Рецензия на книгу:

Школьникам о вилочковой железе: подростковый научпоп по версии «Просветителя». Книга 3


Если истории про музыку и про логику были своего рода путеводителями или введениями в проблему, то здесь мы имеем дело с почти что научным трудом. Авторы стремились как можно более вдумчиво, даже с некоторым педантизмом описать историю и разнообразные стороны медицины. Понятно, что такую тему со всех сторон не опишешь (или это потребует многих томов), однако добросовестность налицо. Побочный эффект: книгу не пролистаешь легко; хотя бы местами, но в тексте придется «застрять». Медицина — это очень интересно, в первую очередь из-за сложности и многогранности. История этой науки как будто призвана подтвердить тезис: чем больше погружаешься в проблему, чем больше неизвестного тебя окружает. Развертывается масштабная эпопея изучения и лечения болезней. Лишь только человечество избавится от серьезнейшей напасти, открываются новые горизонты проблем.

История борьбы с малярией — целый детектив на грани мистики; нервные люди, оказывается, реже болеют раком; а вилочковая железа, такая крупная у новорожденных и маленькая у взрослых, долгое-долгое время оставалась органом-загадкой. К тому же картинки играют более активную роль, чем в прежних книгах. Художник буквально следует за текстом и, кроме портретов собственно знаменитых (и не очень знаменитых, но не менее важных) ученых и медиков, добавляет картинки в деликатно-юмористическом ключе.

Правда, чтобы заинтересовать читателя еще сильнее, в книгу ввели двух персонажей, от имени которых и ведется повествование. Герои, мальчик и девочка, пишут друг другу, и все тексты как будто содержимое этих писем. Выглядит это не самым удачным довеском. Во-первых, герои никак себя не проявляют, только отпускают приветствия в начале каждой главы. Во-вторых, едва ли современные подростки будут писать что-то похожее на трактаты, пусть они даже по уши увлечены медициной. Поэтому чтобы не заканчивать обзор на подобной ноте, проиллюстрируем его одним из ярких моментов книги — перечнем нюансов поведения Достоевского.

«Сами эпилептические припадки у писателя не были главным симптомом заболевания. На передний план выступали изменения психики, развившиеся, по свидетельствам современников, в раннем возрасте и ставшие потом постоянными — крайний педантизм, мелочность, склонность к детализированию и бесконечным уточнениям, раздражительность, вспыльчивость, чрезмерная обидчивость, ипохондрия со склонностью к беспричинным страхам и долговременному злобно-тоскливому настроению».

Источник: «Горький»

0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»