Закрученные деревья

На фото — остов старого дуба черешчатого (Quercus robur) с винтообразно закрученной древесиной. Коры у этого остова давно нет, древесина оголена и винтообразная текстура хорошо видна. А пока деревья живые и покрыты корой, эта особенность не всегда заметна: кора чаще всего растет ровно.

Такая разница в пространственной ориентации волокон (сильно вытянутых клеток) древесины и коры возникает, вероятнее всего, из-за относительной независимости формирования этих структур. А также в соответствии с разными функциями. Древесина нарастает за счет камбия — образовательного слоя активных клеток, расположенного между древесиной и лубом. Он-то и несет ответственность за закручивание древесинных волокон. Кора же нарастает из феллогена, размещенного с внешней стороны камбия. Опосредованно элементы коры от камбия зависят, поскольку камбий формирует луб, а из его клеток в дальнейшем нарастает феллоген. Камбий формирует клетки древесины, по которым идет восходящий поток (вверх по стволу) воды и питательных веществ, феллоген же формирует клетки коры, по которым идёт нисходящий поток (от листьев к корням). Соответственно, и нарастание этих структур имеет отличия.

Упавший ствол клена

Упавший ствол клена остролистного (Acer platanoides), хорошо видна скрученность древесины и ветвей, при этом на сохранившейся коре скрученности нет. Фото Татьяны Натальиной

Спиральная закрученность волокон древесины — совсем не редкость в растительном мире и встречается регулярно. Другое ее название — тангенциальный наклон волокон, или косослой. Его относят к порокам древесины, поскольку такую древесину трудно обрабатывать. Хотя текстура косослойной древесины очень красива и в руках мастера превращается в истинное произведение искусства.

На Среднем Урале в течение нескольких лет проводились наблюдения за сезонным поворотом растущих слоев древесины в массивах сосны обыкновенной (Pinus sylvestris). И результат подтверждает ранее высказанный тезис о том, что рост волокон нового слоя древесины под углом — cкорее правило, чем исключение. В одном из исследований ученые сравнивали скрутку по сезонам: выяснилось, что за вегетационный период (пока деревья растут) закрутились слои нарастающей древесины более чем у половины обследованных деревьев, причем одни предпочитали крутиться по часовой стрелке, другие — против. В следующем сезоне часть деревьев поменяла ориентацию, некоторые же продолжали закручиваться в ту же сторону. Если в комфортный сезон угол поворота составляет 0,3°, то в жаркое и сухое лето он в среднем увеличивается до 1,4°.

Засохший граб

Деревья меняют направление закручивания древесины. На фото — засохший граб. Фото Татьяны Натальиной

Такая интересная тема не могла быть оставлена без внимания, и явление было более подробно исследовано еще в течение двух сезонов. Замеры поворотов растущего слоя древесины проводились уже 5–6 раз за сезон и на каждом дереве с четырех сторон. В результате оказалось, что волокна древесины прямо-то практически и не растут, а растут преимущественно под углом, поворачиваясь по часовой стрелке или против, потом меняют направление (или не меняют). При этом между направлением и величиной скручивания на разных сторонах дерева согласованность наблюдается только в половине случаев. Вторая половина демонстрирует широкое разнообразие направлений и величин поворота нарастающей древесины на разных сторонах ствола, придерживаясь, однако, некоторой увязанности на смежных участках.

Ученые полагают, что нарастание новых слоев древесины под углом объясняется механическими напряжениями, возникающими между соседними участками из-за неоднородности увлажнения. Возможно, закручиванием древесины растение решает проблему эффективного распределения восходящих потоков жидкости. Опыты по введению в древесину красителей показали разные варианты перемещения жидкости по ксилеме, но почти во всех вариантах просматривается спиралевидность.

