В Кении нашли самое древнее на территории Африки человеческое погребение

Рис. 1. Пещера Панга-я-Саиди: вид на место раскопок с соседней скалы

Рис. 1. Пещера Панга-я-Саиди: вид на место раскопок с соседней скалы. Захоронение нашли в самом нижнем, 19-м слое глубокого раскопа (он укреплен досками и виден на фотографии), примерно в трех метрах под поверхностью. Фото одного из соавторов обсуждаемой работы, Mohammad Javad Shoaee, с сайта phys.org

В пещере Панга-я-Саиди на юго-востоке Кении найдено самое древнее человеческое захоронение на территории Африки. Ребенок трехлетнего возраста, которому археологи дали имя Мтото («ребенок» на суахили), был похоронен в специально вырытой неглубокой яме 78,3 ± 4,1 тысяч лет назад. Тело положили на правый бок в согнутой позе с ногами, поджатыми к груди. Судя по сохранности скелета и взаимному положению костей, верхняя часть тела, возможно, была во что-то завернута, а под головой была подушка из легко разлагающегося материала. Открытие показало, что целенаправленное погребение умерших, которое евразийские популяции (неандертальцы и сапиенсы — ранние выходцы из Африки) начали практиковать не менее 120 тысяч лет назад, не было чуждо и африканским сапиенсам среднего каменного века.

Специалисты по каменному веку считают целенаправленное погребение умерших важным элементом «современного» человеческого поведения. Оно указывает на наличие каких-то идей о загробной жизни или, по крайней мере, о небезразличном отношении к умершим сородичам, что почти не встречается у других животных. За пределами Африки неандертальцы и сапиенсы (ранние мигранты из Африки в юго-западную Азию) начали хоронить покойников не позднее 120 тысяч лет назад. Однако в самой Африке, хоть она и считается колыбелью современного человечества (см.: Происхождение человечества в свете новых данных палеоантропологии и генетики, «Элементы», 15.02.2021), столь древних бесспорных погребений пока не находили.

Древнейшими африканскими погребениями до сих пор считались две находки: скелет ребенка со стоянки Тарамса в Египте возрастом 68,6 ± 8 тысяч лет (P. M. Vermeersch et al., 1998. A Middle Palaeolithic burial of a modern human at Taramsa Hill, Egypt) и останки 4–6-месячного младенца из пещеры Бордер в Южной Африке возрастом 74 ± 4 тысячи лет (F. d’Errico & L. Backwell, 2016. Earliest evidence of personal ornaments associated with burial: the Conus shells from Border Cave). Правда, в первом случае для погребения, по-видимому, не рыли яму специально, а использовали готовую. Поблизости есть похожие ямы, в которых никто не похоронен: их оставили после себя древние рудокопы, добывавшие здесь кремнистый сланец для производства орудий. Во втором случае могилу вроде бы вырыли нарочно и даже положили в нее продырявленную морскую ракушку (Conus ebraeus) со следами охры, но датировка оценивается некоторыми специалистами как не очень надежная.

Таким образом, наметилось некоторое противоречие между бесспорными свидетельствами раннего зарождения «подлинно человеческой» культуры в Африке (см.: Зарождение человеческой культуры в Африке проходило в два этапа, «Элементы», 05.11.2008; В Южной Африке найдена древнейшая мастерская по производству красок, «Элементы», 18.10.2011) и крайне скудными данными о погребальных практиках в африканском среднем каменном веке (Middle Stone Age).

Это противоречие если и не снимается полностью, то сильно сглаживается замечательной находкой, о которой сообщил 6 мая в журнале Nature большой коллектив палеоантропологов и археологов из Испании, Великобритании, Франции, Норвегии, Германии, Южной Африки, Австралии, США, Канады и Кении.

