам.
                        Ответить
        • OSAO > Teodor77 | 12.09.2018 | 14:22 Ответить
          Экий кипешь возник на почве нашего перешучивания с коллегой...
          И почему вдруг все стали толковать о разуме? Какой-то разум как совокупность когнитивных способностей есть у многих животных. Стада копытных, например, мигрируют вполне разумно - вовремя и по оптимальным маршрутам. И культура поведения возникает...
          Другое дело - сознание. Оно есть только у человека. Ключ к сознанию, имхо, находится в способности особи к апперцепции, что и превращает особь в индивида. Ну, и далее по восходящей...
          И вот уже некие ученые индивиды наблюдают за культурным поведением неких копытных особей. Но наоборот - увы...
          Ответить
          • leonid_ge > OSAO | 12.09.2018 | 20:09 Ответить
            Вот инопланетянин какой-нибудь прилетит, увидит пчел и скажет, что они разумны. Да и сознание у них какое-никакое тоже есть. Одна пчела летит на разведку, потом другим рассказывает в деталях, что видела и куда за медом лететь. Это значит, она не просто себе летела, а осознавала, куда летит и зачем. Узревала, где больше цветов и запоминала направление, дальность и т.д.
            Ответить
            • OSAO > leonid_ge | 12.09.2018 | 20:31 Ответить
              Сразу видно, что своих ульев у вас нет. ))) Пчела, оставшись одна, без роя, ни на какую разведку не летит. Она вообще никуда не летит, только бестолково крутится на месте. "Осознавать" что-либо она может только в коллективе, увы. Пчела может "рассказывать", только находясь внутри всей совокупности сигналов роя.
              А вы, что, представляете себе, что может существовать инопланетная цивилизация, не знакомая с пчелами? Без мёда?!
              Ответить
              • leonid_ge > OSAO | 12.09.2018 | 22:21 Ответить
                Согласен с вами! У людей ровно то же самое. Оставшись один, на необитаем острове, человек ничего не сможет (Робинзон - красивая сказка). В одиночестве человек очень быстро сходит с ума и уже ничего не осознает и вообще быстро погибает.
                А вы что, правда думаете, что на других планетах могут быть пчелы и мед?
                Ответить
                • trvit > leonid_ge | 13.09.2018 | 08:49 Ответить
                  У Робинзона был реальный прототип. Александр Селькирк. Правда его "робинзонада" длилась не 27 лет, как в книге, а 4.
                  Ну и он меры принимал, чтобы не сойти с ума. Судя по тому что по возвращении он смог вернуться к жизни среди людей, ему это удалось.
                  Ответить
                • OSAO > leonid_ge | 13.09.2018 | 09:10 Ответить
                  Ни какая цивилизация ни на какой планете не сможет развиться без медовухи. Однозначно! Следовательно, пчелы, пусть даже и подземные, должны быть.
                  Недавно видел док.фильм об острове, где высадили Селькирка. Интересный. https://www.youtube.com/watch?v=98STx6XS_Zg За 4 года он разучился только говорить, но остался разумным. Конечно, ему там сильно не хватало привычного портвейна, но, взойдя на корабль, он восстановил речевые навыки.
                  Этот шотландский Шурик ничуть не пропал на острове: он построил хижину, развел огород и прочее. То есть, тот минимум культуры, который был у него, как алкаша и бузотера, позволил ему выжить. А если бы там был ученый, ботаник какой-нибудь? Уж он-то смог бы наладить производство медовухи. Глядишь, и речевые навыки не утратились бы...
                  Ответить
  • VladNSK  | 11.09.2018 | 09:45 Ответить
    Очень интересно. Спасибо!
    Ответить
  • leonid_ge  | 11.09.2018 | 15:22 Ответить
    Это вообще очень интересный вопрос здесь затронут философский.
    Кажется, у человека свойство такое: найти, где что "прописано".
    Если в биологии есть некое явление, обязательно должен быть какой-то кусочек информации где-то прописан, и именно этот кусочек и определяет это явление.
    Ответить
    • Александр Гор > leonid_ge | 11.09.2018 | 15:44 Ответить
      под "прописан" вы имеете в виду где-то "закодирован"?
      Ответить
      • leonid_ge > Александр Гор | 11.09.2018 | 16:33 Ответить
        Я думаю, что утверждения вроде "сезонное поведение прописано в генах" или "не прописано в генах" - они, скажем так, не совсем понятно, что означают.
        Можно, например, сказать так: "существует ген, при отключении которого, сезонное поведение нарушается".
        Ответить
        • Александр Гор > leonid_ge | 11.09.2018 | 17:22 Ответить
          Склонен с вами согласиться по этому вопросу! Изначально вопрос поставлен некорректно
          Ответить
        • Olexa > leonid_ge | 12.09.2018 | 00:38 Ответить
          Или наоборот, существует дефектный ген, при починке которого сезонное миграционное поведение заменяется другим.
          Ответить
          • leonid_ge > Olexa | 12.09.2018 | 11:05 Ответить
            Или оползень заваливает горное ущелье, и миграционное поведение заменяется другим.
            Ответить
  • эцих_с_гвоздями  | 12.09.2018 | 00:11 Ответить
    Культурные традиции лосей
    Понятие "ноля" у пчел
    Что на очереди? Религия дождевых червей?
    15 лет назад кажется вот ржали над диазепам-связывающим рецептором бактерий. Оказалось, самое смешное было впереди
    Ответить
    • Teodor77 > эцих_с_гвоздями | 12.09.2018 | 08:42 Ответить
      Да, традиционно культуру относят к человеку. Однако по отношению к животным культура и есть как раз генетически не наследуемая информация либо вырабатываемые в обществе навыки и умения.
      Термин заимствованный, но ёмко передающий суть.
      Впрочем, я за такое смешение. Не все человеки таки смогли произойти от обезьяны. У очень многих поведение инстинктивное. Вспоминается аристотелевское "человек есть общественное животное".
      Ответить
    • Kyu > эцих_с_гвоздями | 12.09.2018 | 09:53
      Комментарий скрыт
      • эцих_с_гвоздями > Kyu | 12.09.2018 | 18:56 Ответить
        Подмена понятий, размываний понятий - с этого все начинается.
        Да какая разница ДНК или РНК, одна буковка, чего придираться?
        А заканчивается все хаосом, бардаком вселенским. Наука отличается от бытовухи определенностью понятий и общим соглашением по этим определениям.
        Давайте назовем это поведенческое явление не культурой, а религией. Заголовок будет еще более броский, еще более идиотский.
        Ответить
  • Олег Чечулин  | 12.09.2018 | 18:42 Ответить
    А я думал, что северо-запад США - это Аляска...
    Ответить
    • Teodor77 > Олег Чечулин | 13.09.2018 | 11:45 Ответить
      Оговорка по Фрейду. Аляска - это Крайний Восток России :)
      Ответить
      • Александр Гор > Teodor77 | 13.09.2018 | 15:03 Ответить
        Агась ) А Сибирь - крайний север Китая )
        Ответить
        • Teodor77 > Александр Гор | 13.09.2018 | 15:44 Ответить
          Крайний север Китая - Великая Китайская Стена. У китайцев менталитет другой. Не европейский.
          Ответить
          • Александр Гор > Teodor77 | 13.09.2018 | 15:54 Ответить
            Менталитет у всех разный. Говорят хорошо прослеживается по критерию, как представители страны ведут себя на отдыхе. Но лично мне ближе аналогия с уровнем коррупции в государстве.
            Ответить
            • Teodor77 > Александр Гор | 14.09.2018 | 11:37 Ответить
              Коррупция... Всё зависит от прикрытости так называемой коррупции. Кто просто тырит через компании-дочки, как какой-нибудь сахалинский губернатор, а кто через лобби получает многомиллиардные контракты, как Илон Маск. А суть одна - получение от государства не заработанных денег.
              Менталитет вырабатывается столетиями. То есть это и есть культура.
              Ответить
              • OSAO > Teodor77 | 14.09.2018 | 19:57 Ответить
                Соотношение культуры и менталитета - это постоянно интересующий меня вопрос. Они, имхо, не тождественны.
                Культура есть совокупность производных от исходных ментальных принципов. Ближайшая аналогия - физическая система единиц. Неважно, СИ, МКГСС или другая. В основе - небольшой набор основных единиц, из которого производятся все остальные единицы, образующие ту или иную систему.
                В основе большой культурной системы, русской или англо-саксонской, лежит малоизменяющееся ментальное ядро. Проходя свой исторический путь, оно порождает широкий набор культурных признаков, по которым, собственно, и различаются нации.
                Наше русское ментальное ядро, служебно-дворовое по типу, порождает таковую же культуру, где все решает власть и близость к ней. Люди, соответственно, слуги, этакая нация исполнителей.
                Русская культурная система не хуже, она просто другая. Она легко может порождать Матросовых, но Илона Маска - никогда.
                Эх, и далеко же я ушел в сторону... А ведь начал хорошо, с медовухи...
                Ответить
                • VladNSK > OSAO | 16.09.2018 | 08:55 Ответить
                  Русский человек может послужить и для себя, и для того парня, и для государства. А вот Илон Маск - тот только для себя.
                  Ответить
                  • OSAO > VladNSK | 16.09.2018 | 13:59 Ответить
                    Не хочу вступать ни в какую перепалку... Просто один пример.
                    В июле 2012 года в Краснодарском крае случился внезапный паводок, приведший к гибели более полутора сотен человек. На помощь прибыли многочисленные волонтеры, и это был первый на моей памяти случай массового волонтерства. Но, к неудовольствию местного начальства, они действовали самостоятельно и явно мешали втирать очки московскому начальству. Кто такие, кто послал? Стали их типа прижимать, и вдруг выяснилось, что наказать волонтеров невозможно: ГК РФ просто не предусматривает самостоятельной активности граждан, нет там статьи про волонтерство. Если по приказу или по призыву - хоть в Чернобыль, хоть в Афган, хоть на целину - это пожалуйста, а сам себе цель выбирать и сам себя туда посылать - такого в русско-советской культуре не было.
                    А ведь есть страны, в которых День волонтера - национальный праздник, потому что личное волеизъявление человека есть высшее проявление национальной культуры.
                    Ответить
                    • VladNSK > OSAO | 21.09.2018 | 06:53 Ответить
                      В одном из детективов Гарднера я как-то нашел такое утверждение (точно не воспроизвести, но за смысл ручаюсь).