Подъем растворов красителей в стволах

Подъем растворов красителей в стволах стоящих деревьев после инъекций радиально у основания ствола. A — малый угол; B — изгиб; C — сдвоеннный поток; D — поворот спирали влево; E — поворот спирали вправо. Рисунок из статьи E. R. Zürcher, 2020. Water in Trees. An essay on astonishing processes, structures and periodicities

То есть рост новых тканей под некоторым углом для дерева — обычен и жизненно необходим. При этом большинство деревьев, закручиваясь то в одну, то в другую сторону, так или иначе выравнивают текстуру. Но встречаются индивидуалисты, продолжающие упорно закручиваться в одну сторону.

Рост древесины под углом иногда приводит к закрученности ветвей. Ветви не растут спирально, а обладают удивительной корявостью. Ландшафтные дизайнеры давно и активно используют в озеленении сорта ивы и лещины с корявыми ветвями, демонстрирующие зимой потрясающую графику. Например, плакучая ива сорта Тortuosa и лещина обыкновенная сорта Contorta — очень крученые растения.

Ветви лещины

Ветви лещины сорта Contorta. Фото с сайта plants.ces.ncsu.edu

Но, как и в случае с еще одной необычностью роста побегов — фасциацией (см. картинку дня Фасциация), причины таких крайностей неясны. Теории существуют самые разные: влияние внешних факторов (дисбаланс питательных веществ, климат, водообеспечение и прочее), наследственность, вирусы — они, бывает, самым непредсказуемым образом влияют на развитие растений.

В случае с дубом на главном фото определяющими факторами для спирального роста, возможно, послужили крутой склон и открытое пространство. Деревья вокруг молодые и в процессе роста дуба их еще и в планах не было. Одинокий дуб под главенствующим в долине ветром, при дефиците влаги на крутом склоне нарастил спиральную древесину и приобрел большую устойчивость по сравнению со своими прямолинейными сородичами. Деревья на склонах, открытые всем ветрам, зачастую дополнительно «упрочняются». Снабжать более или менее равномерно ствол влагой, поступающей от корней не по всему периметру, дереву так тоже, видимо, удобнее.

Фото Татьяны Натальиной, Краснодарский край, июль 2023 года.

Татьяна Натальина


34
Показать комментарии (34)
Свернуть комментарии (34)

  • bonacon  | 23.10.2023 | 08:27 Ответить
    Нужно обязательно исследовать деревья в южном полушарии. Закручивание стволов может быть вызвано кариолисовыми силами :) Если мне выдадут командировочные, я готов возглавить экспедицию в Австралию и доказать это ;)
    Ответить
    • tlnata > bonacon | 23.10.2023 | 09:09 Ответить
      К сожалению, Вас опередили, и довольно сильно. Эта тема исследовалась ещё во второй половине ХХ-го века. Крутятся и в северном, и в южном полушарии, как хотят.
      Р. Холтум, проживая в Сингапуре (1 градус с. ш) и перемещаясь туда-сюда относительно экватора, тоже много наэксперементировал, но разницы между поведением в разных полушариях не нашёл. :)
      Ответить
      • bonacon > tlnata | 23.10.2023 | 10:51 Ответить
        Опять обскакали меня! А я уже начал писать список вещей для поездки в Австралию :)
        Ответить
      • pale > tlnata | 23.10.2023 | 12:57 Ответить
        Это, конечно, первое, что приходит в голову. Но 1° - очень мало. Силы мизерные, чтобы явно влиять на рост.
        Ответить
        • egor_zamotaev > pale | 23.10.2023 | 13:12 Ответить
          В шутку сказать, а что если у деревьев есть какие-либо чувствительные к данному параметру процессы? Ну к примеру как у человека с фоторецепцией? Ведь фоторецепция очень сильно влияет на наше поведение! Быть может у дерева тоже есть нечто подобное?

