На фото — голотип загадочного животного, обнаруженного известной польской специалисткой по мезозойским животным Зофьей Келан-Яворовской 9 июля 1965 года. В то время она принимала участие в одной из польско-монгольских палеонтологических экспедиций, организованных совместно Польской и Монгольской академиями наук: по результатам тех исследований миру был представлен не один десяток новых родов млекопитающих, птиц, амфибий, рыб и разнообразных рептилий, включая и динозавров. Среди наиболее известных находок — несколько скелетов птицеподобных орнитомимозавров галлимимов, почти полный скелет длинношеего зауропода опистоцеликаудии (Opisthocoelicaudia), череп толстоголовой пахицефалозавриды преноцефала (Prenocephale) и, наконец, пара огромных — длиной два с половиной метра! — передних конечностей загадочного хищного динозавра, который после этого еще почти пятьдесят лет сбивал с толку всех палеонтологов мира.
Находку описали как дейнохейра загадочного (Deinocheirus mirificus), отразив в родовом названии — «ужаснорукий» — главную особенность животного: его огромные и довольно-таки жутко смотрящиеся передние конечности. Только на то, чтобы извлечь их из песчаниковых отложений бассейна Нэмэгэт, где они пролежали почти семьдесят миллионов лет, у палеонтологов ушло три дня!
К сожалению, помимо лап, плечевого пояса и разрозненных костей скелета ничего больше найдено не было, поэтому в итоговом описании результатов экспедиции, сделанном в 1968 году, тогда еще безымянному хищному динозавру посвящено лишь три строчки. В 1970 году вышла статья с описанием нового вида, рода и семейства... и после этого на протяжении более тридцати лет дейнохейр оставался палеонтологической загадкой: ученые никак не могли понять, кому принадлежали загадочные лапы, а главное — для чего использовались?
С мертвой точки дело сошло лишь в 2000-х годах. Сначала на том же месте, где были обнаружены оригинальные окаменелости, в 2008 году были проведены дополнительные раскопки, в результате чего в руки ученых попали еще несколько обломков костей того же скелета, включая брюшные ребра со следами зубов крупной тираннозавриды. Затем в 2013 году поступило сообщение о находке еще двух неполных скелетов дейнохейра, обнаруженных в 2006 году во время корейско-монгольской палеонтологической экспедиции: к тому времени оба местонахождения уже были разграблены «черными палеонтологами» (см. Fossil trade), которые выкопали и вывезли из страны большую часть костей. К счастью, оставшихся вполне хватило, чтобы установить видовую принадлежность животных. Сообщение о новых окаменелостях «обладателя загадочных лап» вызвало среди палеонтологов настоящий фурор, а также привлекло внимание к проблеме незаконной торговли окаменелостями, не позволившей ученым наконец-то выяснить, как же выглядел этот загадочный динозавр.
Остатки двух экземпляров дейнохейра (a, b), найденных в 2006 году. c — прорисовка восстановленного скелета. Длина масштабного отрезка — 1 метр. Человеческий силуэт добавлен для масштаба, его рост составляет 1,7 метра. Вместе с голотипом, найденным в 1965 году, остатки этих трех животных позволяют судить о том, как выглядел полный скелет дейнохейра при жизни. Рисунок из статьи Y.-N. Lee et al., 2014. Resolving the long-standing enigmas of a giant ornithomimosaur Deinocheirus mirificus
Вскоре стало известно, что кости дейнохейра были вывезены из Монголии примерно в 2002 году и через японских и немецких посредников проданы в частные европейские коллекции. В конце концов череп и задние конечности дейнохейра обнаружил французский торговец окаменелостями Франсуа Эскулле (Francois Escuillie), в 2011 году он связался с палеонтологом Паскалем Годфруа (Pascal Godefroit) из Королевского бельгийского института естественных наук и попросил его помочь установить принадлежность костей. Впоследствии, когда выяснилось, что череп и ноги идеально подходят к скелету, найденному корейско-монгольской экспедицией, Эскулле выкупил остатки животного у прежнего владельца и передал их в дар Королевскому бельгийскому институту, а уже оттуда, после изготовления точных копий, кости дейнохейра отправились на родину, в Монголию. Восстановленный скелет был после этого выставлен в Центральном музее динозавров в Улан-Баторе, а в 2014 году наконец-то вышло полное описание дейнохейра, и загадка, над которой ученые мучились без малого пятьдесят лет, наконец-то была разрешена.