                      По большому счету все люди одинаковы. Продавая вам килограмм сахара, вас попытаются обвесить. Но если вы будете тонуть, то вас попытаются спасти.
                      Ответить
                      • OSAO > VladNSK | 21.09.2018 | 09:04 Ответить
                        А что значит по большому счету? Ответ: по самому крупному, не различающему деталей. Да, внешне - по рукам/ногам - все люди одинаковы, и все этические системы так или иначе вращаются вокруг 10 заповедей. Но черт-то в деталях...
                        Ответить
                        • VladNSK > OSAO | 21.09.2018 | 11:39 Ответить
                          Смотря какие детали. Одно дело, когда один человек пытается хоть как-то спасти тонущего. И совсем другое дело, когда он тупо снимает это на свой телефон. Для меня лично именно такие детали важны. А какая там у каждого этическая система в голове, какие заповеди, это для меня уже на важно.
                          Ответить
                          • OSAO > VladNSK | 21.09.2018 | 14:42 Ответить
                            В любой стране есть носители любой этической системы. Но мы говорим о господствующей в стране культуре, которая почему-то либо веками тормозит страну, либо ускоряет.
                            Ответить
                  • Александр Гор > VladNSK | 17.09.2018 | 08:30 Ответить
                    То есть, вы считаете, что Илон Маск мечтает колонизировать Марс (не смотря на то, что технологически пока это полубредовая идея) - только для себя? Hyper Loop тоже "для себя"?
                    Ответить
                    • VladNSK > Александр Гор | 21.09.2018 | 06:33 Ответить
                      Обсуждать полубредовые идеи? Вам на другой сайт.
                      Ответить
                • Teodor77 > OSAO | 17.09.2018 | 10:14 Ответить
                  Ну почему же не может породить илонмасков? А как же Мавроди, Петрик и толпа продавцов квантовых преобразователей вакуума для нужд ЖКХ? Я таких повидал много. И если раньше это были не совсем ... адекватные люди, то теперь злонамеренно врущие барыги, связанные с властью. Почему-то это называют постмодернизм. Существует только то, что пиарят.
                  Ответить
                  • Александр Гор > Teodor77 | 17.09.2018 | 10:51 Ответить
                    А компания Мавроди смогла организовать разработку и строительство первого в истории тяжелого многоцелевого и многоразового ракетоносителя, беспрецедентной грузоподъемности, на создание которого не смогла сподобиться даже вся "вяликая и могучая космическая супердержава" ? )) что-то я такого не слышал ) только про МММ слышал )
                    Ответить
                    • Teodor77 > Александр Гор | 17.09.2018 | 15:02 Ответить
                      Какой-какой подъемности? Сатурн и Н-1 по подъемности, которые запускали чёрт-те когда покрывают по подъемности Маска с его поделками, как бык курицу.
                      Ответить
                      • Александр Гор > Teodor77 | 17.09.2018 | 17:26 Ответить
                        Да, да ) а еще у СССР были самые большие в мире танки, телевизоры и телефоны ) самые-самые ) а кибернетика и генетика шла впереди планеты всей ) кстати, по повду Мавроди вы на вопрос не ответили )
                        Ответить
                        • Teodor77 > Александр Гор | 18.09.2018 | 08:28 Ответить
                          Вы тупо не верите цифрам - раз.
                          Вы впадаете в тупой набор аргументации желтой прессы. Смайлики весьма симптоматичны.
                          Откуда берутся такие на элементах?
                          Ответить
                          • Александр Гор > Teodor77 | 18.09.2018 | 09:00 Ответить
                            Я точно также недоумеваю, откуда на элементах, с вроде бы околонаучной аудиторией, за редкими исключениями, берутся пещерные поцреоты и хомо советикусы с штампами 20-30 летней давности. Вот этого мне никак не понять. Хотя и привык уже, что даже многие ученые не могут противостоять мощным слаженным машинам гос пропаганд, но встречая их, все равно каждый раз поражаюсь )
                            Ответить
                            • Teodor77 > Александр Гор | 18.09.2018 | 11:06 Ответить
                              Тяга у Земли первой ступени:
                              Сатурн-5 34 000 кН (1965)
                              Н1Ф 50 000 кН (1965)
                              Фалькон Хэви 7 600 кН (2018)

