Новости науки > Этология

Дельфины улыбкой приглашают сородичей поиграть

Приглашая другого дельфина поиграть, афалины чаще всего демонстрируют три типа поведения

Приглашая другого дельфина поиграть, афалины чаще всего демонстрируют три типа поведения: касаются рострумом, игриво кусают или «улыбаются», широко раскрывая пасть. Как показали результаты исследования группы итальянских и французских ученых, именно «улыбку» они чаще всего используют, когда предполагаемый партнер по игре их видит. Рисунок из обсуждаемой статьи

Игровое поведение широко распространено в животном мире. Животные выработали множество способов сообщать друг другу, что они не прочь повеселиться. Среди млекопитающих игровая коммуникация в основном изучалась у наземных видов, китообразных же ученые обошли вниманием — и, как выяснила группа исследователей из Италии и Франции, совершенно зря. Когда дельфины-афалины хотят пригласить сородича поиграть, они используют разнообразные сигналы, в том числе и некий аналог «улыбки» — широко раскрытый рот. Такой сигнал дельфины посылают, когда предполагаемый партнер по игре их видит. Если он не против, то тоже открывает рот, «отражая» сигнал, — в точности как это делают приматы и хищные. Сложно сказать, унаследовали ли дельфины подобные привычки от своих сухопутных предков или же они возникли независимо.

Любят и умеют играть самые разные виды животных, от беспозвоночных (см. Земляные шмели любят играть в футбол, «Элементы», 05.11.2022) до шимпанзе (Дикие девочки-шимпанзе играют в куклы, «Элементы», 28.12.2010) и человека. Игра может быть как одиночной, так и социальной. Последний тип требует сложных коммуникативных способностей — ведь нужно не только развлечься самому, но и отслеживать поведение партнера, чтобы, скажем, игровая агрессия внезапно не переросла в настоящую (E. Palagi et al., 2015. Rough-and-tumble play as a window on animal communication). Для этого используется особая коммуникация, включающая ритуализированные, утратившие свои первоначальные функции, элементы поведения (N. Tinbergen, 1952. „Derived“ Activities; Their Causation, Biological Significance, Origin, and Emancipation During Evolution). Например, многие псовые, приглашая партнера поиграть, делают «игровой поклон», припадая на передние лапы (M. Bekoff, 2015. Social Play and Play-Soliciting by Infant Canids). Возможно, изначально такая поза служила совсем другой цели — не дать возможному противнику сразу вцепиться в горло и, в случае опасности, быстрее удрать (S. Pellis, V. Pellis, 1996. On knowing it's only play: The role of play signals in play fighting).

Еще один пример игровой коммуникации — открытие рта (ОР), широко используемое псовыми и приматами для выражения игривости и хорошего настроения (V. Maglieri et al., 2024. Tell-tale signals: faces reveal playful and aggressive mood in wolves, C. Scopa, E. Palagi, 2016. Mimic me while playing! Social tolerance and rapid facial mimicry in macaques (Macaca tonkeana and Macaca fuscata)). В отличие от агрессивного оскала, в улыбке губы животного остаются расслабленными, а зубы полностью не обнажаются, что позволяет животному-партнеру правильно воспринять такой сигнал и ответить тем же. Обмен улыбками происходит очень быстро (у людей — всего за полсекунды), на уровне рефлексов, и позволяет оценить эмоциональное состояние партнера и улучшить с ним взаимодействие (M. Davila-Ross, E. Palagi, 2022. Laughter, play faces and mimicry in animals: evolution and social functions).

Игровое открытие рта у четырех видов млекопитающих

Игровое открытие рта у четырех видов млекопитающих — малайского медведя, японского макака, бонобо и человека. Хотя его можно перепутать с агрессивным оскалом, расслабленно оттянутые к уголкам рта губы позволяют опознать «улыбку». Рисунок © Fosca Mastrandrea из статьи M. Davila-Ross, E. Palagi, 2022. Laughter, play faces and mimicry in animals: evolution and social functions

