Изобретая логарифмическую линейку

Виктор Клепцын
«Квантик» №2, 2022

Изобретая логарифмическую линейку

До середины XX века логарифмическая линейка была непременной принадлежностью инженера. Она позволяла быстро выполнять различные действия — умножать, возводить в степень и многое другое, что сейчас для нас делает компьютер, калькулятор или приложение на телефоне.

А как она была устроена? Чтобы разобраться, воспользуемся наиболее надёжным способом — придумаем её сами, — а заодно научимся с ней обращаться.

Механическое сложение

Начнём с гораздо более простого вопроса: а как нам сделать что-нибудь, что позволяло бы одним движением складывать (небольшие) числа?

Представим себе, что мы взяли две (настоящие, деревянные) линейки, причём на одной из них шкала у верхней границы (как это обычно бывает), а на другой у нижней (а вот так почти никогда не бывает, но можно же и самим перенести деления с одной линейки на другую!). Приложим их друг к другу так, чтобы совпали нули — тогда шкалы на них совпадают.

Сдвинем нижнюю линейку вправо — скажем, на 2  см (рис. 1, в центре) Что будет напротив отметки «3 см» на той же линейке? Это отметка на расстоянии 3 см от нуля на нижней линейке, который сам отстоит на 2 см от нуля на верхней. Значит, всего эта отметка отстоит на 2 см+3 см=5 см от нуля на верхней линейке, и  напротив отметки в «3 см» мы видим отметку «5 см».

Рис. 1. Сложение с помощью двух линеек

Рис. 1. Сложение с помощью двух линеек

Ура! Всего лишь с помощью абзаца рассуждений и двух линеек мы научились механически складывать 2 + 3 и получать в ответе 5. Но лиха беда начало!

Изобретая логарифмическую линейку

А как складывать двузначные числа? Да точно так же! На линейке ведь есть ещё и миллиметровая шкала. И можно сказать, что 16 + 27 = 43, можно, что 16 мм + 27 мм = 43 мм, а можно, что 1 см 6 мм + 2 см 7 мм=4 см 3 мм (рис. 1, справа).

Ну хорошо. Мы научились механически, сдвигом линейки, складывать одно- и двузначные числа. Но трудно-то умножать! Как бы нам и эту операцию переложить на нашего механического помощника?

Умножение степеней 10

Сначала научимся умножать друг на друга не любые числа, а только 10, 100, 1000 и т. п. Не то чтобы это сложно: когда мы умножаем друг на друга числа вида «единица и сколько-то нулей», нужно просто сложить количество нулей: скажем, 100×1 000=100 000.

Постойте, сложить? Так это мы уже умеем! Возьмём нашу линейку и вместо деления «1 см» поставим 10, вместо деления «2 см» поставим 100, вместо «3 см» поставим 1000 и т. п. И вместо нулевого деления поставим «единицу с нулём нулей», то есть просто 1. Но вот куда поставить другие числа, чтобы выполнять умножение таким же сдвигом линеек?

Рис. 2. Сложение с помощью двух линеек

Рис. 2. Умножение степеней 10

Изобретая логарифмическую линейку

Давайте сформулируем явно, что именно должно выполняться: если на расстоянии r см стоит число a, а на расстоянии s см стоит число b, то на расстоянии r+s см должно стоять число ab. Обозначим расстояние, на котором мы поставим число a, довольно длинным образом — как \(\log_{10}a\). Тогда нам нужно, чтобы выполнялось соотношение

\(\log_{10}ab\)=\(\log_{10}a\) ⋅ \(\log_{10}b\). (1)

.

А можно ли такие расстояния \(\log_{10}a\) подобрать для всех чисел a, а не только для степеней 10 — которые мы уже расставили, поставив число

\(1\hspace{-3pt}\underbrace{0 \ldots0}_{\mbox{$r$ нулей}}=\) \(\underbrace{10×⋅⋅⋅×10}_{\mbox{$r$ десяток}}=10^r\)

на расстоянии \(\log_{10}10^r\) = r см? Оказывается, что можно, и мы научимся это делать. Такой способ расставлять числа называется логарифмической шкалой (рис. 3), а функция \(\log_{10}\) — десятичным логарифмом.

Рис. 3. Сложение с помощью двух линеек

Рис. 3. Логарифмическая шкала

Но прежде чем выяснять, как именно такую функцию \(\log_{10}\) строить, давайте воспользуемся готовым результатом (таблицей или файлом со шкалой) и сделаем «демоверсию» логарифмической линейки своими руками!

Рис. 4. Сложение с помощью двух линеек

Рис. 4. Логарифмическая линейка: принцип работы

Настоящая логарифмическая линейка

В настоящей логарифмической линейке обычно её подвижная часть вставляется в жёлоб в неподвижной части, чтобы легко вдоль неё скользить, не выпадая (рис. 5, справа). Самому сделать такое из дерева не очень просто, но для демонстрации принципа можно сделать её и из бумаги, обернув неподвижную часть вокруг подвижной (рис. 5, слева), распечатав заготовку по ссылке kvan.tk/rule (попробуйте!).

