На фото — гусеница брамеи Уоллиха (Brahmaea wallichii) — ночной бабочки из семейства брамей. Причудливый облик ей придают длинные роговидные черные выросты на теле: на II и III грудных сегментах и на IX брюшном сегменте выросты парные, а на VIII брюшном сегменте — один непарный «рог» (тело гусениц состоит из трех грудных и десяти брюшных сегментов).
Гусеницы всех бабочек периодически линяют. Благодаря этому личинка получает возможность увеличить размер своего тела (пока новая кутикула не затвердеет). Промежуток жизни гусеницы между двумя линьками называют «возрастом». Из яйца выходит гусеница первого возраста, через некоторое время она впервые линяет и становится гусеницей второго возраста и т. д. Кроме размера после линьки часто меняется и внешний вид гусеницы. Вот и длинные выросты на теле можно увидеть только у личинок брамеи младших возрастов. После третьей линьки «рога» исчезают, и об их присутствии у гусеницы четвертого возраста напоминает лишь мозолевидный бугор на VIII брюшном сегменте тела.
Гусеница брамеи довольно крупная (до 10 см) и ярко окрашена. Будучи рассерженной, она расправляет свои выросты и принимает угрожающую позу. Возможно, устрашающие рога и яркая окраска отпугивают потенциальных хищников. Наличие таких «рогов» роднит брамею Уоллиха с другими представителями рода Brahmaea, например с B. hearseyi, B. certhia и B. japonica. Впрочем, последнюю иногда рассматривают как подвид брамеи Уоллиха.
Гусеницы Brahmaea certhia. Фото © Igor Siwanowicz с сайта pinterest.ca
Схожей стратегии отпугивания хищников придерживаются и личинки некоторых других бабочек, например гусеницы Nematocampa из семейства пядениц (см. картинку дня Танцующая гусеница). Возможно, выросты также помогают гусеницам брамей замаскироваться среди ветвей деревьев, на которых они обитают.
Гусеница Brahmaea japonica третьего возраста на ветке бирючины. Фото © Jurgen Vanhoudt с сайта flickr.com
Встретить брамею Уоллиха можно в тропических и умеренных лесах Азии (Северная Индия, Непал, Мьянма, Китай, Тайвань, Япония). Обитают и, соответственно, питаются эти гусеницы на растениях семейства маслиновых (Oleaceae), чаще всего на бирючине туполистной (Ligustrum obtusifolium), а также на ясене обыкновенном (Fraxinus excelsior). При содержании в искусственных условиях личинки не отказываются от листьев обыкновенной сирени (Syringa vulgaris) и бузины (Sambucus).
Листья маслиновых довольно хорошо защищены от желающих полакомиться их листьями. Так, например, листья бирючины туполистной, на питании которыми специализируется брамея Уоллиха, содержат полифенол олеуропеин (примерно 3% от сырой массы), придающий листьям вяжущий вкус. Как только травоядное насекомое начинает пережевывать листья бирючины, в них активируются ферменты β-гликозидаза и полифенолоксидаза. Эти ферменты превращают олеуропеин в сильное денатурирующее вещество, которое связывается с остатками лизина в белках листьев. Лизин — важная аминокислота; без него листья теряют свою пищевую ценность, и травоядные животные не могут расти на такой скудной пище.
Однако гусеницы брамеи прекрасно себя чувствуют и замечательно растут, поедая листья бирючины на завтрак, обед и ужин. Дело в том, что в переднем отделе их кишечника синтезируется большое количество (50 миллимолей/г) свободного глицина. Ученые предполагают, что эта аминокислота «конкурирует» с лизином за возможность связаться с активированным олеуропеином, в результате чего нейтрализует его денатурирующую активность. Перехитрив таким образом растение, гусеницы могут прекрасно выкормиться на его листьях.
Гусеницы брамеи Уоллиха едят листья бирючины обыкновенной (Ligustrum vulgare). Слева — гусеница второго возраста. Справа — гусеница пятого возраста. Фото © Jurgen Vanhoudt с сайта flickr.com
Но не только брамея Уоллиха умеет обманывать растение — кишечный сок гусениц бражника Танкре (Dolbina tancrei) из семейства бражников и Pangrapta trimantesalis из семейства совок, питающихся листьями бирючины туполистной, тоже содержит повышенное количество свободного глицина. У других бабочек, гусеницы которых питаются на бирючине, роль аминокислоты-«защитника» могут играть гамма-аминомасляная кислота (в кишечнике зефира Прайера (Artopoetes pryeri) из семейства голубянок) и β-аланин (у Crainophora fasciata и Amphipyra monolitha из семейства совок).
Для того чтобы окуклиться, гусеницы спускаются на землю и заползают под камни или зарываются в сырую листву. Там они превращаются в куколку черного цвета, из кокона которой позднее появляется на свет крупная бабочка с размахом крыльев до 16 см.
Куколка брамеи Уоллиха. Фото с сайта macroclub.ru
Бабочка брамеи Уоллиха имеет типичную для брамеид окраску из чередующихся полос коричневого и черного цвета с крупными «глазками» на передних крыльях, за которые семейство брамей также называют волнистыми или струйчатыми павлиноглазками. Бабочка ведет сумеречный и ночной образ жизни, а в дневное время неподвижно сидит на стволах деревьев или на земле, расправив огромные крылья. Серо-коричневая окраска с полосато-волнистым узором делает ее малозаметной на таком фоне.
Бабочка брамеи Уоллиха. Фото © Shipher Wu с сайта flickr.com, Тайвань
Кладку из крупных (3–4 мм в диаметре) яиц кремово-белого цвета бабочка крепит к нижней стороне листьев растения-хозяина будущих гусениц. Через 10–14 дней из яиц появляются гусеницы, которые тут же приступают к поеданию листвы.
Яйца брамеи Уоллиха. Перед вылуплением личинок оболочка яиц становится прозрачной, и через нее можно разглядеть свернувшихся внутри полосатых гусениц. Фото с сайта allevamentosaturnidi.altervista.org
У брамеи Уоллиха вылупляется два поколения в год. Весной из перезимовавших коконов появляются имаго (взрослые насекомые), которые откладывают яйца. Гусеницы первой генерации развиваются в апреле-мае, затем окукливаются и превращаются в имаго. Второе поколение появляется в августе из яиц, отложенных первой генерацией, окукливается и на этой стадии зимует.
Фото © Raffaele Lafo с сайта flickr.com.
Ира Демина
Гусеница брамеи Уоллиха четвертого возраста. После третьей линьки длинные роговидные выросты на теле гусеницы исчезают, от них остается только бугорок на VIII брюшном сегменте. Фото © Jérôme Albre с сайта flickr.com