Нападки политиков на климатологов угрожают не только науке

Белые медведи на одинокой льдине могут стать символом угрозы глобального потепления. Ведь их благополучие целиком зависит от состояния ледового покрова Северного Ледовитого океана. Фото: © Paul Nicklen / National Geographic / Getty Images. Приведено в обсуждаемой статье в Science
Белые медведи на одинокой льдине могут стать символом угрозы глобального потепления. Ведь их благополучие целиком зависит от состояния ледового покрова Северного Ледовитого океана. Фото: © Paul Nicklen / National Geographic / Getty Images. Приведено в обсуждаемой статье в Science

Недавно в журнале Science появилась статья за подписью сразу 255 известных американских ученых, членов Национальной академии наук США (The National Academy of Sciences). Эта статья фактически представляет собой открытое письмо, полное тревоги. Авторы письма призывают политиков, журналистов и просто всех граждан обратить самое серьезное внимание на проблему меняющегося климата и прекратить необоснованные нападки на ученых-климатологов.

Хотя все подписавшиеся под текстом статьи ученые — члены Национальной академии наук США, они, как это специально подчеркнуто в примечании, выражают свою личную точку зрения, а не официальную позицию Академии. Начинают они с выражения глубокой обеспокоенности по поводу наблюдающейся в последнее время эскалации политически мотивированных нападок на ученых вообще и на климатологов в частности. Наверное, пишут они, любому образованному человеку всё же должны быть известны хотя бы некоторые базовые научные истины. Конечно, в научных заключениях всегда есть доля неопределенности: наука никогда не может доказать что-либо абсолютно. Однако заявление о том, что общество не должно принимать никаких мер, пока ученые не будут уверены абсолютно во всём, нередко оборачивается отказом от принятия каких-либо мер вообще. Такой отказ может быть чреват катастрофическими последствиями. Изменение климата — как раз случай такого рода.

Как и все люди, ученые иногда ошибаются, но наука организована так, что ошибки рано или поздно обнаруживаются и устраняются. Более того, целый ряд великих открытий — это убедительные доказательства того, что общепринятая точка зрения неверна. Именно таковы открытия Галилея, Пастера, Дарвина и Эйнштейна. После тщательной проверки и подкрепления независимо полученными данными некоторые заключения приобретают статус «надежно обоснованной теории», и тогда о них начинают говорить как о «фактах». К примеру, наукой собраны убедительные свидетельства того, что наша планета появилась 4,5 миллиардов лет назад, наша Вселенная — 14 миллиардов лет назад (в результате Большого взрыва), а ныне живущие организмы произошли от тех, что существовали раньше. Происходящие сейчас изменения климата относятся к явлениям того же порядка. Однако есть люди, которые отрицают изменение климата (по-английски их так и именуют: «climate change deniers»), причем движимы они не стремлением выдвинуть альтернативную научную теорию, а частными политическими интересами или приверженностью определенной догме.

Созданная по инициативе ООН Межправительственная группа экспертов по изменению климата (IPCC, Intergovernmental Panel on Climate Change) суммирует результаты исследований, в которых участвуют тысячи людей. Те или иные конкретные ученые иногда могут ошибиться. Когда ошибки обнаруживаются, их исправляют. Но в последнее время не было выявлено таких крупных ошибок, которые заставили бы научное сообщество пересмотреть основные утверждения о характере происходящих изменений климата, а именно следующие:

1) Планета нагревается из-за увеличения концентрации в атмосфере газов, удерживающих тепло (парниковых газов).

2) Значительная часть прироста концентрации парниковых газов в атмосфере за последнее столетие происходит из-за активности человека — прежде всего, из-за сжигания ископаемого топлива и сведения лесов.

3) Естественные причины также играют определенную роль в изменении климата Земли, но влияние их перекрывается результатами процессов, индуцированных человеком.

4) Нагревание планеты неминуемо приведет к подъему уровня океана (на самом деле, это уже происходит) и изменению гидрологических циклов. Кроме того, увеличение содержания CO2 в атмосфере приводит к возрастанию кислотности океанических вод.

5) Комбинация этих климатических изменений угрожает существованию всего населения прибрежных низменностей, в том числе и жителям многих городов. Будут затронуты также важные сельскохозяйственные угодья, многие пресноводные и морские экосистемы и даже высокогорья (из-за таяния ледников).

Уничтожение тропического леса в бассейне Амазонки для освобождения площадей под сельскохозяйственные угодья. Сведение лесов — важнейшая, после сжигания ископаемого топлива, причина увеличения содержания в атмосфере CO2 и других парниковых газов. Фото © NASA LBA-ECO Project с сайта www.nasa.gov
Уничтожение тропического леса в бассейне Амазонки для освобождения площадей под сельскохозяйственные угодья. Сведение лесов — важнейшая, после сжигания ископаемого топлива, причина увеличения содержания в атмосфере CO2 и других парниковых газов. Фото © NASA LBA-ECO Project с сайта www.nasa.gov

Перечисленных обстоятельств более чем достаточно, чтобы понять озабоченность ученых теми проблемами, с которыми уже реально столкнется следующее поколение людей. Поэтому, пишут авторы письма, «мы и призываем политиков и всё общество немедленно обратиться к причинам климатических изменений, включая никак не ограниченное сжигание ископаемого топлива». Они также призывают немедленно положить конец отдающей духом маккартизма травле их коллег, угрозам, базирующихся на намеках и просто на принадлежности к той или иной организации. На самом деле для политиков это только повод, чтобы не предпринимать никаких действий.

К не слишком оптимистичным выводам американских ученых можно добавить, что и в России также нередко можно услышать утверждения (обычно выражаемые в довольно безапелляционной манере), согласно которым повышение содержание CO2 в атмосфере и глобальное потепление есть миф, выдумка, мягко выражаясь, не слишком добросовестных ученых (характерным примером могут быть сочинения Юлии Латыниной «Учение глобального потепления» и «Климатократия. Часть 3»). Автор этих крайне агрессивных и далеких от науки текстов умалчивает о том, куда же деваются 9–10 Гт углерода (прежде всего в виде CO2), которые выбрасываются ежегодно в атмосферу в результате сжигания топлива, и закрывает глаза на то, что неуклонное и необычайно быстрое увеличение содержания диоксида углерода в атмосфере не может не приводить к потеплению.

