Григорий Мерзон
«Квантик» №5, 2022
Какие целые числа могут быть представлены в виде суммы двух квадратов? С этого вопроса началась классическая теория чисел, а ответ на него нашёл Пьер Ферма ещё в XVII веке (мы дадим этот ответ в конце статьи).
Начнём с того, что квадрат целого числа даёт остаток 0 или 1 при делении на 4. Поэтому сумма двух квадратов даёт при делении на 4 остаток 0, 1 или 2. То есть никакое число вида 4k + 3 в виде суммы двух квадратов не представимо. А вот среди чисел вида 4k + 1 есть как представимые (например, 5 = 22 + 12, 9 = 32 + 02), так и нет (например, 21 или 33).
Замечательная Рождественская теорема Ферма гласит: любое простое число вида 4k + 1 представимо в виде суммы двух квадратов.
С Рождества 1640 года (когда Ферма объявил, что доказал эту теорему — поэтому её и называют Рождественской) был найден не один десяток разных доказательств. Мы обсудим замечательное элементарное доказательство с «крылатыми квадратами», найденное А. В. Спиваком уже в XXI веке.
Пусть p — простое число вида 4k + 1. Рассмотрим все такие тройки целых неотрицательных чисел (x, y, z), что p = 4xy + z2. Наша цель — доказать, что среди них есть хотя бы одна тройка, для которой x = y: тогда p = (2x)2 + z2 — сумма двух квадратов.
Все тройки, для которых x ≠ y, разбиваются на пары (x, y, z) ⟷ (y, x, z). Поэтому достаточно доказать, что количество наших троек нечётно (тогда все они разбиться на пары не могут).
Пришло время добавить к разговорам картинки. По каждой тройке (x, y, z) мы нарисуем клетчатую фигуру («крылатый квадрат»): начнём с квадрата z × z и приставим к нему (начиная с правого верхнего угла)1 4 равных прямоугольника x × y (рис. 1). Если p = 4xy + z2, мы получим крылатый квадрат площади p.
Но если число p простое, то почти каждый крылатый квадрат площади p можно получить ровно из двух троек! Действительно, как восстановить тройку, имея в распоряжении крылатый квадрат? Надо разрезать его на обычный квадрат и четыре одинаковых прямоугольника: взять один из «вогнутых» углов и начать от него отрезать либо по горизонтали, либо по вертикали (рис. 2).
Рис. 2
Единственное исключение (единственное, если p простое2) — крест, соответствующий тройке (1, k, 1), где p = 4k + 1 (рис. 3). А все остальные тройки мы разбили на пары. Значит, общее количество троек нечётно, что и требовалось.
Мы начинали с вопроса о представимости произвольных целых чисел в виде суммы двух квадратов, но дальше занимались только представимостью простых чисел.
Дело в том, что наша задача, как говорят, мультипликативна: если числа M и N представимы в виде суммы двух квадратов, то в таком виде представимо и число MN (действительно, если M = a2 + b2 и N = c2 + d2, то MN = (ac + bd)2 + (ad — bc)2); и наоборот, если число MN представимо в виде суммы двух квадратов, а числа M и N взаимно просты (не имеют общих делителей), то и M, и N тоже представимы в виде суммы двух квадратов (это непростой факт).
Пользуясь этим, уже не очень сложно вывести из Рождественской теоремы и общее утверждение: число N представимо в виде суммы двух квадратов тогда и только тогда, когда каждое простое число вида 4k + 3, входящее в разложение числа N на простые сомножители, входит в него в чётной степени.
Например, число 21 = 3 ⋅ 7 не представимо в виде суммы двух квадратов, а число 2 ⋅ 5 ⋅ 72 ⋅ 13 = 6370 представимо (действительно, 6370 = 212 + 772).
На рисунке 3 изображён случай p = 37. В каждой строке — по одному крылатому квадрату площади p (в данном случае их 4) и соответствующие ему тройки (x, y, z) (для всех, кроме первого креста, их две). Стрелки соединяют тройки (x, y, z) и (y, x, z). Единственная тройка, остающаяся без пары, — (3, 3, 1) — и соответствует представлению числа 37 в виде суммы двух квадратов: 37 = 62 + 12.
Рис. 3
Художник Мария Усеинова
1 Или начиная с левого верхнего. Мы не различаем равные фигуры (в том числе получающиеся друг из друга зеркальным отражением).
2 Подумайте, почему важна простота числа p. Чтобы разобраться, какие иначе могут возникнуть неприятности, полезно порисовать крылатые квадраты площади 21 и площади 16.
Рис. 1