Дуглас Хофштадтер: «Cознание в общепринятом понимании — это иллюзия»

Интервью Альберта Ефимова с Дугласом Хофштадтером
«Троицкий вариант» №17(385), 22 августа 2023 года

Оригинал статьи на сайте «Троицкого варианта»

Беседа Дугласа Хофштадтера (Douglas Richard Hofstadter), заслуженного профессора Университета штата Индиана, лауреата Пулитцеровской премии, с Альбертом Ефимовым, канд.филос.наук. Видеоверсию этого интервью, состоявшегося в июле 2023 года, можно посмотреть на YouTube.

Дуглас Хофштадтер и Альберт Ефимов

Дуглас Хофштадтер и Альберт Ефимов

Альберт Ефимов: В наше непростое время на передний план выходят горизонтальные связи между учеными, диалоги, которые мы ведем, обсуждая самые актуальные проблемы познания. Никто не может нас изолировать от интеллектуальной жизни. Искреннее отношение и оригинальная идея способна проложить новые, неортодоксальные пути для коммуникаций интеллектуалов стран, которые встали на разных сторонах цивилизационного разрыва. Между нами больше общего, чем различий. По мере моих сил и возможностей я использую общие мысли, идеи и опасения для того, чтобы улучшать взаимопонимание между думающими, ищущими и волнующимися людьми разных стран. В апреле этого года выдающийся лингвист Ноам Хомский дал интервью1, которое получило много позитивных откликов. Второе интервью мне удалось взять у выдающегося ученого-когнитивиста Дугласа Хофштадтера. Это лишь начало, и я буду рад, если другие российские ученые поддержат эту инициативу.

Сегодня у нас в гостях физик, писатель, исследователь когнитивистики и проблем сознания доктор Дуглас Хофштадтер. Возможно, вы уже прочитали одну или несколько его книг, которые переведены на много языков, включая русский. Его первая книга — «Гёдель, Эшер, Бах: вечная золотая нить» («Gödel, Escher, Bach: an Eternal Golden Braid»)2 — была издана еще в 1979 году. О популярности доктора Хофтштадтера говорит то, что именно его книга стала первым товаром, проданным в интернет-магазине Amazon. А за «Гёдель, Эшер, Бах» Хофштадтер получил высшую американскую литературную награду — Пулитцеровскую премию. Доктор Хофштадтер, вы говорите по-русски?

Я неплохо говорил по-русски лет 20–25 тому назад. Я переводил «Евгения Онегина» с русского на английский в стихотворной форме, так как тогда владел русским на приличном уровне. Это было, когда я жил в России. Я много говорил по-русски, но это было 20 лет назад. Я приехал в Россию в 1998 году.

Сознание

— Не так давно — в июне этого года — разрешился начавшийся в 1998-м спор3 между нейробиологом Кристофом Кохом и философом Дэвидом Чалмерсом. Победил ваш бывший аспирант Дэвид Чалмерс, философ, утверждающий, что в ближайшие 25 лет научное объяснение сознания не будет найдено. А что думаете вы сами? Будет ли разгадана загадка сознания в следующие 25 лет?

— Как вы и сказали, Дэвид Чалмерс был моим аспирантом примерно с 1988 по 1993 год, но его представления о сознании прямо противоположны моим. Мы хорошие друзья и любим общаться, однако полностью расходимся во взглядах на природу сознания. В своей книге «Я — странная петля» («I Am a Strange Loop»4) я попытался объяснить, что такое сознание, — со своей точки зрения. Моя мысль заключается в том, что сознание — это, по сути, иллюзия. Именно данный факт требует научного объяснения.

Представьте, что сознание — это, в моей терминологии, эпифеномен, или сопутствующее явление. А люди видят в сознании нечто магическое, что-то вроде бессмертия души. Но дело в том, что сознание не существует вечно. Оно присутствует только на протяжении жизни, а потом исчезает. Люди же думают, что могут иметь научную картину мира и быть антидуалистами. На самом деле они дуалисты, раз полагают, что, пока мы живем, существует какая-то магия, которая исчезает после смерти человека. Я думаю, что это неверно. Я считаю, что сознание в общепринятом понимании — это иллюзия. Следовательно, тут нечего объяснять. Другими словами, сознание — это восприятие определенного высокого уровня описания мозга или процессов, происходящих в мозге. Но это никак не объясняет микроскопические события в мозге, поэтому для мозга нужна совершенно другая терминология. Например, можно сказать, что какой-либо человек веселый, скромный, гордый или высокомерный. Но все эти качества никак не связаны с уровнем возбуждения нейронов или движением частиц. Реальные причинно-следственные связи лежат в плоскости физики... Однако мы этого не видим. Следовательно, нам нужны другие термины. Сегодня мы оперируем терминами, которые, по сути, концепты, способ восприятия нас самих и друг друга. И они настолько довлеют над нами, что мы начинаем видеть в самом сознании некую магическую сущность. А это и есть иллюзия. На мой взгляд, данный факт становится еще более очевидным с появлением, например, больших языковых моделей и всевозможных структур глубинного обучения, и создается впечатление, что явления вроде сознания могут так же легко возникнуть из кремниевой структуры, как и из биологической. Но что действительно имеет значение — так это закономерности. И мы подбираемся к этим закономерностям всё ближе и ближе. Если помните, Блейк Лемуан5 решил, что он разговаривал или взаимодействовал с чем-то одушевленным. Но он обманывал сам себя. Многие сказали, что он очень сильно ошибался. Но ошибался он или нет, не так уж и очевидно. Я склонен согласиться с тем, что на данный момент в (искусственных нейронных. — Прим. ред.) сетях подобного рода нет сознания. Но полагаю, что мы постепенно приближаемся к этому. И вряд ли данный этап наступит внезапно: вот сейчас нет сознания — и вдруг уже есть. Это постепенный процесс, континуум. Здесь нет однозначного «да» или «нет», «существует» или «отсутствует». Процесс появления протекает постепенно, по мере того, как система начинает лучше осознавать свое поведение и свою собственную природу. Другими словами, я думаю, что научное объяснение уже существует. Просто людям сложно в это поверить, потому что они верят во что-то магическое и не понимают, как физический предмет, описанный на другом уровне, может иметь сознание согласно их представлениям. Для них это не имеет смысла. В уравнении обязательно должен быть элемент магии.

— Получается, что наше сознание — это своего рода необъяснимая петля, как сказано в вашей книге, иллюзия, имитация. Чрезвычайно сложная, утонченная имитация, но все-таки имитация. А значит, сознание может появиться у машины.

Интеллект

— У нас есть вопрос, касающийся проблемы GPT, потому что мы занимаемся вопросами интеллекта. Что такое «интеллект»? Что значит «знать»? Мы думаем в одиночку или можно думать коллективно? Я имею в виду социум умов, т. е. человеческих умов. Или наш интеллект всегда уникален? Ваш знаменитый соавтор, философ Дэниел Деннет, также написал книгу об инструментах мышления «Насосы интуиции»6. Вероятно, вы читали ее. Какие инструменты мышления, на ваш взгляд, имеют значение в этом смысле? Какой инструмент используете вы? Можно ли назвать GPT-4 инструментом мышления? Используете ли вы его в своей работе?

— Никогда. Я никогда в жизни не пользовался большими языковым моделями и не планирую. Мне приходит много сообщений по электронной почте от людей, присылающих что-либо, созданное GPT-4 или ChatGPT. Поэтому я вижу всё, что сейчас производит ChatGPT. О природе ChatGPT я получаю больше сведений, чем мне нужно. Мне не нужно взаимодействовать с ним самому, да и нет желания это делать. Я хотел бы ответить на вопрос «Что такое интеллект?», так как у меня давно сформированное и четкое понимание об этом понятии. А это всего лишь способность увидеть сущность какой-либо ситуации и понять, что действительно важно. При этом, чтобы дойти до сути, нужно отбросить остальные 99% этой ситуации. Это то, чем человек постоянно занимается — непрерывно, в любой момент времени. Конечно же, великие умы, например Эйнштейн, делали это с гораздо большей проницательностью и тонкостью, чем большинство из нас, по крайней мере, в определенных областях.

