Одна демографическая антиутопия

Юрий Угольников
«Троицкий вариант — Наука» №25 (419), 24 декабря 2024 года

Оригинал статьи на сайте «Троицкого варианта»

Вот как кончится мир
Вот как кончится мир
Вот как кончится мир
Не взрыв но всхлип

Томас Элиот. Полые люди (1925).
Перевод Андрея Сергеева

Юрий Угольников

Юрий Угольников

Книга британского демографа Пола Морланда, сотрудника Биркбека (подразделения Лондонского университета) скорее агитационная, чем научная. Морланд — открытый и вполне активный пронаталист (сторонник увеличения рождаемости); если вы разделяете его ценности (как я), это вас не смутит, если же вы скептически относитесь к росту населения и, напротив, считаете, что число людей уже и так слишком велико, а многомиллиардное человечество оказывает и без того чересчур большое давление на биосферу планеты, то эта книга едва ли вам может понравиться. По-английски ее название говорит само за себя: «No one left. Why the world needs more children?».

Пол Морланд. И никого не стало. Зачем миру дети?

Морланд П. И никого не стало. Зачем миру дети? / Пер. с англ. Евгения Поникарова; науч. ред. Денис Микшис. — М.: Азбука-Бизнес, Азбука-Аттикус, 2024

Морланд довольно красочно описывает, куда мы идем, и перспективы эти, по мнению автора, не очень радужные (и мне сложно не согласиться). Отслеживая текущие тенденции, автор приходит к выводу, что по мере старения населения планеты и сокращения его воспроизводства на следующие поколения людей будет ложиться всё бо́льшая нагрузка по содержанию всё бо́льшего числа пожилых и очень пожилых людей, что не может не сказаться на экономике, которой с этим дисбалансом населения будет всё сложнее справиться. К тому же сама по себе растущая нагрузка (налоговая и не только) помешает вкладываться в рождение детей, что поведет к дальнейшему снижению рождаемости. Именно демографический кризис (влекущий всё бо́льшую нехватку рабочей силы и новых идей, исходящих, как правило, именно от молодежи) стал, видимо, причиной того, что сейчас Япония постепенно утрачивает позиции мирового экономического лидера и давно утратила позиции экономики номер два (добавлю от себя: видимо, существенную роль в этом сыграла и непродуманная кредитная политика, уроки которой, к сожалению, до сих пор так и не были усвоены). Многие страны, вероятно, столкнутся с нехваткой населения, так и не став экономически развитыми.

Собственно, сейчас, если верить Морланду, стран, благополучно справившихся с демографическим переходом, всего две: это Израиль, где рождаемость, несмотря на развитую экономику, так и не упала ниже уровня воспроизводства населения (более того, среди мигрантов из стран с очень низкой рождаемостью в Израиле этот показатель даже поднимается), и Грузия, которой в XXI веке удалось вернуться к достаточно высокому (т. е. обеспечивающему воспроизводство населения) уровню рождаемости. К этим двум феноменам отчасти примыкает Индонезия, в которой уровень рождаемости относительно стабилен, но в этом случае речь идет скорее все-таки о снижении числа рождений (хотя очень медленном по сравнению с остальным миром), чем об устойчивости, так что в чем-то опыт Индонезии важен, но в долговременной перспективе вопроса он не решит.

Технооптимисты могут сказать: развитие техники в будущем будет достаточным, чтобы увеличить производительность труда настолько, что даже при подобном умеренными темпами идущем снижении рождаемости экономического коллапса удастся избежать. Однако, как отмечает Морланд, надежды эти малоосновательны: с конца прошлого века производительность труда, несмотря на всё более увеличивающуюся его автоматизацию и компьютеризацию, растет всё меньшими темпами (на самом деле в разных странах по-разному, но особое внимание Морланд уделяет родной Британии, статистику по которой приводит с 1970-х). И это замедление роста Морланд связывает именно со снижением рождаемости. Прав ли он, в данном случае не столь важно (у меня на этот счет есть большие сомнения); важно, что производительность труда сейчас действительно почти не растет, а в некоторых отраслях и странах даже падает, и хотя предсказать внезапные технологические прорывы невозможно, пока их ничего не предвещает, надеяться на них не стоит — техника не принесет спасения.

Что же касается Грузии и Израиля, то это страны крайне небольшие, к тому же крайне гомогенные либо в этнорелигиозном (Грузия), либо в религиозном (Израиль) плане. Их опыт слабо применим в крупных и сильно неоднородных этнически и религиозно государствах.

К тому же Израиль пребывает в состоянии по сути перманентного военного конфликта (октябрь прошлого года был только началом очередного его этапа, но, по сути, конфликт этот тлел и до октября), а у Грузии напряженные отношения с Абхазией и Южной Осетией. На мой взгляд, весьма показательно (и об этом Морланд, увы, не пишет), что рост рождаемости в Грузии начался не только после пронаталистской инициативы патриарха Илии в 2007 году, но и после пятидневной войны 2008-го, и я не уверен, что это просто совпадение. При этом вряд ли кто-то захочет ради повышения рождаемости жить в состоянии постоянной угрозы военного конфликта или в условиях то разгорающейся, то тихо тлеющей войны. Более того, масштабный конфликт, напротив, может вести к снижению рождаемости, что мы видим на примере России, в которой после февраля 2022-го рождаемость только снижается.

Если говорить о недостатках книги: довольно подробно рассказывая о том, что, вероятней всего, ждет человечество в ближайшие десятилетия, Морланд уделяет сравнительно мало внимания причинам намечающихся изменений.

Да, произошел демографический переход; да, теперь дети не кажутся вложением в собственное будущее; да, люди сейчас могут тратить больше ресурсов на воспитание одного-двух отпрысков вместо множества, как это было еще в позапрошлом столетии. Но всё ли мы верно понимаем в этих изменениях? Я бы не был так уверен в том, что отсутствие необходимости заводить множество потомков — это исчерпывающее и достаточное объяснение. На протяжении прошлого и нынешнего столетий изменяются и структуры социальных связей, способы получения информации; наконец, кардинально изменилась экономика детства, отношения детей и родителей. Без понимания всех этих изменений и их влияния на демографию проблематично определить, что именно надо делать для поддержания более высокого уровня рождаемости и предотвращения дальнейшего сползания в демографическую яму.

