Цель Киотского протокола не достигнута, но что дальше?

Очевидно, что Киотский протокол не достиг своей цели — сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов. Карикатура B. MELLOR из обсуждаемой статьи в Nature
Очевидно, что Киотский протокол не достиг своей цели — сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов. Карикатура B. MELLOR из обсуждаемой статьи в Nature

В 2012 году заканчивается действие Киотского соглашения по ограничению выбросов парниковых газов — прежде всего диоксида углерода СО2, метана СН4 и оксидов азота N2O. В декабре этого года на острове Бали соберутся участники конференции по изменению климата при Организации Объединенных Наций (United Nations Climate Change Conference). Они должны будут обсудить сложившуюся ситуацию и обрисовать планы на будущее. В преддверии этой конференции своими мыслями о серьезных изъянах Киотского соглашения и о том, что надо предпринять для действительного сокращения эмиссии парниковых газов, делятся на страницах журнала Nature два видных британских специалиста в области глобальной экономики.

Киотский протокол бесспорно имел важное символическое значение как свидетельство обеспокоенности всего человечества теми изменениями климата, которые происходят на его глазах. Вместе с тем очевидно, что подписанное соглашение не смогло стать реальным инструментом снижения выбросов парниковых газов. Сторонники Киотского протокола винят во всём страны, не ратифицировавшие данное соглашение, прежде всего США и Австралию, на долю которых приходится значительная доля мировой эмиссии этих газов. Однако по мнению Гвина Принса (Gwyn Prins), профессора Лондонской школы экономики, и Стива Рейнера (Steve Rayner), директора Института Джеймса Мартина при Оксфордском университете, причины недейственности Киотского протокола более глубокие, и лежат они в изначально неверной логике использованного подхода.

Авторы Киотского проекта опирались на аналогию с оправдавшими себя соглашениями по прекращению производства веществ, разрушающих озоновый слой, по ограничению выбросов сернистого газа (основной причины так называемых «кислотных дождей» в Западной Европе и в Северной Америке), а также по контролю за ядерными вооружениями. Но то, что можно было сделать за счет изменения технологии, или то, что было связано с точечными локальными источниками загрязнения, оказалось неосуществимым, когда речь зашла о сжигании ископаемого топлива (нефти, угля, газа) — основного источника энергии для промышленности. Киотский протокол не стимулировал развития исследований по использованию альтернативных источников энергии и внедрению методов получения энергии, не связанных с эмиссией парниковых газов. Кроме того, Киотский протокол не решал проблему адаптации к уже происходящим изменениям климата, ударяющим прежде всего по бедным странам третьего мира, располагающихся в тропических и субтропических районах земного шара.

В основе Киотского соглашения лежит представление об общей (и в принципе одинаковой) ответственности за будущее планеты более чем 170 стран. Но хорошо известно, что чем больше партий принимает участие в переговорах, стремясь достигнуть консенсуса, тем менее значим общий знаменатель, к которому они приходят. Именно это и произошло в Киото. На самом деле, более 80% эмиссии парниковых газов приходится на хозяйственную деятельность менее чем 20 стран. Торговля квотами на выброс может несколько помочь экономике развивающихся стран за счет богатых, но она не приводит к сколько-нибудь значимому сокращению самой эмиссии.

Рассуждая теоретически, простой мерой ограничения выбросов парниковых газов и стимулирования исследований в области альтернативных источников энергии было бы введение высокого налога на топливо. Но попытка Билла Клинтона, предпринятая им в бытность его президентом США, ввести весьма умеренный налог — 4,3 цента с галлона бензина — вызвала столь сильный протест, что реализовать ее не удалось. Рынок на то и рынок, что его нельзя отрегулировать «сверху». С рынком углерода происходит то же самое.

Сторонники Киотского протокола изображают в карикатурном виде президента США Джорджа Буша и премьер-министра Австралии Джона Говарда, поджаривающих Землю на вертеле. США и Австралия не ратифицировали Киотский протокол, хотя на долю этих стран приходится огромное количество выбрасываемых парниковых газов. Фото L. LOMBARDI/ZUMA PRESS/NEWSCOM из обсуждаемой статьи в Nature
Сторонники Киотского протокола изображают в карикатурном виде президента США Джорджа Буша и премьер-министра Австралии Джона Говарда, поджаривающих Землю на вертеле. США и Австралия не ратифицировали Киотский протокол, хотя на долю этих стран приходится огромное количество выбрасываемых парниковых газов. Фото L. LOMBARDI/ZUMA PRESS/NEWSCOM из обсуждаемой статьи в Nature

Где же выход из создавшегося положения? По мнению авторов статьи в Nature, решение проблемы может быть только на пути радикального роста вложений в научные исследования и разработку новых технологий. Международное агентство по использованию энергии (International Energy Agency) прогнозирует удвоение энергетических потребностей человечества в ближайшие 25 лет. Вместе с тем мы видим, что реальные бюджетные расходы на развитие исследований в области новых технологий производства энергии сократились с 1985 года на 40%. Призывы некоторых государственных деятелей — например, бывшего вице-президента США Альберта Гора (Albert Gore) или президента Британского Королевского общества лорда Мартина Риса (Martin Rees) создать в этой области нечто вроде «плана Маршалла» или «Манхэттенского проекта» так и остались призывами. CША, к примеру, на исследования в военной области расходуют ежегодно около 80 миллиардов долларов. Если бы такие деньги вкладывались в то, что авторы называют «декарбонизацией» глобальной энергетической системы (то есть развитие энергетики, не основанной на углеводородах), то надежды достигнуть ощутимого прогресса могли стать реальностью.

