Санта-Кроче и синдром Стендаля

Базилика Санта-Кроче

Перед вами базилика Санта-Кроче (Святого креста) на одноименной площади Санта-Кроче во Флоренции. Это самая крупная францисканская церковь в мире. Ее строительство продолжалось с 1294-го по 1442 год, величественный мраморный фасад построен в 1857–63 годы. Во внешний вид и убранство базилики, известной прежде всего фресками Джотто, вложили силы многие итальянские деятели искусства эпохи Возрождения. Среди них архитектор Филиппо Брунеллески (автор знаменитого купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре), скульптор Донателло, архитектор, художник и писатель Джорджо Вазари. В базилике похоронены великие итальянцы Микеланджело, Галилео Галилей, Никколо Макиавелли, Джоаккино Россини и другие, их надгробья (а также кенотаф Данте Алигьери) тоже потрясают своей красотой.

Внутреннее убранство базилики Санта-Кроче

Внутреннее убранство базилики Санта-Кроче. Фото с сайта flickr.com

Неудивительно, что французский писатель Стендаль, посетив базилику Санта-Кроче в 1817 году, почувствовал себя дурно. В дневнике он описал это так: «...Я был уже охвачен некой восторженностью при мысли, что нахожусь во Флоренции, в соседстве с великими людьми, чьи гробницы только что увидел. Поглощенный созерцанием возвышенной красоты, я лицезрел ее вблизи, я, можно сказать, осязал ее. Я достиг той степени душевного напряжения, когда вызываемые искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством. На выходе из Санта-Кроче у меня было нерегулярное сердцебиение, жизненные силы во мне иссякли, я едва двигался, боясь упасть». Это и другие впечатления легли в основу его книги «Рим, Неаполь, Флоренция» («Rome, Naples et Florence»).

Фреска Джотто ди Бондоне «Смерть святого Франциска Ассизского» (около 1325 г.)

Фреска Джотто ди Бондоне «Смерть святого Франциска Ассизского» (около 1325 г.). Эта и другие фрески Джотто из Капеллы Барди (см. Cappella Bardi) были перекрашены в XVIII веке и восстановлены только в 1852 году. Страшно подумать, что было бы со Стендалем, родись он на полвека позже. Фото с сайта en.wikipedia.org

Стендаль был человеком очень чувствительным и безнадежным романтиком. Но разве таких людей мало? Итальянский психиатр Грациелла Магерини (Graziella Magherini) наблюдала за время своей практики в больнице Санта-Мария-Нуова (Santa Maria Nuova Hospital) в центре Флоренции 106 случаев ухудшения самочувствия, вызванных искусством. Она описала эти случаи как синдром Стендаля в одноименной книге, вышедшей в 1989 году. Магерини выделила три типа проявлений синдрома: расстройства мышления (изменения в восприятии звуков и цветов, деперсонализация, чувство преследования, вины или беспокойства) у 66% пациентов, аффективные расстройства (чувство неполноценности, чувство превосходства и др.) у 29% и панические атаки или соматические проявления тревоги (боль в груди, потливость, головокружение, тахикардия, дискомфорт в пищеварительной системе, обмороки) у 5%. Состояния могли длиться от нескольких часов до восьми дней. У половины пациентов в анамнезе были психические расстройства. В основном пациентами были туристы из западных стран, художники или люди, интересующиеся искусством. Cиндром могли спровоцировать подавленные сексуальные желания, усталость, недосып, конец поездки. Возможно, эти факторы имели место и у Стендаля. Увеличить вероятность психологического дискомфорта могут также суета и спешка, желание увидеть все достопримечательности за короткое время, отсутствие пауз на размышление и «переваривание» увиденного.

Вышедший в 1996 году фильм Дарио Ардженто «Синдром Стендаля» способствовал популяризации спорного расстройства, которое некоторые авторы называют гиперкультуремией. Есть сведения, что режиссер испытывал такие симптомы при посещении Парфенона в подростковом возрасте. Похожие симптомы испытывали при столкновении с искусством и другие известные люди, например Зигмунд Фрейд при посещении Афинского Акрополя, Федор Михайлович Достоевский при осмотре картины Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гробу».