Однако у одних из самых игривых млекопитающих на Земле — дельфинов — такая визуальная коммуникация долгое время никак не изучалась. Афалины (Tursiops truncatus) начинают играть в первые недели жизни и не прекращают это делать до глубокой старости, развлекаясь в одиночку или в компании (A. Jimenez et al., 2021. Play Behavior in Two Captive Bottlenose Dolphin Calves (Tursiops Truncatus): Ethogram, Ontogeny, and Individual Differences). Как и положено настоящей игре, дельфины играют спонтанно и без дополнительного подкрепления, чаще всего демонстрируя различные акробатические трюки (например, выпрыгивая друг за другом из воды) или используя различные объекты, от плавающей по поверхности палки до живой рыбы (S. Kuczaj et al., 2006. Role of Peers in Cultural Innovation and Cultural Transmission: Evidence from the Play of Dolphin Calves). Впрочем, хотя «вечно улыбающаяся» дельфинья морда и кажется людям символом извечного добродушия (A. Halloy, V. Servais, 2014. Enchanting Gods and Dolphins: A Cross-Cultural Analysis of Uncanny Encounters), о настоящей игровой мимике у дельфинов до сих пор ничего известно не было, так что группа исследователей из Италии и Франции решила изучить ее, регистрируя свободную деятельность (вне сессий обучения и кормления) содержащихся в неволе афалин.

Ученые стремились проверить, относится ли к игровой коммуникации демонстрация открытого рта. Если да, то такой сигнал должен был чаще использоваться во время социальной игры (с другим дельфином или партнером-человеком), чем во время одиночной, и открывать рот должен дельфин, находящийся в поле зрения предполагаемого партнера. Открытие рта сравнивали с двумя другими визуально схожими действиями — касаниями рострумом (КР; дельфин касается своим рострумом части тела сородича или предмета с открытым или закрытым ртом) и игривым укусом (ИУ; дельфин быстро открывает и закрывает рот, одновременно бросаясь на партнера, пытаясь дотянуться до его тела). Наконец, если ОР действительно является частью игровой коммуникации, ученые ожидали увидеть ответную реакцию партнера, как это происходит у других млекопитающих, включая человека.

Всего было отснято 80 часов видеоматериала и зафиксировано 837 случаев игры с участием 22 дельфинов в возрасте от года до трех лет. Поскольку в первоначальной выборке была чрезмерно представлена одна особенно игривая пара — самцы Зевс и Инди, — во избежание псевдорепликации исследователи случайным образом сократили объем полученных от этой пары данных наполовину, в итоге получив 490 случаев игры. Чтобы отличить игровые взаимодействия от агрессивных, исследователи уделяли особое внимание резким движениям головы, типичным для дельфиньих столкновений, и пришли к выводу, что во время драки (всего было зафиксировано 15 стычек) ни жертва, ни агрессор не демонстрировали ОР. Также ОР не демонстрировалось во время релаксации (например, синхронного плавания кверху брюхом), то есть это действие (открытие рта) было исключительно игровым.

Вероятность проявления ОР четко зависит от того, видит ли предполагаемый партнер дельфина или нет

Вероятность проявления ОР четко зависит от того, видит ли предполагаемый партнер дельфина или нет. А вот на вероятность игривого укуса или тычка рострумом положение партнера влияет слабо. Рисунок из обсуждаемой статьи

Результаты определенно показали, что ОР — элемент, характерный именно для социальной внутривидовой игры дельфинов: в 92,3% случаев дельфины «улыбались» сородичу, а не партнеру-человеку. Также в 89,17% случаев ОР демонстрировалось, когда дельфин находился в поле зрения предполагаемого партнера, тогда как толкать партнера рострумом или игриво его кусать дельфины могли из любого положения. Наконец, если партнер видел ОР, то в 33,16% случаев менее чем через секунду следовала ответная «улыбка», а вот если не видел, то «улыбался» лишь в 4% случаев. Так что сомневаться не приходится: демонстрация открытого рта у дельфинов — первый обнаруженный у китообразных пример игровой мимики, удивительно похожей на мимику наземных млекопитающих.

Возможно, визуальная коммуникация дельфинов развита хуже, чем у псовых или приматов, — как по причине слабого развития лицевой мускулатуры, так и из-за мутности воды, затрудняющей различение тонких движений. Однако в прозрачной воде и при близком контакте друг с другом роль визуальных сигналов увеличивается. А поскольку дельфины могут определять поле зрения своего партнера, что было доказано в экспериментах с людьми (M. Xitco et al., 2004. Dolphin pointing is linked to the attentional behavior of a receiver), неудивительно, что они используют некоторые движения только тогда, когда партнер их видит. Конечно, можно объяснить ОР и тем, что дельфин таким образом просто «нацеливается» на партнера для скорейшей передачи звукового сигнала — однако, в отличие от людей, дельфины вполне могут издавать такие сигналы даже не открывая рта, так что, хотя в обсуждаемом исследовании ученые не фиксировали звуки, издаваемые животными во время игры, едва ли можно считать ОР исключительно частью акустического общения. Также можно попробовать объяснить ОР как средство предотвращения укуса — «ответный оскал», — но и тут данные не сходятся: в 66,84% случаев, когда увиденное открытие рта не вызывало ответной реакции, «улыбающийся» дельфин ни разу не укусил «мрачного» партнера.