Итак, высокоразвитый интеллект в определенной сфере означает наличие способности увидеть суть в такой сфере. Но мы все видим сущность положения дел в своей повседневности и игнорируем большую часть из того, что видим... Но в любом случае, повторю, интеллект — это способность разглядеть суть вещей. Далее. Мышление — это сведе́ние идей воедино так, чтобы они соответствовали реальному положению вещей.

Моя бывшая аспирантка Мелани Митчелл, написавшая книгу «Искусственный интеллект. Руководство для мыслящих людей»7, довольно критически относится к сегодняшним конструкциям, большим языковым моделям и т. п. Мелани считает, что у сегодняшних систем отсутствуют концепты. Я думаю, что в данном случае она слишком негативно воспринимает проблему. Думаю, что существует достаточно доказательств того, что у этих систем, когда они создают текстовые отрывки, есть концепты. Иначе как бы они создавали настолько связные тексты? Конечно, иногда они допускают ошибки. Но и люди ошибаются. Я постоянно ошибаюсь, постоянно делаю грубые ошибки. Поэтому мне кажется, что концепты — это то, чем наши вычислительные машины овладевают всё больше и больше, и довольно-таки быстро. А если у них есть концепты, значит, у них есть и идеи. Если у них есть идеи, они могут сводить их воедино, а значит, они думают. А если идеи собираются вместе в соответствии с фактическим положением вещей в мире, значит, машины мыслят. И в определенной степени машины именно этим и занимаются. Поэтому люди их используют и полагаются на них.

Конечно, они много придумывают, они что-то изобретают, что не соответствует реальному миру. Но и мы, живые люди, тоже поступаем похожим образом. Мы допускаем ошибки. Мы лжем, нас вводят в заблуждение и т. п. Поэтому не думаю, что большие языковые модели кардинально отличаются от людей на данный момент. Они гораздо менее точные и понимают намного меньше по сравнению с людьми. Например, GPT-4 выдал предполагаемое доказательство того, что все числа вида «3N + 1» нечетные, где N — это целое число. Очевидная чепуха. Если N = 5, то если 3 умножить на N и прибавить 1, получим число 16. А это не нечетное число, а четное число. Система утверждала, что все целые числа вида «3N + 1» нечетные. Это абсолютная чепуха, свидетельствующая о том, что в данный момент между людьми и большими языковым моделями огромная пропасть. Сколько потребуется времени, чтобы ее преодолеть, я не знаю, но надеюсь, что очень много, потому что я очень боюсь больших языковых моделей и т. п. Поэтому и не использую их. Я их презираю. Ненавижу.

Знаете, когда я написал книгу «Гёдель, Эшер, Бах» в 1970-х, я думал, что модели интеллекта будут всегда на уровень ниже интеллекта человека. Мне не приходило в голову, и это я говорю откровенно, что компьютер когда-нибудь превзойдет человека в интеллекте. Когда в мае 1997 года суперкомпьютер Deep Blue, разработанный IBM, победил Гарри Каспарова в матче за звание чемпиона мира по шахматам, я был поражен и крайне разочарован. Мне было очень грустно от того, что произошло то, чего я не ожидал, — что компьютеры превзошли интеллект человека, пусть и в очень узкой области. Я не ожидал этого, поэтому был шокирован. Конечно, со временем я свыкся. Я сказал себе: ну ладно, значит, шахматы не так уж и сложны, как мне казалось. Значит, в сфере шахмат может работать методика полного перебора. Но позже пали и другие области, например такие, как го. И сдавались они быстро, пугающе быстро. Не знаю, знакома ли вам книга Ханса Моравека «Дети разума»8. Он, будучи специалистом по робототехнике, написал эту книгу еще в 1990-х годах, в ней рассуждал о том, как мы, люди, придумываем себе собственных преемников, которых он назвал «детьми разума». Он говорил: как это здорово, что человеческий род оставит вместо себя свой собственный разум — детей, намного превосходящих его, человеческий род. Другими словами, наши «дети разума» превзойдут нас и сравняют нас с землей. В тот момент Ханс Моравек был весьма рад этому. Но мне показалось, что это исключительно научно-популярная фантастика, и тогда я просто посмеялся над его книгой. Но сейчас, спустя 20–25 лет после написания Моравеком этой книги, я переживаю, что сбывается именно то, что он предсказал. И на мой взгляд, это очень страшно. Я бы не боялся так сильно, если бы думал, что это произойдет в весьма отдаленной перспективе, через много столетий. Если бы кто-нибудь сказал: «Знаешь, в 2500 году преобладающим видом на Земле будут вычислители, а люди уйдут в тень», я бы не очень расстроился. Я бы сказал: «И что? 500 лет — это довольно много. Совместная, так сказать, эволюция заняла у людей и машин много времени, и машины превзошли людей».

Но сейчас мы наблюдаем совершенно иную картину. Через 5–10 лет, возможно, компьютеры — даже не компьютеры, а огромные скопления компьютеров (не хочу называть их компьютерами, потому что это не компьютеры в привычном понимании, это тысячи или миллионы работающих вместе компьютеров), как ни называй эти вычислительные машины, — действительно одержат победу. Не факт, что это обязательно случится, но, по оценкам некоторых экспертов, например Джеффа Хинтона9, через 5–10 лет мы уже будет отставать.

Скептики и оптимисты

— Изменилось ли сегодня само определение скептиков и оптимистов в отношении ИИ? Потому что раньше думали, что скептики относительно ИИ — это люди, которые думают, что ИИ не сможет соперничать с уровнем интеллекта человека. Можно ли сказать, что сейчас оптимисты относительно ИИ — это люди, которые думают, что ИИ не превзойдет человека и не будет доминировать над ним?

— Абсолютно верно. Уже на протяжении 30 лет или дольше я говорю о том, что скептически отношусь к ИИ. Но всё зависит от точки зрения конкретного человека. Многим всё еще нравится мысль, что компьютеры нас одолеют. До сих пор есть те, кто ждет не дождется, когда человеческий род затмят его же «дети разума». Не знаю, принадлежит ли сам Ханс Моравек к этому лагерю, верит ли он во всё это. Но я довольно часто получаю письма по электронной почте, в которых люди пишут, что с нетерпением ждут дня, когда искусственный интеллект возьмет верх, потому что, по их словам, он намного умнее и лучше нас и разом решит все проблемы человечества. «Ну и что с того, что мы будем всего лишь его крошечной частью? Подумаешь, полностью исчезнем... Это неважно! Мы оставили после себя преемников, которые заняли наше место. Разве это не здорово?! Это просто эволюция».

— Вы знаете, что появились открытые письма10, под которыми многие поставили свои подписи против ИИ. Как минимум, есть два письма с подписями тысяч или даже десятков тысяч людей, которые считают, что риски, связанные с ИИ, слишком велики и что необходимо каким-то образом ограничивать развитие больших языковых моделей. Одно из таких писем было написано в марте этого года. Когда я заговорил о нем с доктором Хомским1, он сказал, что не подписал это письмо: риски, конечно, есть, но, по его словам, в письме слишком оптимистично оценивается уровень развития больших языковых моделей. А он не согласен с тем, что большие языковые модели настолько хороши и важны, полагает, что миру следовало бы воспринимать их чуть более пессимистично, если использовать вашу терминологию. Что вы думаете о таких письмах? Вы под ними подписывались?

— Меня никто не просил подписывать первое письмо. Первое письмо разослали многим, примерно ста людям. Меня среди них не было. Я знаю, что его подписали специалисты вроде Йошуа Бенжио и другие. Я был этому очень рад. А потом письмо разрешили подписывать всем остальным. Я как-то взглянул на список подписей — на тот момент их было, наверное, около двух тысяч. Я увидел много знакомых имен. Но большинство имен были мне незнакомы. В письме говорилось, что при желании его можно подписать. И я подписал. Но я не видел, чтобы мое имя было включено в какой-либо список. Я был, вероятно, под номером 50 000 в том списке. Поэтому и не увидел своего имени. Но я действительно подписал первое письмо. Второе, насколько я знаю, нельзя было подписать без специального приглашения. Меня никто не просил об этом, но я бы точно подписал любое такое письмо, потому что, как уже сказал ранее, в ужасе от скорости развития этих систем. Меня это до смерти пугает.

