Кивсяк вонючейший

На фото — белые кивсяки (Pachyiulus krivolutskyi), эндемичные многоножки лесов Западного Кавказа. Этот вид обнаружил сотрудник Зоологического музея МГУ, специалист по многоножкам Вячеслав Степанович Муралевич и описал в 1907 году под названием Julus foetidissimus, то есть кивсяк вонючейший. На такое название Муралевича, очевидно, вдохновил сильный запах, исходящий от потревоженной многоножки. Позже выяснилось, что таксон уже занят, и вид пришлось переименовать.

После переезда на Кубань, в предгорья, мы никак не могли обнаружить источник противного (на мой нюх — химического) запаха, который периодически наносило ветерком. Экологически чистое место, заказник. Откуда? И в ближайшем лесу иногда воняет, причем в разных местах. Источник выявился при попытке разглядеть основание необычного гриба, расковыряв подстилку. Под сухой листвой обнаружилась приятного вида многоножка цвета благородной слоновой кости, и в нос буквально «шибануло» той самой, многократно усиленной, вонью. Симпатия, в отличие от вони, улетучилась почти сразу. Белый кивсяк, считающий, что его целостности что-то угрожает, сворачивается в спираль и выделяет по бокам тела вонючейшую жидкость. Стойкий неприятный запах держится долго, выветривается плохо. Сама жидкость, попав на какие-то поверхности, никак не отмывается, с ткани очень плохо отстирывается.

К счастью, несколько позже удалось повстречаться в своем саду с ненапуганным белым кивсяком. Он мирно расположился на камне, позволил себя рассмотреть, приблизительно измерить (чуть больше 10 см) и сфотографировать. Милейшее существо, пока не чувствует угрозы!

Белый кивсяк на камне

Белый кивсяк в саду. Фото Татьяны Натальиной, Краснодарский край, апрель 2021 года

Кивсяки относятся к классу двупарноногие (Diplopoda) типа членистоногих и имеют по две пары ножек на сегментах тела из-за того, что щитки туловищных сегментов у них попарно сливаются. Несмотря на такое обилие ног (у «своего» кивсяка я насчитала 62 сегмента, то есть 248 ножек), передвигаются они не сказать, чтобы шустро. Особой резвости им не требуется, живут они в лесной подстилке и верхнем слое рыхлой почвы, а там не разгонишься. Приходится порой упираться всеми ножками, чтобы продвинуться. Смотреть на кивсяка, когда он движется на открытом месте, — разновидность медитации: волнообразное движение многочисленных ножек завораживает.

Полюбуйтесь, как кивсяки перебирают своими многочисленными ножками

Большая часть поверхности тела многоножки защищена прочным хитиновым покровом с высокой долей карбоната кальция, уязвима только брюшная часть. Но кивсяки в случае опасности ловко умеют сворачиваться в кольцо или спираль, закрывая уязвимое брюшко, голову и ножки. Вторая линия защиты — пахучие экзокринные железы, которые располагаются на каждом сегменте по бокам и открываются озопорами (см. Ozopore). Выделяется жидкость одновременно изо всех озопор в момент сворачивания.

Долгое время считалась, что основа запахов всех кивсяков — хиноны. Их так и называли — хиноновые многоножки. Но героические исследователи кивсяковой вонючести выяснили, что это не совсем так, и среди представителей отряда кивсяков (Julida) есть производители фенольных соединений. Пахиулусы, впрочем, к ним не относятся, их химическая защита хиноновой природы. Нашему белому кивсяку не повезло — состав его выделений никто пока «по полочкам» не разложил. Покомпонентно изучен состав отпугивающей жидкости у его восточноевропейского собрата, пахиулуса венгерского (Pachyiulus hungaricus), менее пахучего. Выделены две основные группы соединений: бензохиноны, которых около 90%, а также пентиловые и гексиловые эфиры длинноцепочечных жирных кислот.

Муралевич при описании белого кивсяка охарактеризовал его запах как «чесночный». Видимо, потому, что в начале прошлого столетия разнообразные синтезированные вещества не были так распространены и сравнить было не с чем. Запах имеет что-то от красителей, и это совершенно неудивительно, поскольку бензохиноны при производстве красителей применяются достаточно широко.

Пахучая жидкость обладает заодно фунгицидными и антибактериальными свойствами. По мере изучения многоножек (а изучены они пока слабовато) есть шансы на получение нового класса антибиотических средств.

