Опубликован отчет о расследовании аварии на Большом адронном коллайдере

Схема, показывающая расположение электрического контакта, ставшего причиной аварии на LHC 19 сентября (изображение с сайта press.web.cern.ch)
Схема, показывающая расположение электрического контакта, ставшего причиной аварии на LHC 19 сентября (изображение с сайта press.web.cern.ch)

В четверг, 16 октября, пресс-служба ЦЕРНа распространила пресс-релиз, в котором описываются промежуточные результаты расследования происшествия, месяц назад выведшего из строя Большой адронный коллайдер. Более подробная техническая информация представлена в четырехстраничном отчете ЦЕРНа.

Напомним, что 19 сентября во время подготовки сектора 3-4 к работе с пучками на энергии 5 ТэВ произошла авария, приведшая к механическим повреждениям внутри сверхпроводящих электромагнитов, выбросу значительного объема гелия в туннель LHC и гашению тока сразу в сотне магнитов (общую схему коллайдера см. на странице Устройство LHC).

Последовательность событий

В отчете описывается подробная последовательность событий, развернувшихся 19 сентября. В рамках тестов электропитания в сверхпроводящие электромагниты подавался постепенно усиливающийся ток. Поскольку обмотки электромагнитов находились в сверхпроводящем состоянии, то во всей электрической цепи было нулевое сопротивление и, соответственно, нулевое напряжение. Цель тестов заключалась в увеличении силы тока в обмотках до 9,3 кА. Именно при таком токе возникающее в поворотных магнитах магнитное поле было достаточно для работы с протонными пучками с энергией 5,5 ТэВ.

Однако при токе 8,7 кА в электрической шине между двумя магнитами возникла область ненулевого сопротивления. Это впервые было зафиксировано в 11:18:36 по центрально-европейскому времени, когда в этом месте возникла разность потенциалов в 300 милливольт. В самих магнитах в этот момент никакой разности потенциала не было зарегистрировано, что означает, что сами магниты не были «спусковым крючком» аварии.

Спустя 0,4 секунды падение напряжения на этой области выросло до 1 вольта. Дальнейшее увеличение тока с необходимой скоростью (10 А в секунду) стало невозможным, и электрическая система переключилась в режим медленной разрядки. Ток начал уменьшаться, а спустя примерно полсекунды в дело вступила система быстрого гашения тока. Все системы контроля сработали при этом должным образом.

Неожиданным оказалось то, что в области исходного электрического контакта возникла электрическая дуга, которая пробила изоляцию гелиевой системы охлаждения. В первые секунды гелий начал испаряться в вакуумные камеры внутри криостата, резко ухудшая вакуумные условия. Локальное энерговыделение привело к росту давления жидкого гелия выше рабочего значения, и при некотором пороге открылись пружинные клапаны, выпускающие излишек гелия в туннель. Гашение тока и выпуск гелия начались тем временем и в соседних секциях, однако клапаны не смогли удерживать давление в смежных секция одинаковым. В результате возник перепад давления между секциями, который привел к механическим повреждениям межсекционного барьера. Из-за этого криостат сместился со своих опор, сломав в некоторым местах крепления к бетонному полу.

Эти смещения повредили криогенную линию, из-за чего в туннель быстро было выброшено около 2 тонн гелия. Распространившись по узкому туннелю, гелий вызвал срабатывание датчиков нехватки кислорода, которые запустили пожарную тревога и обесточили сектор. Гелий продолжал выходить в туннель до тех пор, пока не было восстановлено электропитание и не пришли в действие вентили, перекрывающие подачу гелия. В результате в целом в туннель было выброшено около 6 тонн гелия из 15 тонн, задействованных в этом секторе.

Последствия

После того как сектор был прогрет до комнатной температуры и вскрыт, было подтверждено место, в котором возник электрический разряд. Осмотр показал, что других повреждений в электрической системе нет, однако вдоль вакуумной трубы наблюдалась копоть. Кроме того, были видимые повреждения в многослойной изоляции соседних магнитов.

Оценено, что механического ремонта потребуют не более чем 5 фокусирующих и 24 поворотных магнитов. Однако, по-видимому, снять и поднять на поверхность придется и другие магниты — для чистки и восстановления изоляционных слоев. В отчете сказано, что в ЦЕРНе имеются запасные магниты и их компоненты в нужных количествах. Насколько далеко вдоль вакуумной трубы простирается копоть, пока непонятно, но вполне вероятно, что ее почистят на месте. В ЦЕРНе сейчас составляют конкретный план ремонтных работ, а специальная комиссия разрабатывает меры по предотвращению таких происшествий в будущем и по минимизации ущерба от них, если они произойдут. Эти меры будут реализованы до начала новых испытаний на LHC весной будущего года.

Этот отчет ЦЕРНа был промежуточным; после того как будет проведено более тщательное обследование поврежденных магнитов и чистка вакуумной трубы, будет выпущен более полный отчет.

Источник: пресс-релиз ЦЕРНа и технический отчет (PDF, 22 Кб) о результатах расследования.

Игорь Иванов


17
Показать комментарии (17)
Свернуть комментарии (17)

  • Math  | 17.10.2008 | 05:30 Ответить
    Существует мнение, что с запуском спешили, ради проведения успешного "шоу" в запланированный срок. Что-ж, несколько обидно слышать о таких разрушениях, произошедших из-за поспешности.
    Ответить
    • zg > Math | 17.10.2008 | 07:21 Ответить
      Если бы они его включили и всё заработало с первого раза, тогда это было бы действительно шоу. А так произошла авария, которую они не смогли предугадать, автоматика сработала нормально, люди тоже. Последствия хоть и есть, но не такие уж и значительные, а аварийная ситуация отработана, выводы сделаны. Чем больше аварий на этапе запуска, тем стабильней будет плановая работа.
      Ответить
  • freeresearcher  | 17.10.2008 | 09:53 Ответить
    "Эти смещения повредили криогенную линию, из-за чего в туннель быстро было выброшено около двух 2 гелия"

    Правильно ли я понимаю что это тонны? (а не, скажем, кубометры?)

