Неформальное введение: путь Сократа

Перед читателем лежит книга историко-научного и философского содержания. Она, однако, написана коллективом авторов, большинство из которых не являются специалистами ни в истории науки, ни в философии, и в качестве своей основной деятельности должны прямо признать обработку информации вычислительными и вероятностными методами.

Какое же право имеет подобный авторский коллектив, явно ориентированный на физико-математические или, лучше сказать, точные науки, судить, говоря словами басни, значительно «выше сапога», отправляясь в несомненно гуманитарные по своему существу области истории и философии? Чтобы ответить на этот вопрос, заметим сначала, что, пожалуй, один из лучших способов определить ту или иную область науки, культуры, техники, искусства и вообще цивилизации заключается в том, чтобы сказать, что это — некоторая общность людей, которые занимались прежде или занимаются сейчас работой в этой области, в совокупности со всеми воплощенными и ждущими воплощения результатами. То есть речь идет о некотором сверхличностном образовании.

Изобретение письменности и иных способов долговременного (а практически — вечного) фиксирования информации позволяет отдельной личности, однажды вошедшей в подобную общность, остаться там и после своей индивидуальной смерти (говоря практически — навсегда, даже и в том случае, если индивидуальное имя будет вскоре забыто). Так труд безвестных строителей, водопроводчиков, электриков... остается в виде современного мегаполиса. В мистике подобное сверхличностное образование называется эгрегором. Совершенно ясно, что наше индивидуальное существование возможно лишь благодаря эгрегорам, примером которых является система жизнеобеспечения мегаполиса. В эту систему вложены мысль и труд огромного количества людей, большинство из которых давно умерли как отдельные личности, но в каком-то смысле продолжают существовать. С другой стороны, сам смысл индивидуального существования в значительной степени состоит в служении тем или иным эгрегорам.

Мы утверждаем, что сама специализация в области обработки информации вероятностными методами автоматически и независимо от индивидуального желания вводит в тот исторический и философский эгрегор, ярчайшим представителем которого является Сократ.

Один из друзей Сократа вопросил оракула, кто является мудрейшим из греков. Ответ был — Сократ. Когда сам Сократ узнал об этом ответе, он крайне удивился, так как хорошо знал о себе самом, что он вовсе не мудр, и пошел испытывать мудрость своих сограждан, чтобы узнать, кто же из них в самом деле мудр, и таким путем прояснить, что же, в сущности, хотел сказать оракул. Но по испытании того или иного собеседника неизменно оказывалось, что тот вовсе не мудр, и хуже того — в отличие от Сократа, этого о себе не знает. Тогда Сократ делал всё возможное, чтобы довести эту горькую, но нужную правду до сознания своего собеседника. Благодарность просвещаемых сограждан не знала границ до такой степени, что они в конце концов устроили гнуснейший судебный процесс, на котором приговорили Сократа выпить чашу цикуты.

Прошли века — по мнению одних историков, веков было много и среди них мрак средневековья, а по мнению А. Т. Фоменко веков было раза в два-три меньше, а средневековья вовсе не было, — но так или иначе, началась уже надежно датируемая эпоха Нового времени с ее расцветом науки вообще и теории вероятностей в частности. Как именно следует датировать это «в частности»?

