Сегрегация по национальной принадлежности снижает общественное благосостояние

Знаменитый мост, построенный в середине XVI века в городе Мостар, вошел в список наследия ЮНЕСКО. Во время Боснийской войны в 1993 году мост был взорван, его восстановление в 2004 году стало символом примирения страны. Фото с сайта www.turinfo.ru
Знаменитый мост, построенный в середине XVI века в городе Мостар, вошел в список наследия ЮНЕСКО. Во время Боснийской войны в 1993 году мост был взорван, его восстановление в 2004 году стало символом примирения страны. Фото с сайта www.turinfo.ru

Общественные институты сегрегации национальных группировок или их интеграции существенно влияют на уровень общественного дохода. Это доказали ученые из американских университетов, проведя серию экономических игр с подростками из города Мостар. В этом городе действуют как сегрегированные общеобразовательные школы, так и интегрированные. Подростки из интегрированных школ продемонстрировали большую готовность к кооперации и большую заинтересованность в общественном благосостоянии, чем подростки национальных школ.

Трудно назвать менее объективную отрасль знаний, чем политология, хотя именно в этой области хотелось бы опираться на нечто более надежное, чем «множество мнений». В этой области наши заключения опираются на отдельные наблюдения, подчас субъективные выборки исторических фактов и мнения сиюминутных авторитетов. Чрезвычайно редки эксперименты, и даже тогда результаты практически всегда зависят от искусственно созданных начальных условий, тем самым существенно их обесценивая. Тем более ценны те немногие эксперименты, которые ставились самой жизнью (см., например, Uri Gneezy, Aldo Rustichini. A Fine is a Price // The Journal of Legal Studies. V. 29. January 2000. DOI: 10.1086/468061), или те случаи, когда исследователям удалось жестко ограничить вариации естественных начальных параметров. Именно к этим последним относится эксперимент, проведенный Маркусом Александером из медицинской школы Стэнфордского университета и Фотини Христия (Fotini Christia) из отдела политологии Массачусетского технологического института. Они называют свое исследование «полевой эксперимент», хотя проводили его вовсе не в полевых экспедициях, а в городе Мостар в Боснии и Герцеговине.

Сегодняшний Мостар — это политологическая экспериментальная пробирка, в которой бурлят все общественные реакции послевоенного времени. Поэтому у ученых имеется возможность наблюдать реально происходящие процессы. Тут главное — правильно поставить задачу исследования. В данном случае двое «полевиков» задались вопросом: в каких условиях этническая разнородность перестает вызывать конфликты и не препятствует проявлению альтруизма? Согласитесь, в современном мире этот вопрос становится исключительно актуальным. Сегодня, когда национализм и конфессиональная принадлежность превратились в мощные политические рычаги, трудно ожидать мирного самопроизвольного решения национального вопроса. В связи с этим хорошо бы понимать (хотя бы на уровне ограниченного академического знания), как и что нужно делать, чтобы, невзирая на безответственные националистические лозунги, многонациональное общество всё же могло мирно существовать.

Исследование проводилось в трех школах Мостара. Одна из школ находилась на территории проживания боснийцев, исповедующих ислам, вторая — на территории хорватов, приверженцев католицизма. Третья школа располагалась в центральном районе, и она была образована путем слияния боснийской и хорватской школ. Слияние школ было вынужденной мерой в послевоенное время. Конечно, в объединенной центральной школе боснийцы и хорваты занимались в разных классах, но школьная касса и бухгалтерия у них была общей, также общими было школьное оборудование и залы; совет учеников, представленный в равных долях и теми и другими, решал общие проблемы; общественные мероприятия тоже были одни на всех. Слияние школ происходило в административном порядке, так что дети попали туда безвыборочно, и проявить собственные (или родительские) этнические приоритеты они не могли. Даже напротив, представители школы время от времени посылают в прессу и властям петиции с требованиями разделить их по национальному признаку. Но так или иначе в объединенной школе дети учатся вместе.