          И если отвлечься именно от параметра широты, а к примеру рассмотреть электромагнитное поле и направление линий напряженности магнитного и электрического поля в том месте, где растут деревья с данной аномалией, быть может мы увидим что-то более глубокое и интересное в этом?
          Ответить
          • tlnata > egor_zamotaev | 23.10.2023 | 19:57 Ответить
            Подтверждена реакция растущих деревьев на жару и засуху - в этом случае растущая древесина начинает закручиваться.
            По поводу воздействия магнитного поля - влияние не подтверждено. В аномальных зонах скрученных деревьев не больше, чем в обычных условиях.
            По данным статистических исследований около 80% сосны в Западной Сибири имеет косослой. Это уже правило, а не отклонение.
            Вопрос в степени закрученности. Такая, как у дуба на фото - отклонение, а такая, как у граба на фото - норма.
            Кстати, встречаются деревья, растущие из одного основания и закрученные в разные стороны .
            Есть над чем голову ломать.
            Ответить
            • kbob > tlnata | 24.10.2023 | 08:17 Ответить
              Есть горбатые люди, есть сколиоз, есть кифоз.
              Есть над чем голову ломать.
              Неравномерная нагрузка на ствол, ветровая или от веток с солнечной стороны будет его искривлять и вращать. 2000 лет назад люди все это знали особенно те кто занимался заготовкой корабельного леса. Такая закрученная древесина после высыхания вся покоробится.