Вполне сложившуюся теорию вероятностей простые люди связывают с именами Лапласа и Гаусса (рубеж 18-го и 19-го веков), но дотошные историки науки выяснили, например, что нормальное распределение в качестве закона ошибок опубликовал несколько раньше некто Эдрайн, ученый малоизвестный последующим поколениям, но, несомненно, член теоретико-вероятностного эгрегора. Впрочем, если говорить о той или иной науке, как об эгрегоре, то совершенно ясно, что приоритетные споры (которые некоторые ученые любят не меньше, чем сикофанты Древней Греции — судебные процессы) вообще лишены смысла. Тем более, что нормальный закон как закон ошибок неверен (см. об этом в главе 3 данной книги). Как символ сложившейся теории вероятностей, если держаться вне приоритетных споров, вполне можно принять «Аналитическую теорию вероятностей» Лапласа, а главное, — ее общедоступное введение «Философский очерк теории вероятностей» (французское Essai philosophique традиционно переводят как «Опыт», но более правильно для современного языка говорить «Очерк»). Хронологически это — начало 19-го века, например, 1812 год, когда Лаплас послал Наполеону в Россию очередное издание своего труда. Наполеон получил его примерно накануне Бородинского сражения и поблагодарил Лапласа письмом, в котором оговорился, однако, что сейчас ему читать недосужно.

Что же общего между «Философским очерком» Лапласа и деятельностью Сократа по просвещению своих сограждан, которая закончилась столь печальным и навеки компрометирующим демократию образом? Дело в том, что Лаплас написал, а научное сообщество приняло, что теория вероятностей является (или хотя бы призвана быть) надежной научной опорой для всех знаний, основанных на наблюдениях или свидетельствах. Что практически означала эта возвышенная роль?

С одной стороны (для нашего времени маловажной), подразумевалось опровержение рассказов о библейских чудесах примерно на следующих основаниях. Если информация о каком-то событии передается из уст в уста через много свидетелей, то уж кто-нибудь ее обязательно переврет, даже если к этому не стремится. (При многих испытаниях событие, в данном случае, искажение информации, непременно случится хотя бы раз, даже если вероятность его наступления в отдельном испытании мала.) Но тогда последующая часть цепочки свидетелей будет уже передавать ложную информацию.

Важным для нас является другой, чисто научный аспект. Поскольку научное исследование только тогда интересно, когда является новым, то все ученые работают на пределе имеющихся в каждый данный момент теоретических и экспериментальных возможностей. (Эта любовь к соревнованию — кто первый? — также унаследована нами от древних греков, которые и высадиться с кораблей на берег, чтобы развести костры и пообедать, так просто не могли: им обязательно нужно было сначала устроить гонки — кто первый догребет до берега.) В пылу страсти к соревнованию вполне возможны научные ошибки. Поэтому «царь указал, а бояре приговорили», чтобы каждый научный результат обязательно взвешивался на весах теории вероятностей с целью понять, сколь вероятна ошибка и как велика она может быть. Конечно, от лапласовской теории вероятностей постепенно отделилась чисто математическая наука, имеющая дело только с теоремами (интересно, сколько среди них неверных?) и ничего не знающая о каких-то конкретных научных наблюдениях. Но что касается вероятностных методов обработки данных (основная научная специальность большинства авторов этой книги), то ей неизбежно уготована чисто сократовская роль — испытывать те или иные научные результаты и говорить, мудры они или глупы, т. е. верны или ошибочны.

Вот и мы в данной книге занимаемся тем, что испытываем некоторые математические модели экологии на предмет их теоретической обоснованности и соответствия экспериментальным данным.

Какие же выводы проистекают из этого нашего испытания, а также из подобных испытаний на мудрость, которые делали другие авторы (например, пламенный искатель мудрости Пол Фейерабенд немало испытывал научные труды Галилея)? Да ровно те же, что и у Сократа. Каждая отдельная научная работа, каждый отдельный, даже великий ученый по испытании не оказываются мудрыми (см., например, раздел 3.3 данной книги, в котором испытывается мудрость Лапласа, Гаусса и Чебышева). Мы не спорим с тем, что наука в целом оказывается (до известной степени) и мудрой, и полезной, но это происходит каким-то таинственным образом лишь за счет возникновения сверхличностного образования — эгрегора. Однако, вопрос о том, как и почему это конкретно происходит, далеко выходит за пределы данной книги (и, как кажется, вообще за пределы существующей философии науки).

