Переход на водород

Технологические решения для широкого использования самого эффективного топлива уже существуют

Мария Роговая
«Коммерсантъ Наука» №23 (2), июнь 2021

Экспериментальная установка Wendelstein 7-X для исследования управляемого термоядерного синтеза («Коммерсантъ Наука» №23, июнь 2021)

Экспериментальная установка Wendelstein 7-X для исследования управляемого термоядерного синтеза. Грайфсвальд (Германия)

Водород — это самое энергоемкое и легкое вещество из всех видов топлива. Его производство не относится к инновациям — он производился миллионами тонн еще в советские времена, когда его использовали для производства аммиака для получения азотных удобрений.

Водород и сегодня используют для производства удобрений, повышения качества бензина, улучшения свойств стали, а также в пищевой промышленности для производства маргарина и твердых кондитерских жиров методом гидрогенизации растительных масел. Без него не обходятся все процессы гидроочистки, гидрообессеривания, гидрокрекинга, регенерации катализаторов. Его также широко применяют для охлаждения генераторов на электростанциях.

С тех пор как появилась перспектива перехода на водородную энергетику с углеводородной, потребность в водороде увеличилась на порядки. Сегодня эта перспектива стала реальностью, поскольку примерно десять лет назад была решена одна из основных проблем с его хранением для дальнейшего использования в качестве автомобильного топлива. Вместо тяжелых, дорогих и небезопасных стальных баллонов для сжатого под высоким давлением водорода стали применять легкие композитные емкости из углепластика, которые прекрасно помещаются в легковых автомобилях. Кроме того, стало возможным получать водород прямо по месту употребления. Появление таких технологий зажгло для водородной энергетики зеленый свет.

Около 20 лет назад во всем мире начали появляться автомобили на водороде, и бывшие выставочные центры пилотных моделей превратились в салоны-магазины серийных образцов. Количество автомобилей на водородном топливе сегодня исчисляется тысячами. Их стоимость составляет около $50–60 тыс. Серийные автомобили на водороде есть у Toyota, Hyundai, Honda. Предсерийные образцы тестируют Audi, Mercedes, BMW, Mazda, Ford и ряд других производителей. Все технические препятствия, столько десятилетий казавшиеся непреодолимыми, пройдены за считаные годы, и теперь вопрос только в экономической целесообразности для массового потребителя. В России такой автомобиль приобрел себе житель Красноярска, но в связи с отсутствием заправок в своем городе перевез машину в Москву и получает топливо в одном из научных институтов.

Как получить водород?

Для развития водородной энергетики нужно будет на государственном уровне решить вопрос, в каком виде доставлять водород к месту его получения. Дело в том, что водород содержится в очень многих видах ископаемых топлив.

«Наиболее дешевый водород получается методом паровой конверсии метана, — рассказывает заведующий отделом гетерогенного катализа Института катализа СО РАН Павел Снытников. — Другой способ — из аммиака. Для его транспортировки, как и для природного газа, в нашей стране даже существует трубопровод, так как аммиак сжижается всего при давлении 8,5 атмосферы. Третье решение — перевозка будущего водорода в виде метанола. В Китае метанол используют как автомобильное топливо. Но в России против метанола почему-то предубеждение, по-видимому, в связи с тем, что с давних пор у нас простой народ пил все, что горело, в том числе и метанол, и люди лишались зрения».

А вот получать его лучше всего там же, где будут потреблять, чтобы уйти от проблем транспортировки чистого водорода. Чтобы использовать водород, например, как автомобильное топливо, нужно закачать его в баллоны под давлением 700 атмосфер. Правда, на сжатие нужна дополнительная энергия. Не меньше энергии требуется на сжижение водорода, так что один из подходящих способов его транспортировки — это перевозка в химически связанном состоянии, например в виде метана, из которого водород должен производиться там же, где будет использоваться. То есть до заправки везут метан, а уже на самой заправке устанавливается небольшое производство, например, конвертер метана в водород. Но этот способ не очень хорош для экологии, поскольку на небольших производствах сложно обеспечить качественную очистку выбросов. Зато экономически он себя вполне оправдывает. Опыт Японии, Кореи и ряда других стран показал, что километр пробега на водороде выходит не дороже бензина. 4 кг водорода, закачанного в баллон, хватает примерно на 800 км пути обычного седана.