Можно ориентироваться на мнение самого населения, на социологические опросы, которые в массе своей говорят, что обзаводиться большим количеством детей для современного человека слишком тяжело финансово. Ответ важный, но явно недостаточный, он и сам по себе порождает следующий вопрос: почему при современной социальной системе, когда люди в целом живут лучше, чем когда бы то ни было в мировой истории, когда у них есть (пока еще) больше вещей, больше прав, больше возможностей, — почему при всём этом изобилии воспитание ребенка оказывается столь финансово трудным и проблематичным? Для решения этого вопроса требуется много усилий, нужны исследования и исследователи. Подозреваю, результаты подобных работ могут оказаться менее очевидными, чем кажется на первый взгляд, и противоречить интуитивным предположениям.

Несколько лет назад (кажется, в 2018-м) в Москве выступала одна лекторесса, полагающая, что рождаемость обратно коррелирует с ростом социальных связей. Она говорила о росте социальных связей женщин, но и это объяснение мне не кажется достаточным, ведь возможность более открытой коммуникации появляется не только у женщин, но и у детей, а это делает контроль за детьми более сложным и требует для него (если родители действительно считаю этот контроль важным) больших ресурсов. И это только один аспект. Надо отследить взаимоотношения родителей и детей, давление институтов, социальных сетей, культурные установки и т. д.

Простые ответы («трудно финансово») порождают и простые решения («надо выделять больше денег»). И, конечно, выделять их действительно надо: если ты встретил голодного, его для начала стоит накормить. Но просто дать денег (даже если речь идет о вкладе в инфраструктуру: строительство детских садов, яслей и т. д.) недостаточно, это «паллиативное» решение, которое не может быть окончательным.

Даже сам Морланд признаёт, что разнообразные меры по поддержанию рождаемости дают очень неоднозначные результаты. Скажем, Венгрия — одна из самых пронаталистски настроенных стран, больше чем какая бы то ни было другая вкладывающаяся в поддержание семей и рождаемости. В ее госбюджете расходы на стимулирование рождений в шесть раз превосходят военные. Тем не менее, хотя положение дел там уже не столь катастрофическое, как в 1990-е, прийти к уровню рождаемости, достаточному для воспроизводства населения, так и не удалось.

Но дело не только в том, что простое финансирование будет недостаточно эффективным — со временем оно может стать даже контрпродуктивным. Учитывая, что население мира скоро уже начнет сокращаться, а во многих развитых странах давно и стремительно сокращается, на молодые когорты ложится всё бо́льшая нагрузка по обеспечению старших поколений (в том числе налоговая нагрузка), и если эта нагрузка увеличится — а в случае с дальнейшим ростом выплат на рождение детей, закрытие ипотечных кредитов для семей с детьми и т.  д. она увеличится с почти стопроцентной вероятностью (либо государствам нужно будет искать какие-то иные способы получения денег помимо налогообложения, но это уже требует существенных реформ), — то да, такая политика будет поддерживать тех, кто решился завести детей, но многие, на кого нагрузка будет давить всё сильнее, напротив, будут всё активней от рождения детей отказываться. Деньги — это важно, но этого уже недостаточно, нужны более глобальные, более радикальные изменения.

Что можно сказать, подводя итог написанному? Книга Морланда занимательна, она содержит достаточное большое количество данных о снижении рождаемости в мире, в целом она полезна всем интересующимся демографией, но теоретического осмысления происходящего явно не хватает, как и продуманных предложений экономической и социальной политики, которая могла бы действительно позитивно повлиять на изменение уровня рождаемости. Это неудивительно. Чтобы осмыслить и сложить все факторы, чтобы предложить широкий ряд изменений, которые могли бы быть позитивно восприняты обществом, исследователь должен быть не только демографом, но и экономистом, психологом, урбанистом, культурологом и т. д. В общем, это работа для целого коллектива авторов, которую Морланд никак не мог выполнить в одиночестве. Перед нами развернутая картина тупика без понимания того, как мы в него попали, и без развернутых рецептов того, как нам из него выбраться.

И последнее: я бы очень советовал ознакомиться с книгой Морланда нашим законодателям (хотя понимаю, что вряд ли кто-то из них прочтет мою статью), каждому персонально, чтобы у них появились хотя бы самые общие представления о том, что предпринимается в мире для предотвращения дальнейшего снижения рождаемости, и они не пытались бы поднимать ее заведомо контрпродуктивными мерами вроде закона о борьбе с чайлдфри (впрочем, у меня есть большие подозрения, что на самом деле этот закон служит лишь для имитации борьбы за рождаемость).


62
Показать комментарии (62)
Свернуть комментарии (62)

  • Artemo  | 12.02.2025 | 07:01 Ответить
    Демографическая проблема есть только в меньшинстве наиболее развитых стран, а большая часть человечества такой проблемы не испытывает. "Ни одного не останется" - это мягко говоря сильное искажение фактов. Реальные проблемы только у северных европеоидов (у европеоидов вообще чуть ниже фертильность с учётом всех факторов, как говорят), а человечеству как виду ничего не грозит кроме экологической катастрофы
    Ответить
    • kbob > Artemo | 12.02.2025 | 07:59 Ответить
      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:World_population_growth,_1700-2100,_2022_revision.png

      Рост_населения_в_мире.ЖПГ
      Реальные проблемы только у северных европеоидов
      Почему замедляется рост населения Земли в целом, если проблему только у европейцев?
      Ответить
    • Alef > Artemo | 12.02.2025 | 11:10 Ответить
      Ну у северных европеидов бутыл.... до Таллинна ещё даллеккко;)
      https://en.wikipedia.org/wiki/Demographics_of_South_Korea
      0,72 ребёнок на женщину. Они все очень много работают. А ещё учатся с 8 до 8. Ну и возможно буддизм несколько таки аскетичен. Да и очень высокая урбанизация.