Чтобы добавить сходства с Сократом, обратим внимание на то, что методы вероятностной обработки информации принципиально сходны с методом Сократа. Сократ занимался тем, что выявлял противоречия в высказываниях того или иного собеседника, чем доводил одних до восторга, но зато других — до отчаяния и бешенства. Но ведь и методы вероятностной обработки наблюдений (например, метод доверительных интервалов) построены на изучении согласованности различных опытных данных, например, на невязках различных измерений, т. е. на том, насколько измерения одной и той же величины в различных опытах отличаются друг от друга. Можно сравнивать также измерения различных исследовательских групп, либо измерения разными методами, например, старым и новым, предположительно, более совершенным. Интересно также сравнивать мнения разных ученых, а особенно — их историческую динамику. Всё это весьма родственно сократовской диалектике.

Но методы теории вероятностей одним существенным обстоятельством отличаются в худшую сторону от несложной диалектики Сократа. Они исходят из предпосылки, что невязки измерений и вообще любые нестабильности результатов эксперимента порождаются в конечном счете чисто случайными механизмами, наподобие бросания монеты (или, если угодно, каких-то особенностей внутренних органов жертвенного животного, по которым гадали жрецы во времена Сократа). Мы, авторы данной книги, в методическом отношении являемся прямыми наследниками авгуров и гаруспиков, с той только разницей, что гадаем не по внутренностям или полету птиц, а по числам, которые получаются в ходе научных экспериментов. Диалектика Сократа, вообще говоря, не содержит подобного архаического элемента.

После всего сказанного ясно, что чаша с цикутой уверенно маячит на нашем горизонте. Как, мы взвешиваем на весах теории вероятностей мудрость и глупость и при этом пользуемся архаическими и явно неадекватными методами?!

Но нам совсем не хочется цикуты, и мы надеемся, что есть полная возможность ее избежать, и притом не за счет того, чтобы помалкивать или говорить не всю правду, а просто за счет правильного построения нашей книги. Ведь Сократ не был просто невинно казнен — он совершил подвиг. Он вполне мог бежать до суда, мог и после суда, но решил фактически добровольно принести свою жизнь в жертву, чтобы сделать менее диким эгрегор общественного бытия своих сограждан.

То же самое можно сказать и по-другому. В средние века (если таковые действительно были) владетельный князь вполне мог казнить изобретателя или алхимика, который взял у него грант на постройку вечного двигателя, либо на превращение свинца в золото, но результата не добился. Но кому захочется казнить ученого Нового времени, который скромно утверждает, что ни создание вечного двигателя, ни превращение неблагородных металлов в благородные (дешевым образом) невозможны. Вот мы и подумали, что если исследованию мудрости конкретных математических моделей экологии предпослать некоторую общую философию, из которой бы вытекало, что мудрость — как и вечный двигатель и философский камень — вещь принципиально невозможная, то, авось, судьба и пронесет мимо чашу с цикутой.


14
Показать комментарии (14)
Свернуть комментарии (14)

  • nikolay  | 29.07.2006 | 13:01 Ответить
    Хотелось бы обсудить с В.Н. Тутубалиным завтрашний день
    в планировании и обработке результатов экспериметов!!!

    Заранее благодарен

    Николай
    Ответить
  • BBR  | 10.01.2007 | 19:18 Ответить
    6.3 (http://elementy.ru/lib/430230/430262): "Возможности биологической экспериментальной техники выросли не столь существенно, в частности, подсчет численностей видов принципиально остается таким же, как и во времена Гаузе"

