
Анализ геномов 273 древних лошадей из разных районов Евразии прояснил запутанный вопрос о времени и месте одомашнивания лошади. Вплоть до конца III тысячелетия до н. э. популяции диких евразийских лошадей оставались генетически разнородными и разобщенными. Все современные домашние лошади и почти все «археологические» лошади, жившие во II тысячелетии до н. э. и позже, произошли от одной дикой популяции, обитавшей в степях между Днепром и Уралом. Лошадь приручили где-то в низовьях Волги и Дона около 2200 года до н. э. Крупная миграция восточноевропейских степняков на запад в первой половине III тысячелетия до н. э., с которой связывают распространение в Западной Европе индоевропейских языков, обошлась без участия лошадей. Напротив, расселение на восток и на юг предков носителей языков индоиранской ветви индоевропейской семьи в конце III — начале II тысячелетия до н. э. совпадает с распространением восточноевропейских лошадей. Сначала на них, вероятно, скакали верхом, но уже через век-другой стали распространяться колесницы, изобретенные в Южном Зауралье (синташтинская культура) между 2000 и 1800 годами до н. э. Вскоре после этого домашние лошади восточноевропейского происхождения распространились по всей Евразии, испытав бурный рост численности и вытеснив отовсюду местные дикие популяции. Тарпаны, считавшиеся «дикими предками домашних лошадей», оказались помесью древних диких центральноевропейских лошадей и домашних восточноевропейских.
Новая наука палеогенетика добилась первого крупного успеха всего 12 лет назад, когда был вчерне прочтен геном неандертальца (см.: Геном неандертальцев прочтен: неандертальцы оставили след в генах современных людей, «Элементы», 10.05.2010). С тех пор мы успели привыкнуть к сенсационным открытиям и неожиданным решениям давних научных загадок, которые публикуются палеогенетиками с завидной регулярностью.
Но даже на этом фоне ежегодных сенсаций работа, результаты которой опубликованы 20 октября в журнале Nature, поражает своей глубиной и размахом. Статья за авторством 163 генетиков и археологов из 30 стран рапортует о прочтении и всестороннем анализе полных ядерных геномов 273 древних лошадей, проживавших в разные эпохи в разных регионах Евразии (рис. 2).
Рис. 2. Пространственно-временное распределение изученных образцов. На верхней диаграмме показан возраст находок (в тысячелетиях до н. э., по вертикальной оси). Каждый кружочек соответствует одному лошадиному геному из местонахождений, показанных столбиками на нижней диаграмме. Разными цветами обозначены группы (кластеры) генетически близких особей. Темно-синие кружочки соответствуют древним лошадям северо-востока Сибири, зеленые — кластеру, включающему лошадей со стоянок энеолитической ботайской культуры и лошадей Пржевальского, оранжевые — кластеру DOM2, к которому относятся все современные домашние лошади и почти все «археологические» евразийские лошади, жившие во II тысячелетии до н. э. и позже. Прочие цвета соответствуют древним диким популяциям разных районов Евразии. Все эти популяции в начале II тысячелетия до н. э. были вытеснены лошадьми DOM2. На нижней диаграмме высота столбиков отражает длительность охваченного временного интервала, а диаметр — число образцов (геномов). Красной звездой отмечено положение двух лошадей из поселения Турганик (между Самарой и Оренбургом, 28-й век до нашей эры, ямная культура раннего бронзового века), которые могут претендовать на статус прямых предков домашних лошадей. Красным пунктиром очерчена область происхождения лошадей DOM2. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature
Большинство геномов отсеквенировано впервые, а из тех, что изучались ранее, большую часть авторы отсеквенировали заново более продвинутыми методами. Для 239 геномов удалось добиться неплохого качества прочтения (покрытие > 1).
Почти для всех древних лошадей удалось получить надежные радиоуглеродные датировки. Для пяти самых древних образцов известна только верхняя граница временного интервала: эти образцы старше 50 000 лет, то есть находятся за пределами применимости радиоуглеродного метода. Возраст остальных варьирует от 44 400 до 200 года до н. э. Для сравнения использовались геномы 10 современных домашних лошадей, четырех лошадей Пржевальского, а также тарпана из Херсонской губернии, умершего в 1868 году (его кости хранятся в Зоологическом институте РАН в Санкт-Петербурге).
Столь обширный и качественный материал позволил сделать много интересных, а главное, хорошо обоснованных выводов об истории диких и домашних лошадей Евразии.
Вплоть до конца III тысячелетия до н. э. евразийские лошади сохраняли высокое генетическое и географическое разнообразие. Генетические различия между особями монотонно росли с расстоянием. Это значит, что локальные популяции были разобщены, а миграции между ними — ограниченны.
В генетическом разнообразии евразийских лошадей выделяется несколько более или менее четких кластеров, из которых стоит упомянуть четыре.