Открытие Киотского совещания по климату в зале конгрессов в Киото. Декабрь 1997 года. Соглашение подписали тогда представители 172 стран. Это фото из Британской энциклопедии приведено и в обсуждаемой статье в Nature
Открытие Киотского совещания по климату в зале конгрессов в Киото. Декабрь 1997 года. Соглашение подписали тогда представители 172 стран. Это фото из Британской энциклопедии приведено и в обсуждаемой статье в Nature

К сказанному в статье в Nature можно добавить несколько слов о России. Положение с развитием альтернативной энергетики в нашей стране, к сожалению, просто плачевное. Не используются даже традиционные источники. Если, к примеру, в Германии то там, то здесь можно видеть работающие от ветра электрогенераторы, то в России их практически нет. Жирующая на нефтедолларах страна вовсе не одержима идеей развития альтернативной энергетики. Кроме того, многие люди в России, в том числе и обремененные властью, наивно полагают, что глобальное потепление пойдет нашей стране только на пользу, а что там касается африканских стран, Индии и Китая, то какое нам до них, собственно говоря, дело.

Такая позиция крайне опасна. И не только тем, что попираются общечеловеческие нормы, — хотя и это очень важно. Существенно то, что недооценивается глобальный характер всей современной экономики и реальная угроза производству продуктов питания во всём мире (не говоря уже о нехватке чистой пресной воды и подъеме уровня Мирового океана). Степи и прерии, протянувшиеся через всю Евразию и Северную Америку, это и есть та природная зона, где выращиваются огромные урожаи зерновых. Но эта зона с ее плодородными почвами перестанет служить мировой житницей при дальнейшем потеплении и всё более частых и более сильных засухах. Получить аналогичные урожаи в более высоких широтах невозможно — не те почвы, да и лето более короткое. Кроме того, оттаивание вечной мерзлоты может приводить к резкому усилению выделения из болот такого важного парникового газа, как метан (см.: Таяние вечной мерзлоты ведет к выбросу в атмосферу миллионов тонн метана, «Элементы», 11.09.2006).

Подъем уровня Мирового океана при дальнейшем потеплении и таянии ледников может привести к такой, пока еще фантастической, картине. Манхэттен под водой. Изображение с сайта www.city-data.com
Подъем уровня Мирового океана при дальнейшем потеплении и таянии ледников может привести к такой, пока еще фантастической, картине. Манхэттен под водой. Изображение с сайта www.city-data.com

Неблагоприятные тенденции в использовании человечеством ресурсов биосферы, по-видимому, будут только нарастать. «Трагедия общего» («The tradegy of the commons») — такими словами еще в 1968 году Гаррет Хардин (Garrett James Hardin) охарактеризовал ситуацию, когда кто-то использует общие блага для получения своей личной выгоды в большей степени, чем другие (например, начинает выпасать больше коров на общем пастбище), а негативные последствия этой дополнительной эксплуатации делятся на всех, в том числе и тех, кто никакой выгоды от нее не получил. По отношению к общим природным благам (а атмосфера безусловно является таким общим для всего человечества благом, или, если хотите, — ресурсом) человечество ведет себя так, что только углубляет «трагедию общего». Но особую тревогу должно вызывать то, что у него нет осознания этой трагедии.

Источник: Gwyn Prins, Steve Rayner Time to ditch Kyoto // Nature. 2007. V. 449. P. 973–975

См. также:
1) G. Hardin. The Tragedy of the Commons // Science. 1968. V. 162. P. 1243–1248 (весь текст в свободном доступе см. здесь).
2) Текст Киотского протокола на разных языках, в том числе на русском (PDF, 210 Кб), можно найти здесь.
3) Martin Rees. The G8 on Energy: Too Little // Science. 2006. V. 313. P. 591 (речь идет о саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге летом 2006 года).
4) Новый подход к анализу климата подтверждает антропогенное воздействие, «Элементы», 01.08.2007.
5) Амазонские леса реагируют на засуху непредвиденным образом, «Элементы», 29.10.2007.
6) Изменения климата за 15 лет: прогнозы и реальность, «Элементы», 18.05.2007.
7) От глобального потепления спасет закопаемое топливо, «Элементы», 14.03.2007.

Алексей Гиляров


22
Показать комментарии (22)
Свернуть комментарии (22)

  • PavelS  | 31.10.2007 | 03:13 Ответить
    Может, таки проще будет решить проблемы частых засух, чем городить огород с выправлением климата? Ведь в субтропиках как-то выращивают пищу, и ниче так.. У Америки климат куда жарче - так пускай они и начинают решать свою проблему. Я в них верю, решат, "когда жареный петух клюнет". Ниче, пешком походят - а то разучились небось. К сожалению, у русского народа есть привычка решать проблемы всех и вся (типа как кормили негров в Африке и помогали Вьетнаму) - а потом удивляться, почему у нас столько голодранцев. Вот представьте, разработаем мы управляемый термоядерный синтез - и что дальше? Нефть никому не нужна, будем без денег, без работы и по-прежнему самой холодной страной в мире. Оно мне надо?