Также любопытно, что демонстрация ОР часто вызывает ответное ОР у партнера, причем чаще всего дельфины «улыбались» менее чем через секунду после того, как видели «улыбку». Ранее такое поведение фиксировалось только у наземных млекопитающих, что заставляет задаться вопросом: умели ли «улыбаться» далекие наземные предки дельфинов или же эта способность развилась у них независимо от сухопутных млекопитающих? Возможно, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо попытаться обнаружить игровую мимику у ближайших современных родственников китообразных — парнокопытных. В любом случае, раз уж демонстрация открытого рта и «ответная улыбка» представлены у филогенетически далеких групп млекопитающих, стоит ожидать, что это поведение играет значительную роль в сложных социальных взаимодействиях.

Источник: V. Maglieri, F. Vantaggiо, C. Pilenga, M. Böye, A. Lemasson, L. Favaro, E. Palagi. Smiling underwater: Exploring playful signals and rapid mimicry in bottlenose dolphins // iScience. 2024. DOI: 10.1016/j.isci.2024.110966.

Анна Новиковская


17
Показать комментарии (17)
Свернуть комментарии (17)

  • kbob  | 07.10.2024 | 09:33 Ответить
    Обнажение зубов у любых животных демонстрирует агрессию, хотя у человека под воздействием труда и интеллекта для демонстрации агрессии служит кулак.

    Если рассматривать игру как имитацию агрессии - детеныши животных например играя учатся проявлять и отражать агрессию, что им может пригодится во взрослом возрасте. В таком контексте улыбку можно рассматривать как имитацию демонстрации агрессии и предложение к игре.
    Ответить
    • Аннаэйра > kbob | 07.10.2024 | 10:06 Ответить
      Человек тоже может скалить зубы в агрессии, но тогда отличается форма рта и положение губ, так что различить их несложно.

      А "улыбка" как раз "вырвана" из агрессивного поведения, но свое первоначальное значение давно утратила: как говорилось выше, ОР демонстрировали взрослые дельфины, и даже если партнер не отвечал, то они никогда его не кусали.
      Ответить
      • kbob > Аннаэйра | 07.10.2024 | 10:59 Ответить
        А "улыбка" как раз "вырвана" из агрессивного поведения...
        Этологами подробно описаны механизмы ритуализации агрессии у высших животных. Многообразные формы замещающей активности испокон веку создавались и в культуре людей. Танцы, часто имитирующие агрессивное поведение, спортивные игры, искусство, прочие разновидности творческой сублимации для создания «псевдособытий» , приключений и острых амбивалентных эмоций. Несмотря на то что убийство в игре отличается от настоящего убийства, игроки могут испытывать сравнимые эмоциональные переживания, ради которых они и принимают участи в игре. Говоря обыденным языком, никакая мораль не способна победить скуку и "желание повеселиться".
        Не могу утверждать представляет ли один участвующей в игре дельфин себя касаткой или кальмаром, а другой победителем касатки или ловцом кальмара, однако в человеческих играх самоидентификация с различными отрицательными или положительными героями присутствует всегда.

        Так же как и придается серьезное значение имитации агрессивного поведения, без которого любая игра была бы скучной!
        Ответить
        • 945lea > kbob | 08.10.2024 | 14:59 Ответить
          Либо Вы понимаете человеческие игры в некотором узком смысле, либо чрезмерно обобщаете, говоря что "самоидентификация с ... героями присутствует всегда" и что без "имитации агрессивного поведения любая игра была бы скучной".
          Вот, например, два человека играют в настольный теннис. Может и есть такие люди, кто себя в это время идентифицируют с кем-то ещё, но я ни от кого о таком не слышал и за собой такого вспомнить тоже не могу.
          Удары ракеткой по мячику наверное можно при некотором уровне абстрагирования считать "имитацией агрессивного поведения", но мне это кажется натянутым. Интроспективно, опять же, агрессивных эмоций при игре в н.т. не припоминаю, но играть мне вовсе даже не скучно, потому что игра требует ловкости и концентрации внимания.
          Ответить
          • kbob > 945lea | 08.10.2024 | 16:18 Ответить
            Вот, например, два человека играют в настольный теннис.
            Разумеется ИГРУ я рассматриваю как способ развлечения, который структурирует времени и таким образом противопоставляется однообразию и скуке.
            Если человек "играет" на бирже, в карты на деньги, на музыкальном инструменте во время концерта, в военно-патриотическую игру 'зарница' или роль Гамлета в театре, то не смотря на то что в описании его действия присутствует слово "игра" его действия направлены на зарабатывание материальных вознаграждений в виде рейтингов, денег , призов или конфетки, то-есть являются работой.
            Игра в свою очередь является имитацией работы в том смысле что единственным эмоциональным вознаграждением в ней является "развлечение", в то время как иных вознаграждений никто не готов предложить.
            Удары ракеткой по мячику наверное можно при некотором уровне абстрагирования считать "имитацией агрессивного поведения", но мне это кажется натянутым.
            При желании любую работу можно превратить в игру, например изображая агрессивно играющего в теннис китайского чемпиона мира Чинг-чонга.

