И. Р. Бёме
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, биологический факультет, кафедра зоологии позвоночных
119992 Москва, Ленинские горы, 1/12
e-mail: irbeme@mail.ru
Поступила в редакцию 17.06.2005
В акустической сигнализации птиц выделяют песни и позывы. До конца 60-70-х годов прошлого столетия основное внимание исследователей было направлено на изучение процессов формирования песни, а закономерности становления системы позывов оставались практически неизученными. В этой области преобладало мнение о том, что поскольку все позывы наследственно закреплены, то и их появление в репертуаре всех птиц происходит одинаково. При этом основой для такого заключения служили неворобьиные птицы, для которых позывы составляют основу вокальной коммуникации. Большая часть позывов действительно может формироваться без обучения и в сходные сроки даже у птенцов, выращенных в изоляции. Но некоторые позывы сохраняются и передаются в популяциях только посредством обучения. Этапы развития звукового репертуара отражают критические перестройки акустического поведения птенцов и отчетливо различимы у всех изученных птиц. Первые три этапа совпадают с выделенными другими исследователями периодами постнатального развития птенцовых птиц (по морфологическим, поведенческим и физиологическим признакам). Это раннегнездовой, позднегнездовой и послегнездовой этапы. Однако в формировании вокализации можно выделить еще два: четвертый, приуроченный к периоду гормональной перестройки организма во время осенней линьки и началу миграционной активности, и пятый, совпадающий с началом первого репродуктивного цикла молодых птиц. Формирование позывов у представителей различных систематических групп (до семейств включительно) может идти тремя основными путями: по независимому, преемственному или взрывному типу. Использование данных по становлению видового репертуара акустических сигналов в онтогенезе может служить надежным систематическим критерием, который позволяет устанавливать и уточнять филогенетические связи между разными группами птиц.