Ученые пригласили (это уже по желанию) участвовать в эксперименте ребят из всех трех школ — и из сегрегированных по национальному признаку, и из объединенной школы. Добровольными участниками согласились стать 244 школьника. Примерно поровну мальчиков и девочек 17 лет и примерно поровну хорватов и боснийцев. На всякий случай собраны были данные и о доходе родителей участников эксперимента, но этот параметр, как выяснилось, не влиял на конечный результат эксперимента.

Сам эксперимент представлял собой известную экономическую игру, где участники складываются, чтобы в конечном итоге разделить полученный доход. Общая касса получается из личных пожертвований участников игры — кто сколько даст, а доход — из поделенной поровну суммы пожертвований (в данном случае эта сумма перед дележом увеличивалась на 20%). Ясно, что чем более эгоистичная тактика, тем больше личный доход, ведь в общую кассу эгоист дает меньше всех, а получает как все. Оптимизация подобной эгоистической тактики (допустим, в игре подобрались исключительно эгоисты) предполагает, что никто никаких пожертвований не делает и доходов не получает. Альтруистическая тактика ведет к увеличению общественного дохода, но увеличивает и риск потери личных доходов. Риск сильно уменьшается, если вводить штрафные санкции, то есть наказывать эгоистов, раз за разом вносящих малый вклад в общую кассу. Против этого вводятся штрафы: каждый участник может пожертвовать часть личных доходов, тогда у эгоиста отберется вдвое. В результате строго эгоистичная тактика перестает приносить доход и самый закоснелый эгоист начинает вести себя в соответствии с интересами общества.

С помощью таких игр легко измеряется уровень альтруизма — это как личный вклад, так и сумма штрафов. Как показывают исследования, сумма штрафов более четко отражает стремление к альтруизму и кооперации. Школьники играли в группах по 4 человека 20 раундов. Друг друга они не видели, они играли интерактивно, а на экране компьютера высвечивались имена игроков. Эти имена были не настоящие, а выдуманные, но представляли ту или иную национальность. Ученые воспользовались той особенностью, что у боснийцев и хорватов национальность и пол лингвистически отражается в имени. Так что участники игры видеть друг друга и общаться друг с другом не могли, зато представляли, с кем играют, — с боснийцем или с хорватом. Принцип деления на команды был такой: из двух национальных школ по две команды — смешанная и гомогенная по национальности, из объединенной школы тоже две команды — смешанная и гомогенная.

Итак, 20 раундов экономической игры, в которой можно проявить альтруизм и рисковать личными доходами на благо общества, а можно выступить эгоистом и получать личный доход, рискуя штрафными поборами. Подростки из сегрегированных и объединенной школ продемонстрировали различные тенденции к альтруистическим порывам.

Средний вклад каждого игрока в общую кассу. График из обсуждаемой статьи в Science
Средний вклад каждого игрока в общую кассу. Сравнивается вклад из национальных школ (левые колонки, segregated) и объединенной школы (правые колонки, integrated). Также отдельно анализируются вклады игроков из смешанных команд игроков (mixed) и подобранных по национальной принадлежности (homogenous). В половине случаев по правилам игры можно было применять штрафные санкции к эгоистам (красные столбики), в другом такой возможности не было (голубые столбики). График из обсуждаемой статьи в Science

Вклады игроков из объединенной школы были примерно равны в случаях национальных команд и смешанных команд. Иными словами, школьники в равной степени доверяли «своим» и «чужим». В сегрегированных школах доверие к чужакам, судя по вкладам, было явно подорвано, школьники не были готовы к кооперации и альтруистическим действиям на благо игрового сообщества. Правда, по отношению к своим они оказались несколько щедрее, чем соответствующая группа школьников из объединенной школы. Исправляет ли ситуацию введение штрафных мер, помогут ли штрафы сгладить различие между национальностями? Не слишком. Величина вкладов у подростков национальных школ осталась примерно той же, что и без штрафных санкций. Зато команды из объединенной школы продемонстрировали эффективность штрафных санкций: вклады игроков увеличились и в смешанных, и в национальных группах.

