Олег Макаров
«Популярная механика» №4, 2014

Разум — прерогатива человека. С этим согласны все. Но как трудно отказать нашим братьям меньшим в наличии если не разума, то сознания. Мы склонны «очеловечивать» своих питомцев — кошек, собак, лошадей, мы видим в них некое упрощенное подобие себя, мы чувствуем, что и у них есть эмоции, мы видим, что они понимают наши слова, мы приписываем им такие качества, как сообразительность и хитрость. Но что по этому поводу думает наука?

Оказывается, для науки наличие у животных, по крайней мере высших, сознания является одним из самых сложных и дискуссионных вопросов. Почему? Во-первых, потому что мы не можем спросить у самих кошек или лошадей, что на самом деле они думают, чувствуют, понимают, как делают выбор. И присущи ли им все эти действия в принципе? В человеческом понимании, разумеется.

Во-вторых, чтобы вести научный поиск, требуется точно знать, что именно надо искать. Если мы ищем сознание, то однозначного общепризнанного ответа на вопрос, что такое человеческое сознание, не существует. Иными словами, требуется найти черную кошку в темной комнате.

Если идти не от поведения, а, например, от определенной физиологической схожести человека и прочих млекопитающих, в особенности от сходства строения мозга и нервной системы, то это тоже зыбкий путь, так как точно неизвестно, даже на примере человека, как именно связаны психические и нейрофизиологические процессы.

В зеркале — это я

Тем не менее вопрос о наличии тех или иных форм сознания у животных настолько интересен и важен для понимания природы живого, что наука просто не может оставить попытки выяснить хотя бы что-то. Для этого, чтобы не углубляться в проблемы общефилософского характера, этот вопрос разбивают на несколько составляющих. Можно допустить, что обладание сознанием предполагает, в частности, не просто получение сенсорной информации от органов чувств, но и сохранение их в памяти, а затем сопоставление с сиюминутной реальностью. Сопоставление опыта с реальностью позволяет делать выбор. Так действует человеческое сознание, и можно попробовать выяснить, работает ли это аналогичным образом у животных. Другая часть вопроса — самосознание. Осознает ли себя животное отдельным существом, понимает ли, как выглядит со стороны, «задумывается» ли о своем месте среди прочих существ и предметов?

Один из подходов к выяснению вопроса о самосознании был намечен американским биопсихологом Гордоном Гэллапом. Им был предложен так называемый зеркальный тест. Суть его заключается в том, что на тело животного (например, во время сна) наносится некая метка, которую можно увидеть только в зеркале. Далее животному предъявляют зеркало и наблюдают за его поведением. Если, посмотрев на свое отражение, оно заинтересуется инородной меткой и будет, например, пытаться ее сбросить, значит, животное понимает, что а) оно видит себя и б) представляет себе свой «правильный» внешний вид. Подобные исследования проводятся уже несколько десятков лет, и за это время удалось получить поразительные результаты. В зеркале узнавали себя гориллы и шимпанзе, что, наверно, не так удивительно. Положительные результаты были получены для дельфинов и слонов, что уже более интересно, особенно в случае с последними. Но, как выяснилось, метку на себе обнаруживают птицы, представляющие семейство врановых, особенно сороки. У птиц же, как известно, в мозге отсутствует неокортекс, новая кора, отвечающая за высшие нервные функции. Получается, для некоего рода самосознания эти самые высшие нервные функции и не требуются.

Попка не дурак

Расхожее мнение о попугаях сводится к тому, что птицы, повинуясь инстинкту, лишь бездумно подражают услышанным звукам. Однако эта гипотеза уже давно подвергнута сомнению. Свою лепту в исправление репутации попугаев внесла Ирэн Пепперберг, американский зоопсихолог. В течение тридцати лет она проводила эксперименты с купленным в обычном зоомагазине серым африканским попугаем Алексом. Согласно научной работе, опубликованной доктором Пепперберг в конце 1990-х годов, птица не только умела различать и опознавать цвета и предметы, но и демонстрировала навыки логического мышления. Алекс обладал словарным запасом в 150 единиц, а также произносил целые фразы, причем делал это вполне осмысленно, то есть называл предметы, отвечал на вопросы «да» или «нет». Кроме того, попугай обладал навыками математического расчета и даже, по мнению ученой дамы, освоил понятие «ноль». Птице были доступны понятия «больше», «меньше», «одно и то же», «разные», «над» и «под».