Впрочем, синдром Стендаля пока не включен в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders). В 2008 году испанские неврологи провели небольшой опрос среди членов Испанского общества неврологов (знакомых с синдромом из лекции доктора Магерини): испытывали ли они какие-либо симптомы синдрома Стендаля при посещении семинаров в Риме, Флоренции, Падуе и Венеции? 25% респондентов признали у себя частичную форму синдрома, в основном проявляющуюся в интенсивных положительных эмоциях. А в 2009 году был описан эпизод возникновения параноидального психоза у 72-летнего художника во время тура по Флоренции. Симптомы проявлялись в виде приступа паники, дезориентации во времени, боязни прослушивания гостиничного номера и исчезали постепенно в течение трех недель.

Синдром Стендаля называют также флорентийским. Весь исторический центр Флоренции размером в 505 га признан памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Мимо достопримечательностей здесь пройти невозможно: кругом многочисленные соборы, базилики, церкви, поражающие своей красотой, особенно кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре. А в музеях, особенно в знаменитой галерее Уффици, — огромное количество шедевров живописи и скульптуры: Тициан, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли. Знаменитая картина Боттичелли «Рождение Венеры» тоже здесь: говорят, синдром Стендаля многих настигал именно во время ее созерцания. А встреча со скульптурой Давида работы Микеланджело оставляет у некоторых такой след, что доктор Магерини предложила такие случаи выделять отдельно и назвала их «синдром Давида». Он выражается в смешанных чувствах сексуального удовольствия, эстетического наслаждения, зависти к физическому совершенству.

Флоренция с воздуха

Флореция с высоты птичьего полета, в центре — собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Фото с сайта airpano.com

Аналогичные синдромы описаны и у людей, посещающих другие великие города. Например, в 1986 году японский психиатр Хироаки Отой описал Парижский синдром, проявляющийся головокружением, тахикардией, одышкой, зрительными и слуховыми галлюцинациями, деперсонализацией и другими симптомами. А у пациентов с Иерусалимским синдромом к симптомам синдрома Стендаля добавляются мессианские идеи и мания величия.

Фото с сайта britannica.com.

Юлия Михневич


21
Показать комментарии (21)
Свернуть комментарии (21)

  • Kostja  | 25.11.2019 | 10:18 Ответить
    Какое-то нездоровое исскуство, или может его навязываемая интерпретация.
    Ответить
    • Bedal > Kostja | 25.11.2019 | 10:45 Ответить
      - Что это у тебя, сосед, бараны на ворота уставились? Они ж старые, гнилые.
      - Бараны новые.

      Так что искусство-то здоровое...
      Ответить
      • Kostja > Bedal | 26.11.2019 | 04:14 Ответить
        Но за этими воротами ничего нет же.
        Ответить
        • Bedal > Kostja | 26.11.2019 | 07:08 Ответить
          Бараны об этом не знают.
          Ответить
  • mehraban  | 25.11.2019 | 14:28 Ответить
    ... А ещё можно выделить синдром Магерини, как навязчивое стремление лепить на что ни попадя красиво выглядящие этикетки разнообразных "синдромов".

    Как, аднака ж, всё просто: кто первый халат напялил, тот и врач.
    Ответить
  • OlyaR  | 25.11.2019 | 14:37 Ответить
    вложили силы многие итальянские деятелИ
    таХикардия
    А вообще статья какая-то странная. Неужели так уж принципиально выделять эти синдромы? Зачем?
    Ответить
    • meerkat147 > OlyaR | 25.11.2019 | 14:57 Ответить
      Спасибо, опечатки исправили. Зачем выделять синдромы, нужно спросить у авторов их описаний. :) А мне было интересно узнать о таком феномене и поделиться с читателями.
      Ответить
  • leonid_ge  | 25.11.2019 | 16:36 Ответить
    Ну, может быть, это просто "синдром сильных чувств"? Экстаз такой? Он может быть не только при посещении Флоренции, но и при чтении книги у себя дома, при открытии научной теории учёным, при написании книги писателем, картины художником и т.д. И уж, конечно, при влюбленности! Тут и вспотеть можно, и задышать стремительно, а некоторые в обмороки падают. Случаются летальные исходы.