    Вопрос: а почему бы не подсчитывать число особей программным путем? Взять каплю между стекол, сфотографировать с нужным разрешением и обработать изображение? Мне кажется что достаточно алгоритмов распознавания образов, которые можно адаптировать под эту задачу.
    Ответить
  • Александр Орлов  | 17.01.2007 | 11:30 Ответить
    О публикациях первого из авторов:
    http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=390
    http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=391
    Ответить
  • Igor_k  | 18.05.2007 | 00:47 Ответить
    Книга оставляет двойственное впечатление. С одной стороны,
    рассказанные истории весьма поучительны. С другой стороны,
    роль мистики в науке сильно преувеличена, а к выводам автора
    стоит относиться с разумной осторожностью. Все же ядерные реакторы
    работают куда надежнее, чем модели экосистем, и даже прогнозы
    погоды не всегда плохи. Проблемы в аксиоматической теории поля
    не останавливают развития физики высоких энергий.
    И метод наименьших квадратов здорово работает, если помнить
    известное правило: garbage in - garbage out.
    Конечно, мы не знаем,
    как происходят творческие прорывы при решении задачи, но
    вместо того чтобы называть их научной мистикой, можно их
    исследовать и учиться их достигать. Конечно, пока не умеем,
    но пробовать можно, есть общеизвестная литература, книги Пойа например.
    Так что, уважаемый читатель, бди !
    Ответить
    • NS > Igor_k | 31.05.2007 | 14:48 Ответить
      "Все же ядерные реакторы работают куда надежнее, чем модели экосистем"

      Мне кажется, вы сравниваете совершенно разные вещи. В процессе изучения многомерных (многофакторных/систем с многими степенями свободы) систем, которые можно выделить в общей картине мироздания, всегда происходит некоторый откат к простым моделям. Так наука переходит в технологию.

      С этой точки зрения, ядерные реакторы - это технологическая отрыжка науки, а экосистемы - ее объект изучения. И естественно, что искуственно упрощенная научная модель работает надежнее, чем реальная природная система, до понимания реальных закономерностей которой нам, как до Луны пешком.
      Ответить
      • Igor_k > NS | 31.05.2007 | 18:47 Ответить
        Согласен, технические системы куда проще биологических, потому
        и изучены лучше и работают надежнее. Но автор, как я понял,
        утверждает, что они изучены одинаково плохо? С этим я и не согласен.
        Я думаю, это автор так читателя подначивает.

        Непознанные (не описываемые опытом специалистов) области
        есть даже в такой модели, как шахматы.
        Доказательство - то, что компутер Каспарова
        обыгрывает. В компьютере некие части модели есть, а в разуме
        эксперта, чемпиона мира, их нет, и ситуация необратима. Вот
        вам и пределы человеческого разума. Но мы же не будем говорить,
        что шахматы изучены так же плохо, как экологические системы?
        Ответить
        • NS > Igor_k | 01.06.2007 | 14:20 Ответить
          Тут мы с вами коснулись очень интересной темы.

          Дело в том, что известный нам мир можно определить, как сумму внешних проявлений систем со сравнимыми уровнями сложности. Ну, и все нижележащие системы, конечно включены сюда же.

          Так вот, наука, хоть и не изучила досконально даже шахматы, но в принципе может это сделать. А вот системы, сложность которых превосходит наши возможности на порядки, мы не может ни изучить, ни даже представить. По одной простой причине - они не принадлежат нашему миру (не в метафизическом смысле, а в чисто практическом).

          С этой точки зрения ваше сравнение шахмат с экосистемами не совсем правомерно. Это все-таки системы разного качества. И различие между ними не сводится к количественным параметрам, так же как различие между живым и неживым мозгом не сводится только к биохимии или электрохимии.

