Любое ли гуано усилит электрокаталитические свойства графена?

Pис. 1. Заголовок обсуждаемой статьи в журнале ACS Nano

Pис. 1. Заголовок обсуждаемой статьи в журнале ACS Nano

Вопрос в заголовке — не шутка. Так (почти буквально) озаглавлена недавняя статья в одном из ведущих научных журналов в области нанотехнологии, ACS Nano. Таким провокативным названием и не менее провокативной работой ученые из Чехии и Канады попытались обратить внимание научного сообщества на обилие публикаций, посвященны модификации графена дорогостоящими и токсичными реагентами. Такие работы обычно не имеют под собой серьезной теоретической базы. Чтобы подчеркнуть эту мысль, исследователи провели серию опытов с графеном, который они химически модифицировали с помощью птичьего помета (гуано), и продемонстрировали значительное усиление его электрокаталитических свойств в стандартных модельных реакциях восстановления кислорода и расщепления воды.

Графен — это двумерное вещество, представляющее собой слой атомов углерода, расположенных в узлах гексагональной решетки (каждая ячейка решетки — правильный шестиугольник, см. pис. 2). За открытие и исследование свойств графена Андрею Гейму и Константину Новоселову в 2010 году была вручена Нобелевская премия по физике (см. Нобелевская премия по физике — 2010, «Элементы», 11.10.2010).

Рис. 2. Структура графена

Рис. 2. Структура графена. Шарики — атомы углерода, палочки — химические связи между ними. Рисунок с сайта en.wikipedia.org

Сразу после открытия графена ему пророчили множество практических применений, в частности в электрокатализе — ускорении реакций с помощью эффективной передачи электронов. Довольно быстро стало ясно, что для эффективного электрокатализа чистый графен не подходит, но если его модифицировать (легировать) с помощью других элементов или молекул, то электрокаталитическая активность сильно возрастает. Это происходит из-за того, что при замене некоторых атомов углерода на другие атомы в таком модифицированном графене появляются не участвующие в химических связях электроны, способные свободно двигаться по нему.

Но оставался нерешенным вопрос: какими именно элементами или молекулами и с какой плотностью можно модифицировать графен для наибольшего усиления эффекта? Теории, способной однозначно ответить на эти вопросы, пока нет. Поэтому химики и материаловеды по всему миру легировали графен множеством разных элементов и соединений при различных условиях и проверяли результат на множестве реакций. Вероятно, они надеются, что накопление экспериментальных данных рано или поздно приведет к появлению теоретической базы. По этой теме выходили и продолжают выходить сотни статей.

Ученые из Чехии и Канады, чья статья была опубликована в середине января в одном из ведущих химических журналов ACS Nano, иронизируют над этой деятельностью. В периодической таблице Менделеева 84 стабильных элемента, которыми можно модифицировать графен, — пишут они,  — это уже дает нам 84 статьи. Если модифицировать графен двумя различными элементами одновременно, то это даст еще 84·83/2 = 3486 комбинаций с соответствующим количеством статей. Если легировать тремя элементами, то получится еще 95284 статьи, а если использовать четыре различных элемента, то можно опубликовать около 2 миллионов статей! Причем всё это — без учета различных условий модификации.

Авторы решили подойти к пародии на публикации о легировании графена со всей серьезностью: они легировали графен птичьим пометом (гуано). И у этого выбора, по их словам, есть вполне практический смысл, ведь гуано, в отличие от большинства используемых в аналогичных исследованиях реагентов, очень дешево и доступно, оно не токсично и при этом включает в себя множество химических элементов, пригодных для легирования: азот, серу, фосфор, хлор и т. д.

Ученые произвели термическое отслаивание (thermal exfoliation) оксида графена (фактически, легированного кислородом графена) от графита двумя разными известными методами в присутствии гуано (экспериментальные образцы) и сравнили его с оксидом графена, отслоенным теми же методами без гуано (контрольные образцы).

Полученные образцы были проанализированы разными методами.

