Атолл Альдабра (на фото), расположенный на западе Индийского океана в 400 км к северо-западу от Мадагаскара, — один из самых знаменитых океанических островов. Вместе с несколькими близлежащими островами — коралловым островом Ассампшен и атоллами Астов и Космоледо — он образует группу островов Альдабра. Несмотря на географическую близость к Мадагаскару и Коморам, вся эта группа принадлежит Республике Сейшельские Острова.

Альдабра считается вторым по величине атоллом в мире: по общей площади суши (155,4 км2) она уступает только тихоокеанскому острову Рождества (Киритимати). В состав атолла Альдабра входят около 44 островков и скал, крупнейшие из которых — Гранд-Тер, Малабар, Пикар и Полимни — сложены коралловым известняком. Они формируют кольцо, окружающее мелководную лагуну. Общая длина атолла составляет 34 км, а ширина — 13 км.

Первое упоминание об Альдабре относится к началу XVI века. Именно этим временем датированы португальские карты, на которых атолл обозначен как «Аль-Хадра». Поскольку это название явно заимствовано из арабского, исламские путешественники, вероятно, узнали об Альдабре задолго до европейцев. Возможно, они даже высаживались на остров, о чем свидетельствуют обнаруженные здесь кусочки арабской керамики. Тем не менее достоверных сведений об этом нет, так что честь первой высадки на Альдабру сегодня приписывают французскому мореплавателю Лазару Пико (Lazare Picault). Он причалил к берегам атолла в 1742 году, во время трудного перехода от Маврикия к Сейшельским островам.

Карта растительности Альдабры

Карта растительности Альдабры. Самые высокие части атолла покрыты зарослями пемфиса кисловатого (Pemphis acidula) — кустарника из семейства дербенниковых (Lythraceae). Ниже их сменяют смешанные растительные сообщества из деревьев, кустарников и трав, а на побережье произрастают мангры. В некоторых местах кустарники и травы образуют низкорослый «черепаший дерн» (Tortoise turf), поедаемый гигантскими черепахами. Рисунок из диссертации W. Falcon Linero, 2018. Seed dispersal by chelonians: From individuals to communities

Из-за особенностей рельефа (высота атолла над уровнем моря не превышает 8 м) на Альдабре нет постоянных источников пресной воды, в связи с чем она долгое время была совершенно непривлекательной для европейских колонистов. В течение почти полутора веков мореплаватели совершали лишь краткие визиты на атолл, в основном ради ловли гигантских черепах, которые в те времена использовались как «живые консервы». Тем не менее в 1888 году переселенцы с Сейшельских островов основали на островке Пикар небольшую общину, члены которой пытались выращивать кокосовые пальмы, хлопок и сизаль. Эта затея закончилась неудачей.

Начиная с середины XX века люди перешли от эксплуатации природы Альдабры к ее охране. Последняя попытка освоить атолл относится к 1960-м годам, когда правительство Великобритании, управлявшее Альдаброй до обретения Сейшелами независимости в 1978 году, попыталось построить здесь авиабазу. Одновременно с этим BBC рассматривала возможность разместить на атолле передатчик для ретрансляции сигналов в Африку. К счастью, благодаря активному сопротивлению ученых и экологических активистов во главе со знаменитым биологом Джулианом Хаксли, эти разрушительные планы удалось остановить.

В 1970-х Альдаброй управляли ученые из Лондонского королевского общества, которые основали здесь исследовательскую станцию, а затем атолл перешел под контроль Фонда управления Сейшельскими островами. В 1981 году Альдабра стала заповедником, а уже 19 ноября 1982 года ЮНЕСКО признала ее объектом Всемирного наследия. Сегодня Альдабра почти необитаема: постоянное население атолла составляют несколько сотрудников биологической станции, а поток туристов строго регулируется.

Гигантская черепаха

Гигантская черепаха (Aldabrachelys gigantea gigantea). Альдабра — одно из немногих мест на планете, где всё еще сохранились гигантские наземные черепахи, некогда широко распространенные по океаническим островам. Тем не менее даже здесь на черепах охотились ради еды, что едва не привело к их вымиранию. Остановить истребление гигантских рептилий помог запрет на охоту, введенный в 1891 году. Фото с сайта en.wikipedia.org

В отсутствие людей хозяевами Альдабры остаются гигантские черепахи (Aldabrachelys gigantea gigantea), давно ставшие «визитной карточкой» острова. Когда-то огромные наземные черепахи жили на многих островах Индийского океана, включая Мадагаскар, а также Маскаренский и Коморский архипелаги. Однако с появлением людей почти все они вымерли. Мадагаскарские гиганты исчезли после колонизации острова аборигенным населением, а к уничтожению других видов приложили руку европейцы и завезенные ими хищники. До наших дней удалось дожить только черепахам с Альдабры и еще двум сейшельским подвидам — Aldabrachelys gigantea arnoldi и Aldabrachelys gigantea hololissa. Сегодня на Альдабре живет популяция из примерно 100 000 гигантских черепах, которые процветают в отсутствие хищников. Охотники им также не угрожают, однако из-за того, что природный ареал альдабранского подвида ограничен единственным атоллом, а два остальных подвида очень редки, Международный союз охраны природы все еще относит гигантскую черепаху к уязвимым видам (Vulnerable, VU). Впрочем, статус вида не обновлялся с 1996 года.

