
Как выглядели динозавры? Этот вопрос беспокоит людей уже больше двухсот лет. Если долгое время в реконструкциях ученые могли опираться лишь на кости и внешность современных животных, то за последние годы накопилось множество данных, касающихся структуры кожи, перьевого покрова и прижизненной окраски вымерших животных. И вот появились первые зацепки, касающиеся того, как были окрашены зауроподы — длинношеие гиганты, самые крупные животные из когда-либо ходивших по нашей планете. Международный коллектив палеонтологов опубликовал в журнале Royal Society Open Science исследование с описанием образцов окаменевшей шкуры молодых диплодоков, в которых сохранились меланосомы — органеллы, содержащие пигменты. Точный цвет установить не удалось, однако, судя по форме меланосом, диплодоки почти наверняка имели не однотонную, как слоны и носороги, а довольно пеструю окраску.
Исследователям XIX века, пытавшимся восстановить внешний вид динозавров (см. картинку дня Первый динозавр), приходилось лишь догадываться об их окраске. С тех пор в этой области был значительный прогресс и за последние несколько десятилетий люди смогли установить прижизненную окраску или, по меньшей мере, определить рисунок на шкурах нескольких видов ископаемых животных (см. картинку дня Возвращенные цвета).
Проще всего «вернуть» цвета оперенным или покрытым шерстью животным, поскольку тонкие перья или мех облегчают обнаружение и изучение меланосом — органелл, содержащих меланин и другие светопоглощающие пигменты, придающие клеткам и, соответственно, организмам окраску (У мезозойских млекопитающих была темная однотонная шерсть, «Элементы», 27.03.2025; A. Roy et al., 2019. Recent advances in amniote palaeocolour reconstruction and a framework for future research). Для покрытых чешуей динозавров было известно лишь три примера восстановленной окраски, связанных с исключительно хорошо сохранившимися образцами кожи. Например, анкилозавр бореалопельта (Borealopelta markmitchelli), судя по следам распада феомеланина, оказался рыжевато-коричневым, с темной спиной и светлым брюхом (см. картинку дня «Северный щит» Марка Митчелла), а в необычайно толстой шкуре гадрозаврида ученые обнаружили меланосомы, в которых содержался эумеланин, придававший шкуре животного темный цвет (M. Fabbri et al., 2019. Three-dimensional soft tissue preservation revealed in the skin of a non-avian dinosaur). Третий пример — пситтакозавр: у одного из образцов этого вида удалось найти следы пигментации на шкуре (J. Vinther et al., 2016. 3D Camouflage in an Ornithischian Dinosaur).
И все эти три вида с установленной окраской чешуи были птицетазовыми динозаврами, тогда как о раскраске неоперенных ящеротазовых динозавров, близких родственников современных птиц, данных практически не было. А ведь, судя по отпечаткам шкур, ящеротазовые динозавры нередко были покрыты текстурированной чешуей со множеством выступов, а чешуйки разных форм и размеров образовывали сложные рисунки (Шкура карнотавра описана до мельчайших складок, «Элементы», 17.09.2021), что потенциально указывает на разнообразную окраску.
Птицетазовый пситтакозавр — еще один пример динозавра с восстановленным прижизненным цветом чешуи: у него была контрастная расцветка с пигментированной передней частью туловища и более светлыми брюхом и хвостом. Рисунок из статьи J. Vinther et al., 2016. 3D Camouflage in an Ornithischian Dinosaur
Но вот коллектив ученых из Великобритании, Гонконга и США опубликовал результаты исследования ископаемой шкуры ящеротазовых динозавров диплодоков (Diplodocus; впрочем, сами авторы замечают, что это может быть и близкородственный род), в которой были обнаружены сохранившиеся меланосомы. Несколько образцов были найдены в карьере Мазерс-Дэй (Mother’s Day Quarry) в штате Монтана, в отложениях верхнеюрской формации Моррисон (читателям она может быть известна благодаря своим киновоплощениям во втором эпизоде сериала «Прогулки с динозаврами» и «Балладе о Большом Але»). Шкура была исследована с помощью сканирующей электронной микроскопии (СЭМ), методом лазерно-индуцированной флуоресценции, методом времяпролетной масс-спектрометрии вторичных ионов (Time-of-Flight Secondary Ion Mass Spectrometry, TOF SIMS) и элементного картирования.