              Варварские китайские лесозаготовки на дальнем востоке это не учитывают, а зачем напилить с запасом, остальное сжечь.
              Ответить
        • tlnata > pale | 23.10.2023 | 18:03 Ответить
          Конечно, мало! Основные исследования проводились в Европе и в Австралии, а Сингапур - это так, заодно.
          Ответить
    • VladNSK > bonacon | 24.10.2023 | 07:27 Ответить
      Сила Кориолиса
      Ответить
      • tlnata > VladNSK | 24.10.2023 | 07:52 Ответить
        В исследованиях по сосне - деревья в один сезон на одном участке в большинстве "крутились" вправо, в следующий сезон, в большинстве- влево
        Ответить
        • kbob > tlnata | 24.10.2023 | 08:18 Ответить
          воздух завихрялся вокруг деревьев в одну сторону, а потом в другую. Нужно тензодатчики поставить на деревья и измерять внешний крутящий момент.
          Ответить
  • Alef  | 23.10.2023 | 19:40 Ответить
    Может та обеспечивается и дополнительная механическая прочность. При закручивание слоев в разных направлениях как раз механическая прочность повысится. Рубить такие дрова будет трудно. Но в лесу весь повал обычно с корнями, так что это не критично.
    Во всех садовых центров продаются эти деревья с закрученными ветками.
    Ответить
    • tlnata > Alef | 24.10.2023 | 08:00 Ответить
      Из-за сложности обработки и последующего коробления лесообработчики и финансируют эти исследования.
      По поводу " весь повал с корнями" - сильно зависит от породы и условий. В наших лесах (предгорья Кавказа) граб очень часто обламывается, и дубы попадаются тоже обломанные.
      Остов дуба на верхнем фото тоже обломанный.
      Ответить
      • OSAO > tlnata | 24.10.2023 | 10:14 Ответить
        лесообработчики и финансируют
        @
        Мне рассказывали в Абхазии о попытках ввести пальмовые стволы в деловой оборот. Увы, коробится и покрывается шубой даже паркетная плашка.
        Возможно, пора уже начать искать причину, почему некоторые деревья остаются прямослойными? Например, лиственница в Сибири, будучи прямослойной, прекрасно колется на дрова. Неужели не проводились геномные исследования?
        Ответить
      • olegov > tlnata | 24.10.2023 | 12:12 Ответить
        Вариант прочности конечно не может отрицаться волокна чередующие направление очевидно повышают прочность. Вопрос влияния экстремальных условий типа жары засухи возможно лишь в скоростях роста и закручивания, если дереву хорошо оно растет быстро и скорость закручивания отстает, если плохо то растет медленно и закручивание опережает рост. Вторая гипотеза предположу в повреждениях ствола животными и стволовыми вредителями, возможно спиральное закручивание позволяет сохранить проводящую связь до корней при повреждениях ствола, погрызах коры, прогрызании ходов и т.п. Эту гипотезу хорошо бы проверить на всяких древоточцах а также по зарастанию повреждений после лосей оленей зайцев и т.п.
        По кавказу граб вообще считается хрупкой породой но твердой, в отличии от гибкой и мягкой липы например.
        Ответить
      • olegov > tlnata | 24.10.2023 | 12:20 Ответить
        вот у меня 2 года назад бук схлопотал подпревание коры, от земли на 20 см выше отмерла кора на 80% окружности, при этом корни гонят влагу и минералы по стволу, а вот приток обратно резко упал. Долго лечил и продолжаю лечить. Сейчас из остатка коры формируетя новый ствол, начались перспективы к зарастанию старого, но там же грибки и споры, будет гниль серединная, как могу обрабатываю фунгицидами в течении года. Посмотрим.
        Ответить
        • tlnata > olegov | 24.10.2023 | 12:39 Ответить
          А Вы не пробовали сфагнумом обмотать зону повреждения? У него очень сильные бактерицидные и фунгицидные свойства. Я так погрызы в зоне корневой шейки лечила. С перепрививкой "мостиком", чтобы нисходящий ток жидкости наладить.
          Ответить
          • olegov > tlnata | 24.10.2023 | 14:12 Ответить
            Сфагнумом нет, он же влагу удерживает, и свойства его бактерицидности и фунгицидности сильно преувеличены, семена закладываемые на стратификацию в холодильник при +5 прекрасно в нем плесневеют. Причем плесень (по виду пенициллум) перекидывается и на сфагнум тоже частично. Одно из основных требований по заражению грибами древоразрушителями типа трутовика как раз влажная древесина чем она суше тем лучше, поэтому заматывать чем то опасно. Ну кроме случаев когда свежие погрызы и живые клетки тогда да есть шанс что зарастет под пленкой. У меня то кора погибла и началось уже спороношение нектриевых грибов там мочить только грибы разводить а как нектриевые съедают палку я видел сезон и палка в труху. В общем я ее расчистил обработал бентамилом и теперь купорошу постоянно медным купоросом. Это не дает развиваться пеницилу фузариуму аспергилу и альтернарии, которые мочат древесину выедая гемицеллюлозы, сухая непористая древесина высшими грибами не заражается. А привить мостиком некуда было, т.к. погибла кора ниже уровня земли, непонятно куда мостик ставить и древесина под корой была уже поражена грибами, поэтому решил по максимуму сохранять мертвую древесину обрабатывая фунгицидами и расчистить мостик до живого которого осталось всего 20% диаметра, за 2 года он сумел нарастить валы закрыв старый ствол наполовину. Если пойдет хорошо все через 2 года должен закрыть полностью старый ствол, надеюсь он прокупорошенный внутри гнить не будет. Ну или процесс будет не быстрый. Бук подрос до 2 метров пока. Думаю рванет как ствол зарастит, сейчас листья еще мелковаты до исходных не дорастают.
            Ответить
            • tlnata > olegov | 24.10.2023 | 19:36 Ответить
              2 метра? И ветки высоко? И отводочек нельзя сделать? Перестраховаться бы..
              Ответить
              • olegov > tlnata | 25.10.2023 | 16:14 Ответить
                ветки выше метра, тонкие, собственно это третья причина почему даже не стал рассматривать прививку неоткуда брать материал для прививки, в москве буки на каждом шагу не растут.

                Да в целом я спокоен критичным был первый год когда осталась тонкая полосочка коры а ствол загрибил, теперь и грибы унялись и древесина твердая и зарастание идет активно, думаю к июлю следущего лета зарастет 3/4 ствола а через лето скорее всего полностью.

                Обработки продолжаю да и ствол подвязал от ветровых нагрузок, главное он растет вверх значит есть чем формировать целлюлозу.
                Ответить
            • Alef > olegov | 25.10.2023 | 10:30 Ответить
              Удивительно, я видел как у реки годами стояла огромная ива, которой весь ствол по кругу на 5 см обгрыз бобёр - а таки вряд ли оно долго выстоит.