    А вообще статья для флуда. Науки и новости в ней я не узрел. Статю в раздел "нравоучения".
    Ответить
    • britvin > PavelS | 31.10.2007 | 11:36 Ответить
      "Нравоучения"? Надеюсь, Вы не за "безнравственную" науку?:)...Ну да, науки здесь особой нет. Однако нравоучений я тоже не заметил. Что есть - так это желание предупредить и, значит, вооружить: то бишь, подтолкнуть к вложению военных денег, например, в развитие научных технологий... Да, разбираясь в науке можно поверить в спасительную силу таких методов. Но, разбираясь в людях, в это поверить трудно. Вот, хотя бы у нас - тоже многие думают:"... представьте, разработаем мы управляемый термоядерный синтез - и что дальше? Нефть никому не нужна, будем без денег, без работы и по-прежнему самой холодной страной в мире. Оно мне надо?":). Так что, методы, предлагаемые в Nature британцами, это "не методы"... А, кстати, у американцев как раз сейчас есть один хороший метод - Гора в президенты.
      Ответить
    • Evgueni > PavelS | 31.10.2007 | 13:52 Ответить
      А да, с нефтью просто горы денег. В нефтянке и газпроме так или иначе завязано примерно процент населения. Остальным (в том числе бюджетникам) чуть-чуть временами тоже перепадает, но так же перепадает аномально дорогой бензин. В среднем подавляющему большинству населения абсолютно поровну дорогие цены на нефть.

      Без реального термояда есть вполне не нулевые шансы не дожить до конца столетия. Причём термояд это не лампочка - её не купишь за дёшево - это набор тезнологий с большой буквы. Не развивать термояд для России IMHO стратегически равносильно самоубийству.
      Ответить
      • britvin > Evgueni | 31.10.2007 | 15:10 Ответить
        Если бы не дорогая нефть - даже Путин ничего бы не смог с нами сделать, и мы бы уже реально на части разваливались скорее всего. Так что, спасибо высоким ценам...
        Ответить
        • Evgueni > britvin | 01.11.2007 | 11:19 Ответить
          > Если бы не дорогая нефть - даже Путин ничего бы не смог с нами сделать, и мы бы уже реально на части разваливались скорее всего. Так что, спасибо высоким ценам...

          Вы в нефтянке работаете? Тогда Ваше спасибо понятно.

          Жить вполне можно и без опоры на углеводородное сырьё. Более того жить с опорой только на углеводородное сырьё как это делается сейчас гарантировано ведёт к краху экономики во вполне обозримом будущем.
          Ответить
          • britvin > Evgueni | 01.11.2007 | 12:43 Ответить
            Да нет, конечно без термоядерного направления энергетика перспектив не имеет. Просто в тяжкий для страны период нефть с её высокой стоимостью оказалась очень кстати... А необходимость в термояде очевидна независимо от Киотского протокола. И, вообще-то, сегодняшний прагматичный коллектив гос. руководителей, вроде бы, всё это прекрасно знает и для развития науки всё что возможно выделяет (и это, между прочим, углеводородные деньги).
            Ответить
            • Evgueni > britvin | 01.11.2007 | 18:07 Ответить
              В _таком_ (тяжком) положении страна также оказалась фактически исключительно благодаря нефти.

              По поводу выделения денег на развитие науки - я вас умоляю. Ничего кроме разговоров не видно, хотя появились хотя бы разговоры. Увеличение зарплаты учёных о которой так много говорили примерно пол года назад и о которой говорили недавно в свизи с отставкой Зубкова прошло без увеличения бюджета - грубо говоря перестали давать деньги на комунальные расходы и обязали платить зарплату больше (с 2 тыс до 4 тыс первая итерация и с 4 тыс до 8 тыс вторая итерация) - то есть просто перестали давать надбавки (комуналку ведь всё равно платить надо) ровно на ту сумму на которую увеличили. При этом мехнизм финансирования крупных установок попросту отсутствует - раньше этим занимался Средьмаш, но сейчас он фактически дал дуба. Купается в деньгах только наночеловек, но это к науке имеет весьма опосредованное отношение. Ничего с ценами на нефть в фундаментальной науке России не поменялось. Если и есть какая-то кореляция, то я не уверен что она положительная.
              Ответить
              • britvin > Evgueni | 01.11.2007 | 19:35 Ответить
                Ваша ненависть к нефти понятна и частично оправданна. Но нефти много, и надо смириться...
                Ответить
                • Evgueni > britvin | 01.11.2007 | 20:33 Ответить
                  Гхмм, нет никакой ненависти к нефти - есть просто констатация факта, что наличие этой особенности в нашей стране весьма способствует её деградации, ослаблению конкурентоспособности и отсутсвию стабильности в развитии.