Первый кластер, наиболее сильно отличающийся от остальных, включает лошадей, относимых к виду Equus lenensis. Эти лошади жили в северо-восточной Сибири с позднего плейстоцена до конца IV тысячелетия до н. э. (кластер показан темно-синим цветом на рис. 2).
Второй кластер, довольно разношерстный, объединяет европейских лошадей, водившихся на территории от Румынии и Скандинавии до Британии и Испании с позднего плейстоцена до III тысячелетия до н. э.
Третий кластер объединил лошадей, ассоциированных с энеолитической ботайской культурой (IV тысячелетие до н. э., северный Казахстан), некоторых лошадей V–III тысячелетий до н. э. с Южного Урала и Алтая, а также современных лошадей Пржевальского.
Носители ботайской культуры, возможно, первыми попытались приручить диких лошадей. Ранее авторы уже показали (на основе анализа всего лишь 42 древних геномов), что ботайские лошади близки к лошади Пржевальского и совершенно не родственны современным домашним лошадям (C. Gaunitz et al., 2018. Ancient genomes revisit the ancestry of domestic and Przewalski’s horses). Новое исследование подтвердило этот вывод. В статье 2018 года также высказывалось предположение, что лошади Пржевальского — это одичавшие потомки домашних ботайских лошадей. Впрочем, далеко не все археологи согласны с такой версией происхождения лошади Пржевальского, равно как и с тем, что ботайские лошади были домашними, а не добытыми на охоте (см.: Н. Абрамсон и др., 2018. Новая гипотеза доместикации лошади: противоречия и пробелы). В зубном камне ботайцев не удалось обнаружить белков, характерных для кобыльего молока, что можно рассматривать как аргумент против ранней доместикации (см.: Палеопротеомика связала экспансию степняков в раннем бронзовом веке с развитием животноводства, «Элементы», 28.09.2021). Так или иначе, никакого вклада в генофонд современных домашних лошадей ботайские лошади не внесли. Если ранняя попытка доместикации лошади в северном Казахстане и была, она осталась локальной и долговременных последствий не имела.
Наконец, четвертый кластер, получивший название DOM2, включает всех современных домашних лошадей, а также почти всех «археологических» евразийских лошадей, живших после 2000 года до н. э. Этот кластер показан оранжевым цветом на рис. 2. Лошади DOM2 — это, судя по всему, исключительно домашние лошади. Самые древние особи, отнесенные к этому кластеру, жили в 21–22 веках до н. э.
Благодаря сильной географической дифференциации древних лошадиных популяций авторам удалось четко ограничить возможный район возникновения кластера DOM2 (он обведен красным пунктиром на рис. 2). Результат довольно-таки однозначный: предки домашних лошадей в III тысячелетии до н. э. проживали в причерноморско-каспийских степях между реками Урал и Днепр (и точно не западнее низовий Дуная).
Новые палеогенетические данные позволяют смело отбросить все конкурирующие гипотезы о месте происхождения домашних лошадей. Из них наиболее известны иберийская, анатолийская и центрально-азиатская гипотезы. В изученной выборке есть древние лошади из всех этих районов (то есть из Испании, Турции и Центральной Азии). Ни одна из них не годится на роль предка домашних лошадей.
Центр доместикации, скорее всего, находился в нижнем течении Волги и Дона. Вероятно, именно здесь около 2200 года до н. э. появилась домашняя порода с настолько ценными качествами, что эти лошади потом быстро распространились (конечно, при помощи людей) далеко за пределы своей исторической родины.
К этим выводам авторы пришли при помощи нескольких независимых методов. Например, для каждой лошади, жившей до 2200 года до н. э., при помощи специального алгоритма (J. G. Schraiber, 2018. Assessing the Relationship of Ancient and Modern Populations) проверялась гипотеза о том, что данная лошадь могла быть в числе прямых предков современных домашних лошадей (а не просто родней этих предков). Только две лошади из всей выборки успешно прошли такую проверку. Обе датируются 28-м веком до нашей эры и происходят из поселения Турганик, расположенного между Самарой и Оренбургом и относимого к ямной культуре. Вряд ли эти лошади были домашними, однако их генетическая близость к кластеру DOM2 говорит о том, что среди диких лошадей, на которых охотились ямники, по-видимому, были и предки тех особей, которых позднее удалось приручить.
Другой недавно разработанный метод (C. Battey et al., 2020. Predicting geographic location from genetic variation with deep neural networks) позволил нарисовать карту, показанную на рис. 3. На ней для каждой лошади из кластера DOM2 показана ее вероятная «родина», вычисленная на основе известного пространственного распределения генетического разнообразия лошадей в изученной выборке. Максимальное сгущение точек (которое логично интерпретировать как самую вероятную область происхождения кластера DOM2) оказалось в северо-западном Прикаспии.