                              Ну и кто с промытыми мозгами?
                              Ответить
                              • Александр Гор > Teodor77 | 18.09.2018 | 11:21 Ответить
                                Тяга трактора Т50 485
                                Тяга у танка Т34 900
                                И что???
                                Можно узнать у вас, где сейчас эти ваши сатурны с юпитерами? ) и почему )
                                Ответить
                                • Teodor77 > Александр Гор | 18.09.2018 | 11:37 Ответить
                                  Вы неадекват. Я прекращаю с Вами общение.
                                  Ответить
                                  • Александр Гор > Teodor77 | 18.09.2018 | 13:27 Ответить
                                    Вопросов к вам тоже больше не имею )
                                    Ответить
                                  • Александр Гор > Teodor77 | 18.09.2018 | 16:04 Ответить
                                    а теперь отвечу по вашим ракетам -носителям
                                    1 по Н1
                                    Все четыре испытательных запуска Н-1 были неудачными на этапе работы первой ступени. В 1974 году советская лунно-посадочная пилотируемая программа была фактически закрыта до достижения целевого результата, а несколько позже — в 1976 году — также официально закрыты и работы по Н-1.
                                    Это достижения советской космической промышленности "из-под палки". А вот достижения "буржуйской" из-под конкуренции
                                    ракета-носитель с жидкостными двигателями (Falcon 1), которая вывела полезную нагрузку на околоземную орбиту — 28 сентября 2008 года[23][5].
                                    космический корабль (Dragon), успешно запущенный, выведенный на орбиту и возвращённый на землю (SpaceX COTS Demo Flight 1) — 8 декабря 2010 года[9]; первый частный корабль, пристыкованный к МКС (SpaceX COTS Demo Flight 2/3) — 25 мая 2012 года[24].
                                    запуск спутника (SES-8) к геостационарной орбите — 3 декабря 2013[25].
                                    первая в истории[26] посадка первой ступени на землю, выполненная после вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту— 22 декабря 2015 года[27][28][29][30].
                                    первая успешная посадка первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 на морскую платформу Autonomous Spaceport Drone Ship — 8 апреля 2016 года[31].
                                    первый запуск и посадка использованной ступени ракеты-носителя Falcon 9 — 31 марта 2017 года.[32]
                                    первый успешный запуск и посадка использованных ступеней сверхтяжёлой ракеты-носителя Falcon Heavy 6 февраля 2018 года. Теперь она — самая мощная из ныне существующих ракет-носителей (способна доставить на низкую околоземную орбиту до 64 тонн груза)[33].
                                    Ответить
                                    • Teodor77 > Александр Гор | 19.09.2018 | 08:07 Ответить
                                      Рекламная дребедень. Реально Маск может конкурировать с Северной Кореей по запуску спутников. Ни одного пилотируемого полета.
                                      Один пиар и группа поддержки в виде фанатов с выпученными глазами, не способных адекватно воспринимать реальность.
                                      Статистика полетов Фальконов хуже, чем у индусских ракет, если ловко не отбрасывать неудачные пуски и уничтожения стартовых комплексов.
                                      Новость часа:
                                      Министерство юстиции США заподозрило компанию Tesla в мошенничестве и начало уголовное расследование.
                                      Маском заинтересовался и биржевой регулятор США –– Комиссия по ценным бумагам и рынкам.
                                      Ответить
                                      • Александр Гор > Teodor77 | 19.09.2018 | 09:08 Ответить
                                        Рекламная дребедень из Википедии? Жесть ) скатываетесь в полную бредологию, к сожалению.
                                        Факт полной неспособности и неудач вашего Н1 предпочли не комментировать - ок, не проблема. Идем дальше.
                                        Влияние на космическую индустрию и тот факт, что все космические агенства рвут на себе волосы и призывают урезать бюджеты из-за Спейс Х - это тоже рекламная дребедень?? )) Опять же - вырезка из Вики
                                        В 2013 году предложение SpaceX с ценой $56,5 млн за один запуск ракеты-носителя стало самым дешёвым в космической индустрии[92].