Сжигание ископаемого топлива — основной источник поступления в атмосферу CO2, важнейшего на сегодняшний день парникового газа. Снимок к сайта www.bellona.org
Сжигание ископаемого топлива — основной источник поступления в атмосферу CO2, важнейшего на сегодняшний день парникового газа. Снимок к сайта www.bellona.org

Порой раздаются также голоса, что для России, как северной страны, потепление есть благо. Но о каком благе можно говорить, если огромная часть страны находится в зоне вечной мерзлоты, а таяние ее грозит разрушением множества зданий, дорог и других сооружений. Кроме того, из оттаивающей вечной мерзлоты будет в больших количествах выделяться метан (это уже на самом деле происходит — см.: Таяние вечной мерзлоты ведет к выбросу в атмосферу миллионов тонн метана), парниковый эффект которого (в расчете на молекулу) куда более значим, чем у диоксида углерода. Нельзя забывать и о том, что пояс основного земледелия России находится в южных районах, а там резко возрастет вероятность сильных засух. Страшные засухи грозят нашим ближайшим южным соседям — странам Центральной Азии и Китаю. Массы людей устремятся на север, но земледелие на этих почвах имеет весьма ограниченные возможности. Так или иначе, но глобальное потепление — это серьезная угроза всему человечеству, и мы должны сделать всё возможное, чтобы ее ослабить.

Источник: P. H. Gleick, R. M. Adams, R. M. Amasino, et al. Climate Change and the Integrity of Science // Science. V. 328. P.  689–690.

См. также:
1) Реальные пробелы в науке о климате не отменяют глобального потепления, «Элементы», 05.02.2010.
2) Изменения климата за 15 лет: прогнозы и реальность, «Элементы», 18.05.2007.
3) Биосфера уже не справляется с избытком CO2, «Элементы», 5.01.2008.
4) Гренландия всё быстрее теряет свой лед, «Элементы», 26.09.2006.
5) Susan Solomon, et al. Irreversible climate change due to carbon dioxide emissions // PNAS. 2009. V. 106, no. 6. P. 1704–1709 (есть PDF всей статьи).

Алексей Гиляров


68
Показать комментарии (68)
Свернуть комментарии (68)

  • Monol1th  | 17.05.2010 | 16:56 Ответить
    Маразм крепчал...
    Ответить
  • gigacyan  | 17.05.2010 | 16:57 Ответить
    Ученые, во многом, сами виноваты в таких нападках. Тему глобального потепления раздули до огромных размеров, так что она перешла из научной области в политическую, но ученые не жаловались, ведь поток финансирования резко возрос. А теперь, когда мир начинает экономить деньги и просит предъявить доказательства страшных предсказаний, ученые просят защиты.

    А теперь может случиться, как в известной сказке про мальчика, который кричал "Волки!". Впрочем, я не согласен с доводами автора о том, что для России потепление - тоже плохо. 65% территории России - это районы вечной мерзлоты, строить там что-то капитальное - очень сложно и дорого. Там, где таяние мерзлоты разрушит поселки, можно будет построить города! Пояс земледелия сдвинется на север - и станет больше по площади. Действительно, новообретенные земли нужно будет защищать от менее удачливых южных соседей, но вряд ли это можно назвать стоящим основанием для того, чтобы отказываться от своего счастья.
    Ответить
    • Дмитрий В. > gigacyan | 18.05.2010 | 10:20 Ответить
      Большая часть территории вечной мерзлоты превратится в болото, где строить и возделывать ничего не получится. Кроме того будет гниение того что сейчас находится в замороженном состоянии и выделение болотных газов. Что приведет к еще более сильному разрушению климата.

      Почитайте статьи на этом сайте:
      http://www.bioticregulation.ru/index_r.php
      Ответить
  • amotr  | 17.05.2010 | 18:57 Ответить
    Более того, целый ряд великих открытий - это убедительные доказательства того, что общепринятая точка зрения неверна.
    --------------
    иными словами общепринятая точка зрения что нам грозит конец света изза изменения климата - полный бред и профанация я правильно понял академиков авторов письма?
    Ответить
  • Sugrob  | 17.05.2010 | 19:40 Ответить
    10 % членов Национальной академии наук США являются спецами по климатическим изменениям?
    Ответить
  • Academon  | 17.05.2010 | 23:09 Ответить
    Просто на секундочку: планете хоть потепление, хоть похолодание не грозит ничем.
    Это будет просто очередное изменение, причём даже близко не сравнимое с недавним оледенением.
    И биосфере в целом тоже параллельно - она так устроена, что изменения в конечном счёте дадут лишь новый толчок эволюции.

    Только человеку изменения в природной среде грозят потерями, да и то - строго говоря эти потери, в своей сути просто новые рабочие места для постройки дамб и распахивания бывшей тундры. И это - очевидно - сугубо политический вопрос, и "климатолохи" всегда играли на этом. На этом они получали просто невероятные гранты, освоив которые давали красивые уточнения к моделям(типа температура вырастет там-то и там-то на 1,3 гардуса, на не на 1,2. А птом реашли что снова на 1,3).
    Я, несмотря на то что слежу за темой, не увидел НИЧЕГО НОВОГО В КЛИМАТОЛОГИИ за последние 10 лет! А ведь денег закачали огромное количество!
    2-3 новых погодных спутника - единственное значимое достижение. Несмотря на огромную статистику, которую (якобы) собрали по всему миру, никаких более подробных теорий формирования ураганов, и колебаний температуры не создано! Если не считать "жёлтых" статей о 1 урагане в неделю на атлантическом побережье США...

    И уже у всех резонно назрел вопрос - А ЧЕМ ЭТИ АМЕРИКАНСКИЕ КЛИМАТОЛОГИ ЗАНИМАЮТСЯ?
    Засухи они предсказывают, наводнения тоже, а то что куча территорий вобще не изменится и останется так же (а то и более) пригодной для сельского хозяйства просто игнорируется.
    Уже всем очевидно банальное нагнетание истерии, для выкачивания следующих грантов на шулерские исследования.
    Климат может и теплеет, но эти воры так и не создали приближённой к реальности модели, которая покажет что где и как изменится. А ведь вся их работа изначально была задумана как основа для долгосрочного планирования..а как планировать, ели тебе раз за разом выдают истеричный бред о второй Венере?
    Ответить
    • Sugrob > Academon | 17.05.2010 | 23:37 Ответить
      Увы, ведь современная наука во многом так и организована, в разных отраслях. Не будешь кричать об "открытиях", участвовать в совместных пузыренадуваниях и писать горы статей, быстро получишь пендаля под зад. Так что политики и общественность пусть не только наезжают на климатологов и прочих "британских ученых", но и пусть призадумаются о том, что же "мы строили, строили и наконец построили". А то ведь поздно будет - вот с финансами уже, похоже, допрыгались..
      Ответить
  • Kostja  | 18.05.2010 | 00:38 Ответить
    Будет катастрофическое потепление или нет, а никто пока ничего дельного не предложил такого чтобы человеческая цивилизация в целом получила некий коллективный ученый разум способный влиять на нее в таких масштабах, в то время как потепление может оказаться меньшим из зол.

