Перед вами фрагмент Келлской книги — одной из важнейших письменных реликвий Ирландии. На этой странице представлен фрагмент Евангелия от Луки, а также генеалогия Иисуса. Книга выполнена на пергаменте из шкуры ягненка, ее страницы богато украшены изображениями и буквицами, в которых христианские образы плотно переплетаются с традиционным ирландским стилем. Книга содержит в себе четыре Евангелия, написанные на латыни, и комментарии к ним.

Фрагмент Евангелия от Луки из Келлской книги

Фрагмент Евангелия от Луки с кельтским начертанием латинских букв. Здесь записана часть из двух стихов (3.22 и 2.23), обрезанных в середине фразы: «facta est: «Tu es Filius meus dilectus; in te complacui mihi» («... глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!») и «Et ipse Iesus erat incipiens quasi annorum triginta, ut putabatur, filius» («Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали...»). Фото с сайта flickr.com

Келлскую книгу также называют Книгой Колумбы — в честь святого Колумбы, монаха и просветителя Ирландии. Она была создана примерно в 800 году н. э. в монастыре на острове Айона в Шотландии, основанном Колумбой, но после участившихся набегов викингов была перенесена в Келлское аббатство в Ирландии. Считается, что именно там она была завершена. Сейчас книга хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине.

Над созданием книги потрудились не только люди. Если вы смотрели ирландский мультфильм «Тайна Келлс», повествующий о легенде создания Келлской книги, то вы, вероятно, догадываетесь о происхождении чернил, которыми она написана. Их готовили из дубовых галлов — продукта совместного труда дуба и обыкновенной дубовой орехотворки (Cynips quercusfolii), личинки которой паразитируют на дубе, вызывая образование галла и питаясь им по мере своего развития (см. картинку дня Дубовые яблочки). Но если для дуба галлы являются нецелесообразной, а иногда и весьма обременительной тратой ресурсов, то людям точно есть за что благодарить дубовую орехотворку. Ведь на протяжении многих веков ее личинки усердно служили сохранению знаний и возрастанию грамотности в Европе и на Руси. С этим связано другое имя дубовых галлов — чернильные орешки. Как мы уже писали, ткани дуба богаты дубильными веществами — танинами, поэтому его кору раньше использовали для окраски текстиля и кожи. Однако в галлах концентрация танинов особенно высока. И хотя сами галлы тоже использовали для окраски шелка в странах Средиземноморья и Европы, особенно прославились они именно в качестве сырья для чернил.

Чернила из дубовых галлов в Европе изготавливали еще с V века. Именно ими были написаны средневековые манускрипты, переписывались в скрипториях монастырей книги, с их помощью создавались великолепные образчики графического искусства (например, ими пользовались Рембрандт и Ван Гог). Такие чернила активно применяли в Европе вплоть до XIX века: до XVIII века их изготавливали в домашних условиях, после началось коммерческое производство.

В качестве закрепителя краски (протравы) при изготовлении чернил традиционно применяли сульфат железа. Отсюда их название — железистые чернила. Обычно источником сульфата железа был железный купорос, который также использовался при окрашивании тканей и кожи. Иногда для этой цели применяли медный купорос. Принцип работы протравы заключается в следующем: при взаимодействии сульфата железа с таниновой (дубильной) кислотой происходит связывание танинов, что дает раствору цвет, однако при этом побочным продуктом является серная кислота. Поэтому у железистых чернил на сульфатной основе есть один существенный недостаток — со временем они наносят вред бумаге, и манускрипты, написанные ими, постепенно разрушаются. Это ставит перед исследователями серьезную задачу по сохранению рукописей и рисунков.

Только что нанесенные на бумагу чернила кажутся бледными, а по мере высыхания темнеют, это связано с окислением двухвалентного железа до трехвалентного кислородом воздуха. Частично это происходит и в растворе, но чернила лучше закрепляются, когда процесс окисления идет на бумаге. Как дополнительный связующий элемент использовали гуммиарабик. Он делает чернила более вязкими и удобными для письма, поддерживая красящие вещества в виде суспензии, усиливает связывающие свойства чернил с писчей поверхностью и яркость цвета. Цвет таких чернил в зависимости от концентрации компонентов и свежести был от черного до буроватого.

