Алексей Бялко,
Институт теоретической физики им. Л. Д. Ландау РАН (Москва)
«Природа» №8, 2020
Прогноз — вещь сомнительная. Особенно, если дело касается будущего.
В. С. Черномырдин
Журнал «Ланцет» (Lancet) имеет один из самых высоких среди научной периодики импакт-факторов (60.392). В июле 2020 г. в этом журнале вышла статья «Сценарии рождаемости, смертности, миграции и численности населения 195 стран и территорий с 2017 до 2100 гг.: предсказания глобальных следствий болезней» [1]. Ее 25 авторов — сотрудники Института измерения здоровья и эволюции университета Вашингтона в Сиэтле (США). Статья находится в открытом доступе. Как следует из ее заглавия, в ней исследовано влияние разнообразных причин, воздействующих на рождаемость и смертность в настоящее и ближайшее время, которые приводят к изменению численности населения в будущем. Заметим, что среди перечисленных факторов отсутствует потепление климата.
Важнейший из перечисленных факторов — коэффициент рождаемости (КР) — среднее число детей на семью. Когда КР становится равен уровню замещения 2,1 (чуть более двух детей в семье), численность населения в этом регионе или социальной группе начинает падать. В работе учитывалось изменение КР в течение текущего столетия для разных стран. Результаты исследования показывают, что сохраняющиеся тенденции в образовании женщин и доступе к контрацепции будут ускорять снижение рождаемости и медленный рост населения. При этом обнаружены существенные различия для разных групп и стран. При минимальном уровне образования КР находится в диапазоне от 5,6 до 7,2, но если обучение продолжается 15–17 лет, то диапазон рождаемости на семью падает до 1,6–2,1.
Влияние смертности на численность населения оценивалось по изменению продолжительности жизни в будущем. Предполагалось, что она будет возрастать для мужчин с 71 года в 2017 г. до 77–78 лет в 2100 г., для женщин — с 76 лет в 2017 г. до 82–84 лет в 2100 г. Влияния коронавирусной пандемии 2020 г. на продолжительность жизни в статье не отмечено. Остальные причины, перечисленные в заглавии статьи, фактически не использовались в расчетах. Так, миграции населения посвящен лишь краткий абзац общих слов. Действительно, учет миграции весьма сложен, необходимо принимать во внимание изменение климата в разных регионах.
Приведем результаты, полученные авторами для регионов и групп населения в порядке возрастания их среднего КР (I — группа людей с высоким доходом; II — Центральная и Восточная Европа и Центральная Азия; III — Латинская Америка; IV — Южная Азия; V — Северная Африка и Ближний Восток; VI — Африка южнее Сахары), а также для мира в целом, численность населения которого не есть сумма отдельных групп (табл).
Таблица. Коэффициенты рождаемости и численность населения (млн чел.)
Максимум мирового народонаселения, как следует из этих результатов, будет достигнут в 2064 г., он составит 9,762±31 млрд чел. В дальнейшем к 2100 г. численность сократится до 8,79 млрд. Центральная и Восточная Европа и Центральная Азия пройдут максимумы численности в 2023 г. Россия уже прошла в 2017 г. свой максимум численности, равный 146,2 млн человек.
Результаты также свидетельствуют о смещении возрастной структуры во многих частях мира: в 2100 г. на планете прогнозируется 2,37 млрд лиц старше 65 лет и 1,70 млрд лиц моложе 20 лет. Прогноз показывает, что КР опустится ниже уровня замещения 2,1 к 2050 г. в 151 стране, а к 2100 г. в 183 странах.
В статье также предсказывается, что Китай станет крупнейшей экономической державой к 2035 г., но экономика США к концу столетия опять выйдет на первое место.