                                        В 2014 году 9 из 20 новых договоров на коммерческие запуски спутников пришлось на SpaceX[102].

                                        В связи с усилением SpaceX американская компания United Launch Alliance (производит ракеты Атлас и Дельта) объявила о масштабной реструктуризации, целью которой объявлено снижение стоимости запуска в два раза[103][104]. В мае 2015 года компания объявила об угрозе банкротства, в случае если не сможет бороться за коммерческие контракты в условиях снижения количества государственных военных заказов[105].

                                        Японская компания Mitsubishi Heavy Industries (производит ракеты H-II) также объявила о планах по снижению стоимости запуска в два раза[106].

                                        Китайская компания China Great Wall Industry Corp (производит ракеты «Чанчжэн») объявила, что не намерена снижать цены, несмотря на давление со стороны SpaceX[95] (до появления SpaceX компания была монополистом в сегменте низкобюджетных запусков[95]).

                                        Изменения на рынке коммерческих космических запусков: количество запусков по семействам ракет-носителей[107]
                                        Прочие ракеты-носители
                                        Ариан (Arianespace)
                                        Протон (Роскосмос)
                                        Антарес (Orbital ATK)
                                        Falcon (SpaceX)
                                        Руководитель европейской компании Arianespace (производит ракеты Ариан) заявил, что из-за давления SpaceX реструктуризируется вся европейская космическая индустрия[108]. Для сохранения своей позиции на рынке компания была вынуждена снизить цены[109] и запросить субсидии у государства[110]. К концу 2014 года SpaceX начала вытеснять компанию с лидирующей позиции на рынке коммерческих запусков[111].