Сумма штрафов в командах игроков из разных школ. График из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Science
Сумма штрафов в командах игроков из разных школ. Здесь авторы обращают внимание на то, что штрафные санкции применялись и по отношению к тем, кто вложил больше, и к тем, кто вложил меньше. Так что штраф сам по себе демонстрирует и прообщественное и антиобщественное поведение. Поэтому связь суммы штрафов с альтруистическим поведением очень непростая. График из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Science

Игроки из сегрегированных школ, попавшие в национальные команды, вынуждали платить большие штрафы; они были явно больше и чем штрафы в смешанных командах, и чем штрафы игроков из объединенной школы. Хотя сам размер штрафа не зависит от того, много или мало внес партнер в общую кассу.

Авторы исследования делают два вывода. Во-первых, общественная интеграция, даже такая кратковременная, как в данной школе, увеличивает общественный доход и готовность к кооперации. Во-вторых, штрафные меры работают на благо обществу только в интегрированных обществах. В сегрегированных национальных группах наказание не повышает движение к общественному процветанию. Здесь работают иные механизмы, связанные с национальной моралью. Кроме того, ученые подчеркивают, что в условиях гетерогенных сообществ, какие составляют лицо сегодняшней европейской цивилизации, сами по себе институты интеграции играют существенную роль в повышению общественного достояния. Одно это способно укрепить стабильность многонациональных государств.

Источник: Marcus Alexander, Fotini Christia. Context Modularity of Human Altruism // Science. 2011. V. 334. P. 1392–1394. DOI: 10.1126/science.1202599.

Елена Наймарк


21
Показать комментарии (21)
Свернуть комментарии (21)

  • PavelS  | 14.12.2011 | 21:23 Ответить
    Что-то этот сайт последнее время пестрит политическими выводами по неоднозначным данным. Исследование интересное, но столбики можно рассматривать с любой стороны, в т.ч. вывернуть вывод наоборот. К примеру напрашивается вывод такой: "в обществах без сегрегации от разворовывания бюджета удерживают только карательные меры". По гистограмме видно, что ученики из смешанных школ в любых (смешанных или нет - не важно) командах довольно плохо сотрудничали, пока не придумали штрафы. В то же время команды "нацистов" неплохо ладили без штрафных санкций. Это говорит что совести у безнациональных ребят нет, они штрафа боятся. А без штрафа, дай им воровать из общака по-тихому, будут воровать в масштабах как чиновники в России.

    Короче, статья хороша, вывод - политкорректный заказ. Типа провели игру без штрафов - демократия американских идеалов показала фиаско, так публиковать нельзя... придумали ещё одну игру, теперь публиковать в саэнс можно.
    Ответить
    • naimark > PavelS | 15.12.2011 | 09:53 Ответить
      Как показывают подобные игры, в обществах без штрафов или любой другой меры общественного контроля, разворовывание бюджета - дело самое естественное и обычное. На совесть, как правило, расчитывать не приходится. Этот экономический закон вывел еще Д.Юм в 18 веке. Так что штрафы неизбежно появляются в любых обществах. Ситуация гораздо хуже, когда они не работают, как в этом сегрегированном обществе. Тогда нет возможности управлять процессом. Ведь мораль, общественное порицание - то есть другие формы надзора за разворовывнием общественного добра - управлению, контролю и прогнозированию не поддаются.
      А чиновники в России (наверное, не только в России)ощущают себя вне общества и вне штрафов, потому и воруют. Кто этой высшей касте будет штрафы выписывать? - правильно, некому. А беспринципность и отсутствие совести у них среднее по стране, то есть где-то в районе нуля. Отчего же тогда не украсть?
      Ответить
      • PavelS > naimark | 15.12.2011 | 16:38 Ответить
        Почему вы так уверены что на совесть нельзя рассчитывать? Мне случалось делать покупки через интернет, в слепую, высылал деньги вперёд. Согласно вашей логике в такой ситуации всегда обманут, т.к. нет смысла высылать товар, когда деньги пришли. Люди же не так логичны, не такие идеальные экономисты, как вы это преподносите. Культ идеальной экономики и повёрнутое на этом мышление - не в каждом обществе. Вот (согласно этой работе) в сегрегированном обществе без штрафов люди ведь как-то держатся за моральные нормы, как-то сотрудничают - и делают это даже лучше, чем в смешаном обществе без штрафов. Не вижу причин относиться к ним с таким негативом, как у авторов этой работы.