      Не думаю, что в условиях ограниченной территории как в Англии, им нужен рост население. Чтоб нации бороться за влияние надо много народа, осваивать земли. Единственное, возможно идёт замещение местного население приезжим, с другой культурой. В Прибалтике стало тихо, детей и молодёжи малость, перспектив 0, но упадка не видно. Вся система вполне держится стареющим населением, молодёж уехала, а до такого уровня у Англии ещё очень далеко.
      Ответить
    • 945lea > Artemo | 12.02.2025 | 17:57 Ответить
      Выставляем сортировку по Most recent value, по возрастанию.
      Вот первые 10 стран и территорий из получившегося списка (страны и территории с населением менее 500 тыс. человек я исключил, в скобках суммарный коэффициент рождаемости для указанной страны):
      Гонконг (0,7)
      Республика Корея (0,8)
      Пуэрто-Рико (0,9)
      Сингапур (1,0)
      Макао (1,1)
      Мальта (1,1)
      Испания (1,2)
      Китай (1,2)
      Италия (1,2)
      Япония (1,3)
      Северных европеоидов тут нет совсем, разве что часть населения северной Италии, Гонконга и Сингапура.
      И вот ещё 11 стран с СКР 1,3 в порядке возрастания СКР: Польша, Украина, Литва, Люксембург, Кипр, Тайланд, Маврикий, Финляндия, Канада, (внезапно) Ямайка и Босния-и-Герцеговина. Тут стран с большой долей северных европеоидов уже немало, но тоже далеко не только они, а кроме того, далеко не только наиболее развитые страны.
      Резюме: 1. Большие демографические проблемы у северных европеоидов, конечно, есть, но утверждать, что эти проблемы есть _только_ у них - явное искажение фактов. К слову, в рамках ЕС проблема больше у южных европеоидов, хоть это и кажется контринтуитивным.
      2. Проблема падения рождаемости в меньшинстве наиболее развитых стран, конечно, есть, но утверждать, что эти проблемы есть _только_ у них - тоже искажение фактов. Например, в Непале и Бангладеш СКР уже тоже ниже уровня воспроизводства.
      3. (в приведенных мной данных этого нет, но для информации). На данный момент реально высокий СКР (более 4) есть только в странах экваториальной и субэкваториальной Африки и в Афганистане. Большинство арабских стран имеют СКР несколько выше уровня воспроизводства и тренд к стабилизации на этом уровне. Среди неарабских евразийских стран СКР выше уровня воспроизводства имеют только Афганистан, Лаос, Монголия, Мьянма, Пакистан, Филиппины и все постсоветские страны Средней Азии.
      Ответить
      • 945lea > 945lea | 13.02.2025 | 02:32 Ответить
        Начало комментария было обрезано, там была ссылка на сайт Всемирного банка, раздел "суммарный коэффициент рождаемости" (СКР).
        Ответить
      • kbob > 945lea | 13.02.2025 | 04:49 Ответить
        Большинство арабских стран имеют СКР несколько выше уровня воспроизводства и тренд к стабилизации на этом уровне. Среди неарабских евразийских стран СКР выше уровня воспроизводства имеют только Афганистан, Лаос, Монголия, Мьянма, Пакистан, Филиппины и все постсоветские страны Средней Азии.
        Видимо автор имел ввиду, что для Человечества является проблемой падение рождаемости только у северных европеоидов, а падение рождаемости у других национальностей есть, но проблемой не является (не осознается ими как проблема).
        Тут я с ним полностью согласен!
        Ответить
        • 945lea > kbob | 13.02.2025 | 21:56 Ответить
          Вот уж не знаю что думают о своей демографии в Южной Корее, Японии, Тайланде или королевстве Бутан. Хотя, сильно сомневаюсь что, например, корейцы свою ситуацию совсем игнорируют.
          Впрочем, возможно, Вы в курсе.
          Ответить
          • NikeByNike > 945lea | 14.02.2025 | 22:29 Ответить
            В плохой Корее довольно жёсткая жизнь, беспросветная. Олигархия под иностранным контролем, всё нацелено строго на рынок, подо что соответствующим образом воспитали и мотивировали всё население. Поэтому можно констатировать, что в диапазоне 50 лет Северная Корея задоминирует их. Не просто так там Паразитов снимают.
            Ответить
            • kbob > NikeByNike | 15.02.2025 | 04:39 Ответить
              Поэтому можно констатировать, что в диапазоне 50 лет Северная Корея задоминирует их.
              Если горная трава не кончится, а следующее поколение вообще при коммунизме будет жить, ага.
              Ответить
      • Alef > 945lea | 14.02.2025 | 11:01 Ответить
        Северная Европа место своеобразное, Швеция, Норвегия вроде хорошие страны, но все уехавшие недовольны. Мрачно, темно, надменность. А ещё там сухой закон - у них были страшные проблемы с алкоголем. На ввходе в стройку надо дуть в трубку. Да и в Германия, "Берлин - мрачно, давай поехать в Мюнхен".
        Но куча иммигрантов, количество население увеличивает влияние страны. Структура рождаемости важна, что если все дети у иммигрантов.
        Ответить
      • Artemo > 945lea | 24.02.2025 | 07:50 Ответить
        Численность человечества растет. Поэтому вы разбили его на группы таким образом, чтобы в части из них численность не росла, и их было больше в штуках? Чтобы создать иллюзию обратного? Это называется манипуляция статистикой. Численность человечества растет, растет, несмотря на то, что большинство благоприятных мест для жизни уже перенаселены, растет, несмотря на то, что каждый процент роста населения дается все дороже и дороже, растет, несмотря на то, что для роста давно уже необходимы невозобновимые ресурсы, которые по определению закончатся рано или поздно, растет, хотя для этого ресурсы уже необходимо перераспределять в планетарном масштабе, потому что локальных ресурсов во многих местах планеты уже не хватило бы даже для поддержания уже имеющейся численности населения (еда выращивается при помощи тракторов и комбайнов и без нефти значительную часть населения просто не прокормить уже сейчас, а замена ей пока только теоретическая, а не на реальной пашне. Удобрения тоже есть не везде, и половина азота в ваших белках тоже от процесса Габера-Боша, который далеко не от солнышка работает). Пределы роста еще не достигнуты, но дно уже видно, возможности для экспансии почти нет (уже мало осталось того, что можно вырубить и распахать, хотя рубить и пахать еще продолжают. Америка, в основном Южная, Африка и часть Юго-Восточной Азии еще не истребили дикую природу полностью. Это в Европе она давно кончилась). При упирании в предел роста невозобновимых ресурсов к этому моменту уже не хватит даже на то, чтобы на нем остановиться. Вот тогда начнется неизбежное вымирание (или качественный скачок перехода к другому типу производства на других технологиях, в оптимистичном случае - вдруг окажется возможным дешёвый химический синтез на ядерной и термоядерной энергии, резко подешевеет солнечная энергия и люди у экватора начнут ею пользоваться вместо того, чтобы убивать друг друга в песках, генная инженерия, колонизация океана, в ссамом оголтело оптимистичном случае космическая экспансия. Но пока оснований для оптимизма немного). И несмотря на огромные проблемы для роста численности населения, нехватку ресурсов для этого, и ужасные проблемы при распределении этих ресурсов (потому что, повторюсь, локально они в большинстве мест уже исчерпаны, и рост возможен только за счет того, что еще осталось в планетарном масштабе) человечество все еще продолжает расти, несмотря на то, что делать это все сложнее и сложнее. Оно по прежнему растет.
        Ответить
  • kbob  | 12.02.2025 | 09:24 Ответить
    у меня есть большие подозрения, что на самом деле этот закон служит лишь для имитации борьбы за рождаемость
    Верхушка будет придумывать проблемы, с которыми проще всего декларировать борьбу, но никогда не будет их решать (потому что после этого придётся решать реальные проблемы, для чего придётся напрягаться), а думалка у человеке и очень затратный орган - постоянно требует отдыха.