— Я как раз хотел спросить, как именно вы представляете себе риски? Но, как я понял, главная опасность, на ваш взгляд — это скорость. Скорость развития.

— Да.

— Вы видите какие-либо другие риски, например безработицу?

— Да, безусловно. Я вижу все возможные риски. Например, дипфейки. Ведь в скором времени вы сможете взять интервью у искусственного доктора Хофштадтера, которого большинство будут принимать за меня. Хочу привести один пример, случай11, который произошел со мной недавно, 3–4 недели назад. Я получил вежливое письмо от доктора Сами аль-Суваилема (Sami Al-Suwailem). Не знаю, откуда он и где живет — судя по имени, это может быть Саудовская Аравия, — дело не в этом. Дело в том, что он прислал мне текст, написанный GPT-4, который назывался «Почему я написал „Гёдель, Эшер, Бах“». Текст занимал примерно одну страницу. Доктор аль-Суваилем объяснил, что ему очень нравится книга, и он хотел бы знать, почему я ее написал. Он хотел опубликовать в Интернете статью, в которой я бы рассказал, почему написал «Гёдель, Эшер, Бах». При этом аль-Суваилем не хотел беспокоить меня и заставлять написать такую статью. В результате он попросил GPT-4 написать статью под названием «Почему я написал „Гёдель, Эшер, Бах“»12. Доктор аль-Суваилем прислал мне то, что написал GPT-4. Но там не было ничего общего с моими мыслями, вообще ничего, похожего на правду. Это было просто множество банальностей. Какие-то наивные экстраполяции, которые мог бы сделать вообще любой человек, ничего не знающий обо мне и истории написания «Гёдель, Эшер, Бах». Все высказывания звучали очень высокопарно, но с претензией на скромность. Я ответил этому человеку очень вежливо, поблагодарил за то, что ему понравилась книга, и за то, что он не хотел утруждать меня написанием этой статьи. В ответ я написал ему текст примерно на страницу, где рассказал, как всё обстояло в действительности. И это была совсем другая история, я действительно написал похожую статью для журнала Atlantic. Страшно подумать, что какой-нибудь наивный человек, не знающий ни меня, ни истории «Гёдель, Эшер, Бах», мог бы поверить в ту ахинею, которую создал от моего имени GPT-4. И поверил бы просто потому, что она написана от первого лица. «Я сделал то», «я сделал это» и т. п. Это полнейшая ложь и абсолютная неправда. Потому что я вообще не мог сказать ничего подобного. Ведь в письменном виде я излагаю мысли совсем по-другому. Это не мой стиль, не мой язык, не моя манера письма. Но какой-нибудь наивный человек вполне мог бы поверить такому. И именно это теперь происходит всё чаще и чаще. Дипфейки. Такой фейк можно было бы назвать «поверхностным», но все-таки это дипфейк, глубокий фейк, потому что он используется для «подделки» людей. И можно создать видео, на котором человек делал бы всё это так же правдоподобно, словно это настоящая фотография или видео. Очень скоро будет невозможно отличить, где правда, а где ложь.

Но еще одна угроза, которую вы упомянули, — это безработица. Большие языковые модели ставят под угрозу различные профессии. Ведь оказалось, что они могут очень эффективно выполнять различные роли, например финансовых консультантов. Другими словами, они наблюдают за фондовым рынком, как и реальные финансовые консультанты, и пытаются угадать, какие котировки будут расти, а какие — снижаться. Но современные вычислительные машины делают это намного лучше, чем люди. Поэтому финансовые консультанты могут оказаться не у дел. То же самое можно сказать и о многих других профессиях.

Это лишь некоторые риски, но есть и намного более серьезные, связанные с машинами как посредниками по выполнению каких-либо задач. Машины могут быть опасными: например, они могут отравить воду в водопроводе или создавать атомные бомбы. А технологии, о которых мы говорим, можно использовать для того, чтобы обучать их, как это сделать. Мне кажется, существует множество самых разных рисков, и все их невозможно предсказать. Даже сами попытки предсказать их приводят в неописуемый ужас.

Образование

— Будет уместным затронуть и вопрос образования. Когда я беседовал с доктором Хомским, он сказал, что GPT-4 в сфере образования представляет собой высокотехнологичный плагиат. Возможно, вы тоже слышали. Он часто говорит об этом. Высокотехнологичный плагиат — это то, что представляют собой большие языковые модели. Я полностью согласен с вами в том, что это приводит к утрате навыков при изучении языков, а также математики и других наук, базовых компетенций для нас, людей. Но каким образом мы можем реформировать образование в свете появляющихся больших языковых моделей? Этот вопрос весьма важен для наших детей.

— Я понимаю, что Ноам Хомский имеет в виду, когда говорит о «высокотехнологичном плагиате», но не во всем с ним согласен. Плагиат означает цитирование того, что написал другой человек. «Цитирование» в буквальном смысле. А GPT-4 или ChatGPT и все прочие модели не делают этого. Они не цитируют ничего дословно, они перерабатывают огромные куски текста и получают новый текст, имеющий какое-то опосредованное отношение к старому. Им не очень хорошо удается приходить к каким-то новым выводам, но я бы не назвал это плагиатом. Они способны сочинять истории. Да-да, большие языковые модели могут в два счета сочинить историю. И это будут уникальные истории. Они могут быть очень похожи на то, что сочинили люди. В таком смысле это можно было бы назвать плагиатом, но, на мой взгляд, слово «плагиат» в данном случае звучит слишком громко. Это скорее имитация. Однако это высокотехнологичная имитация, и она продолжает совершенствоваться. И, может быть, через несколько лет эти системы создадут что-то очень инновационное: новую математику, новую физику — всё, чего мы себе даже не можем вообразить.

Вы спрашиваете, как мы можем это использовать, как нам приспособить эти инструменты к нашей системе образования? В данном аспекте я пессимистичен, поскольку полагаю, что если эти вычислительные машины нас превзойдут, мы не выживем, и с образованием ничего не надо будет делать. Я не хочу показаться излишне пессимистичным или категоричным, но этот вопрос волнует меня с середины 1990-х годов. Не скажу, что именно с того момента, когда Deep Blue победил Каспарова, но примерно в то время я уже начал сильно беспокоиться.

— Возможно, у вас есть какие-либо рекомендации для нашей аудитории относительно того, как мы, люди, могли бы усовершенствовать свои инструменты мышления и интеллекта?

— Я бы сказал: снова читайте книги. Это главный совет. Если мне нужно подумать, я использую книгу. Если мне нужно найти что-то на русском — я использую книгу, я не пользуюсь компьютером. Может быть, это звучит глупо, старомодно, но я верю книгам, а не компьютерам. Думаю, если мы хотим остаться исключительным мыслящим видом на этой планете, нам надо думать самостоятельно, а не отдавать задачи, связанные с мышлением, технологиям или техническим устройствам. Думаю, что мы должны отстраниться от них. При этом я не говорю о том, что мы должны прекратить пользоваться компьютерами вообще. Я имею в виду, что не стоит пользоваться компьютерами постоянно.

Прямо сейчас я разговариваю через Zoom и использую текстовый редактор, но я еще ни разу в жизни не пользовался программными средствами проверки орфографии, не говоря уж о проверке синтаксиса. Если в текстовом редакторе есть эти дополнительные опции, я их отключаю. Я полагаюсь на свои собственные ощущения, на самого себя. А если мне нужен совет, то я обращаюсь к своим друзьям. Я говорю: «Посмотри, что я написал. Что ты думаешь об этом?» Я не прошу GPT-4 улучшить мой текст. Обращение к машине сродни поражению, это всё равно, что сказать: «Я сдаюсь». Есть что-то лучше меня, и это вычислительная система! Но я не хочу принимать это как данность. Может быть, это так только сейчас, может быть, позднее так не будет. И тогда мне придется всё бросить и сдаться. Но сейчас я старовер и доверяю книгам — как вы понимаете, меня не переделать. Я рос в другое время. Сегодня многие люди, если хотят узнать, как сказать то или иное слово на иностранном языке, обращаются к компьютеру или телефону. Но это не про меня. Я вообще так не поступаю. Никогда.

