LUCA, или ЛУКА, — одна из лучших, а пожалуй, лучшая аббревиатура в истории науки. Это сокращение от Last Universal Common Ancestor, то есть ‘последний универсальный общий предок’ (русский аналог выглядел бы страшным «ПУОП»).
LUCA существовал во времена архейского эона, примерно 3,8 миллиарда лет назад. Он не оставил, да и не мог оставить следов в ископаемой летописи. Его следы — в ДНК каждого живого существа на Земле, от бактерии до жирафа. В подобном диапазоне вместо жирафа хочется поставить человека, но... Об этом чуть позже.
Существование LUCA было подтверждено в 2010 году, тогда же появилась великолепная аббревиатура. С тех пор микроб-предок занял почетное место не только в науке, но и в популярных книгах об истории Земли, однако только теперь его имя оказалось вынесено на обложку. Первопроходцем стал доктор биологических наук, профессор Максим Винарский.
Название «Евангелие от LUCA», конечно, было неизбежным. Оно не только бойкое и привлекательное. В нем есть важная, хотя и малозаметная параллель. В новозаветном Евангелии от Луки речь идет не про апостола Луку, а про Христа. В книге «Евангелие от LUCA» главный герой не LUCA, а общность всех живых организмов, их родословная.
Автор рисует ее не четкими линиями доказательств и силлогизмов, а неторопливыми рассказами. Одна глава про то, как ученые пытались систематизировать изобилие живых существ, в чем величие и гений Карла Линнея. Другая про геологическую летопись, принципы палеонтологических реконструкций, про часы геологические и молекулярные. Есть и Чарлз Дарвин (без него никуда), его революционная мысль об общности всех живых организмов, которые связаны узелками единых предков.
Рассказ собственно про LUCA умещается в первую главу и довольно краток. Вероятно, LUCA был термофилом, получал энергию с помощью окисления водорода, наверняка наряду с ним существовали другие формы примитивной жизни, и был он «роста совсем небольшого, прямо скажем, микроскопического».
Остальная часть книги — про систематику организмов и их общее происхождение.
Книга прививает новое мировоззрение: все организмы связаны друг с другом, а каждый ныне живущий — не меньший венец эволюции, чем человек. Винарский выступает не только против вездесущего антропоцентризма, но и против «животноцентризма».
Вместо старинного «древа жизни», которое увенчано человеком, как елка шпилем, теперь в ходу круги, где десятки линий отходят от центра — LUCA. «Царство животных вообще трудно отыскать в этом хитросплетении ветвей и веточек. По современным представлениям, животные — всего лишь небольшое ответвление на этом грандиозном древе, затерянное где-то между грибами и амебами», — говорит автор.
Этот взгляд с трудом (с большим трудом) просачивается в мировоззрение общества. И это та самая «благая весть», которую наука внятно сформулировала и принесла людям.
Написана книга просто и незамысловато. Как признается автор, «очень широкими мазками». Она рассчитана скорее на читателя, не имеющего познаний в биологии, то есть на самую широкую публику. Во многом она напоминает художественно изложенный свод базовых актуальных сведений по эволюции и истории жизни, что-то вроде букваря или азбуки.
Искушенному читателю книга едва ли даст что-то новое, однако на улицах ее стоило бы раздавать прохожим, чтобы хоть немного увеличить число людей с современным взглядом на мир.
Зачем? На это у автора есть хороший ответ. «Современный натиск человека на биосферу настолько силен, что вслед за „Евангелием от LUCA“ впору писать в качестве сиквела „Апокалипсис от Homo“. Полностью избавиться от антропоцентризма, не перестав быть людьми, не получится, но вполне по силам отказаться хотя бы от части самых опасных иллюзий, которые с ним связаны. И в этом может помочь глубокое понимание родословной животного мира и нашего скромного места в ней».
Изображение с сайта answersingenesis.org