Находка происходит из самого нижнего (19-го) слоя глубокого раскопа у входа в карстовую пещеру Панга-я-Саиди (рис. 1, см.: Panga ya Saidi) на юго-востоке Кении, в 10 км от океана. Раскопки здесь начались 2010 году. В 2013 году ученые заметили в 19-м слое небольшой обособленный участок, в котором грунт резко отличался по цвету и текстуре от окружающей породы. Исследователи сразу заподозрили, что это искусственная яма, заполненная грунтом из вышележащих слоев. Впоследствии это подтвердилось.

В 2017 году ученым удалось аккуратно расчистить верхнюю сторону «чужеродного включения», совпадающую с нижней границей 18-го слоя. Стало ясно, что включение имеет округлую форму, его диаметр 37–40 см, а толщина (то есть глубина ямы) — 12,5 см. На верхней поверхности были замечены остатки полуразрушенных костей, слишком хрупких, чтобы пытаться их отпрепарировать в полевых условиях. Поэтому всю находку целиком извлекли из окружающей породы, залили для сохранности гипсом (палеонтологи называют эту процедуру «изготовлением гипсового пирога») и перевезли сначала в Национальные Музеи Кении (National Museums of Kenya), а потом в Национальный Центр Изучения Эволюции Человека (CENIEH) в Бургосе (Испания). Там в ходе аккуратной, неторопливой препаровки из монолита постепенно извлекли скелет человеческого ребенка (рис. 2). Сейчас принято выдающимся палеоантропологическим находкам присваивать личные имена, поэтому ребенок из Панга-я-Саиди тоже получил имя: его назвали Мтото, что на суахили означает просто «ребенок». Судя по состоянию зубов, в момент смерти ему было 2,5–3 года.

Рис. 2. Скелет Мтото

Рис. 2. Скелет Мтото: сохранность (a) и положение в могиле (b, c). На схеме слева зеленым цветом показаны сохранившиеся части скелета, белым — не сохранившиеся, серым — части, от которых остались лишь мелкие, сильно поврежденные фрагменты. Справа — реконструкция сохранившихся костей и их исходного положения в могиле, вид сбоку (b) и сверху (c); несохранившиеся части изображены полупрозрачными. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature

С помощью оптического датирования грунта из разных слоев пещерных отложений и байесовского моделирования авторы определили возраст находки (то есть время, когда яма была засыпана грунтом): 78,3 ± 4,1 тысяч лет назад. Помимо скелета, в яме нашлась кое-какая фауна (мелкие фрагменты костей позвоночных, раковины моллюсков) и каменные орудия — такие же, как в слоях 17–19. Эти слои относятся к среднему каменному веку, а с 16-го слоя начинается поздний каменный век. Попытки извлечь из костей и грунта древнюю ДНК не увенчались успехом.

Скрупулезное изучение скелета и окружающей породы привело ученых к выводу, что тело было погребено целиком (а не по частям) вскоре после смерти — до того, как началось разложение, которое прошло от начала до конца в самой могиле. Значительная часть статьи посвящена обоснованию этого утверждения. Доказательства можно подразделить на четыре группы:

    1) Анатомическая целостность скелета: все его части находятся в естественном положении друг относительно друга. Сохранились многие хрупкие сочленения (например, позвонков друг с другом), которые наверняка распались бы при перемещении уже разложившихся останков.

    2) Посмертные смещения костей минимальны и полностью объясняются разрушением мягких тканей, которое происходило уже после погребения. Образующиеся при этом пустоты постепенно заполнялись мелкими частицами грунта (в могильном грунте мелких частиц намного больше, чем в слоях 17–19), а в некоторых случаях приводили к смещению костей. Особенно интересно положение черепа. Судя по всему, под головой Мтото изначально была некая подушка из эфемерного материала. Когда она истлела, череп вместе с тремя шейными позвонками отломился от остального скелета и слегка повернулся. Это смещение, как и другие посмертные изменения, были во всех деталях изучены и смоделированы (рис. 3).