Альдабранский фуди

Альдабранский фуди (Foudia aldabrana), представитель семейства ткачиковых (Ploceidae). Раньше орнитологи считали эту птицу подвидом коморского фуди (Foudia eminentissima), однако теперь признают отдельным видом, эндемичным для Альдабры. Международный союз охраны природы относит альдабранского фуди к вымирающим видам (Endangered, EN). Существованию этой птицы угрожают завезенные крысы, разоряющие гнезда, а также участившиеся засухи. Еще одна опасность — гибридизация с близкородственным мадагаскарским фуди (Foudia madagascariensis), — к счастью, осталась в прошлом: несколько лет назад эти вселенцы были уничтожены и на Альдабре, и на соседнем острове Ассампшен. В ответ на предпринятые природоохранные меры численность альдабранского фуди постепенно начала увеличиваться. Фото © Morten Jorgensen с сайта pbase.com

С черепахами соседствуют другие необычные животные. Среди них многочисленные насекомые и наземные улитки, три аборигенных вида ящериц (сцинк Cryptoblepharus boutonii и два геккона, Phelsuma abbotti и Hemidactylus mercatorius) и около 30 видов птиц, включая альдабранского пастушка — последнюю нелетающую птицу островов Индийского океана (см. картинку дня Воскресший пастушок с Альдабры). В основном наземные птицы Альдабры относятся к видам, которые широко распространены в Малагасийском регионе, однако на атолле многие из них сформировали отдельные подвиды. А адьдабранский фуди (Foudia aldabrana) и альдабранский дронго (Dicrurus aldabranus) отличаются от ближайших родственников настолько, что многие орнитологи считают их отдельными видами. Помимо наземных, на Альдабре гнездятся тысячи морских птиц — крачек, фрегатов, фаэтонов, олуш и буревестников. А пляжи острова — одно из важнейших мест откладки яиц двух видов морских черепах, биссы (Eretmochelys imbricata, см. картинку дня Флуоресцирующая черепаха) и зеленой черепахи (Chelonia mydas).

Улитка Rhachistia aldabrae

Один из эндемиков Альдабры — удивительно красивая улитка Rhachistia aldabrae. В начале XX века она была одной из самых обычных улиток атолла, однако в 1990-х годах участившиеся засухи снизили выживаемость молодых особей и почти уничтожили этот вид (см. Моллюски помогли ученым оценить масштабы нынешнего сокращения биоразнообразия, «Элементы», 12.04.2017). В 1997 году ученые обнаружили всего одну живую особь, а в 2007 году вид был признан исчезнувшим. Тем не менее в августе 2014 года команде сейшельских исследователей удалось найти живых представителей вида, включая молодых особей, на островке Малабар. Впрочем, этот вид остается очень уязвимым из-за климатических изменений, которые увеличивают продолжительность засушливого сезона на Альдабре, так что Международный союз охраны природы относит его к видам, находящимся на грани полного исчезновения (Critically Endangered, CR). Фото © Catherina Onezia с сайта forbes.com

Как и на большинстве океанических островов, аборигенные млекопитающие Альдабры представлены исключительно рукокрылыми. Из четырех (по другим сведениям — пяти) видов летучих мышей, населяющих остров, три не встречаются больше нигде — это летучая лисица Pteropus aldabrensis, складчатогуб Chaerephon pusilla и трилистонос Paratriaenops pauliani.

В относительно недавнем прошлом фауна Альдабры была еще богаче. Здесь обитали эндемичные наземные нелетающие утки Aldabranus cabri, тайфунники Pterodroma kurodai, луни (Circus sp.), сипухи (Tyto sp.), несколько ныне вымерших видов ящериц и похожие на современных нелетающие пастушки и гигантские черепахи. Нишу верховных хищников экосистемы занимали наземные рогатые крокодилы Aldabrachampsus dilophus длиной 2–2,5 м. К сожалению, большая часть этих удивительных животных исчезла 136 тысяч лет назад, когда из-за подъема уровня моря Альдабра полностью ушла под воду. Предкам современных обитателей атолла пришлось колонизировать его заново, когда он вновь поднялся из моря. Учитывая, что в плейстоцене Альдабра уходила под воду и поднималась из моря несколько раз подряд, некоторые виды, например черепахи, возможно, независимо заселяли его трижды.