При помощи растрового электронного микроскопа было получено изображение поверхности легированного графена (pис. 3). Значительных отличий между экспериментальными и контрольными образцами, а также тем, что было опубликовано ранее во множестве других статей (которые до некоторой степени пародируются в обсуждаемой статье), найдено не было. Авторы отмечают, что тот факт, что графен, легированный в присутствии гуано, имеет такую же поверхность, как обычный оксид графена, yказывает на эффективное включение атомов или фрaгментов молекул из гуано в структуру графена.

Рис. 3. Изображения исследуемых образцов, полученные сканирующим электронным микроскопом

Рис. 3. Изображения исследуемых образцов, полученные сканирующим электронным микроскопом. А2 и В2 — гуано-модифицированный графен, С2 и D2 — контрольные образцы. Увеличение в 40 000 раз. Белые штрихи под изображениями соответствуют 100 нанометрам. Почти так же выглядит обычный графен в таком увеличении. Изображение из обсуждаемой статьи в ACS Nano

Для обнаружения дефектов использовалась рамановская спектроскопия. В гуано-модифицированном графене было обнаружено меньше дефектов, чем в контрольных образцах. При помощи рентгенoвcкой фотоэлектронной спектроскопии определялись типы химических связей в веществе и его элементный состав. Было зафиксировано заметное количество атомов азота, фосфора и серы в структуре гуано-модифицированного графенa и исследованы типы их связывания. Элементный анализ, позволяющий определять количественное содержание отдельных элементов в веществе, показал, что в двух образцах гуано-модифицированного графена в среднем находится 0,91% атомов азота, 1,92% атомов серы и 2,08% атомов фосфора. Наконец, масс-спектрометрия с индуктивно-связанной плазмой помогла обнаружить в образцах гуано-модифицированного графена металлы: в небольших количествах были зафиксированы железо, кобальт, марганец и никель, также, вероятно, взявшиеся из птичьего помета.

Затем была исследована электрокаталитическая активность образцов в двух реакциях: восстановление кислорода (молекулярный кислород при наличии источника водорода, с получением воды) и расщепление воды (рис. 4). Эти реакции очень часто используются в качестве моделей для подобных исследований. Восстановление кислорода — реакция, аналогичная дыханию, а расщепление воды важно, поскольку водород сейчас все активнее используется как альтернатива углеводородному топливу и для других нужд. Для проведения и исследования реакций использовался метод полярографии — в электрохимической ячейке на один из электродов наносится образец и меряется его электрический потенциал. Во всех случаях гуано-модифицированные образцы продемонстрировали лучшие результаты, чем контрольные.

Рис. 4. Реакции, использованные авторами обсуждаемой статьи

Рис. 4. Реакции, использованные авторами обсуждаемой статьи для демонстрации электрокаталитического катализа с помощью полученных образцов гуано-модифицированного графена. [4Н] — общее обозначение источника водорода

С изрядной долей сарказма в обсуждаемой статье сформулированы следующие выводы «гуановых» изысканий авторов (перевод почти дословный):
    1) Судя по полученным результатам, любое добавленное в графен гуано (во всех смыслах) приведет к усилению его электрокаталитических свойств. Даже если на графен плюнуть, эти свойства улучшатся.
    2) Так как легирование графена дешевым птичьим пометом производит больше соответствующего электрокатализатора, чем многие сложные и дорогие процедуры легирования, нет оправданий для продолжения подобных исследований, а исследователям следует направить свои усилия в более продуктивное русло.
    3) Химический состав птичьего помета можно менять, подмешивая нужные вещества в птичий корм, и, таким образом, катализатор может быть в дальнейшем заметно улучшен.

Авторы верят, что птичий помет может стать таким же ценным продуктом, каким он был до появления химически производимых удобрений, но надеются, что при этом удастся избежать войн за гуано (как горячих, так и торговых), подобных тем, которые бушевали в Тихом океане во второй половине XIX века (см. Первая тихоокеанская война).

Источник: Lu Wang, Zdenek Sofer, Martin Pumera. Will Any Crap We Put into Graphene Increase Its Electrocatalytic Effect? // ACS Nano. 2020. DOI: 10.1021/acsnano.9b00184.