Рис. 3. Реконструкция посмертных изменений положения костей

Рис. 3. Вверху — реконструкция посмертных изменений положения костей. a — исходное положение, b — сжатие грудной клетки под тяжестью грунта, которым было засыпано тело (однако ребра не сломались и грудная клетка сохранила объемность), c — отделение головы, которое, по-видимому, произошло после истлевания подушки, на которой она лежала. Внизу — реконструкция исходного положения Мтото в момент находки. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature

    3) Множество раковин гастропод (улиток), питающихся дождевыми червями, в непосредственной близости от скелета.

    4) Результаты геохимического анализа грунта и гистологического изучения костей согласуются с идеей о том, что весь процесс разложения протекал непосредственно в могиле.

Мтото похоронили в яме, вырытой в 19-м слое. Могилу засыпали грунтом из вышележащих слоев. По своей структуре могильный грунт больше всего похож на верхнюю часть 18-го слоя и нижнюю часть 17-го. Ребенка положили на правый бок, свернув калачиком, с ногами, поджатыми к груди. С большой вероятностью верхняя часть тела была во что-то завернута, причем плотно. На это указывают хорошая сохранность и почти не изменившееся (по сравнению с прижизненным) взаимное расположение ребер, верхней части позвоночника, правой лопатки и левой плечевой кости. Без плотной упаковки эти кости, скорее всего, рассыпались бы в процессе разложения (подобно тому, как отвалилась голова, под которой образовалось пустое пространство). Альтернативное объяснение состоит в том, что грунт вокруг верхней части тела очень плотно утрамбовали. Но это, по мнению авторов, менее вероятно. В любом случае можно говорить о сложных целенаправленных манипуляциях с мертвым телом.

Рядом с затылочной частью черепа в могильном грунте обнаружены пять фрагментов раковин наземных улиток рода Achatina. На одном из них есть царапины от каменных орудий. Однако нельзя утверждать, что раковины были положены в могилу нарочно, потому что таких фрагментов много в 18-м слое. Древние обитатели пещеры Панга-я-Саиди собирали этих улиток, пекли в костре и ели. Правда, фрагменты раковин из могилы значительно крупнее фрагментов, сохранившихся в 18-м слое. Это говорит о том, что могилу не утаптывали и, может быть, вообще старались по ней не ходить.

Как известно, в Африке в среднем каменном веке жило много человеческих популяций, сильно различавшихся по своей морфологии и даже относимых к разным видам (см.: Гейдельбергские люди жили в Африке одновременно с ранними сапиенсами, «Элементы», 06.04.2020). К какому из них принадлежал Мтото? Авторы попытались это определить по морфологии зубов. Сохранилось пять зубов Мтото: четыре постоянных (в том числе два еще не прорезавшихся — их изучали при помощи рентгеновской томографии челюстей) и один молочный. По большинству признаков, хотя и не по всем, эти зубы попадают в диапазон изменчивости современных сапиенсов и отличаются от зубов неандертальцев и более древних, чем Мтото, сапиенсов из пещеры Кафзех. Правда, по строению первого правого нижнего моляра Мтото почему-то оказался ближе к неандертальцам. В итоге авторы сделали осторожный вывод, что Мтото, по-видимому, можно отнести к виду H. sapiens, хотя популяция, к которой он принадлежал, возможно, была не самой «анатомически современной» из африканских популяций того времени.

Таким образом, открытие показало, что 78 тысяч лет назад африканские сапиенсы уже хоронили своих покойников в специально вырытых могилах. Интересно, что все три древнейших африканских погребения (Панга-я-Саиди, Бордер Кейв и Тарамса) — это детские погребения. Среди ближневосточных и европейских погребений среднего палеолита (это аналог африканского среднего каменного века) тоже подозрительно много детских: 35–55% в зависимости от региона и критериев составления выборки (см.: M. C. Stiner, 2017. Love and Death in the Stone Age: What Constitutes First Evidence of Mortuary Treatment of the Human Body?). Возможно, это намекает на психологические истоки древнейших погребальных практик. Некоторые исследователи предполагают, что их следует искать в эмоциональной связи родителей со своими детьми.

