В теплом климате ледники разрушают горы, а в холодном — сохраняют

Высокогорья Анд — величественная и крайне полезная модель для геологов, изучающих морфологию горных массивов. Анды поднялись 14–17 млн лет назад, затем их хребты и перевалы видоизменялись под действием ледников и других горообразующих факторов. Фото с сайта powderquest.com
Высокогорья Анд — величественная и крайне полезная модель для геологов, изучающих морфологию горных массивов. Анды поднялись 14–17 млн лет назад, затем их хребты и перевалы видоизменялись под действием ледников и других горообразующих факторов. Фото с сайта powderquest.com

Международная группа геологов изучила особенности разрушения гор в холодном климате. Им удалось показать, что действие высокогорных ледников на высоту и ширину гор в холодном и в теплом климате прямо противоположное. Если в более теплом климате ледники быстро уменьшают высоту гор, ускоряя их эрозию, то в холодном, напротив, способствуют их увеличению и расширению, уменьшая эрозию горных пород. Геологи получили более точную модель для интерпретации горных ландшафтов, а палеоклиматологи — возможность уточнить границы крупномасштабных оледенений.

Отчего горы высокие? Над этим детским вопросом размышляли и размышляют сотни геологов по всему миру. Потому что в действительности вопрос совсем не простой. Горы поднимаются за счет движений и деформаций земной коры, затем разрушаются в процессе эрозии. В зависимости от того, какой процесс идет быстрее — накопление или разрушение, горы или растут или разрушаются и сглаживаются. Рост гор обеспечивается процессами движения тектонических плит, в частности субдукцией тектонических плит (см. также Subduction). В результате субдукции одна плита пододвигается под другую, и на месте контакта двух плит идет накопление и наложение земной коры, образуются складки и большие горные массивы. Один из примеров горных систем, сформировавшихся в ходе субдукции, — Анды. Южно-Американская плита надвинулась на плиту Наска и подмяла ее под себя, на месте встречи двух плит образовались Анды.

Основные тектонические плиты, окружающие Южную Америку. Затененный прямоугольник и стрелочка выделяют район исследований — Южные Анды. Карта из энциклопедии Дж. Трефила «Природа науки» (статья Тектоника плит)
Основные тектонические плиты, окружающие Южную Америку. Затененный прямоугольник и стрелочка выделяют район исследований — Южные Анды. Карта из энциклопедии Дж. Трефила «Природа науки» (статья Тектоника плит)

Ледники — мощный формообразующий и разрушающий фактор складчатых горных областей. Так, на примере Анд показано, что ледники резко увеличивают эрозию и таким образом способствуют уменьшению и сглаживанию горных вершин. Чем больше эрозия, тем ниже горы. Максимальной эффективности эрозия достигает на границе питания ледника (equilibrium line altitude) — то есть на высоте, на которой скорость накопления снега и льда примерно уравновешивается скоростью выноса льда (это суммарный результат таяния, испарения, отрывания льда, схода лавин и т. д.); см. раздел Анатомия ледника. Геологи придерживаются гипотезы, подтверждаемой и эмпирическими данными, что чем ниже была линия питания палеоледника (и, следовательно, выше эффективность эрозии), тем ниже должны быть современные горы. Глобальное похолодание климата и оледенение должны приводить к ускорению разрушения гор, их высота должна снижаться, основание горного массива стать более узким, а склоны гор более изрезанными. Некоторые данные по позднекайнозойскому оледенению (5–7 млн лет назад) подтверждают эти теоретические выкладки.

Но геологи из Чилийского университета в Сантьяго, а также Аризонского (Тусон), Йельского (Нью-Хейвен) и Иллинойсского (Урбана) университетов США обратили внимание на специфические черты гор в Патагонских Андах, расположенных южнее 45°ю.ш. Они показали, что высота границы питания ледников во время плейстоценового максимума оледенения (когда формировались горные вершины) снижается в южном направлении. Это должно означать, что в плейстоцене в этом районе ледники были мощнее. Значит, в соответствии с теорией, сильная эрозия должна была бы быстро сгладить горы, и высота современных гор, как и древняя высота границы питания ледников, должна уменьшаться в направлении к югу. Но на самом деле в этом районе и высота, и ширина гор к югу увеличиваются. То есть для данного района классическая схема влияния ледниковой эрозии на высоту и ширину гор не работает. Ученые предложили ввести в модель дополнительное условие — климатические условия, в которых формировался ледник. Это условие позволяет объяснить разногласие между двумя основными показателями, которыми пользуются гляциологи, — высотой гор и высотой границы питания ледника.