    Один вулкан какого шороху наделал, несмотря на его малозначительность как такового.
    Ответить
    • bomg > Kostja | 18.05.2010 | 12:14 Ответить
      <Будет катастрофическое потепление или нет, а никто пока ничего дельного не предложил... >
      Почему не предложил? Предложил. Есть, например, результат коллективного разума - Киотское соглашение, ограничивающее выброс углекислого газа в атмосферу.
      Ответить
      • Kostja > bomg | 19.05.2010 | 02:25 Ответить
        Во первых оно не работает, следовательно бесполезено как проект вечного двигателя. Во вторых насколько помню РАН несколько лет назад не советовала Путину подписывать киотский протокол. Так же я спустя какое то время слышал по тв из уст нашего ученого руководящего всемирной метеорологической организацией что известный международный комитет по потеплению отказался давать рекомендации правительствам что делать, и предложил решать самостоятельно, оставив очевидно борьбу и построение научных теорий на усмотрение политиков)) потом этому комитету дали нобелевскую премию за чтото.
        Ответить
  • donPavlensio  | 18.05.2010 | 00:58 Ответить
    Ударим нанотехнологиями по глобальному потеплению!!!:)
    Ответить
  • freestar  | 18.05.2010 | 02:18 Ответить
    а меня если честно беспокоит, что выделение метана смешается с со2, взрывоопасно получается ))) расколемся как фаэтон нафиг, одни космонавты останутся )) а если серьезно, то любое вмешательство в природу к добру не приводило, пока человек был дикий и разрозненный, тысячелетиями все было нормально, но за последние 150 лет мы очень сильно повлияли на нее, может случиться все что угодно, большая вероятность того, что состав воздуха изменится настолько, что станет непригоден для дыхания...
    Ответить
    • Abonec > freestar | 18.05.2010 | 11:15 Ответить
      Чем это мы так влияли на климат 150 лет назад?
      Ответить
  • morbo  | 18.05.2010 | 07:19 Ответить
    Куда деваются гигатонны CO2 вы спрашиваете? А как вы думаете, откуда деревья набирают массу? Деревья усваивают углерод из CO2, находящегося в воздухе.

    Есть гораздо более важные экологические проблемы, нежели какое-то потепление. Например - куча пластикового мусора в океане, из крана в городах льётся непитьевая вода, цвета побежалости на берегах рек, вырубка лесов, огромные мусорные свалки рядом с городами и т.д.
    Ответить
    • donPavlensio > morbo | 18.05.2010 | 11:12 Ответить
      Если честно, то человеку свойственно переоценивать свою значимость. Сперва мы были венцом творения, но потом "бог умер" и вскоре мы стали виновниками глобального потепления. Пока один вулкан способен натворить больше шороху чем все человечки вместе взятые, такие претензии на первенство выглядят весьма сомнительно. Ни дна попытка ослабить тайфун или укротить смерч не увенчалась успехом, а Вы говорите влияние на климат...
      Метан, кстати вполне себе окисляется и вливается в известный нам со школьной скамьи круговорот.
      Ответить
  • Korin Molchek  | 18.05.2010 | 09:16 Ответить
    Последнее время стало популярным писать открытые письма. Про "Чистую воду" недавно видел письмо, но оно здесь не обсуждалось.
    Ответить
  • donPavlensio  | 18.05.2010 | 11:46 Ответить
    Вот некоторые вообще утверждают что виноваты коровы которые слишком много бздят чем и усугубляют парниковый эффект. И ни одному из этих "ученых" не пришла в голову мысль что для того чтобы произвести корову с суммой ее отходов, надо вырастить столько же травы, (которая все это СО2 и поглотит!!!) то бишь замкнуть цикл.
    Со сжиганием нефти посложнее. Но вполне может сработать к примеру такой механизм: Рост СО2--> потепление, рост кислотности материковых вод--> рост хим выветривания, снос в моря-->связывание Ca и Mg с СО2-->падение СО2. Требую звезду героя за спасение мира!:)

    "Ученые": "Боже мой мы опять таки не погибнем! Что же делать? Так: астероид был, парад планет был, свиной грипп был, проблема 2000 была, коммунизм был, терроризм был... остается только готовиться ко вторжению марсиан. Или может быть стоит попробовать вспышки на Солнце?"
    to be continued...
    Ответить
    • morbo > donPavlensio | 18.05.2010 | 11:51 Ответить
      >"Ученые": "Боже мой мы опять таки не погибнем! Что же делать? Так: астероид был,

      Это не учёные, это авторы сценария американского фильма-катастрофы.
      Ответить
  • petrenko  | 18.05.2010 | 11:51 Ответить
    опечатка: "приведет к подъему уровню океана"
    Ответить
    • editor > petrenko | 19.05.2010 | 03:03 Ответить
      Спасибо, исправили.
      Ответить
  • bomg  | 18.05.2010 | 12:23 Ответить
    Есть пропасть между научным подходом, где в основе строгие научные доказательства, проверяемые всем сообществом специалистов в данной области и "общественным мнением", которое не содержит ничего, кроме эмоций. Мне кажется не стоит выносить на суд общественного мнения сугубо научные проблемы, такие, как изменение климата. Кроме оскорблений, настоящий ученый, такой, например, как Вы ничего не получит. Юлия Латынина - корифей всех наук, крайне эмоциональная и дурно политизированная дамочка. Что конкретно она может сказать по вопросу, в котором она не только не компетентна, но даже не имеет высшего образования в этой области. Не говоря уж о научной степени.
    Ответить
    • MayDay > bomg | 20.05.2010 | 09:23 Ответить
      Изменение климата не только научная проблема, но и социально-политическая. Поэтому Ваши призывы к ученым запереться в башне некорректны. Социальные проблемы должны обсуждаться обществом.
      Ответить
  • xronik  | 18.05.2010 | 14:23 Ответить
    "Кроме того, увеличение содержания CO2 в атмосфере приводит к возрастанию кислотности океанических вод." (c)