Немного нервных клеток

А что же память и сопоставление предыдущего опыта с реальностью? Выясняется, что и эта способность отнюдь не только прерогатива человека или высших млекопитающих. Группа ученых из университетов Тулузы и Канберры поставили знаменитый эксперимент с насекомыми — медоносными пчелами. Пчелам требовалось находить путь к выходу из лабиринта, в конце которого их ожидало лакомство — сахарный сироп. Лабиринт заключал в себе множество Y-образных развилок, где «правильный» поворот маркировался пятном определенного цвета. Натренировавшись летать по знакомому лабиринту и находить искомый путь, пчелы чудесным образом запоминали, что, например, синий цвет означает поворот направо. Когда насекомых запускали в другой, незнакомый лабиринт, выяснялось, что они отлично там ориентируются, «доставая» из памяти соотношение цвета и направления. У пчел не только нет неокортекса — их нервный центр состоит из очень плотного сгустка соединенных между собой нейронов, их всего миллион, по сравнению со ста миллиардами нейронов в мозге человека, причем человеческая память связана со сложным мыслительным процессом. Таким образом, эволюция показывает, что способна реализовать такую сложную функцию, как принятие решения на основе сопоставления реальности с абстрактным символом, на очень скромном нервном субстрате.

Помню, что я помню

Эксперименты с пчелами при всех удивительных результатах вряд ли способны кого-то убедить в том, что сознание присуще насекомым. К важным признакам наличия сознания у человека относится так называемое метасознание, то есть сознание сознания. Человек не просто что-то помнит, но он помнит, что помнит, не просто думает, но думает, что он думает. Эксперименты по выявлению метасознания или метапамяти также имели место в недавнем прошлом. Первоначально такие опыты проводились над голубями, но убедительных результатов они не принесли. Тогда, использовав аналогичную методологию, американский исследователь Роберт Хэмптон решил протестировать макак-резусов и обнародовал результаты своих работ в 2001 году.

Суть опыта заключалась в следующем. Сначала обезьянам предлагалось простейшее упражнение. Подопытное животное получало возможность, нажав на сенсорном экране на изображение некой характерной фигуры, получить лакомство. Затем задание усложнялось. Макакам предлагали на выбор нажать две фигуры на экране. Одна фигура означала «начать тест». После нажатия на экране появлялись четыре фигуры, одна из которых уже была знакома животному по предыдущей стадии опыта. Если макака вспоминала, что именно это была за фигура, то могла нажать на нее и снова получить вкусное лакомство. Другой выбор — отказаться от теста и нажать соседнюю фигуру. В этом случае можно было тоже получить лакомство, но уже не такое вкусное.

Если после первого этапа эксперимента проходило всего несколько десятков секунд, обе макаки смело выбирали тест, находили искомую фигуру и наслаждались едой. По истечении большего времени (две-четыре минуты) одна из макак вообще переставала интересоваться тестом и довольствовалась менее вкусной едой. Другая все-таки бралась за тест, но нужную фигуру находила с трудом, делая много ошибок. Чтобы проверить, не действует ли на принятие макаками решения какой-то иной фактор, кроме собственно памяти, Хэмптон провел проверочный эксперимент. Из фигур, предложенных для теста, правильную вообще изъяли. При этих условиях одна макака, попробовав новый тест, больше его не выбирала, другая все же пробовала, но число отказов возросло.

Результаты опытов показали, что у макак-резусов существует метапамять, пусть в очень несовершенной форме. Выбирая тест вскоре после первого опыта, они помнили, что запомнили правильную фигуру. По прошествии большего времени одна обезьяна просто смирилась с тем, что забыла искомый рисунок, другая «думала», что еще вспомнит, но делала ошибки. Исключение из теста однажды запомненной фигуры стало причиной утраты к нему интереса. Таким образом, у обезьян установлено наличие психических механизмов, которые прежде считались лишь признаком развитого человеческого сознания. К тому же от метасознания, метапамяти, как можно догадаться, близкий путь к ощущению себя субъектом мышления, то есть к ощущению «я».

