«Коммерсантъ Наука» №33, август 2019

В конце июня на Иркутскую область обрушился мощный паводок. Частично или полностью под воду ушли десятки населенных пунктов, не обошлось без человеческих жертв. Почему сообщения о подобных катастрофах в последние годы становятся уже привычными и как можно минимизировать их последствия, «Ъ-Наука» разбиралась вместе с экспертами.
Словарь английских фразеологизмов описывает выражение perfect storm как ситуацию, в которой наложение неблагоприятных факторов вызывает эффект, превышающий суммарное воздействие этих факторов, взятых по отдельности. Именно таким «идеальным штормом» стало иркутское наводнение 2019 года. Природные и антропогенные факторы сошлись, превратив не такое уж редкое для тех мест сильное наводнение в катастрофическое.
Прежде всего для наводнения нужна вода. Ее в регион принесли затяжные дожди. Редчайшая синоптическая циркуляционная ситуация — соединение над хребтами Восточного Саяна не только западных и арктических, но и насыщенных влагой восточных тихоокеанских воздушных масс — привела к тому, что сформировавшийся циклон был «зажат» между антициклонами. На протяжении трех с половиной суток на огромной территории (более 150 тыс. кв. км) шли проливные дожди. Плюс ко всему циклон пришел раньше обычного — не в июле, а в июне, когда в высокогорной зоне еще сохраняются остатки сезонного снегового покрова. По словам сотрудников Института географии СО РАН, к которым «Ъ-Наука» обратилась за комментариями, с большой вероятностью мощные осадки привели к его ускоренному таянию, что еще больше усилило паводковоформирующий эффект.
В течение нескольких дней ситуация из чрезвычайной стала катастрофической.
25 июня. Началось повышение уровня воды в притоках реки Ангары.
26 июня. Уровень воды в реках:
27 июня. Затоплены шесть населенных пунктов: город Нижнеудинск, поселки Шумский и Алыгджер Нижнеудинского района, поселки Соляная и Талая в Тайшетском районе. К вечеру в Тулунском районе подтоплено более 190 домов в девяти населенных пунктах.
28 июня. По данным МЧС, в 20 населенных пунктах частично или полностью затоплено 2392 жилых дома и 2521 приусадебный участок. ГУ МЧС России по Иркутской области на 28–30 июня прогнозирует поднятие воды в реке Ие у города Тулуна до 9,5–10,5 м при критических 7 м.

В Тулуне подъем воды был самым высоким за весь период наблюдений (с 1936 года). Фото: Владимир Чучадеев / Коммерсантъ
29 июня. Паводком затронут уже 31 населенный пункт в четырех муниципальных районах — Нижнеудинском, Тайшетском, Тулунском и Чунском.
На спад вода пошла только 1–2 июля. В пик паводка максимальный уровень реки Ия в городе Тулуне поднимался до отметки почти 14 м, реки Оки в селе Ухтуй — 10 м, реки Уды в Нижнеудинске — 2,5–3 м, реки Белой в поселке Мишелевка — 2,5 м. На гидрологическом посту реки Ии в Тулуне сети «Росгидромет» подъем уровня был самым высоким за весь период наблюдений, которые ведутся там с 1936 года.
Полный размер ущерба еще предстоит оценить, говорят эксперты. Пострадало восемь районов Иркутской области. Пока известно о 25 погибших и 6 пропавших без вести (скорее всего, тоже погибших). Более 100 населенных пунктов частично или полностью затоплено, разрушено и повреждено около 11 тыс. жилых домов и общественных зданий, сотни километров автодорог, более 20 мостов. На огромной площади погибли посевы. «Ясно, что прямой ущерб составляет миллиарды рублей, а косвенный, связанный с моральными потерями населения и расходами на восстановление, — на порядок больше», — говорит старший научный сотрудник Института географии СО РАН Наталья Кичигина.
Древнейшие наводнения, сведения о которых дошли до наших дней
Катастрофическое наводнение на реке Хуанхэ, 2297 год до н. э.
Наводнение на реке Нил, ок. 1000 года до н. ’э.
Последствия неизвестны.
Примеры дождевых паводков
1882 год. В районе Мценска и Тулы проливные дожди размыли железнодорожную насыпь — диаметра сточной трубы в 1,1 м оказалось недостаточно. Проходивший поезд сошел с рельсов и рухнул в овраг.