    мне интересно, авторы когда-нибудь в своей жизни пытались подкислить океанскую воду (соленость 35 промиллей) углекислотой? они хотя бы теоретически представляют себе что такое океанская вода и какова её буферность?
    Ответить
    • bomg > xronik | 18.05.2010 | 17:05 Ответить
      Девять ученых из разных стран, в том числе, Hall-Spencer J.M., Ransome M., Turner S.M.. Rowley S.J. и Metalpa R.R.(Великобритания), Sophie Martin (Франция), Maoz Fine (Израйль), Tedesco D. и Maria-Cristina Buia (Италия) опубликовали статью в журнале с безупречной репутацией Nature 454, 96-99 (2008). В ней они, в частности, пишут, что парциальное давление диоксида углерода удвоится к 2100 году и будет значительно выше, чем в любые прошедшие миллионы лет. Поглощение диоксида углерода уже увеличило на 30% концентрацию протонов в поверхностных водах океанов с начала 1900-х годов. Такие темпы могут привести к падению рН на 0,5 единиц к 2100 году. Влияние этого на океанические экосистемы практически не изучалось в естественных условиях, а только в лаборатории. Авторы статьи в Nature изучили в природных условиях, влияние снижения рН в прибрежных водах, произошедшее в результате поглощения вулканического диоксида углерода. Вдоль градиента от нормального рН (8,1-8,2) до более низкого (среднее 7,8-7,9, минимум 7,4-7,5) происходит сильное снижение численности организмов, содержащих много кальция в скелетах в виде карбоната (кораллы). В зоне с рН 7,6 (парциальное давление углекислоты 1,827 атмосферы) происходит снижение содержания карбоната кальция и замещение естественных организмов видами водорослей, не характерных для данной экосистемы.
      Ответить
      • Academon > bomg | 19.05.2010 | 00:36 Ответить
        Одна фраза "содержание СО2 выше чем во все предыдущие миллионы лет" ставит под сомнение всё содержание статьи. Вместе с репутацией "При родах". Выше чем в докембрийском периоде получается, ммм?
        За деньги, и в струе публикаций на тему потепления, уже почти что угодно отрецензируют...
        И насчёт "0,5 единиц рН" - уже ответили. Буферная ёмкость океанской воды огромна. Зуб даю. Да нет, даже голову на отсечение! что буферные свойства выносимого реками ила и пыли сдуваемой с суши в океаны просто "забыли учесть в модели".
        Ответить
        • Ka > Academon | 19.05.2010 | 01:49 Ответить
          Поинтересуйтесь на досуге, когда этот докембрий был... Если Вас и впрямь в повседневной жизни волнует, какая была погода во времена возникновения многоклеточных животных, это, конечно, замечательно, но примерять на сегодняшний день, ИМХО, не стоит. Земле-то все равно, какая на ней температура стоит, а вот нам - нет. Для того, что основательно жизнь нашу и наших потомков подпортить, многого не надо. Мы сейчас, конечно, живем в эпоху, когда концентрация СО2 в атмосфере близка к своему минимуму за историю Земли, но эта эпоха продолжается последние даже не миллионы, а десятки миллионов лет.

          Насчет 0.5 единиц рН - данные, основанные на соответствующих экспериментах и последующем моделировании. Не являясь геохимиком, я самостоятельно их качество оценить не могу, однако сильно подозреваю, что авторы многочисленных статей, пишущихся на эту тему, а также рецензенты этих статей в химии океана разбираются побольше, чем Вы. ИМХО, не стоить считать других глупее себя, особенно, если речь идет о людях заслуженных и уважаемых. Вы сами-то, простите, по образованию и достижениям что из себя представляете, чтобы так смело высказываться?
          Ответить
          • Sugrob > Ka | 19.05.2010 | 11:25 Ответить
            По моей тематике в Нэйче публикуется много отстоя. Статей, не имеющих никакой новизны, но красиво упакованных и обычно проталкиваемых большими дядями. Рецензенты тоже кушать хотят, так что им выгодно, чтоб активность в их области была высокой... Сомневаюсь, что в такой горячей области, как климатология, ситуация отличается в обратную сторону... Конечно, в Нэйче же появляется и немало хороших работ... Только чтоб разобраться в том, где спекуляции и слон из мухи, а где - что-то стоящее, надо быть специалистом в данных конкретных вопросах...

            Так что аргумент про то, что "опубликовано в Нэйче, а значит - правильно", не очень убедителен.
            Ответить
            • Ka > Sugrob | 19.05.2010 | 17:21 Ответить
              Отстой есть везде, согласен. Только вот, во-первых, в Nature, Scince, PNAS, PLoS Biol. его меньше, чем в специализированных журналах. Во-вторых, в рейтинговых журналах не бывает (мне не попадалось, по крайней мере) безграмотного отстоя, люди там публикуются компетентные. Наезд из разряда "эти козлы не знают, что такое рН" вызывает некоторое недоумение.
              По моим собственным наблюдениям, основная проблема публикаций в рейтинговых журналах - переоценка результатов, а не их достоверность. Проблемы с достоверностью, конечно, бывают, но в Science или Nature они, как правило, заканчиваются либо официальными расследованиями, либо отзывом авторами их статей. Публикация в специализированном журнале привлекает меньше внимания, недостоверность результатов если и всплывает вообще, то слишком поздно, и отзывы статей случаются намного реже.
              Ответить
              • Sugrob > Ka | 19.05.2010 | 17:26 Ответить
                Вл многом согласен. Только в данном случае проблема, ИМХО, заключается в том, что сложно разделить переоценку результатов и недостоверность, т.к. изучаемые системы чрезвычайно сложны. Поэтому переоценка результата (т.е. слишком серьезное отношение к данной модели) и недостоверность - это сильно коррелированные сущности.
                Ответить
          • Academon > Ka | 19.05.2010 | 20:23 Ответить
            Интересно, вы из тех людей, которые плохо воспринимают аналогии?
            конечно докембрий это утрировано, но красочно говорит о том, что мы скорее задохнёмся, чем перегреемся. Это в плане истерик о "второй Венере", эксплуатируя которую климатологи получают львиную долю народной популярности.
            А второй момент: содержание СО2 в атмосфере на момент появления первых многоклеточных с кальцийсодержащим скелетом была несравненно выше сегодняшней. И они успешно появились.
            можно много рассуждать о значимости о совершенстве модели, которую разработали упомянутые исследователи рН морской воды, но здравый смысл никто не отменял.
            Сотни миллионов лет концентрация СО2 менялась кто в лес кто по дрова, а тут исторически незначительное повышение его концентрации стерилизует моря?
            Это такая же "жёлтая" теория, как 1 ураган в неделю в Атлантике.
            Любой учёный перепроверит свои результаты, если они очевидно противоречат реальности. Но не современные "климатологи" - они, как журналисты, на сенсации сделают деньги.
            Ответить
        • donPavlensio > Academon | 19.05.2010 | 10:06 Ответить
          "В зоне с рН 7,6 (парциальное давление углекислоты 1,827 атмосферы)..."

          Офигела их голова! В современной атмосфере парциальное давление СО2 - 0,0003(кислорода - о,2 азота -0,78) Если я правильно понял, то это значит что в случае если давление в атмосфере ВДРУГ возрастет в 1,8 раза и она вся при этом станет углекислотной, то конец бедным кораллам... жаль только мы этого уже не увидим, умрем гораздо раньше.