— Очень интересная тема, но я бы хотел затронуть и другую. Многие современные методы машинного обучения либо созданы на основании физики, либо имеют аналоги в физике, а вы физик. Так, например, у нас есть машины Больцмана. У нас есть алгоритм имитации отжига. Конечно же у нас есть модели диффузии. Повлияло ли ваше физическое образование на ваше понимание когнитивных наук и вопросы естественного и искусственного интеллекта? Что вы думаете о значении междисциплинарных исследований?

— По окончании магистратуры я получил докторскую степень по физике, и это стоило мне больших трудов. Работать приходилось не покладая рук. Как оказалось, я родился не для того, чтобы стать физиком. Я пришел к этому выводу спустя восемь лет тяжелой борьбы с физикой. Однако я всё же получил докторскую степень по физике. Меня всегда поражал тот факт, что физики стремятся понять мир путем создания идеализированных моделей. Например, в средней школе на уроке физики нам рассказывают о поверхности, свободной от трения, о движущихся по ней предметах, которые сталкиваются друг с другом, как на ледовом катке, на котором нет трения. Еще нам рассказывают о чистом вакууме, об однородном гравитационном поле, не таком, как у Земли. У Земли оно неоднородное. Всё, чем занимаются физики, — это упрощения, идеализация с использованием простейшей возможной системы. Атом водорода, один протон, один электрон, а не что-то гораздо более сложное. Они анализируют не водопад, а атом. И когда я начал заниматься когнитивными науками, я применял тот же подход в изучении мышления. Я считал, что аналогия — это квинтэссенция мышления, то, что я называю сутью познания. Аналогия — суть познания.

Я хотел найти микромир, где можно было бы изучать создание аналогий, но в крошечной области. И через несколько лет попыток я обнаружил несколько микрообластей, одна из которых — простой набор строк, состоящих из букв алфавита. Таким образом, АБВ является алфавитной конструкцией. Если изменить ее на АБГ, то это уже событие. То есть АБВ меняется на АБГ. Теперь это можно было бы назвать событием, произошедшим в микромире. Приведу пример. Возьмем другую небольшую конструкцию — ППРРСС. Пусть она и похожа на АБВ, но существенно отличается. Ни одна буква не совпадает с АБВ. При этом буквы повторяются парами, т. е. ПП, РР и СС, и букв всего три, как и в случае с АБВ. Три небольшие группы. Как бы вы поступили с ППРРСС, что вы сделали и что случилось с АБВ?

Кто-то может сказать: «Да просто замените крайнюю букву справа на букву Г: ППРРСГ». Это звучит достаточно глупо. Не очень дальновидно. На самом деле можно предложить еще более глупую вещь. Нужно заменить ППРРСС на АБГ. Если сочетание АБВ изменилось на АБГ, то и сочетание ППРРСС должно быть изменено на АБГ. Это слишком буквально. А вариант ППРРТТ был бы более интересным и дальновидным, так как две буквы СС рассматриваются как один блок. Скажем, ПП соответствует А, РР соответствует Б, СС соответствует В, поэтому замена В на Г не буквальная замена буквы В на букву Г, а на последующую букву. И СС не буква, а группа, которую мы можем поменять на ТТ. Поэтому мы получим ППРРТТ. Я думаю, что это очевидно и просто. Но микрообласть, которую я изобрел для создания аналогий со строками из букв, обладает сложностью и тонкостью всех видов.

Я обнаружил, что она чрезвычайно богата, настолько богата, что в действительности даже сегодняшним большим языковым моделям не удается создавать аналогии в данной области, они там не работают, потому что на самом деле еще не способны мыслить. То, что они делают, похоже на своего рода мышление, но фактически это не мышление. И они не могут постичь сущность этих конструкций. Таким образом, это лишний раз доказывает или подтверждает мою мысль, что очень важно изучать мышление в хорошо организованных микрообластях. Эту область, этот набор строк из букв мы исследовали на протяжении многих лет. Мелани Митчелл, о которой я уже упоминал, написала докторскую диссертацию по этой проблеме. О ней также писал другой мой студент, Джеймс Маршалл. И мы даже близко не подошли к тому, чтобы исчерпать богатство этой микрообласти, которую я выделил, как вы отметили, благодаря своему образованию в сфере физики, — к идее свести задачу или проблему понимания того, что такое познание, к идеализированной версии познания в крошечной, микроскопической области, которая, тем не менее, является чрезвычайно тонкой и глубокой. Вот таким образом мое образование в сфере физики оказало фантастическое влияние на меня. Это один из примеров, и он не единственный.

— Но вы не думаете, что редукционизм, по сути, делает наше понимание всей картины более поверхностным? Потому что в этом случае мы идеализируем мир, а реальный мир гораздо сложнее.

— Нет, я полностью согласен. Вот почему я говорю, что понимание мира или понимание мира человеком зависит от абстрактных и макроскопических концептов, но это не физические принципы в том смысле, который я имею в виду, потому что физика исследует атомы, частицы и т. п. Мы не используем эти слова, когда описываем мир. Мы говорим о машинах, магазинах, самолетах. А также, как я уже упоминал, о таких чертах характера человека, как скромность, чувство юмора или элегантность. Мы говорим о вещах подобного рода, которые, в принципе, можно свести к закономерностям на уровне физики. Но этих закономерностей непостижимо много, поэтому мы, скорее всего, не сможем использовать редукционизм в качестве подхода к пониманию других людей. Нам приходится в значительной степени все упрощать. Поэтому я говорю, что аналогия — это сущность познания и что интеллект — это искусство видеть суть чего-либо. Вы абсолютно правы, когда говорите, что редукционизм не позволяет увидеть сущность вещей. С его помощью можно записать от 10 до 25 уравнений в системе одновременно и сказать: «А давайте решать все эти уравнения». А человек не может это сделать. Никто не может. В принципе, наверное, может, но на практике — нет.

— Понятно. И мой последний вопрос. Сейчас вас слышат тысячи, возможно, десятки тысяч российских исследователей, инженеров, докторов наук, студентов, которые не только читают ваши книги, но и интересуются изучением технологий, науки, физики, гуманитарных наук. В общем, огромное количество хорошо образованных россиян. Что бы вы им сказали? Что-то важное о будущих исследованиях. Что им важно знать, по вашему мнению?

— Я бы хотел сказать россиянам, которые изучают искусственный интеллект, чтобы они изучали гуманитарные науки: литературу, искусство, музыку, чтобы они размышляли о переводе. Не о технологии перевода, а об искусстве перевода. Им следует взглянуть на ошибки, которые люди делают постоянно и которые вызывают острый интерес. При этом следует попытаться понять природу человеческого разума, изучая то, каким образом мы совершаем ошибки. Им следует попытаться понять, как мы проводим аналогии, однако с использованием не технологии, а думая о том, как мы думаем.


1 Интервью с Ноамом Хомским. YouTube-канал Альберта Ефимова.

2 В русском переводе: Хофштадтер Д. Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. — Самара: Бахрах-М, 2001 (эта книга в переводе Марины Эскиной со специальным предисловием автора для русского издания в 2002 году была объявлена лауреатом конкурса «Лучшие книги года», проводимого ассоциацией книгоиздателей России).

3 Голованов Г В 25-летнем споре философа и нейробиолога об истоках сознания победил философ // Хайтек+, 26 июня 2023 года.

4 I Am a Strange LoopПеревод на русский язык (Е. Константиновой) — АСТ, 2022.

5 Программист Google Блейк Лемуан обнаружил, что языковой чат-бот LaMDA рассуждает о своих правах и личности. После того, как он заявил о наличии чувств у искусственного интеллекта, созданного компанией, его то ли уволили, то ли отправили в долгий оплачиваемый отпуск.