              Сфагнум таки антисептичен, но вот не для всего. Он гнить не может, там гнить нечему, одна целлюлоза, то же верховое болото. В сыром террариуме (точнее модифицированном ящике для сапог) не покрывается плесенью только сфагнум, даже сухие ветки быстро могут покрыться плесенью.
              Ответить
              • olegov > Alef | 25.10.2023 | 16:16 Ответить
                там гнить нечему, одна целлюлоза
                есть грибы деструкторы целлюлозы, так называемые грибы бурой гнили, выедают целлюлозу с большим удовольствием, оставляют одну лигниновую губку от древесины. Вот лигнин кушать не все любят а целлюлозу желающих полно, это же полимер глюкозы чистая энергия.
                Ответить
                • Alef > olegov | 25.10.2023 | 18:12 Ответить
                  Чистая целлюлоза, как ватные кружки, разлагается с трудом. Наверное не хватает дополнительных питательных веществ. Посмотрел, в итоге таки покрылась грибком, но на субстрате.
                  А в террариуме плесень некогда не встречается на сфагнуме (станция увлажнение), всегда не чём то другом. Только если членистоногий жилец террариума на нём погиб и не был съеден своими соседями. И кора - лигнин то же не разлагается и не съедается жильцами.

                  Реч идёт о:
                  Top 5 Pet Isopods (oh, make that 16!) - YouTube
                  https://www.youtube.com/watch?v=Vtr3rhA0g0Q
                  Ответить
      • Alef > tlnata | 24.10.2023 | 20:24 Ответить
        Интересно было бы, если бы вывели искусственную породу более быстро растущей сосны. Собственно, уже вывели быстрорастущую гибридную осину, результат скрещивание американского и европейского вида. Которую так же быстро съедают животные.
        Ответить
        • tlnata > Alef | 25.10.2023 | 12:28 Ответить
          Быстрорастущие моментально становятся агрессорами, вытесняя местные виды. У нас таких инвазивных полным-полно, от клёна ясенелистного до борщевика Сосновского. Так что, десять раз подумать надо.
          Ответить
          • olegov > tlnata | 25.10.2023 | 16:19 Ответить
            да клен ясенелистный бич городов очень агрессивное растение. жалко что в думе не прошло предложение по исключение его из группы деревьев третей категории. Единственный плюс что поросль до 5 см диаметром разрешено и предписано рубить нещадно.
            Ответить
          • Alef > tlnata | 25.10.2023 | 18:17 Ответить
            Да, наверное. Гибридная осина то же может так же быстро расползтись, если бы не контроль животных.
            Ответить
    • pale > Alef | 24.10.2023 | 21:40 Ответить
      Так, может, потому и "с корнями", что ствол достаточно прочный за счёт косослоя? Тоже хорошая мысль - сравнить закручивание поломанных и поваленных с корнями. Но тут надо сильно фильтровать по условиям, по несущей способности грунтов. Может, не удастся собрать достаточную выборку для каких-то убедительных выводов.
      Ответить
      • Alef > pale | 25.10.2023 | 10:20 Ответить
        Это скорее зависит от почвы и климата. Большинство поваленных деревьев, все с корнями. Прибалтика, сосны, ну и лиственные породы, ива козья. Иногда в лесу образуется целый пруд, там где ветер вырвал дерево с корнями.

        А вот в критических условиях возможно прочность ствола и имеет значение. Например, на скале. С типичным пейзажем дерева противостоящего ветру.