          Или я дурак, или ученые слишком уважаемые, или Вы что-то напутали при цитировании.
          Ответить
          • femidav > donPavlensio | 21.05.2010 | 04:52 Ответить
            Культурные различия :D В английском запятая используется для группировки, а не для отделения дробной части. В оригинале было 1827 микроатмосфер, что в 4,7 выше современного уровня. Я кстати сильно сомневаюсь, что запасов ископаемых нам хватит для достижения данного уровня.
            Ответить
      • Eugenius > bomg | 20.05.2010 | 09:15 Ответить
        > парциальное давление диоксида углерода удвоится к 2100 году и будет значительно выше, чем в любые прошедшие миллионы лет
        Очевидно, они незнакомы с реконструкциями фанерозойских концентраций CO2. Эти реконструкции можно посмотреть здесь - http://en.wikipedia.org/wiki/File:Phanerozoic_Carbon_Dioxide.png (первоисточник здесь - http://droyer.web.wesleyan.edu/research.htm , Royer DL, Berner RA, Beerling DJ. 2001. Phanerozoic atmospheric CO2 change: Evaluating geochemical and paleobiological approaches. Earth-Science Reviews, 54: 349-392.)

        По этим реконструкциям чётко видно, что в начале триаса и в юре концентрация CO2 в атмосфере составляла порядка 7000 ppmv, в то время как сейчас концентрация около 390 ppmv.

        Или, возможно, у этой научной группы есть более свежие и точные реконструкции состава атмосферы, хотя бы в мезозое? Было бы очень интересно посмотреть.
        Ответить
        • bomg > Eugenius | 20.05.2010 | 12:15 Ответить
          Речь, естественно, идет о ближайших 50-60 миллионах лет. Все знают об образовании современной атмосферы после обогащения ее кислородом и снижения содержания диоксида в результате кислотных дождей (одна из гипотез), а затем деятельности растений.
          Ответить
          • Eugenius > bomg | 20.05.2010 | 15:59 Ответить
            Ваше "естественно" меня прямо-таки умиляет. Ведь это так естественно, что говоря "любые прошедшие миллионы лет" вы имели в виду именно "ближайшие 50-60 миллионов лет"!

            Далее, расскажите-ка поподробнее о "снижения содержания диоксида [углерода в атмосфере] в результате кислотных дождей" в кайнозое, ну или хотя бы в середине-конце мезозоя - в общем, после упомянутой мной юры (с триасом я ошибся, там неудачно легенда нарисована).

            А когда расскажете про кислотные дожди - обратите внимание, что в приведённой мной реконструкции концентрации CO2 указано, что ещё в палеогене она была порядка 2000 ppmv и доходила до 3000 ppmv (что в 5-8 раз больше современного уровня). На всякий случай уточню, что палеоген - это уже кайнозой, т.е. те самые "ближайшие 50-60 миллионов лет".
            Ответить
            • bomg > Eugenius | 21.05.2010 | 12:14 Ответить
              Согласно результатам исследований геологов из Национального университета штата Огайо (США), современная атмосфера Земли появилась около 500 миллионов лет назад. События развивались следующим образом: тектоническая активность привела к усилению атмосферных процессов на планете, что выразилось в обильных кислотных дождях, осадивших большую часть атмосферного углекислого газа в нелетучие карбонатные минералы. Это явление привело к охлаждению планеты. Остывшие океаны стали более пригодны для жизни, что привело к чрезвычайному распространению планктона, высвободившего в ходе фотосинтеза огромные количества кислорода. Эта высокая концентрация кислорода, по всей видимости, и послужила отправной точкой для развития огромного разнообразия живых организмов на планете. До этого времени Земля представляла собой оранжерею, содержание углекислого газа в атмосфере которой превышало современный уровень в 20 раз. После охлаждения диоксид углерода уступил место кислороду, климат и состав атмосферы стал очень близок к тому, что мы имеем на сегодняшний день. Только после этого мог произойти "кембрийский взрыв" - резкое увеличение биомассы планеты, а также формирование необычайного разнообразия живых организмов.
              Ответить
              • Eugenius > bomg | 21.05.2010 | 14:07 Ответить
                Извините, вы сообщения, на которые отвечаете, не читаете по идеологическим причинам или просто от лени?

                Я вам про юру и палеоген - вы мне про докембрий. Вы бы ещё про гадей рассказали в качестве контраргумента.

                Ещё раз, по слогам: да, современная атмосфера начала формироваться в начале протерозоя, около 2 млрд. лет назад, а более менее закончила этот процесс в конце протерозоя, примерно 540 млн. лет назад. После этого случился кембрийский взрыв и начался фанерозой. Тот график с реконструкцией концентрации CO2, ссылку на который я давал в своём первом комментарии, относится _только_ и _исключительно_ к фанерозою. И уже в фанерозое были достаточно большие концентрации CO2 в атмосфере, до 15 раз превышающие современные (в частности, я упоминал юру и палеоген). Вообще, современные концентрации CO2 в атмосфере - одни из самых маленьких _за всю историю Земли_.
                Ответить
                • bomg > Eugenius | 21.05.2010 | 15:32 Ответить
                  Это не я Вам говорю, а ученые, из штата Огайо, которые работали десятки лет и полагают, что уже 500 млн. лет назад атмосфера была такая же, как и сейчас. Ведь график, который Вы приводите - не единственный. Очень много разных оценок. К тому же концентрация диоксида меняется в зависимости от высоты над уровне моря. Есть еще цифры, касающиеся 20-го века. Так, в учебниках 1960-х годов приводится концентрация диоксида углерода в атмосфере 300 p.p.m., а в настоящее время - 350 p.p.m. Важнее для поглошения океанской водой и для фотосинтеза не концентрация, а парциальное давление над поверхностью листа (или океана).
                  Ответить
                  • Academon > bomg | 22.05.2010 | 19:08 Ответить
                    И?
                    Это не отменяет того, что в "любые прошедшие БЛИЖАЙШИЕ ДЕСЯТКИ миллионов лет" концентрация СО2 была выше едва ли не на порядок, и жили все припеваючи. и кораллы были, и млекопитающие в бесхребетных амеб не превращались (хотя нам что - у нас скелет фосфатный, а не карбонатный).
                    так что тем кто может не только читать, но и анализировать научные данные, видны просто недопустимые противоречия в теориях современных климатологических "Лысенковцев", которых, в отличии от печально известного академика, интересуют даже не научные истины, а только деньги.
                    З.Ы. Про "кислотные дожди удалившие СО2" - вобще полнейший маразм. Просто "дожди", которые уже 4,5 млрд лет вымывают СО2 из атмосферы!

                    Потому что если дожди истинно кислотные (например от окислов серы), то СО2 как раз останется в атмосфере. Ибо химию никто не отменял)))
                    Ответить
  • grihanm  | 18.05.2010 | 23:44 Ответить
    Как минимум один из учёных хоть и известный, но НЕ американский (Чихановер), и скорее всего не он один. К климатологии он кстати не имеет никакого, даже приближённого отношения.
    Ответить
  • Kostja  | 19.05.2010 | 02:48 Ответить
    Между прочим на Элементах есть лекция Фримена Дайсона с резкой критикой ажиотажа вокруг потепления:
    http://elementy.ru/lib/430801
    Там есть мысль о том что утилизовать углекислый газ можно слегка наращивая почвы. А что, можно наверно при желании устроить опять каменноугольный период :) Мне недавно пришла мысль - а стоит ли тогда радоваться "экологичным" биоразлагаемым пластикам и мусоросжигательным заводам? Не разумнее ли все это синтезированное добро поглотившее углерод делать стойким, и скажем мусор все же закапывать, а не сжигать, или по крайней мере хранить кучами.