                  Нефти много и в других странах (в частности в штатах добывают больше чем в России), но не везде ведут себя настолько бездумно и безответственно (хотя есть идиоты и посильнее чем мы, но брать с ни пример вовсе не стоит)
                  Ответить
              • Василич > Evgueni | 02.11.2007 | 12:33 Ответить
                "механизм финансирования крупных установок попросту отсутствует"
                А этот механизм вообще отсутствует для любых установок и в целом для прикладной науки. Государственные механизмы убрали, а рыночные ввести забыли.. И потом удивлятся почему ученые на запад продвигаются..
                Ответить
                • Evgueni > Василич | 02.11.2007 | 16:07 Ответить
                  Ну, небольшие деньги может дать РАН. Крупные же установки ранее финансировались по линии Средьмаша. Госмеханизмы никто не убирал - просто исчезли деньги у Средмаша, а у РАН их никогда и не было.
                  Ответить
                  • Василич > Evgueni | 04.11.2007 | 14:10 Ответить
                    Я имею ввиду рыночный механизм экономического стимулирования в России разработки и внедрения инноваций.
                    Ответить
      • vadyy > Evgueni | 31.10.2007 | 17:05 Ответить
        Не развивать термояд для России IMHO стратегически равносильно самоубийству.
        Точка зрения человека слабо понимающего в энергетическом раскладе.
        Термояд в 21 веке не более чем игрушка в угоду имиджа. Почему? Да потомучто альтернатива углеродной энергетике только одна, это реакторы на быстрых нейтронах. Запасов ториевых и урановых руд хватит на тысячилетие как минимум. Хотя в будущем может и что другое придумают, типа дешовых солнечных батарей.
        Ответить
        • PavelS > vadyy | 01.11.2007 | 01:09 Ответить
          А развивать - тоже стратегически равносильно тому же самому. И дорого для всего лишь 2% населения планеты делать свою национальную науку (будет проще украсть у Америки, когда они сделают). И я думаю что вы недооцениваете значимость нефтедолларов. Их получают далеко не все - но косвенно Россия - страна, обслуживающая трубу. Это факт. Учителя учат будущих специалистов обслуживания трубы, врачи их лечат и т.д. Убери трубу, и нет страны. Вы можете как угодно говорить, что я аморален - но тогда вы не ученые, а моралисты.
          Ответить
          • Evgueni > PavelS | 01.11.2007 | 11:28 Ответить
            Вы не аморальны - у Вас просто элементарно короткая память и отсутствие способности к логическому мышлению. Когда вместо структурных изменений в экономике СССР в 60ых-70ых подсел на нефтедоллары он подписал себе смертный приговор. Сейчас идёт наступание на те же грабли - вместо развития экономики в совершенно идиотских местах которые никак не повышают конкурентность делаются нефтяные инъекции - лучше бы их не было.

            "Украсть у Америки" не получится - это не волшебное слово и не палочка-выручалочка, это набор технологий и без их носителей этих технологий (для начала нужны те, кто эти технологии поймёт - школьного образования для этого не хватит) хоть закрадись - пшик получится (вспоминаем масштабный эксперимент по краже компьютерных технологий - ничего из этого не вышло). Думать, что технологии растут и собираются как грибы признак отнюдь не глубокого ума.
            Ответить
        • Evgueni > vadyy | 01.11.2007 | 11:33 Ответить
          > Да потомучто альтернатива углеродной энергетике только одна, это реакторы на быстрых нейтронах.

          На сегодня и так будет, если не проводить исследования. Например, есть указания, что реальный термояд можно сделать на открытых ловушках с затратами на порядки меньше чем ITER. Но в это надо вкладываться.
          Ответить
  • Василич  | 31.10.2007 | 19:42 Ответить
    Коротко и точно качество статьи ИМХО прокомментировал PavelS.
    У меня к сожалению так кратко не получилось.
    Во-первых, стратегическая цель Киотского протокола (КП) достигнута, а именно - нейтрализация на 15 лет процесса достижения целей и задач рамочной Конвенции ООН об изменении климата (Конвенция), принятой в 1992 г. Именно в Конвенции ставились цели об ограничении выбросов парниковых газов на уровне 1990г. А задачей киотского лохотрона, начало которому породило решение первой конференции Сторон Конвенции под названием Берлинский мандат (1995 г.), было отменить эти ограничения для стран ОЭСР и дать им возможность наращивать выбросы, за счет действия 'механизма чистого развития' для развивающихся стран.
    То есть, основной механизм КП это инвестиции стран ОЭСР в развивающиеся страны в обмен на право увеличить выбросы выше уровня 1990г.
