Валерия Сирота
«Квантик» №10, 2024

Художник Алексей Вайнер

Художник Алексей Вайнер

Вы, конечно, знаете, что такое графы — столько раз это в «Квантике»1 обсуждалось, как же не знать? Если говорить просто, это точки, соединённые линиями. Точки называются вершинами графа, линии (не обязательно прямые) — его рёбрами.

Вершины графа могут быть просто-так-сами-по-себе-точки, а могут что-нибудь означать. Например, в родословных вершины графа — люди, а рёбра графа соединяют мужей с жёнами и родителей с их детьми2. Или вершины графа могут обозначать ребят в классе, а линии — кто с кем дружит. Нарисовать такой граф можно по-разному — важно лишь, какие вершины с какими соединены.

Поэтому граф — это удобный способ изобразить что-то, когда нам не нужны никакие «внутренние» свойства рассматриваемых объектов, а важны только их связи с другими объектами. Например, если нам неважно, какой формы и размера страны, а важно, с кем они граничат, — можно обозначать страны точками, а те из них, которые имеют общую сухопутную границу, соединять линией.

Тогда граф стран острова Ирландия выглядит так:

Граф государств на острове Ирландия

Задача 1. Нарисуйте граф стран Южной Америки (а можно сразу и Южной, и Северной) без островов (карту можно найти в интернете). Если вам понравилось, можно ещё и графы стран Азии или Европы нарисовать — это немного сложнее.

Бывает, что граф можно уложить на плоскости без самопересечений: ровненько, так что ни одна линия (ребро графа) другую не пересекает (например, это получится в задаче 1). А бывает, что это сделать нельзя; тогда приходится в месте пересечения рёбер рисовать что-то такое: Пересечение ребер 1. Или такое: Пересечение ребер 1.

Ну всё, разминка кончилась, теперь держитесь! Главное — не запутаться: в одной и той же задаче у нас может встретиться многогранник со своими вершинами и рёбрами, и граф — со своими. Для ясности вместо «вершины графа» будем по старинке говорить «точки», а вместо «рёбра графа» — «линии».

Возьмём обычный кубик (рис. 1). Глядя на него, можно построить целых три графа — смотря что мы договоримся обозначать точками и линиями.

Рис. 1

Задача 2. Нарисуйте графы а) вершин; б) граней; в) рёбер кубика.

То есть на первом графе точками будут вершины куба, а линиями нужно соединить те из них, которые на кубе соединены ребром. На втором графе точки — уже грани нашего кубика, а линии соединяют те грани, которые граничат друг с другом, то есть у которых есть общее ребро. На третьем графе точками будут рёбра куба, и те из них, что имеют общую точку (сходятся в одной вершине), нужно соединить линиями. Условие этой задачи можно записать в такую таблицу:

Задание Вершины графа (точки) Соединены линией, если:
а) Вершины куба На одном ребре куба
б) Грани куба Имеют общее ребро куба
в) Рёбра куба Имеют общую вершину куба

Проверьте, правильное ли количество «точек» получилось на ваших графах? Одинаковое ли (и правильное ли) количество линий выходит из каждой вершины («точки») графа? И не спешите сразу смотреть в ответы: сначала решите ещё хотя бы пару задачек.

Подсказка-«спойлер»: сам рисунок прозрачного кубика (такого, что на рисунке видны и передние, и задние рёбра — рис. 1) — это уже ответ на первый вопрос задачи! Каждая вершина обозначает сама себя. Только этот граф — с пересечениями. А точки и соединяющие их линии на графе можно ведь двигать: линии при этом могут растягиваться и изгибаться, как резиновые. Главное, чтобы линии не «рвались» и по-прежнему соединяли нужные пары точек. Давайте потренируемся рисовать одни и те же графы разными способами!

Задача 3. Сможете ли вы нарисовать все эти графы так, чтобы линии не пересекались?

Задача 4. Сможете ли вы нарисовать все эти графы (с пересечениями и без них) так, чтобы у них было как можно больше осей симметрии?

Решение задач 2–4

а) Подойдёт рисунок 1. Этот граф имеет ось симметрии, но у него пересекаются рёбра. Эти пересечения легко убрать, и даже повысить степень симметрии при этом (рис. 2).

Рис. 2

б) Возьмём развёртку куба, отметим точкой середину каждой грани и соединим склеиваемые грани (рис. 3).

Рис. 3

У полученного графа нет самопересечений, но он несимметричен. Чтобы сделать его и непересекающимся и симметричным, можно сместить вправо нижнюю вершину графа и немного подвинуть остальные (рис. 4). Тут 3 оси симметрии. Можно сделать и 6, но ценой появления пересечений (рис. 5).