        Ну а штрафы (найм охранника, сторожа) - они часто обходятся ОЧЕНЬ дорого в механизме своей реализации. Не 1 к 2, а ещё дороже. Т.к. охранник и ворует. И два охранника воруют. И три. Только ещё больше. И милиции откатывают. Так что может так случиться что ДЕШЕВЛЕ плюнуть на всё и положиться на честное слово, а не на карательные санкции.

        И довод "мораль ... управлению, контролю и прогнозированию не поддаются" - это как раз недоработка ученых, а не дефект общества.

        Также довод "Ситуация гораздо хуже, когда они (штрафы) не работают, как в этом сегрегированном обществе" - так может штраф не так как надо организован? Может, надо не на деньги штрафовать, а капать на голову наказываемому исламисту свиным салом, или ещё как-то. Денежный штраф - это проекция американских реалий на чужую ментальность. И они не сработали. И вывод "все дураки, наше общество лучшее". Мне очень понравилась ваша (точно ваша? не помню уже) статья про счет муравьёв. И вводные слова, что каждый экспериментатор пытается сначала заставить подопытного говорить на своём языке. Отсюда и искажение получаемых значений IQ, т.к. выбираются не самые умные в счете, а самые человеколюбивые. Тут - точно то же самое. Вместо того, чтобы понять механизмы сдерживания в традиционно-сегрегированном обществе и играть в их плоскости, они это всё отбросили как ненужное.
        Ответить
        • naimark > PavelS | 17.12.2011 | 11:59 Ответить
          Отчасти Вы правы - штрафы не всегда действенны, иногда полезнее полагаться на мораль. Эти два фактора действуют совместно и у них довольно хитрая система взаимодействия. Известный "живой" случай был прослежен в одном израильском детском садике, где ввели штрафы против опаздывающих за детьми родителей. Как только ввели штрафы, родители стали опаздывать еще больше. Штрафы "успокоили" родительскую совесть. Но в целом экономические правила в первую очередь опираются на эгоистические настроения индивидов. Так что авторы не относятся к моральным мотивам отрицательно, просто руководствуются законами экономики. Нужно сказать, что судя по комментариям, экономическая тематика принимается читателями чрезвычайно близко к сердцу. Читателям оказывается трудно отделить личные впечатления от научных результатов. Кое-кто из-за личных мотивов, не разобравшись, даже решил сайт Элементы больше не читать.
          Ответить
          • Aab > naimark | 18.12.2011 | 15:02 Ответить
            Сумасшествие, как известно, бывает левого и правого толка.

            Вот ещё пример из одного детского сада страны молока и мёда. Там решили деткам рассказать о Шоа. Натурально половине нашили желтые звёзды - это были иудеи, они должны были почувствовать отделённость, печаль и неправильность происходившего. Что должна была почувствовать вторая половина деток - арийцы поневоле: об этом педагоги не задумывались.

            А жаль.

            А ещё есть хороший немецкий фильм "Эксперимент" с Морицем Бляйбтрэу в главной роли. Фильм основан на реальных событиях. Если Вы видели его, то согласитесь со мной, что немцы понимают толк в "экспериментах". Там тоже была смоделирована ситуация сегрегации на своих и чужих.

            Вообще, все эти соц.эксперименты, по-моему, имеют одно неприятное свойство - положительную обратную связь на объект исследования. Ну, может, и не всегда. Может. Быть. Может, этот - безобиден, да и то, почитал я комменты Павла С. - и уже не столь уверен в безобидности.
            Ответить
          • PavelS > naimark | 19.12.2011 | 00:27 Ответить
            Не, сайт читать я не брошу, таки один из самых интересных. Да и эта статья интересная. Выводы в заголовке правда чрезмерно скорополительные.
            Ответить
        • Aab > PavelS | 18.12.2011 | 14:51 Ответить
          == Может, надо не на деньги штрафовать, а капать на голову наказываемому исламисту свиным салом, или ещё как-то. ==

          А труп заворачивать в свиную шкуру и потом сжигать; прах - в отхожее место? Но это ужасно! :/