В середине прошлого века австрийский физик Хейнц фон Фёрстер (1911–2002) заметил, что численность человечества N(t) возрастает быстрее, чем экспонента, число людей на планете растет по гиперболическому закону N(t) = C/(t0 − t), где C — константа [2]. Следовательно, в момент t0 население мира должно было бы обратиться в бесконечность. Фёрстер назвал этот момент Судным днем и определил его как 13 ноября 2026 г., просто приравняв его к своему 115-летию.
Естественно, физическая величина не может достигнуть бесконечности, отклонения от гиперболического закона стали проявляться уже в 80-х годах прошлого века. Это поставило перед исследователями вопрос, как именно будет меняться численность населения, и вызвало ряд работ [3–6], предлагавших разное асимптотическое поведение зависимости N(t). Особо следует отметить роль С. П. Капицы, не только публиковавшего свои исследования [7, 8], но и распространявшего эти идеи в своих телевизионных передачах. Однако во всех этих работах авторы предполагали, что в конечном итоге численность человечества плавно выйдет на некоторый предел в районе 10–12 млрд чел.
Такой подход к оценке будущего еще десяток лет назад полностью соответствовал концепции «Устойчивое развитие» (Sustainable Development), предполагавшей возможность равновесия производительных сил и потребностей человечества. К сожалению, последнее десятилетие показало, что действовавшая система сдержек и противовесов быстро разрушается. Напротив, неустойчивость возрастает по всем направлениям. Погода отзывается на потепление климата резким увеличением разброса параметров — растет число и пожаров, и наводнений. В мировой финансовой системе растет волатильность и падает предсказуемость. Политическая устойчивость многих государств подорвана. В средствах массовой информации нарастает доля преднамеренной лжи. Итог: концепция устойчивого развития завершена.
По-видимому, первым, кто обратил внимание на возможность того, что численность человечества может пройти свой максимум и затем убывать, был С. Саньял. Этот индийский ученый в 2011 г., когда он работал в Германии, опубликовал статью «Конец роста народонаселения» [9]. В ней, в частности, есть такое утверждение: «Эволюция рождаемости может привести с течением времени к очень разным результатам. Например, если КР будет снижаться к уровню 1,6 (современному среднеевропейскому уровню), то мировое народонаселение достигнет 8,1 млрд в 2050 г. и затем опустится к 6,2 млрд в 2100-м».
Тот же вывод о приближающемся в середине текущего века максимуме численности населения и результаты, близкие к полученным в работах [1, 9], содержатся в моей статье 2018 г. [10]. Ее основной темой было установление корреляции между колебаниями климата и ростом или снижением численности мирового населения Евразии за последние две тысячи лет. Оказалось, что теплые периоды стимулировали рост народонаселения, а в холодные времена (например, в Малый ледниковый период) снижались темпы роста, а иногда и сама численность населения. Эти следствия, связанные, по-видимому, с вариацией урожайности, происходили с заметной задержкой. Она составляла примерно два-три поколения или среднюю продолжительность жизни в последние два тысячелетия.
Ситуация заметно изменилась в конце прошлого века, когда отклонение от гиперболической зависимости стало заметным, и одновременно начали сказываться следствия нарастающего потепления климата. Сегодня в мире уже нет массового голода, а миграция населения, вызванная изменениями климата, стала затруднять подсчеты численности людей по отдельным странам. Поэтому экстраполяции в мировом масштабе, возможно, дают более надежные результаты, чем суммирование по странам и регионам.