            Мне кажется у вас было сложное детство, "деревянные игрушки" и вообще вы мало играли в настоящие развлекательные игры. а дельфины наоборот только этим и занимаются.

            Возможно я упустил в своей классификации то, что некоторые виды спортивных соревнований входящие в программу олимпийских игр, такие как бокс и борьба являются "имитацией агрессивного поведения", в том смысле что не приводят к смерти, а в конце участники ритуально улыбаются.
            Ответить
            • 945lea > kbob | 09.10.2024 | 17:50 Ответить
              Ну вот, настольный теннис, в который я играю с друзьями, именно что и есть "способ развлечения, который структурирует времени и таким образом противопоставляется однообразию и скуке" и в котором "единственным эмоциональным вознаграждением является развлечение, в то время как иных вознаграждений никто не готов предложить". То есть, по Вашему определению - чистая игра, ведь даже участвовать в каких-либо соревнованиях никто из нас не планирует, насколько я знаю. Есть стол, чего б не поиграть пока баня топится.
              И вот хоть тресни, не представляю чтобы кому-то из нас потребовалось во время этой игры идентифицировать себя с кем-то другим. А Вы утверждаете, что "в человеческих играх самоидентификация с различными отрицательными или положительными героями присутствует *всегда*".

              Или настольный теннис - не игра (объясните тогда почему), или Вы ошибаетесь и самоидентификация с героями присутствует в человеческих играх *не всегда*.

              С агрессией в этом примере сложнее, но, повторюсь, как минимум за собой я её не замечал (но тут ведь всегда можно сказать, что я её прячу даже от себя).

              Что до моего детства, то, знаете, грех жаловаться, спасибо родителям и друзьям. А деревянные (да-да!), кубики среди моих игрушек действительно были. И строить из них всякие штуки мне было вполне интересно, насколько помню детсадовский возраст. И с друзьями тоже в эти кубики играли, они были разной формы и цветные, много чего придумать можно было.
              Но "переход на личность", таки, моветон.
              Ответить
              • kbob > 945lea | 10.10.2024 | 19:23 Ответить
                единственным эмоциональным вознаграждением является развлечение, в то время как иных вознаграждений никто не готов предложить"
                Это означает что в данной игре и рейтинг и счет для вас не имеет значение, иначе говоря вы дурачитесь, то-есть идентифицируете себя прастихоспади с ....., хотя в обычной жизни вы являетесь умными и респектабельными людьми.
                Или настольный теннис - не игра (объясните тогда почему), или Вы ошибаетесь и самоидентификация с героями присутствует в человеческих играх *не всегда*.
                Если вы играете на счет, то это спортивное соревнование, а если дурачитесь то игра противопоставляемая однообразию и скуке.
                Переключение может произойти в процессе, если кто-то начнет крупно проигрывать и захочет дискредитировать спортивное соревнование превратив его в "веселый балаган".
                Ответить
                • Юрий Фёдоров > kbob | 11.10.2024 | 10:57 Ответить
                  Короче говоря, переключение (для связи происходящего с агрессией) может произойти, а может и не произойти.
                  Как и все иные штуки, не связанные напрямую с происходящим - они могут быть приплюсованы к игре, а могут и остаться, как прежде, за ее пределами. В том числе и всякие самоидентификации с прости- или непрощайхосподями)
                  Приплюсованы по одной, парами, тройками или группами.
                  И улыбка в том числе. Безо всякой необходимости предварительной агрессии. Согласен!
                  Мало того, если агрессия с улыбкой - это не извращенчеством ли попахивает. Может, садизмом?))
                  Ответить
                  • Наукообраз > Юрий Фёдоров | 11.10.2024 | 20:25 Ответить
                    Игра игре рознь. Так что у каждой игры своя собственная, отличная от других игр причина и цель, так же как у любой человеческой деятельности. Вот этот спор -- тоже своего рода игра разумов, в которой есть цель выделиться из общей молчаливой части читателей...
                    У всех игр есть как объективная, так и субъективная сторона. Например, взрослый, играя с младенцем, старается ускорить его развитие в нужном ему, взрослому, направлении с помощью стимуляции его мозга дофамином. Для младенца это не игра, но источник положительной информации о внешнем мире, о том, что он не так страшен, как ему кажется.
                    При детских-юношеских играх главным становится развитие мышц, вестибулярного аппарата с помощью физической активности, подкрепляемой получением тех же гормонов удовольствия. Оттого дети так любят подвижные игры. Упомянутый выше пинг-понг представляет собой одну из идеальных форм такой игры, особенно, если играют двое друзей с общими и близкими интеллектуальными интересами и никто другой не претендует на место за столом.
                    Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 07.10.2024 | 13:54 Ответить
    И ничего улыбка не вырвана: всякое новорожденное дитя умеет улыбаться сразу, куда раньше, чем в его головенке хоть знание об агрессии появится.
    Неоткуда вырывать улыбку, неизчего. Она сама по себе, она первее, основательнее.
    Какой-то злой глупец сказал, что все в жизни - склока и драка, с тех пор толпы умных повторяют, ошарашенно, эту чепуху. Повторяют как заклинание, ибо подспудно чувствуют, что это не вяжется с детским, первым, верным восприятием жизни. Повторяют, чтоб не забыть.
    И строят на этой мысли все свои анализы, наблюдения и теории.