    Именно этот процесс в настоящее время и происходит на фоне глобального роста выбросов. Особенно блестяще с этой задачей справились США и Австралия. Киотским протоколом они сняли для себя ограничения на выбросы по обязательствам Конвенции и не стали по механизмам КП платить развивающимся странам, наращивающим выбросы:..
    По мнению Гвина Принса и Джеймса Мартина : 'причины недейственности Киотского протокола более глубокие, и лежат они в изначально неверной логике использованного подхода'.
    Да, и именно зная о недостатках в системе ограничения выбросов сернистого газа рыночными механизмами, которая была внедрена в США, начиная с 1992г., представители США внедрили эти механизмы в КП, заведомо зная, что 'поезд' КП направлен в тупик. А в качестве отвлекающего маневра вместе с учеными, которые в конце 80гг. обосновывали необходимость Конвенции, после 2000 г. развернули дискуссии о научной обоснованности регулирования выбросов парниковых газов в рамках КП. Кстати 'специалисты' США и Австралии также разработали и систему торговли выбросами для Англии. Как можно заметить - результат плачевный:
    В принципе регулирование выбросов парниковых газов целесообразно рассматривать как механизм регулирования уровня антропогенного воздействия на окружающую среду. Хотя есть мнения, что это воздействие можно измерять и количеством сожженного кислорода. Но простейшая реакция горения угля, сжигание которого составляет более 50% энергетики мира, предполагает отдать предпочтение единице измерения в эквиваленте СО2. При этом надо рассматривать оценку выбросов в эквиваленте СО2 как некую единицу измерения, с помощью которой измеряется уровень антропогенной деятельности человечества, который вносит возмущения в естественные процессы протекающие в окружающей среде. Мало того, подобное измерение выбросов от сжигания ископаемого топлива позволяет оценивать экономическую эффективность использования топлива, в том числе и ядерного и термоядерного, и уровень экономического и технологического развития различных стран, что ИМХО прекрасно отразил в своей работе А.Н. Илларионов. http://www.iea.ru/article/kioto_order/prognoz.pdf
    Аналогично, измерение в углекислотном эквиваленте состояния территорий стран и поглотительной способности этих территорий позволяет оценивать их 'изношенность' антропогенным воздействием (обезлесивание, сельскохозяйственная деятельность, свалки и т.д.)
    Авторы статьи, оценивая неэффективность КП, задают вопрос: 'Где же выход из создавшегося положения?'
    И отвечают на него считая, что выход в увеличении финансирования на развитие исследований в области новых технологий. Но в условиях рыночной экономики необходимо также оценивать экономическую эффективность вложений в разработку новых технологий. И чем эту эффективность оценивать, величиной налога на топливо? (Как предложил Билл Клинтон). Но проблема именно в том, что в рыночных условиях налог на топливо является инструментом для создания монопольного рынка продавца энергоресурсов. Именно это и является, судя по всему, стратегией стран ОЭСР по установлению контроля на рынке мировых энергетических ресурсов. (Свои то они уже сожгли или они у них истощаются или берегут их для будущих поколений). В этом стремлении возникает логичный экономический механизм: купить подешевле энергоресурсы на внешнем рынке, 'опустив' продавцов (войнв в Ираке), и продать подороже на внутреннем рынке 'нагрузив' собственных граждан. Но в подобном варианте вполне естественна отрицательная реакция граждан США на предложения Билла Клинтона.
    Мало того разность экономических интересов стран продавцов энергоресурсов и стран потребителей в условиях рыночной экономики естественна и вечно будет зависеть от технологического развития стран. А в чем в регулировании антропогенного воздействия интересы стран продавцов и покупателей энергоресурсов могут сочетаться в условиях рыночной экономики?.. Представляется, что в сохранности собственной окружающей среды. В этом случае надо вводить налог не на топливо, а на использование окружающей среды, а в случае деятельности по увеличению потенциала окружающей среды платить адекватную налогу премию. Но при подобном логичном решении проблемы, практически большинству стран мира придется платить премию России, Канаде, Австралии и Бразилии. Но разве они с этим могут сегодня согласиться?
    И данная в статье оценка английскими учеными действий России это отражает. Особенно в сравнении с состоянием проблемы в Африке, Индии и Китая.
    Напомним авторам статьи принцип 2 Декларации ООН по охране окружающей среды (Рио-де-Жанейро, 1992г.):
    'В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.'