                                        Дмитрий Рогозин, курирующий ракетно-космическую промышленность России, заявил, что с уважением относится к работе Илона Маска, и призвал сделать запуски российских космических кораблей намного более дешёвыми — так как «конкуренты нам на пятки наступают»[112].

                                        По мнению главы Роскосмоса Игоря Комарова, SpaceX несёт определенную угрозу Роскосмосу. Как заявил Комаров, Роскосмос сосредоточится на снижении себестоимости пусков ракет-носителей для того, чтобы конкурировать со SpaceX и другими частными компаниями[113][114][115].
                                        Ответить
                                      • Александр Гор > Teodor77 | 19.09.2018 | 09:11 Ответить
                                        Короче, все космические агенства мира - американские, китайцы, роскосмос, европейское космическое агенство - хором бьют тревогу и делают заявления в духе "что делать, что Спейс Х такое разрабатыает и всех нас делает" , а какой-то "иксперд" с Элементов ру заявляет о рекламой дребедени )) Очень "соизмеримые" по весу мнения ) ноу комментс )
                                        Ответить
                                        • Teodor77 > Александр Гор | 19.09.2018 | 10:08 Ответить
                                          Забыли упомянуть Министерство Юстиции и Комиссию по ценным бумагам. Скоро Вашей финансовой пирамиде Маска конец.
                                          Ответить
                                          • Александр Гор > Teodor77 | 19.09.2018 | 11:10 Ответить
                                            Агась ) со времен совка и на моем веку уже лет 30 я слышу мантру про "конец доллару и буржуям" ) продолжайте в том же духе )
                                            Ответить
                                            • OSAO > Александр Гор | 19.09.2018 | 14:52 Ответить
                                              Не хочу встревать в ваши напряженные переговоры, но вчера был анонсирован первый турполет "от Маска" с облетом вокруг Луны. Стоимость билета не называется, но вся сумма пойдет на достройку и испытания туркорабля. Зовут туриста Юсака Миедзава.
                                              https://se7en.ws/vstrechayte-pervogo-lunnogo-turista/
                                              Ответить
                                              • Александр Гор > OSAO | 19.09.2018 | 15:42 Ответить
                                                Что вы ) это же рекламная дребедень из википедии )) лол ) советский союз и Рогозин впереди планеты всей )
                                                Ответить
                                              • Teodor77 > OSAO | 19.09.2018 | 16:50 Ответить
                                                Вся сумма пойдет на латание дыр в бюджете Маска.
                                                Ответить
                                            • VladNSK > Александр Гор | 21.09.2018 | 06:46 Ответить
                                              Ну вот, пошли в ход "совки".
                                              Милый вы мой, многие из нас 20-30 лет назад были совками. Это факт. Но с той поры большинство из нас поумнело. Но к вам это не относится. Как говорится, как был дурак-дураком, так дураком и остался.
                                              Ответить
                  • OSAO > Teodor77 | 17.09.2018 | 11:32 Ответить
                    Постмодернизм - это вообще не про то, а жуликов полно по всему земному шару. Нигерию, простигоспиди, давно пора переименовать в Жуликерию...
                    Хорошо, проведем черту: слева - илонмаск, справа - михапрохор. У одного - ё-мобиль, у другого - тесла-мобиль, ну и т.д.
                    Ответить
                    • Teodor77 > OSAO | 17.09.2018 | 15:07 Ответить
                      "Бодрийяр ... утверждает, что утрата ценностных значений происходит в результате разрыва между знаком и его объектом, когда знак превращается в самостоятельный объект, который посредством длинного ряда самокопирований полностью отрывается от реальности, которую он призван обозначать и образует виртуальную реальность, не имеющую ничего общего с подлинной реальностью".
                      Ответить
                      • OSAO > Teodor77 | 17.09.2018 | 17:11 Ответить
                        Чуть-чуть подправлю: "между объектом и его знаком", но не наоборот.
                        Старина Бодрийяр так и не смог принять, что "реальность"(объекты) ничуть не подлиннее "виртуальности"(знаки), что состояние объекта (его описание, знак и сама подлинность) зависит от системы наблюдателя. Это и есть постмодернизм, когда - ничего святого и абсолютного, а все понятия движутся. Он не один такой. Сам Эйнштейн так и не согласился с "игрой в кости". Увы им...
                        Так, мы оба за печку зашли, оба из-за печки вышли. Что плясать-то будем?
                        Ответить
                        • Teodor77 > OSAO | 18.09.2018 | 08:31 Ответить
                          Э-нет, батенька. То, что Вы толкуете - релятивизм. Постмодернизм по-простому - активная подмена реальности вымыслом. Подмена НАСА Маской.
                          Что до печки, то речь о соотношении культуры и менталитета, что правильный вопрос для топика. Человеческая культура включает в себя большой массив материальных носителей, а менталитет - он в общественном сознании.
                          Ответить
                          • OSAO > Teodor77 | 18.09.2018 | 15:44 Ответить
                            Релятивизм - это культурологическая страшилка от разного рода деятелей, паразитирующих на защите "вечных ценностей" от поганых носителей "ничего святого". Лучше разберем понятие постмодернизма технически.
                            Эпоха постмодернизма - то есть, эпоха после модернизма. Теперь отбросим все искусствоведческие трактовки модернизма и возьмем его как культурно-политическое явление. Оно связано с идеями плановой, научно доказанной модернизации общества.
                            Опора на научную рациональность от Конта, или переход к общественной собственности от Маркса и пр., и пр. - прогрессивное человечество пару веков играло в подобные игрушки, а потом вдруг поняло - нет и не может быть такого "-изма", который мог бы охватить всю толщу движений в обществе.
                            И...растерялось, как назвать наступившую эпоху. Мол, живем в период, наступивший после модернизма, но как его назвать, не знаем. Пусть пока побудет постмодернизм. Так и приросло.
                            Ответить
                            • Teodor77 > OSAO | 19.09.2018 | 08:09 Ответить
                              Совсем не так и не в ту сторону.
                              Ответить
                              • OSAO > Teodor77 | 19.09.2018 | 15:14 Ответить
                                Культура - это самовоспроизводящаяся система. Менталитет - это "геном", если все предельно упростить.
                                Разобраться в знаках культуры мне помогает т.н. "скалярно-векторный" метод. Вот гей. В чем его скалярность? В том, что он применяет другой способ секса, и это всё. Но обществу важно знать, что эта скалярность значит, нужен знак.
                                Одна группа рисует свой знак словами типа "мужеложство", "пида.ас" и т.п. Другая считает, что это член законного ЛГБТ-сообщества, уважаемый гражданин. Чей знак оторвался от "подлинной реальности"?
                                Бодрийяровские симулякры, конечно, представляют определенный интерес, порой занятно почитать спекуляции про "подмену реальности вымыслом", но, чтобы дать имя целой эпохе - слабо им...Так, одно из движений внутри постмодернистского общества.
                                Ответить
                                • Teodor77 > OSAO | 19.09.2018 | 16:54 Ответить
                                  Именно симулякр определяет нынешнее состояние глобального сообщества. Не важно, что на самом деле, не важны цифры и факты. Важно чья волна хайпа выше. В этом и есть подмена реальности вымыслом.
                                  Здесь два пути - либо поднимать свою волну всё выше, либо не участвовать в этом балагане. Но для первого нужны медийные и в конечном счете экономические ресурсы, а для второго - построить свой балаган.
                                  Ответить
                                  • OSAO > Teodor77 | 19.09.2018 | 18:05 Ответить
                                    Цифры и факты - это скалярные величины. Культура - это векторность или, если хотите, хайп. Сам факт никого не интересует, важно его значение. Один скаляр может стоять в связке с множеством векторов-значений, и за каждым вектором стоит общественная группа интересантов. Реальны только люди и их активность, а вещи/цифры/факты всегда живут в одежде смыслов. Вещь "реальна" только после того, как человек даст ей имя. А имя это, смысл или вымысл - это уже разночтения интересантов.
                                    Ответить
            • Александр Гор > Александр Гор | 14.09.2018 | 16:09 Ответить
              Илон Маск и коррупция? Даже комментировать это не буду )
              Ответить
              • эцих_с_гвоздями > Александр Гор | 14.09.2018 | 16:26 Ответить
                Во многия знания многия печали
                Вам ведь это не надо, правда?
                Ответить
                • Михаил 33 > эцих_с_гвоздями | 14.09.2018 | 19:41
                  Комментарий скрыт
                  • эцих_с_гвоздями > Михаил 33 | 15.09.2018 | 10:09 Ответить
                    Телефон 03
                    Звоните и подробно все излагайте
                    Вам помогут
                    Ответить
                    • Михаил 33 > эцих_с_гвоздями | 15.09.2018 | 13:14 Ответить
                      Может печали от использованного в статье понятия - культура? :)