См. также:
Рассказ об этом исследовании в видеоблоге автора новости.

Григорий Молев


50
Показать комментарии (50)
Свернуть комментарии (50)

  • Kostja  | 11.02.2020 | 05:37 Ответить
    Вот вы смеетесь, а ведь графен он от всех болезней лечит и потенцию восстанавливает.
    Ответить
  • astepanov  | 11.02.2020 | 09:49 Ответить
    "Сразу после открытия графена ему пророчили множество практических применений" - совершенно неверно. Гейм и Новоселов не открыли графен, а изучили его свойства. То, что спайность графита совершенна и его можно расщепить на тонкие листочки, известно с древности.
    Ответить
    • grihanm > astepanov | 11.02.2020 | 10:12 Ответить
      До открытия Гейма и Новосёлова, никто вроде бы графен сознательно не отслаивал и не исследовал. Считалось, что что это возможно вообще нестабильная штука вне матрицы графита.
      Ответить
  • antiximik  | 11.02.2020 | 12:49 Ответить
    Восстановление кислорода — реакция, аналогичная дыханию
    Вотэтоповорот! :О
    Это новый взгляд на жизнь!.. :Р
    в электрохимической ячейке на один из электродов наносится образец и меряется его электрический потенциал
    Типично, окислительно-восстановительный потенциал вода/кислород постоянен. И измеряют силу тока (т.е. величину, пропорциональную скорости реакции и/или количеству прореагировавшего вещества). Потенциал, в принципе, тоже можно подвигать туда-сюда (на этом строятся некоторые "извращённые" виды анализа и т.п.)... Так что было тута?.. :)
    Ответить
    • olegov > antiximik | 11.02.2020 | 13:11 Ответить
      А модификация "токсичными дорогостоящими" не резануло глаз? Они что завидуют что им денег не выделяют или волнуются за токсичность нанограмовых отходов лаборатории?
      Ответить
      • antiximik > olegov | 11.02.2020 | 13:32 Ответить
        А модификация "токсичными дорогостоящими" не резануло глаз?
        Словом "токсичный" меня не напугать. :]
        Ответить
      • astepanov > olegov | 12.02.2020 | 11:38 Ответить
        Потенциал кислорода очень даже непостоянен. Постоянен РАВНОВЕСНЫЙ потенциал, а реальный дрейфует в широчайшем диапазоне. Если бы потенциал слабо зависел от материала катода и плотности тока, то и проблемы топливного элемента не было бы, но ее вот уже более полуста лет никак не могут разрешить в полной мере.
        Ответить
    • grihanm > antiximik | 11.02.2020 | 21:59 Ответить
      Стоит поправить на "реакция, которая (грубо говоря) часть процесса кислородного дыхания"

      Ток меряли, да. По игреку ток, по иксу - потенциал относительно Ag/AgCl
      Ответить
  • olegov  | 11.02.2020 | 13:07 Ответить
    Мне вот интересно что у нас Чехия и Канада ведущие страны в области нанотехнологий? Ни разу не слышал о нанотехнологиях из Канады и Чехии. Козел темный нано? Или кленовый сироп нано? Или нанохоккеисты? По моему статья выглядит как первоапрельский стеб. Очевидно что если нет теории (А нет ли надо еще проверить) то практический массив данных со временем даст результат в виде теории и говорить что это глупо смешно.
    Ответить
    • Arsenic > olegov | 12.02.2020 | 09:26 Ответить
      +1, первая мысль была: "вроде не первое апреля".
      Ответить
    • Rattus > olegov | 12.02.2020 | 11:18 Ответить
      А из каких стран про нанотехнологии Вы слышали?
      Из реальных, т.е. внедрённых наноТЕХНОЛОГИЙ (а не лабораторных развлечений) на сегодняшний день можно назвать, пожалуй, только две - квантовые точки, которые делают уже почти все кому не лень; и EUV-литографию. Оборудование для последней поставляет только голландская ASML, а производят на нём готовую продукцию сейчас только тайваньская TSMC и южнокорейская Samsung.
      Значит мировые лидеры нанотеха - Тайвань и Нидерланды что ли?
      А если подгрести сюда наночастицы, то первыми их вообще начали делать из коллоидного золота в кубке Ликурга и витражах средневековых соборов.
      Мировой лидер нанотеха - Рим/Александрия IV века?
      А если вообще все "наноматериалы" - то намажте что угодно "водоотталкивающими нанопокрытиями" - воском или жиром - и Вы тоже станете одним из мировых лидеров нанотехнологий.