    И еще вопрос - болота вместо мерзлоты будут выделять метан, или все же накапливать органические соединения? Вроде как торфяные болота у нас сейчас числятся как раз могильниками углерода.
    Ответить
    • bomg > Kostja | 19.05.2010 | 10:31 Ответить
      Утилизовать углекислый газ можно просто путем прекращения вырубки лесов. Как известно основными потребителями диоксида углерода на Земле являются растения. Надо сажать деревья, а не истреблять леса хищнически, как делается у нас в стране. Об этом в статье Алексея Гилярова, собственно, и говорится. Что касается ажиотажа вокруг потепления, то надо прислушиваться к мнению не только метеорологов и климатологов, но и экологов. Маленький пример - колорадский жук, опасный вредитель картофеля, сейчас широко распространился в Северо- западном регионе РФ, где его еще 15-20 лет назад не было совсем. И т.п.
      Ответить
      • Sugrob > bomg | 19.05.2010 | 11:48 Ответить
        Жук - лишь косвенный аргумент. Думаю, Вы это и сами понимаете. Во-первых, его появление там может быть свидетельством каких-то колебаний климата с периодом порядка 10 лет, вовсе не вызванных человеком. Во-вторых, могла вывестись более устойчивая к холодам форма этого жука, ведь он в России появился не так давно.
        Ответить
      • Kostja > bomg | 19.05.2010 | 12:02 Ответить
        Справиться с жуком просто - нужно прекратить сажать картофель, который является вредителем и разрушителем естественной природной среды, которая тотчас же перестанет реагировать на него порождением полчища жуков. Образно выражаясь жуки это типа лейкоциты, которые уничтожают вредные наросты на теле матери сырой земли)))