    Подавляющее большинство лохтората, к сожалению, не может (или не хочет тратить время и усилия, чтобы) отделить подобные лжепроблемы от реальных проблем, пока последние не стукнут "по голове".
    Ответить
    • protopop > kbob | 12.02.2025 | 09:41 Ответить
      у меня есть большие подозрения, что на самом деле этот закон служит лишь для имитации борьбы за рождаемость
      "Глупо подозревать, если вполне уверен" (© С.Е.Лец)
      Этот закон служит для почти открытого лизания задницы источнику личных благ, и ни для чего иного.
      Ответить
  • Alef  | 12.02.2025 | 10:48 Ответить
    В Норвегии одного профессора "отменили" потому, что он занялся рождаемости, типа, нельзя критиковать женщин (они святые и мученицы). Он говорил, проблема начинается уже на фазе знакомств, а деньги не помогает: Вот: https://www.youtube.com/watch?v=7fL_xEBYTDs

    Are Westerners Too Old To Revolt? - KaiserBauch
    https://www.youtube.com/watch?v=pi3-pcieT-w

    Да проблем мало, вот в Прибалтике население сократилось на 1/3. Но при этом всё красиво и аккуратно, даже местах, где детей рождается не часто. Как в Южной Корее. Хотя странно и тихо. Но просторно.
    Япония перешла на американскую модель, и экономика перестала расти. За 30 лет рост экономики 0, но проблем в этом нет, японцы стали более довольны жизнью. От статуса 2-ой экономики мира радость лишь абстрактная.

    Проблема в балансе, огромный рост население только в внутренних областях Африки. И где они побегут? Когда Бывшая Великая Британия брутально завоевало Индию, население острова Зла было равно населению Индии. А ещё в Англии квартиры маленькие - земли мало, на всех не хватает.
    Ответить
    • kbob > Alef | 12.02.2025 | 11:54 Ответить
      Пропорционально-интегрально-дифференцирующий регулятор иногда колеблется вокруг оптимального значения, как в Китае - сначала запрет рождаемости, потом снова разрешат.
      Ответить
  • Parhaev  | 12.02.2025 | 13:35 Ответить
    Мне почему-то кажется что решение проще.
    1. Человек территориальная обезьяна. В каменных джунглях не размножается. В Китае переселение в города за одно поколение перевернуло демографию -вместо жесткой политики один ребенок в семье рождаемость стимулируют-не помогает. Поэтому самое страшное в РФ -московская реновация с уплотнением. Авторов репрессировать.
    2. Рождаемость в одноэтажной америке даже у белого населения хоть и уменьшается но куда медленнее чем в Токио и Сеуле. Вот еще выход. в РФ много территории. Развиваем ИЖС, а Нерезиновый Москвабад надо ограничивать.
    3. Стоимость жилья. Авторов "льготной ипотеки" жестоко репрессировать как вредителей. Целевой критерий: медианная зарплата в регионе выше стоимости квадратного метра.
    4. Уровень неравенства в государстве не должен зашкаливать за разумные рамки. Если государство неспособно его поддерживать -оно уходит с географической карты. Нынешняя РФ далеко за рамками.

