Александр Хохлов,
популяризатор космонавтики, член Северо-Западной организации Федерации космонавтики РФ
«Троицкий вариант — Наука» № 8(327), 20 апреля 2021 года
Дизайн посадочного модуля космического корабля SpaceX Starship, который доставит первых астронавтов NASA на поверхность Луны по программе Artemis. Изображение: SpaceX
Когда мы рассуждаем о технических, медицинских и экономических сложностях освоения Марса человеком1, мы невольно забываем о принципиальном вопросе: кто будут те люди, что полетят осваивать Марс вслед за профессиональными астронавтами-разведчиками?
Александр Хохлов
Илон Маск планирует успеть за свою жизнь доставить на Красную планету миллион человек, чтобы создать относительно самодостаточную колонию.
Миллион — это очень много, учитывая, что на сегодняшний день в космосе побывало менее 600 человек.
В США тысячи людей подают заявки на отбор в отряд астронавтов NASA, в России на конкурс в космонавты — лишь сотни. За всю историю пилотируемой космонавтики во всех странах не наберется миллиона человек, которые написали бы заявление о том, что они хотят полететь в космос и стать астронавтом.
Несомненно, некорректно сравнивать желание профессиональной работы космонавтом и переселение на продолжительное время или навсегда на другую планету, кардинально отличающуюся от привычного мира «колыбели». Да и был ли смысл кому-либо, кроме отдельных мечтателей, без реальной возможности задумываться о реальном перемещении на Марс со всеми сопутствующими вопросами по поводу того, что останется у каждого колониста на Земле и что ему будет стоить полет в другой мир?
Но скоро этот выбор станет вполне актуальным, ведь компания Илона Маска не только доставляет профессиональных астронавтов на МКС с помощью ракеты Falcon 9 и корабля Crew Dragon, но и начинает в этом году коммерческие полеты с людьми в космос (начиная с миссии Inspiration4).
Строительство и испытания прототипов новой многоразовой сверхтяжелой ракеты и одновременно космического корабля Starship компанией SpaceX в Бока-Чика получило первое значимое признание: 16 апреля NASA объявило, что именно SpaceX получает контракт на разработку системы посадки и взлета с Луны для астронавтов на базе корабля Starship. Фиксированная стоимость контракта — 2,89 млрд долл., это означает, что «марсианский корабль» Илона Маска получил государственное финансирование.
И хотя решению этой задачи сопутствует целый ряд технических проблем, что проявляется, в том числе, в авариях при испытаниях прототипов второй ступени Starship, это реальная заявка на то, что город на Марсе стал немного ближе.
Впору «Троицкому варианту» проводить опрос не о том, кто хочет дождаться полетов людей на Марс, а о том, кто хочет реально туда полететь жить и работать. Впрочем, пока эта возможность призрачна и практически полностью связана с доверием к Илону Маску и никак иначе, мысли о будущем вызывают и предвкушение, и страх, что «он не сможет».
Пока современная космическая психология2 рассматривает людей в космосе в качестве малых изолированных групп — сравнивая космонавтов с такими же малочисленными полярниками. Сейчас можно только предполагать, как обогатит наше представление о человеке создание первого поселения вне Земли, где будут жить сначала десятки, потом сотни и тысячи людей в совершенно иных условиях, чем когда-либо в истории.
Ответов на многие вопросы, которые перед нами ставит будущее, пока еще нет, и получить их смогут только первые марсиане.
1 См. дискуссию в «ТрВ-Наука» № 326.
2 Telegram-канал «Заметки космического психолога».
SpaceX Илона Маска выступает в ранге великой державыЗачем такую глупость писать, Спейс Икс это приложение к НАСА и его бюджету для имитации "частной космонавтики".
Нужна ли пилотируемая экспедиция на Марс?Зачем нужна даже популяризаторы неспособны нафантазировать. Видимо не нужна. Даже марсоходы уже не интересны. Тем более технически это очевидная авантюра.
Что ждет человека на Марсе?
Кратер Королёва. Фото ESA
Два года назад в «ТрВ-Наука» была опубликована дискуссия под шапкой «Что мы потеряли на Марсе?». Мы задали вопрос: «Вы хотите дожить до „человека на Марсе“ при условии, что вам придется заплатить за это в виде дополнительных налогов 1000 долларов?» Марс победил со счетом 113:57. Люди привели массу аргументов за и против. Вот главные аргументы против: «надо сначала порядок на Земле навести», «автоматы соберут больше информации за меньшие деньги», «человеческому телу не место в космосе».
С тех пор интерес к Марсу, пожалуй, возрос — отчасти благодаря Маску. За истекшие два года Марс стал казаться чуть ближе, хотя всё еще довольно далек. Некоторым задача дожить до присутствия людей на Красной планете представляется весьма нетривиальной.
Сейчас перспективы основных игроков по поводу Марса выглядят следующим образом:
Россия. Самостоятельно осилить марсианские амбиции, оставшиеся со времен СССР, Роскосмос не в состоянии. Однако у российской космонавтики на сегодняшний день есть задел по космической медицине, который мог бы стать вкладом в международную программу полетов на Марс.
США технически и экономически намного ближе всех к марсианским полетам. Однако отсутствие долговременной стратегии не позволило начать непосредственную программу подготовки такой экспедиции, и NASA на ближайшее десятилетие вновь сосредоточилось на Луне. Полет на Марс откладывается на 2040-е годы.
Китай планомерно развивает свою космонавтику и достигает рубежей в космосе, ранее покоренных СССР и США, но на ближайшее десятилетие его целями в пилотируемой космонавтике будут многомодульная низкоорбитальная станция и полеты на Луну. Определенно, с такими темпами к концу 2030-х годов можно ожидать первой китайской пилотируемой экспедиции на Марс.
SpaceX Илона Маска выступает в ранге великой державы. Только Маск заявляет о своих планах до конца десятилетия отправить людей на Марс. Считать несерьезными эти амбиции нельзя: SpaceX — единственная компания в Америке, которая прямо сейчас доставляет людей в космос и эксплуатирует самую мощную на Земле из летающих в настоящий момент ракету-носитель Falcon Heavy. Но разработка новой «марсианской» сверхтяжелой ракеты-носителя Starship потребует времени, а сами экспедиции — значительного финансирования, поэтому нельзя предсказать, успеет ли Маск опередить Китай.
Сегодня открываем дискуссию не только о том, зачем нам Марс, хотя с этого и начнем. Вряд ли кого-то удовлетворит короткая экспедиция с втыканием флага. Поэтому сильно забегаем вперед, расширяя предмет дискуссии:
Это всего лишь первые «затравочные» вопросы — в одну итерацию подобную дискуссию не проведешь. В этом выпуске газеты мы публикуем первые общие ответы и формулируем новые, более конкретные вопросы. В следующем номере надеемся перевести дискуссию в научное русло, насколько это позволяет современное состояние исследований.
Александр Хохлов, Борис Штерн