Рис. 4 и 5

в) Это задание — посложнее. Можно, например, начать с какого-нибудь угла куба и с соединяющихся в этой вершине рёбер. Удобно пронумеровать рёбра куба, то есть вершины нашего графа, и следить, кто с кем соединяется (рис. 6).

Рис. 6

А если «посмотреть на кубик сверху», можно построить граф без самопересечений и с четырьмя осями симметрии (рис. 7).

Рис. 7

А ведь графы могут быть не только на плоскости, но и в пространстве! Или на сфере, например, можно их рисовать — вот хоть на поверхности мячика. Или даже на поверхности бублика. И многие графы, которые не нарисуешь без пересечений на плоскости, на бублике прекрасно помещаются.

Задача 5. Как можно более симметрично расположить наши три графа не на плоскости, а в пространстве (например, если бы вы делали их из пластилина и проволочек)? Какие симметричные пространственные фигуры (многогранники) у вас получились бы?

Подсказка

Можно прямо на изначальном кубике поставить точки в середину того, что вы хотите ими обозначить — в середину каждой грани для графа граней, в середину каждого ребра для графа рёбер... и в саму вершину для графа вершин! У вас уже получится симметричная пространственная конструкция. Дальше надо только правильно соединить эти точки отрезками.

Теперь у вас должно было получиться три симметричных пространственных многогранника. Давайте повторим ту же процедуру «делания графа» ещё раз — только уже не из кубика, а из многогранника, который мы получили из этого кубика путём построения графа.

Задача 6. Какой многогранник возникнет, если взять первый из наших трёх многогранников и сделать граф его вершин? А что получится из второго многогранника (графа граней), если сделать (пространственный и симметричный) граф его граней? И, наконец, что получится из третьего графа, если сделать граф его рёбер? В последней задачке договоримся соединять линией лишь те рёбра многогранника, которые не только соединяются в одной точке, но ещё и принадлежат одной и той же грани.

Решение задач 5–6

Пространственный граф вершин куба — сам куб. Сколько эту процедуру ни повторяй, будет получаться одно и то же.

Рис. 8

Граф граней — октаэдр (рис. 8). Его легко получить, просто нарисовав точки — вершины графа — на серединах граней куба. А что будет, если опять взять середины граней? — Снова куб (рис. 9).

Рис. 9

Пространственный граф рёбер тоже легко построить — просто отметить точками середины рёбер и соединить нужные (рис. 10). На плоскости картинка получается не очень-то симметричной, зато в пространстве — симметричнее не сделаешь. Это многогранник из равносторонних треугольников и квадратов: «куб с отрезанными углами», называется кубооктаэдр.

Рис. 10

У него 12 вершин и 12·4/2 = 24 ребра (потому что из каждой вершины выходит 4 ребра). Как будет выглядеть граф его рёбер? Нарисовать его «поверх» предыдущего рисунка сложновато... но можно представить, как он выглядит, или нарисовать развёртку. У него 24 вершины — столько, сколько рёбер у кубооктаэдра. Из каждой вершины выходит 4 ребра (потому что каждое ребро кубооктаэдра имеет 4 смежных по стороне ребра). Всего 24·4/2 = 48 рёбер. Те грани, которые у кубооктаэдра были квадратами, превратятся в квадраты, повёрнутые на 45°; грани, которые были треугольниками, снова дадут треугольники. Но появятся ещё новые квадраты: теперь вокруг каждого треугольника уже не 3, а 6 квадратов. Мы, конечно, не можем быть заранее уверены, что получится многогранник именно с квадратами, а не какими-то четырёхугольниками. Но такой многогранник существует. Это ромбокубооктаэдр (рис. 11).

Рис. 11

Ну и, наконец, на «заминку» –

Задача 7. Проделайте все те же упражнения с тетраэдром (рис. 12)!

Рис. 12

Решение задачи 7

Рис. 13

Граф граней у тетраэдра — это снова тетраэдр. На плоскости его удобнее всего нарисовать, посмотрев на тетраэдр сверху (рис. 13).

Рис. 14

Граф рёбер выглядит так, как на рисунке 14 или 15 (что то же самое). А в пространстве это — тот же самый октаэдр, что нам уже встречался в задаче 5: 6 вершин, каждая соединена с четырьмя другими. (Какие пары рёбер соответствуют на графе противоположным точкам?)

Рис. 15

Ну а «граф рёбер графа рёбер» это — о чудо! — снова кубооктаэдр, как в задаче 5.


1 См. статьи в «Квантике»: К. Пахомова «Спичечные графы» (№8, 2015), К. Кохась «Портрет его сиятельства» (№3, 2017), «Домики и колодцы на чайной кружке» (№8, 2020); В. Уфнаровский «Их сиятельство граф» (№8, 2021).

2 На рёбрах ещё иногда ставят стрелки — например, чтобы показать в родословной, кто родитель, а кто ребёнок и т. п.


0
Написать комментарий

    Избранное






    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»