        Леса являются не только потребителями, но и в равной степени производителями углекислого газа.
        Ответить
      • Kostja > bomg | 19.05.2010 | 12:27 Ответить
        Уменьшение лесов проблема давняя, почему бы не решить ее как таковую? Однако никто всерьез не это не воспринимает, а можно было например обьявить что Бразилия входит в ось зла. Иранские фанатики мечтают сделать всего то маленькую атомную бомбу, очевидно же что страны производящие массовые вырубки занимаются как минимум не менее вредным и опасным делом. И где спрашивается санкции, эмбарго, ультиматумы, и томагавки ставящие победную точку под приговором для опасных политических режимов?
        Ответить
        • donPavlensio > Kostja | 20.05.2010 | 00:17 Ответить
          Решение экологических вопросов силовыми методами ничего хорошего не даст. Да и в "ось зла" попадают не за греховность, а за неугодность. Вырубка лесов Бразилии США пока вполне устраивает.
          Кстати недавно на западе озвучивались идеи ввести пошлины на товары стран загрязняющих атмосферу; угадайте с трех раз о ком это они. Покрытие своих грязных намерений благородной целью процветает со времен крестовых походов до наших демократическиценностных дней. Древние люди были честнее, они говорили прямо: "отнимем их землю и завладеем их женщинами".
          Ответить
          • Kostja > donPavlensio | 20.05.2010 | 01:00 Ответить
            Что то я не знаю ни одной страны которая примкнула к оси зла будучи праведной; силовые методы себя вполне оправдывают, если не ограничиваться полумерами. Так же за хорошее поведение можно приплачивать. Речь так же не только о США, а вообще обо всех (а понтов между прочим и у мелких/бедных стран часто не меньше чем у величественных Штатов). Почему бы не начать с ясного-конкретного малого (которое само по себе большая проблема), вместо того чтобы призывать к какой то мировой революции под спорными лозунгами.
            Ответить
        • bomg > Kostja | 20.05.2010 | 12:08 Ответить
          Так называемая "ось зла" - это мракобесие политических фанатиков из США. Леса хищнически вырубали, например, в Центральной Америке (Гондурас, Сальвадор) англичане, вывозившее беспардонно ценные породы деревьев (красное, розовое дерево, кедр). Затем - банановые компании США (Юнайтед Фрут), сделавшие из государств Центральной Америки "банановые республики". Самый опасный политический режим - в США, потому что они стремятся к мировому господству. Они уже сбросили атомные бомбы на Японию, бомбили Ирак, Югославию. Жгли во Вьетнаме людей напалмом, а для уничтожения джунглей применили диоксин - один из самых страшных мутагенов и канцерогенов.Это под приговором этой стране пора ставить точку. Непонятно это Ваше самоуничижение - ведь известно, что Россия тоже входит в пресловутую "ось зла". До какой же степени надо не уважать свою страну (а значит и себя), чтобы поддерживать этот шовинистский бред. Россия сама не начала ни одной войны - это исторический факт. Она всегда только защищалась.
          Ответить
          • Kostja > bomg | 20.05.2010 | 22:59 Ответить
            Это уже пропаганда пошла, а не разговор :)
            Где то была статейка о патриотизме как гипертрофированном территориальном поведении, но это уже не про экологию, а про этологию. Хотя все эти обобщения... мы, обезьяны, никогда ни на кого не нападали, а только защищались, а нас пытаются поставить в один ряд с волкАми......))
            Ответить
            • bomg > Kostja | 21.05.2010 | 12:25 Ответить
              <Иранские фанатики мечтают сделать всего то маленькую атомную бомбу, очевидно же что страны производящие массовые вырубки занимаются как минимум не менее вредным и опасным делом. И где спрашивается санкции, эмбарго, ультиматумы, и томагавки ставящие победную точку под приговором для опасных политических режимов?>
              Цитата из Вашего комментария не просто пропаганда, а прямой призыв к санкциям, эмбарго и т.п. Пропагандой я не занимаюсь, а привожу факты. С той фирмой, которая поставляла диоксин американским военным, ЗАПАДНЫЕ фирмы не имели дело около 30 лет. Только в нашей стране такое раболепство перед США (вернее у меня написано "политические фанатики в США", а не вся страна. Любая страна (даже самая маленькая африканская с племенным строем) имеет право на территориальную целостность и независимость. Никто не вправе нападать на чужую страну, считая, что они лучше. Это основа международного права и , по-существу, жизни на Земле.
              Ответить
            • bomg > Kostja | 21.05.2010 | 13:32 Ответить
              Про агент Оранж и напалм, которые поставляли в американскую армию во Вьетнаме фирмы Dow Chemical и Monsanto можно прочитать в англоязычной Wikipedia.
              http://en.wikipedia.org/wiki/Agent_Orange
              Действию агента Оранж, предназначавшегося для уничтожения лесов, подверглось 4,8 миллиона вьетнамцев, что привело к смерти и тяжелым увечьям 400 тысяч людей. В результате применеия диоксина 500 тысяч детей родились с врожденными аномалиями.
              Если Вы не знаете нглийского языка, то можно полюбоваться фотографиями, где видны результаты этой варварской акции 'цивилизованной' страны.
              Ответить
              • Kostja > bomg | 21.05.2010 | 15:34 Ответить
                Во первых они там занимались коммунизмом, и с ними надо было воевать, красная чума же; во вторых это давно минувшие дела, к чему их тут упоминать? Ато щас начнем вспоминать про преступления ссср, и быстро выяснится что ссср то точно нужно было уничтожить)))
                Ответить
                • bomg > Kostja | 21.05.2010 | 16:59 Ответить
                  Чем бы они не занимались - хоть коммунизмом, хоть фрейдизмом, хоть фашизмом - это их внутреннее дело, если они не нападают на другие страны. Насчет красной чумы и уничтожения СССР, Вы, наверное, так шутите. Если нет, то это просто маразм (не знаю юношеский или старческий). Похоже - юношеский. Что касается "давно минувших дней", то, насколько я понимаю, речь идет об экологии. Я просто привела пример, как нарушают экологию те, которые определяют "ось зла" и которые, как Вы считаете, имеют право принимать санкции. В науке нужна хоть какая-то объективность, а не политическая конъюктура.
                  Ответить
                  • Sugrob > bomg | 21.05.2010 | 18:00 Ответить
                    Да все хороши, дело ясное. СССР тоже дел наворотил. В Афгане не пряники с самолетов сыпали. И американцы не лучше. Это касательно объективности.
                    Ответить
                  • Kostja > bomg | 22.05.2010 | 00:12 Ответить
                    "Чем бы они не занимались - хоть коммунизмом, хоть фрейдизмом, хоть фашизмом - это их внутреннее дело, если они не нападают на другие страны." - нюню, значит надо умиротворять и все такое, привет чемберлену :) а коммунисты по дефолту готовы на всех напасть, что надо было ждать когда их войска осадят оклахому?! Если б не америка миром бы правили наследники гитлера или сталина, это факт. А вьетнамцы были бы под японцами. Так что так называемый "пример" был предвзят и необъективен, а главное вообще не относится к теме. Америка сейчас основная сила, военная, технологическая, научная, финансовая, политическая, поэтому да, желательно чтобы американцы принимали участие во всяких важных инициативах, например исправления плохих стран, строительства и содержания космической станции, или разработке термоядерного реактора, и непременно во всепланетных глобальных проектах; безотносительно к рассуждениям о мифических "правах", такова реальность.
                    Ответить
                    • MayDay > Kostja | 22.05.2010 | 11:24 Ответить
                      Я еще раз убеждаюсь, что невежество научное прямо связано с мракобесием политическим.
                      Ответить
      • MayDay > bomg | 20.05.2010 | 10:15 Ответить
        Запасено углерода в ископаемых источниках, которые сжигаются в течении сотни лет, значительно больше, чем во всей биосфере накапливается за эту сотню лет.
        Накопление происходило очень долго - сотни миллионов лет. Поэтому для соблюдения баланса нужен процесс, сравнимый с объемам сжигания угля, нефти и газа.
        Биосфера с этим не справится - соотношение грубо 100 миллионов к сотне.
        Ответить
        • Kostja > MayDay | 20.05.2010 | 23:10 Ответить
          Топливо интенсивно жгут уже приерно сто лет, интересно а сколько же нажгли углекистого газа, и его соотношение с тем количеством которое было бы в результате только естественных процессов - и неужели он весь остался в атмосфере?
          Ответить
          • tmt35 > Kostja | 22.05.2010 | 00:31 Ответить
            Хорош трындеть. Вулкан в исландии за неделю сжег полувековой норматив по со2 всей единой европы.
            Во всем мире вулканов "живых" целая куча.
            Дилбиепизм. Матчасть учите, екологи...
            Ответить
            • Kostja > tmt35 | 22.05.2010 | 02:55 Ответить
              Источники этой интересной информации?
              Ответить
            • MayDay > tmt35 | 22.05.2010 | 11:34 Ответить
              Роль небиологических факторов в углеродном и кислородном балансе интересна. Я как-то потерял что стало с гипотезой, что кислород производится в верхних слоях атмосферы фотодиссоциацией паров воды. Водород, как легкое соединение удаляется ("испаряется") в космос.
              Оценка показывала, что мощность процесса выше, чем у лесов Амазонии.
              Но вот были ли более точные независимые оценки?
              Ответить
              • Academon > MayDay | 24.05.2010 | 23:53 Ответить
                Глупость.
                Даже без скурпулёзной оценки мощности зелёного фотосинтеза ясно, если бы диссоциация воды и сепарация газов в верхних слоях атмосферы что-то решала, кислород был бы на Земле и до появления фотосинтеза. А так ясно, что этот механизм при любом раскладе не способен обеспечить объёмы кислорода больше чем следовые.
                Ответить
  • Алексей Гиляров  | 23.05.2010 | 09:21 Ответить
    ОТВЕТ НА КОММЕНТАРИИ
    Господа комментаторы, по-моему пора поблагодарить всех участников обсуждения и закрыть дискуссию. Тем более, что порой от проблемы изменения климата она стала переходить к выяснению политических симпатий и антипатий.
    Всё же мы должны понимать, что живем в одном мире, а движение воздушных масс также как океанические течения не знают межгосударственных границ. Проблема выброса в атмосферу всё большего и большего количества СО2 в результате сжигания ископаемого топлива - это то, что уже 50 лет тому назад Hardin по другому поводу назвал "трагедией общего" (tragedy of the common). Суть явления в следующем. Предположим, есть некоторое пастбище и на нем 10 фермеров выпасают своих коров. У каждого по 10 коров и существует договоренность, что никто не будет увеличивать число пасущихся животных, а иначе грозит перевыпас и истощение ресурсов пастбища. Но вот один фермер заводит себе еще одну корову. Его выигрыш довольно существенный - его доходы от продажи молока увеличились на 10%. В то же время ущерб, нанесенный пастбищу, кажется мизерным - нагрузка на пастбище увеличилась только на 1%. Другие фермеры, заметив, что кто-то под тихую прибавил корову к своему стаду, начинают тоже по одной коровке прибавлять. Но 10 лишних коров увеличили нагрузку на пастбище уже на 10%. А это уже становится заметным - удои молока немного, но снижаются. Чтобы сохранить свои доходы каждый фермер стремится завести еще по корове и все это не может не приводить ко все большей деградации пастбища. Наша атмосфера - это, если хотите, и есть такое пастбище (или место для свалки отходов). Ухудшение её качества это и есть "трагедия общего". Атмосфера не принадлежит кому-либо, но всеми используется.
    У ученых нет абсолютно никакой выгоды от того, что они публикуют работы, суммирующие результаты множества измерений и констатирующие то или иное изменение содержания СО2 в атмосфере. То, что изменения содержания СО2 и температура демонстрируют очень высокую положительную корреляцию очень точно показано для последних 800 тыс. лет по данным состава воздуха, сохранившегося в виде пузырьков во льду Антарктиды (посмотрите графики из оригинальных работ, которые приведены в предыдущих заметках на ЭЛЕМЕНТАХ!). Скорость роста содержания СО2 в настоящее время превышает ту, которая когда-либо наблюдалась в течение последнего миллиона лет. Был бы рост СО2 и температуры без человека? Скорее всего был бы, но куда менее существенным.
    Конечно не всё так просто. Подвести точный баланс СО2 оказывается очень сложно. Для этого требуется куда больше данных. Возьмите, к примеру, участок подмосковного леса (или луга, или поля). Там в течение всего вегетационного сезона одновременно происходит как связывание СО2 (фотосинтез растений), так и его выделение (дыхание грибов и бактерий, самих растений и животных). Нужно проводить круглогодичный мониторинг этих процессов, нужны вышки с датчики СО2 на разной высоте, где бы непрерывно велась запись изменений его концентрации, нужны оценки содержания углерода в почве и в самих растения, нужно исследовать почвенное дыхание мелких корней (это очень сложно). И все это надо делать на многих стационарах во всех природных зонах в течение всего года! А деньги на это дает кто-нибудь?
    И последнее: господа журналисты (вряд ли они читают ЭЛЕМЕНТЫ, но может кто-то им расскажет), я понимаю, что физику и химию на журфаке не проходят, но все же не забывайте о законе сохранения вещества. Если мы (люди) выбрасываем каждый год в атмосферу 9-10 гигатонн углерода (прежде всего в виде СО2), то он должен куда-то деться! Слава богу, он не весь остается в атмосфере, он отчасти связывается (в растениях, а затем в органическом веществе почвы), но возможности биосферы связывать его и дальше исчерпываются. См. на этом сайте в новостях: "Биосфера уже не справляется с избытком СО2" (http://elementy.ru/news/430657 ).
    С пожеланием всем успехов, а также настоятельным советом всё же почитать предыдущие новости науки, посмотреть графики, попытаться разобраться, а потом уже выступать с категорическими заявлениями, остаюсь искренне Ваш А.Гиляров.
    P.S. Давайте не будем уподобляться недобросовестным журналистам!
    Ответить
    • Academon > Алексей Гиляров | 24.05.2010 | 02:31 Ответить
      Да, эмоций в каментах много, но они показательны - резко преобладает негатив в отношении самой постановки проблемы глобального потепления.
      А с учётом того, что посетители "Элементов" в основном думающие люди с высшим образованием, это говорит что проблема не в уровне образования или слабом интеллекте комментирующих.
      Проблема в обсуждаемом вопросе.
      И если именно в этой, нашей, среде настолько сильно убеждение в.. мягко говоря, недоработанности всей "потепленческой" климатологии, то специалистам работающим над этой проблемой стоит серьёзно задуматься о стиле подачи результатов. А по большому счёту - о векторе своей работы в целом.
      задача учёного не писать страшилки в серьёзных журналах для получения стабильного финансирования, или работать для подтверждения одной теории. Задача в подробном изучении того что есть сейчас и создании РЕАЛЬНЫХ прогнозов.
      А они, к сожалению, просто не видны за валом "жёлтой" истерии, причём не в прессе, а серьёзнейшей научной периодике.
      К чему приводят страшилки - вы можете наблюдать на примере этого обсуждения. К тотальной потере доверия. Если раз за разом видишь только совершенно оторванные от реальности результаты "моделей", без малейшей оглядки на палеогеологические примеры, то приходишь к выводу что пишут или олигофрены, или лжецы.
      Печально, что уже сегодня вполне возможно создание достаточно взвешенной системы прогнозирования, если опираться на те факты достоверность которых не вызывает сомнений. Но картина получается вовсе не апокалиптическая.
      Земля меняется постоянно, и через 10-15 миллионов лет Антарктида растает при любом раскладе, и уровень моря всё равно повысится. Так зачем кричать о том что это убивает планету? 1 раз это звучит как поэтическое преувеличение, второй как некомпетентность, а третий выглядит как манипуляция читателем.
      Ответить
      • Алексей Гиляров > Academon | 24.05.2010 | 09:37 Ответить
        Биосфера то выживет, а человеку очень плохо.... Давайте все же прекратим дискуссию! И обратите внимание на разные временннЫе масштабы процессов!!! Еще раз призываю обратиться к предыдущим новостям, а неплохо бы прочитать и сами работы в Science и Nature. Там НЕТ НИКАКИХ СТРАШИЛОК!!!
        Ответить
        • andr2 > Алексей Гиляров | 21.06.2010 | 17:51 Ответить
          вот на этом сайте очень хорошая статья по теме