1931 год. Затяжные дожди в бассейне реки Янцзы вызвали наводнение. Под водой оказалось более 300 тыс. кв. км (сравнимо с площадью таких стран, как Италия или Польша).
1979 год. После сильнейших ливней, вызванных приходом юго-западного муссона, обычно пересыхающая в зимний период река Луни (штат Раджастхан, северо-западная часть Индии), протекающая в пустыне Тар, вышла из берегов. Погибло несколько сотен человек, было разрушено более тысячи деревень, погибло 107 тыс. голов крупного рогатого скота.
Наводнения, вызванные быстрым таянием снега
1908 год. В бассейне Верхней Волги из-за чрезвычайно дружной весны снег, запасы воды в котором превышали норму на 170–200%, сошел за очень короткий промежуток времени. Параллельно в течение нескольких недель шли проливные дожди. При этом почва сильно промерзла за зиму и не могла впитывать влагу. В результате были затоплены десятки тысяч гектаров посевов, без крова остались 50 тыс. человек.
1983 год. Над Скалистыми горами в США прошел мощный циклон, сопровождавшийся сильнейшими снегопадами. Вслед за этим последовало внезапное потепление, и в период с 6 по 28 июня максимальный сток составил около 210% от нормы. Впервые за всю историю своего существования переполнились крупнейшие водохранилища на реке Колорадо — Мид и Поуэлл, а также другие 12 водохранилищ каскада.
Наводнения, вызванные ледовыми заторами
1864 год. На реке Лене ниже Якутска во время ледохода образовался затор. Наивысший уровень воды достиг 11,74 м над нолем графика водомерного поста, большая часть города ушла под воду.
2001 год. Суровая зима с обильными снегопадами создала условия для формирования мощных ледовых заторов на реке Лене. Таяние снега сопровождалось затяжными дождями. В результате первая паводковая волна привела к формированию затора протяженностью 80 км в 40 км ниже по течению города Ленска. Уровень воды поднялся до отметки 1740 см при критическом уровне 1350 см. Вторая, еще более мощная паводковая волна со стороны Иркутской области вызвала подъем уровня воды в районе города до рекордной отметки 1985 см и образованию 100-километровой ледяной глыбы. Для ликвидации затора применялась взрывчатка и боевая авиация. Наводнение нанесло катастрофический ущерб. Только в результате затопления Ленска погибли шесть и пропали без вести два человека, пострадали 5162 жилых дома, в которых проживало 27,5 тыс. человек. Примерно 18 тыс. человек было эвакуировано, полностью уничтожен речной флот Ленска.
Нагонные наводнения
1953 год, Нидерланды. В результате шторма защитные дамбы были разрушены на значительном участке побережья страны, и морские воды проникли вглубь территории на расстояние до 100 км. В устьях рек Рейн, Маас, Шельда уровень воды поднялся на 3–4 м. В целом было затоплено приблизительно 8% территории страны, погибло 2 тыс. человек.
1970 год. На территории Бангладеш и Индии в дельте Ганга катастрофическое нагонное наводнение затопило более 20 тыс. кв. км. По некоторым оценкам, жертвами наводнения стали 1,5 млн человек.
1824 год. Юго-западный штормовой ветер нагнал в устье Невы огромные массы воды. В пике наводнения уровень воды превышал 4 м над ординаром. Было полностью разрушено 324 дома, повреждено 3257 разных строений (половина всех имевшихся на тот момент в городе). Из 94 судов, стоявших в гавани, удалось спасти только 12. Погибло несколько сотен человек.
Цунами
1755 год. Волна высотой 20 м полностью разрушила Лиссабон, погибло около 5 тыс. человек.
1952 год. Три цунами, обрушившиеся на Курильские острова (самая большая достигала высоты 10 м), практически стерли с лица земли город Северо-Курильск.
Как рассказали «Ъ-Науке» в Институте географии СО РАН, западные районы Иркутской области, включающие хребты и предгорья Восточного Саяна в бассейнах правых притоков Ангары Оки, Ии, Уды и Бирюсы, относятся к самым паводковоопасным территориям области. Только в последние 50 лет здесь прошли четыре высочайших паводка:
Однако даже массивные осадки сами по себе не должны были привести к столь катастрофическим последствиям. Тем более что точный заблаговременный прогноз Иркутского УГМС давал возможность подготовиться к неблагоприятному развитию событий.