    На русском языке это звучит так: 'На чужой каравай рот не разевай'.

    Примером 'опасной позиции' по учету интересов развивающихся стран могут служить экономические и технологические потери России от реализации Монреальского протокола к Венской Конвенции по охране стратосферного озона. Результатом выполнения Россией условий Монреальского протокола стала ликвидация отечественного производства хладонов, потеря Россией 25% мирового рынка хладонов, который заняли транснациональные корпорации, вынесшие свои предприятия по производству хладонов в Китай.... Экономические потери России по импорту 'озонобезопасных' хладонов, которые на порядок дороже, составляют десятки миллиардов рублей ежегодно. В рамках выполнения Киотского протокола эти импортируемые хладоны (гидрохлорфторуглероды) оказываются для России на два порядка дороже, в связи с тем, что Россия не производила их в базовых для Киотского протокола 1990-95 годах. За грант на закрытие производств 'озоноразрушающих' хладонов в России в размере 27 млн. долл. США дополнительные затраты одного только Министерства обороны составило несколько миллиардов рублей. На самом деле бывшие 'озоноразрушающие' хладоны гораздо экологически чище, (с точки зрения санитарных норм) чем внедренные взамен их другие гидрофторуглеродные соединения, по которым этой оценки комплексно даже не проводилось.
    Но судя по всему успехи химических транснациональных компаний в механизмах реализации Монреальского протокола англичанам понравились. И аналогично Монреальскому, Киотским протоколом, к рамочной Конвенции ООН об изменении климата (Конвенция), который Россию заставили ратифицировать различными торгами и политическими уловками, на Россию накинули очередную экономическую удавку. В результате выиграли все промышленно-развитые и развивающиеся страны кроме России. Выиграли даже такие страны бывшего СССР как Азербайджан, Грузия, Молдавия и Узбекистан не взявшие на себя количественных обязательств по ограничению выбросов и получившие все преимущества финансирования совместных проектов по так называемому 'механизму чистого развития' Киотского протокола. Особо следует отметить, что, так же как и в Монреальском протоколе по Киотскому протоколу активно развивающиеся страны Китай и Индия получили все экономические и технологические преференции.
    В то же время Россию в процессе переговорного процесса по Киотскому протоколу лишили потенциальных доходов от использования другими странами ее поглотительного ресурса. Недоучтенная разница поглотительного ресурса лесов России по методологии Киотского протокола составила 41 млн. т С в год и по ценам Европейского углеродного рынка оценивается в минимальную сумму около 1.23 млрд. долл. США в год в период 2008-2012гг.
    К вышеприведенным цифрам потерь России можно добавить 14 млрд. т СО2 сокращений выбросов (относительно 1990г.) в период 1990-2007гг, которые назвали 'горячим воздухом', не подлежащим компенсации, и которые по минимуму оцениваются в 140 млрд. долл. США.
    Также необходимо добавить ежегодный поглотительный баланс территорий России 0,868 млрд. т С/год, который по минимуму оценивается в 27 млрд. долл. США в год:.
    В итоге, начиная с 1995г. (начало переговорного процесса по Киотскому протоколу) Россию ежегодно обкрадывали и обкрадывают в размере 36.4 млрд. долл. США (1.23 + 140:17+ 27) минимальной стоимости ее поглотительного ресурса.
    С 2008 г. потенциальная стоимость использования другими странами поглотительного ресурса России будет составлять 282.3 млрд. Евро в год.
    Может англичане выплатят России эту компенсацию на условиях финансирования Россией национальных фундаментальных исследований по 'термояду' и внедрению реакторов на быстрых нейтронах?
    Китай же, развивая энергетику и наращивая выбросы от сжигания угля на своей территории, получил только за последние два года около двух миллиардов долларов США невозвратных инвестиций по 'механизму чистого развития' Киотского протокола. Одновременно по этому механизму страны ЕС получили возможность увеличить свои выбросы...
    Ответить
  • Василич  | 31.10.2007 | 19:48 Ответить
    Продолжение:
    Одновременно по этому механизму страны ЕС получили возможность увеличить свои выбросы парниковых газов в объеме около 400 млн. т в экв. СО2. Мало того, внедренная в странах ЕС в рамках Киотского протокола так называемая 'система торговли выбросами' стратегически нацелена на снижение цены импортируемых энергоресурсов за счет введения внутренней платы за выбросы парниковых газов, что фактически означает скрытый налог на потребление углеводородов. Реализация этой стратегии направлена на снижение доходности российского экспорта энергоресурсов в другие страны, что принесет экономике России очередные потери.
    И не надо пугать Россию выбросами метана из вечной мерзлоты 'завтра'. Для того, чтобы пугать этими выбросами, с начала необходимо признать, что наши тундровые территории вчера и сегодня являются глобальными поглотителями углерода, спасающими мир от более существенного антропогенного воздействия теплых стран. Мало того, еще никто не доказал, что нас через 100 лет ждет потепление, а не похолодание.
    После ратификации Киотского протокола Россией стало окончательно ясно, что ее классически 'развели' обещаниями потенциальных будущих доходов, как 'морковкой перед носом осла', принеся ее природный потенциал и национальные интересы на заклание экономической экспансии промышленно-развитых и развивающихся стран под прикрытием борьбы с глобальными изменениями климата.
    Очевидная негативность для экономики России ряда международных 'природоохранных соглашений', как правило, маскируется подавляющим пиаром лиц осуществляющих дезинформацию и обширной дезинформационной компанией в средствах массовой информации в целях лоббирования различных экономически ущербных направлений внутренних и внешних мероприятий и действий России. В рамках переговорного процесса по климату и целях разработки мероприятий по реализации положений Киотского протокола на протяжении ряда лет лоббируется:
    1. Позиция США и мнение известных российских академиков о научной необоснованности Киотского протокола, который всего лишь является экономически ущербным для России компромиссным международным механизмом реализации положений Конвенции, которую эти же известные академики успешно научно обосновывали в конце 80гг. прошлого столетия.
    2. Позиция ЕС о необходимости ратификации Киотского протокола Россией, у которой баланс выбросов и поглощений парниковых газов отрицательный и на порядок лучше, чем у подавляющего большинства промышленно-развитых европейских стран, наращивающих антропогенные выбросы.
    3. Создание процедур реализации проектов совместного осуществления по так называемому способу ТРЭК-2 с сертификацией международными 'независимыми' органами, в целях завуалированной продажи российских прав на выбросы парниковых газов (фактически продажи прав на сжигание углеводородов на территории России) под контролем этих международных 'независимых' органов. Нечто подобное внешнему управлению отраслями экономики России с 'отмыванием' средств от продажи российских прав на выбросы парниковых газов в других странах.
    Мало того, втягивание России в процесс реализации проектов совместного осуществления по механизму статьи 6 Киотского протокола позволяет продлить действие Киотского протокола после 2012г., несмотря на оговорки России при принятии закона о его ратификации.
