Азорский снегирь

Азорский снегирь

На фото — азорский снегирь (Pyrrhula murina), единственный эндемичный вид птиц одноименного архипелага в северо-восточной Атлантике, он обитает только на одном из Азорских островов — Сан-Мигел.

Азорский снегирь не отличается яркой окраской, что отражено и в его видовом названии: murinа — «мышиная», серого цвета. Внешне он напоминает более блеклых самок обыкновенного снегиря.

Обыкновенный снегирь

Самец и самка (справа) обыкновенного снегиря. Фото с сайта voice.gardenbird.co.uk

До недавнего времени азорский снегирь считался подвидом обыкновенного снегиря, однако новейшие молекулярно-филогенетические исследования показали, что он представляет собой достаточно обособленную сестринскую ветвь. Вероятно, общий предок обыкновенного и азорского снегирей был склонен к кочевкам в неблагоприятное время года (как обыкновенный снегирь), и порой его «заносило» на океанические острова — как и сегодня снегири с северо-востока Европы иногда достигают Великобритании.

Когда-то острова Восточной Атлантики были покрыты лавровыми лесами (см. Laurel forest), или монтеверде. Это особое растительное сообщество занимает промежуточное положение между влажными тропическими лесами и лесами умеренного пояса. Название «лавровые леса» связано с распространенностью деревьев из семейства лавровые (Lauraceae), а также других видов с похожими продолговатыми листьями. Такие леса были широко распространены в Средиземноморье несколько миллионов лет назад, но в плиоцене климат стал более засушливым, а в плейстоцене — намного более холодным. Поэтому лавровые леса сохранились главным образом на архипелагах Макаронезии, и произрастают на высотах от 400 до 1500 м.

Активное освоение Азорских островов европейцами началось с XV века. Первозданные лавровые леса (см. Laurel forest) сводили ради древесины и для целей сельского хозяйства, естественную флору стали вытеснять завезенные человеком чужеродные виды. Вместе с поселенцами на острова попали крысы, разоряющие птичьи гнезда. Всё это привело к вымиранию целого ряда видов-эндемиков из самых разных групп: буревестниковых, фазановых, пастушковых, совиных, а среди отряда воробьинообразных — дроздовых, овсянковых и вьюрковых. К последнему семейству относятся и снегири.

В середине XX века азорский снегирь находился на грани исчезновения: он считался вредителем плантаций цитрусовых, и его активно истребляли. К 1970-м годам уцелело всего несколько десятков особей. Как и другие снегири, азорский снегирь питается в основном растительным кормом: семенами, почками и соцветиями; значительную долю рациона составляют споры папоротников. Сейчас на архипелаге сохранилось не более 3% лавровых лесов. Хотя азорский снегирь и может кормиться на интродуцированных растениях — например, на главном фото он поедает соцветия горца головчатого (Persicaria capitata) — в полной мере заменить естественную диету они не могут. Поэтому меры охраны включают контроль над распространением инвазивных видов — правда, из-за большой трудоемкости он пока что осуществляется на территории площадью всего 45 га, расположенной в пределах 43 км2 охраняемой территории горного леса.

Азорский снегирь ест плоды горца

Азорский снегирь ест плоды горца головчатого. Фото с сайта flickr.com

Сейчас численность оценивается приблизительно в 700–2000 особей, и из категории «критически угрожаемых» он перешел в просто «угрожаемые» — но остается уязвимым из-за крайне компактного распространения: он обитает только на востоке острова Сан-Мигел, в основном на склонах горы Пику-да-Вара.

Недавно выяснилось, что у азорского снегиря был «вид-двойник» на другом азорском острове, Грасиоза, ныне полностью вымерший. Он получил название Pyrrhula crassa и был описан в 2017 году по костным останкам возрастом приблизительно три тысячи лет. Острова Грасиоза и Сан-Мигел разделяют две сотни километров, так что что два сестринских вида, возможно, никогда не встречались друг с другом. Пока что новый вид изучен лишь по фрагментам скелета, и в будущем анализ палео-ДНК мог бы рассказать больше о его родственных отношениях.

Обыкновенный, азорский и толстоклювый снегири

A — слева направо: черепа обыкновенного, азорского снегирей и Pyrrhula crassa. B — внешний вид первых двух видов и реконструкция облика третьего вида, описанного по костным останкам. В последнем случае окраска — чистый вымысел авторов; больше всего она напоминает красноголового снегиря (Pyrrhula erythrocephala) из группы гималайских снегирей, хотя новый вид относится к евразийской группе, представители которой отличаются черной «шапочкой». Длина масштабного отрезка — 1 см. Фото с сайта rarebirdalert.co.uk

Азорский снегирь — самый крупный из ныне живущих видов (длина тела — 16–17 см, у обыкновенного снегиря — 14,5–16 см), но его вымерший соотечественник был еще крупнее (судя по длине найденных костей). Отличался он и более мощным клювом, за что и получил латинский эпитет crassa («толстый») — поэтому на русский его название можно было бы перевести как «толстоклювый снегирь». Судя по всему, он питался семенами с особо твердой оболочкой, как это делают современные дубоносы (Coccothraustes coccothraustes). Новый вид — уже не первая птица Азорских островов, известная только по ископаемым останкам: ранее так уже были описаны три вида пастушков (Rallus carvaoensis, R. montivagorum and R. nanus) и сан-мигелская совка (Otus frutuosoi). Весьма вероятно, что пока ученые имеют дело лишь с «вершиной айсберга», и со временем палеонтологи обнаружат и другие эндемичные виды, обитавшие на архипелаге до появления там человека.

Фото © Valéry Schollaert с сайта valeryschollaert.wordpress.com.

Антон Морковин


0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»