                      Конечно, оценка результатов поведения, осуществляемая с использованием индивидуального опыта и приводящая к его реорганизации, характеризует как животных, так и человека. Однако состав индивидуального опыта, участвующего в этом процессе, у них различается. Животное может использовать лишь опыт его собственных отношений со средой или, в специальных случаях, опыт особи, с которой оно непосредственно контактирует. Человек же использует опыт всего общества, опыт поколений (Yu.I. Alexandrov 1999).
                      Т.е. - у животных не может быть культуры, а только индивидуальное обучение.
                      Ответить
                      • Teodor77 > Михаил 33 | 17.09.2018 | 16:51 Ответить
                        Культура животных близка к устному народному творчеству, не зафиксированному ещё Афанасьевым и Далем. Тоже индобучение, но массовое.
                        Ответить
                        • Михаил 33 > Teodor77 | 19.09.2018 | 00:48 Ответить
                          Ни чего, по сути, подобного - У ЖИВОТНЫХ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ КУЛЬТУРЫ, А ТОЛЬКО ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ.

                          У человека индивидуальный опыт включает специфические элементы, являющиеся трансформированными единицами общественного опыта (С.Л.Рубинштейн), знаниями, которые усвоены им в процессе индивидуального развития и могут быть разделены с другими (П.В.Симонов).