      А лучше всего - просто "заткнуть фонтан" своего нац/госшовинизма, уточнить значение используемых слов и тогда уже задавать вопросы.
      Ответить
      • olegov > Rattus | 12.02.2020 | 11:51 Ответить
        "заткнуть фонтан" своего нац/госшовинизма
        Тайвань и Нидерланды что ли?
        Я смотрю сегодня вы как никогда самокритичны, можете заткнуть свой фонтан, разрешаю.

        И все таки расскажите нам про вклад Канады и Чехии в развитие нанотехнологий. Сейчас статья выглядит так что группка никому не известных ученых решила хайпануть на популярной теме нечистоплотно "опустив" коллег из других стран, причем с плохо скрываемой завистью что им в их странах бабло на эти исследования попросту не выделяют.

        А моя дипломная работа была посвящена именно наночастицам и их применению. Так что не надо мне тут про термины.
        Ответить
        • Rattus > olegov | 12.02.2020 | 12:09 Ответить
          Я смотрю сегодня вы как никогда самокритичны, можете заткнуть свой фонтан, разрешаю.
          Зачёт по проекциям сдали, садитесь, пять.
          И все таки расскажите нам про вклад Канады и Чехии в развитие нанотехнологий.
          Если вместо маркетингового buzzword "нанотехнологии" использовать давным-давно принятое обозначение этой области знания и производства - ХИМИЯ - то Чехия и Канада вполне находятся в ряду мировых лидеров в области химической (в частности - фармацевтической) промышленности:
          https://www.czechtradeoffices.com/ru/about-us/traditional-czech-export-sectors
          https://www.canada.ru/about/economics/industry.shtmlgt;kquote>
          никому не известных ученых
          Вообще - апелляция к авторитету - это так научно. Продолжайте, продолжайте - не останавливайтесь...
          А моя дипломная работа была посвящена именно наночастицам и их применению.
          Дипломная - это да - это мощьЪ!..
          А я, например, так - скромненько - сам подготовил ДВУХ дипломников по биофизике. Дальше чем мериться будем?
          Ответить
          • olegov > Rattus | 12.02.2020 | 13:41 Ответить
            Мне меряться не интересно, это же вы начали разборки "да что ты ваще понимаешь в нанотехнологиях" видимо предполагаю что я человек посторонний и не в теме.
            давно принятое обозначение этой области знания и производства - ХИМИЯ
            Вот не надо. Химия разная и то что называют нанотехнологиями находится на стыке физхимии, кристаллохимии, химии гетерогенных процессов, коллоидной химии, биохимии, вмс и физики. Варить лекарства тоннами как и перегонять сотни нефти на бензин это все химия но не нанотехнологии, хотя конечно эти отрасли используют достижения нанотехнологий.

            Так что не довод.
            Вообще - апелляция к авторитету
            в науке сплошь и рядом, как бы вам лично это нравилось или нет

            И да я таки позанудствую дальше, у меня с курса куча народа уехало работать химиками в другие страны, США, Германия, Франция, Нидерланды, Британия и никто в Чехию и Канаду. Это конечно случайные совпадения, не берите в голову.