Получать водород можно практически из любого углеводородного топлива: из бензина, дизельного топлива или пропан-бутановых смесей. В Институте катализа им. Г. К. Борескова СО РАН ведется работа по гранту РНФ по тематике получения водорода из дизельного топлива. Также разрабатываются методы получения водорода даже из органических носителей, например из бор-гидридов. Главные задачи на будущее развитие водородной энергетики — это не только получение водорода, но и его хранение. Жидкий водород можно хранить только при низких температурах, поэтому его использовали только в критически важных областях, например, как ракетное топливо.

Если отвлечься от автомобилей и обратить внимание на энергообеспечение более крупных стационарных объектов, например жилых или промышленных комплексов, то вся идеология водородной энергетики строится на ее связке с другими источниками энергии. Например, с возобновляемыми — гидро-, ветряными, солнечными электростанциями или с крупными атомными электростанциями. Производство такой энергии идет в одном режиме, а тратится потребителями она в другом, поэтому, когда есть излишки энергии, ее можно тратить на получение водорода даже из обычной воды методом электролиза.

Голубая мечта о зеленом водороде

Электролиз — это способ получения водорода из воды, который, к сожалению, требует больших энергозатрат, поэтому он оправдан только в тех случаях, когда вырабатываемую энергию необходимо запасти, пусть даже и с невысоким КПД. Лучше всего использовать для этого источники, где постоянно возникают достаточно большие излишки энергии. Емкости аккумуляторов для ее сохранения не хватает, кроме того, аккумуляторы быстро разряжаются, а полученный методом электролиза водород — это гарантированный запас энергии, можно сказать, воплощение мечты о чистой энергии, так называемом зеленом водороде. К сожалению, пока всего 2% общего объема водорода в мире производится методом электролиза. 75% водорода получают из природного газа и 25% — сжиганием угля. Цены топлива, полученного по этим технологиям, также несопоставимы: $1,7 за 1 кг водорода из природного газа и $5–10 за водород, полученный электролизом. Впрочем, стоимость зависит от источника энергии. Например, от энергии АЭС зеленый водород вдвое дешевле ($3–5), чем от возобновляемых источников энергии.

Основные организации в России, заинтересованные в получении водорода — это компании «Росатом» и «Газпром». Атомные электростанции нуждаются в сохранении избытка энергии в виде водорода и дальнейшего его использования. А добывающая компания хочет перерабатывать природный газ в водород, имея соответствующие установки непосредственно в местах использования, например на автомобильных заправках. Для решения проблемы транспортировки водорода можно переводить его в спирты — метанол, диметиловый эфир, чтобы получать из них водород, что называется, «по требованию» для дальнейшего использования на энергоустановках. Это химия получения водородсодержащих компонентов, и она достаточно хорошо освоена.

Как перестать сжигать топливо

Вообще, заявления о том, что водород — это экологически чистое топливо, не совсем справедливы. Из школьного курса химии мы помним, что после сжигания водорода получается вода. Но горит-то он в воздухе, где высокое содержание азота, и в результате реакции кислорода и азота при высоких температурах мы получаем те же токсичные оксиды азота, что и при сжигании бензина, только в меньшем объеме. Собственно, водород здесь ни при чем: любое высокотемпературное горение вызывает в воздухе реакцию взаимодействия кислорода и азота с образованием оксидов. По этой причине получать электричество с помощью сжигания любого топлива — это не самый экологичный способ. А тем более углеводородного, которое сгорает с выделением выбросов углекислого газа в атмосферу. Чтобы решить проблемы с выбросами в атмосферу, нужно прекратить сжигать топливо и снизить градус его потребления до комнатной температуры. В этом могут помочь топливные элементы.