                          Использование этих трансформированных единиц означает, что, оценивая результаты своего поведения, человек как бы смотрит на себя "глазами общества" и "отчитывается" ему; специальный инструмент трансформации и отчета - речь (Yu.I.Alexandrov 1999)

                          Структура субъективного мира и объем рабочей памяти определяют различие между человеческим и обезьяньим интеллектом
                          http://www.zooton.net/ind1132.html
                          Текущий объем рабочей памяти задает «исполнительный компонент рабочей памяти» (ST-WMC),
                          ST-WMC копытных - 2, а взрослого человека -7.
                          ST-WMC ребенка трех месяцев - 2
                          В каком возрасте и при каких условиях ребенок "проявит" культуру? Возможны и дети-маугли. Возникновение человеческой речи – одновременно и "вечная проблема" науки, и проблема всегда остававшаяся в стороне от науки: на базе лингвистики, психологии, археологии, этнографии, тем более спекулятивных рассуждений или догадок, даже не намечалось основательного подступа к этой задаче. Что время для такого подступа пришло, об этом свидетельствуют участившиеся за последние два десятилетия и даже за последние годы серьезные попытки системщиков - информационная система распределенных сетей нейронов мозга (ИС РСН) (Константин Анохин, Юрий Павлов, Штыров Ю. Ю. и Пулфермюллер Ф., (MRC Cognition and Brain Sciences Unit, Кембридж).
                          Даже обезьяны, реализующие ИС РСН на уровне третьего уровня СМЧ, ST-WMC - 3 являются, по сути, детьми, так как их текущие мысли привязаны к текущей же ситуации.
                          Чтобы стать людьми, обезьянам не хватает рабочей памяти http://elementy.ru/novosti_nauki/430954
                          Структура субъективного мира и особенности работы рабочей памяти взаимосвязаны, так как они ОДНОВРЕМЕННО формируются и развиваются на основе социальных контактов и развития речи.
                          Ответить
              • Teodor77 > Александр Гор | 17.09.2018 | 10:17 Ответить
                "Не мог понять в сей миг кровавый, на что он руку поднимал". Естественно не будете. Для вас это когнитивный диссонанс. Илон Маск - это Стаханов и Потёмкин англосаксонского мира.
                Ответить
                • Александр Гор > Teodor77 | 17.09.2018 | 10:45 Ответить
                  да, да ) про "англосаксонский мир", "заговор масонов" и "злых буржуев" я в подростковом возрасте достаточно начитался желтых книжонок шовинистов-поцреотов ) сыт по горло, хватит чепухи )
                  Ответить
                  • Teodor77 > Александр Гор | 18.09.2018 | 08:29 Ответить
                    Естественно, истерика. Нарушено табу.
                    Ответить
                    • Александр Гор > Teodor77 | 18.09.2018 | 08:56 Ответить
                      у сторонников теорий заговора ФРС, масонов и буржуев табу каждый день рвется , такие дела )
                      Ответить
              • Михаил 33 > Александр Гор | 17.09.2018 | 10:22 Ответить
                Получается: "Каждый кулик свое болото хвалит".:) А наука, а практика?

                Мы почти не замечаем как эффективно используют современные оригинальные исследования о способностях людей психотехнологи, пиар и т. п., естественно, без широкой огласки. Издательство Приор» выпустило учебное пособие для журналистов, специалистов «паблик рилейшнз» и тех, кто профессионально работает с информацией. Кузнецов М., Цыкунов И. "Речевые и поведенческие стратегии журналиста".
                Во введении авторы указывают: «Многие из представленных нами технологий использовались в разведке и психотерапии и тщательно оберегались от распространения. Но времена меняются. Бизнесмены, политики, специалисты по связям с общественностью интенсивно обучаются психотехнологиям и не без успеха используют их".
                В первой части этой книги приведена информация о уровнях восприятия окружающего мира, соответствующих модели субъективного мира человека (СМЧ). В модели СМЧ способности занимают скромное положение - над ними восвышаются еще 3 уровня. Пирамидальное построение уровней связано с их соподчиненностью. Чем выше уровень, тем больше его влияние на модель мира человека. Изменение верхнего уровня приводит к перестройке всex нижних уровней. Изменение нижних уровней может дополнить, но не изменить верхние уровни:
                4. Способности (что могу?)
                способность к эффективной коммуникации, обучению, а главное — к пониманию не только поступков, но и мыслей и желаний окружающих; предвидеть поступки людей, манипулировать ими, учиться у них; перенимать и использовать опыт всего общества, опыт поколений
                5. Убеждения (во что верю?)
                индивидуальные и общественные ценности
                6. Самопредставление (кто я?)
                человек - «ультрасоциальное» существо; люди способны формировать принципиально разные по своей структуре коллективы (членом которых они являются), различающиеся своими традициями, нормами поведения, способами добычи пропитания, системой внутригрупповых отношений, устройством семьи и т. д.
                7. Миссия (зачем я?)
                Цель жизни, представление об устройстве мира и своем месте в нем, участие в общественной жизни.
                http://www.zooton.net/ind1602.html
                Поэтому понятно, что сейчас способности политиков и крупных религиозных деятелей будут доминировать.
                Ответить
  • Михаил 33  | 14.09.2018 | 22:38 Ответить
    >> "Попав в новую местность, животные оказываются полностью дезориентированными. Поначалу они перемещаются хаотично, лишь случайно попадая на хорошие кормовые участки в правильное время — если только не встретят информированных аборигенов, у которых некоторым новичкам удается перенять опыт. Если же популяция целиком состоит из новичков, то могут пройти годы и даже десятилетия, прежде чем животные выработают оптимальные маршруты сезонных миграций, которые затем будут устойчиво передаваться из поколения в поколение благодаря социальному обучению."
    Последне неверно - правильно - БЛАГОДАРЯ МАССОВОМУ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