Копия черепа дейнохейра, единственного из обнаруженных; в числе прочих окаменелостей он был тайно вывезен из Монголии и продан за рубеж, чтобы вернуться на историческую родину лишь десять лет спустя. Фото с сайта en.wikipedia.org
В результате выяснилось, что дейнохейр был, пожалуй, одним из самых необычных хищных динозавров, которые когда-либо бродили по нашей планете: американский палеонтолог Томас Хольц метко описал его как «плод тайной любви между галлимимом и гадрозавром». Из всех известных орнитомимозавров («страусовых» динозавров, сестринской группы по отношению к манирапторам, куда входят птицы и их ближайшая родня) дейнохейр оказался самым крупным: длина его тела достигала 11–12 метров, а весил ящер около 6,5–7 тонн, то есть был вполне сопоставим по габаритам со знаменитым тираннозавром рексом. Вот только ничем больше на «короля всех хищников» он похож не был — ибо вообще на что может быть похож динозавр с клювом утки, шеей лебедя, лапами ленивца и горбом верблюда?
Слева — устаревшая реконструкция дейнохейра 2009 года: на ней он больше напоминает «классических» орнитомимозавров наподобие галлимима. Рисунок © Dinoraul с сайта renderosity.com. Справа — современная реконструкция дейнохейра, прогуливающегося по густо заросшему мелководью. Рисунок © Julio Lacerda с сайта paleoart.tumblr.com
Отличался дейнохейр от других орнитомимозавров и более мелкими деталями анатомии. Например, если у галлимима пасть больше походила на страусиный клюв, то у дейнохейра явно прослеживалось сходство с уткой или колпицей: беззубые челюсти расширялись в форме лопаточки, при этом нижняя челюсть была необычайно массивной — возможно, из-за толстого мясистого языка, которым дейнохейр пользовался как помпой, всасывая мягкую пищу во время кормежки.
Реконструкция дейнохейра, бродящего по мелководью; слева — стайка галлимимов, дальних родственников этого великана, на заднем плане — анкилозавр тархия, на коряге рядом с ногами дейнохейра — черепаха монголохелис (Mongolochelys). Рисунок Андрея Атучина с сайта andrey-atuchin.blogspot.com
Также орнитомимозавры — одни из самых «умных» динозавров с довольно большим соотношением массы мозга к массе тела, тогда как мозг дейнохейра оказался необычайно маленьким, сравнимым с мозгом длинношеих динозавров-зауропод, которые известны как обладатели самых маленьких мозгов по отношению к массе тела из всех динозавров (например, у 15-тонного ампелозавра размером с автобус мозг был чуть побольше теннисного мячика). Возможно, эта особенность дейнохейра связана с образом жизни, который он вел, ведь, как и гораздо более известный теризинозавр (см. картинку дня «Ящер-косарь»), «ужаснорукий» динозавр, скорее всего, был относительно безобидным животным, питающимся в основном растительностью и различными мелкими животными, от рыбы (в желудке одного из дейнохейров сохранились рыбьи кости и чешуя) и моллюсков до некрупных рептилий и случайно попадающихся млекопитающих.
Вряд ли, конечно, дейнохейр гонялся за своей добычей, как это делали его более мелкие родственники: судя по широким ступням, относительно длинным бедрам и массивному тазу, при жизни этот динозавр был нетороплив и довольно грузен, поэтому пища животного происхождения (если, конечно, это была не падаль) могла попасть в его рацион разве что случайно. Некоторые палеонтологи даже предполагают, что именно из-за чрезвычайно массивной нижней части тела дейнохейру и пришлось развить своеобразный «горб», чем-то похожий на «парус» спинозавра или конкавенатора, но поддерживаемый значительно более толстыми отростками спинных позвонков. На деле это, скорее всего, было нечто среднее между «горбом» и «парусом»: возможно, крепившиеся к отросткам связки помогали дейнохейру поддерживать объемистое брюхо, наподобие того, как опоры с растяжками удерживают на весу пролеты вантового моста. Также «горб» мог служить динозавру опознавательным знаком и средством привлечения партнера: учитывая, что, судя по сросшемуся кончику хвоста (пигостилю; у современных птиц он служит местом прикрепления рулевых перьев), у этого ящера мог быть оперен как минимум хвост, демонстрационное поведение дейнохейра должно было быть хорошо развито, несмотря на всю его неуклюжесть.
Реконструкция дейнохейра в менее популярном «голом» амплуа, с минимумом наружных покровов. Согласно предположению палеонтолога и художника Марка Уиттона (Mark P. Witton), размеры дейнохейра были достаточно велики, чтобы, как и современный африканский слон, он не нуждался в пышном оперении. Рисунок © Mark Witton с сайта markwitton-com.blogspot.com
Малый размер склеротикальных колец (внешний диаметр кольца составлял 84 мм, что очень немного для черепа длиной больше метра) указывает на то, что дейнохейр был дневным животным, а обнаружение его остатков в отложениях, сформировавшихся в дельте широкой реки, на то, что он жил рядом с крупными водоемами.