          http://elementy.ru/lib/430449

          пусть "климатологи" не жалуются - за дело по мордасам получают IMHO
          Ответить
  • andr2  | 21.06.2010 | 12:26 Ответить
    Скоро начнётся новый ледниковый период продолжительностью 100 тыс лет.
    http://elementy.ru/trefil/21168
    Что делать, планету к Солнцу ближе пододвинуть?!

    Меры, предлагаемые соглашением типа киокского протокола резко ограничивают возможности технологического развития слаборазвитых стран. Может быть это случайность, но очень вредная случайность, так как любые ограничители развития техногенной цивилизации могут стать причиной полного уничтожения всего вида хомо сапиенс, который может не успеть подготовиться к очередной природной катастрофе.

    Любые попытки "сохранить природу" в ущерб развитию технологий порочен в принципе, т.к. биосфера в каждый существующий момент времени обречена самой природой и регулярно уничтожается глобальными катаклизмами. Выжить в будущем есть шанс только у тех живых существ, которые найдут своё место рядом с человеком, которые сочтут нужным спасать и будут иметь средсва на спасения хомо сапиенсы.

    А если ограничивать развитие технологий, сам человек может не пережить или пережить очередной катаклизм с такими потерями, что ядерная война покажется предбанником к чистилищу. Когда половину планеты накроет снова километры льда и снега, климатологов будут вешать на столбах за сказки о "потеплении".

    А вот ездить на керосиновых автомобилях уже давно пора было прекратить. Тут почему-то законы и политики буксуют, ясное дело. На разработку термоядерных электростанций тратят меньше денег, чем на лечение от сифилиса. И мечтают о глобальном потеплении - в плавках жить будут на пляже, хе-хе.
    Ответить
  • Дмитрий Крутов  | 11.07.2010 | 21:53 Ответить
    Спасибо большое за статью. Это первое из серьезных обвинений Юлии Латыниной в недобросовестной подаче информации.
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»