Рис. 3. Наиболее вероятная область происхождения лошадей DOM2 (а также тарпана и лошади Пржевальского), вычисленная при помощи метода Locator (C. Battey et al., 2020. Predicting geographic location from genetic variation with deep neural networks). Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Район происхождения современных лошадей Пржевальского, вычисленный тем же методом, расположен гораздо восточнее, а тарпана — западнее. С тарпаном вообще получилось забавно, ведь раньше тарпанов считали «дикими предками домашних лошадей». Однако генетический анализ тарпана из коллекции ЗИН РАН показал, что в его геноме смешались гены из двух источников. Первый из них — древние центральноевропейские дикие лошади, близкие к тем, что встречены в памятниках культуры шнуровой керамики (см.: Corded Ware culture). Никакого отношения к предкам домашних лошадей они не имеют. Второй источник — DOM2, то есть настоящие домашние лошади со степными восточноевропейскими корнями. Стало быть, тарпан — никакой не предок, а результат смешения домашних лошадей, прибывших в центральную Европу из восточноевропейских степей, и местных диких лошадей.
Ранее было показано, что причерноморско-каспийские степняки раннего бронзового века — представители ямной культуры — массово мигрировали в Центральную и Западную Европу в первой половине III тысячелетия до н. э., где они дали начало упомянутой выше культуре шнуровой керамики, которая, в свою очередь, считается источником распространения в Европе индоевропейских языков (см.: Палеогенетика подтвердила важный вклад причерноморско-каспийских степняков в формирование генофонда европейцев, «Элементы», 14.06.2015). Теперь стало ясно, что эта ранняя западная экспансия степняков проходила без помощи лошадей. Лошадь тогда еще не была толком одомашнена. Лошади, ассоциированные с культурой шнуровой керамики, во-первых, немногочисленны, во-вторых, это местные, центральноевропейские, наверняка еще дикие лошади, а вовсе не DOM2. Тяжелые повозки ямников с «щитовыми» деревянными колесами без спиц, по-видимому, приводились в движение быками, а не конями. Авторы отмечают, что и лингвистические свидетельства того, что у древних праиндоевропейцев уже были домашние лошади, не являются бесспорными. Чтобы проиллюстрировать этот тезис, авторы даже приводят в дополнительных материалах к статье сравнительные таблицы «лошадиных» слов в разных индоевропейских языках.
Другое дело — более поздняя (конец III — начало II тысячелетия до н. э.) восточная и южная экспансия кочевых племен, родственных ямникам и носителям культуры шнуровой керамики, связанная с распространением языков индоиранской ветви индоевропейской семьи. Тут уже и лингвистические доказательства наличия домашних лошадей вполне бесспорны, и все лошади синташтинской культуры (начало II тысячелетия до н. э., Челябинская область), с которой связывают начальный этап этой экспансии, относятся к кластеру DOM2. Кроме того, именно в синташтинской культуре впервые появляются колеса со спицами и колесницы для быстрой езды (см. Chariot), которые стали быстро повсюду распространяться вместе с лошадями DOM2. Впрочем, на Ближнем Востоке лошади DOM2 появились на столетие-другое раньше, чем колесницы: в этот период они, вероятно, использовались в основном для верховой езды (на это вроде бы намекают некоторые месопотамские рисунки конца III — начала II тысячелетия до н. э.).
Так или иначе, на рубеже III и II тысячелетий до н. э. вся «лошадиная карта» Евразии коренным образом изменилась. Лошади DOM2 за считанные века распространились буквально повсюду, пережив бурный демографический рост (о динамике численности популяции в прошлом можно судить по разнообразию мтДНК и Y-хромосом, см.: A. J. Drummond et al., 2005. Bayesian Coalescent Inference of Past Population Dynamics from Molecular Sequences). Все местные дикие популяции при этом либо полностью вытеснялись, либо резко сокращали свою численность. В результате бесследно исчезла столь характерная для предшествующих эпох положительная корреляция между генетической дистанцией и географическим расстоянием. Это говорит о резко возросшей (разумеется, благодаря симбиозу с людьми) мобильности домашних лошадей по сравнению с их дикими предшественниками.
Авторы также изучили вопрос о том, по каким генам шел отбор лошадей на ранних этапах одомашнивания. С этой целью искали такие участки генома, в которых наборы и частоты встречаемости аллелей у лошадей DOM2 резко отличаются от всех остальных лошадей в изученной выборке. Самые радикальные различия обнаружились в двух участках. Первый из них соответствует промоторной области гена GSDMC. У лошадей DOM2 эта область изменилась из-за встраивания дополнительных копий мобильного элемента L1. Про ген GSDMC известно, что его мутации у людей приводят к проблемам с позвоночником (затвердение позвоночных дисков, стеноз позвоночного канала, хронические боли в спине и т. п.). Второй участок включает ген ZFPM1, необходимый для развития серотонинергических нейронов дорсального ядра шва (см. Dorsal raphe nucleus). Эти нейроны участвуют в регуляции настроения и агрессивного поведения. Отключение гена ZFPM1 у мышей ведет к повышенной тревожности.