Поскольку европейцам не удалось основательно закрепиться на Альдабре, местная природа смогла сохраниться в относительно нетронутом виде. Тем не менее без потерь и нежелательных приобретений не обошлось. Например, с человеком на атолл попали некоторые ящерицы. Однако куда более разрушительным оказалось случайное вселение черных крыс (Rattus rattus) и намеренное — коз и домашних кошек, произошедшее в конце XIX века. В то время как козы конкурировали за корм с черепахами, крысы и кошки поедали более мелких представителей фауны.

Судя по всему, именно завезенных хищников следует винить в исчезновении нескольких эндемичных видов брюхоногих моллюсков, а также эндемичной птицы — альдабранской рогозницы (Nesillas aldabrana) (по-русски этот вид часто называют «камышовкой», однако это не совсем камышовка, а представитель рода Nesillas, который встречается только на Мадагаскаре и Коморских островах). Орнитологи открыли эту скрытную неяркую птицу только в 1967 году, а последняя встреча с ней датируется 1983 годом. К моменту обнаружения она обитала лишь на одном островке атолла — Малабаре, однако, возможно, до появления млекопитающих была распространена шире.

Коралловые рифы Альдабры

Коралловые рифы, окружающие Альдабру, поддерживают высокое разнообразие рыб и других морских обитателей. К сожалению, как и повсюду в тропиках, рифы Альдабры серьезно страдают из-за климатических изменений. Аномально высокие температуры воды заставляют кораллы терять симбиотические водоросли и погибать — этот процесс известен как «отбеливание» кораллов (см. coral bleaching). За последние десятилетия подводная экосистема Альдабры пережила два тяжелых кризиса, в 1998 и 2015–2016 годах. В обоих случаях погибло более половины местных кораллов. За 18 лет, прошедших после первого «отбеливания», рифам удалось вернуться к прежнему состоянию, однако неизвестно, будет ли у них достаточно времени, чтобы восстановиться еще раз. Фото с сайта seychellesnewsagency.com

Сегодня власти Сейшельских островов активно борются за сохранение природы Альдабры. На атолле проводятся регулярные научные исследования, а завезенные виды постепенно уничтожают. Например, к 2012 году специалистам удалось полностью очистить Альдабру от коз. На некоторых островках атолла также были уничтожены кошки.

Однако возникают новые угрозы — и многие из них слишком масштабные, чтобы в борьбе с ними могли помочь действия на локальном уровне. Например, за последние полвека климатические изменения увеличили продолжительность засушливого сезона на Альдабре с двух до шести месяцев, что угрожает благополучию местной растительности и зависящей от нее фауны, в том числе гигантских черепах. Кроме того, рост уровня моря из-за таяния полярных льдов может частично затопить атолл уже в этом веке. Только время покажет, удастся ли Альдабре сохранить свою уникальную природу перед лицом этих изменений.

Фото © Михаил Волович, 10 декабря 2018 года.

Сергей Коленов


46
Показать комментарии (46)
Свернуть комментарии (46)

  • mehraban  | 10.06.2019 | 11:19 Ответить
    К сожалению, большая часть этих удивительных животных исчезла 136 тысяч лет назад, когда из-за подъема уровня моря Альдабра полностью ушла под воду.
    Восхитительная фраза.
    Меня всегда удивляло, почему альтернативно мыслящие и озабоченные охраной природы личности не выходят на массовые демонстрации с протестами против, например, пермско-триасового вымирания - масштабнейшая катаклизма, и такое равнодушие!
    Можно ж выдвинуть требования, заручиться поддержкой шырнармасс, организовать голодовки активистов... Непаханое поле!
    Ответить
    • Sergey Kolenov > mehraban | 10.06.2019 | 11:39 Ответить
      Например, потому что пермско-триасовое вымирание - свершившийся факт, на который повлиять уже никак нельзя. А нынешнее вымирание еще можно остановить, пока оно не приняло масштабы пермского. Хотя бы действуя как на Альдабре - уничтожая завезенные виды.
      Ответить
      • leonid_ge > Sergey Kolenov | 10.06.2019 | 13:52 Ответить
        вроде как самый вредный завезенный вид - homo sapiens?
        Ответить
        • Sergey Kolenov > leonid_ge | 10.06.2019 | 14:02 Ответить
          Homo sapiens поддается дрессуре и в теории может уживаться с разнообразной живностью. В отличие от крыс, кошек и т.д.
          Ответить
      • antiximik > Sergey Kolenov | 10.06.2019 | 16:42 Ответить
        А нынешнее вымирание еще можно остановить
        Бааааа.... Глобальных потеплений/похолоданий и до человека в истории Земли было немало, но останавливать вы собираетесь именно следующее потепление/похолодание... Боюсь, что пупок может и развязаться... :)
        Хотя бы действуя как на Альдабре - уничтожая завезенные виды.
        А не является ли это умышленным сокращением будущего числа видов, которые могли бы образоваться через десятки/сотни тысяч лет на изолированной территории?.. Сдаётся мне, вы Противник Всего Живого!!.. ;)
        Ответить
        • Sergey Kolenov > antiximik | 10.06.2019 | 17:07 Ответить
          Учитывая, что нынешнее потепление напрямую связано с антропогенными выбросами парниковых газов, человечеству под силу его остановить. Научные доказательства этого абсолютно убедительны. А вот климатический скептицизм, к сожалению, сродни религии или идеологии и основан в основном на невежестве.