    А вот дельфинам никто этого нонсенса не сообщил - вот они и играют всю жизнь. И им не скучно без злобы.
    Ответить
    • kbob > Юрий Фёдоров | 07.10.2024 | 15:29 Ответить
      - Идет коза бодатая. За малыми ребятами. Забодаю, забодаю, забодаю!
      Ребенок улыбается, ему весело и нравится эта игра! Хотя со стороны "козы" наблюдается проявление агрессии, но с помощью улыбки "коза" побеждена.

      Это еще не тот злобный оскал который появится у него в период полового созревания, но уже способный победить "злобную козу", так формируется характер бойца, воина, героя!
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > kbob | 07.10.2024 | 16:35 Ответить
        Вы шутите, или реально думаете, что новорожденному интересна коза??)))
        Похоже, самый младший ребенок, с кем Вам пришлось общаться, был уже вполне сформировавшимся, э... бойцом))
        Или Вас просто напрочь не волновал мир ребенка, ибо кроме "козы" все равно нечего было ему предложить)))
        Ответить
      • Юрий Фёдоров > kbob | 07.10.2024 | 16:48 Ответить
        Да и в целом формула "это ещё не тот... оскал" содержит согласие со мной:
        Не улыбка "вырвана" из агрессии, а агрессия как-то базируется на улыбке, вырастает из нее.
        Типа "мне нравится жизнь, и попробуй-ка, лиши меня этой радости!"
        (Не ощущаете ли некоторой притянутости за уши объяснения этого "вырастания" в обратном направлении - "я отроду злобен, агрессивен, и потому мне стало, наконец, весело")
        Ответить
        • kbob > Юрий Фёдоров | 08.10.2024 | 03:59 Ответить
          Да и в целом формула "это ещё не тот... оскал" содержит согласие со мной:
          Не улыбка "вырвана" из агрессии, а агрессия как-то базируется на улыбке, вырастает из нее.
          Да-да-да! Курица вырастает из яйца, а яйцо из курицы. Чтобы появилась улыбка ребенка нужны взрослые с их агрессивными оскалами.
          Ответить
          • Юрий Фёдоров > kbob | 08.10.2024 | 10:17 Ответить
            Точно! И этот Нужный "агрессивный взрослый оскал" называется в быту материнской любовью)
            Я восхищён!)
            Ответить
  • bonacon  | 07.10.2024 | 18:27 Ответить
    А дельфины добрые,
    А дельфины мокрые
    На тебя глядят умными глазами.
    А дельфины скромные,
    А дельфины чёрные
    Просят, чтобы им сказку рассказали.

    Пропеть голосом Олега Анофриева
    Ответить
    • Юрий Фёдоров > bonacon | 08.10.2024 | 10:18 Ответить
      Исполнено!)
      Ответить
Написать комментарий

Новости: Этология


Древесная американская ласточка (Tachycineta bicolor)
Территориальная агрессия у птиц-дуплогнездников формируется разными путями

Кошки значимо чаще спят на левом боку
Кошки предпочитают спать на левом боку

Взрослые галлицы, подвешенные на горизонтальных нитях паутины в мангровых деревьях на острове Кураганг
Австралийские мушки-галлицы любят отдыхать на паутине

Рыбы-собачки
Заразительная зевота у шимпанзе и рыб: всё не так, как кажется

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»