В дополнение к имеющимся 140 образцам (о них были публикации в прошлые годы) ученые собрали еще 150 образцов пород, которые несли следы эрозии. Дополнительные сборы, очевидно, понадобились специалистам, не до конца поверившим в противоречивые результаты предварительных измерений. Затем двумя различными методами низкотемпературной термохронологии — трековым методом по апатиту (apatite fission-track, AFT) и уран-ториевым методом (U–Th)/He по апатиту — они определили возраст образцов и оценили скорость их продвижения к поверхности. Возраст образцов косвенным образом отражает скорость эрозии: чем выше эффективность эрозии, тем выше скорость приближения к поверхности находящегося на глубине образца и тем меньше его возраст. Представим, что эрозия слой за слоем, миллиметр за миллиметром снимет слои горных пород, подбираясь постепенно к всё более глубоким. Если скорость эрозии высока, то глубокие слои окажутся на поверхности быстрее и возраст их будет меньше, а если скорость эрозии мала, то до глубоких слоев поверхностный холод доберется существенно позже. Конкретные измерения скорости эрозии в Андах дают результат 0,6–0,8 мм породы в год.

Оказалось, что в северной части Анд образцы сравнительно моложе (возраст образцов 5 млн лет), затем, при продвижении к югу, они постепенно стареют. На широте 45–46°ю.ш. образцы начинают стареть всё быстрее, достигая возраста в 7 млн лет и более. Из этого можно заключить, что южные образцы испытывали существенно меньшую эрозию, чем северные, в особенности на этой удивительной границе 46°ю.ш. Именно на этой широте Анды начинают подниматься, а злополучная линия питания палеоледников опускаться. Итак, в южной части Анд во время плейстоценового оледенения ледники были самые мощные, а скорость эрозии при этом резко снизилась. В результате горы выросли за счет продолжавшейся с постоянной скоростью субдукции тектонических плит под Южно-Американскую плиту (скорость поднятия западного края южно-американской плиты 0,07–0,22 мм/год). А в более северных частях, где ледниковая эрозия была эффективной, подъем гор уравновешивался эрозией или был меньше ее, так что высота гор снизилась.

Осталось ответить на ключевой вопрос: почему, несмотря на мощные ледники, скорость эрозии всё же снизилась? Ответ оказался прост (помогла палеогеография позднемиоценового времени). В это время южная часть Анд располагалась в полярных широтах. Ледники смерзались с материнскими породами, скорость движения ледников становилась крайне низкой. Потому и эрозии почти не было. Таким образом, когда в более теплых соседних районах ледяные шапки усиленно разрушают горы, севернее они, напротив, защищают горы от разрушения, позволяя вершинам расти ввысь и вширь за счет активных тектонических процессов.

Впервые показано, что ледник может защищать активно растущие горы, а не тектонически пассивные континентальные ландшафты (как, например, в Антарктиде). Этот пример будет обязательно использован геологами для переосмысления истории формирования современных горных массивов. Возможна и обратная задача: по соотношению высоты горных массивов и положению линии питания ледников определить климатические условия, господствовавшие на территории формирования ледника и горных массивов.

Источник: Stuart N. Thomson, Mark T. Brandon, Jonathan H. Tomkin, Peter W. Reiners, Cristián Vásquez, Nathaniel J. Wilson. Glaciation as a destructive and constructive control on mountain building // Nature. 2010. V. 467. P. 313–317.