    Конечно это не панацея но даже в убогом совке с рождаемостью дело обстояло прилично лучше.
    Ответить
    • kbob > Parhaev | 12.02.2025 | 13:51 Ответить
      Человек территориальная обезьяна. В каменных джунглях не размножается.
      В этом есть смысл, но нужно на мышах проверить!
      Рождаемость в одноэтажной америке даже у белого населения хоть и уменьшается но куда медленнее чем в Токио и Сеуле.
      Скоро на Марс полетим - там размножаться будем.
      Уровень неравенства в государстве не должен зашкаливать за разумные рамки.
      Уровень неравенства в умственных способностях зашкаливает - от этого все остальные неравенства!
      Ответить
      • Parhaev > kbob | 12.02.2025 | 13:55 Ответить
        Мыши тоже не размножаются -тут об этом писали. На Марсе холодно. А искусство управления государством и состоит в том, что даже при огромном неравенстве умственных способностей поддерживать умеренное неравенство материального достатка.
        Ответить
        • kbob > Parhaev | 13.02.2025 | 08:16 Ответить
          А искусство управления государством
          Искусство управления государством состоит в том, чтобы не проиграть конкуренцию с другими государствами, нужно ли для этого поддерживать армию, флот, стратегические ядерные силы или равенство материального достатка, не знаю.

          Равенство материального достатка нужно поддерживать, чтобы конкретному правителю дольше усидеть на табуретке, с могуществом государства не вижу корреляции.
          Ответить
          • Parhaev > kbob | 13.02.2025 | 08:48 Ответить
            Нет. Нужно еще развивать экономику, науку, армию, культуру. Это организация и деньги. Для всего этого нужно мотивировать к труду много людей, большинство из которых не обладает выдающимися способностями и не может сделать серьезной карьеры. Тем не менее и они должны ощущать себя частью общества а не изгоями. Для этого придется слегка ощипать успешных, чтобы не уподобиться чистому дарвинизму как ранее в США.
            Но в меру, ибо против законов природы не попрешь, нельзя уподобляться и хрущевскому совку.
            Ответить
            • kbob > Parhaev | 13.02.2025 | 10:47 Ответить
              Для всего этого нужно мотивировать к труду много людей, большинство из которых не обладает выдающимися способностями и не может сделать серьезной карьеры.
              Труд таких людей малопроизводителен, для мотивации хватит и сталинского ГУЛА-а, с вертухаями на вышках, дополнительная миска баланды хорошо мотивируется у кого ничего нет.
              Чем жирнее живет рабочий класс тем труднее мотивация, в России коренное население уже и дворниками работать не хочет - совсем обленились.
              Тем не менее и они должны ощущать себя частью общества а не изгоями.
              Кто? Дворники? Изволите шутить?
              Для этого придется слегка ощипать успешных, чтобы не уподобиться чистому дарвинизму как ранее в США.
              «Добрый папаша! К чему в обаянии
              Умного Ваню держать?
              Вы мне позвольте при лунном сиянии
              Правду ему показать.

              Труд этот, Ваня, был страшно громаден, —
              Не по плечу одному!
              В мире есть царь: этот царь беспощаден,
              Голод названье ему.

              Водит он армии; в море судами
              Правит; в артели сгоняет людей,
              Ходит за плугом, стоит за плечами
              Каменотесцев, ткачей.
              Ответить
              • Parhaev > kbob | 13.02.2025 | 13:57 Ответить
                Да вы батенька демократ до мозга костей... Но это же опасно. "Мы раздуваем пожар мировой. Церкви и тюрьмы сровняем с землей".
                История она же повторяется. Вот Троцкий создал Коминтерн-сборище иноагентов. Коминтерн так достал буржуев что они слезно упросили Сталина его закрыть, а то неприлично гнать кучу оружия тем кто нас же и подрывает.
                А потом они же создали аналог Коминтерна -USAID. Калька один в один. И этот USAID стал пилить бабло с размахом похлеще коминтерна. Трамп с большим трудом его к ногтю прижал.
                А теперь они же хотят создать глобальный аналог крепостной России только концлагерь будет цифровой. А еще кое-кто брыкается типа штаты не повторяют пути СССР.
                Ответить
                • kbob > Parhaev | 13.02.2025 | 15:27 Ответить
                  Но это же опасно. "Мы раздуваем пожар мировой. Церкви и тюрьмы сровняем с землей".
                  Да вы террорист, я смотрю, запугиваете меня, каким то мировым пожаром. Террористов нужно бомбить пока они еще маленькие, только мировой пожар задумают, сразу бомбить.
                  Я без пожаров предлагаю - умному больше денег, тупому меньше, к тупому приставить двух умных охранников с дубьем, чтоб не шалил.
                  Ответить
                  • Parhaev > kbob | 13.02.2025 | 19:27 Ответить
                    Вот. Я предлагаю тех кто пожар в Югославии раздул первыми и разбомбить. И во Вьетнаме.
                    Ваша модель всем хороша, но утопична. У вас на одного глупого получается три умных: один с деньгами и два с дубьем. А в природе на одного умного 5000 глупых, и ум не передается по наследству (блин мозг молодое эволюционное неустойчивое приобретение, разброс огромен и неконтролируем). Так что не выйдет. У меня кстати знакомые, что в калифорниях и долинах обитают, стоят примерно на вашей точке зрения. Я им объяснил что это типичная "ошибка выжившего", такая модель годится доя отобранного социума долины но не для всего социума в коотором даже в долине 25% бездомных.
                    Ответить
                    • kbob > Parhaev | 14.02.2025 | 03:13 Ответить
                      Вот. Я предлагаю тех кто пожар в Югославии раздул первыми и разбомбить. И во Вьетнаме.
                      В Югославии первым был Милошевич, а во Вьетнаме - коммунисты. которые по классике раздувают пожар мировой революции. Их и бомбили натовские самолеты, вы абсолютно правы.
                      ум не передается по наследству
                      У русских молодых людей передается - все будет работать.
                      https://elar.urfu.ru/handle/10995/109117
                      Я им объяснил что это типичная "ошибка выжившего", такая модель годится доя отобранного социума долины но не для всего социума в коотором даже в долине 25% бездомных.
                      Бездомных и алкашей - химически кастрировать, как предложил Милонов (по деду Лорх германских кровей) https://lenta.ru/news/2021/08/08/heh/, тогда они не будут плодится. Есть и более щадящие способы - высокая стоимость ипотеки, тогда только один шизик найдется с 7-ми детьми в 2-х комнатной квартире, а остальные не будут рожать.