Такая экстраполяция данных по изменению численности мирового народонаселения с 1950-го по 2017 г. и была проведена в конце статьи [10]. Метод прогноза состоял в двойной степенной экстраполяции самой численности и ее обратной величины, пропорциональной плотности населения. Наиболее гладкими оказались кубические приближения, представленные на рисунке. Поскольку эта же база данных использована и в статье журнала «Ланцет», близость результатов не удивительна. Впрочем, в моей статье и ее англоязычном варианте [11] есть более сильное утверждение: предсказания мирового народонаселения далее 2060–2080 гг. вообще невозможны, поскольку экстраполяция данных становится неустойчивой. Это ограничение представляется справедливым и по отношению к статье [1]. Сегодня очевидно, что смертность вследствие коронавируса сильно изменит статистику продолжительности жизни по крайней мере для всей Европы, Азии и Америки. Когда будут подведены итоги 2020 г. по подсчетам народонаселения, исходные данные для большинства из 195 стран, исследованные в статье, придется значительно скорректировать. Следовательно, изменится и сам результат: максимум, скорее всего, наступит ранее 2064 г. и окажется меньшим по величине.
Нельзя исключить, что фактический максимум человечества придется на 2060 г., таким образом оправдывая предсказание Исаака Ньютона, сделанное смелой «экстраполяцией» текстов библейских пророков. Впрочем, Ньютон сразу оговорился: «Это я говорю не для того, чтобы утверждать, когда именно будет время конца света, а чтобы положить конец опрометчивым предположениям различных людей, которые часто предсказывают время конца, тем самым дискредитируя священные пророчества, поскольку их предсказания терпят неудачу*».
А ведь близко это фразе Черномырдина, приведенной в эпиграфе статьи.
Литература
1. Vollset S. E., Goren E., Yuan C.-W. et al. Fertility, mortality, migration, and population scenarios for 195 countries and territories from 2017 to 2100: a forecasting analysis for the Global Burden of Disease Study // Lancet. 2020, July 14: 1–22. DOI: 10.1016/S0140-6736(20)30677-2.
2. Foerster H. von, Mora P., Amiot L. Doomsday: Friday, 13 November, A.D. 2026. At this date human population will approach infinity if it grows as it has grown in the last two millennia // Science. 1960; 132: 1291–1295.
3. Pollard J. H. Mathematical models for the growth of human populations. Cambridge, 1973.
4. May R. M. Chaos and the dynamics of biological populations // Proceedings of the Royal Society of London A. 1987; 413: 27–44.
5. Cohen J. How many people can the world support? N.Y., 1995.
6. McLaren D. Population growth — should we be worried? // Population and Environment: Journal Interdisciplinar Studies. 1996; 17(3): 243–259.
7. Капица С. П. Общая теория роста человечества: Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. М., 1999.
8. Kapitza S. P. Global population blow-up and after: the demographic revolution and information society. Hamburg, 2006.
9. Sanyal S. The end of population growth. London: Deutsche Bank, 2011.
10. Бялко А. В. Мировое народонаселение и вариации климата // Природа. 2018; 7: 51–57.
11. Byalko А. V. World population: Its connection with climate variations // Patterns and Mechanisms of Climate, Paleoclimate and Paleoenvironmental Changes from Low-Latitude Regions. Zhang Z., Khélifi N., Mezghani A., Heggy E. (eds.). Conference of the Arabian Journal of Geosciences, 2018. Springer, 2019: 167–169. DOI: 10.1007/978-3-030-01599-2_39.
12. Snobelen S. D. Isaac Newton, heretic: the strategies of a Nicodemite // British Journal for the History of Science. 1999; 32(4): 381–419. DOI: 10.1017/s0007081499003751.
* This I mention not to assert when the time of the end shall be, but to put a stop to the rash conjectures of fancifull men who are frequently predicting the time of the end, & by doing so bring the sacred prophesies into discredit as often as their predictions fail [12].
Сравнение прогнозов роста мирового народонаселения. На график работы [1], в котором представлены расчеты по пяти разным сценариям, зеленым наложен основной диапазон прогнозов работы [10], которые были получены кубической экстраполяцией данных по численности народонаселения с 1950 по 2017 г. Основной сценарий из работы [1] выделен толстой кривой, голубая заливка показывает 90% доверительный интервал расчетов. Близость двух разных предсказаний обусловлена общей базой данных, хотя вычисления прогнозов производилось разными методами