Эти данные позволяют предположить, что становление кластера DOM2 было связано с отбором на крепкую спину и спокойный, покладистый нрав. Кроме того, подтвердился обнаруженный ранее факт, что вариант гена MC1R, отвечающий за рыжий окрас (chestnut, рис. 1), почти не встречался у диких евразийских лошадей, но стал обычным у домашних (DOM2). Правда, существенный рост частоты встречаемости этого аллеля начался у домашних лошадей лишь недавно.
Интересно, что у ботайских лошадей с заметной частотой встречается вариант гена TRPM1, ассоциированный с леопардовой мастью (см. Leopard complex), а в гомозиготном состоянии приводящий к ночной слепоте (см. Nyctalopia). Распространенность аллеля, влияющего, с одной стороны, на декоративные качества лошади, а с другой — явно вредного при дикой жизни, можно рассматривать как аргумент в пользу того, что ботайские лошади все-таки были домашними.
Авторы не исключают, что восточноевропейские степняки пытались приручить лошадей еще в раннем бронзовом веке (в первой половине III тысячелетия до н. э.). Может быть, поначалу коневодство преследовало гастрономические цели. Так, недавно было показано, что на территории нынешней Ростовской области в раннем бронзовом веке люди уже употребляли в пищу кобылье молоко (см.: Палеопротеомика связала экспансию степняков в раннем бронзовом веке с развитием животноводства, «Элементы», 28.09.2021). Но эти «пищевые» лошади, видимо, еще не представляли большой ценности. Поэтому ямники, отправляясь на запад, чтобы заложить там основы культуры шнуровой керамики и обеспечить будущее европейское население индоевропейскими языками, лошадей с собой не взяли. И получается, между прочим, что басня «Овца и кони» — анахронизм, поскольку в «праиндоевропейские» времена тягловых и верховых лошадей еще не было. Они появились лишь в среднем бронзовом веке, после чего домашние лошади стремительно распространились по Евразии.
Источник: Pablo Librado et al. The origins and spread of domestic horses from the Western Eurasian steppes // Nature. 2021. DOI: 10.1038/s41586-021-04018-9.
См. также:
1) Н. Абрамсон, П. Косинцев, Н. Пластеева, Н. Спасская, П. Кузнецов. Новая гипотеза доместикации лошади: противоречия и пробелы // Природа. 2018.
2) Палеопротеомика связала экспансию степняков в раннем бронзовом веке с развитием животноводства, «Элементы», 28.09.2021.
3) Палеогенетика подтвердила важный вклад причерноморско-каспийских степняков в формирование генофонда европейцев, «Элементы», 14.06.2015.
Сначала на них, вероятно, скакали верхом,Это ничем не обоснованное предположение Западных авторов данной статьи, они просто сфантазировали это сами не опираясь ни на какие данные. Резкий протест соавтора и эксперта в этом вопросе Кузнецова они проигнорировали потому что он русский.
в этот период они, вероятно, использовались в основном для верховой езды (на это вроде бы намекают некоторые месопотамские рисунки конца III — начала II тысячелетия до н. э.).Датировкам там доверия нет. На изображениях там изображены ослы (или куланы), всадники имеют ослиную посадку - держатся за хвост осла, управляют острой палочкой или приманкой тыкая ею в морду осла, на более поздних традиционное управление за кольцо в носу осла. На статуэтках изображаются возничие сидящие в позе возничего на лошади при управлении ею в колеснице.
Центр доместикации, скорее всего, находился в нижнем течении Волги и Дона.
Только две лошади из всей выборки успешно прошли такую проверку. Обе датируются 28-м веком до нашей эры и происходят из поселения Турганик, расположенного между Самарой и Оренбургом и относимого к ямной культуре.Извините, но район между Самарой и Оренбургом это не нижнее течении Волги и Дона. Правильнее это называть средней Волгой, как раз территория синташтинской и абашевской культур, где и были изобретены псалии и колесницы, то есть реально были запряжены (приручены) лошади.
Ранее было показано, что причерноморско-каспийские степняки раннего бронзового века — представители ямной культуры — массово мигрировали в Центральную и Западную Европу в первой половине III тысячелетия до н. э.Не было этого показано. Не было показано что это представители именно ямной культуры, условно это "степняки", да, но какой культуры остается неизвестно. Однозначно было показано только что это были восточноевропейцы с исходной точкой происхождения где-то между Доном и Волгой, но когда пока неизвестно.
Поэтому ямники, отправляясь на запад, чтобы заложить там основы культуры шнуровой керамики и обеспечить будущее европейское население индоевропейскими языками, лошадей с собой не взяли.Никто не сказал что это ямники, генетика это сейчас не подтверждает, вероятно отправилась другая популяций восточноевропейцев, а ямники остались в степях. Лошадей не взяли потому что они были ненужны, их еще не запрягали, а на мясо использовали, возможно даже разводили, еще за долго до ямников.