Применение водорода в топливных элементах является самым экологичным. Разные топливные элементы используют водород при разных температурах и могут быть более или менее привередливы к его чистоте. Низкотемпературные топливные элементы работают на чистом водороде, а высокотемпературные вполне удовлетворяются синтез-газом. Топливный элемент — это электрохимическое устройство, которое преобразует химическую энергию водорода в электрическую (процесс, обратный электролизу) с достаточно высоким КПД. Институт катализа СО РАН сотрудничает с российскими производителями топливных элементов — ГК «ИнЭнерджи» и Институтом проблем химической физики РАН, где были разработаны и созданы сверхлегкие топливные элементы для беспилотных летательных аппаратов. В настоящее время там ведутся разработки более крупных топливных элементов для автомобильных передвижных платформ. Рынок топливных элементов еще только формируется, поскольку область их применения постоянно растет. Появляются новые возможности в разработке — осваивается новый экономический сектор. Вопросы могут быть самые разные — например, обеспечение дальних трасс или камер видеонаблюдения источниками связи или возможность установки автономных вышек сотовой связи. Источники водородной энергии всегда работают как тандем «топливный элемент на водороде плюс аккумулятор». Аккумулятор способен сглаживать пиковые нагрузки, а топливный элемент обеспечивает длительную выработку электроэнергии.

Сегодня в мире на топливных элементах работают тысячи небольших энергоустановок. В США, Японии и некоторых странах Европы они уже около 30 лет снабжают водородной энергией небольшие частные поселки, большие и удаленные от города супермаркеты или промышленные объекты. В отличие от дизель-генераторов это намного более бесшумные системы, так что их широко используют как запасные источники энергии в случае сбоев в работе основного источника энергообеспечения.

Сколько стоит чистый воздух

В качестве грантового финансирования на развитие индустрии водородной энергетики некоторые страны ЕС ежегодно выделяют сотни миллионов евро, США — сотни миллионов долларов. Совокупные вложения Европы и США в эту отрасль исчисляются миллиардами. Сейчас многие компании во всем мире делают попытки использовать источники энергии на топливных элементах в самых разных областях. В ближайшие десятилетия может измениться сама концепция человеческого энергопотребления.

В России развитие топливных элементов исторически связано с космическими программами в середине ХХ века. Щелочные топливные элементы использовались во многих космических проектах, где требовались автономные энергоустановки.

В 2020 году правительство России утвердило энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2035 года и ключевые меры развития водородной энергетики. В этом же году был создан консорциум по водородной энергетике, куда вошли ведущие научные институты: Томский политехнический университет, Институт катализа СО РАН, Институт проблем химической физики РАН, Институт нефтехимического синтеза РАН, Самарский государственный технический университет и Сахалинский государственный университет. В программе развития водородной энергетики РФ намечено создание водородных кластеров и пилотных проектов по производству и экспорту водорода. Планируется развитие первых коммерческих проектов производства водорода. Сегодня в РФ появляются отдельные пилотные проекты с использованием водородной энергетики, но до массового внедрения пока не дошло: скорее производители демонстрируют свою готовность к реализации подобных проектов в случае выделения финансирования со стороны, например, госкорпораций. Так, в конце 2019 года в Санкт-Петербурге был запущен трамвай на водородном топливе, а ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД» в качестве пилотного проекта обсуждают возможность запуска поезда на Сахалине на топливных водородных элементах.


8
Показать комментарии (8)
Свернуть комментарии (8)

  • Alef  | 22.07.2021 | 11:45 Ответить
    Вместо зелёного, голубой водород. Они типа не с зелёных технологий, а с природного газа. Так же голубой аммиак, то же для будущего.
    Все углеводородные компании смотрят на эти технологии, по причине, а если углеводороды уйдут.
    Ответить
  • Kostja  | 22.07.2021 | 12:57 Ответить
    Гремучий газ уже стал менее гремучим? Лучше б общественный транспорт развивали вместо миллионов прожорливых повозок, а то это как алкаш который перестал пить просто так и пьет только для здоровья в тех же количествах инновационную целебную настойку.
    Ответить
  • 3g430  | 22.07.2021 | 13:49 Ответить
    1. Баллон под давлением 700 атмосфер, даже заправленный воздухом - та ещё бомбочка, чтобы его можно было вводить в неконтролируемый гражданский оборот. А тут ещё водород!
    2. Энергоемкость водорода в 3 раза выше, чем у бензина. Что же это за седан такой, который на 16 литрах бензина проедет 800 км?
    Ответить
  • vibbtwo  | 22.07.2021 | 16:10 Ответить
    "Перевозить водород в виде метана или метилового спирта" звучит как какой-то бред. Зачем ставить дополнительное недешевое оборудование и тратить дополнительную энергию для переработки в водород, когда и метан и метанол можно просто сжечь в обычном ДВС? А главное, для производства водорода нужно затратить столько же (на самом деле, конечно, больше) энергии, сколько будет получено при его горении. Откуда эту энергию брать? Неужели из розетки?
    Ответить
  • flasher  | 22.07.2021 | 17:16 Ответить
    Откуда эту энергию брать? Неужели из розетки?
    Конечно, откуда еще?