Как показал анализ, образцы шкуры настолько хорошо сохранились, что уцелел даже верхний роговой слой, замещенный силикатами алюминия, с хорошо различимыми многоугольными чешуйками, характерными для диплодоцид. Разрезав наиболее полно сохранившийся образец CMC VP 10660 и изучив его с помощью СЭМ, ученые обнаружили, что чешуя состоит из двух слоев, различающихся по элементному составу. Верхний слой состоял преимущественно из алюминия и кремнезема, а нижний, богатый углеродом, сильно деградировал и утратил четкую структуру. Примечательно, что в верхнем слое сохранились микротельца, богатые углеродом: одни были продолговатыми, другие — дисковидными. Продолговатые микротельца почти наверняка являются меланосомами, подобные которым уже были обнаружены в других ископаемых образцах (Z. Yang et al., 2024. Cellular structure of dinosaur scales reveals retention of reptile-type skin during the evolutionary transition to feathers), а вот что это за дисковидные микротельца — пока не очень понятно.
Возможно, что это — тромбоцитоподобные меланосомы: похожие были обнаружены в перьях вымершего авиала цайхуна (Caihong juji; см. картинку дня Радужный динозавр) и некоторых современных птиц с переливающейся окраской. Однако рано утверждать, что на шкуре диплодока играли радужные переливы: микротельца в чешуе более чем вдвое меньше тромбоцитарных меланосом в перьях. Впрочем, это все же первое свидетельство разнообразия меланосом в чешуе динозавров и, предположительно, пестрой окраски зауроподов: дисковидные и продолговатые меланосомы располагаются отдельными кластерами, что может указывать на полосатый или пятнистый узор. Также существует вероятность того, что дисковидные «меланосомы» — всего лишь расплющенные продолговатые, пострадавшие в процессе фоссилизации, однако авторы с этим предположением не согласны: дисковидные тельца располагаются недалеко от продолговатых и довольно однообразны по форме и ширине.
Реконструкция шкуры диплодока: обратите внимание, что масштаб не соблюден, и микротельца на рисунке лишь отражают их положение в образце. A — прорисовка среза образца CMC VP 10660, на котором виды верхний и нижний слои. B — распределение групп меланосом в толще шкуры этого образца. C — реконструкция того, как выглядела бы шкура животного при жизни: хорошо видны продолговатые и дисковидные микротельца в роговом слое (stratum corneum). Рисунок из обсуждаемой статьи
Помимо этого есть предположение, что разнообразие меланосом как минимум у птиц и млекопитающих коррелирует с изменениями в меланокортиновой системе, в том числе влияющей на обмен веществ и общий уровень метаболизма (Q. Li et al., 2014. Melanosome evolution indicates a key physiological shift within feathered dinosaurs). У зауроподов должен был быть достаточно высокий уровень обмена веществ из-за их гигантизма и высоких темпов роста (Cамый быстрый метаболизм был у ящеротазовых динозавров и птерозавров, «Элементы», 01.06.2022), и разнообразие меланосом в чешуе молодых диплодоков косвенно свидетельствует о том, что эти динозавры были намного подвижнее и энергичнее современных ящериц и крокодилов.
Источник: T. Gallagher, D. Folkes, M. Pittman, T. G. Kaye, G. W. Storrs, J. Schein. Fossilized melanosomes reveal colour patterning of a sauropod dinosaur // Royal Society Open Science. 2025. DOI: 10.1098/rsos.251232.
Анна Новиковская




Хотя традиционно динозавров-зауроподов изображают однотонными, как современных крупных млекопитающих вроде слонов и носорогов, на деле они могли быть довольно пестрыми. Рисунок © Tess Gallagher с сайта newscientist.com