Источник: María Martinón-Torres, Francesco d’Errico, Elena Santos, Ana Álvaro Gallo, Noel Amano, William Archer, Simon J. Armitage, Juan Luis Arsuaga, José María Bermúdez de Castro, James Blinkhorn, Alison Crowther, Katerina Douka, Stéphan Dubernet, Patrick Faulkner, Pilar Fernández-Colón, Nikos Kourampas, Jorge González García, David Larreina, François-Xavier Le Bourdonnec, George MacLeod, Laura Martín-Francés, Diyendo Massilani, Julio Mercader, Jennifer M. Miller, Emmanuel Ndiema, Belén Notario, Africa Pitarch Martí, Mary E. Prendergast, Alain Queffelec, Solange Rigaud, Patrick Roberts, Mohammad Javad Shoaee, Ceri Shipton, Ian Simpson, Nicole Boivin, Michael D. Petraglia. Earliest known human burial in Africa // Nature. 2021. DOI: 10.1038/s41586-021-03457-8.

См. также:
1) Происхождение человечества в свете новых данных палеоантропологии и генетики, «Элементы», 15.02.2021.
2) Зарождение человеческой культуры в Африке проходило в два этапа, «Элементы», 05.11.2008.
3) В Южной Африке найдена древнейшая мастерская по производству красок, «Элементы», 18.10.2011.

Александр Марков


16
Показать комментарии (16)
Свернуть комментарии (16)

  • Юрий Фёдоров  | 12.05.2021 | 12:19 Ответить
    Про то, что детских захоронений от трети до половины от всех - разве это "подозрительно много"?

    В условиях тотальной неразвитости страховой медицины в те стародавние и даже, не побоюсь сказать, дикие времена - разве странно, что каждый второй или каждый третий человек умирал в раннем детстве?
    Ответить
    • Dik > Юрий Фёдоров | 12.05.2021 | 18:44 Ответить
      На самом деле у примитивных племён охотников-собирателей детская смертность ниже, чем в более развитых земледельческих общинах. Предполагается, что это из-за отсутствия скученности (меньше инфекций) и благодаря постоянному ношению ребёнка с собой (меньше травм и нападений животных). Где-то на «Элементах» же проскакивала статья о том, что женщины каменного века, по некоторым археологическим данным, рожали не более 4 детей за жизнь, зато из них 2-3 выживали.
      Ответить
      • leonid_ge > Dik | 12.05.2021 | 19:28 Ответить
        Как же они, интересно, предохранялись?
        Ответить
        • Dik > leonid_ge | 13.05.2021 | 01:45 Ответить
          Длительная лактация (лет до 3-5), плохое питание и большие физические нагрузки препятствуют овуляции, а нормально выносить беременность мешают те же самые факторы, плюс постоянное таскание тяжёлого подросшего ребёнка на спине, как это доселе практикуют собирательницы в отдалённых уголках мира. Кроме того, роды в антисанитарных условиях и частые выкидыши често ведут к бесплодию в раннем возрасте.

          Примером подобной репродуктивной стратегии являются орангутаны, которые тоже не предохраняются, при этом имеют мало детёнышей и много лет каждого из них опекают.