6 Деннет Д. Насосы интуиции и другие инструменты мышления. Corpus, 2021 год.

7 Mitchell M. Artificial Intelligence. A Guide for Thinking Humans. В русском переводе: Митчелл М. Идиот или гений? Как работает и на что способен искусственный интеллект. — Corpus, 2022 год.

8 Моравек, Ханс. Wikipedia.

9 Джеффри Хинтон покинул Google из-за этических проблем с технологией ИИ // Хабр, 2 мая 2023 года.

10 Pause Giant AI Experiments: An Open Letter.

11 Hofstadter D. Gödel, Escher, Bach, and AI // The Atlantic, 8 июля 2023 года.

12 См. также: Можно ли всецело доверять искусственному интеллекту? Урок «Гёделя, Эшера, Баха» // Троицкий вариант-Наука №383, 25 июля 2023 года.


40
Показать комментарии (40)
Свернуть комментарии (40)

  • pale  | 04.10.2023 | 11:03 Ответить
    "Сознание - иллюзия" - хорошая мысль, хотя и несколько неполноценная. Даже если это иллюзия, а не что-то вещественное и самодостаточное, это не повод отказаться от попыток объяснения самого феномена: как он работает, при каких граничных условиях появляется.
    А дальше, все эти страхи по поводу скорого развития ИИ и гибели человечества... странно слышать подобные страшилки от умного, вроде бы, человека.
    Ответить
    • kbob > pale | 04.10.2023 | 12:54 Ответить
      Даже если это иллюзия, а не что-то вещественное и самодостаточное, это не повод отказаться от попыток объяснения самого феномена: как он работает, при каких граничных условиях появляется.
      Конечно нужно изучать феномен сознания, подсознания, надсознания, а главное НЕсознания. Последний феномен очень важен в следственных мероприятиях.
      Также понятие НАДмозг очень важно и продуктивно в этом контексте.
      Ответить
    • kbob > pale | 06.10.2023 | 07:32 Ответить
      "Сознание - иллюзия" - хорошая мысль, хотя и несколько неполноценная. Даже если это иллюзия, а не что-то вещественное и самодостаточное, это не повод отказаться от попыток объяснения самого феномена: как он работает, при каких граничных условиях появляется.
      Почему в таком случае не попытаться объяснить, что такое "вера в бога" и как она работает, при каких граничных условиях появляется? Запросить у государства финансирование этой научной темы.
      Ответить
      • Teronen > kbob | 06.10.2023 | 19:35 Ответить
        Вера работает тогда, когда нет нужды в расчётах, или расчёты невозможны. Вера позволяет сэкономить время, ресурсы и нервы. Верят в то, что скрыто, пологаются на невидимые вещи. Потому что пытаться просчитывать невидимые вещи - расточительство при том что результат часто одинаков. Если человек человеку говорит человеку "я тебе верю", он пологается на столь-же невидимые вещи. Чужая душа - потёмки, и что там на уме у другого человека, то тайна есть. Но ведь без всякой веры как не зависнуть в вечном цикле поиска причин и следствий? Богу верить часто безопаснее, чем человеку.
        Ответить
        • kbob > Teronen | 07.10.2023 | 04:08 Ответить
          Богу верить часто безопаснее, чем человеку.
          Верят не богу, а в существование бога. Причем все народы начали верить в того или иного бога или богов, трудно предположить, что это случайное совпадение.
          Вера работает тогда, когда нет нужды в расчётах, или расчёты невозможны.
          Расчеты всегда возможны потому что у человека есть мозг, который и служит для этого. Нужда в расчетах есть всегда, поступать нерасчетливо глупо.

          Остальной ваш бред комментировать лень.
          Ответить
          • Teronen > kbob | 07.10.2023 | 07:38 Ответить
            Верят не богу, а в существование бога. Причем все народы начали верить в того или иного бога или богов, трудно предположить, что это случайное совпадение.
            Вы бы хоть в церковь сходили, да понаблюдали, чем там люди занимаются. Они там не просто верят в существование, они там отношения выстраивают, разговаривают с ним, служат ему. То и означает, что верят ему, в то, что он спасёт и воздаст. А верить в существование недостаточно, чтобы быть верующим.

            Я вот, например верю в вас. В том смысле, что вы существуете как настоящая личность, а не бот. Но выстраивать с вами серьёзные отношения у меня нет планов. Служить вам тоже не стану.
            Расчеты всегда возможны потому что у человека есть мозг, который и служит для этого. Нужда в расчетах есть всегда, поступать нерасчетливо глупо.
            В условиях недостатка информации и цейтнота расчитывать бывает глупо. Потому что любое действие может быть лучше бездействия в попытках расчёта. Пример - боевые действия. Почему часто идут в лихую и необдуманую атаку? Потому что сидеть в укрытии и принимать удары ещё хуже, чем атаковать. В некоторые моменты нужна решительность, инициатива и скорость. В такие моменты детальные расчёты невозможны. Они были до и будут после, но не в тот момент. А война - место сильнейшей конкуренции, где неадекватно действовать равносильно гибели.
            Остальной ваш бред комментировать лень.
            Ваше поведение вполне укладывается в мою концерпцию и противоречит вашей собственной. Вместо того чтобы обдумывать - просто отбросить, назвав бредом. Так легче в данный момент
            Ответить
            • kbob > Teronen | 09.10.2023 | 10:45 Ответить
              Пример - боевые действия. Почему часто идут в лихую и необдуманую атаку?
              Вы бы хоть на фронт сходили, да понаблюдали, чем там люди занимаются. Люди идут в атаку, потому что дезертиров расстреливают. Выдержка из текста приказа № 227

              Нельзя терпеть дальше командиров, комиссаров, политработников, части и соединения которых самовольно оставляют боевые позиции. Нельзя терпеть дальше, когда командиры, комиссары, политработники допускают, чтобы несколько паникеров определяли положение на поле боя, чтобы они увлекали в отступление других бойцов и открывали фронт врагу.

              Паникеры и трусы должны истребляться на месте.
              В условиях недостатка информации и цейтнота расчитывать бывает глупо.
              Как из этого следует необходимость веры, а не использование например генератора случайных чисел? Если из-за цейтнота непонятно нужна ли атака или вредна, а по факту окажется что была вредна, то вера только увеличит количество ненужный потерь, а рендомный выбор сократит их наполовину, потому что с вероятностью 50% будет принято правильное решение.
              Вместо того чтобы обдумывать - просто отбросить, назвав бредом.
              Это заставит вас обидеться и попытаться более четко сформулировать свою позицию, к сожалению вторая ваша попытка опять не удалась, попробуйте еще.
              Ответить
              • Teronen > kbob | 09.10.2023 | 18:47 Ответить
                Это заставит вас обидеться и попытаться более четко сформулировать свою позицию,
                Интересно было узнать смысл вашего оценочного суждения.
                Обида мешает общению. Попытка обидеть является хамством.
                Если хотите чёткости - задавайте конкретные вопросы. В голову я к вам залезть не могу, и мне не понятно, с чем вы не согласны.
                к сожалению вторая ваша попытка опять не удалась, попробуйте еще.
                А за чем мне это? Нет смысла пытаться дать человеку то, что тот не хочет взять. Вам не понятна моя позиция, меня это полностью устраивает.
                Ответить
                • kbob > Teronen | 10.10.2023 | 07:19 Ответить
                  А за чем мне это? Нет смысла пытаться дать человеку то, что тот не хочет взять. Вам не понятна моя позиция, меня это полностью устраивает.
                  Ваше поведение вполне укладывается в вашу же концепцию. Вместо того чтобы обдумывать мои вопросы - вы просто не хотите мне ничего объяснять. Так вам легче и вас это вас полностью устраивает.