          Завезенные виды во многих случаях полностью уничтожают изолированные экосистемы, а потом сами почти вымирают от голода. См. коз или кроликов, съевших всю растительность на ряде островов. В результате от экосистемы остаются голые скалы, на вторичное заселение которых уйдут долгие годы. Кроме того, на многих островах сохраняются изолированные и древние эволюционные линии, потерю которых уже не восполнить. Самый яркий пример - удавы Casarea dussumieri c острова Круглый близ Маврикия, которые относятся к отдельному эндемичному семейству.
          Ответить
          • antiximik > Sergey Kolenov | 10.06.2019 | 17:21 Ответить
            Учитывая, что нынешнее потепление напрямую связано с антропогенными выбросами
            Стоп-стоп-стоп! Куда-то вас понесло... Не туды... :/
            Я отметил лишь, что человекам изменить эти циклы не под силу, пока что (исключая, конечно, радикальные варианты с ядрёной зимой и прочими интересными армагеддонами). А вы мне тут про религию и прочую беллетристику начали задвигать... И даже про вежество вспомнили!..
            Ясно-понятно... Больной мозоль... :)
            а потом сами почти вымирают от голода
            И поэтому их пришлось насильно ликвидировать?.. Хм-хм-хм... Что-то не складывается у меня эта мозаика... :(
            Ответить
            • Sergey Kolenov > antiximik | 10.06.2019 | 18:09 Ответить
              Я отметил лишь, что человекам изменить эти циклы не под силу,
              Ну как же не под силу. Подымим теми же темпами еще лет сто и доведем климат до эоценового максимума.
              И поэтому их пришлось насильно ликвидировать?.. Хм-хм-хм... Что-то не складывается у меня эта мозаика... :(
              Ликвидировать их пришлось, чтобы от экосистемы не остались рожки да ножки. Гибель завезенной живности от голода - не повод для жалости, а констатация факта. В конце концов, козы и кролики есть где угодно, а тех же маскаренских удавов нет больше нигде.

              Давайте подойдем к вопросу с другой стороны. Представьте себе острова Океании, от Гавайев на севере до Новой Зеландии на юге. На каждом из них есть своеобразная фауна птиц (и других животных, но о них пока не будем). Набор видов и то, какими путями пошла их эволюция, сильно зависит от географического положения и климатических условий островов. Например, в Новой Зеландии сильно влияние Австралии, а также есть более древние компоненты фауны, а Гавайи снабжались новыми видами в основном из Северной Америки. Поскольку изначальные наборы видов разные, то даже в похожих условиях сходные экологические ниши будут занимать очень непохожие существа - сравните новозеландских киви и гавайских кротоуток (См. https://elementy.ru/kartinka_dnya/306/Gavayskaya_krotoutka). А если на каждом острове будет примерно одинаковый изначальный набор завезенных видов - крысы, кошки, кролики - то спустя миллионы лет эволюции они в результате параллельной эволюции породят примерно одинаковых потомков (См. https://elementy.ru/novosti_nauki/432575/Evolyutsiya_muravev_na_nebesnykh_ostrovakh_Arizony_okazalas_otchasti_predskazuemoy ). Они, конечно, будут относиться к разным видам, но в целом уровень разнообразия будет ниже. Так что истребление завезенных видов никак нельзя назвать преступлением против будущего биоразнообразия.
              Ответить
          • mehraban > Sergey Kolenov | 10.06.2019 | 17:54 Ответить
            О как: "на многих островах сохраняются изолированные и древние эволюционные линии, потерю которых уже не восполнить." - а обязательно надо восполнять?
            Т.е. вот судьба несчастных парарептилий вас не беспокоит, их "восполнять" не надо, а касарей - беспокоит и надо?
            С какой целью, можете рассказать?
            Ответить
            • Sergey Kolenov > mehraban | 10.06.2019 | 18:12 Ответить
              Ну, мне всегда казалось, что если нагадил - надо убрать.
              Ответить
            • Хто зна > mehraban | 10.06.2019 | 22:49 Ответить
              Ну биоразнообразие -фактор стойкости биосферы бывало что после ( во время) масовых вымираний кислород на уровне 13%-14% какбы нам будет трудно
              Ответить
              • mehraban > Хто зна | 11.06.2019 | 00:21 Ответить
                биоразнообразие - фактор стойкости биосферы
                С этим никто не спорит, и речь не о том.