Крысиная эмпатия

В поисках элементов сознания в животном мире нередко указывают на нейрофизиологическую общность человека и иных существ. Один из примеров — наличие в мозге так называемых зеркальных нейронов. Эти нейроны возбуждаются как при совершении определенного действия, так и при наблюдении за тем, как то же действие совершает другое существо. Зеркальные нейроны наличествуют не только у человека и приматов, но и у более примитивных существ, включая птиц. Эти клетки мозга до конца не изучены, и им приписывается множество разных функций, например значительная роль в обучении. Считается также, что зеркальные нейроны служат базой для эмпатии, то есть ощущения сопереживания эмоциональному состоянию другого существа без потери понимания внешнего происхождения этого переживания.

И вот недавние эксперименты показали, что эмпатия может быть присуща не только человеку или приматам, но даже... крысам. В 2011 году в Медицинском центре Чикагского университета провели опыт с двумя подопытными животными. Крысы находились внутри короба, но одна из них свободно передвигалась, а другую поместили в трубку, которая, разумеется, не позволяла животному свободно двигаться. Наблюдения показали, что, когда «свободная» крыса оставалась в коробе в одиночестве, она проявляла куда меньшую активность, чем когда рядом с ней находилась «страдалица». Было очевидно, что стесненное состояние соплеменницы не оставляло крысу равнодушной. Более того, сострадание подвигло животное к действию. После нескольких дней «страданий» свободная крыса научилась открывать задвижку и освобождать другую крысу из плена. Правда, поначалу открыванию задвижки предшествовало некоторое время раздумий, но в конце опытов, едва попав в короб с крысой, сидящей в трубке, «свободная» крыса тут же бросалась на выручку.

Удивительные факты, связанные с обнаружением элементов сознания у самых разных живых существ, не только имеют ценность для науки, но и поднимают вопросы биоэтики.

Братья по сознанию

В 2012 году три известных американских нейрофизиолога — Дэвид Эдельман, Филип Лоу и Кристоф Кох — обнародовали декларацию по итогам специальной научной конференции в Кембриджском университете. Декларация, ставшая известной как Кембриджская, получила заголовок, который можно вольно перевести на русский язык как «Сознание у человека и других животных» (Consciousness in Human and non-Human Animals).

В этом документе обобщались все новейшие исследования в области нейрофизиологии человека и других живых существ. Одним из центральных моментов декларации стало заявление о том, что нервный субстрат эмоций и переживаний не находится исключительно в неокортексе. Пример птиц, не имеющих новой коры, показывает, что параллельная эволюция способна развивать элементы сложной психики и на иной базе, а нервные процессы, связанные с эмоциями и познанием, обнаруживают у птиц и млекопитающих гораздо большее сходство, чем принято было считать ранее. Также в декларации упоминались результаты «зеркальных опытов» с птицами, и утверждалось, что даже нейрофизиологическая природа сна у птиц и млекопитающих может быть признана сходной.

Кембриджская декларация была воспринята в мире как манифест, как призыв пересмотреть отношение человека к живым существам, в том числе тем, которых мы употребляем в пищу или которых используем для лабораторных опытов. Речь идет, конечно, не об отказе от мяса или биологических экспериментов, но скорее о том, чтобы относиться к животным с учетом их более сложной, чем думалось раньше, психической организации. С другой стороны, все данные, на которые ссылаются авторы декларации, не делают вопрос о природе человеческого сознания яснее. Ощущая его уникальность, мы обнаруживаем, что то те, то другие его элементы разбросаны в мире живого и никакой монополии на них у нас нет. Приписывая нашим питомцам «человеческие» качества, мы, конечно, часто выдаем желаемое за действительное, но все же в данном случае лучше немного заблуждаться, чем ранить чувства «братьев меньших» жестокостью.