    Вон у Пушкина при встрече с долго отсутствовавшим мужем-царем: "Восхищенья не снесла и к обедне умерла!"

    От чувств-с...
    Ответить
    • meerkat147 > leonid_ge | 25.11.2019 | 17:22 Ответить
      Вполне может быть и так. :)
      Ответить
  • krv77  | 25.11.2019 | 17:52 Ответить
    Обычный экстаз.
    Только не от собственноручно сделанного, а от чужого достижения...
    Вот если бы тот же Ардженто после посещения Парфенона построил (спроектировал) такой же, только лучше - тогда да, он мог бы испытывать чувство удовольствия-экстаза...
    А так....
    Что-то этот синдром мне напоминает чувства вуайериста...
    Ответить
    • leonid_ge > krv77 | 25.11.2019 | 18:14 Ответить
      Можете поделиться (интересуюсь для повышения образованности)?
      Ответить
      • krv77 > leonid_ge | 26.11.2019 | 06:07 Ответить
        Если бы мог - был бы человеком искусства. Только они умеют делиться эмоциями...
        За этими эмоциями мы и подсматриваем, смотря на картины, скульптуры, фильмы, и т.д.
        Но лучше, когда они собственные.
        В этом смысле я и комментировал выше
        Ответить
        • Юрий Фёдоров > krv77 | 30.11.2019 | 04:16 Ответить
          Почему речь только об эмоциях?
          Есть еще куча интересного в произведениях искусства, чем создатель произведения "делится" с воспринимающими.
          Более того, именно эмоциями, напрямую, мало где кто-то делится - не сразу даже и соображу, где... Артист в театре? Еще, может, в живописи - в портретах. Хотя в портретах это уже не художник делится эмоцией, а тот, кого изображают - художник лишь отбирает и подает зрителю. Ну, честный художник, не шаржист)
          В остальных видах искусства - совершенно иные предметы "дележа": ну какие эмоции в архитектуре? Там линии, формы, фактуры в объеме, функциях и масштабах, как-то так...
          Другое дело, что воспринимая поизведения искусства мы получаем, испытываем эмоции.

          И вообще, какой-то доктор чего-то написал, а мы пыхтим...)

          Вот чего скажу:
          Нужно разделить
          реакцию организма на стресс и
          причину и механизм возникновения этого стресса.

          Если ударить палец - будет больно. А ударить можно и молотком, и хоккейной клюшкой, и контрфаготом.
          И щекотку можно вызвать совершенно разными предметами.
          Как и реакцию организма бедного Анри, гордого своей чувствительностью, можно было вызвать иными раздражителями. И это - Как именно реагирует тот или иной человек - один разговор, а Что именно так "встряхнуло" организм, чтоб реакция возникла - совершенно другой.
          Не нужно вслед за чудаком-доктором, создавать новые синдромы!
          А то ведь можно еще целую семейку соорудить: синдром посетителя третьяковки (наверняка каждый про себя помнит реакцию организма после первого посещения!)
          синдром слушателя "ленинградской" симфонии Шостаковича,
          Синдром посещения Щелкунчика в Большом театре,
          Ну и так далее, по каждому произведению искусства...
          Можно и по иным сильным вещам пройтись:
          синдром зрителя корриды,
          синдром футбольного болельщика
          ...
          В общем, призываю: давайте ответ организма - отдельно, а на что ответ - отдельно)
          Ответить
  • bonacon  | 25.11.2019 | 20:54 Ответить
    Автор этой статьи - тонкий троль, с хорошим чувством юмора ;)
    Ответить
    • Юрий Фёдоров > bonacon | 25.11.2019 | 22:47 Ответить
      Совершенно согласен:
      Юлия - удивительная умница!
      А красавица какая - поищите в инете фотки - не пожалеете!)

      Меня только первая фраза смутила: кажется, либо "одноименная" нужно убрать, либо повтор названия. Разве нет?
      Но и так оч увлекательно!)
      Ответить
  • dmvk  | 25.11.2019 | 23:30 Ответить
    Этот "синдром" и есть результат влияния искусства на наше сознание и чувства.
    Когда вы слышите что кто то купил картину за миллионы долларов, то в основе лежит как раз то этот синдром.
    Но у разных людей различная степень реакции.