                Речь о том, что весь пафос т.н. природоохранителей сводится, практически, к одному - законсервировать шарик. В концептуальном виде - остановить эволюцию.
                Потому что крыса, приплывшая на остров и сожравшая там локальных эндемов, через какое-то время сама станет таким же локальным эндемом, и абсолютно не важно, как она на этот остров попала.
                И спрашивается, почему тогда не поддерживать этих крыс, на будущее, чтобы дать им возможность эволюционировать в уникальных эндемов?
                Вулкан, взорвавший остров, уничтожит всё, что там было, включая потенциально уникальных крыс, но почему-то при угрозе извержения ваш оппонент не бросается спасать флорофауну, расселяя её по имеющимся рефугиумам, а предпочитает истерить по поводу той самой крысы.
                Человек - точно такой же компонент биоты, как крыса или удав, только приспособлен несколько лучше и на среду влияет несколько больше. Не сверхсила, но вполне реальный фактор.
                Кто может - приспосабливается, кто не может - увы.
                Да, вот так выглядит иногда эволюция; вряд ли в конце перми она выглядела лучше...
                Ответить
                • Хто зна > mehraban | 11.06.2019 | 00:37 Ответить
                  Ну видите пока крыса станет Эндемом это долго а какая то птичка нелетающая это красиво ну и чисто утилитарно

                  Дронт и Стелерова корова - горы мяса как бы одомашнить

                  А какой-то амазонский жук возможне лекарство от рака например
                  Ответить
                • Sergey Kolenov > mehraban | 11.06.2019 | 01:48 Ответить
                  Речь о том, что весь пафос т.н. природоохранителей сводится, практически, к одному - законсервировать шарик. В концептуальном виде - остановить эволюцию.
                  У вас очень экзотические представления о позиции людей, которые занимаются охраной окружающей среды. Позиция заключается в другом - давайте до минимума снизим антопогенное влияние на биосферу и позволим ей развиваться своим путём. Что до остановки эволюции, то как раз человеческая деятельность без оглядки на охрану природы вполне может её если не полностью остановить, то серьезно застопорить. См. книгу палеонтолога Питера Уорда "The end of evolution".
                  Потому что крыса, приплывшая на остров и сожравшая там локальных эндемов, через какое-то время сама станет таким же локальным эндемом
                  Только этого не увидим ни мы, ни наши потомки на несколько поколений вперёд.

                  Но вообще, отличная позиция. Наверное, вы точно так же считаете, что не нужно лечить людей, потому что они все умрут, и не нужно заниматься уборкой, потому что нельзя препятствовать второму закону термодинамики.
                  Ответить
          • Хто зна > Sergey Kolenov | 10.06.2019 | 22:46 Ответить
            Учитывая, что нынешнее потепление напрямую связано с антропогенными выбросами парниковых газов
            Доказательств этому нет
            я видел графики где потеплисты рисуют на начало индустриальной эры 200 частей углекислоты на милион и даже менше, полагаю они б свели эти графики и до 0 вот только им мешают С - 3 фотосинтетики
            И кроме того не так давно в времена лихие (Лихвинские) под Москвой самшит рос вот интересно какая цивилизация тогда загрязныла атмосферу парниковыми газами
            Ответить
            • Sergey Kolenov > Хто зна | 10.06.2019 | 22:52 Ответить
              Доказательств этому нет
              Ну, одна ваша реплика, разумеется, отменяет тысячи статей климатологов.
              Ответить
              • Хто зна > Sergey Kolenov | 10.06.2019 | 22:59 Ответить
                НЕ отменяет но в тех статтях НЕТ доказательтв АНТРОПОГЕННОГО потепления
                САМО потепление ЕСТЬ и того смотрим любой график климата на протяжение плейстоцена КТО ВЫЗЫВАЛ потепления до индустриальной ЭРЫ
                Ответить
              • mehraban > Sergey Kolenov | 11.06.2019 | 00:23 Ответить
                Это уж такой драный баянище, что не играет ни рожна.
                Все эти "тысячи статей климатологов" сплошь и рядом натянуты, как мышь на глобус, в части причинно-следственных отношений.
                Ответить
                • Sergey Kolenov > mehraban | 11.06.2019 | 00:37 Ответить
                  Ну, это уже совсем в духе креационизма. Те тоже никаких доказательств никогда не признают.
                  Ответить
                  • Хто зна > Sergey Kolenov | 11.06.2019 | 00:43 Ответить
                    Неа здест принципиальная разница, доказательств Антропогенности этого потепления просто нет.
                    Ответить
      • mehraban > Sergey Kolenov | 10.06.2019 | 17:50 Ответить
        Начнём с начала.
        Фраза, мною процитированная:
        К сожалению, большая часть этих удивительных животных исчезла 136 тысяч лет назад, когда из-за подъема уровня моря Альдабра полностью ушла под воду.
        - т.е. вы полагаете, что уже 136 тыс.лет назад мы были виновны в подъёме уровня моря? И можете назвать поимённо ответственных за это безобразие лиц?