19
Показать комментарии (19)
Свернуть комментарии (19)

  • Чалдон_в_пимах  | 22.03.2015 | 06:26 Ответить
    Ох уж эти психологи! Анализ, потом опять анализ, потом ещё анализ... И с этой стороны посмотрим, и с той... Ах, как интересно! Но когда ж вы наконец займётесь синтезом?
    Автор сетует, что однозначного определения сознания не существует. Так, и что же?!. А оно возможно ли в принципе — с учётом того, что одних только крупных разновидностей сознания не менее четырёх: общественное ("то, что между головами"), гражданское (сознательность), медицинское (в сознании / без сознания), индивидуальный поток сознания (субъективная реальность)? Пишешь про сознание — будь добр ясно и просто объяснить, что лично ты разумеешь под этим словом в данном конкретном случае.
    "Можно допустить, что обладание сознанием предполагает, в частности, не просто получение сенсорной информации от органов чувств, но и сохранение их в памяти, а затем сопоставление с сиюминутной реальностью. Сопоставление опыта с реальностью позволяет делать выбор. Так действует человеческое сознание," — пишет Олег Макаров.
    Сознание — это так просто, что проще некуда. Если обезьяны "думают руками", то человек может представлять и обдумывать некий процесс или объект в отрыве от ситуации — это и есть то сознание, тот разум, которым не обладают животные — у них для этого не хватает уже элементарной оперативной памяти (3 элемента у понгид против 7-и у человека), то есть для разворачивания полноценного мыслительного процесса попросту не хватает мощностей. Допустим, дежурный слесарь получает задание выполнить работу в полукилометре от места его дислокации. Чтобы не бегать взад-вперёд, он просто вынужден представить себе предстоящую работу во всех тонкостях и подобрать все нужные инструменты и материалы, — это и есть работа сознания, на которую не способны животные.
    С другой стороны, если бы у животных не было зачатков сознания, откуда взяться ему было у человека? Благо, этих зачатков Олег Макаров наколлекционировал в избытке.
    Ответить
    • matod > Чалдон_в_пимах | 27.03.2015 | 08:33 Ответить
      Это когда слесарь опытный, набегался. По началу, когда не освоишься - будешь бегать взад-вперёд. Кроме того, вряд ли он представляет работу "во всех деталях", и, безусловно носит с собой некий минимальный набор инструментов, а не подбирает набор ключей на каждый вызов. Животные также после обучения демонстрируют определенную предусмотрительность. Только почему-то у них это называют рефлекс, а у слесаря - разумным поведением :)

      Боюсь, что не расшифровывая работу мозга на уровне отдельных нейронов, проблематично поставить эксперимент, который однозначно бы доказал отсутствие сознания у животных. Мы не знаем, мечтают ли муравьи и о чем думает собака, глядя на нас "грустными" глазами.
      Ответить
      • Чалдон_в_пимах > matod | 28.03.2015 | 06:14 Ответить
        И Вы туда же, за Олегом Макаровым: не поясняя, что конкретно лично Вы в данном контексте имеете в виду под словом "сознание", тем не менее о нём рассуждаете.
        И вот ещё что: если Вы-таки удосужитесь взять в руки учебник, то Вам удастся выяснить, что сознание и разум (ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ!) — это то, чем обладает только человек; что такое сознание и разум — суть вопросы следующего порядка. Если же Вы академическую науку не уважаете, то на этом сайте Вас вряд ли поймут и оценят.
        Ответить
        • matod > Чалдон_в_пимах | 02.04.2015 | 05:55 Ответить
          Контекст и содержание первого абзаца моей реплики опирается на предложенное Вами определение сознания как способности моделировать реальность для планирования своих действий. Во втором абзаце слово использовалось в более широком смысле, но, как и в статье, не составляет труда увидеть, что речь об индивидуальном сознании, а не медицинском, общественном или каком-то еще.

          Мысль была в том, что на данный момент нет способа показать, что животные (по крайней мере, некоторые из них) не способны к моделированию, планированию, абстрактному мышлению, различению собственного Я и выполнению других функций сознания. Так же как нет убедительных доказательств того, что человек обладает какими-то уникальными качествами, которые позволяют выделить его как единственное существо на Земле, обладающее сознанием.

          Аксиоматический подход, используемый в словарях и ваших рассуждениях, не запрещает ставить вопрос о том, можно ли распространить определение на других животных.