И будь всадничество еще раньше, то мы бы никогда не знали бы колесниц или даже колесапростите НО ведь в телеги сначала запрягали туров
Как только появились всадники так мир сразу узнал их мощь, первыми это показали киммерийцы которые сотрясли весь Ближний Восток и половину Европы. Никакие армии колесниц не могли сопротивляться армии всадников.Я далёк от истории, но таки припоминаю, что всадники - они разные были. Одно дело, когда всадник без стремян, и совсем другое дело, если у всадника есть стремена. С военной точки зрения - разница существенная.
Ну сами смотрите: что могут сделать всадники без стремян против колесниц?Всадники всё могут сделать против колесниц. Всадники быстрее двигаются. У колесниц всего один лучник на два коня, у всадников два лучника на два коня, то есть в два раза больше луков. Возница не боевая единица у колесницы, он только создает тяжесть лошадям, колесницы медленее и хуже управляются по сравнению с верховыми лошадьми. В ранних синташтинских колесниц вообще было место только для одного человека, это был один возница, он же лучник, на две лошади, с них стреляли только остановившись.
В колеснице один человек управляет лошадью или лошадьми, а другой удобно сидит и либо из лука стреляет, либо мечом рубит, либо копье метает.Не бредьте ничего не зная. В колеснице минимум две лошади, меньше не бывало. Никто в ней не сидит, в ней только стоят, там места нет не то что сидеть, а даже стоять двум человекам нет, ужасно тесно. Стрелять из лука можно, так и делали, но ваша фантазия о рубящих мечом просто смешна, никто никогда не использовал меч в колесницах - это просто физически невозможно. Никто не кидал никакие копья, это ваша фантазия, в поздних тяжелых колесницах хеттов и греков был копейщик для ближнего боя, но это по существу были танки для врезания в строй пеших бойцов.
У всадника руки заняты: надо либо за гриву, либо за хвост держатьсяНе бредьте, никто не держался за гриву или хвост коня, уже была сбруя - это элементарная вещь, еще колесницы их использовали. Скифы/киммерийцы стреляли на ходу - смотрите соответствующие изображения скифских лучников, причем они вообще не управляли руками при этом конем, им достаточно было охватить ногами лошадь и так они могли делать бесконечно (https://zbroya.com.ua/mag/2000/2000-4/images/6_2.gif, https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/6/61/%D0%9A%D0%B8%
ваша фантазия о рубящих мечом просто смешна, никто никогда не использовал меч в колесницах - это просто физически невозможно. Никто не кидал никакие копья, это ваша фантазияОткуда такие сведения? Есть ссылка? Думаю, что нет, и не будет.
При конной атаке полезной была способность боевых колесниц быстро поворачивать, разворачиваться и повторять атаку, прорывая, таким образом, строй противника и превращаясь в мобильную быстро движущуюся платформу, с которой на противника сыпались стрелы и метательные копьяТо есть копья метали!
Вы цитируете википедию, там много фантазеров пишет, или пользуются древними фанитазийными источниками.Ну, я хоть что-то цитирую. А вы ничего. Дайте цитату, которая опровергает то, что я процитировал.
https://realnoevremya.ru/articles/109499-rafael-Это фричество, слонотюркизм. Он просто обманывает, никакой он не историк.hakimov-hronika-tyurko-tatarskih-gosudarstv "У хунну стремена были в ходу, начиная с III века до н. э."
Лошадь - худший объект для верховой езды, она злая и брыкается. Есть гораздо более приспособленные для верховой езды - ослы, другие еквидовые, верблюды, ламы, они послушные и смирные, легко седлаютсяА чем монгольская лошадка не ослик? )
постоит в загоне на убой в течении нескольких поколений, присмереет )Это не так, вы совершенно не знаете того что пишите.
те же индейцы из вестернов использовали лошадей только для верховой езды.В Америке не было лошадей, это завезенные испанцами домашние лошади. Индейцы научились ездить верхом у испанцев. Даже одичавшие мустанги остаются совершенно домашними лошадьми, они приручаются мгновенно, в отличии от якобы одичавших лошадей Пржевальского.
не думаю что люди сперва изобрели колесо и телегу, а потом долго думали кого-же в неё запрячь. а до того в загоне стояла лошадь и никто сдуру не рискнул на неё запрыгнуть)Дураков нет. Элементарная мысль, сделать ракету и полететь на Луну. И почему с дуру никто не додумался? А почему никто не додумался до Воздушного шара? Элементарная же вещь, 40 тысяч лет назад уже должны были летать. Чем глупее человек, тем ему кажется всё само собой разумеющееся, он просто не может представить как это жить без Интернета? Ну и дураки же были люди 50 лет назад что не изобрели Интернета - сдуру. Почему не запрыгнул на мамонта?