        Продолжим.
        Вы можете объяснить, чем _принципиально_ отличается пермско-триасовое вымирание от нынешнего?
        Т.е. почему оно у вас вызывает желание его "остановить", а то, или мел-палеогеновое, такого желания не вызывает?
        И вот допустим, вы его остановили. Дальше что?
        Ответить
        • Sergey Kolenov > mehraban | 10.06.2019 | 18:20 Ответить
          вы полагаете, что уже 136 тыс.лет назад мы были виновны в подъёме уровня моря?
          Нет. Из чего вы сделали такой вывод?
          Вы можете объяснить, чем _принципиально_ отличается пермско-триасовое вымирание от нынешнего?
          Тем, что тогда его вызвали физические причины - геологические, насколько я помню. Нынешнее вызвано деятельностью разумного вида. И, судя по всему, скоростью, которая у нынешнего выше.
          Т.е. почему оно у вас вызывает желание его "остановить", а то, или мел-палеогеновое, такого желания не вызывает?
          Почему умирающий пациент вызывает у врача желание спасти его жизнь, а люди, которые уже успели умереть - нет?
          И вот допустим, вы его остановили. Дальше что?
          Мир, где темпы вымирания вернулись к естественным, стал бы намного более приятным местом. В том числе для человечества, которое в связи с климатическими изменениями, вымиранием опылителей, истощением рыбных запасов и т.д. ничего хорошего не ждет. Выживем, конечно, но придется сидеть по бункерам и питаться сойлентом.
          Ответить
          • нoвый учacтник > Sergey Kolenov | 10.06.2019 | 20:08 Ответить
            >>Мир, где темпы вымирания вернулись к естественным, стал бы намного более приятным местом.

            что такое "естественный темп вымирания"? Для кого этот мир стал бы приятнее? Тем, кто сейчас вселяется в освободившиеся ниши, наверное, не стал бы.

            >>В том числе для человечества, которое в связи с климатическими изменениями, вымиранием опылителей, истощением рыбных запасов и т.д. ничего хорошего не ждет.

            как наличие или отсутствие удава-эндемика, живущего на единственном атолле в середине океана, может повлиять на судьбы человечества?
            Ответить
            • Sergey Kolenov > нoвый учacтник | 10.06.2019 | 20:27 Ответить
              "Естественный темп вымирания" - средний темп вымираний, рассчитанный на миллион лет. Вне великих вымираний он составляет в среднем одно вымирание на миллион видов в год (см. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/cobi.12380 ). Сейчас - в 100-1000 раз быстрее.
              Для кого он стал бы приятнее? Тем, кто сейчас вселяетя в освободившиеся ниши, наверное, не стал бы.
              Приятнее - для человечества. Потому что это означало бы, что ему можно спокойно развиваться, не беспокоясь, что через полвека половина Земли станет необитаемой из-за жары и стихийных бедствий, а урожаи упадут из-за отсутствия опылителей. Не говоря уже о том, что для немалой доли человечества наличие дикой природы вокруг является безусловным благом само по себе.

              Насчет того, кто куда вселяется - еще неизвестно, как им самим удастся выжить. Человечество так быстро меняет условия окружающей среды, что приспособиться успевают разве что бактерии. Только крысы начнут отращивать адаптации, чтобы занять ниши съеденных эндемиков, как антропогенное глобальное потепление снизит количество осадков на острове и всех их убьет. В нестабильной среде эволюционировать непросто.

              Удав, возможно, и не повлияет на судьбу человечества в целом. Но оценка видов по категории "полезности для всего человечества" настолько устаревшая, что даже неловко такое читать. В мире наберется немало людей, которым этот удав интересен. Для тех же маврикийцев их эндемичные птички и рептилии - давно часть национальной identity.
              Ответить
              • нoвый учacтник > Sergey Kolenov | 10.06.2019 | 21:15 Ответить
                >>Но оценка видов по категории "полезности для всего человечества" настолько устаревшая, что даже неловко такое читать.

