Юрий Угольников
«Троицкий вариант» №19(438), 23 сентября 2025 года
Оригинал статьи на сайте «Троицкого варианта»
Книга-альбом ст. науч. сотр. Окского государственного биосферного природного заповедника, канд. биол. наук Надежды Панковой «Про кабанов, бобров и выхухолей»1 с иллюстрациями автора (издательство «Albus Corvus») вошла в шорт-лист премии «Просветитель».

«Надежда Панкова работает и живет в лесу. Регулярно — летом в болотных сапогах, зимой на лыжах — она обходит территорию, проверяет фотоловушки, запускает квадрокоптер. Порой и на дереве доводится посидеть, уговаривая встревоженную кабаниху-мать пропустить ее. Из полевых заметок и зарисовок Надежды и родилась эта книга — документальный сериал, настоящий путеводитель по миру заповедного леса. Короткие рассказы объединены сквозными сюжетами: автор описывает свою работу в заповеднике, сопровождая вполне художественное повествование о любимых представителях звериных семей популярными экскурсами в зоологию», — сказано в аннотации издательства.
Публикуем рецензию нашего обозревателя Юрия Угольникова.
Книга «Про кабанов, бобров и выхухолей», казалось бы, формально принадлежит к жанру «ребятам о зверятах». На самом деле такое ранжирование не очень справедливо. Книга наверняка понравится и детям, и взрослым: написана она действительно хорошо. Авторские иллюстрации просто поразительны. Книгу можно купить уже хотя бы ради них... Думаю, рисунки Панковой никого не оставят равнодушными.
Кроме того, у нее свой запоминающийся литературный стиль и яркие образы. Например, что вы можете сказать о глазах бобра? Меж тем, по Панковой, глаз бобра «глубокий и темный как озеро». Таких находок в книге много, и это, в общем, не удивительно: в шорт-лист премии «Просветитель» пишущие плохо обычно не попадают. И, конечно, текст Панковой довольно познавательный. Вот вы, например, знаете, чем пахнет выхухоль? А знаете, что кабаны строят для ночевок гнёзда? Надежда Панкова знает и охотно знаниями делится. Единственное, что, на мой взгляд, несколько портит книгу, — желание, видимо, сделать ее более «детской», хотя на стиле это желание, если оно и было, сказалось не так сильно, однако все-таки лучшее, что пишется для детей, обычно не нарочито детское, и этим-то оно и хорошо. Впрочем, повторюсь, книга должна понравиться и взрослым, и детям, главное ее правильно читать.
А читать ее надо ровно с конца.
Дело в том, что первый раздел — «Мои кабаны» — наиболее хаотичный. Это набор историй из жизни Окского заповедника. То и дело появляются всё новые персонажи, исчезают и вновь возвращаются, и если для Надежды, которая знает своих подопечных в лицо, вернее, в рыло, а то и просто по их следам, в этом нет никакой проблемы, читатель, который видит Лосеногого, Толстую и прочих диких, но симпатичных пятачковых впервые в жизни, может и запутаться (даже читатель вполне опытный и взрослый, чего уж говорить о ребенке). Лучше не пытаться следить за взаимоотношениями героев, а просто довериться течению рассказов, но для этого надо уже втянуться. Поэтому приступать к чтению «с конца» проще: здесь есть ярко выраженная главная героиня — выхухоль Хохуля. Во втором разделе — «Мои бобры», — хоть он и не столь четок, как раздел о выхухоли, тоже есть главные герои — семья бобра Короткохвостого. Вот после выхухолей и бобров, уже освоившись в авторском мире, можно переходит к первой части с ее дивным кабаньим разнообразием.
Если говорить об иллюстрациях, то по степени умилительности округлых выхухолей Панковой можно сравнить разве что с муми-троллями Туве Янссон. Причем, в отличие от муми-троллей, с выхухолями можно встретится в живой природе, если повезет... или не повезет, если вы рыбак и «вытащите чёрта», т. е. выхухоль позарится на ваш улов или приманку.
Иллюстрации разнообразны. Вот выхухоли в норке; вот они сидят, обнявшись хвостами, рядом с бобрами и множеством других переживающих половодье животных; вот будто по команде выставили хоботки из воды (меряются с кабаньим пятачком?); вот пируют разными моллюсками, растениями и рыбой, будто охотники на привале. Каждая выхухоль на рисунках Панковой — личность, с узнаваемыми эмоциями в диапазоне от «как не хочется в воду» до «а что это я в вас такой влюбленный?». И это очеловечивание никоим образом не портит текст книги, более житейский и приземленный, посвященный, как ни крути, жизни в дикой природе с неизбежной борьбой за существование, тревогами и заботами. Напротив, эти иллюстрации с текстом идеально сочетаются, делают его более светлым и уютным, и тут даже совершенно не важно, что в книгу они перекочевали из вышедшей ранее авторской книжки-раскраски.
В общем, всем любителям природы, вне зависимости от того, есть ли у них дети или нет, книгу я рекомендую и очень надеюсь, что это не последнее сочинение Панковой, которое мы видим. Паблик «Кабаны и другие звери»2, посвященный воспитанию «кабаньих детей» — семейству кабанов-метисов, оказавшихся у Надежды на воспитании, — легко может стать основой для нового издания. Надеюсь, так оно и будет.
1 Надежда Панкова. Про кабанов, бобров и выхухолей. «Белая ворона», 2025.
2 Кабаны и другие звери. ВКонтакте.

Надежда Панкова