    Кстати - тонна жидкого гелия даст при испарении 5600 кубометров газа...
    Ответить
    • spark > freeresearcher | 17.10.2008 | 10:52 Ответить
      Да, тонны, спасибо, опечатку сейчас попрошу исправить.
      Ответить
  • feb7  | 17.10.2008 | 11:52 Ответить
    В полном соответствии с законом Мерфи:
    1)Все,что может сломаться - обязательно сломается.
    2)Все,что не должно сломаться - сломается тоже.
    3)Все,что не ломается - будет сломано.
    4)Если что-то не сломалось - оно было сделано неправильно
    5)Если испытание прошло успешно - значит,операторы ошиблись.
    :-P
    Ответить
  • n0isy  | 17.10.2008 | 15:02 Ответить
    Интересно, а есть ли теоретически предельно-сложная система, которая сможет проработать стабильно какое-то время?
    Т.е. может создатели БАК вышли за еще ненаписанную и недоказанную Теорему Сложности Систем? :)
    Ответить
    • feb7 > n0isy | 17.10.2008 | 20:02 Ответить
      Давным-давно известен способ построения надежных систем из ненадежных элементов. Это дублирование и многократное резервирование. Например,на самолете Ил-76 система управления четырежды резервирована.

      А вообще всегда - чем больше элементов содержит система,тем выше вероятность ее отказа. Например,если система состоит из n элементов,вероятность отказа каждого Рэ,причем отказ одного агрегата ведет к отказу всей системы, то вероятность отказа всей системы n*Рэ.
      Т.е если система содержит миллион элементов с вероятностью отказа каждого одна миллионная,то вероятность отказа системы равна единице. Читайте законы Мэрфи.
      Ответить
      • freeresearcher > feb7 | 18.10.2008 | 17:11 Ответить
        Вообще-то если вероятность отказа одного элемента P, а их n штук, то:

        P(sum) = (1-P)^n -- потому что (1-P) есть вероятность что не откажет какой-то один, ну а далее действительно перемножаем.
        Ответить
        • feb7 > freeresearcher | 18.10.2008 | 21:37 Ответить
          Совершенно справедливо.Еще более сложный (и близкий к реальности случай),когда каждый элемент имееет свою вероятность отказа, или случай,когда отказ одного элемента приводит не к отказу системы целиком,а к отказу одного из ее агрегатов.......Но смысл утверждения "чем больше элементов содержит система - тем больше вероятность ее отказа" от этого не меняется.Я привел лишь иллюстрацию этого утверждения,естественно,доведенную до абсурда.Естесственно,в целях иллюстрации.....))))))))
          Ответить
  • PavelS  | 17.10.2008 | 19:45 Ответить
    Насколько велика стоимость гелия? В смысле, насколько велик ущерб от утечки гелия самого по себе? И тот гелий что утёк в тоннель - его выкинули в атмосферу, или как-то потом собирали?
    Ответить
    • feb7 > PavelS | 17.10.2008 | 20:12 Ответить
      Лучше бы этот гелий мне на дирижабль отдали! ))))))
      Ответить
    • Kostja > PavelS | 17.10.2008 | 20:15 Ответить
      Гелий вроде как недорогой инертный газ, легче воздуха, так что он очевидно рассосался сам, и вред от него самого навряд ли был.
      Ответить
      • feb7 > Kostja | 18.10.2008 | 15:45 Ответить
        Гелий используют аквалангисты при глубоководных погружениях. В качестве балластного газа - для понижения парциального давления кислорода. А поскольку скорость звука в гелии больше,чем в воздухе, акванавты начинают говорить мультяшными голосами.

        Представляю картину маслом - технари LHC бегают по тоннелю,хватаются за голову и пищат: "Ой,ой, прорыв изоляции второго контура! ой,ой коллайдер капут! ой,ой чо делать то?" )))))
        Ответить
      • freeresearcher > Kostja | 18.10.2008 | 17:17 Ответить
        В районе нескольких сотен рублей стоит кубометр для воздушных шаров. Утекло порядка тридцати тысяч кубометров (в пересчете на газ), так что это на сотни тысяч долларов.
        Ответить
        • feb7 > freeresearcher | 18.10.2008 | 21:43 Ответить
          Между прочим,воздушные шарики заполняют отнюдь не гелием,точнее,не только гелием. Когда начали продавать такие шарики, ребятишки решили приколоться,разговаривая мультяшными голосами. Многие попали в больницу с отеком легких. Теперь у нас висит предупреждение,что эту смесь ни в коем случае не вдыхать.
          Ответить
        • PavelS > freeresearcher | 18.10.2008 | 23:09 Ответить
          Надо понимать, в сравнении с ущербом механике это ничтожно.
          Ответить
  • leoni  | 21.10.2008 | 18:45 Ответить
    'Наводимые' токи статического напряжения протекают изначально по поверхности проводника в сторону 'земли' и могут, конечно, суммарно накладываться на режимные токи. Но, статические параметры несколько отличаются от электрических; скоростью, проницаемостью (изоляционные материалы работают в неких приделах проводимости). Это линейная молния или столбовой ток, который сложно остановить, если он по каким-то причинам образовался и слился в единый поток.
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»