          А что они изучены одинаково плохо - с этим и я не согласен. Не верю, что авторы настолько примитивны :)
          Ответить
    • lav > Igor_k | 17.06.2008 | 19:16 Ответить
      Профессор Тутубалин давно известен оригинальнымим высказываниями. Еще в своем учебнике матстатистики лет 30 назад он писал, что эта самая статистика занимается вещами сугубо идеальными, не имеющими никакого отношения к грубому материальному миру, обработке экспериментальных данных и т.п. Мне кажется, это такое интеллектуальное кокетство. Сам-то он прекрасно знает, что если бы никакого применения матстатистики к практике не было, то ни ему, не другим статистикам зарплату никто бы платить не стал... Хотя всякое бывает. Поминаемого тут Налимова к старости-то эвон как заколбасило, когда он в какю-то секту вступил..
      Ответить
  • alexpo  | 12.04.2008 | 13:38 Ответить
    Цитата: "...теология, и атомная энергетика, и экология (и прочие науки)...".
    Я просто в восторге от приравнивания теологии и атомной энергетики. Грош-цена такой философии.
    Правда, мне очень интересно было бы что-нибудь услышать о математизации теологии, или о математическом моделировании в ней :).
    Математизация технических наук не меньше чем теоретических. Просто при создании технических трудов математика сводится к простым инструкциям (формулам), понятным исполнителям, не имеющих научной и теоретической подготовки. Но если окунуться в историю вопроса... Например, инструкцию по построению атомного реактора можно написать вообще не касаясь ядерной физики.
    Ответить
    • lav > alexpo | 17.06.2008 | 23:29 Ответить
      Да, как говориться, глубокая философия на мелких местах. Прежде чем разводить философию, неплохо бы авторам подучить историю. Например, на Льва Толстого с его рассказом "Как в городе Париже починили дом" наехали совершенно зря. Это реальный факт, связанный с ремонтом Дома инвалидов в Париже. Толстой информацию почерпнул из газетной заметки и пересказал для детей. А тут сразу "нелепо по технической сути"... бла-бла-бла
      Ответить
  • saabmount  | 28.10.2011 | 23:54 Ответить
    "Авторы книги исследуют это убеждение примерно так же, как Сократ исследовал мудрость своих сограждан, и со сходными результатами"

    Напомним читателям, что результатом многолетних изысканий Сократа (по-видимому и Тутубалина) стала пропозиция: "Я знаю, что я ничего не знаю".