Рис. 5. Сложение с помощью двух линеек

Рис. 5. Слева: самодельная логарифмическая линейка; справа: логарифмическая линейка в разрезе (один из вариантов конструкции; подвижная часть выделена тёмным цветом)

Изобретая логарифмическую линейку

А ещё можно такую шкалу нанести самостоятельно — воспользовавшись таблицей логарифмов, компьютером или инженерным калькулятором (одна из функций, которые любой инженерный калькулятор умеет вычислять, — это логарифм)1.

Как можно увидеть на фотографии (рис. 6), настоящая логарифмическая линейка сложнее, чем наше простое описание: на ней значительно больше шкал, и благодаря этому она позволяет легко выполнять значительно больше операций.

На этой фотографии видны шкалы A (на неподвижной части) и B (на подвижной) — это те самые логарифмические шкалы. Сдвиг подвижной части и позволяет легко умножать (и делить!) числа. Но  что, если нам часто приходится возводить числа в квадрат? Можно каждый раз умножать число само на себя, a2=a · a, сдвигая 1 на подвижной части к a и читая ответ напротив отметки a на подвижной части. А можно заметить, что

\(\log_{10}a^{2}\)=\(\log_{10}a\) + \(\log_{10}a\)=2\(\log_{10}a\). (2)

Рис. 6. Сложение с помощью двух линеек

Рис. 6. Логарифмическая линейка: шкалы и нить. Мелкие цифры 1, 2, 3 ... на шкале D отмечают десятые доли, то есть это деления 1,1; 1,2; 1,3...

На фотографии видна шкала D — это логарифмическая шкала A, растянутая в два раза. И это позволяет возводить числа в  квадрат одним движением прозрачного ползунка с нитью (применяемого для точного сопоставления чисел на разных шкалах): напротив числа a на шкале D мы видим на шкале A число a2. А чтобы извлечь из числа b квадратный корень, нужно найти число b на шкале A; напротив него на шкале D и будет искомый корень \(\sqrt{b}\) (например, напротив 2, записанного на шкале A, стоит на шкале D число, чуть большее 1,4).

Изобретая логарифмическую линейку

А что, если мы хотим возвести число в третью или в пятую степень? Аналогично (2),

\(\log_{10}a^{3}\)=\(\log_{10}(a · a2)\) = \(\log_{10}a\) + \(\log_{10}a^{2}\)
= \(\log_{10}a\) + 2\(\log_{10}a\) = 3\(\log_{10}a\),

и вообще

\(\log_{10}a^{n}\)=\(\textit{n}\)\(\log_{10}a\). (3)

Поэтому n-ю степень числа a можно вычислить так: сначала вычислить логарифм a, потом умножить его на n — и результатом будет логарифм an. И тут нам нужно умножать на n.

Стоп, умножать? Так мы это уже научились делать быстро — как раз с помощью логарифмов! Давайте применим (ещё раз!) логарифм к равенству (3): получаем

\(\log_{10}\)(\(\log_{10}a^{n}\))=\(\log_{10}\)(\(\textit{n}\)\(\log_{10}a\))=\(\log_{10}a^{n}\)+\(\log_{10}\)(\(\log_{10}a\)).

Поэтому — если поставить каждое число a на расстоянии \(\log_{10}\)(\(\log_{10}a\)) на ещё одной шкале, то мы сможем вычислять an, просто сдвигая относительно этой шкалы обычную логарифмическую (рис. 7).

Рис. 7. Сложение с помощью двух линеек

Рис. 7. Возведение в степень

Так вот — на некоторых шкалах (их часто подписывают символами LL, см. рис. 6) число a стоит на расстоянии в \(\log_{10}\)(\(\log_{10}a\)) единиц длины2. И  теперь мы знаем зачем — чтобы легко возводить числа в степени!

Упражнение. На рисунке 8 отмечены 1, 8 и 25 на логарифмической шкале. С помощью обычной линейки отметьте на этой же шкале числа 200, 64, 5, 2, 10, \(\sqrt{2}\), 0,5. Где располагается число 15, ближе к 8 или к 25?

Рис. 8. Сложение с помощью двух линеек

Рис. 8

Художник Алексей Вайнер.

Окончание следует.


1 Ещё симулятор логарифмической линейки есть на сайте «Математических этюдов». Но сделать своими руками всё-таки интереснее!

2 Везде выше мы писали о десятичном логарифме, просто потому, что мы естественно придумали именно его. Но логарифмы бывают не только десятичные — и об этом мы поговорим в следующий раз.


0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»