            Список нобелевских лауреатов по химии также можете посмотреть ну так для интереса.
            Ответить
            • Rattus > olegov | 12.02.2020 | 15:35 Ответить
              это же вы начали разборки "да что ты ваще понимаешь в нанотехнологиях"
              Ну да - это же я начал наезжать на авторов статьи (успешно отрецензированной, кстати, далеко не последними специалистами в области) по географическому принципу, сходу откровенно сливаясь в ad hominem за неимением иной аргументации!
              Из всех болезней самая лучшая - это бревноглазие, да-съ.
              Варить лекарства тоннами
              Это же так просто! И разрабатывать их не надо - ведь их Б-женька нам даёт!
              То ли дело Нанотех Животворящий - полмикрограмма лабораторного образца 2D-материала, который годами так и не внедряется в массовое серийное изготовление мы гордо поименуем Технологией!
              перегонять сотни нефти на бензин
              Дадад - конечно - только на бензин. Синтетические полимерные материалы ведь не из неё делают и не на химпроизводствах, а тоже боженькою даруются. А химпредприятия - они только бензин. Ну и удобрения, да.
              в науке сплошь и рядом, как бы вам лично это нравилось или нет
              Если вдруг где-то бросаются гуано - значит надо сходу вливаться в движуху, безусловно! Если в стране воруют - значит и нам не следует отставать, да! С волками жить - по волчи выть и прочие житейские мудрости. Очень помогает двигать науку и заниматься её популяризацией, безусловно!
              Список нобелевских лауреатов по химии также можете посмотреть ну так для интереса.
              Ага. Посмотрел. Канадских 8 штук сходу - по химии и соприкасающейся физике. В первый квартиль в любом случае входит. А в сумме с чехословакией (плюс ещё ~пара штук) - тем более.

              Ну и?
              Ответить
              • VladNSK > Rattus | 12.02.2020 | 17:33 Ответить
                Ну и зачем было это ваше, гм-м, гуано сюда вываливать? Вот уже не ожидал это от вас, Rattus.
                Ответить
                • olegov > VladNSK | 13.02.2020 | 09:38 Ответить
                  весна скоро, авитаминоз ну и прочее, не все справляются
                  Ответить
                • Rattus > VladNSK | 14.02.2020 | 13:11 Ответить
                  Не люблю-с знаете ли голословных наездов на авторов статей со съездом в ad hominem и не могу удержаться, чтобы не поставить перед наезжающим зеркало для диагностики бревноглазия.
                  Ответить
              • olegov > Rattus | 13.02.2020 | 09:56 Ответить
                по географическому принципу
                И что, как никто не слышал о нанотехнологиях Канады и Чехии так никто не услышал сейчас. Вам то что, в Канаду эмигрировать что ли собрались, обидно стало?
                И разрабатывать их не надо - ведь их Б-женька нам даёт!
                Ну вам может боженька и дает, а бизнесмены обычно закупают на западе франшизу/лицензию и варят по разработанной на западе технологии, на роботизированной и закупленной на западе линии, платя местным рабочим копейки вон Бангладеш с зарплатами 5 долларов в месяц тоже впереди планеты всей по синтезу лекарств. Так что совершенно не показатель.

                К примеру белорусский доксициклин запретили к ввозу стоит 50 руб, зато все аптеки продают французский доксициклин (сделанный в Подольске) за 350 руб. И что Россия у нас разработала лекарство?
                Синтетические полимерные материалы ведь не из неё делают и не на химпроизводствах
                Раттус еще раз напоминаю что вы говорите с к.х.н., что делают из нефти в институте нефтехимического синтеза в котором я писал диссер разбираются уж получше вас.
                Канадских 8 штук сходу - по химии и соприкасающейся физике. В первый квартиль в любом случае входит. А в сумме с чехословакией
                по Химии: Канада 3 Чехословакия 1, Чехия - НОЛЬ. Про квартили своим студентам рассказывайте. И если для Чехии это простительно учитывая ее историю то для Канады это полный алес капут как и для России, это провал.