    Влияние "красоты" на людей изучается так же давно как и зародилось само человечество.

    Я помню что Фрейдисты смогли объяснить этот синдром на свой лад.
    Они утверждали что реакция мужчины на предмет искусства (если он зацепил) ничем не отличается от реакции на сексуальное возбуждение.
    Короче говоря эти ребята точно так же реагирую и на женскую вагину.

    С точки зрения Фрейдистов например архитектура востока - это воплощение фаллических символов в совокупности с гладкими линиями женского тела.

    И в разных культурах свои способы передачи этих образов.

    Если вспомнить юношество то сильная влюбленность именно и сопровождается такими симптомами как описал автор статьи:
    "синдром, проявляющийся головокружением, тахикардией, одышкой, зрительными и слуховыми галлюцинациями, деперсонализацией и другими"

    Так что может быть все на самом деле гораздо проще...

    Если есть еще более менее реальные теории объясняющие реакцию людей на искусство то было бы интересно их увидеть.
    Юлия у вас есть какой то интересный материал на эту тему?
    Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 26.11.2019 | 00:52 Ответить
    я категорически не согласен с Вами, уважаемый Дмвк:

    Проще, чем у Фрейдистов - никак не может быть!
    Ни в человечьих мыслях, ни, тем более, "на самом деле"!)
    Ответить
    • dmvk > Юрий Фёдоров | 26.11.2019 | 06:05 Ответить
      И где ваша теория? вопросом влияния искусства на людей я занимаюсь очень давно. Поэтому с большим интересом коллекционирую более менее реальные теории...
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > dmvk | 26.11.2019 | 20:21 Ответить
        Я должен ее иметь??
        На мой взгляд, для того, чтобы оценить фрейдистскую теорию как наипростейшую (или, например, наиглупейшую) - свою теорию разрабатывать нет необходимости))
        Как для того, чтоб оценить простоту кубика не нужно предварительно выпиливать додекаэдр)

        А влияние искусства на людей тут, на мой взгляд, не решающее: здесь о реакции организма на сильное раздражение речь.
        Если уважаемого нашего Анри сбросили бы с самолета (с парашютом, конечно), после приземления он, уверяю, чувствовал себя нисколько не лучше, чем после посещения Санта-Кроче)
        уверен также, что любые сильные и достаточно продолжительные впечатления его вогнали бы в этот же его "синдром"

        А вот как именно воздействует на нас искусство - тема иная и к этому "синдрому" лишь по случаю коснулась)

        Могу еще вот что сказать:
        Люди, коим что фаллос изваять, что останкинскую башню - один фиг, (или такие, которые, сравнивая вагину и Лаокоон не могут найти ни одного отличия), такие люди, если они существуют в реальности, как минимум, отличаются простотой. Недюжинной)
        Ответить
        • dmvk > Юрий Фёдоров | 26.11.2019 | 21:19 Ответить
          на нет и спора нет )) а значит истине родиться не светит в этом месте.

          если честно, я ничего не понял из вашего текста, кроме частицы "нет".

          Но если вы сможете ответить на вопрос
          "Зачем искусство в целом человечеству?"

          то кроме просто реакции отрицания вы увидите много красивых и действительно удивительных вещей. Как обычно они скрыты от глаз большой толпы. Удачи в поисках красоты! ))
          Ответить
          • Юрий Фёдоров > dmvk | 26.11.2019 | 23:55 Ответить
            Проверил свой пост: действительно, есть там эти три буквы рядышком.)
            (Причем эти три буквы - "нет" - относятся к констатации факта, что для оценки чего-либо, создание альтернативы оцениваемому - избыточно. Только и всего, никакого трагичного всеобъемлющего отрицания!)
            А всего букв - ну точно не менее 500...
            Вы очень внимательны!
            Но если все остальное, кроме этих трех букв, и впрямь для Вас непонятно, я получил причину думать, что простоту не так трудно найти, как я ранее думал))

            Кроме того, мне не оч ясно, почему при обсуждении милой и юморной статьи, описывающей явный курьез, у Вас возник вопрос о смысле искусства в масштабе цивилизации??))
            Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»