          Что касается последнего вашего предложения, то не понятно, какое отношение переход на личность собеседника, безосновательные фантазии (насчет моего неуважения к науке), отсутствие логики (из неуважения не следует невозможность понимания и оценки) и некорректное распространение своего мнения на других посетителей сайта, имеют отношение к обсуждаемой теме и к науке вообще :-).
          Ответить
  • OSAO  | 22.03.2015 | 08:59 Ответить
    Здесь раздельно упоминались "самосознание" и "метасознание" как высшие способности человека. Философы в этом смысле говорят об апперцепции, в шутку - "у меня есть мысль, и я её думаю". То есть, внутри процесса мышления находится нечто, осознающее "мысль" как некую отдельность от "себя". Тогда получается, что мышлением человека управляет некий апперцептор? Понятно, что органа такого в мозге нет... Раньше его роль просто отводили богу, сегодня порой говорят о квантовой природе сознания.
    Ответить
    • Чалдон_в_пимах > OSAO | 23.03.2015 | 04:57 Ответить
      "Философы в этом смысле говорят об апперцепции... То есть, внутри процесса мышления находится нечто, осознающее "мысль" как некую отдельность от "себя".

      — Уточнение: осознаваться мысль может только как результат, но не как процесс её формирования.
      Ответить
      • OSAO > Чалдон_в_пимах | 23.03.2015 | 09:10 Ответить
        ...осознаваться мысль может только как...
        @
        Вот это "может" и тем более "только как" хоть как-то научно доказано?
        Вопрос апперцепции смутно поставил ещё Кант, ощущая необходимость отделить в мышлении объект от субъекта.
        Мышление происходит внутри мозга, поэтому оно - физиологический процесс, объект. Но объекты не могут познавать друг друга. Значит, нужен субъект, осознающий мышление, сам его процесс, как некую обособленность. Когда Кант обозначил этот феномен как апперцепцию, то он должен был сформулировать и понятие апперцептора. Однако он отрулил на Создателя.
        А без Создателя? О тож... Недаром индуизм/буддизм считают, что сознание разлито по Вселенной как некое поле, и человек только подключается к нему, когда его мозг достаточно сформируется. Но не будем об этом.
        Без постановки идеи апперцептора, имхо, невозможно создать искусственный интеллект. Железо Искина будет создавать вычислительный процесс, даже в высокой степени и когнитивный, но какая железяка внутри его будет осознавать себя субъектом?
        Вот так и наша "чёрная кошка" - ни одно из животных, при самых выдающихся когнитивных способностях, всё-таки не осознаёт себя как самость. "Лошадь существует, но не экзистирует, ангел существует, но не экзистирует" - говорил Хайдеггер.
        Ответить
        • neanderthal > OSAO | 23.03.2015 | 10:13 Ответить
          На "Элементах" как-то публиковали статью, где говорилось, что какие-то китообразные "разговаривают", обращаясь друг к другу "по именам" - якобы в таких случаях они имитируют тембр сигналов "собеседника". Если это действительно так, то получается, что по крайней мере эти китообразные таки осознают себя как самость.
          Ответить
          • OSAO > neanderthal | 23.03.2015 | 10:36 Ответить
            Думается, всё-таки как "квази-самость". Известно про многопоколенную семью шимпанзе, исследуемую в США, так там вообще удивительные достижения когнитивности описаны. Но разума таки нет, хотя и вплотную.
            Вынужден был отойти и, пока ходил, додумал свой предыдущий пост. Кант сказал об апперцепции, Хайдеггер(не только) - об экзистенции, но никто не скажет нечто вроде "экзистирует только апперцептор". То есть, в исследовании мышления есть некая фигура умолчания, о которой как бы нечего сказать, не упоминая высшие силы, но без которой никак не обойтись.
            Ответить
        • Чалдон_в_пимах > OSAO | 24.03.2015 | 02:38 Ответить
          Кант!! Тоже "песатель" — проблем наставил, а решать — не-е, нам чо полегче, мы будем строчить, чо в голову взбредёт. Откуда берётся априорное? как формируется? по каким правилам? Хоть на один такой вопрос Ваш хвалёный Кант ответить попытался?