                PS Заканчивайте срач, вы меня не убедили ни разу, и именно после таких статей рождаются мемы про британских ученых и т.п.
                Ответить
                • Rattus > olegov | 14.02.2020 | 13:16 Ответить
                  Раттус еще раз напоминаю что вы говорите с к.х.н.
                  И очень жаль, что у нас такие к.х.н., которые, вместо критики по существу темы, сходу позорно сливаются в ad hoinem обсуждение географии авторов обсуждаемой статьи.
                  вы меня не убедили ни разу
                  Поскольку Вы не единственный тут читатель, то это и не было главной целью.
                  Целью было наглядно продемонстрировать ущербность подобной "контраргументации". Успешно достигнутой.
                  именно после таких статей рождаются мемы про британских ученых и т.п.
                  Раз кроме географии других содержательных возражений от Вас не поступило - то вполне заслуженно рождаются.
                  Ответить
      • Хто зна > Rattus | 12.02.2020 | 16:34 Ответить
        Ну как вы могли забыть эту исконно русскую НАНОтехнологию?
        https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D1%82
        Ответить
    • Хто зна > olegov | 12.02.2020 | 16:35 Ответить
      Ну да Россия по нанотеху признанный лидер
      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D1%82
      Ответить
      • olegov > Хто зна | 13.02.2020 | 10:00 Ответить
        https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D1%82
        Россия сильна в основном нанопопилом и нанооткатом для чего создана структура Рос-нано.
        Ответить
        • Хто зна > olegov | 13.02.2020 | 15:18 Ответить
          Нет технологии нано а попил и откат ГИГА, графеновые фильтры Петрика это нечто
          Ответить
          • olegov > Хто зна | 14.02.2020 | 09:20 Ответить
            Все правильно откат = сумма / технологию, чем более "нано" технология тем более "гига" откат, у меня коллега в рос нано работал :))
            Ответить
    • wtfRnD > olegov | 18.05.2020 | 18:13 Ответить
      Там вся группа такая - публикует откровенный шлак ... Пытались с ними воевать - бесполезно ... Люди не в курсе элементарных вещей ... После этого забили и двинулись дальше и запретили студентам упоминать в дискуссии и цитировать их работы ;) Так и живем :)
      Ответить
  • Teodor7  | 11.02.2020 | 13:09 Ответить
    Вообще-то говоря, использование органики при отсутствии исчерпывающей теории явления вполне нормальная практика. Вон недавно новость была об использовании органических (дешевых как здесь указывается) солнечных батарей.

    В физике полупроводников теория сильно хромает. В полярных решётках значительное расхождение опыта и теории в проводимости от температуры. То же в большинстве полупроводников с термоэдс.
    Но тем не менее никто не бросает изучать полупроводники.

    Ерунда какая-то.
    Ответить
    • grihanm > Teodor7 | 11.02.2020 | 22:02 Ответить
      Я согласен, что накопление данных нормальная практика. Но есть и рубеж, после которого накопление +/- одинаковых данных начинает выглядеть глупо. Авторы статьи, рецензенты, и редакторы ведущего журнала решили, что этот рубеж пройден.
      Ответить
      • olegov > grihanm | 12.02.2020 | 11:55 Ответить
        По моему проще не принимать статьи не несущие новизны в печать. Собственно журналы сплошь и рядом отказывают в печати, тут то им что помешало.
        Ответить
        • grihanm > olegov | 12.02.2020 | 12:14 Ответить
          Один журнал не может диктовать другим что принимать, а что нет.

          Работа с гуаном во всём что касается науки очень высококачественная. Другие из той же серии до неё не всегда дотягивают.