    RIP, академик Тутубалин...
    Ответить
  • Лайма2001  | 05.03.2013 | 18:37 Ответить
    Читая эту книгу, вернулась назад в 75-95 годы, когда с друзьями (физики, математики, биологи с университетским образованием, прекрасными способностями и широким кругозором) ходили в байдарочные, велосипедные и прочие походы, а вечерами у костра занимались трепом на околонаучные темы. Все это и представлено в данной книге. Тема обсуждения не важна сама по себе. Главное- привлечь внимание, описать парадоксальную ситуацию, иногда просто поделиться прочитанным, не отказав себе в удовольствии позлословить. Интересно, что из такого трепа выводы делались, причем также в духе выводов, сделанных в конце глав этой книги. выводы получаются в общем-то достаточно общие и тривиальные. А за возвращение в молодость - спасибо!
    Ответить
  • guryan  | 20.10.2014 | 11:48 Ответить
    Строго говоря, математика вовсе не является наукой, а всего лишь кратким и довольно примитивным языком, которым описать даже простую окружность можно только очень приблизительно.
    А почти религиозный, благоговейный трепет научного сообщества, перед математическими символами, оказал науке медвежью услугу, превратив её в некое подобие астрологии и хиромантии, со своими шаманами, прорицателями и толкователями.
    Стремление вывести из манипуляций абстрактными математическими символами и формулами некие физические истины, привело к изобретению понятий, не совместимых с законами природы. Математикой, как кратким языком, можно описать какое-либо явление, но объяснить его она не в состоянии и создаёт только иллюзию понимания.
    В отличии от математики, в природе не существует ничего отрицательного или мнимого, поэтому в ней нет и не может быть никакой антиматерии. Положительный и отрицательный заряды – это просто противоположные свойства материи, аналогичные, например, прозрачности и непрозрачности веществ.
    И при объединении материальных объектов с противоположными свойствами, эти свойства просто объединяются, либо компенсируя, либо усиливая друг друга. В противном случае, любые взаимодействия веществ с противоположными свойствами приводили бы к полной аннигиляции, как их фи-зическому исчезновению, что противоречит второму началу термодинамики.
    В природе нет ни интегралов, ни квадратных корней, ни синусов. Потому что все это – даже не какие-то физические величины, а всего лишь отношения этих величин. И уже лет через сто потомки будут покатываться со смеху над такими "научными" перлами, как бозоны Хиггса, черные дыры, ручки Уиллера, коты Шредингера, гравитационные коллапсы и прочие порождения примитивного сознания.
    Как сказал однажды Эйнштейн, математика – это единственный способ провести самого себя за нос. И сам же по уши в это вляпался… Гравитационный коллапс и аккреция, как поднятие самого себя за волосы. Большой взрыв, как творение материи из ничего.
    Молекулярно-кинетическая теория и теория струн, как образчики вечного двигателя и множество других абсурдных и бессмысленных гипотез, выведенных из математических преобразований, мало чем отличающихся от библейских сказок и сочинений фантастов, со временем навсегда исчезнут из науки.
    Ведь неудивительно, что теория большого взрыва, как божественное творение материи из ничего, с большой охотой была признана религиозными мракобесами Ватикана.
    Нельзя отрицать того, что математически можно посчитать насколько увеличится длина железной линейки при миллионе градусов, но обсуждать при этом её свойства могут разве что умалишённые, потому что ни при такой температуре она просто не существует.
    Однако, несмотря на это, псевдоучёные на полном серьёзе описывают, например, черные дыры, как будто уже пощупали их собственными руками, говорят об аккреции, как падении материи самой на себя, как будто видели это где-то воочию.
    Описания различных парадоксов, необъяснимых эффектов и явлений, якобы существующих в природе лавиной льётся с экранов большинства телеканалов и уже превратилось в доходный бизнес на невежестве обывателей и так не сильно обременённых способностью к мышлению. И самое страшное, что даже в среде учёных невежество уже достигло такой сте-пени, что многие из них верят в бога, а некоторые даже и не скрывают этого.
    Более того, в некоторых учебных заведениях уже дела-ются поползновения учредить кафедры богословия. И я не удивлюсь, что в скором времени дойдёт очередь и до возрож-дения святейшей инквизиции. Учёные и сами уже давно пре-вратились в толкователей результатов математических преоб-разований, подобно астрологам, предсказывающим людские судьбы по рисунку расположения звёзд на небе, совершенно не понимая, что эти явления несопоставимы и подчинены со-вершенно разным законам.
    Умение фантастически наукообразно трактовать ре-зультаты манипуляций математическими формулами, считает-ся признаком неординарного ума и нестандартного мышле-ния, недоступного простому смертному. Создав себе божка по имени "математика", учёные уже несколько столетий водят себя за нос, даже не подозревая этого.
    Зная, что дважды два – четыре и нагромождая друг на друга массу многоэтажных формул, легко написать вполне научную статью о каком-либо физическом явлении, даже не понимая его физического смысла и, тем не менее, создав в гла-зах обывателя иллюзию высокой научности.
    И эту иллюзию легко подкрепить простой проверкой математических выкладок обратным действием – разделив че-тыре на два. Потому что любые математические доказатель-ства представляют собой тавтологии, укладывающиеся в про-стую формулу: "дважды два равно четырём, потому что четы-ре, делённое на два, равно двум". И вот на подобных тавтоло-гиях выстроены практически все, так называемые научные теории.
    Публикуясь в своих рецензируемых научных изданиях, куда закрыт доступ свежей мысли и бесконечно подсчитывая, кто кого перецитирует, научное сообщество превратилась в секту посредственностей, состоящую в основном из людей, умеющих лишь виртуозно манипулировать цифрами, особо
    Ответить
  • Keller  | 07.01.2025 | 20:39 Ответить
    del
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»