Его передние конечности, скорее всего, служили в основном для рытья и сбора пищи: кисти были довольно подвижными, но неспособными что-либо захватить, поэтому дейнохейр мог использовать их как грабли или оружие самообороны, но едва ли был в состоянии, скажем, выхватить ими из воды даже дохлую рыбу. Также проведенное в 2015 году исследование микроструктуры костей динозавра показало, что, несмотря на свои солидные размеры, дейнохейр обладал высоким уровнем метаболизма и довольно быстро рос вплоть до наступления половой зрелости. Возможно, как и гигантские зауроподы (см. Малыши гигантских динозавров росли очень быстро, «Элементы», 28.04.2016), молодые дейнохейры таким образом быстро выходили из «зоны интереса» некрупных хищников, становясь слишком большими, чтобы их можно было безбоязненно атаковать.
Реконструкция нападения тарбозавра на дейнохейра с двумя детенышами. Рисунок © Franco Tempesta с сайта autoridimmagini.it
Все три образца дейнохейра были извлечены из пород формации Нэмэгэт, датируемых маастрихтским ярусом позднего мелового периода. В те времена нынешняя пустынная Монголия изобиловала водой: места обитания дейнохейра представляли собой густую сеть рек и мелководных озер, так что заросших водорослями отмелей и заливных лугов там было в избытке. Впрочем, где есть еда, всегда найдутся и едоки: из той же формации известны многочисленные растительноядные динозавры, включая гадрозавров, зауропод, теризинозавров и анкилозавров. Вероятно, дейнохейру удавалось избегать конкуренции с ними за счет своей всеядности: пусть он и не мог так же эффективно пережевывать пищу, как гадрозавр зауролоф, или доставать еду с верхушек деревьев, что, возможно, было под силу зауроподу немегтозавру, но вместо этого он питался всем, что попадалось ему на пути, как это делает современный страус, вполне мирно уживающийся с многочисленными африканскими копытными.
Реконструкция пары дейнохейров, мирно пасущихся на мелководье. Рисунок © Carcascan с сайта deviantart.com
Вот такая занятная получилась история у этого динозавра: его изображали то гигантским хищником, использующим свои когти для разрывания жертв на части, то динозавром-ленивцем, проводившим часы на ветвях деревьев. Но в конце концов эволюция в очередной раз доказала, что человеческому воображению всё еще далеко до ее возможностей, так что даже самые смелые наши предположения разгромно проиграли реальности. И кто знает, была ли бы в конце концов разрешена эта палеонтологическая загадка, если бы не внимательность, целеустремленность и искренняя преданность науке, которые позволили вернуть незаконно вывезенные окаменелости и наконец-то сложить паззл, остававшийся разобранным на протяжении почти пятидесяти лет. Теперь одним вопросом у палеонтологов стало меньше, и едва ли в будущем дейнохейра снова назовут «загадочным». Но разве это так уж плохо?
Фото с сайта ru.wikipedia.org.
Анна Новиковская
А, простите, можно ли по этим найденным костям определить наверняка, не были ли на лапах передних перепонки, как у гуся?)Перепонок, скорее всего, не было, потому что (а) в тамошних водоемах дейнохейру было бы не слишком удобно плавать, из-за размеров, (б) задние ноги у него, хоть и широкие, но вполне сухопутные, (в) из-за анатомических особенностей хищным динозаврам сложновато было бы грести передними конечностями, диапазон доступных движений не тот.
А вот на счет незаконности выкопа и вывоза окаменелостей: что-то тут не вяжется.К сожалению, это противоречие, хоть и выглядит странно, на самом деле просто является сочетанием двух противоположных точек зрения: палеонтологов и коллекционеров.
длина его тела достигала 11–12 метров, а весил ящер около 6,5–7 тонн, то есть был вполне сопоставим по габаритам со знаменитым тираннозавром рексом...Рост организма (в особенности слишком быстрый) у животных происходит циклически: то костная, то мышечная масса. Долговязый молодняк (акселераты), еще не нарастивший мясо - сравнительно легкая добыча для хищников, если только не бегает очень быстро и не находится в окружении более крупных сородичей.
дейнохейр обладал высоким уровнем метаболизма и довольно быстро рос.., молодые дейнохейры таким образом быстро выходили из «зоны интереса» некрупных хищников, становясь слишком большими, чтобы их можно было безбоязненно атаковать.
На деле это, скорее всего, было нечто среднее между «горбом» и «парусом»: возможно, крепившиеся к отросткам связки помогали дейнохейру поддерживать объемистое брюхо, наподобие того, как опоры с растяжками удерживают на весу пролеты вантового моста.Скорее, наоборот, таким гигантам поддерживать надо было не брюхо, а хвост и шею. Да и горб, по аналогии с вантовым мостом находится на опоре, а не в пролете. Удивительно, что тираннозавр длиной намного более 10 метров не имел такого горба-гребня для поддержания огромнейшей головы и длиннющего хвоста.
Монгольский палеонтолог Алтангэрэлийн Пэрлэ стоит между передних лап дейнохейра. Фото с сайта npr.org