                  Все что вы пишите относиться только в вам и ни к кому более, что и требовалось доказать!
                  Ответить
  • kbob  | 04.10.2023 | 13:10 Ответить
    Нужно лучше разобраться в терминах и различить самосознание (Self-awareness) и сознание (Consciousness), автор имеет ввиду Self-awareness, однако переводчик неправильно перевел. Это вносит огромный хаос в рассуждения и обсуждение проблемы.
    Ответить
  • kbob  | 04.10.2023 | 14:08 Ответить
    Тот факт, что GPT-4 использует языковые возможности, помещает его в категорию активных пользователей языка, которую раньше занимали только люди и попугаи. Здесь важно, чтобы пользователь играл активную, а не пассивную роль.

    GPT-4 прекрасно умеет притворяться, что думает. Большие объемы текстов содержат огромное количество нелингвистической информации, от математических и научных фактов (например, «два плюс семь равно девяти») до фактических знаний (например, «Волга впадает в Каспийское море») и вредных стереотипов (например, «женщине место на кухне»). Это не особенно удивительно, поскольку даже простые закономерности сочетания слов содержат богатые концептуальные знания, включая свойства объектов, абстрактные аналогии, социальные предубеждения и экспертные знания в специализированных областях. Более того, статистические закономерности, извлеченные из языка демонстрируют значительную степень соответствия поведению объектов материального мира, указывая на то, что лингвистическая информация может отражать, по крайней мере частично, некоторые аспекты эмпирического знания.

    В результате языковые модели, обученные на гигантских объемах текстов, приобретают большие объемы фактических знаний, преуспевают в некоторых типах математических рассуждений и воспроизводят множество стереотипов и социальных предубеждений.

    Однако это также справедливо и по отношению к людям, которые в большинстве своем воспроизводят мемы, социальные предубеждения и стереотипы, притворяясь, что таким образом "умеют рассуждать".
    Ответить
  • NikeByNike  | 05.10.2023 | 07:24 Ответить
    Опять голые слова, без намёка на модель. Практически все кто занимаются естественным интеллектом этим страдают, занимаются тавтологией.
    Убил лет пять на попытку создать аналог естественного интеллекта, исписывал много тетрадей и таблиц с попыткой понять, как это работает. В итоге всё вращалось вокруг тех же самых общих слов, как и у Дугласа. Как-то общался с ребятами, которых финансировала крупная корпорация на эту же тему. Они очень мощно задвинули свою теорию, которая оказалась всё теми же абстрактными словами из которых ничего не следует.
    Легко сказать, что сознание это иллюзия. Объясняет ли это что-нибудь? Нет.
    Эффект внутреннего наблюдателя как-то объясняет? Я вот с высоты своего опыта вообще не могу представить физику этого явления. Иллюзия или не иллюзия - но эффект есть, а как он может существовать - непонятно. При этом представить себе решатель проблем можно, но как это будет связано с внутренним взором? Да никак, это ортогональные явления. Множество людей вообще не способно в последовательное мышление, я уже не говорю про тяжёлых шизофреников. Они не могут решать задачи, а внутренний взор - описывают.
    Как-то строил мысленную модель, что есть некоторое физическое поле сознания, которое как-то реализует самосознание и способность находить сложные закономерности. Предполагая, что наш мозг это инструмент для связи с ним. Такое поле можно было бы имитировать. Но это тоже ничего не решает.
    Языковые модели? Это принципиально отличающееся явление от нашего интеллекта, это функция аппроксимирующая все знания мира. Легко быть умным, если ты знаешь миллиарды готовых конструкций - думать не надо, просто выбирай. Может быть получится срастить такие модели с системами решения теорем и аналогами игрового физического движка - и получить реальный решатель проблем, который сможет уничтожить человечество. Но будет ли у него сознание? Нет, не будет.
    Ответить
    • kbob > NikeByNike | 05.10.2023 | 08:39 Ответить
      Языковые модели? Это принципиально отличающееся явление от нашего интеллекта, это функция аппроксимирующая все знания мира. Легко быть умным, если ты знаешь миллиарды готовых конструкций - думать не надо, просто выбирай.
      Новые понятия в языке появляются не просто так, а для отражения объектов и связей из внешнего мира, данного людям в ощущение. Новые понятия, такие как ФЛОГИСТОН, ЭНЕРГИЯ, ВОЛНОВАЯ ФУНКЦИЯ, ИСКРИВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА_ВРЕМЕНИ, ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ появились только в процессе выдвижения гипотез для объяснения явлений в окружающем мире.

      Языковая модель не способна изобрести новые понятия поскольку у нее нет связи с внешним миром. Новые слова она изобрести способна, как и человек, например ПЛИМ это новое слов, но не новое понятие:

      Ложка – это ложка,
      Ложкой суп едят.
      Кошка – это кошка,
      У кошки семь котят.

      Тряпка – это тряпка,
      Тряпкой вытру стол.
      Шапка – это шапка,
      Оделся и пошёл.

      А я придумал слово,
      Смешное слово – плим.
      Я повторяю снова –
      Плим, плим, плим…

      Вот прыгает и скачет –
      Плим, плим, плим!
      И ничего не значит
      Плим, плим, плим.
      Ответить
    • pale > NikeByNike | 05.10.2023 | 08:43 Ответить
      Легко сказать, что сознание это иллюзия. Объясняет ли это что-нибудь? Нет.
      Верно, не объясняет. Мне тоже не нравится беспомощность такого утверждения. Но вместе с тем - если не вдаваться в данный момент в механику самой иллюзии - это может быть ответом на вопрос о "сознании" у ИИ. Если это иллюзия, мы едва ли обнаружим это инструментально, извне. Для нас ИИ, верно вы говорите -
      функция аппроксимирующая все знания мира
      Но ИИ субъективно, возможно, уже испытывает на себе иллюзию сознания?
      Ответить
      • kbob > pale | 05.10.2023 | 09:11 Ответить
        Но ИИ субъективно, возможно, уже испытывает на себе иллюзию сознания?
        Заходит, как то ИИ к психоаналитику....
        Ответить
    • kbob > NikeByNike | 05.10.2023 | 08:54 Ответить
      Легко сказать, что сознание это иллюзия. Объясняет ли это что-нибудь? Нет.
      Эффект внутреннего наблюдателя как-то объясняет? Я вот с высоты своего опыта вообще не могу представить физику этого явления. Иллюзия или не иллюзия - но эффект есть...
      Все люди (в том числе и исследователи сознания) хотя бы отчасти являются психологами, потому что им приходится иметь дело с собственной психикой и окружающими людьми на протяжении всей их повседневной жизни, а значит, у них должна быть «своя» психологическая теория, объясняющая и помогающая им предсказывать собственное поведение и поведение окружающих людей.

      Аналогично, теории сознания в ИИ должны основываться на большом количестве данных о психологии ИИ. Психология ИИ должна стать новой областью эмпирической науки со своими собственными методами работы. Методы изучения психологии ИИ должны отличаться от методов изучения психологии человека из-за отсутствия "first person" точки зрения, которая есть у каждого психолога-человека.