Фото: Леонид Миронов / Коммерсантъ
По словам экспертов, в большой степени в случившемся виноваты сами жители, традиционно пренебрегающие запретом селиться в долинах и особенно в поймах паводковоопасных рек. На это накладывается столь же традиционное пренебрежение предупреждениями об опасности наводнения — люди до последнего надеются, что пронесет, не желая бросать свои дома.
В сети, например, выложено видео разговора двух эмчеэсников. Один рассказывает: «Пятница, вечер. Идем по домам, все пьяные... Говорим: „Идет вода, надо уходить, эвакуация“. В ответ слышим: „Какая ... эвакуация?“». Ночью, когда действительно пошла большая вода, многим пришлось бежать из домов, бросив все, даже документы.

Многие до последнего не хотели бросать свои дома. Фото: Андрей Луковский / Коммерсантъ
«Можно сказать почти наверняка, что в этих районах никаких учений по массовой эвакуации людей никогда не проводилось», — уверен заведующий лабораторией изучения цунами Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН Вячеслав Гусяков. Опыт стран, имеющих развитые службы оповещения о цунами, тайфунах, извержениях вулканов показывает, что без этого любые срочные мероприятия по противодействию стихийным бедствиям оказываются малоэффективными и неизбежно сопровождаются потерями, в том числе и людскими, рассказывает ученый.
«Говоря о последствиях, следует также отметить неспособность МЧС оказывать действенную реальную помощь при таких масштабных природных бедствиях. У них для этого просто не хватает сил и материальных ресурсов», — добавил Вячеслав Гусяков.
В затоплении Тулуна двоякую роль сыграли дамбы, особенно правобережная, говорят специалисты ИГ СО РАН. Сначала они притормозили волну паводка, что давало возможность организовать спасательные работы, но затем перелив через дамбу с ее частичным повреждением усилил катастрофические последствия. «Инженерные защитные сооружения вообще всегда палка о двух концах: они могут помочь в решении многих проблем, но при этом создают ложное впечатление защищенности, что в данном случае сыграло большую отрицательную роль», — отмечает главный научный сотрудник Института географии СО РАН Леонид Корытный. Хотя предвидеть такую высоту паводка было трудно, добавил он. Дальнейшая судьба дамб еще не решена, но уже есть предложения о ликвидации правобережной дамбы, вопрос о целесообразности строительства которой остается открытым.
А вот китайцы, которых в связи с наводнением не упомянул только ленивый («вырубили весь лес, который мог бы сдержать стихию»), как выясняется, ни при чем. «В принципе фактор сведения лесов значим — на безлесных склонах максимальный паводковый сток действительно больше, — объясняют эксперты. — Но в данном случае он не сработал, поскольку основная часть паводка формировалась в высокогорье и среднегорье — в гольцовом поясе и кедрово-лиственничных лесах, почти не затронутых рубками».
Справка
Причина зажоров — образование значительных скоплений шуги и донного льда в руслах рек в период резкого похолодания поздней осенью и в начале зимы, вызывающее стеснение водного сечения и связанный с этим подъем уровня воды непосредственно на участке зажора и выше по течению. Зажоры образуются на шугоносных реках в период формирования ледяного покрова на участках с повышенными уклонами, а также в местах стеснения русла островами, валунами, где образуются ледяные перемычки. Кроме того, зажоры формируются при ледоставе ниже больших полыней в результате заноса шуги под ледяной покров. Поскольку зажорные наводнения случаются в начале, а иногда и в середине зимы, их продолжительность может достигать 1–1,5 месяца. Зажорные явления характерны не только для рек западных и южных районов европейской территории России (Северная Двина, Печора, Нева, Нарва, Западная Двина), Кавказа, Средней Азии (Амударья, Сырдарья), Приморья, Камчатки и Сахалина, но также и для рек северных районов Сибири (Иртыш, Енисей, Ангара). Средние многолетние зажорные подъемы уровня на большинстве рек не превышают 2 м, однако максимальные достигают 3–5 м, а на Западной Двине, Ангаре и Томи — 5–7 м.