          Польза этой статьи по моему в первую очередь в наведении большого радара на эту область. Можно действительно надеяться, что она приведёт к росту качества работ и публикаций.
          Ответить
          • Teodor7 > grihanm | 12.02.2020 | 12:30 Ответить
            Боюсь, что это получится не научный журнал, а мурзилка. Срача и на просторах интернета хватает.
            Хотя...
            Наше роснано во главе с бывшим главным энергетиком и такого не вырабатывает. Зато перефразировал известное изречение. Отсутствующий результат - тоже результат.
            Ответить
          • olegov > grihanm | 12.02.2020 | 13:49 Ответить
            У журналов и публикаций есть рейтинг, если высокорейтинговый прекращает принимать пургу, то вскоре все исследователи столкнувшись с падением индексов их статей в журналах третьего эшелона столкнуться и с проблемой выделения денег и с распределением приоритетов руководством. Так что можно было обойтись и без смищных щюток порождающих истории про "британских ученых" и прочей "фрикизации" науки.
            Ответить
  • TotalKek  | 11.02.2020 | 14:59 Ответить
    Не совсем понятно как наука саморегулируется. Неужели с помощью таких отрицательных обратных связей через ироничные статьи? Или если статьи пишутся и рецензируются, то это кому-то нужно ?
    Ответить
    • grihanm > TotalKek | 11.02.2020 | 22:04 Ответить
      Пусть расцветают сто цветов!
      Ответить
  • leonid_ge  | 12.02.2020 | 02:14 Ответить
    Интересно, есть ли родство между испанским словом guano и русским г...
    Ответить
    • grihanm > leonid_ge | 12.02.2020 | 02:27 Ответить
      Г...о - от русского говядина. А гуано - индейское слово
      Ответить
    • Teodor7 > leonid_ge | 12.02.2020 | 12:27 Ответить
      Пример конвергентной эволюции в лексике :)
      Ответить
  • spinor  | 12.02.2020 | 08:24 Ответить
    отличный кандидат на шнобелевскую премию
    Ответить
  • Arsenic  | 12.02.2020 | 09:25 Ответить
    Может быть еще с дерьмом дога попробовать? (с)
    Ответить
  • Еленафедоровна  | 12.02.2020 | 14:25 Ответить
    А вот не надо шутить по поводу Чехии как нанотехнологической страны, шнобелевской премии и др, не будучи знакомыми с состоянием дел в этой области. Во-первых, Мартин Пумера - автор и несомненный инициатор этой "хулиганской" статьи - сделал это, по моему мнению, совершенно сознательно. Он один из лучших физико-химиков, работающих в области графеники практически с момента ее становления как области исследования. Ему принадлежит большое количество очень хороших статей, опубликованных в высоко рейтинговых журналах. Да и журнал ACS Nano просто от кого-либо, недостаточно авторитетного, статью вообще, а такую статью в особенности, вообще бы не принял. Во-вторых, проф. Пумера уже много лет работает в Сингапуре, не теряя связи со своей родиной, вследствие чего ему удалось поднять на современный уровень исследования по нанотехнологии в родном университете. Это могло бы быть хорошим примером для многих наших соотечественников, работающих за рубежом. В-третьих, исследования по нанотехнологии в Сингапуре за последнее время развивались экспоненциально и достигли к настоящему времени очень высокого уровня. Недаром нобелевский лауреат К.Новоселов в настоящее время работает в Сингапуре. И, в-четвертых, о чем же все-таки статья? А статья о том, что графен не может быть надежным технологическим материалом, его свойства не могут быть стабилизированы и стандартизованы, как это нужно любой технологии. High-tech промышленность на основе графена невозможна. Мартина, который работал именно над этой проблемой уже более 20 лет, графен "достал". Пришло время выбросить белый флаг. Это очень мужественный шаг, так как теперь придется объяснять, а зачем же выделялся миллиард евро на очень пафосную программу "Flagship Graphene".
    Ответить
    • olegov > Еленафедоровна | 12.02.2020 | 14:44 Ответить
      Ну и надо было это написать в статье, мы же не экстрасенсы. Похожая история была и с фулеренами сколько с ними носились. От коллайдера выхлоп вообще нулевой по сравнению с достижениями исследования космических лучей, и ничего.
      Ответить
    • Хто зна > Еленафедоровна | 12.02.2020 | 16:48 Ответить
      А статья о том, что графен не может быть надежным технологическим материалом, его свойства не могут быть стабилизированы и стандартизованы, как это нужно любой технологии. High-tech промышленность на основе графена невозможна.
      Графен это и есть Гуано :( надежды рухнули
      Ответить
    • grihanm > Еленафедоровна | 12.02.2020 | 17:45 Ответить
      Не согласен что это белый флаг. По моему наоборот - это радар.

