Эти две гусеницы на фото совсем не похожи: если одна старается казаться как можно более непривлекательной и незаметной, то яркая окраска другой сразу бросается в глаза и недвусмысленно намекает о несъедобности ее обладательницы. Тем не менее обе гусеницы принадлежат к одному виду! Перед вами ольховая стрельчатка (Acronicta alni) из семейства совок, пример вида с онтогенетическим изменением окраски. Такое необратимое изменение окраски особей данного вида связано с их нормальным индивидуальным развитием — онтогенезом.
Гусеницы ольховой стрельчатки не просто меняют свою окраску в течение одной стадии онтогенеза (стадии личинки) — эти кардинальные перемены касаются также смены стратегии их защиты, что само по себе довольно редкое явление в природе. Первые три возраста (возраст — это промежуток жизни гусеницы между двумя линьками) гусеницы стрельчатки окрашены в коричневато-черный и белый цвета и внешне напоминают птичий помет, да и выглядят маленькие коричнево-белые гусеницы малозаметными на неосвещенной листве (такая маскировочная окраска встречается и у других видов бабочек, см. картинку дня Бабочка, мухи и птичий помет). Маскировочную окраску личинки ольховой стрельчатки сохраняют, пока не достигнут длины примерно 25 мм, то есть до последней гусеничной линьки.
Но самое интересное происходит потом. После линьки окраска гусениц последнего, четвертого, возраста становится яркой, контрастной, с черными и желтыми полосками и длинными волосками. Это типичный пример апосематической (предостерегающей) окраски, и хищнику достаточно однажды попробовать такую гусеницу, чтобы усвоить раз и навсегда, что она несъедобна, неприятна на вкус или даже ядовита.
Так что же происходит в развитии гусениц стрельчаток, что вынуждает их так резко менять тип окраски во время последней личиночной линьки? Поскольку яркая окраска должна указывать хищникам на непригодность гусеницы в пищу, первое объяснение, которое приходит на ум, связано с увеличением в теле гусениц последнего возраста концентрации каких-то потенциально ядовитых веществ. Известно, что гусеницы могут избирательно накапливать в своем теле метаболиты из листьев растений, которые они используют в пищу. Например, гусеницы бабочек-парусников питаются на ядовитых растениях, накапливая их ядовитые метаболиты в своем теле, и, как правило, имеют апосематическую окраску на всех стадиях личиночного развития.
Гусеницы ольховой стрельчатки в основном питаются листьями ольхи и березы, которые содержат токсичные фенольные соединения. Можно предположить, что гусеницы первых возрастов просто не успевают накопить в теле достаточный уровень метаболитов для эффективной защиты от поедания хищниками. Однако поведенческие эксперименты показали, что птицы одинаково неохотно склевывают как маленьких гусениц, похожих на помет, так и ярких крупных гусениц последнего возраста. Возможно, ядовитые метаболиты есть в теле личинок всех возрастов, и смена окраски с этим обстоятельством не связана, но окончательно отвергнуть эту причину смены типа окраски поможет только химический анализ.
Гусеница ольховой стрельчатки яркой апосематической окраски грызет лист березы. Фото © Николай Владимиров с сайта flickr.com, Московская область, 12 июля 2014 года
Однако внимательное наблюдение за гусеницами выявило другое обстоятельство. Юные гусеницы с маскировочной окраской в основном малоподвижны и передвигаются только на небольшие расстояния — по мере съедания листьев. Старшие же яркие гусеницы более активны: они быстро и много ползают, могут покидать листья, перемещаться с одного растения на другое. Такие перемены в поведении могут быть связаны с тем, что более крупные гусеницы старшего возраста быстрее съедают подходящие листья и вынуждены чаще менять местоположение, а также они готовятся к окукливанию и должны подыскивать подходящее для этого место. Возможно, именно здесь кроется причина смены типа окраски: если ты начинаешь активно двигаться, то маскироваться под птичий помет становится гораздо сложнее, да и маскировка становится не такой эффективной. Поэтому животное меняет окраску на отпугивающую, для которой активные передвижения — не помеха. Да и увеличение размеров гусеницы затрудняет ее маскировку, зато может усилить отпугивающий характер окраски.
Хищники все-таки иногда решаются отведать гусеницу ольховой стрельчатки — например, этот кузнечик Tettigonia. Фото © Imbi Vahuri с сайта flickr.com, 25 июля 2013 года
Гусеница ольховой стрельчатки — редкий, но не единственный пример смены стратегии защиты на одной стадии жизненного цикла. Гусеницы другого вида бабочек, Saucrobotys futilalis из семейства огнёвок-травянок, на ранних возрастах имеют криптическую зеленую окраску, но на поздних становятся оранжевыми с черными пятнышками. Такое онтогенетическое изменение окраски, вероятно, также связано с различиями в образе жизни гусениц. Личинки раннего возраста скрытно кормятся листьями растения-хозяина внутри шелковых коконов. Однако гусеницы старших возрастов нуждаются в большем объеме пищи и переходят к открытому кормлению, что совпадает по времени с развитием у них апосематической окраски.
Гусеницы бабочки Saucrobotys futilalis. Слева — гусеницы первых возрастов с криптической зеленой окраской. Фото с сайта jungledragon.com. В центре — гусеницы питаются листьями внутри сотканного ими шелкового кокона. Некоторые в коконе еще линяют (они белые), а некоторые уже перелиняли и приобрели яркую оранжевую окраску с черными пятнами. Фото с сайта en.wikipedia.org. Справа — гусеницы последнего возраста с апосематической окраской. Фото © Richard Orr с сайта flickr.com, США, 7 сентября 2016 года
Примеры онтогенетического изменения стратегии защиты есть не только среди бабочек. Клоп щитник линейчатый (Graphosoma lineatum) также меняет свою окраску с криптической на апосематическую. До периода зимней диапаузы взрослые клопы окрашены бледно, а покинув весной свои зимовочные места в листовой подстилке, становятся ярче — контрастными красно-черными. Исследования показали, что такие перемены связаны с изменением уровня активности насекомых: до периода диапаузы клопы менее активны и подвижны по сравнению с весенним периодом, когда они приступают к размножению. Неподвижные бледные клопы отлично маскируются под желто-коричневые цвета окружающей среды в конце лета и осенью, они могут долгое время питаться и быть при этом практически неподвижными, а весной их красно-черная полосатая окраска сильнее контрастирует с весенней зеленью. При этом, как и для гусениц ольховой стрельчатки, нет прямых доказательств связи такой смены окраски со степенью ядовитости насекомых. Однако косвенные факты — одинаковая непривлекательность клопов обеих расцветок для хищников в экспериментах — свидетельствуют о том, что смена окраски с разным содержанием ядовитых веществ в теле не связана.
Слева — бледные щитники линейчатые плохо заметны на фоне семян растения. Фото © Petr Greenwood с сайта flickr.com, 14 августа 2015 года. Справа — яркий весенний щитник. Фото с сайта twitter.com
Фото © Николай Владимиров с сайта flickr.com и © Ryszard с сайта flickr.com.
Ира Демина
Гусеница ольховой стрельчатки раннего возраста. Фото © Николай Владимиров с сайта flickr.com, Московская область, 8 июля 2014 года