Кивсяки свернулись

Белые кивсяки сворачиваются в спиральки в момент опасности. Озопоры расположены чуть ниже границы светлого и темного. Фото с сайта kavkazzapoved.ru

Белые кивсяки совершенно безобидны — живут в лесной постилке, она им и дом, и корм. Перерабатывают листовой опад, предпочитая листву дуба, клена, граба. Детритофаги (питающиеся разлагающейся органикой), как и прочие их сородичи. При размножении, подобно многим членистоногим, используют наружно-внутреннее оплодотворение: самец откладывает каплю семенной жидкости в специальную капсулу — сперматофор, перемещает его ножками к гоноподам (см. Gonopod), специализированным придаткам вместо пары ножек на седьмом сегменте, с помощью которых продвигает сперматофор в половое отверстие самки. Оплодотворенные яйца откладываются в почву кучками, защищенными смесью слизи и частичек почвы. Юные кивсяки появляются с небольшим количеством сегментов и тремя парами ножек. По мере взросления с каждой линькой добавляются сегменты и ножки. Всю жизнь так. К трем годам достигается половая зрелость, а всего кивсяки живут лет 5–10, как повезет. Потому что, несмотря на защитные меры, лягушки, жабы, птицы и рептилии их всё равно ловят и едят.

Белый кивсяк, в отличие от некоторых своих безглазых, сугубо подстилочно-подпочвенных сородичей, имеет глазки — их хорошо видно на главном фото. Точнее, глазные пятна, состоящие из 40 с лишним (по-разному) глазков.

Многоножки — одни из самых древних обитателей нашей планеты. Свидетельство того, что они под ногами у динозавров бегали — застывшая в янтаре вместе с прочей живностью многоножка (см. картинку дня Аммонит в янтаре). Ископаемые многоножки из отложений силурийского периода (444–419 млн лет назад) являются свидетельством самого раннего дыхания воздухом, а девонские многоножки (419–359 млн лет назад) уже имели озопоры и химическую защиту.

Фото Владимира Нейморовца с сайта macroid.ru, Краснодарский край, 22 апреля 2016 года.

Татьяна Натальина


3
Показать комментарии (3)
Свернуть комментарии (3)

  • Юрий Фёдоров  | 23.05.2024 | 08:31 Ответить
    5-10 лет живут! Как порядочная собака! Во дают!
    Да ещё и целых три года до половозрелости - то-то неспешно! И не очень-то их едят, выходит. Раз они размножаться не спешат начинать...
    И вот интересно стало: "изучены они пока слабовато"! А что причиной тому? Живут рядом, прямо в саду - экспедиция для поимки не нужна с палатками, санями и вертолетами, неприхотливы - запросто в банке будут жить с листьями, исследуй - не хочу.
    И антибиотики новые хоть лопатой греби. Что там у устройстве науки такое, что мешает быть первооткрывателем, делать открытия чуть протянув руку?
    Ответить
    • antiximik > Юрий Фёдоров | 23.05.2024 | 11:59 Ответить
      Что там у устройстве науки такое, что мешает быть первооткрывателем, делать открытия чуть протянув руку?
      Все мы человеки... Разумение о вещах приятственных разное имеем... :)
      Мало, кому понравится работать с неприятными (ему) объектами. Это нужен очень решительный стимул, как то: 1) очень опасная/вредная НЁХ; 2) очень вкусная/редкая НЁХ; 3) очень интересная/занимательная НЁХ; ... N) профит!
      Ответить
    • tlnata > Юрий Фёдоров | 23.05.2024 | 13:46 Ответить
      А может, ресурсов на всех не хватает. Всё же количество доступной для изучения живности у нас на несколько порядков превышает количество изучающих. Поэтому в приоритете те которые приносят заметный вред, потом те, от которых много пользы, а кивсяки - на задворках :)
      Ответить
Написать комментарий

Последние новости


Молодые завацефалы бодаются
В Монголии найден древнейший и самый полный скелет пахицефалозавра

Аккреционный диск
Форму аккреционного диска вокруг черной дыры можно определить по поляризации его рентгеновского излучения

Молодой птеродактиль
Молодые птеродактили часто погибали во время шторма

Карта языковых семей мира
Палеогенетики установили прародину уральских и енисейских языков

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»