          Ещё есть совсем недавно открытая генетическая вариация, вызывающая с большой вероятностью выкидыши на ранних сроках. Генетики задались вопросом, как настолько вредная мутация получила настолько широкое (под 30%) распространение в популяции, и пришли к выводу, что более редкие роды позволяли вырастить большее число детей за счёт лучшей заботы о них, и что частота этого варианта гена в популяции отражает равновесное положение, при котором в популяции в целом выживало до половозрелого состояния наибольшее число потомков.
          Ответить
          • -claim- > Dik | 13.05.2021 | 17:14 Ответить
            Интересно, и много вы знаете женщин без месячных по 3-5 лет даже с лактацией? Или всё основано на теоретических построениях?
            Ответить
            • Роман Пехов > -claim- | 19.05.2021 | 01:06 Ответить
              Сравнение с современным обществом здесь малополезно.  Знакомые женщины не питаются так плохо и не трудятся так много, как охотницы‑собирательницы.
              Ответить
  • demosua_  | 13.05.2021 | 18:34 Ответить
    "все три древнейших африканских погребения... — это детские погребения. Среди ближневосточных и европейских погребений среднего палеолита тоже подозрительно много детских....Возможно, это намекает на психологические истоки древнейших погребальных практик. Некоторые исследователи предполагают, что их следует искать в эмоциональной связи родителей со своими детьми."
    Погребальная практика – это социальная практика, а не индивидуальная. Поэтому имеет скорее всего более глубокие корни, чем эмоции индивидуумов… Даже сейчас во всех подобных ритуалах больше традиций, чем чувств… Могу предложить две версии того, почему большинство известных ныне захоронений среднего палеолита – детские.
    Первая чисто статистическая – постоянно мигрирующие первобытные охотники не могли позволить себе нести бремя неспособных к мобильности особей, а часто и просто лишних ртов… Стариков (кому за 40?!) и часть младенцев просто бросали (если не целенаправленно уничтожали) и их жизнями не дорожили. Среди остальных возрастных категорий, возможно, самыми уязвимыми оказывались таки дети и подростки (почему – не знаю, м.б. из-за болезней?). Поэтому и захоронения их встречаются чаще…
    И вторая – дети почитались и их жизнь ценилась выше, чем жизнь человека вообще, потому что в них видели будущее(!) и продолжение рода. Может быть это и не осознавалось, но идея была социально полезной и закрепилась…
    Ответить
    • Алексей Жилин > demosua_ | 14.05.2021 | 06:25 Ответить
      Утверждение о том, что дети почитались и из жизнь ценилась выше, чем жизнь человека вообще весьма спорная и как мне кажется достаточно трудно доказуемая. Из тех же общих соображений можно выдвинуть гипотезу что больше ценилась жизнь стариков - как хранителей знания и обладателей большого опыта. Что до ценности детской жизни... гуглите старую пословицу "Дай бог скотины с приплодцем, а детей с приморцем". Прочтёте такое, что лично меня ужасает.
      Ответить
      • demosua_ > Алексей Жилин | 14.05.2021 | 13:47 Ответить
        "Ценность" стариков, мне кажется, была важным фактором неолитической революции. И стала результатом перехода к оседлому образу жизни. До этого в палеолитических сообществах охотников, вынужденных вести кочевой образ жизни, старики были обузой. Их знания и опыт не перевешивали риска оставить группу, семью голодной из-за их немобильности ...
        Что касается детей, то забота о новом поколении это то, на чем стоит жизнь вообще. Но "поднять" всех родившихся в тех суровых условиях не было возможности. Поэтому жертвовали некоторыми, чтобы спасти остальных...
        Ответить
    • OSAO > demosua_ | 14.05.2021 | 09:50 Ответить
      Возможно, дело в том, что дети, заболев, умирали на стоянках и были тут же погребены, а взрослые охотники, наоборот, получали смертельные травмы вдали, и назад их, разумеется, не тащили.
      Ответить
      • demosua_ > OSAO | 14.05.2021 | 13:52 Ответить