Елена Наймарк


3
Показать комментарии (3)
Свернуть комментарии (3)

  • nan  | 27.09.2010 | 09:44 Ответить
    >>Геологи придерживаются гипотезы, подтверждаемой и эмпирическими данными, что чем ниже была линия питания палеоледника (и, следовательно, выше эффективность эрозии), тем ниже должны быть современные горы.
    Эта линия проходит существенно ниже гребней и вершин гор. Ледники просто делают ущелья корытообразными (общепризнанный фактор), не затрагивая высоты гребней. Самые высокие, предвершинные ледниковые образования (для вершин, более 4000 метров) находятся в зоне малой эрозии, они наблюдаются неизменными в течение очень долгого времени, в отличие от зоны отхода ледников, которая, например, в горах Киргизии, тают со скоростью сотен метров в десятилетние.
    В этом году был в гляциологической экспедиции, посвященной этим вопросам (http://www.scorcher.ru/art/mountain_kirghizia/mountain_kirghizia.php), где собирался материал для раздела сайта (http://www.scorcher.ru/glaciology/index.php). Этот материал существенно противоречит выводу данной статьи... О том как подчас скороспело и не корректно делают выводы геологи имел возможность непосредственно наблюдать в разговорах на различных высокогорных станциях с ведущими специалистами и читая современные работы гляциологов.
    Ответить
    • naimark > nan | 04.10.2010 | 19:45 Ответить
      Я очень рада, что заметки читают настоящие специалисты (действительно, рада!). Было бы очень интересно, если бы Вы прокомментировали саму статью,с указанием спорных мест в логике и материале и, возможно, первичных посылках. Комментировать данную новостную заметку Вам вряд ли по рангу, так как это лишь изложение, по возможности точное, существа опубликованной статьи без важных для специалиста деталей.
      Что же касается линии питания ледника, то она действительно ниже вершин, так в статье и написано. Высота гор скоррелирована с высотой этой линии, а она в свою очередь увязана с объемом палеоледника. Здесь я не вижу никакого противоречия. В статье, насколько я поняла, не указано, что эрозийные процессы обязательно стесывают горы с вершины. Детали этого процесса вообще не затрагивается, так как эрозийный процесс исключительно разнообразен по форме.
      Ответить
      • nan > naimark | 05.10.2010 | 09:02 Ответить
        Во-первых, непосредственные данные о границах древнего ледника видны визуально по следам, оставленным им на склонах: склоны специфически отесываются, делая ущелья корытообразными с некоторой высоты, а внизу образуются "бараньи лбы", что очень наглядно в таких местах визуализирует границы древнего оледенения.
        Следов ледника, выше предвершинных гребней не наблюдается (есть плоские вершины и вообще плоскогорья, где могут быть ледники, но это - другая тема). Конечно, далеко не на всех склонах видны такие следы, не закрытые продуктами более поздней эрозии. И чаще всего определить границу оледенения бывает не просто.
        Эрозия предвершинных гребней носит совершенно иной характер и приводит к совершенно другому виду остаточного материала. Это и сегодня создает трудности в идентификациях границ древних ледников потому, что даже специалисты-гляциологи принимают за морены то, то является продуктами не ледникового происхождения, но внешне имеют те же формы. Поэтому так важны критерии, по котором можно уверенно идентифицировать морены.
        Судить о границах палеоледника по тем данным и "образцам", на которые ссылаются авторы статьи, достоверно не возможно. Соответственно, говорить о том, что ледники влияют на высоту гор нет оснований.
        Во-вторых, авторы (конечно же, заблуждаясь добросовестно) поменяли причину со следствиями. Утверждение: "Чем ниже современные горы, тем ниже была (и есть) граница питания ледников" не вызывает сомнений в естественности такой причинности (без учета климатического влияния, которое как раз в наибольшей степени и определяет границу питания ледников), а вот обратное - красивая сенсация, которая, видимо, и привлекла ваше внимание :)
        Хотя авторы и говорят про тектонические процессы, определяющие поднятие горных массивов и их динамику, которая не прекращается и сегодня, но, безусловно, никакой корреляции между тектоникой и границами питания ледников не существует в обратном направлении, а в прямом - да. Чем выше массив, тем более он зависит именно от тектоники потому, что эрозия на высоте, более "вечной мерзлоты", резко замедляется.
        Вот корреляции:
        Тектоника -> высота гор -> граница питания <- климат
        Авторы же утверждают, вообще забывая про тектонику:
        высота гор <- граница питания <- климат
        Утверждения статьи показались настолько абсурдными, притянутыми без оснований, что и мотивировало меня написать комментарий...
        Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»