испанцы ездили в седлах, индейцы - без. и учить ездить верхом необязательно. один раз увидеть и сам научишься. человек вообще любит ездить на ком-либо верхом особенно на себе подобных. )Индейцы не имели седел потому что не умели их делать. Седла нужны тяжеловооруженному всаднику, легкому оно не обязательно.
бухие мужики на деревне и свинью могут оседлатьУ тебя всё время всё бухой да бухой, других состояний не знаешь. Почему ты считаешь что все бухают как ты? Водку изобрели только 500 лет назад.
а поддатые или обкуренные мо'лодцы ради прикола могли оседлать "мясо-молочную" лошадь, не тратя время на изобретение колеса и тем более телеги. им должно быть понравилось)Простите вам Не приходилось падать с домешней и прирученой лошади?
Таки да, простейшее вроде как оседлание лошади упразднило сложнейшую технологию.А как же тачанки с пулеметами? Косили всадников только так.
Ну так и увсадникоа ключевое слово - стремена.Не фантазируй, стремена вообще не имели значения. Стремена это уже рыцари, тяжелая конница. Это для тебя человека в глаза не видевшего живую лошадь они ключевые, а на самом деле даже индейцы на них плевали, на селе без всяких стремян постоянно скакали верхом на лошадях.
Многие молодые воины не пользовались седлами, хотя индейцы изготовляли несколько типов седел с каркасом из рога или твёрдого дерева. Были также мягкие бескаркасные седла, представлявшие из себя особой формы кожаный мешок, набитый шерстью или другим мягким материалом. Как правило, все индейские седла имели стремена.
Другое дело - конный лучник на войне. Он подвяжет стремя повыше и встанет на них, чтобы:Это уже времена монголов. Мощный длинный лук изобретение позднее, сабли еще более позднее. Не для этого изобретали стремена.
1.в дозоре всмотреться подальше,
2.удобнее переметывать мощный длинный лук со стороны в сторону,
3.увеличить ударную силу сабли.
Причины отказа от колесниц
Первоначально одомашненные лошади были слишком низкорослы, коренасты для того, что бы на них мог уверенно скакать наездник и воевать против других людей. Лошадям, скорее всего выведенным от подвидов тарпана, предстояла долгая, в сотни лет, селекция, прежде чем их рост, сила, прочность спины, позволили долгое время ездить всаднику с оружием. Колесница была, начиная с 4100 лет назад и до 3000 лет назад, по сути единственным способом использовать главные качества лошадей — относительно большую длительность быстрого хода и высокую скорость передвижения. Когда селекция лошадей дошла до нужного уровня, люди стали активно осваивать функцию наездника, отказываясь от колесниц.
Колесница — это дорогая боевая единица. Начиная с синташтинских колесниц, их делали из нескольких типов древесины, для обработки её требовался высококачественный инструмент, наличие опытных мастеров в нескольких узких специальностях — изготовление хороших по качеству колёс, осей, кузова. Всё это требовало огромных по тем временам трудовых затрат и средств, учитывая что весь инструмент был в лучшем случае из бронзы.
Колесницы, по сравнению с конницей, намного менее маневренные, требуют больше сил у лошадей на передвижение и соответственно обладают меньшей гарантированной дальностью похода и его более низкой средней скоростью.
Колесница, в силу того, что обладает деталями, испытывающими постоянные ударные нагрузки и трение, ломается и требует ремонта, а это усложняет её использование в полевых условиях, в отрыве от ремонтных мастерских и хороших мастеров.[45]
Эти факторы обусловили относительно быстрый отказ передовых армий мира от колесниц в пользу кавалерии. При этом ряд народов и правителей продолжали пытаться использовать их в качестве боевых единиц, однако эффективность с каждой новой битвой неуклонно снижалась.
Верхом с коня ничего нельзя сделать, ни рубить, ни колоть копьями - ничего, чтобы не сломать шею, без стремян которые только появились полторы тысячи лет назад и твердого седла, появившегося несколько ранее.Простите НО разве Катафрактарии не появились значительно раньше, Парфяне их против Рима использовали ?
Бронзовый человек и кентавр, середина VIII века до нашей эры.https://kulturologia.ru/files/u18214/centau
Эта фигурка (https://static.kulturologia.ru/files/u18214/centaurs9.jpg) стала, по сути, первым полным образцом кентавра. Её значение было настолько велико, что большинство справочников считают её началом непосредственно греческого искусства как такового. Стоит отметить, что в те времена, когда фигурка была изобретена, ещё не существовало как таковой греческой мифологии. Даже эпосы Гомера были написаны лишь два столетия после этого события. Это был тот самый период, когда мифы тесно сплетались друг с другом, взаимодействуя и постоянно меняясь. В результате ученые смело утверждают, что данная фигурка была стилистически полным и первым отражением кентавра в греческом искусстве.Источник: https://kulturologia.ru/blogs/300421/49668/
Бронзовый человек и кентавр, середина VIII века до нашей эры.Кю, это ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК, время нашествия киммерийцев и скифов. Ну до чего ты не образован, не имеешь понятия о временах совсем.