                      Возможно снижение рождаемости это скрытое госрегулирование, задуманное Милоновыми (Лорхами) и осуществляемое через искусственное повышение стоимости жизни, по заказу из-за океана. В награду детям Милоновых (Лорхов) выдадут банку варенья и коробку печенья.

                      Не будь лохом - будь Лорхом.
                      Ответить
                      • Parhaev > kbob | 14.02.2025 | 10:14 Ответить
                        А как быть с террористами и сепаратистами что в 1776 подняли восстание против демократической Британии? Бомбить однозначно!
                        Ответить
                        • kbob > Parhaev | 14.02.2025 | 11:05 Ответить
                          Эти террористы уже все умерли своей смертью - некого бомбить. Где вы были все эти 280 лет?

                          хотя убийство Пушкина решили расследовать, оказывается его убил Эдмон Дантес, хотя потом оказалось...
                          https://www.rbc.ru/society/13/02/2025/67ad690d9a7947437f774778
                          Ответить
                • kbob > Parhaev | 14.02.2025 | 04:23 Ответить
                  И этот USAID стал пилить бабло с размахом похлеще коминтерна.
                  Не только он: Когда все обсуждают казус Роберта Шлегеля, то забывают вспомнить, что дедушку депутата Виталия Милонова звали Фердинанд Карлович Лорх. И был он чистокровным немцем. А в ранней молодости сам Виталий Валентинович Милонов (Лорх) был одним из активистов и членов руководства партии «Христианско—Демократический Союз» (ХДС, лидер Виктор Аксючиц), создававшейся в России в начале 90-х с помощью Фонда Конрада Аденауэра, на деньги немецкого ХДС. Виталий Валентинович даже возглавлял молодежное крыло этой партии — организацию «Молодые христианские демократы» — и неоднократно ездил на съезды и мероприятия материнской партии и ее молодежной организации в Германию, где в многочисленных выступлениях очень любил подчеркивать свое арийское происхождение.

                  Арийское мировоззрение не пропьешь.
                  Ответить
          • Alef > kbob | 14.02.2025 | 11:20 Ответить
            Равенство материального достатка нужно поддерживать, чтобы конкретному правителю дольше усидеть на табуретке, с могуществом государства не вижу корреляции.
            От голодного бунта недовольных людей жить лучше не станет и развитие не будет. Вот после переворота 2014 года в Украине перестали рождаться дети: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Ukraine2024.jpg Ну и развитие так себе.

            Величие государство на хлеб не намажешь. Хотя вот количество население сильно влияет на силу государства.
            ХДС была хорошей партией. Их идея, сначала зарабатываем деньги, а потом отдаём нуждающимся. Этот путь оказался эффективным, немецкая социал-демократия до того провалилась, так как ограничивала развитие предприятий.
            Ответить
            • kbob > Alef | 14.02.2025 | 17:47 Ответить
              Хотя вот количество население сильно влияет на силу государства.
              Есссно, потому что ВВП = производительность труда * количество население, а при высоком ВВП на вопрос где боеприпасы, можно ответить цензурно.
              Но тут множитель производительность труда, который занижается количеством идиотов, начинает мешать, даже при высокой численности населения...
              Вот после переворота 2014 года в Украине перестали рождаться дети
              Совсем перестали? Ни одного не родилось? Похоже на дебил-пропаганду. Завязывайте тут такое не работает, хотя в целом демонстрирует уровень дебилизации там, где вы живете.
              Ответить
    • v-oz > Parhaev | 12.02.2025 | 17:15 Ответить
      Поддерживаю и добавлю.
      В том же Союзе дети в большинстве были а) под присмотром (сады/школы/кружки/секции/со старшими детьми); б) в относительной безопасности
      Это позволяло родителям стабильно работать.
      Жильё так же было доступнее. Не всем и не сразу. Либо ты много работаешь в сложном регионе, либо востребованный спец, чтоб сразу. Или медленно, но таки получаешь улучшение условий. Выбор за каждым.
      Расселение по всей территории было существенным. Где тольконе находят нынче остатки той великой цивилизации. Сейчас все лезут туда, где больше бабосов можно наколотить.
      Ответить
      • kbob > v-oz | 13.02.2025 | 03:55 Ответить
        Жильё так же было доступнее. Не всем и не сразу.
        Так оно и сейчас - жилье доступно не всем и не сразу.
        Либо ты много работаешь в сложном регионе, либо востребованный спец, чтоб сразу.
        Именно, много работаешь востребованным спецом и получаешь ИТ-ипотеку, либо не работаешь и в обычную ипотеку - выбор за каждым.
        Ответить
      • Alef > v-oz | 13.02.2025 | 14:21 Ответить
        Раньше жить было спокойнее. А ещё, куда меньше надо было бежать за деньгами. Теперь счета и кредиты всех мотивирует работать, больше конфликтов.
        Ответить
        • NikeByNike > Alef | 14.02.2025 | 22:32 Ответить
          Такой простой жизни, как сейчас - никогда не было.
          Просто, поскольку для властей стран метрикой успеха является ВВП, а деторождение его снижает - то систему здорового воспитания сломали вполне целенаправленно и воспитали уже несколько поколений инфантильных калек, которые здоровый образ жизни считают нелепым абсурдом, и в добавок смеют защищать своё право быть тупыми или инфантилами. Ужась :)
          Ответить
          • kbob > NikeByNike | 15.02.2025 | 04:42 Ответить
            Просто, поскольку для властей стран метрикой успеха является ВВП
            А боеприпасы для фронта у вас бабы рожать будут? Люди должны на заводах работать, чтобы выпускать танки и пушки, самолеты и подлодки, все для фронта - все для победы, вот правильная метрика, кстати она сводится именно к ВВП, а не к количеству родившихся детей.
            Ответить
  • bonacon  | 12.02.2025 | 22:13 Ответить
    У каждого биологического вида время существования на планете Земля не бесконечно. У млекопитающих около 800 тыс. лет, у предыдущих Homo в пределах 200-500 тыс. лет. И это при условии жесткого естественного отбора!
    Сейчас, когда давление отбора сведено к нулю, деградация сапиенса, как вида, стала практически неизбежной и я вообще не понимаю, чему здесь можно удивляться. Это естественный и неизбежный процесс.
    Ответить
    • kbob > bonacon | 13.02.2025 | 04:25 Ответить
      У каждого биологического вида время существования на планете Земля не бесконечно.
      Это какая-то платоновская хвилософия про "устаревания вещей"?
      Сейчас, когда давление отбора сведено к нулю, деградация сапиенса, как вида, стала практически неизбежной
      Давление отбора свелось к нулю из-за развития и совершенствования сапиенсов до уровня бог, откуда тут взялась деградация не понятно.
      Деградация это когда численность сапиенсов упадет до нескольких сотен.
      Ответить
    • Alef > bonacon | 13.02.2025 | 14:19 Ответить
      Гатерия с целекантом не согласна. Утконос то же против этого. Деградация по моему политический тезис, типа народ уже не тот, как во время Кайзера.
      Ответить
      • bonacon > Alef | 13.02.2025 | 14:25 Ответить
        А цианобактерии вообще на 3 млрд. лет задержались. Но есть средние интервалы, посчитанные на сотнях видов.
        Никакой политики. Когда выживают все, даже те у кого шансов вообще не должно было быть, это уже не просто отсутствие отбора, а отбор по отрицательным признакам. И результат уже виден, а через несколько поколений станет еще наглядней.
        Ответить
        • Alef > bonacon | 13.02.2025 | 14:50 Ответить
          100 лет назад все были ростом на 20 см ниже. Некаких сверхлюдей. Ну может физически более выносливые, современная молодёжь ещё выросла у монитора.
          Ответить
          • kbob > Alef | 13.02.2025 | 15:35 Ответить
            Рост зависит от количества белка в детском возрасте, в Сев Корее доказали если перейти на горную траву, то рост вернется к прежнему (100 лет назад) значению.

