Василий Птушенко
«Квантик» №9, 2018
Говоря про отражение света, мы чаще всего представляем себе зеркало. Именно поэтому словом «отражение» мы называем не только само явление, когда свет изменяет направление своего движения, но и то изображение, которое создаётся отражённым светом. Однако глядя, например, на белую вату, мы также имеем дело с отражением. Причём отражает вата ничуть не хуже, чем зеркало: и в том, и в другом случае ни поглощения, ни пропускания света практически нет. Так в чём же тогда различие между ватой и зеркалом?
Ничего «хитрого» в этом различии нет: вата отражает (по сути, рассеивает) упавший на неё свет во все стороны — такое отражение называют в физике диффузным. А для зеркала действует закон отражения: каждый луч света отражается только в одном, строго определённом направлении — «угол падения равен углу отражения» (такой тип отражения называется зеркальным). Однако это всё — сухие слова. А ведь переход от зеркального отражения к диффузному вполне можно проиллюстрировать не только формулами и чертежами, но и вполне поэтичными образами. Причём, раз уж мы отказались от «сухих» слов, сделаем это с помощью... воды!
Всем знакомо образное словосочетание «зеркальная гладь» по отношению к поверхности воды. Но это художественное наименование имеет и вполне отчётливый физический смысл. В отсутствие ветра или течения поверхность воды в небольшом водоёме — озере, пруду и даже луже — будет плоской и горизонтальной. Кроме того, при больших углах падения (то есть при «пологом» падении света) коэффициент отражения воды резко возрастает, приближаясь к 100%.
Итак, плоская поверхность с высоким коэффициентом отражения (если, конечно, не смотреть прямо вниз) — вот два свойства, делающие невозмущённую поверхность воды прекрасным зеркалом.
На рисунке 1 схематично показано отражение света от такой поверхности и итоговое изображение.
Рис. 2
А теперь представим себе лёгкое волнение. Идеально плоская отражающая поверхность превратилась в множество фрагментов, наклонённых под слегка отличающимися друг от друга углами. Фотография с последней страницы обложки «Квантика» № 8, 2018 (рис. 2), — не творение импрессиониста, как могло показаться, а именно отражение в таком «волнующемся зеркале».
Сравните его с репродукциями картин импрессионистов (например, рисунок 3).
Все контуры слегка искажаются, прямые линии в отражении отличаются от прямых, но несильно. В целом, весь облик остаётся узнаваемым. Вот «настоящий» объект (рис. 4), дающий такое «импрессионистическое» отражение (рис. 5), и схема хода отражённых лучей (рис. 6). (Схема иллюстрирует искажение длин отрезков; чтобы показать, как искажаются формы, превращая отрезки прямых в кривые, нужно рассмотреть трёхмерную схему.)
Ветер посильнее может вызвать ещё большие отклонения поверхности воды от горизонтальной плоскости. Её по-прежнему можно будет представить как состоящую из отдельных почти плоских фрагментов, но эти фрагменты будут сильнее отклонены от горизонтали. Итог — контуры изображения совсем размыты, оно уже едва угадывается (рис. 7), превращаясь, в итоге, в классическую «лунную дорожку».
Рис. 4 и 5
Рис. 6 и 7
Обилие «самостоятельных» зеркалец с существенно разными направлениями, позволяющих отражать свет во все стороны, — это и есть особенность диффузного отражения (рис. 8).
Чем меньше эти зеркальца (или чем дальше они находятся от наблюдателя, то есть чем меньшие угловые размеры имеют), тем равномернее рассеивает свет во все стороны от себя такая поверхность. В вате свет отражается от отдельных крохотных волокон, в снегу — от граней отдельных снежинок. Впрочем, снежинки ещё не настолько малы, чтобы создать полноценное диффузное отражение. В солнечный день или вечером под фонарём взгляните на снег вокруг себя, и вы увидите, как на фоне «равномерной» белизны снега время от времени сверкнёт отдельный яркий лучик, отражённый одной из снежинок.
Фото автора
Художник Алексей Вайнер
Рис. 1