В фильме прекрасно кстати показано как один всадник легко разделывается с колесницей.Всадник со стременами?
Стремена совершенно не важны,
Верхом с коня ничего нельзя сделать, ни рубить, ни колоть копьями - ничего, чтобы не сломать шею, без стремян которые только появились полторы тысячи лет назад и твердого седла, появившегося несколько ранее.В каком месте соврамши?
Для тебя, который думает что человек ездит на лошади засчет стремян, советую сходить в цирк или на представление казаков и посмотреть на джигитовку, тогда может поймешь.Видел я джигитовку, в цирке. У них на лошадях у всех стремена. И когда казак на полном скаку арбуз саблей рубит, то он при этом привстает на СТРЕМЕНАХ.
Джигитовка прекрасно показывает что для езды и джигитовки стремена не нужны, да они есть потому что сейчас есть всегда, и конечно они позволяют использовать гораздо больше приемов, но для езды они не нужны.Для езды может быть и не очень нужны, а вот для стрельбы из лука - стремена необходимы. Вот скажите честно, вы на лошади верхом ездили? Без стремян? Удержаться на лошади без стремян, только сжимая ее круп ногами, и на полном скаку, с крутыми поворотами, и без помощи рук - как это возможно?
а вот для стрельбы из лука - стремена необходимыХватить бредить и лгать тролль. Ты просто подло выдумываешь прямо на ходу чтобы чисто написать неправду, чисто чтобы обмануть.
Вот скажите честно, вы на лошади верхом ездили? Без стремян?Представьте себе да.
Удержаться на лошади без стремян, только сжимая ее круп ногами, и на полном скаку, с крутыми поворотами, и без помощи рук - как это возможно?То что ты этого не знаешь говорит только о том что всё что ты пишешь есть просто фантазии взятые с потолка просто здесь на ходу.
Приходилось на полном скаку без стремян стрелять из лука или саблей рубить? Или хотя бы прутом будылку какуюсломать?А тебе? Вот иди и делай, а только потом пиши.
Я далёк от истории,Больше тебе отвечать не буду, потому что бред фантазий выдуманных на ходу никак не опровергнешь.
Ладно поясню - стремена нужны только для того чтобы в случае столкновения, удара не вылететь из седла (чем тяжелее всадник тем легче вылететь из седла без стремян). То есть когда бьешься копьем, или рубишь кого-то мечом или топором, или преодолеваешь препятствия скачком с тяжелым ударом о землю (лучнику они вообще индифферентны). Стремена дают надежность, но на езду не влияют, то есть влияют очень мало.В википедии написано прямо противополжное тому, что вы тут написали (нафантазировали?):
Стре́мя (стремено́[1]) — седельная принадлежность, помогающая всаднику сесть на коня и сохранять равновесие во время верховой езды. Изобретено в IV веке кочевниками и быстро распространилось по всему миру. Благодаря использованию стремян у всадников появилась возможность наносить сабельные удары и более точно поражать противника из лука. Это позволило кочевникам изменить тактику и стратегию военных действий, поменять вооружение.
Преимущества стремениТы опозорился опять и снова.
При использовании стремян посадка на животное и верховая езда становятся более надёжными, так как всадник может упираться на стремена ногами и маневрировать центром тяжести.
Всадник-кавалерист, опираясь на стремя, более не мог свалиться с лошади при замахе; и кавалерия вместо привязных сарисс, коротких копий для верхнего удара и кривых мечей стала использовать длинные копья, которыми можно было наносить удары в любом направлении, тяжёлые топоры и длинные мечи, а позже и сабли.
В колеснице минимум две лошади, меньше не бывало. Никто в ней не сидит, в ней только стоят, там места нет не то что сидеть, а даже стоять двум человекам нет,
у хеттов тоже были большие колесницы-танки с тремя человеками - возницей, лучником и копейщикомА здесь в каком месте соврамши?
в поздних тяжелых колесницах хеттов и греков был копейщик для ближнего боя, но это по существу были танки для врезания в строй пеших бойцов.Ты даже не способен прочитать слово "поздних".
Я прекрасно видел вашу эволюцию, и словечко "поздних" и прочие отмазки сразу заметил.Ты опозорился, отмазки это у тебя, потому что твоя задача чисто потроллить.
Сначала вы нагулили (или всегда считали), что в колеснице только двое.Гуглишь здесь только ты, ты попался на этом. Я никогда не писал что во всех колесницах было только двое, не ври. Я писал что для двоих там было тесно, в синташтинских колесницах был один, а в хеттских колесницах было трое. Я в никогда не писал что в хеттских колесницах было только двое.