            Что касается ума, то Платон мог бы создать квантовую механику или теорию относительности, будь у него достаточно экспериментальных данных.
            Ответить
            • Alef > kbob | 14.02.2025 | 12:07 Ответить
              Виллиам Оккамский или Иоан Златоуст в современность то же могли бы прославится открытиями в точных сферах или в разработке ИИ.
              Ответить
              • kbob > Alef | 14.02.2025 | 12:17 Ответить
                С такими именами вряд ли. Пришлось бы менять на Вилен Прикамский и Индустриан Сталеуст.
                Ответить
    • iklopd > bonacon | 18.02.2025 | 20:01 Ответить
      Если бы давление отбора было сведено к нулю, то каждый имел бы неограниченное количество потомков и население бы росло даже не по экспоненте. Очевидно, это не так. Население в развитых странах стареет и сокращается. Отбор есть и он достаточно жесткий.
      Ответить
      • NikeByNike > iklopd | 21.02.2025 | 01:50 Ответить
        Точно. Единственное, что "развитые" страны это пропагандистский термин, и в случае демографии их лучше называть "демографически повреждённые" :))
        Ещё отмечу, с точки зрения моих околопроф наблюдений, что население "кастрируют" вполне целенаправленно, примерно с 1950х. Как исправить рождаемость все знают, благо этот вопрос с юридической точки зрения проработан тысячи лет как.
        Но в целом неспособность увернуться от пропаганды и разрушительного воспитания - это фактор неприспособленности.
        Ответить
  • Alef  | 13.02.2025 | 14:13 Ответить
    А возможно депопуляция таки угроза. Станет хуже, люди начнут сходить с ума.