          А что можно капать в переносном смысле? Только обезличенное доверие - деньги (штрафовать, т.е.)
          Ответить
          • PavelS > Aab | 19.12.2011 | 00:37 Ответить
            А кто сказал что штраф надо делать обезличенным и неужасным? Зачем загоняться в такие рамки? Почему обречь человека прожить молодость в тюряге (частичная смерть от старости) - нормально, а рубить руки ворам - нельзя? Традиции? Не довод. Только опять же, это не надо воспринимать как политический призыв вводить шариат. Это призыв разобраться хорошенько, т.к. очевидно, что часть обществ живёт не так как мы, если в ситуации без штрафов обгоняют нас.
            Ответить
            • Metmor > PavelS | 19.12.2011 | 03:53 Ответить
              Довод. Сажать в тюрьму или рубить руки - это вопрос ценностей, а не экономических игр.
              Ответить
              • Aab > Metmor | 31.12.2011 | 15:15 Ответить
                Sic!
                Ответить
              • hongma > Metmor | 08.01.2012 | 12:39 Ответить
                Не только :)
                Без руки - инвалидность, потери для работодателей.
                С руками в тюрьме - работает за баланду, выгода работодателям.
                Опыт США показывает, что частная тюрьма весьма неплохо экономически утилизует преступников :))
                Да и сама система рабовладения в 16-21 вв, что это как не каторжная тюрьма "ни за что".
                Ответить
    • charms.stranger > PavelS | 22.12.2011 | 05:49 Ответить
      Это моделирование =науки -физика на гуманитарном =поле.
      Нацио =богиня рождения . Суть = есть устойчивая геномная поведенческая раскристаллизация Семья = она консервативна. У нее естественные задачи для Лаоса (греческое -люди =сегодня близко к этому =селяне). Эта -же Семья в Демосе ( искусственная среда обитания =близка к горожане=как граждане =носители Обязанностей (пирамид -доминант -семья), а из них права. ( у нас демос -гражданский с конституционным Ядром- пирамид)
      Оказывается = что компьютерная культура (железо и программы) Религиозней ( религо =причинно -следственная и следственно -причинная ) Честнее =чем наблюдатель с 10 классами Образования.
      Аналоговое мышление = Это вершина Айсберга. Где доминирует картинка. Но Это Меньшее в среде большего. Свет - продут и последний предел в этом продукте =как меньшее в среде большего ( как меньшее на поле PPm-1 и PPm-2.)Образование =должно иметь устойчивые узоры на моделях гражданского Образования и поведения. Осветили -вершину айсберга = и сразу = софизм. Софизм =это манипулирование наперсточниками такого ресурса как Системы Отсчета. Наука = Опыт Сын Ошибок Трудных .И Случай =БОГ! Чтобы найти Момент истины =Бог; нужно создавать экспозицию непрерывности (а это для наблюдателя =Ppm-1 и PPm-2.) А другого не дано . Книга- Бытие 3.19. Наука = источник света ( скорбь приумножающей),только Она = источник света.По Этому = Гуманитарий = один идеалист +два циника +один революционер. Физик (инженер) Мастер =под-мастер (суб-доминант) и два подсобных меньшиковых.
      Ответить
  • Archimedes  | 15.12.2011 | 10:03 Ответить
    Собственно исследование объясняет почему единая евровалюта стремительно идёт к своему краху: реального объединения стран Евросоюза не произошло т.к. каждая страна "варится" в собственном соку и мало общается с другими => интеграции не происходит => на лицо признаки сегрегации, которая ведёт к снижению эффективности экономики Евросоюза.
    Ответить
    • naimark > Archimedes | 15.12.2011 | 10:44 Ответить
      Любопытное размышление
      Ответить
    • Скеп-тик > Archimedes | 15.12.2011 | 19:34 Ответить
      Евровалюта, доллар и рубль гикнулись по одной причине - недоучки шестидесятых, придя к власти, были уверены КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ БЕСКОНЕЧНО. И можно тратить на военные и социальные игрушки СКОЛЬКО ХОЧЕТСЯ. Вспомним Россию 1997г. чубаисята выпусколи ГКО под 400% годовых при стагнирующей промышленности (т.е. при отсутствии налогов). На Западе затимали под 4%, но триллионы! Крах СССР сделал отсрочку за счет хлынувших из него дармовых ресурсов (НОГА - ухитрились подписать контракт по $1 за тонну нефти). Теперь лафа кончилась, надо платить.
      Жрать в долг - основа европейской культуры со времен римской империи. И сегрегация и кооперация тут не при чем - гольные АбезьяньИ инстнкты.
      Ответить
      • charms.stranger > Скеп-тик | 22.12.2011 | 06:07 Ответить
        Тогда =зачем мы учим в школах по 10 лет. Если вот так =раз и полный анализ. Но Этот сценарий в сообщающихся сосудах мы прожили. Сейчас рассуждаем.об опыте! Опыт,говорит. что если людей (тех-же) собрать в новом кристаллическом узоре. И Дать новый Центральной плотности исполнительный геном = то будет два решения. Интегральное -будет ближе к параметрам ожидаемым от опыта. Кристаллы и квази -кристаллы = мы входим в новую научную плотность и делаем ревизию на гражданском ментальном поле интеллиго. Которое =хочет создавать интегральные генераторы для решения проблем на поле: Расщепление (син. сегрегация) в генетике — возникновение различных гено- и фенотипов в потомстве гибридов, обусловленное случайным распределением гомологичных хромосом между гаметами в мейозе, кроссинговером и случайными сочетаниями гамет при оплодотворении.
        Отсюда =удерживаемое =случайное, будет иметь "меньшую" разрешающую способность(плотность) по Отношению новому интегральному = которое в комплиментарном порядке =отрицательное и положительное от расщепления = строит в режиме дополнительности.
        Ответить
    • Metmor > Archimedes | 19.12.2011 | 03:48 Ответить
      Скорее, дело в отсутствии штрафов, а не в недостаточной интеграции. :)
      Ответить
  • binariti  | 15.12.2011 | 11:21 Ответить
    По-моему это исследование показывает, что когда люди изночально разобщены, то они действуют разобщенно, а когда они объединены, тогда они действуют более согласованно.