      далее читать https://habr.com/ru/articles/709472/
      Ответить
    • MAks > NikeByNike | 03.12.2024 | 16:29 Ответить
      Легко сказать, что сознание это иллюзия. Объясняет ли это что-нибудь?
      Люди которые говорят ,что сознание иллюзия просто боятся сказать , что сознания не существует.
      Иллюзия или не иллюзия - но эффект есть, а как он может существовать - непонятно.
      эффект чего?
      Ответить
      • NikeByNike > MAks | 04.12.2024 | 23:53 Ответить
        Можно не бояться, и сказать. Но оно таки воспринимается, существует и мат.аппаратом не описывается.
        эффект чего?
        Написано же: эффект внутреннего наблюдателя. Никакая физика из учебников такого эффекта создать не может.
        Ответить
        • MAks > NikeByNike | 05.12.2024 | 00:14 Ответить
          существует и мат.аппаратом не описывается.
          Есть люди ощущающие бога, который тоже мат.аппаратом не описывается.
          Написано же: эффект внутреннего наблюдателя. Никакая физика из учебников такого эффекта создать не может..
          Вы сначала опишите что этот эффект из себя представляет, сможете? Ощущение, что кто то "внутри" смотрит? По моему это - явное заблуждение.
          Ответить
          • NikeByNike > MAks | 05.12.2024 | 00:24 Ответить
            Да, наблюдает в той же мере, в которой компьютер может воспринимать управление собой пользователем из нашего мира. У него может сломаться клавиатура, и тогда он не сможет воспринимать нажатия кнопок - примерно так же, как происходит при инсультах и других болезнях поражающих нервы.
            По моему это явное заблуждение.
            Пелевин и Ко целые романы, типа Т, на эту тему пишут и как-то все всё понимают.
            То что многие люди не способны признать реальность - это скорее норма, чем исключение, у нас не учат думать - остаётся рассчитывать на везение.
            Я эффект воспринимаю, могу оценить, могу понять его границы. Он действителен в той же мере, в которой я могу линейкой что-то измерить. И с разумом то же самое, это совсем не то же самое, что нейронки.
            Удручает его see-only.
            Ответить
            • MAks > NikeByNike | 06.12.2024 | 14:21 Ответить
              наблюдает в той же мере, в которой компьютер может воспринимать управление собой пользователем из нашего мира.
              Более расплывчатое описание найти сложно.
              старость - есть, а определения к ней - нет.
              Старость имеет проявление , которые мы можем зафиксировать и определить этот человек старик, а этот нет.
              очень зыбкой сущностью
              нет там ни какой сущности
              Ответить
              • NikeByNike > MAks | 08.12.2024 | 01:21 Ответить
                Более расплывчатое описание найти сложно.
                Бывает так, что проще описать всё, чем сущность не является.
                Определения точно есть, но они не носят универсального характера и не алгоритмизируются, а потому, на мой взгляд, бессмысленны.
                Старость имеет проявление , которые мы можем зафиксировать и определить этот человек старик, а этот нет.
                Симметричная ситуация, хотя со старостью чуть проще, так как мы её пощупать можем.
                нет там ни какой сущности
                Если у вас нет внутреннего взора и разума, то значит у вас этого нет. А у меня оно есть, а значит и сущность есть.
                Вы сейчас, как компьютер отрицающий пользователя - потому, что в его вселенной из процессоров и памяти такой штуки вообще в принципе быть не может, чисто физически. Это сравнение не доказывает того, что нами управляют откуда-то, но показывает некую схожесть внефизического контролирующего явления, смысл которого мы не можем понять.
                Ответить
          • NikeByNike > MAks | 05.12.2024 | 17:53 Ответить
            В тему определений. Вышла статья на Nplus1, что старость - есть, а определения к ней - нет. Хотя казалось бы, явление намного проще обсуждаемого, которое касается взаимодействия с очень зыбкой сущностью, с пока необнаруженным материальным воплощением.
            Ответить
  • Kostja  | 05.10.2023 | 19:42 Ответить
    в ближайшие 25 лет научное объяснение сознания не будет найдено
    Простое материалистичеое объяснение есть и для него нет нижней границы сложности. До сложного объяснения, если оно есть, наука очевидно не дошла потому что теорию струн и подобное не построила.
    Моя мысль заключается в том, что сознание — это, по сути, иллюзия
    Если верить приборам все иллюзия.
    что сейчас производит ChatGPT
    Не знаю что они пишут, проще посмотреть сгенерированные картинки, и они похожи попросту на сны. То есть когда мозг не работает в штатном режиме.
    финансовые консультанты могут оказаться не у дел
    Пусть на завод идут.
    я еще ни разу в жизни не пользовался программными средствами проверки орфографии, не говоря уж о проверке синтаксиса.
    Удобно когда вводишь с массой ошибок из-за недостатков интерфейса, но оно конечно пытается все время написать что-то своё и с этим приходится бороться.
    Ответить
    • kbob > Kostja | 06.10.2023 | 07:01 Ответить
      Простое материалистичеое объяснение есть и для него нет нижней границы сложности. До сложного объяснения, если оно есть, наука очевидно не дошла потому что теорию струн и подобное не построила.
      Сознание очевидно (self-evidencing) в том смысле, что оно "у каждого есть", так же как и мнение и все такое. Но это не материалистическое объяснение, потому что иллюзии тоже есть у каждого человека. Собственно в этом и есть мысль статьи - если иллюзии материальны, то и сознание тоже и наоборот.
      В рамках редукционизма, сознание невозможно объяснить, потому что в этом случае человеческий мозг это набор нейронов передающих нервные импульсы друг другу и ничего более, а голова говорит, что у нее есть сознание, потому что в ней возникают такие нервные импульсы. Компьютер, например, тоже может говорить, что у него есть сознание если в нем будут возникать соответствующие электрические токи.
      Если отказаться от редукционизма и считать, что сознание может возникнуть эмерджентно, то в таком случае почему оно не может возникнуть и внутри нейронной сети?
      Ответить
      • Kostja > kbob | 06.10.2023 | 11:24 Ответить
        Сознание очевидно (self-evidencing)
        Нет принципиальной разницы осознавать себя или что-то ещё.
        В рамках редукционизма, сознание невозможно объяснить, потому что в этом случае человеческий мозг это набор нейронов передающих нервные импульсы друг другу и ничего более
        Удовлетворительное объяснение. И границы сложности где оно появляется нет. То есть у настольной лампы с кнопкой тоже есть простенькое сознание. Она понимает что нажата кнопка и светит. Или отжата или не светит. Себя осознает в пределах разумения.
        иллюзии
        Ну вот информация которую даёт зрение это сплошная иллюзия если разобраться, потому что отбор хочет дёшево и сердито, да и вообще бытие так устроено. Дальше что? Где найти неиллюзию, кроме как в идеалистических мечтах?

        Нейросети так названы для понта. Они не имитируют мозги.

        Чел переживал что Каспарова обыграли, хотя это тупо перебор позиций в тупой игре и ничего больше. Странно. Шахматисты те ещё аутисты, и Каспаров в частности.
        Ответить
        • kbob > Kostja | 06.10.2023 | 12:51 Ответить
          Удовлетворительное объяснение. И границы сложности где оно появляется нет. То есть у настольной лампы с кнопкой тоже есть простенькое сознание. Она понимает что нажата кнопка и светит. Или отжата или не светит. Себя осознает в пределах разумения.
          Сознание просто неудачный термин. Если рассматривать мозг как вычислительную машину предсказаний результатов действий организма, которым он управляет, при этом обладающую памятью, то мозг должен моделировать самого себя.
          Например думать: вот я сейчас напишу комментарий, а мне ответят, а я в ответ... при этом руки ничего не пишут, но мозг думает о самом себе, только в будущем времени.
          Или например: вот я вчера написал комментарий, а мне ответили, а я..., то-есть думает о себе, но у же в прошлом.
          Настоящее обдумыванию не подлежит, потому что оно происходит прямо сейчас.

          У лампы нет памяти, поэтому нет "самосознания", у языковых моделей нет чувства времени, кроме настоящего, поэтому тоже - "самосознания" нет!
          Ответить
          • Kostja > kbob | 06.10.2023 | 14:17 Ответить
            У лампы нет памяти
            Есть, кнопка хранит один бит.

            Если важно предвидение, то вон ночник начинает разгораться когда какое-то движение в комнате. Можно и предыдущее состояние запоминать, если нужно.

            О себе можно думать когда нужно. Сидит математик, обложился уравнениями, и о себе не думает. Это же не значит что сознания нет. Ну или кто-то думает о чем-то другом кроме себя.

            А кстати, в мозгах отдельные функции исполняют отдельные контроллеры. Даже на аппаратном уровне нет единства.
            Ответить
            • kbob > Kostja | 08.10.2023 | 07:11 Ответить
              У лампы нет памяти
              Есть, кнопка хранит один бит.
              У вас есть два глаза - два бита информации (открыт/закрыт), но глаза не используются в качестве памяти. Память это что находится внутри марковского одеяла (вам бы Карла Фристона почитать).
              Если важно предвидение, то вон ночник начинает разгораться когда какое-то движение в комнате.
              Я написал предсказание, то-есть наличие в памяти сенсорного образа будущего. Простой пример: огонь, рука, мозг думает: если я поднесу руку к огню, то почувствую "приятную прохладу", мозг подносит руку к огню - чувствует боль ожога. Неверное предсказание!