Вы сразу написали что ничего не знаете по темеЯ такого не писал. Я написал, что далек от истории. А вот по теме, стремена, я сразу дал понять, что кое-что знаю.
и поэтому всё что вы пишите есть ложь,Во-первых, ваше "и поэтому" никак логически не следует из того, что вы написали в первой части своего предложения.
Во-вторых, ложь, это когда говорят неправду, заведомо зная и понимая, что это неправда. Ничего подбного я ни здесь, ни где-либо еще себе не позволяю.Чего? А это?
а вот для стрельбы из лука - стремена необходимыЗаведомо знал что пишешь неправду.
Трясти в интернете фальшивыми дипломами это просто смешно, никто проверить не может,Проверить легко. Например, связаться с редактором этого сайта и попросить его проверить наши дипломы: я готов, например, по скайпу показать редактору диплом и свой паспорт для проверки.
Да и гордиться дипломами это смешно, поскольку не они показатель ума и знанийНу, по разному бывает. Но вы же, Володя, сами начали, заявив: "Вначале кончи школу ". Вот я и написал, что конкретно я закончил. И не более того.
Прекрасно ездили и ездят и без этого всего.я, конечно, не специалист, как, подозреваю, и вы... Но! Речь не о том, чтобы прогуляться 3-5 мин. в экзотическом виде на коне, а о том, чтобы ежедневно часами быть в "седле", (которого еще не было!), как сейчас многие проводят за рулем... Лошадей использовали вначале, скорее всего, как тягловых и вьючных животных место быков и волов. А затем, учитывая скорость лошадей - в качестве носителей боевых колесниц. И только с изобретением всех атрибутов верхового снаряжения, воин пересел из телеги на спину коня...
Лошадей никогда не использовали как вьючных животных.А это что такое?
Та класса вьючных лошадей не существует в природе.Как это не существует? Читаем статью "Вьючное_животное" в Википедии:
Термин вьючное животное традиционно используется в отличие от тяглового животного, которое представляет собой рабочее животное, которое обычно тянет за собой груз (например, плуг, телегу, сани или тяжелое бревно), а не несет груз прямо на спине.[1]От себя добавлю, что в мемуарах путешественников навьюченные лошади нередко упоминаются.
...
К традиционным вьючным животным относятся копытные, такие как верблюды,[3] домашние яки, северные олени, козы,[4] водяные буйволы и ламы,[5] а также одомашненные представители семейства лошадей, включая лошадей, ослов и мулов.[6] Иногда собак можно использовать для перевозки небольших грузов.[7][8]
Ослы были чисто вьючными животными, для этого их и приручили лет 5000 назад. Потом их стали запрягать в телеги, а потом уже оседлали.Когда ослов стали запрягать в телеги, они стали не только вьючными, но и тягловыми. И по сюю пору так происходит.
Ламы в Америке это вьючные животные, их никто никогда не запрягал ни ездил верхом. Вот вьючные животные, так же и ослы были только вьючными животными.Ну да, ламы сначала были только вьючными, и остались такими и по сей день.
ВЬЮИ даже специальные вьючные сёдла естьЧНЫЕ ЛОШАДИ
ВЬЮЧНЫЕ ЛОШАДИ , служат для перевозки грузов (вьюков) на спине при невозможности использовать другие виды транспорта (на горных и таежных тропах, в пустыне и т. п.). Наиболее пригодны для этого костистые некрупные (живой массой 300—350 кг) крепкие л. с прямой линией спины и поясницы, хорошо развитой грудью, прочными короткими ногами и крепкими копытами (гл. обр. мест. п-д). Л. несут вьюк массой не более 30% собственной массы. Для шетлендских пони масса вьюка доходит до 50% массы ж-ного.
ВЬЮЧНОЕ СЕДЛО
ВЬЮЧНОЕ СЕДЛО , спец. седло для перевозки вьюков. Позволяет симметрично и равномерно распределять их на спине ж-ного и прочно закреплять. Предохраняет спину от трения и ударов, снижает мешающее дыханию боковое давление вьюков на грудную клетку.
Вьючных лошадей не существует, это просто обычные верховые или тягловые лошадиИнтересная у вас логика. Но тогда, следуя вашим логическим построениям, можно и так сказать: Верховых лошадей не существует, это просто обычные вьючные или тягловые лошади. Ерунда по вашей логике получается.
Вы тоже вьючное животное когда переносите любой груз, значит вы были выведены инопланетянами как вьючное животное.А если инопланетянии сядет вам на шею, то вы станете верховым?




Рис. 1. Лошадь рыжей масти (chestnut). Судя по палеогенетическим данным, такая окраска не встречалась у диких евразийских лошадей, но получила широкое распространение у домашних. Фото с сайта ihearthorses.com