Фрагмент Келлской книги, пигменты

Фрагмент Келлской книги. Какое богатство красок! Анализ, проведенный с помощью рамановской спектроскопиии, показал, что синий пигмент — это индиго, красный и оранжевый — оксид свинца, желтый — аурипигмент (сульфид мышьяка), темно-розовый — орсеин, или лакмус (краситель, получаемый из лишайника рочеллы красильной Roccella tinctoria), зеленый получали смешением аурипигмента с индиго. Для белых элементов использовали гипс, для черных — уголь, но чаще — железистые чернила. Фото © Larry Koester с сайта flickr.com

По замечаниям историков, для изготовления чернил предпочитались те галлы, из которых насекомое еще не вышло — они еще назывались «голубыми», в отличие от «белых», уже с прогрызенной дырочкой и опустевших, содержащих меньше танинов. Для выделения танинов галлы обрабатывали с помощью кратковременного замачивания в воде, длительного замачивания или нагревания. Нередко раствор отставляли до появления плесени на поверхности: считается, что она могла усиливать интенсивность цвета. В некоторых рецептах рекомендуют добавить в раствор вино или пиво, или даже полностью заменить воду вином.

Вот один из таких рецептов XV века: «Для изготовления хороших чернил для письма, особенно для книг, возьмите 4 бутылки хорошего вина, белого или красного, 1 фунт галлов, немного разомните их и погрузите в вино и выстаивайте 12 дней, ежедневно помешивая палкой. На 12-й день процедите через хорошую льняную ткань в чистый сосуд, в котором нагрейте практически до кипения. Снимите с огня и, когда раствор остынет, добавьте 4 унции гуммиарабика, который должен быть ярким и прозрачным, и перемешайте палкой. Затем добавьте 0,5 унции купороса [в рецепте указан Roman vitriol, что может означать в данном случае как железный, так и медный купорос, но, как правило, использовали железный], и мешайте до полной однородности».

По утверждению автора рецепта, полученные на вине чернила хороши для написания книг, поскольку со временем не теряют цвета и не стираются, в отличие от чернил на водной основе. Также в этом рецепте утверждается, что «ежели вы возьмете в равных долях галлов, гуммиарабика и купороса, то в том беды не будет, и чернила все равно выйдут хороши». Также вино может быть заменено водой, как полностью, так и наполовину. Таким образом, мы видим, что пропорции бывали не строго зафиксированы.

Рецепт из домовой книги 17 века

Рецепт из домовой книги XVII века: «Для приготовления отличных чернил возьмите 3 галлона дождевой воды, кварту винного уксуса, 2 фунта галлов, 1 фунт гуммиарабика, четверть фунта гранатовый кожуры, все это разомните, но не слишком сильно, добавьте 2 унции купороса. Чернила приготовятся скорее, если поместить сосуд у огня или на солнце». Фото с сайта travelingscriptorium.com

Железистые чернила изредка использовались и в XX веке, даже сейчас их можно найти в продаже. Но гораздо интереснее изготовить такие чернила самостоятельно в домашних условиях, по старинным рецептам. Несколько лет назад я собрала галлы в лесу под Сергиевым Посадом, в октябре, уже в дубовом опаде, когда часть листвы еще оставалась на дереве. (Интересно, что галлы нахожу уже не первый год под одним и тем же дубом в больших количествах, а под другими дубами в округе их нет.)

Собранные дубовые галлы

Собранные дубовые галлы. Фото Полины Сутягиной

Эксперимент был довольно простой, без вина, гуммиарабика и купороса. Сперва я разрезала галлы пополам и замочила на несколько дней в дождевой воде (лучше использовать воду без примесей, в идеале — дистиллированную). Источником двухвалентного железа послужили самые легкодоступные ингредиенты — старые гвозди, замоченные в столовом уксусе. Если есть желание сильнее приблизиться к оригинальному рецепту, можно приобрести и железный купорос, например в магазинах с удобрениями. Через несколько дней я соединила обе смеси, что привело к мгновенному почернению как жидкости, так и самой ткани галлов.

Дубовые галлы, замоченные в дождевой воде

Слева — дубовые галлы, замоченные в дождевой воде. Справа — почерневший после добавления протравы раствор. Фото Полины Сутягиной

Для письма я использовала тонкую кисть и перо. Свеженанесенные на бумагу чернила имели светло-бурый цвет, а при высыхании темнели.

Готовые чернила из галлов

Готовые чернила и сделанная ими надпись. Фото Полины Сутягиной

Для получения более интенсивного цвета можно воспользоваться советами из древних манускриптов и поэкспериментировать с соотношением объема чернильных орешков и объема воды и протравы.