      А недавнее открытие суперпроводниковых свойств 2-х слойного графена со смещением между слоями - это вообще следующая нобелевка, если получится развитие и будет теория.
      Ответить
  • Еленафедоровна  | 12.02.2020 | 18:31 Ответить
    Это открытие в действительности не относится к графену, как таковому, а лишь к адсорбированному слою атомов углерода на металлических поверхностях, т.е.к физике поверхности, а это совсем другой коленкор.
    Ответить
  • Teodor7  | 12.02.2020 | 22:33 Ответить
    Кстати, выходит, что очередная Нобелевка оказалась шнобелевкой.
    Тут уже вырисовывается системная ситуация: некомпетентные люди определяют приоритеты в науке. ФАНО против Академии наук, да и нобелевский комитет состоящий из "учёных, предпринимателей и политиков" против мнения сообщества собственно ученых.
    Ответить
    • Хто зна > Teodor7 | 13.02.2020 | 15:21 Ответить
      Может время графена пока не настало, представте что например Хамурапи попросил своих мудрецов исследовать нефть

      Но в эту эпоху смесь гуано, только того что производит говядо, и соломы или тростника куда лучше подходило в качестве энергоносителя чем нефть.
      Ответить
      • Teodor7 > Хто зна | 14.02.2020 | 12:56 Ответить
        Греческий огонь не от Хаммурапи ли в Грецию попал? Но Ваша мысль по своевременность понятна.
        Мне видится другая причина. Нынешняя попросту хайповость или более вычурно: постмодернистское довление нарратива над реальностью.
        А причина - коммерциализация. Попросту гонка за грантами, которые выделяют падкие на сенсацию богатые неучи во власти - финансовой и политической.
        Помнится в интернетах ходило присловье: если ты такой умный, то почему ты не богатый? Посмотрев на весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю… и Владимир Николаевич тоже, я пришел к выводу, что одно противоречит другому. Омар Хайам не мог быть богатым.
        Науку формирует схема финансирования, а не логика её развития. От этого и весь этот холодный термояд, фильтры Петрика и марсолёты Илона Маска.
        Конечно, истерика вокруг графена или темной энергии не так очевидно хайпова, но это все звенья одной цепи. Вот сейчас перешли от нанотехнологий к переходу на цифру. Только не говорят, на какую. Слава богу, их всего десять. А пока в сухом остатке 1С-бухгалтерия родом из 90-х, да строительство сайтов вчерашними студентами. Вот ещё - как бэ робототехника - собирание китайских конструкторов младшими школьниками. Старшие к угадайке ЕГЭ готовятся. Им не до всестороннего развития. Они будут спецами.
        Ответить
        • Хто зна > Teodor7 | 14.02.2020 | 15:51 Ответить
          Так было и так будет всегда, только история и конечный результат отделит зерна от плевел :).
          Например Лысенковщина, или сколько средневековых королей и императоров щедро финансировали шарлатанов которые "трансмутировали" золото ну и кроме того часто черта с два угадаеш какое направление научный прорыв, какое дело будущего, а какое пустышка
          Ответить
          • Teodor7 > Хто зна | 15.02.2020 | 00:05 Ответить
            Несёте какую-то пую-ту пургу. При чем тут лысенковщенка-то? Лысёнковщенковна - частный случай. А коммерсиализация - это тренд.
            Ответить
            • Хто зна > Teodor7 | 15.02.2020 | 02:00 Ответить
              которые выделяют падкие на сенсацию богатые неучи во власти - финансовой и политической.
              НЕТ не частный
              Ответить
Написать комментарий

Последние новости


Молодые завацефалы бодаются
В Монголии найден древнейший и самый полный скелет пахицефалозавра

Аккреционный диск
Форму аккреционного диска вокруг черной дыры можно определить по поляризации его рентгеновского излучения

Молодой птеродактиль
Молодые птеродактили часто погибали во время шторма

Карта языковых семей мира
Палеогенетики установили прародину уральских и енисейских языков

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»