        Если существовали жесткие требования погребения (а жизнь тогда была строго регламентирована), то соблюсти ритуал должны были и за пределами стоянок...
        Ответить
        • OSAO > demosua_ | 14.05.2021 | 17:24 Ответить
          Имхо, регламентация жизни сама есть процесс, и чтобы она стала строгой, нужны социальные условия, нужен оседлый уклад и некая каста жрецов, кормящихся от контроля за регламентацией. 80 000 лет назад у охотников-собирателей погребения уже были, а ритуалов погребения не было. Просто потому, что на ритуалы, как часть общественной жизни, еще не было ресурсов. Борьба за выживание поглощала все силы, и на погребение умершего ребенка тратился минимум: выкопали ямку тут же, чтобы далеко не ходить, положили на бочок да и засыпали, чтобы не воняло.
          Ответить
          • demosua_ > OSAO | 14.05.2021 | 18:03 Ответить
            выкопали ямку тут же, чтобы далеко не ходить, положили на бочок да и засыпали, чтобы не воняло
            Не думаю, что так просто. Ямка это уже часть ритуала. Зачем она нужна? Труп можно просто оставить, засыпать землей, забросать ветками, сжечь, утопить... Далее - не просто бросили в ямку, а положили на бок, подогнули ноги... Ритуал уже был! Может не пышный. А насчет борьбы за выживание почитайте - Салинз "Экономика каменного века".
            Ответить
            • OSAO > demosua_ | 14.05.2021 | 19:42 Ответить
              Ох, не собираюсь я ни с вами пререкаться, ни Салинза читать. Просто вижу, что вам никогда не приходилось оказываться в подобной ситуации.
              Нет в ямке никакого ритуала. Древним людям приходилось не фискарсом копать, а ковырять землю заостренными кольями и тратить на каждую горсть земли немало труда. Значит, должен быть минимальный объем выемки, то есть, некая полусфера. Отсюда следует поза "на бочок" и согнутые ручки-ножки.
              Далее - засыпка трупа, и не абы как, а чтобы ни в коем случае из-под земли не воняло. То есть, нужно утоптать, и не абы чем, а мелкой землей, возможно, специально добавленной. То-то археологи сразу заметили контур земли другого цвета.
              Оставить на поверхности и засыпать землей сверху? Это курганчик не слабый должен быть, то есть, работы в разы больше.
              Ветками забросать - плохая идея, вонять будет по-любому.
              Сжечь? А вы видели, каков объем погребального костра в Индии? В саванне дрова на вес золота.
              А про утопить - это вообще морок...
              Ответить
  • Креатор  | 16.05.2021 | 12:09 Ответить
    "сапиенсы (ранние мигранты из Африки в юго-западную Азию) начали хоронить покойников не позднее 120 тысяч лет назад"
    - они не выходили за пределы Африки, ни географически ни природнозонально, то что тут называют "юго-западной Азией" это часть Африки, там даже природа ничем не отличается. Именно потому что это Африка неандертальцы не смогли проникнуть южнее Схула, а сапиенсы не смогли выйти из Схула (это часть Африки, а не Азии) в юго-западную Азию чтобы распространится в Евразию.

    В соседней теме показаны карты с границами Африки, и на них прекрасно показано что Схул это часть Африки.
    Ответить
  • Роман Пехов  | 19.05.2021 | 01:16 Ответить
    Мтото похоронили в яме, вырытой в 19-м слое. Могилу засыпали грунтом из вышележащих слоев.
    Звучит странно.   Непонятно, на момент погребения слои 17 и 18 уже существовали или нет?
    Ответить
Написать комментарий

Сюжет


Неандертальцы, сапиенсы, денисовцы

Неандертальцы, сапиенсы, денисовцы


Последние новости


Аккреционный диск
Форму аккреционного диска вокруг черной дыры можно определить по поляризации его рентгеновского излучения

Молодой птеродактиль
Молодые птеродактили часто погибали во время шторма

Карта языковых семей мира
Палеогенетики установили прародину уральских и енисейских языков

Цветки Stigmaphyllon paralias и их взаимодействие с маслособирающими пчелами
Асинхронность цветения и активности опылителей влияет на направление отбора

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»