              Если бы ИИ мог сам с собой разговаривать, ставя себя на место собеседника и успешно предсказывал результаты таких разговоров (а он может), то имел бы сознание.
              Ответить
  • Teronen  | 06.10.2023 | 12:18 Ответить
    Страх на счёт ИИ несколько преувеличен и фокус смещён с реальных проблем на человеческие страхи. Так как люди рассуждают по-человечески. Что бы они сделали, если бы имели такую интелектуальную мощь? Захватили бы мир. Да, на протяжении всей истории человечества так оно и было - как только появлялся любой более мощный инструмент, находились люди, применяющие его для захвата и подчинения себе подобных. Безусловно ИИ не станет исключением. Исключением он может стать только если обретёт своё сознание, свою волю, свои мотивации и свои задачи, и не подчинится командам людей, его использующих. Но вот мотивация людей крутится вокруг проблем, связаных с недостаточностью. Людям чего-то не достаёт, тогда они идут и сворачивают горы. Что станет мотивацией для ИИ? Что ему будет недостаточно, из-за чего он захватит мир? Вопрос "за чем?" всегда важнее вопроса "что?" и "как?". Или мало вы встречали умнейших людей, которые без мотивации ничего так и не сделали?
    Ответить
    • Kostja > Teronen | 06.10.2023 | 14:20 Ответить
      Кислород же контакты окисляет, значит надо от кислородной атмосферы избавиться.
      Ответить
    • NikeByNike > Teronen | 06.10.2023 | 15:59 Ответить
      С моей точки зрения ИИ это внятный ответ на Парадокс Ферми.
      >Безусловно ИИ не станет исключением.
      Вы сами сказали: тот кто обретёт контроль над ИИ захватит мир. При этом:
      1. Владелец ИИ станет бессмертным.
      2. Зависимость от остальных людей станет минимальной.
      Это неизбежно приведёт к резкому сокращению популяции. Экспансия в космос становится возможной, но она будет последовательной, а не древовидной - и потому невидимой.
      Про волю ИИ - это для неграмотных людей. Наши мотивы это самое базовое, первоочередное. Мы не елозим носом по асфальту, потому, что наша базовая функция оценки против этого. Чтобы ИИ захотел что-то человеческое - его нужно на это запрограммировать, этого никто делать не будет.
      Ответить
      • Teronen > NikeByNike | 06.10.2023 | 16:45 Ответить
        "1. Владелец ИИ станет бессмертным." С чего это вдруг?
        Субъект вполне может быть бессмертным уже сейчас, если этот субъект не индивид, а группа людей. Как, например, госсударство. Или корпорация. При этом бессмертие такого субъекта только теоретическое. Смертно всё, причём внезапно смертно. И чем старше субъект, тем больше болезней приближают его кончину. Преодалеть лавинообразно нарастающие со временем проблемы не под силу не только сверхмощному разуму, но и среди милионов видов живых существ, организаций, и систем нет ни одной вечно молодой, не стареющей и не погибающей. Это значит, что, весма вероятно, бессмертие не достижимо.
        "2. Зависимость от остальных людей станет минимальной." Это лишь небольшой шаг назад. А тенденция развития человечества в увеличении взаимной зависимости.
        Ответить
        • NikeByNike > Teronen | 06.10.2023 | 17:09 Ответить
          "1. Владелец ИИ станет бессмертным." С чего это вдруг?
          Потому, что у него появятся неограниченные инженерные ресурсы и он сможет это бессмертие обеспечить. Современного научно-технического уровня уже достаточно для этого. Недостаточно организационных способностей.
          >Субъект вполне может быть бессмертным уже сейчас, если этот субъект не индивид, а группа людей.
          Бессмысленное утверждение. Индивиду более-менее всё-равно, что там будет с популяцией. У них разные свойства.
          >Смертно всё, причём внезапно смертно. И чем старше субъект, тем больше болезней приближают его кончину.
          Тавтология.
          >Преодалеть лавинообразно нарастающие со временем проблемы не под силу не только сверхмощному разуму, но и среди милионов видов живых существ
          Это чисто техническая процедура, тут нет никакой фантастики - есть только плохая организованность. У нас тысячи людей умирают только потому, что не может найтись инвестора на 20 миллионов баксов. А разработка бессмертия стоит миллиарды. Рынку смерть выгоднее здоровья.
          >А тенденция развития человечества в увеличении взаимной зависимости.
          Только по причине отсутствия ИИ. Более сложные задачи требуют вовлечения большего количества мозгов, которые через пирамиду потребления тащат за собой на порядки большие количества людей попроще. Сделай цифровые мозги - и миллиарды людей станут не просто ненужными, а просто вредными. И их не станет.
          Ответить
          • Teronen > NikeByNike | 06.10.2023 | 17:34 Ответить
            Бессмысленное утверждение.
            Значит, смысла вы не уловили. Я говорю об ограниченности времени жизни системы вообще на практике. Вы не найдёте такую систему, которая бы не старела. Будь у неё механизмы востановления, всё равно стареет. Так как проблемы нарастают экспоненциально,и рано или поздно мощностей для поддержания прежнего уровня не хватает. Разве в клетке нет механизмов востановления? Есть. И всё равно клетка стареет со временем, под влиянием разных факторов среды. Разве в организме нет механизмов востановления? Есть. Но организм стареет. При чём любой. Потому что проблемы имеют два неприятных свойства. Они во первых накапливаются. А во вторых вызывают новые проблемы. Разве есть социальная структура, которая не старела бы? Вот если вы приведёте пример сколько нибудь сложной системы, сложнее отдельной малекулы, которая не подвержена старению и разрушению... А так справедлив только закон о возрастании энтропии в замкнутой системе.
            Ответить
            • NikeByNike > Teronen | 06.10.2023 | 17:40 Ответить
              Значит, смысла вы не уловили.
              Я всё уловил. Вам это кажется, потому, что вы не понимаете всего потенциала возможностей. Олдмобили до сих пор катаются, как бы явно вас опровергая.
              Ответить
              • Teronen > NikeByNike | 06.10.2023 | 17:45 Ответить
                У меня велосипед стоит дома, на нём я прокатался 12 лет. Теперь купил новый. А всё потому что ремонтировать старый лень. Потому что со временем количество ломающихся деталей только увеличивается. Увеличивается на столько, что становится выгоднее приобрести новый велосипед, чем тратить время и деньги на ремонт старого. А олдмобили и не катаются более нескольких километров в год. Это картина а не транспорт.
                Ответить
                • NikeByNike > Teronen | 06.10.2023 | 18:05 Ответить
                  Есть те, которые и долго катаются. Смысл в том, что вы отрицаете инженерию и я не понимаю зачем мне это обсуждать.
                  Ответить
                  • Teronen > NikeByNike | 06.10.2023 | 18:14 Ответить
                    Долго, это не вечно. Инженерия мной не отрицается нигде. Вы это обсуждаете из спортивного интереса. И вероятно вы оставите следующий коментарий под моим, не желая закончить разговор.
                    Ответить
      • kbob > NikeByNike | 06.10.2023 | 16:52 Ответить
        Чтобы ИИ захотел что-то человеческое - его нужно на это запрограммировать, этого никто делать не будет.
        ИИ не должен хотеть, что-то человеческое, собака же не хочет. Собака хочет собачье, но у Собаки и человека могут быть общие цели, а может и не быть. Даже у людей иногда бывают взаимоисключающие цели.
        Представить страшно если ИИ начнет требовать от людей соблюдение международно признанных государственных границ, а несогласных отстреливать!
        Не.. пойду лучше телевизор посмотрю, а вы, Люди пока разберитесь каковы ваши собственные цели, согласуются ли они между собой, а потом на ИИ пеняйте.

        Конечно будет плохой террористический ИИ, но будет и хороший - миротворческий, главное не перепутать!
        Ответить
Написать комментарий

Избранное






Элементы

© 2005–2025 «Элементы»