                Если вам неловко такое читать, то зачем вы начали такое писать? Про человечество в бункере из-за истощения опылителей - вот это вот всё?
                Ответить
                • Sergey Kolenov > нoвый учacтник | 10.06.2019 | 22:02 Ответить
                  Я писал о другом. Высчитывать полезность отдельно взятого вида для человека бессмысленно, однако в целом человечество все ещё настолько зависит от природы, что игнорировать современное массовое вымирание сродни коллективному самоубийству. В этом смысле хороши любые природоохранные меры, в том числе восстановление островных экосистем.
                  Ответить
            • Хто зна > нoвый учacтник | 10.06.2019 | 22:55 Ответить
              1.Представте себе виды биосферы связаные разными связями в виде кирпичей в здании, сколько и каких кирпичей можна удалить безопасно ( мы не знаем) если зданий рухнет мы разделим судьбу этого удава
              2 Малярию сейчас в основном лечат Аптемезином добываемым из одной разновидности полыни - представте что она вымерла, биорознообразие потенциальная гиганская кладезь пищи лекарств и ресурсов
              Ответить
              • нoвый учacтник > Хто зна | 12.06.2019 | 22:33 Ответить
                >> Представте себе виды биосферы связаные разными связями в виде кирпичей в здании, сколько и каких кирпичей можна удалить безопасно ( мы не знаем) если зданий рухнет мы разделим судьбу этого удава

                это остров, который 136 тыс. лет назад только из моря вышел. На нем нету красивого здания взаимосвязанных видов - просто случайная кучка кирпичей, занесенная на растительных плотах или перелетными птицами. Да, эти случайные кирпичи пытаются как-то притираться друг к другу. Да, за 136 тыс. лет кто-то из них, кого пораньше занесло, сформировали новые виды. Но толку-то от них для биоты планеты, если они на этом острове заперты? Если их завтра случайным метеоритом пришибет или кот приблудный съест, биота и не почешется, она не узнает ничего об этом печальном факте.

                Я ничего не имею против защиты биоразнообразия. Но специально организовывать с этой целью спасения случайных эндемиков какого-то островка? Это как назвать источником биоразнообразия лабораторию, в которой трансгенных организмов делают, и начать их защищать по причине биоразнообразности.
                Ответить
                • Sergey Kolenov > нoвый учacтник | 13.06.2019 | 02:12 Ответить
                  На нем нету красивого здания взаимосвязанных видов
                  На самом деле уже есть. Например, растительные сообщества "заточены" под выедание черепахами, а местные птицы кормятся черепашьими паразитами и вспугнутыми ими насекомыми.
                  Но специально организовывать с этой целью спасения случайных эндемиков какого-то островка?
                  Так никто не требует нечеловеческих усилий. Достаточно не строить авиабаз и извести завезенные виды (что почти уже сделано). А насчет лаборатории вы верно заметили - Альдабра как раз отличная научная лаборатория под открытым небом для изучения эволюции и экологии и образец острова в Индийском океане, почти не затронутого деятельностью человека, своеобразное "окно в прошлое". Очень полезная вещь, которая, в частности, позволяет лучше понять, как были устроены сообщества на других островах региона. Например, роль гигантских черепах в экосистеме изучают именно на Альдабре - и полученные здесь знание помогают в (ведущихся сегодня) проектах по интродукции черепах на другие острова. Это если говорить о практической пользе, не упоминая, что для многих людей этот остров и наеляющие его живые существа ценны сами по себе, как какой-нибудь Нотр-Дам де Пари.
                  Ответить
  • allenca81  | 10.06.2019 | 14:20 Ответить
    Учитывая, что в плейстоцене Альдабра уходила под воду и поднималась из моря несколько раз подряд, некоторые виды, например черепахи, возможно, независимо заселяли его трижды. -- Где они пережидали затопление? Откуда потом появлялись на острове?
    Ответить
    • Sergey Kolenov > allenca81 | 10.06.2019 | 14:32 Ответить
      Вероятнее всего, на Мадагаскаре.
      Ответить
      • mehraban > Sergey Kolenov | 10.06.2019 | 17:52 Ответить
        В то время Альдабра была единым массивом суши с Мадагаскаром?
        Ответить
        • Sergey Kolenov > mehraban | 10.06.2019 | 18:10 Ответить
          Нет. На растительных плотах, вынесенных из устьев рек, доплыли, скорее всего.
          Ответить
          • mehraban > Sergey Kolenov | 11.06.2019 | 00:07 Ответить
            На растительных плотах, вынесенных из устьев рек, доплыли, скорее всего.
            400км по открытому океану?!
            Вы этих черепах видели живьём? - или хотя бы какую-нибудь сулькату взрослую - она куда как помельче...
            ... Или вы имеете в виду, что какие-нибудь пиксисы, доплыв с попутным китом до Альдабры, отожрались до размеров альдабрахелиса?
            Ответить
            • Хто зна > mehraban | 11.06.2019 | 00:33 Ответить
              1. Отожрались могли вполне и очень быстро и крысы локальные Эндемы могут быстро стать чем то иным :)
              2 И на плотах вполне предки широконосых обезьян в свое время форстровали Атлантику, конечно она тогда была значительно уже но всьо же
              Ответить
            • Sergey Kolenov > mehraban | 11.06.2019 | 00:35 Ответить
              Да, видел. Они довольно плавучие, насколько я помню, а выносливость позволяет им подолгу дрейфовать по океану на плотах без пресной воды и пищи, не зря же их как живые консервы использовали. Но, возможно, что, как и на Галапагосы, на Альдабру и другие Сейшельские острова попали представители мелкого вида, а выросли они уже "на месте". Никаких "попутных китов" не потребовалось.