Потемневшие галлы

Почерневшие галлы. Фото Полины Сутягиной

Этот весьма увлекательный и познавательный эксперимент поможет вам скоротать унылые осенние дни.

Фото с сайта Тринити колледжа digitalcollections.tcd.ie.

Полина Сутягина


11
Показать комментарии (11)
Свернуть комментарии (11)

  • pale  | 10.11.2022 | 09:57 Ответить
    "... галлы нахожу уже не первый год под одним и тем же дубом..." - а есть этому какое-то объяснение? Дубовых галлов не видел никогда, но из года в год под одним и тем же деревом замечаю опавшие листья с утолщением-узлом на черенке. Тоже, видимо, домик какого-то паразита. Возможно, это вообще типично, что поражаются конкретные деревья, а не весь массив.
    Ответить
    • olegov > pale | 10.11.2022 | 10:03 Ответить
      это тополевый вредитель внутри утолщения насекомые
      Ответить
      • pale > olegov | 10.11.2022 | 10:32 Ответить
        Да, но почему эта зараза не переползает на соседние деревья?
        Ответить
        • olegov > pale | 10.11.2022 | 10:43 Ответить
          у вас не знаю, у нас все тополи более менее равномерно были им поражены
          Ответить
    • Полина Сутягина > pale | 14.11.2022 | 12:40 Ответить
      Полного объяснения этому в научных источниках я не нашла. Но полагаю, что это как и с иными заболеваниями - кто-то более устойчив, кто-то менее. К тому же орехотворке удобнее заселять то же дерево, под которым она вылупилась. Галлы просто нужно поискать, и под каким-нибудь дубом они найдутся. Это не редкое явление.
      Ответить
      • pale > Полина Сутягина | 16.11.2022 | 13:33 Ответить
        Спасибо.
        Ответить
  • olegov  | 10.11.2022 | 10:03 Ответить
    до появления плесени на поверхности: считается, что она могла усиливать интенсивность цвета
    в общем верно считалось, например черная плесень - аспергилиус нигер может выедать глюкозу и высвобождать свободную галловую кислоту, которая и образует комплекс с железом фиолетовосинего цвета, а вот черный цвет образуют полимеры нерегулярного состава при воздействии окисляющего эффекта железа.
    Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 12.11.2022 | 04:26 Ответить
    На счёт коротания унылых осенних:
    Уважаемая Полина! А не сходить ли в театр, например? Если что, рад буду составить компанию))

    А ещё у меня по химии вопрос: по школьным годам помнится, если железо меняет валентность, то и формула в-ва целиком должна вид изменить. Раз уже до таких деталей добрались, не затруднит ли хим формулу описать происходящего на воздухе процесса почернения героев Вашего рассказа - чернил? После комментария (чуть выше) уважаемого Олегова понимаю так, что сначала сии чернила - железная соль галловой кислоты. А потом - чёрное - полимеры какие-то с прилипшим к ним железом... неужели галлова кислота полимеризуется? И как этот процесс связан со сменой валентности феррума?
    Ответить
    • Полина Сутягина > Юрий Фёдоров | 14.11.2022 | 12:47 Ответить
      Уважаемый Юрий,
      формула процесса в растворе такова:
      FeSO4 + H2Tannin → FeTannin + H2SO4
      Относительно реакции с воздухом у меня нет данных по формуле, могу лишь предположить, что у одного элемента появляется индекс 2, а у другого 3.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > Полина Сутягина | 17.11.2022 | 03:42 Ответить
        На счёт индексов - версия, конечно, очень милая, но мне кажется, если кислотный остаток двухвадентен, а феррум - трех, то одними индексами отделаться тут, для почернения засыхающих чернил, нам с Вами будет не легко)
        Ответить
        • Artemo > Юрий Фёдоров | 18.11.2022 | 12:31 Ответить
          У кислотного остатка может быть переменная валентность, или соль может быть кислой
          Ответить
Написать комментарий

Последние новости


Ребенок Cхул 1 и его родители
Череп ребенка из пещеры Схул подтверждает раннюю гибридизацию сапиенсов и неандертальцев

Цветки Stigmaphyllon paralias и их взаимодействие с маслособирающими пчелами
Асинхронность цветения и активности опылителей влияет на направление отбора

Новый вид игуанодонтов, Istiorachis macarthurae
На острове Уайт найден игуанодонт со спинным парусом

Сенильные бляшки бета-амилоида
Дефицит лития играет важную роль в патогенезе болезни Альцгеймера

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»