    4. Возможность продажи дочерними предприятиями Газпрома российского газа, вместе с российскими правами на выбросы (квотами), вместо того чтобы в рамках Киотского протокола получать в странах Европы квоты на выбросы парниковых газов, освободившиеся в результате замещения угля на газ на предприятиях стран Европейского Союза.
    5. Возможность продажи прав на выбросы (квот) другим странам предприятиями РАО 'ЕЭС', на фоне роста дефицита электроэнергии и очевидного прогнозируемого роста выбросов парниковых газов в российской электроэнергетике не зависимо от планов РАО, в результате роста потребления электроэнергии, замены газовых ТЭЦ на угольные и строительства новых угольных ТЭЦ и ввода автономных теплоэлектроцентралей.
    6. 'Отрицательный' поглотительный баланс углерода бореальных лесов в северном полушарии и в Сибири, в то время как они являются глобальными поглотителями углерода.
    7. Страшилки разрушения инфраструктуры российских газопроводов в результате потепления в тундровой местности, и соответствующие выбросы метана в будущем, в то время как в настоящее время болота тундры являются мощными глобальными поглотителями углерода, объемы поглощения которых не хотят признавать зарубежные 'независимые' эксперты.
    8. Распределение среди стран прав на выбросы углерода в объемах прямо пропорциональных численности населения стран, или их объемов ВВП, что противоречат Уставу ООН, нормам международного права и главное экономическим интересам России с ее суровым климатом, относительно низким ВВП на душу населения и малочисленностью народонаселения относительно размеров территории юрисдикции.
    9. Оказание технологической и финансовой помощи развивающимся странам - не зависимо от баланса антропогенных выбросов и поглощения парниковых газов в этих странах.
    10. Способы борьбы с глобальным потеплением, в виде распыления аэрозолей серы в стратосфере земли, в то время как климат России является самым холодным в мире, и когда достаточно большая часть населения России не имеет элементарных удобств в связи с суровым климатом и отсутствием доступности к чистым энергоресурсам.
    11. Факты полезности для растений повышенного содержания в атмосфере углекислоты, как обоснование не экономичности затрат по проведению мероприятий по сокращению выбросов парниковых газов и как следствие мероприятий по ресурсоэнергосбережению.
    12. Наличие международных природоохранных соглашений как обоснование отсутствия необходимости национального законодательного обеспечения экономического стимулирования мероприятий по сокращению антропогенного воздействия, и как следствие, по стимулированию внедрения инноваций ресурсосбережения, как мероприятий тормозящих экстенсивный путь развития экономики России.
    В результате России навязывается абсурдное понятие, что экономически эффективные мероприятия по разработке и внедрению инноваций ресурсоэнергосбережения и снижения энергоемкости экономики, как следствие сокращающие темпы роста антропогенных выбросов, экономически не выгодны и ведут к подавлению роста растений, объемов и доходности производства, а также наносят ущерб лесной и сельскохозяйственной деятельности.
    При проведении подобной дезинформационной кампании по проблемам изменения климата тщательно замалчивается, что именно территория Россия является самым большим в мире глобальным поглотителем углерода с самым суровым и холодным климатом из всех стран. Замалчивается что в России только за период 1990-2007гг. сокращения выбросов парниковых газов относительно уровня 1990г. в период 1990-2007 гг. составляют свыше 13,5 млрд. т в экв. СО2. в то время как только увеличение выбросов в промышленно развитых странах относительно уровня 1990г. за этот же период составляет свыше 14.5 млрд. т в экв. СО2., а в развивающихся странах свыше 25 млрд. т в экв. СО2. Мало того, ежегодный баланс СО2 в России отрицательный и ее поглотительный ресурс сверх объемов антропогенных выбросов составляет около 2.8 млрд. т СО2 (0,868 Гт/год С) в год.
    Суммарная оценка этих 'потерянных' доходов от использования российских ресурсов на порядок превышает внешний долг России за прошедший период. Американцы на этой 'потере' стран доноров, в том числе и России, начиная с 1990г. сэкономили как минимум 1450 млрд. долл. США, а развивающиеся страны - как минимум 2500 млрд. долл. США.
    Реализация этого российского ресурса могла иметь место в рамках Конвенции, если бы Россия в середине 90гг. создала у себя систему регулирования антропогенных выбросов и сделала товаром на внутреннем рынке результаты ресурсоэнергосбережения и поглотительного ресурса территорий с оценкой их в углекислотном эквиваленте, как сокращение антропогенных выбросов парниковых газов.
    В целом стратегия этой дезинформационной кампании направлена на то, чтобы Россия никогда не создала систему экономической оценки использования другими странами поглотительного ресурса своих территорий, сделав этот ресурс активами своих субъектов хозяйственной деятельности.
    Это частично признал бывший британский премьер министр Тони Блэр, заявив на климатической конференции в Нью-Йорке, что ни одна страна в мире не пожертвует своим экономическим ростом или снижением потребления энергии в экологических целях. Но в классическом стиле двойных стандартов, 'забыл' добавить - за исключением России и других стран с переходной экономикой периода 1990-2012гг., как элемент энергетической стратегии стран ОЭСР.
    На фоне многочисленных публикаций, научных споров о причинах климатических изменений, конференций и семинаров, об экономических выгодах России от механизмов КП, в результате проведенного комплексного анализа можно сделать следующие выводы: Ратифицировав Киотский протокол, Россия подтвердила необходимость регулирования антропогенных выбросов парниковых газов, определенную в обязательствах по Конвенции НО:
    1. Потеряла возможность требования много миллиардных компенсаций за достигнутые сокращения в рамках Конвенции в период 1990-2007гг., действуя по реструктуризации своей экономики в рамках советов различных международных 'независимых' экспертов (МВФ, МБРР, ГЭФ, WWF, а также многочисленных международных природоохранных НКО и НПО в России).
    2. Одновременно Россия временно до 2012 г. подтвердила право Сторон Протокола определять уровень прав на выбросы не на основе баланса выбросов и поглощения, а на основе решения Конференции Сторон Протокола, у подавляющего большинства из которых нет ограничений на выбросы.
    3. Подтвердила временно до 2012 г. легитимность прав на выбросы у большинства стран, объемы антропогенных выбросов парниковых газов которых в несколько раз превышают...
    Ответить
  • Василич  | 31.10.2007 | 19:50 Ответить
    Продолжение:
    3. Подтвердила временно до 2012 г. легитимность прав на выбросы у большинства стран, объемы антропогенных выбросов парниковых газов которых в несколько раз превышают объемы их поглощения. Тем самым, узаконив их безответственность за нанесение ущерба окружающей среде и территориям других стран, что противоречит Уставу ООН и нормам международного права.
    4. За 20 лет международного переговорного процесса, по проблемам изменения климата, Россия не создала у себя в экономике механизмов регулирования антропогенного воздействия выбросов парниковых газов на окружающую среду, оценки стоимости прав на эти выбросы, на результаты сокращения выбросов и оценки стоимости поглотительного ресурса ее территорий. В результате, как следствие, не получила никаких экономических выгод от использования ее сокращений и ее поглотительного ресурса другими странами.