              Собственно, я не очень понимаю, что вас смущает. Вполне нормальный для животных метод расселения. Бегемоты переплыли Мозабикский пролив из Африки на Мадагаскар, а обезьяны и крокодилы из Африки пересекли Атлантику и колонизировали Новый Свет.
              Ответить
              • Хто зна > Sergey Kolenov | 11.06.2019 | 00:40 Ответить
                Меня смущает почему только бегемоты, между мадагаскаром и африкою цепь коморских о-вов, даже предки Мальгашей прибыли из Индонезии.
                Ответить
                • Sergey Kolenov > Хто зна | 11.06.2019 | 01:38 Ответить
                  Не только бегемоты. Из Африки точно приплыли предки фосс и других мадагаскарских хищников, грызунов и, возможно, лемуров. И опять-таки крокодилы.
                  Ответить
                  • Хто зна > Sergey Kolenov | 11.06.2019 | 23:00 Ответить
                    1 Крокодилы эт несерйозно, гребнистые в океане поавают
                    2. Почему за виверовыми не прийшли кошачьи и гиены, а за лемурами настоящие обезьяны
                    3. Где "слоны" которые добрались например до Сулевеси и наконец копытные
                    Ответить
                    • Sergey Kolenov > Хто зна | 12.06.2019 | 14:51 Ответить
                      1. Ну да, верно.
                      2. Все же путешествия на плотах - редкие события, судя по всему. Предкам малагасийских хищников повезло попасть на Мадагаскар, а кошкам, гиенам и обезьянам с копытными - нет. Возможно, сыграл роль мелкий размер большинства виверр и мангустов. Что касается Сулавеси, то там проливы Уже. Надо уточнить, но, возможно, в какие-то из ледниковых периодов этот остров вообще соединялся с другими сухопутными мостами.
                      Ответить
                      • Хто зна > Sergey Kolenov | 12.06.2019 | 22:28 Ответить
                        Все же путешествия на плотах - редкие события, судя по всему.
                        Ну пример Альдабры показывает что не такие и редкие тут десятки тисяч лет а в случае из мадагаскаром десятки миллионов, мангусты мелкие но кошки тоже всякие бывают и обезяны, Всьо таки что-то мешало плавать до острова почти весь кайнозой
                        Сулевеси ( покрайней мере в кайнозое) не имел мостов из Сундой (западной индонезией)
                        Ответить
                        • Sergey Kolenov > Хто зна | 13.06.2019 | 01:56 Ответить
                          До Альдабры нелетающие млеки так и не добрались, а рептилии по океану расселяются куда лучше.
                          Сулевеси ( покрайней мере в кайнозое) не имел мостов из Сундой (западной индонезией)
                          Ок, но проливы там даже сегодня уже Мозамбикского.
                          Ответить
  • Alef  | 11.06.2019 | 15:01 Ответить
    Красота неземная.

    А облака кучкуются вокруг атолла. Почему? Уровень над водой то минимальный, испарение и с океана.
    Ответить
    • Юрий Фёдоров > Alef | 12.06.2019 | 03:03 Ответить
      Действительно!
      Вижу только в том разницу, что почва нагревается от солнца быстрее и остывает быстрее, вдоль берега должен перепад давления быть. Может, это он как-то конденсации паров способствует?
      Ответить
  • VladNSK  | 12.06.2019 | 17:14 Ответить
    Восхищен спокойствием и мудростью автора статьи, с блеском отразившего наскоки местных троллей.
    Ответить
    • Хто зна > VladNSK | 12.06.2019 | 22:32 Ответить
      И где вы здесь тролей увидели
      Если я категорически не согдасен с антропогенными причинами ( в основном) глобальным потеплением и тем что против его стоит боротся значить троль.
      Я согласен с автором что биоразнообразие стоит беречь не жалея сил и стредств, но многию думають что деньги и усилия стоит тратить иначе, значит они троли?
      Ответить
Написать комментарий

Последние новости


Сравнение процессов, происходящих в современных живых клетках с их возможными предшественниками или примитивными аналогами, описанными в обсуждаемой статье
Обнаружен реалистичный способ присоединения аминокислот к РНК без помощи ферментов и рибозимов

Гигантская вечерница (Nyctalus lasiopterus)
Гигантская вечерница съела зарянку прямо в небе

Самец паука-скакунчика Habronattus americanus
Любовь к красному стимулирует межвидовое спаривание у пауков-скакунчиков

Бактерия рода Geobacter
Археи и бактерии могут объединяться в живую электрическую сеть

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»