    Смысл же не в получении дармовой энергии, а в более экологичном способе ее хранения/использования
    Ответить
  • astepanov  | 22.07.2021 | 18:24 Ответить
    Поразительная по безграмотности статья. Автор, с каких это пор боргидриды стали органическими соединениями? С какого перепуга вы написали, что водород можно поучать при сжигании угля? С чего вы взяли, что "аккумуляторы быстро разряжаются", если у большинства из них саморазряд не превосходит 1 - 3% в месяц? И, наконец, изюминка на торте: получение водорода электролизом - дорогое удовольствие, а при его получении из углеводородного сырья получаются окись углерода или двуокись, причем по массе их выход многократно больше, чем водорода. Куда их девать? Ни то, ни другое промышленности в таких объемах не нужно.
    Западные страны делают ставку на водородную энергетику, и все они, говоря об источниках водорода, открыто заявляют: мы будем его импортировать. Откуда? А из России. Купим. Пущай идет по магистральным трубопроводам. А Россия еще и оплатит тому же Евросоюзу за превышение квот на выбросы СО2.
    Автомобили, говорите, по 50-60 тыс. долларов? Да большинство россиян ст трудом наскребает на "Калину". Дешевый водород, говорите? Но он будет дороже бензина или же метана (в пересчете на единицу энергии), потому что закон сохранения энергии не может отменить даже наше законодательное собрание.
    Стыдно за такую поверхностную писанину, состоящую из умолчаний и подтасовок.
    Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 23.07.2021 | 03:04 Ответить
    присоединяюсь к вышевысказавшимся товарищам:
    Тоже испытывал при прочтении чувства неудовлетворенности, неясности, удивления и протеста)
    То на местах нехорошо добывать водород, то практиццки в каждй машине это предполагается делать; то хорош водород, то ничуть не лучше прчих топлив, то он скоро перевернет всю систему энергопотребления, то КПД его выработки отвратительно плох...
    А что за технологии позволяют без сжигания его использовать в кач-ве источника энергии?
    Если они есть - так понимаю, химические какие-то процессы, незнамо как электричество генерирующие (оч интересно бы узнать принцип), то зачем они так именно водород предпочитают? Давайте прямо об азоте подумаем, чтоб ничего не возить в машине под давлением в 700 атмосфер, а из забортного воздуха прямо энергию тянуть. Мне кажется, если хотимдешевле сделать - так надо на нечто имеющееся вокруг прицеливаться, а не на то, что требует уймы стараний для добычи, транспортировки и хранения...
    А уж зачем вначале иллюстрация к термояду - и вовсе непонятно...
    В общем, как-то сумбурновато и не слишком убедительно
    Ответить
    • astepanov > Юрий Фёдоров | 23.07.2021 | 10:16 Ответить
      технология без сжигания - это прямое преобразование химической энергии в электрическую, минуя стадию превращения химической энергии в тепловую, как это делается, например, на тепловых электростанциях. В тепловых машинах КПД не может превосходить величины, задаваемой формулой Карно, при прямом преобразовании он может приближаться к единице. Техническая суть прямого преобразования - окисление водорода (или другого топлива) и восстановление кислорода на электродах, так, как это делается в обычных химических источниках тока. Недостатки: сложность конструкции, необходимость использования дорогостоящих катализаторов. Топливные элементы разрабатываются более полувека, первые использовались еще в программе "Аполлон" при полетах на Луну. Сейчас потихоньку входят в менее экзотичные области.
      Водород предпочтителен потому, что его проще других веществ использовать в топливных элементах, он наиболее экологичен и имеет очень высокую теплоту сгорания.
      Из атмосферного азота получить какую-либо энергию не удастся - термодинамика не велит.
      Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»