    И чем более и далее Россия будет блуждать в трех соснах климатического и киотского лохотронизма, вместо того, чтобы ввести углекислотную оценку эффективности хозяйственной деятельности (уровня антропогенного воздействия), как это уже делается в других странах, тем далее другие страны будут безкомпенсационно пользоваться нашим природным ресурсом, а их политические руководители и 'научные' сподвижники будут получать за это нобелевские премии.
    Подобные примеры в рыночной экономике естественны. Почему бы странам, сэкономившим громадные финансовые ресурсы на без компенсационным использовании ресурсов других стран не премировать участников этого процесса 'с барского плеча':.
    Безответственность этих стран за охрану окружающей среды в нарушение Устава ООН и принципов международного права этого стоит.
    И наверное граждане США могут гордиться вице президентом Гором за то как он последовательно защищает экономические интересы своей страны, не считаясь с принципами и Уставом ООН. За то как он продолжает крутить киотский лохотрон далее, предлагая миру 'благими намерениями дорогу, вымощенную (Киотским протоколом) в ад', дорогу, которую он в бытность свою вице-президентом США и мостил.
    В тоже время, невольно задаешься вопросом, как долго будет происходить 'озеленение' наших академиков и авторов научных заказных статей, которые защищают экономические интересы других стран?:
    В отличие от стран ЕС, где баланс выбросов и поглощения парниковых газов составляет в среднем 4/1 (четыре к одному), в США этот баланс составляет около 1.2/1 (одна и две десятых к одному), в России этот баланс составляет около 1/3 (один к трем).
    Но обратите внимание, какие данные присутствуют в официальных документах Конвенции на 2007г: http://unfccc.int/resource/docs/2007/tp/01.pdf
    На стр. 33 в таблице 11 очередной киотский фокус по отношению к России. Кто сможет объяснить: Как леса Англии, которые в 258 раз меньше российских, имеют удельное поглощение углекислого газа в 6,5 раз больше чем в российских.???..
    Или тоже самое про Японию, леса которой в 25 раз меньше, а интенсивность поглощения в 5 раз больше чем у российских И это при том, что научные исследования о российских лесах говорят совершенно об обратном http://www.nkj.ru/news/423/
    Можно понять, когда в Японии или Англии делают автомобиль лучше и в 2 раза энергоэффективней, чем в России. Но чтобы леса у них в пять раз лучше росли и в пять раз лучше поглощали углерод это надо придумать что-то получше термоядерного реактора: Может у них там 'китайское' солнце не заходит, как у нас летом в тундре?
    Аналогично, на протяжении ряда лет США и Китай проводят активную информационную компанию по установлению после 2012г. для стран предельных уровней выбросов на основе уровня ВВП, или на основе численности населения. И тот и другой способ для России в настоящее время не приемлемы, учитывая уровень ВВП США и численность населения в Китае, а также стремительный рост его ВВП. Мало того, эти способы распределения предельных уровней противоречат выше приведенному принципу, Уставу ООН и принципам международного права. В Китае объемы антропогенных выбросов парниковых газов, также как и в странах ЕС и США, значительно превышают объемы их поглощения территорией его юрисдикции.
    Предлагаемые способы оценки поглотительного ресурса территорий и распределения предельных уровней выбросов после 2012 г. по уровню ВВП и численности населения, можно оценивать как элементы подавления и сдерживания развития российской экономики. Вероятно это один из элементов долгосрочной стратегии США и Китая и стран ОЭСР по сдерживанию развития экономики России.
    С точки зрения заботы человечества об охране окружающей среды, вчеоа сегодня и завтра целесообразны и логичны были бы, относительно целей Конвенции, предложения об установлении для стран на первом этапе ограничения уровней предельных антропогенных выбросов, не превышающем баланс 1:1 (в соответствии с уставом ООН и принципами международного права). И только по достижении подобного баланса в целом по странам можно говорить об установлении предельных уровней выбросов ниже баланса 1:1.
    Достижение баланса антропогенных выбросов и поглощения в России 1:1 (один к одному) позволяет увеличить выбросы парниковых газов России в три раза, что приведет к росту ВВП в 5 раз. При этом до достижения этого баланса Россия должна требовать компенсации от тех стран, которые баланс 1:1 превышают.
    Одновременно это позволит достичь гражданам России уровня доходов промышленно-развитых стран, а доходы российских ученых будут позволять заниматься истинной наукой и не отвлекаться на заказные статьи:.
    Но в состоянии ли сегодня власти России защищать российские национальные экономические интересы?
    Ответить
  • Olexa  | 01.11.2007 | 11:52 Ответить
    Уважаемый Алексей, касательно ссылок на План Маршалла и Манхэттэнский проект, было бы хорошо давать пояснительные ссылки на менее одиозные "пояснения", и с менее назойливой рекламой (не всплывающей поверх текста). Например, на ту же Википедию.
    Ответить
    • Алексей Гиляров > Olexa | 01.11.2007 | 19:30 Ответить
      Упоминание "плана Маршалла" и "Манхэттенского проекта" дано мною в заметке так, как приведено авторами статьи в "Нейчер". Я никакой оценки сам этому не даю.. Гиперссылок в моем варианте в данном месте не было, но они даны редакцией ЭЛЕМЕНТОВ.
      Ответить
      • Olexa > Алексей Гиляров | 01.11.2007 | 23:19 Ответить
        Ну тогда это пожелание к редакции ЭЛЕМЕНТОВ. :)
        Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»