Заторы связаны в первую очередь с неодновременностью вскрытия в конце зимы рек, имеющих большую длину и протекающих с юга на север. На таких реках движение половодья совершается быстрее, чем идет весна, сокращается продолжительность подготовительного периода вскрытия рек, и весеннее половодье взламывает мощный ледяной покров, мало тронутый тепловым разрушением. Продолжительность заторных наводнений может составлять от нескольких часов до 15 суток. Искусственное разрушение скоплений льда не всегда эффективно, часто требуется краткосрочная эвакуация людей из зон затопления. При прорыве мощных заторов могут срезаться осередки (небольшие острова), подрезаться берега рек.
Заторы могут превращаться в наледи — сплошные ледяные дамбы, образовывающиеся при замерзании воды в зоне ее контакта с не освободившимся ото льда участком русла. Заторные наводнения сопровождаются скоплением огромных масс льда по берегам, что также наносит большой урон хозяйству пойм. На территории России более чем на 1,1 тыс. рек насчитывается примерно 2,4 тыс. участков, на которых возможно образование зажоров и заторов льда. В США ущерб от заторно-зажорных наводнений составляет до 25% от общего среднегодового ущерба от наводнений.
Наиболее мощные заторы образуются после холодной зимы при дружном весеннем половодье и при расходах воды, близких к максимальному. Большая повторяемость заторов льда (70–100%), высокие заторные уровни (10–25 м) и заторные подъемы (4–6 м) наблюдаются на больших реках Сибири — вследствие повышенной прочности ледяного покрова, значительной интенсивности и больших расходов воды весеннего половодья.
Прежде всего готовиться к тому, что события, подобные иркутскому наводнению, будут повторяться все чаще и чаще. В последние десятилетия изменения климата, прежде всего глобальное потепление, привели к перестройке системы атмосферной циркуляции, что, в свою очередь, вызвало резкое увеличение повторяемости опасных и даже катастрофических гидрометеорологических процессов и явлений, отмечают специалисты ИГ СО РАН. Наводнения занимают среди них первое место, причем происходит это повсеместно и постоянно. Например, только 21 июля СМИ сообщили о 60 погибших от паводка в Индии и 110 тыс. эвакуированных в зоне паводка в Японии.

Повреждены или разрушены сотни километров автодорог и более 20 мостов. Фото: РИА Новости
По мнению экспертов, целесообразно использовать ситуацию, чтобы максимально обезопасить население от повторения катастроф, которые будут неизбежно повторяться. Речь идет о переселении жителей речных долин в места, которые паводки не затрагивают. Такие возможности властями предоставляются. Правда, жизнь в Сибири традиционно строится вокруг рек, так что непонятно, какая часть жителей согласится на такое переселение.
Помимо радикального решения — убрать людей из опасных мест — есть и менее суровые меры в диапазоне от увеличения плотности гидрометеорологической сети и надежности прогнозов до улучшения системы предупреждения и эвакуации, разъяснительной работы среди населения, различных инженерно-водохозяйственных мероприятий (берегоукрепление, расчистка и спрямление русел и т. п.), говорят эксперты.

Четыре года назад в ожидании крупного тайфуна «Чан-Хом» из зоны его действия в Китае были эвакуированы более миллиона человек. Фото: Reuters
Главная проблема — как населению и властям относиться к возможности возникновения таких редких событий, период повторяемости которых выходит далеко за пределы любого, даже перспективного планирования, отмечает Вячеслав Гусяков. Кстати, обращает внимание ученый, недавно построенный автомобильный мост через реку Тулун на федеральной трассе М28 сильно пострадал и был закрыт почти на неделю, а находящийся чуть ниже по течению железнодорожный мост, построенный более 100 лет назад, выдержал наводнение, работа Транссибирской магистрали не прерывалась. Это значит, что изыскатели и проектировщики Транссиба принимали во внимание возможность такого экстремального поводка, а проектировщики автомагистрали о нем просто не думали.
P. S. Когда статья готовилась к публикации, из Иркутской области снова поступило предупреждение о предстоящих массивных осадках.
Благодарим за помощь в подготовке статьи: Леонида Маркусовича Корытного, д. г. н., профессора, главного научного сотрудника Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, заслуженного эколога РФ; Наталью Витальевну Кичигину, к. г. н., старшего научного сотрудника Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН; Вячеслава Константиновича Гусякова, д. ф.-м. н, заведующего лабораторией изучения цунами Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН.
Иркутское катастрофическое наводнение стало следствием наложения сразу нескольких неблагоприятных факторов. Фото: Роман Сгибнев / Коммерсантъ