Джуди Делоачи
«В мире науки» №11, 2005

ОБ АВТОРЕ:
Джуди Делоачи (Judy DeLoache) специализируется на раннем когнитивном развитии, а именно на формировании символического мышления. С 1970 года она преподает психологию в Иллинойском университете.

20 лет назад в моей жизни настал удивительный момент. В те годы я изучала память у детей и начинала новый эксперимент с малышами 2,5–3 лет. Для осуществления проекта в лаборатории был создан макет настоящей комнаты. Она выглядела как обычная гостиная с несколько потрепанной мебелью: обитый тканью диван, кресло, тумбочка, шкафчик и т. д. Миниатюрные предметы точно копировали реальную обстановку. Макет назывался «Комната маленького Снупи», в ней на глазах у ребенка мы прятали небольшую пластмассовую собачку по имени Маленький Снупи, а затем просили малыша найти Большого Снупи (точно такую же игрушку, но большего размера), спрятанного в том же месте, только в большой гостиной. Мы хотели выяснить, могут ли дети воспользоваться своим представлением о модели комнаты, чтобы сообразить, где искать игрушку в реальном помещении.

Как мы и ожидали, трехлетки успешно справлялись с задачей. Увидев, что маленькую фигурку помещают за миниатюрным диваном, они бежали в соседнюю комнату и обнаруживали Большого Снупи под настоящим диваном. Однако малышей двух с половиной лет, к нашему большому удивлению, постигла неудача. Они бодро отправлялись за большой собачкой, однако большинство из них не имело ни малейшего представления о том, где ее искать, хотя они прекрасно помнили, где именно в кукольной гостиной спрятана маленькая фигурка.

Их неспособность применить знания о макете и сделать вывод о реальном помещении указывала на то, что они не улавливали взаимосвязи между тем и другим. Вскоре мое исследование особенностей памяти вылилось в изучение восприятия символики детьми.

Люди отличаются от других живых существ, в частности, и тем, что способны создавать и понимать самые разные символы. Их использование позволяет нам передавать информацию от поколения к поколению и постигать многое даже в отсутствие непосредственного опыта — так, мы многое знаем о динозаврах, несмотря на то, что никогда не встречались ни с одним из них. По сути дела, символическое мышление предопределяет существование культуры в целом. Символизация играет фундаментальную роль во всех видах человеческой деятельности, поэтому обретение символического мышления можно считать одним из самых важных аспектов развития человека. Как же, когда и каким образом маленькие дети начинают использовать и воспринимать условные обозначения и как они осваивают их?


Сайт журнала
Как подписаться


5
Показать комментарии (5)
Свернуть комментарии (5)

  • Brut  | 10.01.2006 | 19:12 Ответить
    Не вижу связи между предметным моделированием и применением символов как инструмента логико-идеализированного абстрагирования. Вернее, связь то есть, но она настолько опосредована... Автор не разбирается в сути вопроса.
    Ответить
    • цезарь > Brut | 14.05.2015 | 18:40 Ответить
      и ты Брут
      Ответить
    • taras > Brut | 18.06.2019 | 12:36 Ответить
      Разбирается, в отличие от тебя. Модель есть объект, ЗАМЕНЯЮЩИЙ другой объект и в неком аспекте ПОДОБНЫЙ ему. В данном же случае макет ПО УСЛОВИЮ ОБОЗНАЧАЕТ реальную гостиную, что является прозрачнешей разновидностью символьной записи из всех возможных. Малыши даже с этим не разобрались. Хотя, может они просто не знают языка, на котором было дано задание? Им всего два с половиной года, а язык продолжают изучать лет десять. С другой стороны, что такое язык, если не опять те же символы?
      Ответить
  • taras  | 18.06.2019 | 12:42 Ответить
    Странно, что она не предложила учить СНАЧАЛА с бумагой и ручкой, а ПОТОМ ПЕРЕХОДИТЬ к кубикам. Мне 42 года. Считать с помощью кубиков я так и не научился. На бумаге и в уме свободно считаю в системах счисления с произвольными основаниями и даже в смешанных (но не более, чем с семью основаниями), «на ходу» составляю таблицы умножения для них. Время считаю не в десятичной системе, а непосредственно в вавилонской, десятично-шестидесятеричной, это проще, чем сначала переводить из часов и минут в минуты, или из минут и секунд или часов, минут и секунд в секунды. Вполне прилично программирую и даже учил других программировать. Кандидат технических наук, диссертацию писал по численным методам и комплексам программ. Но с кубиками и палочками даже я так и не смог разобраться. А вы хотите, чтоб дети осваивали сразу их. Предметные модели могут не мешать при обязательном соблюдении двух условий. Во-первых, они должны соответствовать предметам же, а не абстракциям. А во-вторых, подобие должно быть, в том числе, геометрическим. Иначе они лишь добавляют ЛИШНЮЮ информацию в процесс решения, а это неизбежно усложняет.
    Ответить
  • taras  | 18.06.2019 | 13:13 Ответить
    Иди в школу. Невозможно же продраться через языкастые ошибки.
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»