    У животных все основные функциональные системы представлены на двух нижних уровнях модели восприятия окружающего мира, соответственно уровень окружения (с ключевым вопросом, что вокруг?) и уровень поведения (ключевой вопрос, что делаю?). Эти уровни модели восприятия окружающего мира отражают основную способность животных - приспособится к окружающей среде и тем самым выжить (подробнее - https://www.academia.edu/27052453/Сознание._Мир_и_разум._Самоорганизация_Процесс_самоорганизации). При этом системы, сформированные в естественной природной среде, становятся для животных основными и необходимыми для сосуществования в естественных природных условиях. Поэтому взрослое высшее животное с системами, сформированными в искусственной среде обитания при участии человека, как правило, погибает, при помещении его в как будто бы привычные и естественные природные условия его обитания. Это, конечно, не находит объяснения у некоторых ученых, которых считают, что у животных поведение, умственная и психическая деятельность покоятся на врожденных, наследственно обусловленных инстинктах, закрепленных в генетической программе на протяжении всей эволюции.
    Ответить
  • Странник  | 26.09.2018 | 17:06 Ответить
    Если они учатся несколько десятилетий, то, возможно, это просто отбор: правильно мигрирующие оставляют больше потомства?
    Ответить
    • Михаил 33 > Странник | 26.09.2018 | 21:41 Ответить
      На конец - просто: правильно мигрирующие оставляют больше потомства, причем дети реализуют МАССОВОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ у свои родителей.
      Ответить
      • Михаил 33 > Михаил 33 | 27.09.2018 | 13:39 Ответить
        Информация к размышлению:
        Возможно, результаты этой работы, теоретически могли предсказать сотрудники лаборатории психофизиологии имени В.Б. Швыркова. Проблематика лаборатории: СИСТЕМОГЕНЕЗ И СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ. Конечно, в выводах статьи Юрий Александров вместо культуры использовал бы теорию функциональных систем П. К. Анохина.
        У Юрия Павлова на сайте "Человек. Новейшие системные исследования", наверное, еще 10 лет назад можно было найти:
        Многим известна гениальная фраза для ленивых студентов: «У животных поведение, умственная и психическая деятельность покоятся на врожденных, наследственно обусловленных инстинктах, закрепленных в генетической программе на протяжении всей эволюции».
        Ответить
  • badgy  | 08.10.2018 | 01:14 Ответить
    Отсутствие у современной науки какой-либо общей теории инстинкта приводит к подобным выводам у исследователей и популяризаторов. Полагаю, что в данном конкретном случае, инстинктивной и генетически наследуемой является сама склонность к миграции. Т.е. при уменьшении количества или ухудшении качества пищи копытные совершают переход на другую территорию, а не начинают выкапывать корешки, искать орехи и т.п. И это можно назвать мотивационным уровнем инстинкта. А поведенческий уровень инстинкта заключает в себе уже конкретное поведение, в т.ч. маршруты миграции и может меняться под действием внешних факторов и личного опыта.
    Ответить
    • Михаил 33 > badgy | 08.10.2018 | 16:36 Ответить
      И. П. Павлову было ясно: "Мы выработали известное количество условных рефлексов. Прибавление новых... сейчас же отзывается на состоянии прежних".
      Собственно научение, заключающееся в формировании нового элемента индивидуального опыта, начинается с возникновения проблемной ситуации, когда организм не может достигнуть желаемого результата за счёт использования имеющихся в опыте функциональных систем. На нейрональном уровне этому соответствует длительное рассогласование метаболических потребностей клеток и синаптического притока. Это приводит к одновременной актуализации множества функциональных систем.
      После ряда успешных проб происходит исключение лишних конкурирующих альтернатив и окончательно складывается новая функциональная система поведенческого акта. Она имеет вид определённой организации актуализированных ранее сформированных систем и «добавки» группы специализированных нейронов, представляющих вновь сформированный элемент опыта в памяти организма.
      И так - остановить науку - зацикливаясь лишь на внешних проявлениях (узких специалистов), не получится.
      Ответить
Написать комментарий

Сюжет


Культура у животных

Культура у животных


Последние новости


Цветки Stigmaphyllon paralias и их взаимодействие с маслособирающими пчелами
Асинхронность цветения и активности опылителей влияет на направление отбора

Новый вид игуанодонтов, Istiorachis macarthurae
На острове Уайт найден игуанодонт со спинным парусом

Сенильные бляшки бета-амилоида
Дефицит лития играет важную роль в патогенезе болезни Альцгеймера

Картофель (Solanum tuberosum)
Клубни у картофеля появились благодаря гибридизации дикого Solanum etuberosum с томатом

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»