    Вот Прибалтика, последней раз 10 лет назад данные показывали уменьшение население на 1/3 в следствии миграции и демографии. Правда, Эстонцы спрятали данные. Скоро будет и -1/2.
    Чем хуже в стране, как перспектив не видеться, так политика деградирует в фашизм. И с более злыми лозунгами, закручиванием гаек, закрытием расследывательной журналистики. Бывший депутат европарламента от Латвии был вынужден бежать в Россиию;) Антироссийские речи эстонских политиков уже чисто предвоенные (с армией в 5 тысяч). (Но прибалты в ключевых должностях ЕС, как раз по причине радикализма.)
    Думаю, всё было бы нормально, страны бы развивались, так и политика была бы рациональной. Вот раньше "В Этой Стране" говорили, мы мост между западом и востоком, развиваем транзит и "ближе чем Швейцария".
    Ответить
  • NikeByNike  | 13.02.2025 | 15:40 Ответить
    Как семидетный человек живо интересующийся темой демографии хочу сказать, что представления бездетно-малодетных (меньше 5 детей) об этом вопросе, на мой взгляд, выглядят почти всегда нелепо. Причина - пока не родишь много детей, не соберёшь все шишки, не поймёшь суть вопроса - не имеешь возможности испытать эмоции взрослого человека. А пока их не испытаешь - и понять не можешь, как живут здоровые люди.
    Близкая аналогия - рассуждения девственников или детей о сексе такие же забавные.
    Ответить
    • NikeByNike > NikeByNike | 13.02.2025 | 15:41 Ответить
      Отмечу, что это в полной мере касается и профессиональных демографов.
      Ответить
    • kbob > NikeByNike | 13.02.2025 | 15:56 Ответить
      Близкая аналогия - рассуждения девственников или детей о сексе такие же забавные.
      Психиатры как-то рассуждают о шизофрении причем на серьезных щах, еще и лечение прописывают, тем кто понимает "суть вопроса" на собственном эмоциональном опыте.
      Субъективный опыт не является научным знанием, научное знание всегда объективно.
      Ответить
      • NikeByNike > kbob | 13.02.2025 | 18:32 Ответить
        Шизофрения - это болезнь.
        Вы, например, явный шизофреник, хотя повреждения, скорее всего, не органические, а наведённые системой воспитания. Так же и малодетные, в большинстве своём это люди выросшие в целенаправленно повреждённой системе воспитания, чьего врождённого здравого смысла не хватило, чтобы это преодолеть.
        Ответить
        • kbob > NikeByNike | 14.02.2025 | 03:23 Ответить
          Шизик это вы, живущий с 7-ю детьми в 2-комнатной квартире и побирающийся на жалкий материский капитал. На какой паперти сидите, я схожу подам многодетному отцу.
          Ответить
  • 945lea  | 14.02.2025 | 04:27 Ответить
    Если пересказ Юрия Угольников (автора рецензии) точен, то странно как Пол Морланд (автор книги) упустил пример Казахстана. Был бы примером один Израиль, я бы подумал, что может заавтор ограничивается high income countries, но Грузия-то явно не из их числа. При этом численность населения Казахстана больше, чем Израиля и Грузии вместе взятых, а по ВВП - что общему, что на душу населения - между ними.
    Ответить
  • iklopd  | 18.02.2025 | 20:18 Ответить
    40-60% зарплаты государство забирает сразу подоходный+ соцстрах. В ценах всех зашит 20% ндс. Потом все эти налоги на прибыль, землю, таможенные пошлины и т.п.
    Итого ~500лет назад первый вырастил 10 морковок 2 сьел, 1 ушла на десятину, 7 может предложить на обмен, второй вырастил 10 картошек и та же схема.
    А сейчас вырастил 10 морковок. 5 сразу отдал, а захочешь меняться отдашь ещё 2-3. И как тут размножаться?
    Ответить
    • NikeByNike > iklopd | 21.02.2025 | 01:52 Ответить
      Сейчас вырастил 100 морковок. 50 отдал, осталось 50. Чуть больше, чем 6 при крепостном праве.
      Никогда в истории не было такой лёгкости в размножении, как сейчас. Просто народ инфантилизорован и внедрён страх перед взрослением.
      Ответить
      • Artemo > NikeByNike | 24.02.2025 | 07:28 Ответить
        Страх перед производством детей: если вы родите и не справитесь, пойдёте под суд - несчастный случай с ребенком, которого вы оставили дома на пять минут, пока за хлебом ходили - это ваша вина и ваша уголовка. При крепостном праве вы несли ответственность только перед собой - случись чего, умрет ваш ребенок, вот вам и наказание, других нет. Рожали сколько рожали, выживало сколько выживало, а выживало мало. Страх самой не умереть конечно у женщин оставался, зато у мужчин его не было.
        Ответить
        • NikeByNike > Artemo | 24.02.2025 | 19:20 Ответить
          Как многодетный и эволюционист отвечу:
          Страх перед производством детей:
          Такой страх свидетельствует об очень плохой системе образования, как в вашей семье, так и школе. Фактически отсутствии этого самого образования и жизненного опыта.
          Рождение большого количества детей - это самое естественное времяпрепровождение взрослого человека, бояться этого примерно, как бояться выйти на улицу.
          Я пишу это не в укор вам, а просто пытаюсь объяснить проблему.
          Решение: много думать и получать этот самый жизненный опыт. Здоровый нормальный человек вполне может поднять 5-10 детей, ничего особого в этом нет.
          зато у мужчин его не было.
          Смерть детей всегда трагедия, и была и есть. Но с другой стороны это норма жизни.
          А за хлебом можно, и даже нужно, с ребёнком сходить.
          Ответить
          • Artemo > NikeByNike | 26.02.2025 | 19:23 Ответить
            Опыт подавляющего большинства людей говорит об обратном, что легко наблюдать в реальности. Подтверждения ваших слов увы нет
            Ответить
            • NikeByNike > Artemo | 27.02.2025 | 02:11 Ответить
              Вы говорите с практиком, для которого то что он говорит - это рабочий материал. Вы же - теоретик, который не просто тему не изучал, а даже не обладаете психологическим потенциалом это понять - вы не испытывали эмоций взрослого человека, а пока эмоция не испытана - она кажется человеку ненастоящей.
              Ответить
  • Kostja  | 21.02.2025 | 00:53 Ответить
    Технооптимисты могут сказать: развитие техники в будущем будет достаточным, чтобы увеличить производительность труда настолько, что даже при подобном умеренными темпами идущем снижении рождаемости экономического коллапса удастся избежать.
    Насколько настолько? Она уже и так в 100 раз увеличилась. Куда плоды труда деваются? Вот это настолько неудобный вопрос что его как будто нет. Если 1 крестьянин может накормить 100 человек почему жрать так дорого стоит? Про недвижимость так же толстота жирнота ипотека. Но серьезные размышления неумолимо приведут к выводу что рыночек не нужен совсем или по большей части.

    То же можно наблюдать на российском ТВ с его бесконечными политическими ток шоу. Много раз договаривались до того что в связи с войной надо что-то сильно менять, вспоминали что в СССР было тото и так-то, но следующий за этим вывод никто не оглашал, так как он несовместим с политическим курсом.
    Грузия, которой в XXI веке удалось вернуться к достаточно высокому (т. е. обеспечивающему воспроизводство населения) уровню рождаемости
    Грузия на дно упала после развала СССР, цивилизация деградировала, стали водку пить. Так же надо отметить что это горная страна и грузины очень живучие как народ - 2 или больше тысяч лет их истории в основном состояли из всяческих нашествий, но они выжили.
    Ответить
    • NikeByNike > Kostja | 21.02.2025 | 01:54 Ответить
      всяческих нашествий, но они выжили
      А у кого не так??
      Ответить
      • Kostja > NikeByNike | 21.02.2025 | 05:40 Ответить
        У почти всех.
        Ответить
        • NikeByNike > Kostja | 22.02.2025 | 03:56 Ответить
          Но не у грузин, которые уже два века были под прикрытием России и завоеватели прекратили их вырезать.
          Ответить
Написать комментарий

Избранное






Элементы

© 2005–2025 «Элементы»