    Это все равно, что сказать: параллельные линии это те линии, которые не пересекаются. А потом, руководствуясь этим определением, выбрать две параллельные линии и доказать, что они действительно не пересекаются.
    Ответить
    • silly_sad > binariti | 16.12.2011 | 15:10 Ответить
      +1
      бросаю читать этот сайт.
      совершенно антинаучная статья!
      даже если мы ПОВЕРИМ исследователям что они выявили корреляцию, то с какй стати они заявляют о ПРИЧИННОСТИ!!!!
      Ответить
      • charms.stranger > silly_sad | 22.12.2011 | 06:15 Ответить
        Это научная площадка. а мы Ваши паразиты. Мы без Вас = никуда. Так что = одевайся и сопротивляйся. Если мы не будем приспосабливаться как Гоа’улды (произносятся также как гуаулды, англ. Goa'uld) — вымышленный паразитический инопланетный вид, известный по научно-фантастическому телесериалу «Звёздные врата: SG-1». Внешний вид гоа’улдов напоминает змею (или, скорее, миногу или миксину), однако эти существа чрезвычайно высокоорганизованны в интеллектуальном плане и способны проникать в тела других разумных существ или крупных животных, получая контроль над захваченным организмом. Люди считаются видом, лучше всего подходящим в качестве хозяина (носителя) гоа’улда, причём для обозначения паразита часто используется термин «симбионт»/«симбиот».
        Гоа’улды — «это раса разумных паразитов, крадущая технологии, правящая при помощи страха и дешевого пафоса» (цитата из сериала). (википедия)
        Понятно = что тебя не испугаешь= но вот лишать экологию дешевого ресурса для пафоса. не стоит. С человека =больше сыпется физического мусора = чем интеллиго. Зачем нам разрушать =когда можно беречь друг -друга.
        Ответить
  • hongma  | 08.01.2012 | 12:51 Ответить
    Надо заметить, что приведенные данные допускают ОЧЕНЬ разные интерпретации.
    Скажем, в смешанных школах дети более управляемы с помощью штрафов.
    Кстати, осталась неясной сама система наказания. В тексте промелькнуло, что наказывались не только "эгоисты", но и "слишком альтруисты". Очень важный момент! Хотелось бы уточнить.
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»