          "Вот это "может" и тем более "только как" хоть как-то научно доказано?"
          — Да куда уж научнее! Опишите свой собственный процесс формирования одной-единственной конкретной мысли — с чего он начинается, из каких составляющих мысль склеивается, в какой последовательности, да поподробней, поподробней — это и будет научным экспериментом. А если привлечь к этому делу группу добровольцев да грамотно всё организовать — это ж голимая учёная степень!
          Ответить
  • neanderthal  | 22.03.2015 | 15:35 Ответить
    "Гориллы дразнят тигров, оттягивая свои уши и хвосты".
    Бенгальские хвостатые гориллы? Африканские тигры?
    Ответить
    • Чалдон_в_пимах > neanderthal | 23.03.2015 | 04:58 Ответить
      +1
      Ответить
    • matod > neanderthal | 27.03.2015 | 08:39 Ответить
      Ну, то, что гориллы встречают тигров, например, в зоопарке - я могу себе представить.
      То, что гориллы дразнят тигров - тоже не кажется чем-то невозможным.
      Но, вот то, что тигры обижаются... :-)
      Ответить
  • Kyu  | 25.03.2015 | 10:36 Ответить
    Биоэтика - это высшая форма зла: усердно обосновываемая глупость.
    Тиграм, значит, обезьян кушать можно, а нам кролика нельзя?
    Ответить
    • matod > Kyu | 27.03.2015 | 08:41 Ответить
      Можно, но тогда не надо претендовать на звание разумного существа :-) Никто не предлагает отказываться от кроликов. Но есть их нужно с сочувствием и пониманием :)
      Ответить
      • niki > matod | 31.03.2015 | 08:25 Ответить
        Где-то в балтийских странах была история. Запретили продавать живую рыбу. Это нарушает ее права. Через несколько месяцев постановили что можно продавать, но не нарушая ее прав.
        Ответить
  • Chyyr  | 26.03.2015 | 12:22 Ответить
    >У птиц же, как известно, в мозге отсутствует неокортекс, новая кора, отвечающая за высшие нервные функции. Получается, для некоего рода самосознания эти самые высшие нервные функции и не требуются.

    Здесь наличествует логический скачок. Вернее было бы сказать, что для самосознания нужен не обязательно неокортекс.

    Более того, ЕЯПП, наличие у ряда птиц высшей нервной деятельности доказано (в частности - этим самым экспериментом), только отвечает за ВНД не неокортекс, а другой участок мозга, гиперстриатум (который у млекопитающих как раз отсутствует)
    Причем, если сравнивать когнитивные способности птиц с когнитивными способностями зверей с тем же объемом мозга, гиперстриатум получается не хуже, а то и эффективнее неокортекса.
    Ответить
  • matod  | 27.03.2015 | 09:14 Ответить
    Возможно, трудность вопроса "есть ли сознание у животных" отчасти может быть вызвана внутренним сопротивлением. Если окажется, что минимальный уровень сознания, эмпатии имеется у других видов, например, млекопитающих, то это неизбежно приведет к необходимости существенного изменения либо морали, либо образа жизни, технологий и проч.

    Что если поиск, эксперименты и анализ убедительно покажут, что разумность пчелы качественно ничем не отличается от человеческого разума. Что вопрос только в том, что ее мечты однообразнее и проще, сочувствие распространяется исключительно на соседей по улью, а эмоциональные переживания менее интенсивны. Что если окажется, что этому критерию минимальной разумности соответствуют современные компьютерные системы? Мне кажется, такие перспективы не могут не вызывать опасений и тревоги, а значит и сопротивления, в том числе бессознательного.

    Примеры в истории, когда человечество сопротивлялось принятию идей, которые теперь считаются чем-то естественным, имеются. Например, научный взгляд на происхождение человека до сих пор многие не могут принять, хотя с момента, когда идея была озвучена, уже два века прошло.
    Ответить
    • Чалдон_в_пимах > matod | 28.03.2015 | 06:18 Ответить
      "разумность пчелы качественно ничем не отличается от человеческого разума"

      — Ну что ж, придётся давать пчёлам избирательные права!
      Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»