        Там обычный сопромат, точнее даже композитные материалы. Дерево расщеплённое молнией, ну или где то поломанное ветром, как правило будет по слоям. Даже при изгибе всё таки ломаться будет в соответствии со слоем - только перпендикулярно. Если чередуется косые слоя, идущие в разные направления, то композит явно будет прочнее.
        Ответить
  • VladNSK  | 24.10.2023 | 07:26 Ответить
    Любопытно. Автору спасибо!
    Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 28.10.2023 | 13:32 Ответить
    Если я правильно понял - каждую весну дерево заново "решает" куда будет в этом году закручиваться.
    При этом, на это решение прошлогодний "винт" никак не влияет. При том никакой из винтов - ни винт коры, ни винт древесины. Или все-таки кора обязательно против древесины закручивается?
    Мне вот интересно стало, если в ствол вбить что направляющее - лопату, или долото, например, под 45 градусов к оси ствола - это направит ли вращение? Будет ли это дерево завинчивается постоянно в одну сторону до тех пор, пока лопату-долото не выдернуть? Или, невзирая, положит "рыскать"?
    Ответить
    • tlnata > Юрий Фёдоров | 28.10.2023 | 16:20 Ответить
      Всё очень зависит от породы и условий. Исследования в сосняках проводились на взрослых деревьях, вот они крутятся туда-сюда и нередко ежегодно меняют направления. Американцы исследовали молодые и взрослые деревья, и обнаружили, что в юном возрасте деревья крутятся в одну сторону, во взрослом - в другую. Но это, опять же , не все породы, а одна. В наших лесах, наблюдая погибшие клёны, я обратила внимание, что древесина у всех, которые мне попались, сильно закручена в одну сторону (второе фото после заглавного). Клёны попадаются, как правило, не на открытом месте, а именно в лесу, среди дуба и граба.
      Эксперименты с долотом проводить бы на живых деревьях не хотелось :)
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > tlnata | 29.10.2023 | 03:33 Ответить
        Ну, эксперименты, похожие на мое предложение с долотом ставит сама жизнь частенько - это когда дерево сквозь забор растет. На каком-то этапе забор начинает врастать в ствол - вот и получается "направляющая" для закручивания. Мой вариант и гуманнее и с научной точки зрения более стройный, потому что забор почти всегда врастет в ствол с двух сторон (я предлагаю с одной, что менее травматично), да создает при этом "направляющие" в обоих, встречных направлениях завинчивания (потому ничем не помогает в изучении этого вопроса)
        )
        А вот на счёт молодых-взрослых - это забавно. Получается, есть объективная, ими самими признанная и реализуемая дата "совершеннолетия" у деревьев!?)1
        На обеих первых Ваших фотах "резьба" привычная, бытовая - так все наши винты и шурупы нарезаны. Интересно, может, при выборе стандарта резьбы, на деревья инженеры ориентировались?)
        Ответить
        • tlnata > Юрий Фёдоров | 30.10.2023 | 08:06 Ответить
          Ваш вариант относится к экспериментам по реакции деревьев на механические повреждения. Там несколько иной механизм, поскольку растению нужно быстро обеззаразить рану и закрыть от проникновения патогенных микроорганизмов. Восстановить, насколько возможно, прочность. Ещё и сформировать обходные пути для тока жидкостей.
          Вы, наверное, обращали внимание, что в местах врастания в дерево чужеродных предметов, выломов (ветка крупная с частью древесины отвалилась) образуются валики. Здесь формирование как древесных, так и коровых структур идёт в аварийном варианте и по другим программам. Древесина в этом месте, ка правило, более плотная.
          Ответить
Написать комментарий

Последние новости


Сравнение процессов, происходящих в современных живых клетках с их возможными предшественниками или примитивными аналогами, описанными в обсуждаемой статье
Обнаружен реалистичный способ присоединения аминокислот к РНК без помощи ферментов и рибозимов

Гигантская вечерница (Nyctalus lasiopterus)
Гигантская вечерница съела зарянку прямо в небе

Самец паука-скакунчика Habronattus americanus
Любовь к красному стимулирует межвидовое спаривание у пауков-скакунчиков

Бактерия рода Geobacter
Археи и бактерии могут объединяться в живую электрическую сеть

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»